Города государства Древней Руси
Отвлечение 4 О4.1. Мы может обратиться к истории Руси и посмотреть как северные СОЮЗЫ ПЛЕМЕН решали проблему набегов и территориальных споров. Летопись Повесть временных лет указывает на тот факт, что и до призвания Рюрика племена славян и финно-угров приглашали иноземных арбитров для разрешения межплеменных споров. Понятно, что судья должен был быть наиболее объективным, потому он должен был быть из варягов - ведь других-то иноземцев в регионе Балтики и не было. Иноземное происхождение (по-идее) обеспечивало беспристрастность судьи. С другой стороны, судью-иноземца приглашали с некой военной силой из его соплеменников - так как арбитр в отношении нарушителей как-то должен был проводить в жизнь свои решения. Однако военная сила арбитра должна была быть недостаточной против совокупной военной силы всех племен. Скорее, сила судьи должна была быть недостаточной даже для наказания племени-нарушителя, для чего он должен был просить помощи у других племен.
О4.2. Видимо, только такая конструкция могла обеспечить равновесие и равноправие между ильменскими племенами. Сегодня мы не знаем, по каким причинам на севере восточноевропейской равнины сложилось взаимодействие славянских и финно-угорских племен, но судя по летописи, такая практика - приглашение арбитров из варяг - велась в течение долгого времени, пока не был приглашен хитрый Рюрик, который совершил переворот.
О4.3. Для этого Рюрик перенес свою резиденцию из Ладоги в Новгород, где отстроил собственное укрепление - Рюриково Городище - на островке напротив рынка. Эта база стала стоянкой для всех иноземных купцов-варягов, проходивших по пути из Варяг в Греки. Там в безопасности купцы складировали свои товары, а варяги оставались на ночлег. Так у Рюрика собралась совокупная сила, которая позволила ему совершить захват власти. Подробных деталей мы не знаем, но даже в летописи есть упоминание о перевороте в Новгороде. Причем, даже упоминаются некие диссиденты, которые бежали из Новгорода в Киев.
О4.4. Сама Летопись описывает призвание Рюрика уже с высоты XII века, когда в голове летописца уже есть феодальные принципы раздачи синьором земли вассалам:
И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.О4.5. Конечно, вопрос о существовании Синеуса и брата его Трувора - спорный, но закономерно, что Рюрик вскоре остается единоличным властителем.
О4.6. В поздней Никоновской летописи есть упоминание о смуте в Новгороде, которую возглавлял некий Вадим Храбрый. Скорей всего усмирение мятежа и казнь Вадима (863/864 год), показала всем вождям племен, кто теперь настоящий хозяин в Новгороде. Вероятно, в смуте участвовали и варяги, которые после разгрома мятежа бежали в Киев. Последующее жестокое отношение со стороны князя Олега к киевским конунгам - Аскольду и Диру - могло иметь причины в их участии в новгородской смуте. Это были варяги-диссиденты, которым ничего не оставалось, как сбежать из Новгорода скорее в Византии ради найма на службу, но по пути они смогли захватить Киев.
Отвлечение 5 О5.1. Если мы опять обратимся к истории появления государственности у восточных славян, то в северном СОЮЗЕ племен ни один вождь не мог допустить, чтобы другой вождь занял место хотя бы межплеменного арбитра. Задачей союза было сохранение равноправия племен и потому - не было никакой возможности договорным путем (эволюцией) одному вождю стать НАД остальными. Это равноправие складывалось исторически в течении долгих лет, оно устраивало всех вождей и, оно даже не позволяло одному племени захватить другие, так как те сразу объединяли силы.
О5.2. Сильному "племени" - можно сказать, гегемону балтийского региона - кривичам - дань платили многие племена, но это была лишь взяткой от набегов. Племена платили дань ОДНОМУ гегемону, а тот не допускал набегов от других племен.
О5.3. Если мы обратимся к истории Литвы, то увидим, что практически во всех балтских племенах были вожди из рода Миндовга. Даже больше - подтверждается, что сам род Миндовг был из племени пруссов, которые в древности и заставили остальные племена избрать вождей из кровных пруссов в результате набегов или захвата. Однако никакого государства у литовских племен по этой схеме не появилось. Государство Великое княжество Литовское и Русское возникло из государственности русского Новгородского княжества, а вот родоплеменной строй в Литве сам Миндовг ломал, выгоняя из племен вождей, бывших ему родственниками. Впоследствии часть земель он вернул тем же вождям, но уже как подарок от себя - на условиях вассальной зависимости.
