определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
Вождество в Википедии
Перед вами материал ВОЖДЕСТВО ВИКИПЕДИЯ, который является перепечаткой статьи ВОЖДЕСТВО из Википедии. Я должен был сохранить текст вождество в Википедии на момент 05.11.2017 на сайте Дизайн нового мира, так как он стал частью моей научно-исследовательской программы под названием ТЕОРИЯ ВОЖДЕСТВА.
Вождество в Википедии |
Вождество (или чифдом от англ. Chiefdom) — «автономная политическая единица, включающая в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя» (Carneiro, R. L. 1981. «The Chiefdom: Precursor of the State»).
Содержание
|
Сущность вождества
Вождество основано на социальном ранжировании, но в его структуре и управлении преобладают кровнородственные отношения, а статус индивидуума обусловлен тем, насколько близким родственником вождя он является. Вождество не обязательно охватывает более одной общины или племени.
Вождество отличается от государства тем, что в государстве правящая элита приобретает черты профессиональности, имеется администрация и армия. Вождество определяется как «промежуточная форма политической структуры, в которой уже есть централизованное управление и наследственная иерархия правителей и знати, существует социальное и имущественное неравенство, но ещё нет формального и тем более легализированного аппарата принуждения и насилия»[2]. Таким образом, вождество представляет собой политическую структуру, занимающую промежуточное положение между родоплеменной общиной и государством. Такой тип общества впервые был описан Дж. Стюардом на этнографическом материале Карибского региона. Термин вождество (англ. chiefdom) впервые употребил К. Оберг в работе «Типы социальных структур среди южно-американских и центрально-американских племен»[3]. В 1970-е годы в терминах «вождества» стали анализироваться культуры позднего неолита, бронзового века и начала железного века Западной Европы. Вождество имеет центр власти, где находится резиденция вождя, а также храм. Там могут жить мастера-ремесленники, которые часто вынуждены платить вождю излишками продукции. В таком центре могут происходить различные обряды и церемонии, значимые для всего населения. Вокруг такого центра всегда имеется какое-то число более мелких и в разной степени подчиненных ему поселений. Их возглавляют подчиненные верховному вождю вожди (старосты). Население вождества может составлять от 5000 до 20000 человек. Позднее возникают сложные вождества, население которых составляет десятки тысяч человек. В них имеется два уровня политической иерархии над местной общиной. Сложное вождество иногда называется «условным государством». |
История вождества
Империи кочевников (например, гуннов, тюрок, уйгуров) фактически были вождествами. Их стабильность зависела от умения их правителей организовать получение (грабежом или вымогательством) продуктов земледелия, ремесленных изделий, шелка и драгоценностей от оседлых обществ. Правитель такой империи увеличивал своё политическое влияние, раздавая подарки подчиненным ему вождям племен. Для характеристики таких обществ, более многочисленных и структурно более развитых, чем сложные вождества, но все же не являвшихся государствами в силу отсутствия сформировавшихся классов внутри господствующих племён, был предложен термин «суперсложное вождество». Суперсложные вождества образуются в основном путём завоевания одной группой племён других племён и государств. В их состав могут входить племенные группы, локальные общины и ранние государства. [4]
Наиболее общими археологическими признаками наличия вождества в археологической культуре считаются: монументальная архитектура, иерархия поселений, наличие церемониального центра, дифференцированные погребения.
Альтернативные системы вождеству
В качестве альтернатив вождеству среди политических структур средней степени сложности могут выступать племена [5], конфедерации общин и сложные гражданские общины (например, греческие полисы; впрочем, система греческих полисов, взятая в целом, по своей сложности уже была аналогична государству).
Возможные альтернативы вождествам в неолитической Юго-Западной Азии — это неиерархические системы общин с выраженной автономией малосемейных домохозяйств, которые были выявлены Ю. Е. Березкиным и рядом других учёных. В качестве современной этнографической параллели [6] рассматривается организация народа апатани.
Я решил добавить в статью Вождество Википедия переводы словарных статей с немецкого и английских языков, что расширяет определение вождества немецких и англоязычных антропологов. Основное отличие в ответах зарубежных антропологов на вопрос - что такое чифдом chiefdom - состоит том, что они вождество как социальный феномен больше рассматривают как протогосударство чифдом в теории государства.
