определение понятие значение информация система структура принцип |
Автор считает, что приступать с написанию окончательной статьи про государство Русь - надо лишь после создания сопутствующих статей по категориям и более мелким моментам, потому вначале будет лишь небольшое вступление, а дальше текст статьи - Русь Википедия, которая, не смотря на антирусскую ангажированность, остается основным источником знаний россиян в Интернете.
1. В данной статье - Русь - это обозначение для феодального государства, появившегося в середине 9 века - официально в 862 году согласно некоторой легенде из самой старой русской летописи Повести временных лет - после призвания варягов несколькими славянскими х и финно-угорскими племенами, населявшими северную часть европейской части современной Российской Федерации.
2. Однако Повесть временных лет не может считаться надежным источником исторических фактов, так как она противоречит византийским источникам и европейским и арабским текстам, которые безусловно имеют большую достоверность. Ведь летописец Нестор отражал не факты, а устоявшееся через 200 лет от состоявшихся событий представление о них, которое устраивало элиту Древнерусского государства и, которое элита хотела сохранить и передать потомкам как истинные события. Никто ведь не оспаривает, что текст летописи отражает желание этой элиты возвеличить первых князей как основателей династии Рюриковичей. По этой причине Повесть временных лет может считаться скорее литературным произведением начала второго тысячелетия, их которого мы можем получить лишь более-менее достоверные представление о современниках монаха Нестора.
3. На основании датирования похода руси на Царьград не позднее июня 860 года и, который в более достоверных источниках описывается как нападение русов на северные окрестности византийской столицы Константинополя, причем известно, что грабители, флот которых состоял из нескольких десятков судов, прибыли именно со стороны Черного моря. Кроме того, что обозначение грабителей как русь (рос или русы) самими византийскими летописцами переворачивает весь вопрос о происхождения наименования Русь в сторону библейского князя Ρώς (рус. Рош из главы 38 Книги пророка Иезекииля), так еще ломает весь признанный порядок формирования феодальных государств у восточных славян, т.к. тот основан на русской летописи.
Общепризнанным является факт, что ромеи под впечатлением нападения на пригороды Константинополя именно с северной стороны, откуда никогда не ожидали никаких врагов, использовали для обозначения нежданных грабителей - имя Рос (Ρώς), так как в библии по отношению к Константинополю как раз на Севере располагалась страна мифического князя Pώς Рош. В Восточной Римской империи довольно хорошо знали Черное море (Понт Эвксинский) и прилегающие земли, поэтому Константинополь не был защищен с северной стороны, так как византийцы считали, что известные им народы Причерноморья (а ромеи-римляне, вероятно, знали хазар, которых не отличали от древних скифов) - для них не могли представлять опасность.
Сохранилось несколько описаний очевидцев нападения и записей римских историков, таких как Никита Пафлогонянин, который в начале X века в своем труде «Житие патриарха Игнатия» сообщает о разграблении еще нескольких византийских поселений (таких как Стенон) на островах, которые в 860 году определенно произвели те же неведомые пираты с севера:
«В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту (Черному морю) придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал.».
Более подробно события освещает непосредственный участник событий - Патриарх Константинопольский Фотий I, который для восхваления православия и себя самого изложил детали события в виде чуда, так как неожиданный набег русов был так же неожиданно завершен.
Чудесное спасение Константинополя от нашествия неприятеля. Фреска из церкви Ризоположения в Московском кремле. 1644 г. | Чудесное спасение Фотием Константинополя при помощи Ризы Богоматери. Фреска Княгинина монастыря во Владимире, 1648г. |
Детали набега и описание чуда, как приукрашивание событий в текстах сохранившихся проповедей Фотия (две гомилии, беседы), для нас не особо важны, кроме может нескольких слов - «народ загадочный, ... которые были неизвестны до сих пор, и мы узнали его имя, когда он напал на нас», которые скорее вносят еще больше неопределенности в вопрос о происхождении названия Русь.
Без этих слов можно было безоговорочно признать тот факт, что грабители прихватили с собой (скорее с захваченными пленными) то название, каким их обозначили в Константинополе. Если же не отбрасывать сюжет о библейском князе Роше, войсками которого ромеи посчитали нападавших в 860 году, то вероятно, они уже догадывались о северном происхождении нападавших, так как ранее эти же пираты уже грабили поселения на берегах Черного моря. Для жителей Константинополя неожиданностью был сам набег, но имя самих пиратов - русы - уже было известно во всей Византии.
Походы норманнов в Европе с VIII века были страшной обыденностью, так как они на ладьях драккарах могли пересекать не только море, но и по рекам заходить далеко от устья, так что могли ограбить города даже в глубине материковой Европы (грабили даже Париж). Скудные ресурсы Скандинавского полуострова заставляли германские племена, в давние времена переселившиеся на берега Балтийского моря, добывать грабежом у более "богатых" жителей материковой Европы предметы и продукты питания, недоступные им никаким другим путем. Такую специализацию получат западные норманны известные как викинги, тогда как для мужчин из восточных жителей Балтики, соседями которых были не особо богатые балты, финно-угры и славяне, основной специализацией стала продажа себя в качестве военной силы (пушечного мяса).
