древние славяне | восточные славяне западные славяне южные славяне | Киевская Русь Золотая Орда | Московия СССР |
определение понятие значение информация система структура принцип |
Сегодня судить о происхождение древних славян мы можем лишь по косвенным источникам и артефактам, найденным при раскопках, по которым, однако, территория древних славян никак четко не очерчивается. Быт только начинающих разделяться протоиндоевропейцев был довольно единообразный, потому нет однозначного ответа по этнической принадлежности людей, оставивших материальные следы. Самыми доказательными являются письменные источники, но от древних славянах нет письменных источников, поэтому достоверные источники о древних славянах появляются лишь в начале нашей эры у древнеримских авторов, которые сами пользуются пересказами и слухами о неведомых народностях, с которыми еще предстояло соприкоснуться расширяющейся Римской империи.
Потребительский кредит на неотложные нужды Потребительский единовременный кредит Потребительский возобновляемый кредит | Кредит на приобретение товаров Потребительский кредит для молодых семей |
Собственно даже в римскую эпоху отмечается «хаотичное» перемещение отдельных племён некоторых народностей из выделившихся групп праиндоевропейских языков, которое можно назвать «гулянием» по Европе туда-сюда, потому мы смело можем предположить, что и в предыдущую эпоху миграция праиндоевропейцев в Европе, мягко скажем, не была плановой. В раннюю пору по причине наличия свободных земель, происходило мирное поселение между племенами аборигенов. Род и даже целое племя осваивало какой-то природный комплекс, а при исчерпании его ресурсов просто перемещались на другой. При увеличении числа членов рода происходило «почкование» с поселением нового выделенного отдельного рода на соседних землях. Очевидно первыми осваивались самые удобные и лучшие из известных земель, но военные действия для захвата чужих участков вероятно велись не часто, даже если соседи были из чужого племени (инородцы), так как человеческие потери от войны перевешивали экономическую выгоду. Людей было мало и в древности они представляли самую основную ценность на фоне бескрайних земель, свободных для освоения. Подтверждением тому является отмечаемое в разных языках европейских народов взаимное обогащение заимствованными словами, которое возможно лишь при долгом и мирном общении разных племен. Пока имеются свободные земли, то для войны и нет причин, так как выгоды от владения чужим ресурсом не оправдывают возможные потери. Лишь после заметного увеличения численности племен в Центральной и Западной Европе (где нет такой широты земель, как в Восточной Европе) происходит переход от мирного расселения к военным действиям ради вытеснения, что консолидирует ранее разрозненные племена по признаку общности языка и кровного родства в какие-то союзы с очевидной целью – противостоять натиску иных народностей или желанием самим пограбит богатых соседей или вообще захватить их земли как источник существования. Я для пущей наглядности выложу карту расселения славян, где изначальная территория древних славян, так называемая прародина славян, обозначена как материковая полоса (без выхода к морям) в Днепро-Днестровском междуречье. |
Понятно, что причина войн имеет простое экономическое обоснование - для прокорма увеличившегося числа членов племени требуется освоения нового природного комплекса. Ведь преобладающая технология хозяйствования - это подсечно-огневое земледелие, которое характеризуется временностью использования участка земли в связи с падением его плодородия. Поэтому через десяток лет требуется новый участок леса, на котором вначале у деревьев подсекается кора, чтобы они высохли, а на следующий год вся древесина поджигается, чтобы получить золу, которая станет удобрением и обеспечит плодородие этого участка на несколько лет. Старые участки бросаются и они зарастают лесом, чтобы через 30-40 лет их можно было снова использовать в земледелии. Благо, что вся Европа в те времена сплошь покрыта лесами, однако такой трудоемкий способ земледелия требует проживания людей большой группой в деревнях - довольно многочисленным кланом из нескольких родов. Кроме того, требуется большая дикая неосвоенная территория, где должна водится дичь для охоты и, некоторая - для выпаса домашнего скота. Земля находится в общей собственности, а распределение по потребности, что позволяет говорить, что экономика клана представляла собой простой воспроизводственный комплекс на основе естественного разделения труда. Очевидно, что на пограничной земле между основными регионами сплошного проживания родственных родов и племен имеет место пестрое чередование деревень, жители которых принадлежат к разным племен, которые не всегда славянские, потому как нет никах четких границ.
Однако на рубеже I-II тысячелетия до н.э. все лучшие земли уже поделены между основными языковыми группами индоевропейцев. Растущим племенам остается или вытеснять силой неродственные племена с их земель, или идти на сводные и неудобные земли на периферии (так германцы переселились на суровый Скандинавский полуостров, а восточные славяне заняли леса Восточной Европы), причем, идти надо по землям иных племен, без надежды выиграть у них в войне.
Территория древних славян
Понятно, что именно войны и переходы целых союзов племен создают предпосылки формирования какой-то общности членов племен, говорящих на одном языке. Для обоснования единения в случае обороны или совместного вооруженного набега у одноязычных племен появляется понимание общих корней и общего предка.
Вероятно, идеалистическая естественная экспансия людей в Европе имела место в самой далекой древности, доказательством чему могут служить баски (вытесненные на Пиренейский полуостров) и финно-угры (занимавшие, наверно, всю Центральную и Восточную Европу), но после катаклизма прародины индоевропейцев в Северном Причерноморье в следствии затопления Киммерийского озера (будущее Черное море) водами Средиземного моря через образовавшийся пролив Босфор, волны переселенцев из индоевропейских племен очевидным образом смели все исконное коренное население древней Европы. Скорее всего, каждая следующая волна индоевропейцев проходила дальше на Запад в глубь Европы через земли первых переселенцев, к которым как раз надо отнести протославян вместе с будущими германцами и балтами, осевшими недалеко от Черного моря в Днепро-Днестровском междуречье. Праславянский язык был самым архаичным (значит одним из близких к исходному праиндоевропейскому языку), что говорит в пользу гипотезы о самом раннем исходе протославян из прародины индоевропейцев и долгом проживание на одном месте в определенной изоляции. Последующим выходцам из прародины индоевропейцев приходилось уходить не задерживаясь через земли славян на самые дальние земли в глубь Европы. Очевидно, индоевропейцы предпочитали более теплый климат, чем тот, что был в холодных землях на Северо-Востоке от Причерноморья, которые уже только в нашу эру по необходимости начнут осваивать восточные славяне.
