определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
08.09.2017 Многим может показаться, что статья про иерархический инстинкт у людей должна относиться к сфере биологии или психиатрии, но дело в том, что без понятия иерархический инстинкт мы ничего не поймем в разделе Политическая элитология, и даже в рубрике НЕОАНТРОПОЛОГИЯ, так как иерархический инстинкт есть фактор социального развития всех единиц человечества, а главное - иерархический инстинкт есть главный фактор появления и развития экономики у людей. Это открытие сделал Олег Вадимович Григорьев, поэтому данная статья - есть лишь моя попытка развить и обосновать идеи создателя НЕОКОНОМИКИ.
Данная статья не столько про Инстинкт иерархии, как про значение иерархического инстинкта как фактора для возникновения экономики. Читателям, которым нужен биологический аспект - советую перейти на словарную страницу иерархический инстинкт.
Что такое иерархический инстинкт
1.2. Понятие иерархический инстинкт совмещает две категории - иерархия и инстинкт. Для людей свойственны сообщества, которые являются иерархическими организациями, в которых есть порядок подчинённости низших звеньев высшим. Какое-либо управление сообществами людей возможно, если они имеют «иерархическую структуру с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень». Не случайно в книге Инстинкты человека - иерархический инстинкт квалифицирован как основной для консолидации группы.
1.3. Причем, сами люди ничего не изобретали, так как трёхуровневая система иерархии была унаследована ими от приматов, которые живут в составе стаи (единица вида), где вожак, его «приближёнными» и остальные члены стаи - выстраивают многоуровневую вертикаль иерархии, в которой критерий близости к вожаку - обычно важнее критерия силы.
Иерархический инстинкт у людей2.1. Сам феномен иерархии является свойством сложных систем. В общей теорию систем в разделе Общесистемные принципы и законы можно найти два закона:
2.4. Так как сообщества людей являются сложными системами, то они должны иметь иерархическую структуру. Если сообщество - не толпа, то в нем обязательно существуют иерархия с единственным центром. В противоположность - «полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д.». При этом «биологические системы демонстрируют возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале.» (Пелед А., Гева А. Б., Мозговая организация и психическая динамика, Журнал практической психологии и психоанализа, N 4, 2001.) 2.5. В применении к людям, надо признать, что в их сообществах могут существовать сразу несколько иерархий, которые сложным образом могут выстраивать людей в пирамиды иерархических взаимоотношений, но эти иерархии, как правило, разноуровневые. При этом один человек одновременно может состоять сразу в нескольких иерархиях. Но структурные части, образуемые второстепенными иерархиям, должны быть как-то встроены в общую вертикаль иерархии общества, иначе общество входит в неустойчивое состояние полицентрической системы. Чтобы сохранять целостность сообщества принцип: одна иерархия - один центр - должен соблюдаться неукоснительно. |
Появление иерархического инстинкта
3.1. Кто-то может подумать, что иерархия в человеческих сообществах не имеет ничего общего с иерархией доминирования, присущей животным, но стоит нам почитать определение понятия социальный статус, как становится ясно, что социальная иерархия всего лишь усложненная форма иерархии доминирования. Просто после появления политики элитам по многим причинам выгоднее всячески скрывать этот факт, но иерархия, которую эволюция нашла ради устойчивости структуры человеческих сообществ, сохраняется до сих пор. Ведь иерархия выгодна всем, так как без нее - всем было бы хуже, даже самому низкоранговому члену, жизнь которого вне сообщества была бы совсем невозможной. Единица человечества - и есть та единственная среда, в которой лишь и могут существовать люди. Кроме того, члены сообщества в силу иерархической структуры своих сообществ наделены желанием продвинуться выше по иерархической лестнице поближе к вожаку, что скрепляет группу в единое целое. Вообще представителя рода Homo нельзя представлять вне его единицы человечества, так как люди существуют не поодиночке, а обязательно в социальных группах.
3.2. За миллионы лет - иерархия, как эволюционная находка для обеспечения устойчивости единиц вида приматов, стала имманентным атрибутом стаи обезьян, что потребовало закрепления на генетическом уровне в виде иерархического инстинкта.
3.3. Инстинкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях... У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.
Инстинкты - это врождённые поведенческие программы, побуждающие живое существо к тем или иным действиям, служащим как можно более длительному эволюционному процветанию его генов.
3.4. Ведь у Природы нет другой возможности, как схему поведения, которая за миллиарды повторений - доказала свою полезность для животного, записать ему в гены, чтобы в часто повторяющихся аналогичных условиях - действия происходили автоматически на уровне бессознательных рефлексов. Конечно, у инстинкта - недостаток индукционного умозаключения, но у Природы доводом служила статистика, что вероятность выжить у животного с инстинктом - больше, чем без него. Готовые шаблоны в голове экономят время и, не позволяют тратить энергию на поиски решения каждый раз заново.
Значение иерархического инстинкта
Появление роскоши
4.1. Люди как биологический вид формируются на этапе, когда прямоходящие гоминины достигают уровня гарантированного безголодного существования, так как в их многочисленных группах, которые я смело называю словом ПЛЕМЯ, была достигнута - достаточна большая глубина разделения труда, что позволяло этим гоминидам почти не зависеть от окружающей среды. Достаточно взглянуть на человеческого младенца, чтобы понять, насколько человек является искусственным существом, явно не приспособленным для существования в естественной природной среде вне сообщества людей.
