Генезис капитализма в Западной Европе
Данный текст стенограммы лекции №14 Олега Григорьева по НЕОКОНОМИКЕ мне подарили, и я выложил ее на сайте как отдельную статью без особой обработки. Оригинал лекции вы найдете по ссылке:
Курс по современной экономике л14ч1
Курс по современной экономике л14ч1
Кроме того есть продолжение в лекциях №15
Олег Григорьев лекция по неоэкономике №15 часть 1
л15ч2 Олег Григорьев лекции по неоэкономике
Почему капитализм возник в Западной Европе
10 августа, 17:35 Олега Вадимович Григорьев "Курс по современной экономике". Лекция 14 (переработанная, с сокращениями). [1]
Здравствуйте, тема нашей сегодняшней лекции - Почему капитализм возник в Западной Европе.
Есть много авторов, рассуждающих на эту тему, они приводят разные доводы: от культуры до географии.
По нашему мнению, капитализм в Европе возник случайно. Возникновение капитализма в его современной форме - эволюционный процесс, но на него повлияли случайные факторы. И если бы этих факторов не было, то сейчас всё сложилось бы по-другому.
Рассмотрим существенные отличия между Западной Европой и странами Востока.
Устойчивая форма государственной власти на Востоке - это территориальная империя: Персия, Османская империя, Китайская империя, в том числе и Российская империя.
В Европе такая единая территориальная империя не сложилась.
Идея объединить Европу всегда витала в воздухе: империя Карла Великого, Священная империя германской нации, наполеоновская империя, Гитлер пытался объединить Европу, сейчас - Евросоюз.
Но так и не сложилось.
Сейчас мы будем сравнивать Европу и территориальную империю.
Можно выделить 2 существенных фактора.
Первый фактор, оказавший влияние на Европу - это Безденежье.
Империи существовали при развитой финансовой системе. Восток всегды был богатым. Там были деньги.
На Востоке империи управлялись деньгами: брались денежные налоги, отправлялись наверх, далее деньги распределялись по управленческой иерархии.
Европа средних веков - безденежная.
Отсюда другой механизм наделения властью - через наделение ресурсами - через владение и распоряжение землёй (феодом).
Если нет денег, то как управлять системой? Как следствие безденежья, начинает разрабатываться Правовой механизм управления.
Все отмечают, что в феодальной Западной Европе был чрезвычайно сложный кодекс правил:
- отношения между вассалами и сюзеренами,
- отношения между разными сословиями,...
Правовое регулирование замещало денежное регулирование.
Сейчас все отмечают, что для капитализма необходимо Право, все вопросы должны решаться правовыми методами, у всех должна быть привычка следовать праву.
Право - основа современного капитализма.
Оборотная сторона безденежья - феодальная раздробленность.
Деньги держат территориальную целостность империи.
Следующий фактор - Институциональный раскол элит.
На Востоке принято, что первое лицо светской власти является и первосвященником. Он объединяет в себе и светскую и духовную власть.
Иерарх - исполняет обязанности министра по делам церкви.
Может быть личностный конфликт между царём и партиархом, но это не конфликт их должностей.
В Европе изначально был конфликт между властью императора и властью Папы.
Дело в том, что когда германские князья пришли в Европу, то нашли здесь действующий институт Церкви.
Они не стали разрушать сложившуюся структуру Церкви, а параллельно создали новую структуру своей светской власти.
В результате они оказались равноправны - император и Папа.
Кто главнее - Папа или император?
Конфликт между папской и императорской властью длился 800 лет, - почти всю историю Европы.
Это "двоевластие" усугубляет феодальную раздробленность.
Перед феодалом всегда стоял выбор - кого поддерживать - Папу или императора? Кого слушать - своего сюзерена или своего священника? Причём неповиновение сюзерену тоже осуждалось Церковью.
Отсюда возникает культура самостоятельного принятия решения.
Всё время стоять перед выбором, необходимость принимать решение и последствия этого решения. Отсюда возникает своеобразная культура Европы.
Раскол в верховной власти вывел правовое регулирование на новый уровень.
Сложные отношения властных структур пытались регулировать правовыми методами.
Отсюда появилась вся европейская школа Права, были созданы Университеты правоведения.
Это был совершенно новый - абстрактный уровень размышления - как соотносится божественная и мирская власть?
Это уровень гораздо более сложный, чем рассуждения о повседневных бытовых предметах.
Отсюда берёт начало вся европейская Наука.
Вольные города - явление сугубо европейское, немыслимое в территориальных империях.
Вольные города взялись из войны Папы и императора.
Город Средневековья - это поселение свободных людей. Основа города - княжеское поместье, в которое привлекали ремесленников, сюда приездали купцы, сюда съезжаются вассалы.
Часто, когда начиналась война, и феодал становился на одну сторону, тогда город становился на другую.
Дело в том, что и Папа и император старались перетянуть на свою сторону как можно больше союзников, поэтому и тот и другой наделяли города разными привилегиями.
Конфликт институтов светской и духовной власти постепенно привёл к выделению городов в совершенно особые структуры.
Приватизация денег.
Этот фактор очень важен, но пока это только догадки.
Территориальные империи собирают налоги и распределяют деньги по структуре управления.
При таком распределении денег власть и собственностьсливаются вместе, - у кого есть власть, у того есть и собственность.
Деньги функционируют, но правила распределения денег связаны с положением в социальной структуре государства.
Да, есть богатый купец, у него много денег, но это деньги как-бы не его. Деньги империи. Придёт время, и с него спросят - приумножит ты деньги или не приумножил?