Происхождение древних славян как одних из первых выходцев из семьи индоевропейских народов, сформировавшейся в Северном Причерноморье сегодня очерчивается бассейнами рек Днестра, Припяти и Днепра. Карта древних славян позволяет говорить о формирование праславян в материковой части по северо-восточной стороне Карпатских гор.
Древние предки славян
Первые достоверные письменные источники о древних славянах появляются в середины VI века века у византийских авторов, писавших на греческом языке, в которых славяне упоминаются под названиями - склавины и анты, а еще раньше - венеды - как народ между сарматами и германцами. Собственно ранние упоминания о древних славянах становятся понятными после прочтения труда готского историка Иордана, писавшего на латыни, который повторно упомянул про народ венеды, но уже явно относил его к славянам. Нам надо понимать, что наименования склавины, анты и венеды - это латинские (или греческие) наименования крупных союзов славянских племен (возможно, даже имена - венеды анты склавины, - являются и названиями каких-то конкретных племен, которые верховодят в этих союзах).
Более ранние источники о древних славянах не столь достоверны, но греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э. упоминает какой-то народ под именем невры, который можно отнести к праславянам, судя по указанному месту проживания как раз в бассейне Днепра. Из хроник войн греков с персами мы узнаем о совещании вождей 14 сарматских племен, которые обсуждали вопрос противодействия царю персов Дарию, решившему пойти войной против скифов. Скифы, уже имевшие государственность в Причерноморье и в Крыму, выступали главной силой противоборства, а сарматские племена - как пограничные с ними союзные народы, не совсем ясной этнической принадлежности, решали вопрос об участии в общей обороне. Тогда невры отказались участвовать в войне против персов, но войска персов, а потом скифов, преследующих отступающих персов, прошли по землям нёвров, вынудив тех бежать от войны на Север и поселиться среди будинов. Больше упоминаний о неврах не сохранилось, но совпадение мест поселения невров и поселение древних славян позволяет считать их кандидатами в первые народы древних славян.
Древнейшие славяне
Мы не может сказать как назывались древние славяне, и были ли это невры, так как нет точных указаний, что нёвры были славянами, но в любом случае они проживали в Днепро-Днестровском междуречье, которое считается прародиной всех славян.
Еще более ранних упоминаний про народы древних славян не сохранилось, так как в последние века до нашей эры греческие города на побережье Потна Эвксинского (Черного) были разграблены, да и в первых веках нашей эры велись, называемые греками и римлянами поначалу скифскими войнами, оказавшимися готскими войнами, потому как зачинщиками их были уже германцы готы, переселившиеся из Скандинавии в Причерноморье в III-IV веках.
Более ранние племена, отмеченные современниками в предполагаемом ареале формирования славянского этноса (среднее и верхнее Поднепровье, юг Белоруссии), могли внести вклад в этногенез древних славян, но степень этого вклада остаётся неизвестной из-за недостатка сведений как по этнической принадлежности племён, упомянутых в источниках, так и по точным границам обитания этих племён и собственно праславян. Впервые племена (невры и скифы-земледельцы), населявшие земли Восточной Европы в удалении от Чёрного моря, описал в своём фундаментальном труде греческий историк середины V в. до н. э. Геродот. Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII—III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассейн реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). Неизвестно, сформировался ли к этому времени славянский этнос, но предполагая автохтонность славян в междуречье Днестра и Днепра, сведения Геродота являются самым ранним и единственным на протяжении последующих 500 лет письменным источником о возможных предках славян.
В то время, как экспедиции римских легионов приоткрыли цивилизованному миру Германию от Рейна до Эльбы и варварские земли от среднего Дуная до Карпат, греческий автор середины I в. до н. э. Страбон в описании Восточной Европы к северу от Причерноморья пользуется легендами, собранными ещё Геродотом. Однако он сообщил важные этнографические сведения, связанные с появлением в западных областях Украины бастарнов. Бастарны, в которых чаще всего видели германцев, появились на страницах истории во 2-й половине III в. до н. э. где-то к северу от низовьев Дуная. Обычно им приписывают зарубинецкую археологическую культуру (II в. до н. э.—II в. в бассейне Припяти, Десны, в Среднем и Верхнем Поднепровье). В советское время зарубинецкую культуру из-за ареала распространения признавали раннеславянской несмотря на её заметные отличия в уровне развития ремёсел от более примитивных достоверно славянских культур позднего времени. Кто бы этнически не были носители зарубинецкой культуры, её влияние прослеживается в памятниках киевской культуры, названной сначала позднезарубинецкой. Невозможно определить степень влияния бастарнов на этногенез славян прежде всего из-за недостатка этнографических сведений о самом исчезнувшем в III веке племени бастарнов.
Историки предполагают, что славяне могли проникнуть в западные земли с Поднепровья вместе с полиэтничным конгломератом племён, объединённых подчинением Аттиле, и стали селиться в обычных для себя местах вдоль рек. На это есть намёки в записках грека Приска Панийского, посетившего в составе византийского посольства в 448 году варварские земли в районе совр. Венгрии. Но впервые эпиграфические источники сообщают о достоверно славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνοί) и антов (Άνται) в середине VI века. Из этих племён последние два появились к началу VI века на северных границах Византийской империи по левому берегу среднего и нижнего Дуная, что хронологически хорошо согласуется с археологическими данными. Упоминания о венедах есть в позднеримских источниках I—II вв., однако их связь с венедами эпохи Великого переселения народов не очевидна. См. подробнее в статье Этногенез славян.
