ОЛЬГА. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ОЛЬГА. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

МЕСТЬ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим". И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор - был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: "Гости добрые пришли". И ответили древляне: "Пришли, княгиня". И сказала им Ольга: "Так говорите же, зачем пришли сюда?". Ответили же древляне: "Послала нас Деревская земля с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, - пойди замуж за князя нашего за Мала"". Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, - мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: "Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье", - и вознесут вас в ладье", и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: "Зовет вас Ольга для чести великой". Они же ответили: "Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье". И ответили киевляне: "Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя", - и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: "Хороша ли вам честь?". Они же ответили: "Горше нам Игоревой смерти". И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди". Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: "Вымывшись, придите ко мне". И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже". Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: "Где дружина наша, которую послали за тобой?". Она же ответила: "Идут за мною с дружиною мужа моего". И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: "Князь уже начал; последуем, дружина, за князем". И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: "До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода". Древляне же ответили: "Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего". Сказала же им Ольга, что-де "я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий - когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, - хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь". Древляне же спросили: "Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха". Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости". Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: "Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, - идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город". Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись - где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год.

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви.

В год 6456 (948).

В год 6457 (949).

В год 6458 (950).

В год 6459 (951).

В год 6460 (952).

В год 6461 (953).

В год 6462 (954).

В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, поразмыслив, ответила царю: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих". И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: "Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских". И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". И сказал ей царь: "Перехитрила ты меня, Ольга". И дал ей многочисленные дары - золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: "Люди мои и сын мой язычники, - да сохранит меня Бог от всякого зла". И сказал патриарх: "Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, - так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его". И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) - человеческой, а эта - Божьей. "Ибо ищущие мудрости найдут". "Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество...". Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа. Ибо сказал Соломон: "Желание благоверных приятно для души"; и: "Склонишь сердце твое к размышлению"; "Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня". Господь сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон".

Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: "Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь". Отвечала Ольга через послов: "Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе". И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. "Ибо для неверующих вера христианская юродство есть"; "Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме", и не ведают славы Господней; "Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят". Ибо сказал Соломон: "Дела нечестивых далеки от разума"; "Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли"; "Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои". Так и Ольга часто говорила: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь - тоже станешь радоваться". Он же не внимал тому, говоря: "Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться". Она же сказала ему: "Если ты крестишься, то и все сделают то же". Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: "Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет". Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: "Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя". Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: "Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6464 (956).

В год 6465 (957).

В год 6466 (958).

В год 6467 (959).

В год 6468 (960).

В год 6469 (961).

В год 6470 (962).

В год 6471 (963).

Комментарии

Комментарии приводятся по сборнику "За землю Русскую!" (М.Сов.Россия,1981), С.М.Соловьев История России с древнейших времен и др.

***

земля Венгерская - Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами), народом финно-угорской группы, в конце IX - начале X в.

***

... Болгарская - Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь тюрки-болгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась южнославянская народность болгары.

***

поляне - восточнославянское племя, жившее в среднем течении Днепра;

***

древляне - восточнославянское племя, жившее в лесах по южным притокам р.Припяти;

***

дреговичи - восточнославянское племя, жившее в среди болот между Припятью и Западной Двиной;

***

полочане - восточнославянское племя, жившее по р.Полоте, притоку Западной Двины;

***

славяне (словене) - восточнославянское племя, жившее по р.Волхову и оз. Ильмень;

***

к Царьграду - Константинополь, столица Византийской империи;

***

Болгары - имеется в виду Волжская Булгария;

***

Корсунь - Херсонес;

***

Андрей - апостол Андрей Первозванный.

***

[ Автор ПВЛ счел нужным описать путешествие апостола Андрея Первозванного по пути "из варяг в грекы" и установку крестов в Новгороде и на Киевских горах. Следовательно, крещение Руси произошло не в 988 году, а задолго до него и не каким-то добровольным крестителем, а самим первым апостолом учеником живого Бога Иисуса Христа. Удивляться тут нечему: в то время наш регион представлял из себя окраину Римско-Персидского мира, за преобладающие влияние в котором мировые державы того времени боролись с переменным успехом. ПВЛ содержит рассказ о Вадиме-новгородце, возмутившем сограждан против призванного князя Рюрика. Даже в настоящее время многие искренне считают имя ВАДИМ русским, или славянским, В святках по этому поводу однозначно сказано — перс.

***

Примечание Д.Зенина ].

... на горе, где ныне подъем Боричев - Боричев спуск соединял центральную, древнейшую часть Киева на горе с Подолом, расположенным под горой;

***

... Щековица ... Хоревица - два древнейших поселения Киева, существовавших VI века.

***

Киев - первый по величине город Киевской Руси, основанный, по Стрыйковскому, в 430 г., впервые упоминается в летописях под 860 г.;

***

... стал род их держать княжение - см. Происхождение названия "князь";

***

белые угры - хазары;

***

... при царе Ираклии - Византийский император Ираклий (610-641) вел частые войны с иранским царем Хосровом II Парвизом (591-628);

***

обры - авары;

***

Дулебы (волыняне или бужане) - восточнославянской племя, потомки легендарного Дулеба, жившие по Западному Бугу;

... братьев этих - т.е. Кия, Щека и Хорива;

***

... при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея - Моисей, библейский иудейский пророк, выведший свой народ из египетского плена. Согласно Библии Моисей еще ребенком, играя, свалил с головы фараона царский венец. Жрец предсказал, что Моисей погубит Египет;