Поселившись в Старой Ладоге варяг Рюрик видимо сообразил, что в этом славянском поселение, возможно, служившей кроме того столицей какого-то славянского племени, его положение крайне неустойчиво. Ведь он, определенно, должен был знать про участь предыдущих арбитров, которых запросто выгоняли. Версия о первоначальной резиденции Рюрика скорее верна, так как смена резиденций означало для Рюрика освобождение от влияния местных вождей. Он выбирает для своего замка небольшой островок напротив некоего старого города, который с момента его переезда получает название Новгород. Рюриково городище, которое Рюрик построил на острове, - было не просто его личным укрепленным жилищем, а базой, где стали останавливаться купцы и варанги, проходившие по пути из Варяг в Греки.
Летописи не сообщают нам, каким образом Рюрик сумел приватизировать должность НАДплеменного арбитра над племенами славян и финно-угров, но ведь его уже никто не смог выгнать. О том, что Новгород уж точно стал собственностью Рюрика свидетельствует упоминание в Никоновской летописи о некой смуте в 863/864 годах. Видимо, это было отражение недовольства местной элиты и части варягов в усилении единоличной власти Рюрика, который становился настоящим авторитарным правителем (монархом).
При этом, все мои рассуждения - на уровне гипотезы, так как мы НЕ знаем стал ли Новгород городом-государством в нашем значение, так как после смерти Рюрика в 879 году следующий князь - Вещий Олег в 882 году просто ушел в поход из Новгорода и не вернулся, покинув эту, так называемую Новгородскую Русь, ради владения настоящим городом-государство, которым, как мне представляется, уже был Древний Киев.
Город-государство Древний Киев
Несмотря на огромное число текстов, описывающих историю Киевской Руси, мы практически ничего не знаем о ранней истории Киева, бывшего ДО интересующего нас момента - столицей восточнославянского племенного объединения известного как - поляне. Основная причина - в принятии ортодоксальной историографией летописи Повесть временных лет как источник достоверных знаний. Можно говорить, что советская историография, по причине одобрения советской властью имперской идеологии, буквально без всяких изменений приняла старую царскую точку зрения на историю Руси, в основании которой лежали сказки ПВЛ, писавшиеся в угоду династии Рюриковичей.
Поэтому к фактам которые упомянуты в ПВЛ следует относиться с осторожностью, как например, эпизод с Аскольдом и Диром, которых Рюрик в 864 году якобы отпустил или послал в Константинополь, но тех по дороге пригласили править в Киеве. Скоейвсего - это выдумка лепосца ради того, чтобы поставить Рюрика выше Аскольда и Дира, которые без помощи Рюрика совершили поход в Византию и имели гораздо большую славу среди славян.
Даже больше, так как реальный Поход руси на Царьград состоялся в 860 году, то скорей всего, даже этих персонажей - Аскольд и Дир - летописец придумал или взял имена предыдущих правителей Киева. Но ГЛАВНОЕ - летопись нам все же сообщает: - некие варяги (точно варяги) еще до захвата Киева в 882 году князем Олегом, уже правят в столице полян. Мы можем пофантазировать, что поляне наняли варенгов для обороны города, так как земли, которые заняли поляне - это был некий клин, который они отхватили между уграми (венграми) и хазарами. Ввиду явной малочисленности варягов (которая делает захват гипотетическим) представить становление их элитой Киева можно по варианту, аналогичному тому, по которому происходило призвание Рюрика.
Так же летопись связывает имена Аскольда и Дира с освобождением Русского каганата от уплаты дани Хазарскому каганату. Я думаю, именно захват варягами властив Киеве, бывшего столицей СОЮЗА южных восточнославянских племен, который и считается (русским) Киевским каганатом, изменил настрой славян с обороны на завоевания соседей.
В истории Руси появление города-государства в Киеве произошло не с захватом его князем Олегом, а гораздо раньше (в 864 году поляне освободились от дани хазарам). Свидетельством появления города-государства в Киеве являются военные походы, которые летопись приписывает персонажам - Аскольду и Диру, которые по-сути имеют больше прав считаться создателями государственности восточных славян, чем Вещий Олег. Рюрик же вообще никаким образом не причастен к появлению государственности (что подробнее изложено в статье url=//design-for.net/page/istorija-nazvanija-rus]История названия Русь[/url]). Про Новгород даже сама летопись благополучно забывает, как и последующие киевские князья после Вещего Олега, получая от новгородских варягов лишь оговоренную дань. А, вот отсутствие агрессии в отношении соседей, скорее свидетельствует в пользу утверждения, что никакого города-государства в Новгороде князь Рюрик так и не создал.
