свидомые

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция». Вы можете дополнить или исправить его.

Свидо́мые (украиснкое слово свідомий означает — «сознательный» на русском) или национа́льно-свидо́мые; иногда свидоми́ты [1][2][3][4] — укоренившееся за постсоветское время прозвище украинских сепаратистов (часто ошибочно именуемых украинскими националистами) [1], термин [5][1], употребляемый в среде их противников [6]. Иногда это политическое клише публикуется в полемических, [7] аналитических [8] и новостных материалах средств массовой информации [9][10][11][12] (в том числе религиозных [13]), на официальном сайте «Партии Регионов» [14], звучит в публичных комментариях некоторых политиков [15][16], экспертов по межнациональным проблемам, [17] священнослужителей, [18] культурологов [19], филологов [20] Украины и России.[21]

Содержание [убрать]

  1. Происхождение
  2. Особенности образа
  3. Художественный образ
  4. Политическое клише
  5. В Белоруссии
  6. См. также
  7. Примечания
  8. Литература
  9. Ссылки

Также известны под именем украинствующие, мазепинцы, каклы.

Как правило, но не всегда, [19] прозвище «свидомые» носит оттенок иронии, сарказма [1], пренебрежения. Тем не менее по результатам опроса, проведенного на форуме одного из наиболее посещаемых интернет-порталов Украины «Украинская правда», большинство проголосовавших пользователей не считает слово «свидомые» оскорблением. [22]

Происхождение прозвища свидомые

Понятие возникло в среде сторонников независимости Украины [23][24][25], в своих работах часто указывающих в качестве цели повышение на Украине уровня «национального сознания» (укр.: національна свідомість). Например, Н. Цыганок, Национальная академия обороны Украины, в изданном Министерством обороны Украины сборнике научных трудов пишет: [26]

На сегодня состояние государственного языка не оставляет безразличным ни одного национального свидомого украинца. Мы живём на независимой, взлелеянной в мечтах соборной Украине и должны осознать, что без языка — независимости нет.
Оригинальный текст

Понятие «національно свідомих сил» Украины в научных работах [27] современных украинских учёных отслеживается уже в XIX веке. В конце XIX — середине XX века в книгах и публикациях ряда российских националистов (в частности, лидера фракции националистов в IV Государственной думе Российской империи Василия Шульгина) в сходном значении [28][29] применялось прозвище «украинствующие» [30][31] — последние характеризовались и характеризуются как политическая секта. [32][33] В 1920-х годах свидомые подвергались критике и со стороны украинских специалистов. Например, Вячеслав Липинский, историк, посол УНР в Австро-Венгрии писал о них: [23]

Чтобы построить государство, нужно иметь государственный инстинкт, опыт власти и [для этого] нужны профессиональные знания. Всего этого нет у тех, которые себя зовут «национально-свидомыми» украинцами. Нет потому, что они все выросли из революции, следовательно из разрушения, а не построения государства.

]Оригинальный текст

Особенности образа свидомых

Существует точка зрения, что свидомиты - суть жертвы украинизации в её терминальной стадии. По другой версии, свидомиты - одна из разновидностей украинцев, наравне с украинцами-совками.

Художественный образ свидомого

Характерными чертами гипертрофированного сатирического образа «свидомого» являются крайне негативное отношение к русским [34] и России [35][25], обличение её «великодержавного шовинизма», прямое и однозначное противопоставление себя «жидам» и «москалям», [36][24] жадность и хитрость, [24] сильно ограниченный по этническому признаку круг своего общения, [24] нежелание знать никаких языков, кроме украинского, [24] убеждение в том, что «настоящая Украина» находится в Галиции [24], но всё вокруг найдено, изобретено и сделано украинцами [24] (на эту тему см. также Фолк-хистори), сочетаемые со стремлением бороться со всеми, кто не разделяет таких убеждений, как с «національними зрадниками» [24] (изменниками). По мнению члена комиссии по канонизации святых РПЦ, преподавателя Симферопольской духовной семинарии протоиерея Николая Доненко, [18]:

…если ты «свидомый» украинец, ты должен быть униатом. Если ты менее «свидомый» — ты можешь быть католиком, если ты свой, но с большими предубеждениями — то ты «филаретовец», а если ты запроданец, москаль, человек, достойный всякого презрения и даже физического уничтожения — ты православный, хотя этнически, культурно ты можешь оставаться украинцем.

Политолог Андрей Окара замечает, что для имиджа свидомого характерны принадлежность к «профессиональным украинцам» (тем, кто профессионально реализуется в сферах, связанных с украинской культурой), провинциализм и второстепенность [37].

Политическое клише «свидомый»

Свидомые выступают за так называемые «европейские ценности» [25], как правило, поддерживают политические силы «оранжевой революции» [38][29] и являются сторонниками вступления Украины в НАТО [39] — то есть поддерживают политический вектор современной украинской власти. Как следствие, среди украинских русскоязычных общественных организаций ставится вопрос о необходимости изменения политики Украины. Например, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, обсуждая тему на одном из круглых столов, видит это так: [40]

Во-первых, нам необходимо разорвать связку «свидомость = европейскость». Необходимо дать понять, что идеология, исповедуемая украинскими властями, ни в коей мере не является европейской.

Исследователи пишут о фальсификациях свидомых украинских историков [41], о национально-свидомой грамматике [42], оппозиционные политические силы и СМИ высказывают опасения, что насаждаемая свидомость может негативно сказаться на традиционно русскоязычных восточных и южных регионах страны: [43]

«Национально свидомая» общественность бредит идеей «украинизации Украины» и решительно настроена любым путём перевоспитывать подлый малороссийский юго-восток.