Древние славяне
Древняя история славян нам известна из письменных источников византийских авторов, в которых с VI века упоминаются два крупных славянских народа — анты и склавины, как народы, с которыми Восточная Римская империя вошла в соприкосновение на северных границах. Причем византийские авторы не упоминают название венеды, что объясняется скорее проживанием венедов намного севернее, без соприкосновения с границами империи. Схему расселения древних славян прояснил уже готский историк Иордан, который уже прямо пишет, что венеды, анты и склавины родственны и произошли от одного корня. «Из его сообщений видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты — восточную группу, а венеды — северную ветвь. Область расселения склавинов по Иордану простиралась от города Новиетуна (Исакча на нижнем Дунае или Новиодун на Саве) и Мурсианского озера до Днестра и Вислы. Анты локализовались Иорданом от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знал. Областью распространения венедов Иордан считал «безмерные просторы» от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу.»
При клике по миниатюре карты вы увидите старинную карту, на которой территория венедов помещена в верхнем правом углу, а вся восточная территория от германских земель названа Сарматией.
Надо заметить, что названия венеды, анты, склавины относятся к большим союзам славянских племен, уже имеющим государственность, так как конкретное название племен славян традиционно происходило от места их проживания, например, поляне.
Подтверждением государственности у древних славян служат византийские авторы, которые пишут о вождях союзов славянских племен, называя их князьями, которые заключают договоры с императорами, как полновластные властители над славянами. Эти прото государства славян организуют походы и ведут на равных войны с войском Римской империи, что подтверждает разрушение родо-племенных отношений. Другое дело, что само место проживания славян не давало государствам славян возможности долгого самостоятельного развития, так как по нему, как по коридору в Европу, постоянно вторгались кочевники из Азии. Вся история древних славян - это борьба с империями азиатских кочевников, приведшая к созданию восточными славянами Киевской Руси, как огромной территориальной империи, так же восточного типа.
Поэтому не стоит опоэтизировать предков славян, так как они самостоятельно, равно и в составе государств, созданных кочевниками из Азии, захватили огромные территории в Центральной и Восточной Европе. Надо отметить, что именно переселение славян на Балканский полуостров стало фактором, приведшим Западную Римскую империю к ее падению, так как славяне совместно с франками, давившими на Римскую империю с запада, лишили её ресурсов для существования.
В недавнем прошлом зарождение государственности у славян представляло большой интерес в идеологической борьбе против расовых теорий, получивших распространение на Западе. Однако появление государства у славян происходило в те же сроки, что и многих европейских народов, просто западные историки само понятие государства понимают по-своему.
Государства создают кочевники, которые переносят свою привычную хозяйственную практику управления стадом на общность покоренных людей. Основные племена славян, начиная с III века, попадают в состав государства, созданного готами, пришедшими как кочевники из Скандинавии, потом в состав государства гуннов, а в составе Аварского каганата славяне представляют основное население, что позволило им занять Балканский полуостров. Итак, племена древних славян существовали разными отдельными союзами племен, отмечаемых византийскими источниками, которые, скорее всего, включали кроме славян еще соседних балтов, сарматов, скифов. Историки отмечают воинственность и организованность именно антов, которые своими разбойничьими набегами через земли склавинов часто разоряли северные территории Византийской империи.
Переселение готов
С приходом готов на рубеже 200 годов на территорию исконного проживания славян начинается процесс разделение массива славян на южных, западных и восточных славян.
Вероятной причиной нашествия готов стали скудные природные ресурсы в Скандинавии, заставившие их совершить переселение в Северное Причерноморье, где они создают свое первое государство готов под названием Ойум. Скорее всего, готы представляли собой союз германских племен, в котором готы представляли лишь военную элиту над германскими племенами, пошедшими с ними из Скандинавии. Нашествие готов было именно переселением народов, так как они вытеснили вандалов с места их обитания в низовьях Вислы. Как мы знаем, это стало началом путешествия вандалов из Европы в Северную Африку, откуда эти германские племена совершают набег на Сицилию и даже разоряют Рим.
Вскоре происходит разделение переселенцев готов на остготы и вестготы, так как часть готов в походе против Византии в 265 году остается на Балканах и совершает огромный путь через всю Европу, разграбив Рим в 410 году по дороге в Испанию. Эти западные готы и стали называться вестготы.
Остготы, оставшиеся в Причерноморье, занялись расширением своего государства до огромной территориальной империи от Эльбы до Волги. Все завоевания остготов связывают с именем конунга Германириха, под предводительством которого остготы за срок его правления сумели создать конугство, в которое попали основные племена славян (больше анты), так что прародина славян стала центром государства готов.
Тут надо отметить смену цели готов от вытеснения, которая была им присуща при переселении в Причерноморье, на покорение соседних народов, что уже не приводило к уничтожению или вытеснению коренных племен, как вандалов, а лишь к принуждению к выплате дани. Вероятно, сами готы составляли уже лишь только малочисленную элиту армии, осуществлявшей создание империи Германириха. В результате славяне стали самым многочисленным народом готского государства, что как раз отмечает готский историк Иордан.
Хотя записи Иордана были лишь позднейшими описаниями событий, но по свежим следам он отмечает наличие трех союзов славянских племен - венеды, склавины и анты, которые существовали и до готов. Подтверждением свидетельства Иордана о трех союзах славян являются более ранние упоминания у византийских авторов о войнах готов с венедами, впрочем, как и с германскими племенами, живших рядом с венедами.
Сегодня слово венеды сохранилось в германском и финском языках как общее название всех славян, а венеды как союз славянских племен, очевидным образом представлявший собой прото государство, вероятно развалился под ударами готов. Возможно, остатки венедов еще сохранялись, но значительно севернее границ Византийской империи, так как византийские авторы уже упоминают только антов и склавинов, как известные им союзы славянских племен, в соприкосновение с которыми вошла империя.
Путь готов в Европу был продолжен после их поражение от гуннов в 375 году, что привело к внутренним конфликтам в остготском конугстве, закончившимися гибелью самого Германириха. Основная военная элита остготов (вероятно, само племя готов, а не примкнувшие племена) вместе с некоторой частью народа уходит на Запад под защиту вестготов, оставив покоренную ими на сотню лет территорию, заселенную в основном древними славянами, новым кочевым завоевателям.