***

В год 6360 (852) - Летоисчисление в средневековой Руси велось от мифического "сотворения мира", дата которого устанавливалась Библией: согласно последней Иисус Христос родился в 5508 году от "начала мира". Это летоисчисление через посредство греков и болгар получило распространение и стало общеупотребительным на Руси с конца X века по 1700 год. Здесь и далее в скобках приводится дата по современному летоисчислению;

***

Индикт - порядковое число данного года в пределах текущего пятнадцатилетия, согласно византийскому счету времени, принятому на Руси с конца X века. Календарный год начинался с 1 сентября или с 1 марта;

***

Михаил - византийский император Михаил III (852-867);

***

Константин - римский император Константин I Великий Флавий (306-337), основатель г.Константинополя;

***

И избрались трое братьев

***

Василий - византийский император Василий I (867-886);

***

взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев :

***

Варяги - норманны, жители Скандинавии, находившиеся на русской военной службе по договору ("вар" - договор);

***

Чудь (эсты) - народ финно-угорской группы, живущий на территории Эстонии;

***

Кривичи - восточнославянской племя, жившее по Западной Двине;

***

Меря (меряне) - народ финно-угорской группы, живший у озер Неро и Клещина и в Волго-Окском междуречье;

***

Радимичи - восточнославянской племя, потомки легендарного Радима, жившие по р.Сожу, левому притоку Днепра;

***

Вятичи - восточнославянской племя, потомки легендарного Вятка, жившие по рекам Оке и Десне;

***

Хорваты белые (т.е. некрещеные) - восточнославянской племя, жившее в предгорьях Татр и Карпат;

***

Дулебы (волыняне или бужане) - восточнославянской племя, потомки легендарного Дулеба, жившие по Западному Бугу;

***

Тиверцы - восточнославянской племя, жившее по Западному Бугу и Днестру;

***

"Великая Скифь" - Великая Скуфь или Великая Скифия - собирательное название народов Восточноевропейской равнины, бывшее в ходу у византийцев;

***

Суд - залив Золотой Рог, отделяющий Константинополь от его предместья Галаты;

***

святой Дмитрий - Дмитрий Солунский, христианский мученик (ум. в 306г.), наиболее почитаемый у византийцев и славян святой-воин, покровитель г.Солуня;[

pcenter]***[/pcenter]

гривна - серебряный слиток определенного веса (51-68 граммов), имевший хождение в денежном обращении Киевской Руси. Новгородская гривна весила больше - 204 грамма;

***

Цари же Леон и Александр - византийский император Лев VI (886-911) и его брат Александр (император 911-913);

***

... слывет могилой Олеговой - в XII веке в Киеве еще показывали на горе Щековице "могилу Олега". Легенда о смерти Олега напоминает рассказ одной византийской хроники о смерти императора Михаила III от своего коня.

***

царь Роман - Роман I Лакапин (?-948), византийский император;

***

***

страну Вифинскую - Вифиния, область Малой Азии, примыкающая к Мраморному морю;

***

по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили:

***

Понт - море, в данном случае Черное море;

***

Ираклия - Гераклея, город в Малой Азии, на южном берегу Черного моря, основанный в VI веке до н.э.;

Пафлагония - область на северо-востоке Малой Азии;

Никомидия - область на северо-западе Малой Азии, примыкающая к проливу Босфор;

Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами:

Панфир, Варда Фока , Федор - византийские военачальники;

Деместик - страж, охранявший византийского императора;

Патриций - знатный муж Византийской империи;

Стратилат - воин;

Фракийцы - народ индо-европейской группы, живший в древности на Балканском полуострове и на северо-западе Малой Азии, позднее участвовал в этногенезе болгарского и румынского народов;

***

... и стал трубами пускать огонь - во время морского боя византийцы применяли так называемый "греческий огонь": через медные трубы, установленные на борту корабля, выбрасывалась горящая смесь на неприятельские корабли и поджигала их. В состав этой смеси входила нефть, масла, жженая известь, селитра, уголь, смола, сера;

***

корсунцы - жители Херсонеса;

***

... Роману - Роман I Лакапин, византийский император (919-944);

***

... убили Игоря - Византиец Лев Диакон говорит, что древляне, привязав Игоря к двум деревьям, разорвали его;

***

Вышгород - город на правом берегу Днепра, в 15 км севернее Киева, основанный в VIII-IX вв., впервые упоминается в летописи под 946 год (в данном месте);

***

Отправилась Ольга в Греческую землю - С.М.Соловьев (см. том 1 глава 6) на основании других источников относит это событие к 957 году;

***

Константин - византийский император Константин VII Романович Багрянородный (905-959+);

***

См. далее продолжение (ПВЛ. Часть 2);



ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ 1

Перейти: | ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЧАСТЬ 4 | ЧАСТЬ 5 |


Перед вами летопись монаха Нестора, переведенная на современный русский язык академиком Лихачевым, которая является одним из самых ранних источников сведений по истории Руси. Конечно, летописи несут на себе влияние времени и писались авторами в определенных политических целях, но они являют нам представление русинов об истории собственного государства от расселения славян на русском пространстве и создания Рюриком государства до расцвета Киевской Руси времен Владимира Миномаха.

Страница создана для пояснений раздела История Руси и России в рубрике Цивилизация России. Ссылка на статью: http://design-for.net/page/olga-povest-vremennyh-let

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация MaxSiteAuth. Loginza

(обязательно)