Императоры Византии охотно нанимали скандинавов в личную гвардию, дворцовую стражу и охрану столичного Константинополя, так как тех, по причине их политической нейтральности, склонить к участию в перевороте можно было лишь при помощи подкупа, что заговорщикам было трудно осуществить, если сам император хорошо платил варангам. Название варанги, принятое для обозначения выходцев из далекой Балтики, расшифровывалось как воины, давшие клятву (от др.-герм. wara - присяга, клятва), но для истории Руси имеет значение то обстоятельство, что варанги перебирались на службу по рекам славянской территории в Восточной Европе. Регулярно проходящие группы варангов по маршруту от Финского залива к Черному морю сами славяне называли словом варяги, как впрочем и всех балтийских купцов (т.н. варяжские гости), которыми эти варяги отчасти и были по совместительству, по пути торгуя со славянами византийскими товарами.
Вероятно, именно такие взаимовыгодное отношения предопределили в общем-то мирных характер взаимоотношений варягов и восточных славян, а скорей всего, даже больше - варанги приносили вести о богатствах городов Византии и соблазняли молодых мужчин славян для участия в грабительских походах на берега Черного моря, которых очевидно было много, но греками фиксировались лишь крупные, каким был набег руси на Пафлагонию, который предположительно состоялся в 830 году.
Повесть временных лет содержит указание еще на два, но лишь предполагаемых похода руси против Византии, так как они не подтверждаются ни одним византийским источником:
- первый поход датируется 866 годом и его (согласно ПВЛ) возглавляют два киевских каганы - Аскольд и Дир, но описание этого похода деталями настолько напоминают поход от 860 года, закончившийся грабежом предместий Царьграда и скорым бегством грабителей на судах, что его, судяпо-всему следует походом от 860 года, просо летописец передвинул дату на 866 год;
- второй - легендарный поход князя Олега с прибиванием щиток на ворота Царьграда, о существовании которого можно судить лишь по косвенному поминанию в описании достоверного похода Игоря Рюриковича в 944 году, где ПВЛ приводит «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег (в предположении, что поход все же был, но без штурма Константинополя), прибавлю и ещё к той дани», .
Русская летопись не упоминает первый поход руси на Константинополь, который состоялся в 860 году, но довольно подробно описывает поход киевских каганов Аскольда и Дира, упоминая и патриарха Фотия.
Описание поход Аскольда и Дира в деталях повторяет описание похода от 860 года с точки зрения самих грабителей, участвовавших в походе. Сегодня нет сомнений, что летописец, составлявший Повесть временных лет, описал поход Аскольда и Дира на Царьград имея перед собой византийский источник, но дату проставил произвольно, видимо, озабоченный соблюдением последовательности от основной даты - 862 год, который он назначил датой призвания Рюрика в Новгород, Если Аскольд и Дир были боярами Рюрика, отпущенными тем на службу в Царьград, то тогда захват ими Киева и дата их собственного похода в Константинополь обязательно должна быть позже.
Поход Олега в Царьград - скорее выдумка, как и его договоры с императорами Византии, так как тексты являются калькой с более поздних договоров князя Игоря с Византией.
Русско-византийская война 941—944 годов — походы на Царьград князя Игоря. Во время первого похода войско русов потерпело неудачу на море, второй поход закончился подписанием мирного договора и данью от Византии.
Так как Византийскеи хроники не
русским источникам Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда.
Есть сомнения и в отношении договора 907 года, текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров 911 и 944 гг.
Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941[9].
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с договором 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским». В подлинности соглашения 911 года сомнений не возникает: она подкрепляется как лингвистическим анализом, так и упоминанием в византийских источниках.
В 912 году, как сообщает Повесть временных лет, князь Олег погиб от укуса змеи.
Православные ромуляне тут же нашлиВероятно сами участники внезапного набега унесли с собой обозначение греческим словом слышимым как "рош" в неких более им удобных формах - как "рос" или "рус", которое у самих славян устоялось как - "русь".[/pjustify]
Патриа́рх Фо́тий I (др.-греч. Πατριάρχης Φώτιος около 820—896) — византийский богослов, Патриарх Константинопольский (858—867 и 877—886 гг.).
Народ αφανές, народ ανάριθμον, нации в ανδραπόδοις ταττόμενο, неизвестно, кто крестил, αλλαπό ее, пока нас στρατεία имя левон (народ загадочный, all-star, который попал к нам в рабстве, которые были неизвестны до сих пор, и мы узнали его имя, когда он напал на нас). Fotiou, Речь в понедельник 860 в έφοδον руси.
В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику[5], в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860[6]:
С особой осторожностью надо принимать на веру миф о мирном характере призвания варяга Рюрика, который опровергается в самом тексте летописи.
