перераспределение это в экономике
03.01.2020. В статье РАСПРЕДЕЛЕНИЕ можно узнать, что начальным условием для распределения является дифференциация членов сообщества по ассортименту и объему благ, которые они имеют в некий момент. Если у всех набор и объем благ одинаков, то нет смысла что-либо перераспределять. Другим условием была иерархическая структура сообщества, так как для осуществления распределения нужны линии связи между членами, а они возникают только при стайной структуре сообщества, и это есть линии доминирования, так как никаких других линий связи кроме иерархических в системе, каковой становится сообщество - быть не может (в соответствии с теорией систем).
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
1.2. Хотя предлог пере- определяет ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ как новое распределение, происходящее после уже состоявшегося предыдущего распределения, но в широком смысле - ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ представляется как любой переход продуктов между ДВУМЯ членами СТАИ, без учета того, было ли перед этим хоть какое-нибудь РАСПРЕДЕЛЕНИЕ или первичное перераспределение.
1.3. Почему не следует употреблять распространенный среди западных ортодоксальных антропологов неоднозначный термин РЕДИСТРИБУЦИЯ, в переводе означающий то же самое перераспределение, я объяснил в статье РЕДИСТРИБУЦИЯ. Надеюсь, российская экономическая теория обойдется однозначными русскими словами, и в ней термин «перераспределение» означает переход объектов потребления от одних членов к другим (1) помимо системы распределения (2) на регулярной основе (систематический). Это значение слова ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ не противоречит словарю Ушакова:
|
Теория перераспределения
2.1. Возникновение перераспределения является неразрешимой проблемой для ортодоксальной науки, за неимением ответа на вопрос - как появилось перераспределение - мне пришлось делать реконструкцию ПЛЕМЕНИ, как принято называть СТАЮ первобытных людей. Понятно, что порядок перераспределения в ПЛЕМЕНАХ был унаследован от гоминид-предков, отношения между которыми мы можем себе представить на примере сообществ обезьян. Все гипотезы собраны здесь в виде теории перераспределения, первым вопросом которой являются причины перераспределения. Надо сказать, что в ортодоксии уже есть теория перераспределения, поэтому я хотел использовать словосочетание теория возникновения перераспределения, но решил оставить как есть, так как та теория не про явление перераспределение
2.2. Нельзя сказать, что ортодоксальная экономическая теория не пыталась осмыслить проблему перераспределения, позитивное направление даже просчитывает эффективность перераспределения, осуществляемого государством. Однако НЕОКОНОМИКА считает современный экономикс, да и все предшествующие экономические теории после Адама Смита - тупиковым направлением конструирования каких-то теорий поведения фантастического существа под названием человек экономический, то нет особого смысла разбираться в теориях перераспределения, которые были в так называемой экономике благосостояния. Я лишь дам читателю несколько ссылок, а разбираться ему придется самому.
Эволюция теории перераспределения доходов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ | Тема 9. Экономическая теория благосостояния. Распределение и перераспределение доходов |
Перераспределение ресурсов
3.1. Появление перераспределения как феномена в виде регулярного перехода продуктов (или ресурсов) от одних животных (членов или элементов) к другим - было находкой Эволюции, повышающей шансы биологического вида в межвидовой конкуренции, так как продукт, избыточный для личного потребления самых сильных членов, добыть который для них не представляет труда - при стайном образе жизни не теряется, а переходит в потребление более слабых членов. Менее сильные особи получают прибавку к обычному объему потребления, но для этого им «приходится» признать доминирование сильных особей над собой. Собственно, никакого выбора - признавать или нет иерархию - не было, так как возникновение СТАИ происходило независимо от пожеланий животных в соответствии с Общесистемными принципами и законами теории систем. Об этом более подробно написано в статье РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, и потому ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, которое мы рассматриваем как частный случай РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - не возможно без иерархической структуры сообщества.