Вождество в немецкой Википедии
Chiefdom в немецкой ВикипедииВождества (тоже Stammesfürstentum oder Häuptlingstum) является географической областью в системе государственного управления на основе осуществления власти «верховного вождя». В антропологической теории вождество - это «группа людей, которые соединены вместе в некую единицу человечества под руководством одного человека», имеющего экономическую и политическую власть.
Концепция вождества была разработана в конце XIX века на примерах местных административных единиц в Африке. Однако термин вождества используется давно, по крайней мере с 12-го века в Ирландии известно вождество как этап развития общества. В настоящее время (июль 2017) система вождества присутствует на национальном уровне только в Индии, Сьерра-Леоне (на карте 149 вождеств в 2017 году, каждый с Paramount Chief [верховным вождем] в качестве председателя) и Полинезии (в том числе на Уоллис и Футуна), исторически это было также распространено на Гавайях. | Карта административного деления Сьерра-Леоне отражает наличие нескольких вождеств. |
Вождество в английской Википедии
В археологической теории признаки вождества начинаются с пункта о наличии верховного вождя, который руководит распределением (redistributional) между членами общества при помощи централизованной администрации из представителей вождя в отдельных селениях (старшины ли местные вожди). Однако другие археологи оспаривают главенство функции перераспределения у главного вождя, так как считают, что организаторский статус вождя зависит от его роли в перераспределении лишь предметов престижного потребления.
Основным критиком стал Timothy Earle, который в ходе тематического исследования гавайских вождеств заметил, что сами сообщества были довольно самостоятельны, но положение главного вождя главы племени зависит не столько от его роли руководителя перераспределения обычных товаров, а исключительно - от товаров престижа между его представителями в отдельных селениях, что и является основой поддержания власти верховного вождя.
Некоторые ученые оспаривают полезность модели вождества для археологического исследования. Наиболее решительная критика исходит от ТTimothy Pauketat, который считает концепцию вождества заблуждением, не учитывающим археологические данные. Timothy Pauketat утверждает, что эволюционные основы модели потребления отягощены расистским и устаревшим теоретическим багажом, который можно проследить до Льюиса Моргана в 19-й веке. С позиций теории культурной эволюции - все предгосударственные общества рассматриваются как слаборазвитые, дикие и варварские фазы эволюции, которые предшествовали цивилизованности. Покетэт утверждает, что положение о главе племени (вожде) является ограничивающей категорией, которая должна быть отброшена, что он обосновывает исследованиями Cahokia (доколумбовая индейская цивилизация на реке Миссисипи).
При этом Покетэта, однако, не предлагает альтернативу феномену вождь как главы племени. Поскольку, в то время, как он утверждает, что положения главы племени являются заблуждением, он описывает Каокию как цивилизацию. Это поддерживает, а не бросает вызов эволюционной схеме, которую он оспаривает.
Виды вождеств
Простое вождество
Вождество характеризуются централизацией власти и распространяющегося неравенства. Присутствуют по крайней мере два наследуемых социальных класса (элита и простой человек). (У древних гавайских вождеств - кроме главы племени были целых четыре социальных класса.) Человек мог бы изменить социальный класс в течение целой жизни лишь экстраординарным поведением. Однако для занятия положения главы племени, с самым большим влиянием, властью и престижем - главным условием была принадлежность к линиджу/семье элитного класса. Родство являлось, как правило, принципом организации вождества, в то время как брак, возраст и пол мало влияли на социальное положение.
Единое простое вождествое обычно состоит из центрального сообщества - жителей столичного поселения, окруженного или близкого к нескольким более мелким дочерним сообществам. Все общины признают авторитет отдельной группы с наследственной централизованной властью (семья вождя), проживающей в основном сообществе. Но при это каждое отдельное поселение имеет своих собственных лидеров, которые обычно находятся в подчиненных отношениях с правящей элитой основного сообщества.
Комплексное сложное вождество
Комплексное вождество - это группа простых вождеств, контролируемых одним первостепенным центром, и управляется первостепенным начальником. У сложных вождей есть два или даже три уровня политической иерархии. Благородные люди (племенная знать) явно отличаются от простолюдинов и обычно - не занимаются каким-либо видом сельскохозяйственного производства. Высшие члены общества потребляют большую часть товаров, которые передаются в иерархию как дань.