нных
Кто основатель Руси - вопрос нынче многозначный, так глава варяжской дружины Рюрик был приглашен в Старую Ладогу, откуда вскоре переехал в резиденцию около Новгорода и его владения ограничивались лишь землями племен, его пригласивших.
Империя восточных славян, конечно, была создана не сами Рюриком, умершим в 879 году, что передает почетное звание родственнику Рюрика, известному как - Олег Вещий, захватившего все южные территории, населенные теми же восточными славянскими племенами. Судя по-всему, здесь до призвания варягов имелся такой же Союз славянских племен с центром в Киеве, о котором как раз знали в Европе под названием каганат. Из летописи мы узнаем, что Рюрик отпускает двух своих бояр - Аскольда и Дира якобы в Царьград, но те по дороге захватили Киев и стали основателями Киевского каната, бывшего намного богаче Новгородской Руси. Располагая гораздо большими ресурсам, Аскольд и Дир совершили несколько удачных грабительских походов (как пеших, так и морем на ладьях) в города на побережье Черного моря, даже якобы подходили к стенам Константинополя.
.
боярами Аскольдом и Диром, отпущенными считается присоединенным к Руси Рюрика. однако имевший уже но имвший известность в Еропрое как какганат свему , к которым государство Рюрика (по-правде) и было присоединено. Эти
Так как принято вести истоки Руси от Рюрика, то Киевский каганат, который появился почти одновременно с Новгородской Русью, В реальной жизни - Киевский каганат был захвачен князем Олегом, так что все (по летописи) ограничилось лишь казнью киевских правителей , бывших кровными соплеменниками Олегу и боярами варяга Рюрика. Однако , так и сам каганат был богаче, а Киев имел более выгодное расположение, то Олег сделал именно Киев свой столице, а так получилось очагом своего государства, так что Русь Рюрика точно была присоединена к Киевскому каганату.
Я специально подчеркиваю, что первое государство, в подразумеваемом нами смысле как феодальное, было создано именно Рюриком, хотя прото-государство существовало здесь давно в виде оборонного Союза разношерстных племен, в котором для соблюдения баланса между племенами выработался обычай приглашать арбитра с небольшой военной дружиной из германских племен, населявших берега Балтийского моря, так как кроме германцев там были лишь малочисленные балты, по этой причине довольно отстающие в экономическом и социальном развитие. Собственно, и сами славяне не могли нам оставить письменных свидетельств о своем укладе, так все первые письменные свидетельства писались греками и римлянами, которые до первых веков новой эры никак со славянами не соприкасались, а о столь северных народах даже не знали.
В Византийской империи знали про крупные союзы славян - венеды, анты, склавины - которые своими набегами тревожили их границы. Но славяне по причине своей многочисленности, не позволявшей их завоевать кочевникам, сохраняли родо-племенные отношения даже в их прото-государствах, каким был Киевский каганат, созданные на основе восточно-славянского племени полян.
Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании древнерусского протогосударства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus).
По поводу названия Русь существует много спекуляций, однако кроме самого Рюрика некому было давать название его собственности - имени его нового владения, потому я считаю, что летописец был в прав в том, что слово Русь - бывшее наименованием своего рода Рюрик, которое как все остальные правители перенес в названия своего государства. Искать происхождение названия русь в каких-то местных названиях - это глупость. Единственно, на что могут опереться искатели истоков слова Руси, то предположение, что сам Союз славянских племен к приходу Рюрик уже имел название Русь, что ни чем не подтверждается и, логичнее предположить, если слово Русь было именем рода Рюрика.
Когда Русь стала Россией
2. Обычно считают, что конец Руси как государства связан с каким-то моментом, когда Русь стала называться Россией. При этом мы понимаем, что термин Русь у славян (появившимся одновременно с термином Россия в Византии), как проявился в 9 веке для обозначения исторической региона проживания восточных славян, так и сохранился до настоящего времени. Слова Русь Россия имели одно значение многие столетия, только слово Россия (чаще как Pусiа, Росiа или Русия) использовалось в церковнославянском языке, который в Северо-Восточной Руси стал литературным языком. Слово Pусiа [Русия] стало обычным в церковной и дипломатической переписке, даже на печатях Московских князей Дмитрия Донского и Семиона Гордого вытесняло привычное Русь. Думаю, само переименование Руси в Россию не столь уж важно, как те качественные изменения в самом государстве Русь, которые привели у закреплению "на греческий слить" литературного церковного названия Росси как официальное название Российского царства.
Таковым переломным моментом стало преобразование Московской Руси в абсолютную монархию, кульминацией которого стал момент принятия титула царя Иваном Грозным, когда 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось его венчание на царство. Причем, новое титулование царя содержало еще старое "всея Руси", но в дипломатической борьбе, которая началась ради международного признания Ивана царем - как раз и рождаются варианты: - царь Руiси-Роiси, Российский царь, Российское государство.