Распределение у животных
4.1. Начиналось всё со структурирования СТАДА, которое делало членов неравноправными. В поведении особей появляются отличия, так как усиление взаимодействия происходит путем занятия отдельным животным некой ячейки в появившейся совместной деятельности. И это функциональное различие порождает разделение на подчиненного и доминирующего члена в любой паре, так что общую структура сообщества можно представлять как лестницу, на ступеньках которой разместились все - до последнего - члены. Верхнюю ступеньку занял член, который называется термином ВОЖАК, который доминирует над всеми, но и остальные доминируют над теми, кто находится на тех ступеньках (статусах), что ниже их собственной.
4.2. Такое положение можно описать, как сочетание функциональной и линейной иерархии, в которых преимущество одного члена перед другим зависит от того - выше или ниже расположены их статусы (ступени) на иерархической лестнице. Фактически происходит расчет по-порядку всех без исключения членов сообщества - каждому присваивается его порядковый номер, называемый рангом, отсчитываемый от первого члена, которым является ВОЖАК. Разность прав позволяет более статусному (а ранг - наоборот, так как является номером от начала) члену отбирать любой предмет у менее статусного без ответной агрессивной реакции, но чаще сам член избыток своего потребления с радостью нёс ВОЖАКУ, так как тем самым он удовлетворял свой личный иерархический инстинкт.
4.3. В результате у ВОЖАКА постоянно образуется совокупный продукт сообщества из плодоношений от остальных членов. Сам ВОЖАК весь объем подношений употребить не может, но он его и не разбрасывает, а передает по иерархии - своим близким и помощникам, которые в иерархии сообщества имею самые высокий статус. Если объем доли у высокостатусного члена больше, чем он может употребить лично, то он поступает точно так же, как и ВОЖАК - созывает своих близких и помощников, и уже между ними распределяет остатки из доли, полученной от ВОЖАКА за вычетом на свое личное потребление. Надеюсь, я достаточно подробно описал понятие распределения, Пересказать появление распределения пришлось для того, чтобы понять причины перераспределения.
Причины перераспределения
5.1. Однако при таком принципе распределения совокупный продукт на каждом уровне не только разделяется, но и расходится по линиям доминирования от статусного члена к членам его КЛИЕНТЕЛЫ. Иерархическая процедура распределения (я называю ее принцип иерархического потребления) не позволяет каждому члену получить нужный ему ассортимент, равно и объем необходимого продукта, зато ему в пользование регулярно попадают некие продукты, потребность в которых он уже удовлетворил. Эти продукты у члена становился избытком потребления и, если член не передавал их ниже по лестнице иерархии, то должен был вернуть ВОЖАКУ, у которого таким образом собирался новый совокупный объем, который он распределял уже в следующем цикле распределения. Итак, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ у животных в СТАЕ происходит регулярными циклами, но даже в этом круговороте продуктов никто не гарантирует попадание к члену необходимого ему продукта, так как продукт распределяется не по потребности, а в соответствии с иерархией. С ассортиментом все случайно, и лишь множественность циклов повышает вероятность удовлетворения потребности в определенных продуктах.
5.2. Если читатель знаком с марксизмом, то может понять, что эти рассуждения развенчивают желание Карла Маркса иметь первобытный коммунизм как первый способ производства, так как формирование самих людей происходило в составе СТАЙ степных гоминид (австралопитеков), в которых не могло быть никакого потребления по потребностям. У первобытных людей был иерархический принцип потребления, так как ПЛЕМЯ - это лишь новое название для СТАИ людей.
5.3. Надеюсь, читатель уже понял, что причины перераспределения - в несовершенстве системы распределения, так как нужный продукт оказывался не у того члена, который в нем нуждался, а случайно у другого члена, для которого он тут же становился избытком потребления, так как потребность в нем он уже удовлетворил ранее.