Взаимные обязательства выполняются дворянами (пленная знать), для чего существуют ритуалы, который могут выполняться только представителями плененной знатью они. Они также могут делать токены, символические перераспределения продуктов питания и других товаров. В двух или трех уровнях власти высшие руководители имеют контроль над несколькими лицами с меньшим рангом (пирамида функциональной иерархии), каждый из которых контролирует определенную территорию или социальные подразделения. Политический контроль опирается на способность начальника (иерарха) поддерживать доступ к достаточно большому объему дани, которую он перераспределяет по линии иерархии низшим вождями. Эти меньшие вожди (старшины), в свою очередь, собирают дань от тех производителей, что ниже них (или от общин, близких к их собственному центру). На вершине иерархии статуса находится лицо имеющее первостепенное значение.
Антропологи и археологи продемонстрировали посредством исследований, что вождества являются относительно нестабильной формой социальной организации. Они склонны к циклам краха и обновления, в которых племенные единицы объединяются вместе, расширяются у власти, фрагментируются в какой-то форме социального стресса и снова объединяются. Примером такого рода социальной организации были германские народы, которые завоевали Западную Римскую империю в V веке. Хотя они обычно назывались племенами, антропологи классифицировали свое общество как вождества. У них была сложная социальная иерархия, состоящая из королей, воинов-аристократов, простых свободных людей, крепостных и рабов.
В индейских племенах иногда были правящие короли или сатрапы (губернаторы) в некоторых областях и регионах. У чероки, например, была система управления императорской семьи, выработанная за длительный период истории. Ранние испанские исследователи в Америках сообщили об индийских королях и держали обширные примечания во время колониальных завоеваний. В некоторых родственных племенах в Америках были принцы, дворяне, и различные классы и касты. Положение вождя "Большое Солнце" было похоже на положение вождей "Great Khans" в Азии и Восточной Европе. Именно вождь-император "Большое Солнце" в Северной Америки - является эталонным примером положения главы вождества (племени) и имперских королей в североамериканской индийской истории. У ацтеков Мексики была аналогичная культура.
Примечания
- ↑ Carneiro 1981: 45
- ↑ Васильев 1980: 182
- ↑ Oberg, 1955
- ↑ Боринская С. А., Коротаев А. В. Алгебра и гармония социальных структур: от общины до империи
- ↑ Коротаев А. В. От вождества к племени? Некоторые тенденции эволюции политических систем Северо-Восточного Йемена за последние 2 тысячи лет // Этнографическое обозрение. 1996, № 2, c.81-91.
- ↑ Березкин Ю. Е. Апатани и древнейший Восток: альтернативная модель сложного общества // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 4. Спб., 1994. С. 5-16.
Литература по вождеству
- Берёзкин Ю. Е. Апатани и древнейший Восток: альтернативная модель сложного общества // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 4. СПб., 1994. С. 5-16.
- Гринин Л. Е. Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политии // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В. М.: КомКнига/УРСС, 2007. С. 263—303.
- Васильев Л. С. Становление политической администрации (от локальной группы охотников и собирателей к протогосударству-чифдом) // Народы Азии и Африки. 1980 № 1: 172—186.
- Коротаев А. В. От вождества к племени? Некоторые тенденции эволюции политических систем Северо-Восточного Йемена за последние 2 тысячи лет // Этнографическое обозрение. 1996, № 2, c.81-91.
- Л. Н. Корякова, 2002.Археология раннего железного века Евразии. Общие проблемы. Концепция вождества и государства
- Крадин Н. Н. Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос, 2000 (совместно с Д. М. Бондаренко, А. В. Коротаевым, В. А. Лыншей и др.).
- Крадин Н. Н. Политическая антропология: Учебник. М.: Логос, 2004.
- Carneiro, R. L. 1981. «The Chiefdom: Precursor of the State» // Jones, G. D., and Kautz, R. R., eds., The Transition to Statehood in the New World. Cambridge &c. P. 37-79.
- «АПОЛОГИЯ ТРАЙБАЛИЗМА»: ПЛЕМЯ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОЖНЫХ НЕПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВ (по материалам Северо-Восточного Йемена) // Андрей Коротаев, Социологический Журнал. Номер: № 4 за 1995 год
- V. ГЛОБАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА. Социальная эволюция: альтернативы и варианты (к постановке проблемы) // А. В. Коротаев, Д. М. Бондаренко, Л. Е. Гринин.
Крадин Н. Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. — М.: Вост. лит., 1995: 11-61.