Иван Грозный фактически произвел революцию в устройстве государства, что не позволяло считать (Российское) Русское царство уже как конфедерацию нескольких княжеств, каким считалось прежнее государство Русь. К моменту венчания Грозного на царство окончательно вызрела доктрина "Москва - Третий Рим", основы которой заложил Иван Великий (дед Грозного), в которой одной из важнейших опор станет родство с римской императорской династией Палеологов, так как Иван Великий женится на Софье Палеолог, приходившейся племянницей последнему Византийскому императору.
Мы не знаем, по каким причинам отец Ивана Грозного - Василий III, сам как сын Софии Палеолог уже имевший законные права н титул цезаря, не принял титул царя, хотя некоторые европейские монархи величали его императором. Скорей всего не было идеологического оформления, да и не совсем удачные войны с казанским ханством не позволяли Василию считать себя уж совсем независимым.
Дело в том, что в личности самого Ивана Грозного сошлось много династических линий - прямой потомок Рюрика он уже имел в роду прабабку под именем Мономахиня, или как ее называли - греческая царица из императорского рода Мономахи, бывшую женой Владимира Мономаха, был правнуком как татарского темника Мамая (по матери Елене из рода Глинских), так и Великого князя Литовского Гедимина (отец Грозного Василий II был внуком Витовта), что позволяло ему иметь все титулы, принадлежащие монархам Византийской империи, не говоря уж о Великом княжестве Литовском. Однако сам Ивана добивался признания за собой именно титула царь, а не уточняющего слова "российский" или названия Росcия, что скорее всего произойдет в смутное время уже при Лжедмитрии - польском ставленнике, так как от поляков в русский язык и перейдет созвучие Росия польскому термину Rosja (который поляки сами позаимствовали от лат. Rossia).
1. Население этой части состояло по большей части из славян, осваивавших эти земли, вероятно, уже с начало новой эры, но катализатором стал Аварский каганат, созданный тюркскими кочевниками на территориях Средне-Дунайской равнины, бывшей очагом славянского союза племен, имевшего название - анты. Аврский каганат спсобствоал раселению славян как его градан на Балканы и в Средней Европе, но подкупленный Византийской империей, вел войну против антов.
2. 862 год считается годом появления государственности в феодальном смысле у восточных славян, по той причине, что глава варягов - Рюрик, приглашенный в это год в качестве межплеменного арбитра, совершил по-сути переворот, захватив верховную власть, так как решил осесть вместе с со своим родом, имевшим наименование - русь, как новая элита всего союза племен, его призвавших.
3. Опорным пунктом Рюрика стала новая крепость Рюриково Городище, куда почти тут уже перебрался из неукрепленной Старой Ладоги, отведенной по традиции ему в качеств резиденции. Место имело стратегическое значение - так как рядом находилась самая крупная торговая площадка, куда естествено стекались люди и, вероятно, и до Рюрика бывшая крупным поселением. Возможно, выбор Рюриком места для своего замка на невысокм холме на острове в 2 километрах способствовал переименования поседения в Новгород (Новый город). Крепость Рюриково Городище по современным меркам покажется крошечным укреплением, но он защищал "селилище" (посад) на остальной территории этого крошечного острова, где останавливались на время и поселялись надолго заморские купцы, которых называли - "варяжские гости".
4. Экономические успехи Новгорода и укрепленная база, где имелось достаточно большое варяжское поселение, позволило Рюрику перенаправить поток дани в собственную резиденцию. Рюрик изначально пришел не просто как арбитр и охранник Ладоги, а он сразу назначил в племена своих представителей, которые там получили права единоличных правителей.
5. Мы не можем сказать, что у Рюрика изначально были планы на захват земель, расположенных южнее и населенных славянами, бывшими родственными племенам северных славян, но все государства в те времена представляли собой территориальные империи, основным смыслом которых было увеличение размеров территории. Государство людям тогда представлялось именно как захваченная территория, жители которой по этой причине обязан были платить - теперь не дань, а постоянные налоги. Однако как только Рюрик пришел на Русь, посчти с момента прибытия
Русь накануне Батыева нашествия
Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Восточнославянские земли в IX веке
Image-silk.png Полит. карта Руси в X веке
Image-silk.png Полит. карта Руси в XI веке
Image-silk.png Полит. карта Руси в XII веке
Image-silk.png Полит. карта Руси в начале XIII века
Image-silk.png Полит. карта Руси в конце XIII века
Image-silk.png Полит. карта Руси в начале XIV века
Image-silk.png Полит. карта Руси в конце XIV века
Image-silk.png Полит. карта Руси 1400—1462
Image-silk.png Полит. карта Руси 1462—1505
Image-silk.png Полит. карта Руси в начале XVI века
Image-silk.png Полит. карта Руси в конце XVI века
Image-silk.png Полит. карта Руси в начале XVII века
Image-silk.png Полит. карта Руси в конце XVII века
Русь (др.-рус. рѹсь, рѹсьскаѧ землѧ, др.-сканд. Garðaríki, греч. Ῥωσία, лат. Russia, Ruthenia) — обширный этнокультурный регион в Восточной Европе, историческое название восточнославянских земель. Возникшее на этих землях влиятельное Древнерусское государство, политический расцвет которого пришёлся на X—XI века, стало основой для формирования единой древнерусской народности, языка и культуры. В 988 году произошло крещение Руси по православному обряду. Феодальное дробление Руси и монгольское нашествие повлекли за собой попадание отдельных её частей под власть внешних центров силы, остановив консолидационные процессы и обусловив впоследствии различное развитие культурных, языковых, а также, отчасти, религиозных традиций. В конце XV века в Северо-Восточной Руси вновь образовалось независимое единое Русское государство, борьба которого с внешними соперниками за собирание русских земель стала одной из главных определяющих линий политики и истории Восточной Европы на протяжении нескольких столетий.