5.4. Возможно, для ортодоксального ученого ответ на вопрос - а почему член антропологии с продуктом обязан был передать его члену с нуждой в этом продукте? - очевиден, мол, дело завершится само собой по причине разделения труда, так как в ортодоксии все общество сосредоточено в одной точке пространства. В одной точке члены непосредственно соприкасаются с другим членом и, соответственно, с необходимым продуктом и потому надобности в процедуре осуществления перехода.
5.5. Если причины перераспределения понять не сложно, то объяснить, как возникло перераспределение продуктов - ортодоксия не может, так как в ней начальным условием является отрицание иерархии в обществе. Однако признание иерархии мало что даёт, ведь в соответствии с иерархическим инстинктом процедура распределения предусматривала лишь два направления передачи избыточного продукта: - или (1) далее по линии иерархии - или (2) возврат в совокупный объем излишков у ВОЖАКА. Но новая экономическая антропология позволяет представить общество разбитым на любые пары членов, в которых один доминирует над другим, и тогда процедура перераспределения становится понятной - перераспределение есть частный случай распределения, в котором участники перераспределения играют роли: - один ВОЖАКА, второй - клиента. И, обращаю внимание на то обстоятельство, что передача продукта называется перераспределением независимо от направления перехода продукта - как от подчиненного к доминирующему к члену, так и в обратном направлении.
5.6. Действительно, при бытовом взгляде ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ выглядит как переход продукта в сторону от линии распределения, и оно не могло происходить, если бы член, нуждающийся в этом продукте, не находился с обладателем на одной линии доминирования, что может быть только, если они состоят в разных СТАЯХ. Однако в одной СТАЕ это условие соблюдается всегда, ведь участники ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ обязательно находятся на одной порядковой линии иерархии. Другой нюанс заключается в том обстоятельстве, что узнать о нужде другого члена в определенном продукте мог лишь член, который находился с ним на соседних ступеньках иерархической лестницы. Фактически ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ как передача продукта есть вариант распределения между двумя членами с очень близкими рангами. Именно потому, что перераспределение происходит, как правило, между членами, стоящими на соседних ступеньках иерархии, то его можно считать тождественным термину горизонтальное распределение.
Перераспределение и обмен
6.1. Дальше читатель может и не читать, так как там будет необязательное для чтения развитие темы и некоторые выводы. Например, я считаю, что в рассуждениях про перераспределение есть ответ на вопрос - что такое обмен? Формально можно сказать, что обмен - это лишь два встречных перераспределения, которые происходят одновременно. Скорей всего практика обратного дара возникал для поощрения дарителя, так как член, который передает избыток своего потребления нуждающемуся, уже получал как благодарность за свои действия некий знак уважения, минимум - признания со стороны получателя своего более высокого статуса над ним, в случае, если у него ранг ниже - то удовольствие от удовлетворения иерархического инстинкта. У животных не всегда есть предмет для обратного дара, поэтому отблагодарить можно и при помощи услуги. Для понимания, откуда взялся обмен между людьми, надо смотреть на стаи обезьян, в которых перераспределение происходит внутри группировок (КЛИЕНТЕЛЫ), на которые структурировано их сообщество. Перераспределение от статусного члена в группировке, которую он возглавляет, служит способом получения лояльности и поддержки от низкоранговых членов в борьбе за продвижение статуса дающего выше по общестайной иерархии. Символом этой поддержки мог быть любой ответный дар, который со временем мог и формализоваться на одном подручном предмете, постоянно присутствующем в среде обитания или услуге, самой типичной из которых для обезьян является груминг.