Скорее всего, успех конунга Германириха по созданию огромной империи был кратковременным, да и границы конугства трудно очертить, так как просто это был грабительский поход по землям соседних народов. Потому многие славянские племена при готах вели самостоятельную политику, занимаясь в основном набегами на Римскую империю, порой совместно с готами. В результате готских войн часть готов поселяется на территории Римской империи на Балканах, где активно перенимает образ жизни римлян и поставляет наемников на службу Риму, часто против славян.
Вторжение гуннов
Нашествие гуннов, в отличие от готов, носило не характер переселения, а черты набега с целью пограбить, просто победа над готами позволила тюркским племенам захватить власть и создать свое государство с центром как раз на территориях славянских племен вокруг Карпатских гор.
Скорее всего, кочевники гунны, участвующие в набегах вглубь Европы, были не очень многочисленны, поэтому вскоре многочисленные славяне, привлеченные в армию гуннов, стали играть заметную роль, а многие воины из славян выбились в элиту нового государства, величие которого пришлось на время правления Атиллы. Следом за смертью Атиллы в 453 году его империя развалилась, а сами гунны откатились в Причерноморье, где растворились среди новых тюркских племен, прибывающих из Азии.
Именно после распада империи Атиллы византийские писатели отмечают склавинов и антов как народы, населяющие земли за северными границами Восточной Римской империи. Вероятно, военный навык, приобретенный участием в войсках Атиллы, позволяет воинственным антам совершать грабительские рейды на Балканы вглубь территории Византии. Однако сохранилось мало подробностей о самих славянских союзах племен. Вероятно, в эту эпоху была высокая подвижность племен, да и перемешивание славян с остатками готов и гуннов, а точнее, с неизвестными народностями, пришедшими с ними и осевшими среди славян. Нашествия готов и гуннов сдвинуло массив славян, одновременно предоставим им возможность проводить экспансию по всем сторонам света в Европе. Экспансия на Запад, Север и Восток Европы не особенно изучена, а вот переселение на Юг на Балканы довольно подробно описано у византийских авторов.
Я думаю, нет смысла переписывать статью Древние славяне Википедия содержит отдельные подробные статьи про отдельные союзы племен древних славян – венеды, анты, склавины, а статьи с названиями - прославяне и праславяне - есть в моем Словаре истории России.
В V век племена древних славян как союзы славянских племен выходят на политическую арену Европы как соперники и союзники Восточной Римской империи. Период самостоятельного взаимодействия союзов славянских племен , которые очевидно были уже отдельными государствам, с Византией как-то замалчивается историками, хотя византийские источники подробно описывают период между гуннами и аварами с 453 по по 558 год как непрерывные войны с антами и склавинами. Очевидно воевать с империей могли не отдельные племена, а вполне организованные армии, что предполагает существования государств у антов и склавинов, организацию которых они могли позаимствовать от гуннов. В подтверждение приведу цитату из Википедии о взаимоотношениях древних славян с Византийской империей:
Ранние направления экспансии
В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одры (Одера), Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура — суковско-дзедзицская — занимала среднее течение Одры (Одера). С VI века появляется и третья — пеньковская культура — от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской.
В VI веке пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В 530-х годах славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 лангобардов из Моравии в Италию.
Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения — носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур — проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.
Отношения с Византией
Одно из первых столкновений славян с Византией произошло в 493 году, когда полководец Юлиан был сражён в ночном сражении «скифским железом». Принято считать, что «скифами» ромеи (византийцы) назвали народы, с которыми им пришлось встретиться впервые: болгар и славян.
Ещё раньше, в 450−460-х годах командующим армии во Фракии был «скиф» Анагаст. Это типичное антское имя с окончанием -гаст, то есть Византия уже тогда нанимала антов на службу. Любопытно, что Анагаст сыграл важную роль в изгнании гуннов из Дакии и Бессарабии, чем открыл дорогу славянскому движению к Дунаю.
Впоследствии привлечение славян в императорское войско только расширялось — Византия предпочитала подкупать варваров, а не сражаться с ними. Описывая кампанию Велизария в Италии, Прокопий Кесарийский сообщает об антских и склавинских конных отрядах (537), о склавинских воинах, искусных в маскировке и захвате «языков», Агафий — об анте военном трибуне Дабрагасте, командовавшим небольшим флотом на Чёрном море и участвовавшим в персидской кампании, в ходе которой отличился воин из славян Сваруна.
К началу правления Юстиниана I (527) славяне уже освоились на северном берегу Дуная и начали постоянные набеги на византийские земли. Уже о 531 годе Прокопий Кесарийский в «Истории войн» пишет, что «гунны, анты и склавены уже много раз форсировали [Дунай] и наносили невосполнимый ущерб римлянам». В ответ Юстиниан назначил талантливого полководца Хильбудия (возможно, также анта) главнокомандующим во Фракии с инструкцией не позволить славянам пересекать Дунай. Тот организовал даже несколько карательных экспедиций за пределами империи, но погиб в 534.
Юстиниан попытался столкнуть антов и склавинов между собой, сделал антов союзниками, разместил их воинов в Тирасе около 544 и даже присоединил к своему титулу эпитет «Антский». Склавины, однако, в 547−552 совершают непрекращающиеся набеги на Фракию, достигают Далмации и Иллирии. В это же время они впервые остаются в пределах империи на зиму. В 558−559 огромная орда болгар и склавинов под началом хана Забергана разорили Фракию и Македонию, прорвалась за Длинные Стены Константинополя и была отброшена лишь Велизарием. Примечательно, что славяне после этого произвели попытку напасть на столицу Византии с моря на плотах.
Взаимоотношения с аварами и Византией в конце VI — начале VII веков
Наверно, аваров следует выделить из череды предыдущих кочевых завоевателей славян, так как они создали традиционное государство, в смысле привычное нам по понятию государство, которое просуществовало несколько столетий и во многом определило территорию, занимаемую славянами в Европе в настоящее время. Авары создали
свой Аварский каганат в венгерской равнине, которая служила древним проходом всех кочевников в Европу. Аварский каганат клином разделил прежде единый массив древних славян, поспособствовав окончательному их разделению на южных, западных и восточных славян.