Содержание [убрать]
1 Происхождение и употребление слова «Русь»
2 Образование Древней Руси
2.1 Первые упоминания
2.2 Развитие русских городов
2.3 Древнерусское государство
2.3.1 Новгородская Русь
2.3.2 Киевская Русь
3 Русь после монгольского нашествия
3.1 Русь под монголо-татарским игом
3.2 Соперничество Московской Руси с ВКЛ и Речью Посполитой
4 Этнонимы
5 Культура
6 Время
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Происхождение и употребление слова «Русь»
Основная статья: Русь (название)
Название Руси произошло от летописного племени русь, основавшего Древнерусское государство. В некоторых источниках, относящихся к XI—XII векам, употребление понятий Русь или Русская земля ограничивается лишь Киевским княжеством как коллективным владением князей-Рюриковичей и местонахождением великокняжеского престола. С XII века название постепенно переходит на все удельные княжества. В историографии термин Русь распространяется на всю территорию Древнерусского государства с момента его основания в 862 году. Вследствие политического разделения Руси возникли уточняющие термины, такие как Малая Русь, Великая Русь, а также позднесредневековые деления по цветной схеме. В титулах монархов и представителей духовенства, претендовавших на общерусскую легитимность, традиционно использовалась приставка «всея Руси». С конца XV века в трудах православных книжников Русь начинает фигурировать в эллинизированной форме Рос(с)ия[1], которая впоследствии стала в Русском государстве официальной. Понятие Русь широко распространено в фольклоре и поэзии - Святая Русь, Русь былинная, Русь-Матушка.
В западных средневековых источниках слово Русь встречается в формах Russia, Ruthenia, Roxolania[2], Ruscia или Ruzzia. По польско-литовской исторической и публицистической традиции термином Русь называли лишь подвластные собственным монархам земли Юго-Западной Руси, отвергая тем самым притязания на них московских государей. Главным городом Руси поляки считали Львов, столицу Русского воеводства[3]. Несмотря на то, что подобная терминология, вкупе с термином Московия для земель Северо-Восточной Руси, нередко перенималась западными источниками, многие из них продолжали называть термином Руссия все земли исторической Руси.
Образование Древней Руси
Основные статьи: Русь (народ), Призвание варягов
Первые упоминания
Наиболее ранним историческим документом, свидетельствующим о существовании древнерусского протогосударства, являются Бертинские анналы, в которых сообщается о прибытии в мае 839 года к франкскому императору Людовику Благочестивому византийского посольства от императора Феофила. В составе византийской делегации находились послы народа рос (rhos), посланные в Константинополь правителем, обозначенным в тексте как хакан (chacanus). Древнерусское государство, о котором практически ничего не известно, в этот период времени условно обозначается в современной историографии как Русский каганат.
В ряде летописей сохранились следы того, что ранние сведения о Руси также связывали с периодом правления византийской царицы Ирины (797—802 гг.)[4]. По мнению исследователя летописей М. Н. Тихомирова, эти данные происходят из византийских церковных источников[5].
В 1919 году А. А. Шахматов высказывал предположение, что Хольмгардом скандинавы называли Старую Руссу[6]. Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси…вскоре после» 839 г. началось движение руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 г. «молодого русского государства»[7]. В 1920 году академик С. Ф. Платонов отмечал, что будущие изыскания соберут, конечно, больший и лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы А. А. Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя, и что эта гипотеза уже теперь имеет все свойства доброкачественного научного построения и открывает нам новую историческую перспективу: Руса — город и Руса — область получают новый и весьма значительный смысл[8].
По мнению Г. В. Вернадского — в районе озера Ильмень к середине девятого века возникла община шведских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом (по мнению историка это район устья р. Кубани на Тамани). И центром этого северного «отделения» Русского каганата была, вероятно, Старая Руса. По Вернадскому в «призвание варягов» согласно Ипатьевскому списку («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами»)— участвуют «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов»[9].
В. В. Фомин также не исключал, что в момент призвания Рюрика район Старой Руссы мог быть заселён какой-то русью, и что очень раннее появление здесь руси обусловлено следующим фактом — в древности соль, обеспечивающая потребности огромной территории Северо-Западной Руси, добывалась только в Южном Приильменье (включая обработку кожи, мехов, поставляемых на экспорт)[10].