6.3. Если человек испытывает нужду в натуральном жизненно-необходимом благе, то переход этого блага из рук в руки происходит, как правило, исключительно путем бескорыстного перераспределения. В этом случае действия людей подчиняются биологическому закону обязательной помощи ради выживания всего вида, и если помощь выражалась в виде обмена, то такой обмен осуждается общественным мнением. Удовлетворение жизненно-важных потребностей у другого человека является обязанностью, посему требование любого встречного дара считается неэтичным. Но, к счастью, у людей по сравнению с гоминидами - недостаток жизненно-необходимых благ больше исключение, так как люди отличаются от животных, включая и обезьян, той особенностью, что их предметы потребления являются роскошью по сравнению с жизненно-необходимыми предметами гоминид-предков. Даже еда у людей - не столько необходимый набор вещества для жизни, так как она имеет преувеличенную переработку, которая не увеличивает её потребительских свойств, а делается лишь ради придания ей усиленного вкуса и привлекательного вида.
6.4. Люди не знают, но догадываются, что инициатором обмена движет не желание удовлетворить насущные жизненно-необходимые потребности, а его целью является нечто другое, а мы тут открыли, что этой целью являет удовлетворение его инстинкта иерархии. Ничего страшного не случится, если человек эту вещь не получит, ведь обмен у людей не связан с удовлетворением насущных потребностей человека, и от невозможности реализовать вожделения обладать конкретной вещью у человека возникнет лишь чувство неудовлетворение. Как правило, сам объект вожделения не имеет особых потребительских преимущества перед более доступными, и его ценность по сравнению с аналогами состоит в оценке со стороны некоторой части людей по единственному критерию, в какой мере обладанием им может продвинуть ранг обладателя в некой пирамиде потребления. Очевидно, что владелец вещи, которая стала объектом вожделения у другого участника обмена, имеет к ней меньший интерес, раз он согласен от нее отказаться. Однако на обмен он согласится лишь в том случае, если - по его мнению - предметы, предложенные в качестве встречных, он сам в будущем может обменять на предмет, к которому у него самого возникнет (а скорее уже есть) вожделение. Цена в обмене определяется владельцем предмета вожделения на основе оценки степени вожделения у инициатора обмена и собственном расчете на возможность в будущем выменять на полученный встречный предмет(-ы) некий предмет собственного вожделения. Если, как мы узнали выше, даже перераспределение жизненными благами совершается не совсем уже бескорыстно, то обмен у людей - это точно игра за максимальную выгоду.
6.5. Обмен у людей - это новый уровень встречного перераспределения, но не жизненно-необходимыми благами, а товарами - в смысле престижными предметами, произведенными специально для обмена на другие товары (предметы ПРЕСТИЖА). И, казалось бы, перераспределение жизненно-необходимых благ выглядит бескорыстным, но, оказывается, что в основе и перераспределения, равно и обмена - лежит лишь УДОВЛЕТВОРЕНИЕ всё того же иерархического инстинкта. Иерархическая лестница членов СТАИ служит механизмом для получения членами необходимых продуктов по линиям доминирования, которые мы различаем как распределение и перераспределение, обратной «оплатой» в которых у животных являлось лишь подтверждение получателем более высокого статуса дающего. Но люди развили перераспределение до уровня обмена, как способа повышения статуса любого члена, так как в обмене каждый участник пытается повысить свой статус в глазах других людей путем обладания вещью обязательно из обихода самых статусных членов общества. Люди миллионы лет живут в самообмане, что обладание вещью ВОЖДЯ-ИЕРАРХА повышает статус владельца. Поэтому предметы обихода ВОЖДЕЙ-ИЕРАРХОВ всегда были эталонами для подражания, но с усложнением общества многократно выросло число социальных групп, так что у человека в наше время есть большой выбор - в какой пирамиде потребления (образцы ценностей которой всё равно задает ее ИЕРАРХ), он может поднять свой статус при помощи обладания конкретным товаром, который является копией вещи из обихода законодателя стиля. Именно иерархический инстинкт - причина многотысячелетней гонки за престижными вещами, результатом которой является столь богатое предметно-технологическое множество у современного человечества.