Надо понимать, что даже для для грабительских походов требуются причины, которые чаще всего обусловлены оскудением ресурсов природного комплекса в связи с увеличением численности народа, который его осваивает. Постепенного происходит понимание невозможности дальнейшей экспансии и необходимости переселения, но так как уже соседние территории заняты другими, то вначале следуют военные набеги (молодыми вооруженными мужчинами) с целью пограбить и тем самым восполнить уменьшающиеся ресурсы, но потом племена организуются (в данном случае прежде всего по критерию родства) с целью настоящего переселения, что означает захват чужих земель с вытеснением под угрозой полного уничтожения или этим самым уничтожением. Один народ (как союз племен) вытесняет другой с его земель и второму ничего не остается делать, как искать новые земли - то есть идти войной на другие народы или переселяться на далекие (и как правило менее удобные), но свободные земли.
Аварское нашествие, перемещение части антов на запад
История авар будет изложена ниже в цитате из Википедии, но я предварю ее некоторыми замечаниями по вопросу - почему именно кочевники создают государства? Во-первых, превосходство в войне против оседлых европейских народов (славян) определялось владением кочевниками новой неизвестной тактикой боя и наличием новых технологий вооружения, как то сборный лук гуннов, пробивавший любые доспехи. Кроме того, это большая мобильность, так как даже в обиходе у кочевников всегда есть большое количество транспорта (лошади и повозки). Потому кочевник, (как авары) проигравший у себя на родине, становился победителем над народами, не ведающими, как от него обороняться. Во-вторых, что, наверно, важнее остального, государство - это практика кочевников по управлению стадом домашних животных, которую они переносят на управление покоренными народами, которых обкладывают данью, что сродни стрижке шерсти или доению. У кочевников схема государства уже имеется в головах, кроме того, что в обиходе они уже широко используют деньги.
Концепция государства как стационарного бандита отводит государству роль создателя «общих интересов» для всех подданных, независимо от их национальной принадлежности. Понятно, что люди, живущие на сотни километров друг от друга, даже говорящие на одном языке, никаких общих интересов сформулировать не могут. Только стационарный бандит, создавая государство как инструмент своего господства над покоренными жителями захваченной территории, начинает проводит социальную рекламу, объясняя подданным наличие теперь у них однотипных обязанностей, конечно, в первую очередь - необходимость платить налоги. Элита берет функцию защиты жителей от захватчиков не из-за желания защитить жителей, а потому, что элита защищает государство как свою личную собственность.
Для определения принадлежности к данному государству происходит поиск и выделение каких-то особенностей, присущий всем подданным. Поэтому понимание общности по происхождению от общего предка трансформируется в понимание общности по принадлежности к одному государству, или по единому языку, что способствует появлению этноса, как гораздо более широкая общность, чем племя из дальних родственников. Именно государство заставляет людей определяться по национальной принадлежности.
Если у захватчика хватает людей для организации элиты для управления государством, то старая элита захваченного народа, как правило, уничтожается полностью. Если кочевой бандит, решивший стать стационарным бандитом над покоренным им населением, не очень многочисленный, то происходит прием в состав элиты представителей прежней элиты, которые и осуществляют преемственность управления. Собственно численность стационарного бандита со временем может повлиять на национальную принадлежность даже остальных жителей государства.
Цитаты взяты из статьи Древние славяне в Википедии:
В 558—560 Северный Кавказ и восточное Приазовье подверглось нашествию авар под началом Байана (Баяна), принявшего титул кагана. Его вассалом признал себя Заберган. Византия решила использовать их против болгар и славян и заключила с Байаном союз. К 561 авары достигли страны антов, разорив их земли и приведя антских вельмож в отчаянье. Анты вступили в переговоры и отправили послом к кагану сына Идарисия и брата Келагаста Мезамира. Мезамир обладал огромным авторитетом среди антов и не чувствовал свой народ побеждённым, вёл себя гордо и надменно. По совету одного из болгар каган нарушил дипломатические правила и приказал убить посла. Преодолевая сопротивление славян, авары прорвались в Добруджу. Отношения кагана с Византией стали напряжёнными, с тыла ему угрожали непокорные анты, из-за чего он был вынужден двигаться дальше в Паннонию.
Элита Аварского каганат была тюркоязычная и изменялась по приходу новых племен кочевников, что мешало ее ассимиляции с основным населением из славян (как это позднее произошло с тюрками булгарами), что, однако, не мешало расселению славян как подданных на новые территории, которые захватывал каганат как на Юге (на Балканском полуострове от Византийской империи), так на и на Западе (у германских племен, которые снова вытеснялись за Рейн).
Под властью созданного каганата оказались в том числе многие племена славян. Воспоминания об этом времени сохранялись в народной памяти столетиями, о нём есть упоминание в Повести временных лет (XII век). Славянский компонент в населении Аварского каганата был столь велик, что Константин Багрянородный, Иоанн Эфесский, Монемвасийская хроника и др. раннесредневековые источники прямо отождествляют авар и славян.
Археологические данные свидетельствуют о том, что вместе с аварской миграционной волной в Паннонию переселилось большое количество антов. Это положение подтверждается материалами этнонимики: этноним хорваты, по распространённой гипотезе, имеет иранское происхождение и, следовательно, мог зародиться лишь в антской, но не склавинской, среде. Белые хорваты в Восточных Карпатах, хорваты в Чехии у Крконошских гор, хорваты в Силезии и на верхней Висле и, наконец, хорваты Балканского полуострова маркируют путь, который прошли древние хорваты-анты вместе с аварами. По той же гипотезе, иранские корни имеет и этноним сербы, О. Н. Трубачёв возводит их к известным ещё Птолемею сербам, живущим к северу от Кавказа и западу от Волги, позже ославянившимся и увлечёнными аварами на запад. Существует мнение, что расселение славян нельзя объяснить одной потребностью в жизненном пространстве, В качестве необходимой гипотезы выдвигается непомерный демографический взрыв. Однако объяснения для этой волны повышения рождаемости или падения смертности нет.