Развитие русских городов
Основные статьи: Древнерусские города, Гардарика, Археология Древней Руси
Карта торговых связей Руси в XI - начале XIII века
В VIII веке по течению Волхова основываются два населённых пункта: Любшанская крепость (построена южнобалтийскими славянами[11] на месте финской крепости в начале VIII века) и, предположительно позже, в двух километрах от неё на другом берегу Волхова скандинавское поселение Ладога. В 760-х годах Ладога подвергается нападению кривичей и ильменских словен, и её население вплоть до 830-х годов стало преимущественно славянским (предположительно кривичи)[12].
В конце 830-х Ладога сгорает и состав её населения сменяется снова. Теперь в ней чётко прослеживается заметное присутствие скандинавской военной элиты (скандинавские мужские воинские захоронения, «молоточки Тора» и т. д.)
В 860-х годах по территории северо-запада Руси проходит волна войн и пожаров. Сгорают Ладога, Рюриково городище, Любшанская крепость (причём по наконечникам стрел, найденных в её стенах, осада и взятие Любши проводилось исключительно или преимущественно не-скандинавским (славянским) населением). После пожаров Любша исчезает навсегда, а население Ладоги становится в основном славянским — теперь это поселение приобретает вид города, и становится похожим на торговые балтийские вики[13].
К VIII — первой половине IX веков археологи относят возникновении Рюрикова городища[14], рядом с которым в 930-х годах появились три поселения (кривичи, ильменские словене и финно-угры), позднее слившихся в Великий Новгород. Характер поселения в Рюриковом городище позволяет отнести его к военно-административному центру с ярко выраженной скандинавской культурой в ранних слоях, причём не только воинской, но и бытовой (то есть жили семьями). Связь Рюрикова городища с Ладогой прослеживается по характерным признакам бус, распространённых в обоих поселениях[15]. Некоторые намёки на происхождение пришлого населения в Рюриковом городище даёт анализ гончарной керамики из ранних слоёв, соответствие которой находится на южном побережье Балтики[16].
Археологические раскопки Киева подтверждают существование с VI—VIII веков ряда маленьких обособленных поселений на месте будущей столицы Руси. Градообразующий признак — оборонительные укрепления — заметны с VIII века (780-е годы строительство укреплений на Старокиевской горе северянами). Археологические следы начинают свидетельствовать о центральной роли города только с X века, и с того же времени определяется возможное присутствие варягов[17].
Начиная со 2-й половины IX века Русь покрывается сетью городов (городище в Гнёздово под Смоленском, Сарское городище под Ростовом, Тимерево[18] под Ярославлем), где чётко прослеживается присутствие элементов скандинавской[19] военной элиты. Эти поселения обслуживали торговые потоки с Востоком. В некоторых городах (Смоленск, Ростов), упомянутых в древнерусских летописях как племенные центры IX века, культурные городские слои старше XI века не обнаружены, хотя отмечены мелкие поселения.
Археологические исследования подтверждают факт больших социально-экономических сдвигов в землях восточных славян в середине IX века. В целом результаты археологических исследований не противоречат преданию «Повести временных лет» о призвании варягов в 862 году.
Древнерусское государство
Новгородская Русь
Основные статьи: Новгородская Русь, Древнерусское государство
Рюриково городище близ Великого Новгорода
Киево-Печерская лавра — один из древнейших монастырей на Руси и общерусская святыня
Silk-film.png Внешние видеофайлы
Silk-film.png Рюриковичи и их уделы. Визуализация изменений 862—1350
Успенский собор во Владимире-на-Клязьме
Успенский собор во Владимире-Волынском (1160 г.)
Наиболее ранний древнерусский летописный свод «Повесть временных лет» излагает образование Руси на основании преданий, записанных спустя 250 лет после самих событий, и датирует их 862 годом. Союз северных народов, в который входили славянские племена ильменские словене и кривичи, а также финно-угорские племена чудь и весь, пригласили князей варягов из-за моря для того, чтобы остановить внутренние раздоры и междоусобные войны (см. статью Призвание варягов). По Ипатьевской летописи варяг князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил город Новгород и перебрался туда. Существование неукреплённого поселения Ладога отмечается с середины VIII века, а в самом Новгороде отсутствует датированный культурный слой старше 30-х годов X века. Зато подтверждено местонахождение княжеской резиденции в так называемом Рюриковом городище, возникшем в первой половине IX века недалеко от Новгорода.
К тому же времени относится Поход руси на Царьград (860), который «Повесть временных лет» датирует 866 годом и связывает с именами киевских князей Аскольда и Дира.
862 год — принятый для отсчёта русской государственности — скорее всего условная дата. По одной из версий неизвестный киевский летописец[20] XI века выбрал 862 год на основании памяти о так называемом первом крещении Руси, последовавшем вскоре после набега 860 года.
Именно с походом 860 года, если дословно доверять тексту летописи, её автор связывал начало Русской земли:
В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.