Если война, то он должен будет профинансировать войну.
Денег у него много, но они не в его собственности. Деньги придаток его положения в социальной структуре государства.
Конечно, очень хочется самому быть хозяином своим деньгам.
А совсем рядом - Европа - гигантский мировой оффшор. Да, Европа бедная, но через неё можно приватизировать деньги.
Если вырваться из империи и осесть с деньгами в вольном городе, тогда проблема решена. А если поспособствовать выкупу города у феодала, тогда деньги могут дать ещё и политическую власть над городом.
Так происходит отделение денег от государственной власти и выделение денег в самостоятельную финансовую власть.
Откуда в Европе взялись евреи-ростовщики? Из Испании. Испанский халифат был форпостом арабского мира в Европе почти до конца 15 века.
Повторим, через вольные города шла приватизация денег Востока.
Что важно понимать - отделение Денег от Государства - характерно именно для Европы.
Феодальная раздробленность и вольные города - это ещё и совершенно другая Экономическая модель войны.
В Европе война - это вид экономической деятельности.
Представьте, я - феодал. У меня есть участок земли. Как я могу увеличить свой доход? Только, если я объявлю войну соседнему феодалу и присоединю его землю к совему участку.
В территориальных империях войны совсем другого характера. Обычно кто-то нападает с окраины, в основном, чтобы пограбить.
Если идёт война, то в ней нет экономической подоплёки.
В Европе всё по-другому. В Европе война - это способ решить финансовые проблемы.
Что получается, если мы - два феодала, примерно равные по силам, то исход войны неопределён.
Но если я, равный по силе, возьму кредит, куплю оружия, найму дружину, то, скорее всего, я войну выиграю. И мне будет чем расплатиться, потому что я получу богатства соседа.
Вольный город быстро переходит к системе наёмных армий. Либо для обороны, либо для захвата соседних земель.
Вольному городу тоже нужен Кредит.
Почему западно-европейское государство допустило частичное резервирование в банках?
Потому что частичное резервирование создаёт возможность быстро больчить большой кредит государством в нужный момент для защиты или для нападения.
В этом свете защита всегда менее выгодна. Допустим, вы взяли кредит. Вы своё сохранили. А из каких денег отдавать кредит?
Поэтому кредит порождает особую агрессивность. Все хотят нападать друг на друга.
"Лучшая защита - это нападение" - известная европейская поговорка.
Крупные войны приводили к краху всей банковской системы, когда проигравшая сторона не могла вернуть кредит.
Идея национального государства тоже происходит из раскола верховной власти.
Империи всегда многонациональны, в них сосуществуют много разных религий.
Вообще говоря, для христианской Церкви характерно восприятие единого Христианского мира.
В этом ключе вполне справедлива идея существания императора как главы Христианского мира.
Но между императором и Папой шла борьба за власть.
В ходе этой борьбы из единого христианского мира выпадали большие куски - Англия, Франция, ...
В какой-то момент меняется доктрина единого христианского мира. В новой доктрине Церкви говорится, что Господь создал разные нации, и у каждой нации должен быть свой король. Из этой доктрины вытекает идея национального государства.
Император слишком силён, поэтому надо раздробить пространство, в котором действует император. Пусть лучше будет несколько королей, - "разделяй и властвуй".
Идея Демократии - тоже возникает из этой войны.
Король-королём, а весь народ в церкви ходит. Кто с народом работает? Кто народ контролирует? Церковь.
Народное представительство, в случае чего, будет сдерживать короля, если тот выступит против Папы.
В конечном счёте Церковь победила в 15 веке, но уже в 16 веке началась Реформация.
До начала 19 века никаких принципиальных отличий между Востоком и Западом не было.
Большую часть Истории Европа была на задворках мира.
Европа заимствовала свою систему разделения труда у Индии, финансовую систему - у арабских стран.
Вся торговля с Европой обслуживалась восточным флотом, который был построен в восточных странах.
У Китая был самый мощный флот. Китай строил самые большие в мире корабли. Они плавали в Африку и в Америку.
Вы знаете симвл государства Кувейт? Вовсе не нефтяная вышка и не верблюд, как многие подумали. А корабль-парусник. Там ничего не было. Только флот. Они обслуживали торговые морские пути.
В музее в Кувейте есть атлас мира, который составлен в 16-17 веке. На нём нарисована граница Антарктиды. Когда была официально открыта Антарктида? Крузенштерном в 19 веке.
К началу 19 века ВВП Европы составлял лишь маленькую часть всего ВВП мира. Половину производил Китай, а кроме Китая ещё были Индия, Африка, Османская империя,...
Всё это время Европа занималась подготовкой к своему экономическому рывку.
И вот, в начале 19 века всё резко изменилось. Очень быстро и в огромных масштабах. За каких-то 25 лет.
Поезд уехал так быстро, что никто опомниться не успел.
Но об этом мы поговорим в Истории 19 века.
Источники:
1. YouTube.com Олег Григорьев. "Курс по современной экономике". Лекция 14 [1]
На моем сайте есть специальный раздел по истории появления капитализма в Западной Европе:
Блок лекций Олега Григорьева Управление и элитология
Видео Лекция 3. Национальные государства
Кто выпустил на волю деньги. Капитализм – историческая случайность, замешанная на закономерности
Автор статьи: Елена Анатольевна Ижицкая 06.12.2011
Как появился свободный капитал, или война между папой и императором
Автор статьи: Елена Анатольевна Ижицкая 14.09.2011