Славяне вошли в войско Аварского каганата, кроме того, многочисленные славянские племена продолжали действовать автономно.
Важной ролью славян в каганате было также кораблестроение. В 602 король лангобардов Агилульф по договорённости с каганом прислал опытных итальянских кораблестроителей в Далмацию, основав славянское морское дело, центром которого станет Дубровник. Славянские корабли-однодревки (моноксилы) использовались каганом при форсировании рек, при осаде Константинополя в 626 и др. операциях.
Аваро-славянское наступление на Византию
Отношения Византии, склавинов и каганата отличались непостоянством. Согласно Менандру в 578 Тиверий II просил кагана начать войну со склавинами. Каган ещё до этого отправил посольство к князю Давриту с требованием подчиниться. Даврит и его старейшины отвечали: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землёю, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи». После последовавшего скандала аварские послы были убиты. Поэтому когда Даврит отправился в поход на Византию, каган выступил против него.
Однако уже в 580 каган вместе со славянами атаковал византийский город Сирмий и взял его в 582. В 584 или 585 поддерживаемый и направляемый аварами (сами они к тому времени заключили мир с империей) Ардагаст напал на Византию, дошёл до Константинополя, но при отступлении был разбит у Адрианополя и лишился части добычи.
В 584 славяне впервые осаждают Фессалоники. В это время сообщается о переселении сотен тысяч славян в разорённую и обезлюдевшую Фракию. По данным археологии тогда же началось проникновение пражско-корчакской керамики на территорию Хорватии, а в сербское подунавье — ещё раньше.
В 590 году Маврикий согласился на унизительный мир с аварами, через год он закончил войну с Персией и получил возможность уладить дела на Балканах. К 592 он вытеснил славянские отряды за Дунай и разместил в Доростоле сильное войско Приска. Он пересёк Дунай, вторгся в земли Ардагаста и разбил его в ночном сражении. Вскоре Приск получил известия от своих агентов о приближении сильной армии славянского князя Мусокия. Византийцы, зная о путях движения неприятеля напали ночью на его лагерь, а Мусокия взяли в плен. После этого события аварский каган выразил протест по поводу вторжения в славянские земли, Приск был вынужден пойти на компромисс и отдать кагану часть пленных и трофеев, за что был смещён императором со своего поста и заменён братом Маврикия Петром. В 597 он атаковал славян, правителем которых был Пирагаст, победил его, но был разбит у реки Гелибакий. После этого Пётр был вновь заменён на Приска.
Славянское движение на восток
Мы мало знаем об освоении восточными славянами Восточной Европы от Белого до Черного морей, поэтому когда происходит фиксация образования Руси с приглашением варягов в 862 году, то вдруг оказывается, что почти на всей европейской часть будущей Руси вплоть до Волги на Восток и с Севера от Белого моря до Черного моря на Юге проживают многочисленные славянские племена (конечно, уже с порушенным родоплеменным строем) с приглашаемыми князьями, что характеризует их как настоящие государства. Вероятно, именно вторжение кочевников аваров заставило славян антов, против которых авары начинают воевать по союзному договору с Византией, уйти от захватчиков далеко на Сервер.
В восточных источниках имеются упоминания о том, что уже в VI веке славяне активно действовали на кавказском направлении. В частности, есть сведения о том, что персидский принц Джамасб, брат Хосрова I, бежал через Дербент в земли хазар и славян. В VII веке археологи отмечают проникновение антской культуры в Крым, что, видимо, связано с торговлей. В конце VII века часть восточнославянских племён оказывается в составе Хазарского каганата, а в 737 году 20 тысяч семей славян было взято в плен арабским полководцем Мерваном II, продвинувшимся вглубь Хазарского каганата до Славянской реки, и переселено на Кавказ.
Славянское движение на север
Славяне суковско-дзедзинской культуры заняли устье Эльбы на рубеже VI и VII столетий.
В V—начале VI века Мазурское поозерье (северо-восток Польши) и более восточные области (бассейн Немана, Западной Двины, верхнее Поволжье и верховье Оки) были заселены племенами балтов и остатками германского населения, сохранившимися с римских времён. Около 550—600 Мазурского поозерья достигает волна переселенцев со среднего Дуная. В 575—675 региона достигает вторая, более мощная волна славян и авар. Впрочем, многие из переселенцев были вскоре ассимилированы местными жителями.
Конец истории антов[править | править вики-текст]
Закат истории антов нужно связать с распадом союза племён и появлением новых союзов и племён. Продвижение авар стало катализатором противоречий между вождями. Наибольшему разорению из племён, согласно летописи, подверглось племя дулебов, в западной части земель антов. Историки спорят, о каком из известных племён дулебов идёт речь, но летописец уверенно помещает их на земле волынян. Претензии идаровичей на верховную власть потерпели неудачу, Мезамир, названный «хвастуном», был убит каганом, одновременно происходит возвышение на Нижнем Дунае таких вождей, как Даврит и Мусокий. Возникает так называемая «Держава Волынян».
Феофилакт Симокатта сообщает, что в конце правления императора Маврикия (582—602) авары отправили сильное войско во главе с Апсихом на антов с приказанием истребить всё племя, потому что анты были в то время союзниками ромеев, его сообщение почти дословно повторяет Феофан под 602 годом. Чем закончился этот поход, источники умалчивают. Одни историки считают, что анты были полностью разгромлены, другие указывают на тот факт, что вскоре авары стали переправляться через Дунай, и отдают победу антам. Это упоминание антов считается последним, однако пеньковская культура просуществовала на протяжении всего VII века. Есть основания полагать, что анты выступали на стороне авар в 626 году во время осады Константинополя.
В «Повести временных лет» рассказывается о том, что после смерти легендарного князя Кия и его братьев между восточнославянскими племенами начались распри и установилась власть хазар. Киевляне добровольно дали хазарам дань мечами. Именно с этими событиями и нужно связать окончательный распад антской общности.