В последующих расчётах летописца сказано, что «от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года», таким образом в летописи неверно назван год начала правления византийского императора Михаила III. Существует точка зрения, что под 6360 годом летописец имел в виду 860 год. Он указан по Александрийской эре, которую историки также называют Антиохийской (для пересчёта её в современную следует отнять 5500 лет). Однако указание индикта соответствует именно 852 году. В те времена согласно «Повести временных лет» варяги-русы создали два независимых центра: в районе Ладоги и Новгорода княжил Рюрик, в Киеве — Аскольд и Дир, соплеменники Рюрика. Киевская русь (варяги, правящие в землях полян) приняла христианство от константинопольского епископа[21].
Киевская Русь
Основная статья: Древнерусское государство
В 882 году столица Древнерусского государства была перенесена в Киев князем Олегом, преемником Рюрика. Олег убил киевских князей Аскольда и Дира, объединив новгородские и киевские земли.
Расцвет Древней (Киевской) Руси пришёлся на X—XI века. В 907 году в результате успешного похода на Царьград русы смогли заключить выгодный торговый договор с Византией, с которой начался также культурный обмен. Во второй половине X века киевский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат и кратковременно завоевал Болгарское царство. В 988 году его сын князь Владимир Святославич крестил Русь по византийскому обряду. В связи с принятием христианства началось строительство каменных храмов, распространилась письменность. Наибольший авторитет Русь обрела при киевском князе Ярославе Мудром, основавшем Софийский собор, библиотеку и издавшем первый свод законов Русскую правду. Сохраняя тесные связи со Скандинавией, русские князья заключали новые династические браки с Западной Европой.
После смерти Ярослава Мудрого начался процесс княжеских усобиц и феодального распада Древнерусского государства. Тяжёлым бременем для Руси были набеги степных кочевников, прежде всего половцев. Князья киевские Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий сумели на некоторое время обратить процесс дезинтеграции вспять, однако впоследствии Киев уже ничего не смог противопоставить новым центрам силы и стал объектом разорительных походов и усобиц. Упадок Южной Руси и возвышение других, ранее периферийных, русских княжеств, таких как Владимиро-Суздальское, Смоленское или Галицко-Волынское связывают с угасанием торговли по Днепру, участившимися половецкими набегами, бесконечными княжескими усобицами за киевский престол, социальными притеснениями и другими факторами. На протяжении XII—XIII веков отмечаются значительные миграционные волны из среднего Поднепровья на северо-восток (см. славянская колонизация Северо-Восточной Руси), а также в сторону Карпат.
Русь после монгольского нашествия
Русь под монголо-татарским игом
Основные статьи: Монгольское нашествие на Русь, Монголо-татарское иго
В результате опустошительных походов 1237—1238 в Северо-Восточную Русь и 1239—1240 в Юго-Западную Русь, была установлена система зависимости русских земель от монголо-татарских ханов. Она заключалась в выплачивании дани, получении отдельными претендентами ярлыков на княжение. Монголо-татары активно вмешивались в междоусобные споры русских князей, совершая регулярные карательные и грабительские походы на русские земли.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского и его воевод перед Куликовской битвой. Горельеф 1847—1849 годов
Деревянные или каменные детинцы (кремли) — характерное ядро многих русских городов
В Юго-Западной Руси власть Золотой Орды продлилась до 1362 года, когда золотоордынцы были разбиты литовцами в битве на Синих Водах. После этого Юго-Западная Русь впала в зависимость от литовских князей, которые до этого уже установили контроль над отдельными княжествами на территории современной Белоруссии и Украины (битва на реке Ирпень). Галицкую землю Великое княжество Литовское по итогам войны за галицко-волынское наследство было вынуждено уступить Польскому королевству.
Северо-Восточная Русь находилась в политической зависимости от Золотой Орды до 1480 года. Победа северо-восточных русских князей во главе с московским князем Дмитрием Донским над татарским войском в Куликовской битве повлекла за собой некоторое послабление политической зависимости (впредь великие князья восходили на престол без ханского ярлыка), однако окончательного свержения ига и прекращения выплат дани не принесла. Окончательное освобождение было достигнуто в результате Стояния на Угре 1480 года. До и после этого события на Руси имели место объединительные процессы, вследствие которых в период правления Ивана III сформировалось единое централизованное независимое Русское государство, вступившее в соперничество за земли Древней Руси с Великим княжеством Литовским.
Соперничество Московской Руси с ВКЛ и Речью Посполитой
Основные статьи: Объединение Руси, Русско-литовские войны, Русско-польские войны
Образовавшееся при Иване Великом единое Русское государство, сумевшее освободиться из-под зависимости от Золотой Орды, стремилось к восстановлению Древнерусского государства в его прежних границах. Иван Великий принял титул государь всея Руси, содержавший притязания на Западную Русь и политическую программу воссоединения с ней. Как единственная на тот момент православная держава, Русское государство рассматривало себя также наследником Византийской империи, пытаясь выступать в качестве покровителя единоверных в Литве, где набирала силу католическая дискриминация православия.