6.6. В ортодоксии - именно обмен считается предтечей торговли за деньги, что верно, так как товарный обмен (обмен без денег) - это два одновременных акта перераспределения с разным направлением перехода предметов, при котором оба участника видят-таки потребность в самих предметах обмена. Но торговля на деньги - это особый уровень, достигнутый лишь после появления государства, ведь торговля как обмен при помощи денег всегда подразумевает некий ЛИЧНЫЙ склад у ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА, на котором коэффициенты обмена законодательно закреплены ЕГО ВЛАСТЬЮ, а существование удаленных местных рынков обусловлено теми корректировкам этих коэффициентов, которые возникают от учета расстояния до этого склада (казны). Деньги изобрело государство, но благодаря тому, что люди превратили их в способ: - с одной стороны - (1) повышения личного статуса покупателя покупкой вещи, престижной в глазах других людей, а с другой стороны - (2) повышения объема личного потребления продавца (т.е. реального повышения статуса и потенциального, благодаря возможности самому купить вожделенную вещь в будущем , и это при каждой транзакции, то проблема распределения и перераспределения рассматривается мною в русле теории иерархического принципа потребления, которая, по моему мнению, будет основой для собственных - теории собственности и теории торговли, которые вскоре должны появиться в НЕОКОНОМИКЕ. При этом теория перераспределения неразрывно связана с теорией социальной иерархии, оборотной стороной которой является теории управления - как другое измерение тех же явлений, только со стороны структуры общества, в частности, в экономике.
Распределение и перераспределение ресурсов
7.1. Функция перераспределения является признаком системы с четкой иерархической структурой, к которой мы относим и СТАЮ. Люди живут в составе единицы человечества, каковой на современном этапе формационно-эволюционного развития является государство, население которого (т.е. общество) остается СТАЕЙ, что подтверждается тем, что и распределение, и перераспределение общественного продукта в обществе происходит по тем же принципам, что в любой СТАЕ животных. Эффект перераспределения проявляется в том, что независимо от участия в образовании совокупного объема избытков у ВОЖАКА (в казне государства) даже самый последний гражданин богатого капиталистического государства имеют заметно больший объем потребления, чем многие гражданине развивающихся стран. А объясняется это тем, что базовый уровень жизни (как самый низкий из возможных в данном государстве) определяется не вкладом этого человека в совокупный продукт, а наличием избытков потребления у остальных членов ОБЩЕСТВА, а так как общество остается СТАЕЙ, то в нем есть система перераспределения в виде структур социальной защиты, которая доставляет-таки продукты до самых последних и даже асоциальных членов обществ.
7.2. Распределение и перераспределение как функции общества позволяют понять причины, по которым само общество сохраняет целостность. Именно метод перераспределения в СТАЕ по сравнению с одиночным образом жизни был той выгодой, которая удерживала животных в составе СТАИ. И сегодня перераспределение общественного блага остается теми скрепами, которые удерживают людей в обществе. Люди понимают, что вне общества их потребление будет на уровне гоминид, добывавших всё своими руками.
7.3. Ортодоксальная наука почти не уделяла внимания этому, как оказывается в действительности, очень важному явлению. Можно уверенно сказать, что по причине кризиса - предстоит переосмысливание положений экономической науки и многие начальные разделы экономической теории, по моему мнению, должны будут сместиться в экономическую антропологию. Однако российская экономическая антропология в нынешнем состоянии - это лишь попытка скрестить переводные тексты с марксизмом, сохраняющим крепкие позиции среди российских антропологов. Во многом сохранение махрового марксизма в российской антропологии, обязано пониманию самими учеными, что западные теории не выдерживают никакой критики. Просто модным стал либерализм, и после отказа от марксизма все западные теории надо было принимать как божественные откровения, иначе выпадешь из общей струи. Одним из таких проявлений моды стало принятие некоторыми российскими антропологами и экономистами термина РЕДИСТРИБУЦИЯ вместо отечественного ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ, лишь на том основании, что перевод английского слова redistribution на русский язык совпадает с русским словом ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. Но общий распад западной науки привел к разнобою в значениях термина redistribution, что не позволяет использовать его в научных текстах на русском языке.