Крах аварского могущества, апогей славянского давления на Византию
В 626 году авары, заручившись союзом персов, целый месяц находились под стенами Константинополя, но начали осаду лишь 29 июля, когда в ней смогли участвовать славяне, прибывшие с семьями на лодках-однодеревках. Эти славяне были одеты в доспехи, а своих погибших сжигали. В греческом оригинале русского и грузинского текстов, дошедщих до нас, говорилось о «князьях тавроскифов» или просто «скифах», а грузинский переводчик назвал их русскими. Историки склонны считать, что эти славяне прибыли с берегов Днепра. Осада оказалась неудачной и позже подобных акций не повторялось.
Внутри Аварского каганат формируется славянская элита, что способствовало появлению государства у славян под названием Само, выделившего из каганата в ходе восстания западных славян. Собственно историки как-то не рассматривают союзы славянских племен - венеды, анты и склавины - как самостоятельные славянские государства, хотя в период между гуннами и аварами они уже играли значительную политическую роль при вторжениях в границы Византии. Просто, нет достоверных сведений об устройстве этих прото государств славян в виде союзов венедов, антов и склавинов, поэтому первым у славян считается государство Само, названное так по имени главаря восставших славян.
Как сообщается в хронике Фредегара, в 623—627 некто по имени Само возглавил восстание славян (лат. Sclavos, известных, как уточняет хроника, под именем венеды (лат. Winidos)) Моравии против аварского владычества. В том же году славяне прорываются на Крит. Неудачная осада Константинополя (626) окончательно подорвала силы каганата. В 630—640 признавать власть кагана (как и императора) отказались славяне Македонии, в это же время, возможно, добились независимости и хорваты.
В «Повести временных лет» сохранилась следующая характеристика авар (обров): «Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: „Погибли, как обры“, — их же нет ни племени, ни потомства».
К 658 славяне, живущие на берегах Вардара, установили контроль над частью побережья Эгейского моря и занялись пиратством, перехватывая византийские корабли, идущие из Фессалоник в Константинополь. Если в VI веке Славянской землёй называли лишь территории за Дунаем, то в VII это название распространялось и на центральные части Балканского полуострова. Патриарх Николай III (1084—1111) отмечал что «218 лет славяне хозяйничали в Греции, и римляне (то есть византийцы — прим. составителей) не смели вообще показываться на Пелопоннесе».
Славяне в Малой Азии и на Ближнем Востоке
Основная статья: История славян в Малой Азии и на Ближнем Востоке
Волна славянской миграции на юге достигла Малой Азии. В 668 в районе Никомедии и Никеи расселились славяне из Солуни (сагудаты и гордо-серба). Славянское население зафиксировано во второй половине VII века в районе Антиохии — это были около 5000 воинов, служивших Византии, но перешедших на сторону арабов в 665.
В 688 император Юстиниан II решил восстановить свою власть над славянизированной Македонией и совершил поход в окрестности Солуни, покорив часть местных славянских племён. Чтобы ослабить славян на Балканах, он переселяет 30 000 славянских семей в Вифинию. Ему противостоит болгарский хан Аспарух, болгары становятся защитниками славянства на Балканах.[10] На обратном пути Аспарух атакует в одном из горных ущелий Фракии армию Юстиниана и побеждает его тем самым пресекая дальнейшие попытки переселения славян[11]. Славяне должны были выставлять империи вспомогательную кавалерию (около 30 000 солдат), приписанную к феме Опсикион. Славяне пользовались автономией, во главе у них стоял славянский же князь Небулос. Однако вскоре 7000 воинов и Небулос перешли на сторону арабов, вероятно, склонённые к этому славянами Сирии. Семьи дезертиров были уничтожены, автономия урезана: место князя занял византийский проконсул. Славяне в Вифинии жили как минимум до X века, упоминаются они и Константином Багрянородным.
Позже Юстиниану уже приходится употреблять славянскую помощь, когда под руководством Тервела объединённая армия болгар и славян помогает ему вернуть себе престол Византии.
[11]Славяно-болгарское царство, этногенез болгар
Около 681 возникло Первое Болгарское царство, в состав которого вошли многие земли, населённые славянами, впоследствии ассимилировавшими пришельцев и сыгравшими основную роль в этногенезе болгар. Этот процесс прослеживается по образованию в VIII—IX веке единой археологической культуры на месте двух предшествующих. Окончательно завершившимся его можно считать к царствованию Крума (803—814), который уже не делал в своих законах никаких различий по этническому признаку среди подданных, тогда же и в Византии термином болгары стали называть всё население Болгарии, не выделяя в нём тюркскую составляющую — первоначальных болгар. При Омуртаге (814—831) была проведена административная реформа: вместо старых, дублирующих племенные ареалы, единиц были введены комитаты с совершенно новыми границами. Этот шаг завершил формирование единой болгарской этнической общности.
Наследие авар
Авары сыграли важную роль в этногенезе славянских народов, способствуя их переселению на Балканы (хорваты, хорутане), а также консолидируя их в первичные государственные образования (Государство Само).
Язык древних славян
Собственно праславянский язык в чистом виде не сохранился ни у одного славянского народа, не осталось письменных следов, так как у праславян письменность появляется лишь в н.э., то мы знаем о праславянском языке по его реконструкции, сделанной учеными славистами. Основной вывод славистики в том, что праславянский язык являлся потомком праиндоевропейского и имеет общность с балтийскими языками, что позволяет предположить существование общего прабалтославянского языка, который позднее распался на праславянский и прабалтийский. Изучение лексики позволило выдвинуть предположение, что за периодом балто-славянского единства (III тысячелетие до н.э.) последовала эпоха независимого развития (II-I тысячелетия до н.э.), которую сменил период нового сближения (с начала нашей эры по настоящий момент). Приведу цитату из статьи Праславянский язык в Википедии:
Большая часть праславянской лексики — исконная, унаследованная из праиндоевропейского языка. Однако длительное соседство с неславянскими народами наложило свой отпечаток на словарный состав праславянского языка. В праславянском имеются заимствования из иранских, кельтских, германских, тюркских, латинского и греческого языков. Вероятно, были заимствования из балтийских языков (однако их сложно выделить из-за того, что в случае со славянскими и балтийскими языками часто бывает трудно отличить заимствованные слова от исконно родственных) и, возможно, из фракийского (их сложно выделить из-за того, что о фракийском языке известно крайне мало).