В свою очередь, свидомые порой демонстрируют повышенную чувствительность к тому, что им кажется нападками со стороны их противников: доктор исторических наук Наталия Нарочницкая, например, указывает,[19] что «свидомые украинцы» усматривают умаление или даже оскорбление своей державы со стороны «москалей» в слове «Малороссия». Однако оно несёт иной смысл: малый в славянских языках означает не только малый по размеру, но и центральный (например, Малая Польша). Филолог и литературовед Инна Булкина пишет о том, что Григорий Грабович оппонирует тем, кто с высот национальной свидомости зачисляет в «предатели» Николая Гоголя [20].

Неумеренное педалирование темы этнической сознательности в государственных программных документах Украины отмечает, в частности, газета «Крымское время», называя такой вектор «национальным свидомизмом».[44] В качестве одного из примеров она рассказывает, что Министерство образования и науки (МОН) подготовило проект Концепции национального воспитания украинской студенческой молодежи. Слова «нация» и «национальный» в 4-страничном тексте вакарчуковской концепции встречаются более 30 раз, а «свiдомicть» и производные от него — дважды на страницу.

У тех, у кого подобные лобовые параллели вызывают отторжение, понятие «свидомости» приобрело характер клише, зачастую имеющего откровенно презрительный оттенок. В результате вместо объединения нации нарастает её разобщённость: как пишет журнал «Профiль», «появился термин «національно свідомі» и «національно несвідомі». «Несвідомих» надо было учить и просвещать».[5] Социолог Ольга Филиппова отмечает, что такое разделение фактически устанавливает неравенство граждан и что налицо даже не украинизация, а галициализация Украины. [45] По мнению оппозиционного Донецкого коммуникационного ресурса, [28]

«Национально-свидоми» противостоят украинскому народу в плане культурном, лингвистическом, идеологическом, религиозном, представляя собой «антинарод», «малый народ», стремящийся подчинить «народ большой». Их успех является дутым, обеспечен лишь админресурсом украинской власти.

Желая сгладить разделение украинцев на свидомых и недостаточно свидомых, власти Украины порой вынуждены предпринимать ряд ограничительных мер — например, запрещать националистические плакаты и перетяжки на трибунах стадионов во время футбольных матчей с участием киевского «Динамо». Издание «Україна молода» в заметке «Міліція забороняє футбольним фанам проносити на стадіон «національно свідомі» плакати» сообщает: [46]

Под цензурой оказался один из наилюбимейших баннеров киевских «ультрас» — красно-чёрное полотнище с надписью «Слава Украине! Героям слава» и портретом Степана Бандеры. «То есть то, что Степан Бандера занимает третье место в национальном проекте («Великие украинцы». — Ред.) и его показывают по телевизору, — это нормально, а его портрет на трибуне — нет?» — удивляются динамовские «ультрас».

Оппоненты «свидомых» говорят, что свидомые — сознательные враги народа, в отличие от несознательных врагов (то есть просто дураков).

Главный редактор газеты «Киевский телеграф» Владимир Скачко так издевается над «недосвидомыми»:

Почувствуй разницу между советским интеллигентом и его украинским аналогом, забывающим русский язык, но так и не привыкающим к украинскому. Напоминаю, если кто забыл: советский должен был четко отличать Бабеля от Бебеля, Гоголя от Гегеля, кабель от кобеля и шулера от Шиллера. К украинскому такие требования, ясное дело, чрезмерны — не тот калибр, уменьшенный обязательным патриотизмом, замещающим ум. «Элитный украинец» должен хотя бы понимать разницу между «трахнуть» и «треснуть», между жидким стулом и мокрым, между половым удовольствием и полевым довольствием. Даётся это не всякому…[47]

Свидомые в Белоруссии

Сходная политическая ситуация сложилась и применительно к современным белорусским реалиям — с той разницей, что носителем «свядомости» (бел. свядомасць, тарашк. сьвядомасьць) здесь считается не власть, а оппозиция. Политическое клише «свядомых» применяется, как правило, но не всегда,[48] в ироническом ключе,[49] хотя и с относительно меньшей частотой, чем на Украине.

justify]Президент Белоруссии Александр Лукашенко (а вслед за ним и агентство «Интерфакс») напрямую связывают[50] «свядомых» и белорусскую оппозицию, так как большая её часть сочетает стремление к «европейским ценностям» с повышением уровня белорусского национального самосознания. В свою очередь, оппозиционеры упрекают власти республики в недостатке «свядомости»,[51] а, к примеру, лауреат премии «За духовное возрождение» Павел Кореневский, замгендиректора минской телекомпании СТВ, автор и ведущий многих передач телевидения Белоруссии, считает: [48][/pjustify]

Я понял, что в белорусском языке есть два слова, которые сложно перевести на русский. Это «свядомасць» и «годнасць».

См. также

  • Государственная информационная политика Украины
  • Политическая борьба вокруг русского языка на Украине
  • Политическая история независимой Украины
  • Музей советской оккупации (Киев)
  • Идентификация (психология)
  • Национальное государство
  • Русофобия
  • Примечания

Например, харьковский филолог, колумнист «Русского журнала» Оксана Велит пишет в нём:

Противоположным понятию «исконник» является понятие «свидомит». Данный термин происходит от прилагательного «свидомый», что в переводе на русский означает «сознательный». «Свидомитом» называют гражданина Украины, который придерживается активной проукраинской позиции. Данный термин… не привязан к определенной территории, то есть «свидомита» можно встретить в любой точке Украины.

В. Шульгин — «Украинствующие и мы»

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Используйте нормальные имена. Ваш комментарий будет опубликован после проверки.

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация MaxSiteAuth. Loginza

(обязательно)