Впрочем, сам летописец уже в XII веке понимал, что князя Олега и Рюрика лишь его фантазиями можно "примазать" к славе Аскольда и Дира, потому столь страстны тексты, в которых фабрикуются обвинения в адрес Аскольда и Дира. Все летописи были частью грандиозной аферы по возвеличиванию князя Олега, котором приписали аж три похода на Царьград (отобрав один (860) у Аскольда, а два других (941 и 944) даже у Игоря). Ведь Вещий Олег был единственным звеном, связывающим Рюрика с историй Руси, что было жизненно важно для династии потомков Рюрика. Для обоснования власти Рюриковичей над всей Русью князю Олегу приписали и договора с византийскими императорами.
Возможно, имя князя Олега можно связывать с превращение города-государства Киев в территориальную империю, ведь все 25 лет его правления в Кеиеве он занимался расширением своей державы. Суть повторного покорения древлян (883), северян (884), радимичей (885) состояла в переформатирование отношений этих племен (СОЮЗОВ) теперь не с над-племенным органом, а с сами Олегом лично, как властелином. Вещий Олег отстранял от власти вождей этих племен-протогосударств и ставил своих ставленников из соратников варягов, коренным образом ломая социальную структуру племени на феодальный лад.
После данного анализа я могу высказать несколько гипотез:
- Древний Новгород не был городом-государством, что вообще-то исключает Рюрика из претендентов на звание основателя государственности восточных славян;
- Древний Новгород видимо мог стать городом-государством, но следующий за Рюриком князь Олег просто его забросил, решив захватить уже готовый город-государство в Киеве, так как основателями были его соплеменники варяги;
- Древний Киев стал городом-государством в момент захвата в нем власти варягами, однако способ становления варягов элитой в Киеве сегодня нам не ясен;
- Скорей всего, летописи как раз изменяют порядок событий (ради вывода линии государственности от Рюрика) - так как вначале более подтвержден (хрониками Византии и франков) захват власти варягами в Киеве, а призвание Рюрика происходило уже после, правда - не намного позже;
- Государственность у восточных славян возникла сначала в Киеве, который и стал первым городом-государством на Руси. Мы можем рассматривать освобождение полян в 864 году от уплаты дани Хазарском каганату как свидетельство появления города-государства в Киеве, бывшим столицей полян;
- Всякие там мифические правители основатели городов, вроде Кия - могли существовать, но скорее - это сказки, так в племенную пору названия имели объективный характер, а не субъективное происхождение от имени какого-то вождя.
Ортодоксальная советская историография существенно извратила историю появления государственности у восточных славян. Рюрик был поднят на пьедестал основателя государства Русь в летописях по заказу династии Рюриковичей, а официозная история России как в царский период, так и в советское время просто приняла НА ВЕРУ истинность записей в русских летописях. Мол, если хроникам в Византии или у франков - есть доверие, то мы должны без всякой критики принимать положения любой русской летописи как истину. При этом как-то забывается, что хроники были личными записями западных правителей (они так же полный идеиологизированных оценок), но хотя бы в датах они намного точнее ПВЛ.
Вся выдуманная история Руси мешает понять, что Русь шла тем же сам путем, что и остальная Европа - в условиях безденежья все государственные образования становились феодами. Главарь шайки гастролирующих бандитов (синьор), становясь оседлым бандитом на неких землях, мог расплатиться с ближайшими соратниками лишь дарением некой территорий, с населения которого его подчиненный (вассал) мог кормиться, получая натуральные налоги. Фактически Русь была в составе Восточной Римской империи, но ее особенность в виде НЕРАЗВИТОСТИ денежного обращения привела к феодализму, аналогичному европейскому.
Мы мало что знаем о том, как перестраивалась специализация земель вокруг города-государства которым стал Киев. Скорее она все же соответствовала модели изолированного государства фон Тюнена с поправками на огромные расстояние и широкое расселение славян. Потому для подкрепления моей гипотезы о том, что Киев был городом государством - нужны исследования в направлении экономических отношений, пусть не раннюю эпоху, а хотя бы в более поздний период расцвета Киева как столицы Руси.
Я согласен с мнением Олега Вадимовича Григорьева в том, что искать какие-то другие города-государства на Руси, кроме Киева - нет смысла, так как остальные города возникали как военные форпосты империи, снабжение которых происходило из центра. Суровый климат и огромные расстояния задавали определенные искажения экономической специализации земель вокруг российских городов, поэтому система расселения населения, свойственная Европе, сложилась в землях который была в составе Речи Посполитой - Украина, Прибалтика, отчасти - Белоруссия.