Между обоими государствами в конце XV — начале XVI веков имел место ряд войн, в которых Великому княжеству Литовскому пришлось уступить Русскому государству значительные территории. Проигрывая историческую схватку за западнорусские земли, Литва была вынуждена раз за разом прибегать к помощи Польского королевства, состоявшего с ней в личной унии. В 1569 году, в разгаре Ливонской войны, между обоими государствами была заключена Люблинская уния, объединявшая обе части в единое государство. В её результате Великое княжество Литовское передало польской Короне значительные южнорусские территории. Также усилилось влияние католицизма и давление на православных, вылившееся в заключение Брестской унии и официальное подчинение православных Римскому папе. На землях Западной Руси это вызвало жёсткую межконфессиональную борьбу, способствовало поднятию целого ряда городских и казацких восстаний, а также возниковению в среде православных иерархов и книжников, противостоявших Унии, представления о триедином русском народе и православном царе-заступнике.
В военно-политическом отношении вмешательство Польши почти на столетие вновь развернуло вектор натиска в борьбе за земли Руси на восток. Ливонская война обрела для России неудачное окончание, Россия сильно ослабла в результате польско-литовской интервенции в эпоху Смутного времени, неудачной была также попытка реванша в Смоленской войне. В 1648—1654 годах очередное казацкое восстание под предводительством Богдана Хмельницкого сильно ослабило саму Речь Посполитую и привело в результате Переяславской рады к переходу Гетманщины в подданство российского царя, а также к новой русско-польской войне 1654—1667. После её окончания граница обоих соперников — Российского царства и Речи Посполитой — прошла по Днепру, за Россией остался Киев и Смоленск, однако Польско-Литовское государство сохранило за собой земли Белой Руси и Правобережную Украину. Они воссоединились с остальной Русью лишь более чем столетие спустя, в результате разделов Речи Посполитой, после того как та внутренне разложилась от шляхетских злоупотреблений «золотыми вольностями» и межконфессиональных конфликтов.
Последствия Брестской унии были отменены в 1839 году на Полоцком соборе, на котором на территории России было утверждено возвращение униатов в православие. Униатство осталось доминирующим вероисповеданием лишь в среде галицких русин на территории Австро-Венгрии. Галицкая и Подкарпатская Русь вплоть до Первой мировой войны оставались единственными частями Руси под чужеземным владычеством.
Этнонимы
Основные статьи: Русы, Русины (этноним прошлого), Этнонимы русских
Руский, руський, руськый, русьскый люд — этноним, обозначающий жителей Древнерусского государства. В единственном числе представитель народа русь именовался русин (графически «роусинъ», из-за унаследованного от греческой графики способа передачи кириллицей на письме звука [у]), а житель Руси именовался «руський» или «руский». Если в русско-византийском договоре 911 года (договор Вещего Олега) не вполне ясно, назывались ли русью все жители Руси, или только варяги-русь, то в русско-византийском договоре 944 года (договор Игоря Рюриковича) название русь распространяется на «всех людий Руское земли».
Фрагмент текста договора Игоря с греками от 944 года (945 год по смещённой датировке ПВЛ):
аще ударить мечемъ или копьемъ, или кацемъ любо оружьемъ Русинъ Грьчина или Грьчин Русина, да того деля греха заплатить сребра литр 5, по закону рускому
Здесь «грьчин» — употребляется в значении житель Византии, грек; значение термина «русинъ» спорно: либо «представитель народа Русь», либо «житель Руси».
Даже в самых ранних дошедших до нас вариантах «Русской правды» русь уже полностью равноправна со славянами:
Убьёт муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, любо отцу сына, или братучаду, любо сестрину сыну. Если не будет кто мстить, то 40 гривен за голову, если будет русин либо гридин, либо купчина, либо ябетник, либо мечник. Если изгой будет либо славянин, то 40 гривен положить за него.
В более поздних редакциях «русин» и «славянин» идут сплошным перечислением (либо вместо «русин» стоит «горожанин»), зато появляются, например, штрафы размером 80 гривен за княжеского тивуна.
В фрагменте договора Смоленска с немцами XIII века слово «Роусин» уже означает «русский воин»[22]:
Немьчичю же не льзе позвати на поле Роусина битъ ся въ Ризе и на Гътьскомь березе,
Роусиноу же не льзе позвати Немьчича на поле битъся Смоленьске.
Культура
Основная статья: Культура Древней Руси
Объединяющими для всего русского пространства культурными характеристиками стали после крещения Руси христианство византийского обряда (православие)[источник не указан 147 дней], использование кириллицы. Многочисленные образцы[какие?] духовной культуры были заимствованы из греческого и южнославянского культурного ареала.
Время
На Руси уже в XII веке знали и учитывали високосные года[23].
См. также
Русь (народ)
Древнерусское государство
Новгородская Русь
Московская Русь
Северо-Восточная Русь
Галицко-Волынское княжество
Великое княжество Литовское
Карпатская Русь
Территориально-политическая экспансия России
Русское право