Собственно понятно заимствование слов из иранских, кельтских, германских, тюркских, латинского и греческого языков, так как эти народы были соседями славянских племен, а порой - врагами в войнах. Язык праславян имеет общие корни и с прагерманским языком, так как, вероятно, протославяне, протобалты и протогерманцы выделились из прародины индоевропейцев одной общностью. Заимствованию слов способствовали контакты по причине долгого сопредельного проживания, а в первых веках н.э. большую часть готов, а именно вестготов, относящихся к германским племенам, славяне ассимилировали как более многочисленный народ на общей территории проживания. Следствием поглощения готов, осевших в Восточной Европе, является большое число готских слов в славянской лексике.
До распада праиндоевропейской языковой общности предки германцев (наряду с предками славян и балтов) входили в число племён, относимых к археологической культуре боевых топоров. В эпоху бронзового века, начало и завершение процесса выделения прагерманского языка примерно соответствует по времени существованию на территории Южной Скандинавии и Ютландского полуострова археологической культуры нордического бронзового века (IV-VI периоды соответствуют 1100-530 годам до н.э.).
В настоящее время значительную часть словарного состава современных славянских языков составляет праславянское наследие. Например, по подсчётам польского лингвиста Т. Лер-Сплавинского, около четверти лексикона образованного поляка составляют слова праславянского происхождения.
Письменность древних славян
Утверждать, что существовала древняя письменность славян мы не можем, так как имеются лишь косвенные свидетельства существования славянских рун, аналогичных германским рунам. Приведу цитату из статьи Дохристианская письменность у славян из Википедии:
О существовании каких-то знаков для письма (или счёта) и гадания («черты и резы») у славян-язычников пишет Черноризец Храбр в своем «Сказании о писменех»:
Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения.
Титмар Мерзебургский (976—1018 гг.), описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:
Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид.
Вероятно, что руны древних славян, использовались в культах древних славян как придуманные специально символы для вырезания имен богов по дереве, но сохранившиеся договоры, завещания и письма древних славян написаны с использованием греческой или латинской письменности. Наверно, в условиях рассредоточенного проживания и «поголовной неграмотности» (по ненужности письменности) легче было выучить и использовать чужую письменность, чем изобретать свою.
Есть упоминание в арабских источниках об использования праславянами непонятно какой письменности - или готской письменности или письменности варягов (так же бывших германцами), что подтверждается обозначением ее как «русской» письменности, что относит ее по времени упоминания к письменности варяжского племени руссов, самих бывшими германским племенем, поселившимся среди восточных славян. Потому считать «русскую письменность», германскую по сущности, как имеющую славянское происхождение, наверно, не имеет смысла.
Азбука древних славян
Как мы знаем, греки-византийцы Кирилл и Мефодий, создавая в IX веке славянскую письменность, не обнаружив алфавит древних славян, для создания славянского алфавита использовали родной им греческий. Существует предположение, что глаголица как первая древняя азбука славян, разработанная Кириллом, хотя и послужила появлению славянской письменности и литературного старославянского языка, на котором стали писать первые летописи, но по причине греческого написания букв позднее была переработана в древний алфавит славян, известным нам как кириллица.
Распространение христианства среди славянских народностей сделало старославянский язык Кирилла и Мефодия (церковнославянский язык - это современная форма старославянского языка) эталоном для ранее существовавших диалектов праславянского языка, способствуя самоопределению всех славян как единого народа, говорящего на едином старославянском языке. Так восточные и южные славяне (имеющие тесное общение) полностью перешли на старославянский язык, как язык общения, отказываясь от своих диалектов праславянского языка. Однако, формирование феодальных государств, начавшееся у славян в раннем средневековье, усилило тенденцию к появлению разных диалектов, трансформировавшихся с выделением в отличающиеся славянские языки.
Восточных и южных славян вместе с языком еще объединяла единая церковь - Православие, перенятая от Византии, как сегодня называют Восточную Римскую империю. Собственно, государства южных славян вошли в состав этой византийской империи, а восточные славяне объединились в свою собственную территориальную империю, созданную варягом Рюриком. А западные славяне перешли в Католицизм, так как их государства попали под влияние глобальной европейской территориальной империи - вначале известной как империя франков Карла Великого, потом под названием Священная Римская империя германской нации. Политические и религиозные предпочтения буквально в течение нескольких столетий сделали столь разными и языки и образ жизни славянских народов.
Комментариев: 1 RSS
1Ivan21-03-2017 18:43
Велесовица - докириличный алфавит славян-росов получил подтверждение...
В центральнославянском регионе обнаружена древняя металлическая пластина с изображением символа Трояни - трех плодов или грон. Вверху на пластине велесовицей вырезана сакральная надпись - СОУРЕНЖ.
Предполагают, что это шифрограмма (аббревиатура) на древнем роськом (ныне украинском) языке, которая обозначает - "світло оріїв у росів є нині живуще" (на русском - "свет ориев у росов есть ныне живущим").
Время изготовления пластины специалисты оценивают периодом от 3-2 века до н.э. до 1-5 в. н.э. (то есть пластине, предположительно, от 2,3 до 1,6 тысячи лет!).
Исследователи надписи уверенны, что пластина - символ святости того места, где проводила обряды славянская Троянь, и что это место город Суренж или Соуренж, упоминаемый в Велесовой книге.
Фото пластины - //rodobogie.org/uploads/files//2017/03/1.jpg
Это уже второй случай находки велесовичной надписи вырезанной на металле произошедший за последние годы в центре славянских земель - Волыно-Карпатском регионе.
Статья о кольце с надписью СВРГІЄОЦЬ (СВАРОГ І Є ОТЕЦЬ) представлена на сайте -
//ruspravda.info/Velesovichnaya-nadpis-na-metalicheskoy-koltsevidnoy-plastine-2539.html