4.2. Для освоения новой среды обитания в виде степей, сменяющих тропические леса, гоминиды-предки людей избрали особый путь, исключивший хищническую специализацию их тел, хотя единственным богатым ресурсом степей были как раз травоядные животные. Это путь состоял в том, что хищником стали не отдельные особи, а группа охотников, появившаяся как особая специализированная структура в стае. Именно группа охотников стала суперхищником по отношению к фауне, так как его когтями и клыками были палки-копья и камни в руках охотников. Занять нишу хищника в степях гоминидам позволила особая способность - изготавливать и использовать орудия труда, приобретенная еще на стадии обезьян.
4.3. Положительная связь между числом охотников и объемом мяса, добываемого охотой, - привела к росту численности членов в группах гоминид, так что на каком-то этапе появилась возможность для возникновения настоящей системы разделения труда, которую мы называем ЭКОНОМИКА. Если раньше, каждый предмет изготавливался лишь трудом одного антропоида, то большая численность в стоянке позволила появиться цепочкам операций. Это был переломный - поистине революционный момент, ведь от специализации выросла эффективность хозяйственной деятельности. Именно большая численность позволяла вождям производить акты технологического разделения труда, разбивавшие цепочки производства на все большее число операций. А производительность вырастала по той причине, что человек, закрепленный за одной операцией, по природной лени ради облегчения своего труда - развивал навык и изобретал новые орудия. Если для всей цепочки - трудно придумать механизм, но чем элементарней была операция, тем проще было придумать орудия, чтобы силами природы заменить труд человека.
Редкостные природные прелести и рукотворная роскошь
5.1. Определить момент появления ЭКОНОМИКИ сложно, ведь разделение деятельности - есть у многих животных, поэтому я связывают время возникновения экономики с появлением у гоминид - таких предметов, которые мы называем словом РОСКОШЬ.
5.2. Роскошь не являет предметом первой необходимости, ведь от нее можно отказаться без особого ущерба для жизнедеятельности, но РОСКОШЬ у представителей рода Homo - сразу приобрела значение атрибута ранжирования членов в группе.
5.3. Причем, первыми предметами роскоши были именно «ПРЕЛЕСТИ» - предметы не изготовленные трудом, а просто найденные в природе - красивые перья, цветные камешки, крупные клыки, и прочее редкости, которые могли использоваться лишь для украшения, но практически, не имели никакого утилитарного значения. В моем исследовании важно понимать, что потребление прелестей, отличается от потребления роскоши, так как под роскошью понимаются - инновационные бытовые предметы (или с новым красивым дизайном или воплощение свежих изобретений). Прелести были природными редкостями, которые привлекали внимание гоминид и первобытных людей, тогда как роскошь у поздних людей - есть вещь рукотворная, которую можно повторить трудом.
5.4. Дальше мы введем еще один вид роскоши - как предметы, добытые грабежом из предметного множества чужого племени. Это были ВНЕШНИЕ ПРЕДМЕТЫ - которые были наподобие прелестей, так как система разделения труда племени не позволяла сделать копии этой роскоши. Хотя эти предметы из добычи имели утилитарные свойства, но они потреблялись лишь ради престижа, так как их свойства были не лучше, чем у их низкокачественных аналогов, которые производились в контуре племени. Использование же их по их назначению - ничего не прибавляло в утилитарном смысле. Поэтому признак престижности обуславливался скорее именно историей происхождения как внешних предметов этой роскоши по отношению к воспроизводственному комплексу племени.
Роскошь как фактор появления экономики
6.1. Первой роскошью были «прелести» - необычные редкие красивыми предметы, найденными в Природе - перья, камешки, клыки хищников, самородки металлов и т.п., первым потребителем которых становился вождь. Ведь в племенах людей среди членов была иерархия, унаследованная от гоминид, поэтому вождь, или просто забирал «прелесть» себе, или член с низким рангом сам с радостью отдавал роскошь вождю в надежде на благодарность, как возможность приподняться по иерархической лестнице. Когда же «перьев» у вождя собиралось много, то он мог ими одарить нескольких своих приближенных. Если попытаться обобщить, то мы получим принцип потребления прелестями в единицах человечества: - потребление любой роскоши всегда происходит через потребление вначале элитой социальной группы, и лишь после насыщения иерархов - прелесть-роскошь может употребляться и остальными членами сообщества.
6.2. Собственно, у первобытных людей все новые изобретения, даже в виде бытовых предметов и орудий, рассматривались как роскошь, поэтому первым потребителем чего бы то ни было - в силу иерархической структуры человеческих сообществ - мог быть только вождь. Другое дело, что утилитарная роскошь могла не заинтересовать вождя, но приглянувшуюся вещь мог забрать любой другой член, чей статус в иерархии был выше статуса ее изготовителю. Сам «изобретатель» утилитарной вещи, которую он изготовил ради собственного украшения или облегчения своего труда, не мог ею владеть, пока не был обеспечен спрос у вышестоящих по иерархической лестнице.
6.3. Я не думаю, что на первых этапах развития - вождь понимал, что изобретение как-то там повышает производительность или облегчает труд, чтобы заставить «изобретателя» изготовить достаточное количество новаторских предметов. Просто сам «изобретатель» получал возможность пользоваться копией своего изобретение, лишь после того, как он удовлетворял спрос со стороны всех членов с более высоким рангом, чему у него. Видимо «изобретатель» так и продолжал делать копии, пока у него их не переставали отбирать те члены сообщества, которым он не мог отказать. При этом члены с более низким рангом, чем у «изобретателя», могли лишь возжелать инновацию, так как для обладания у них не хватало капитала авторитета в вертикале иерархии племени, что подталкивало их самих к изготовлению нечто похожего. Ведь владение вождем неким предметом - делало его вожделенным в глазах тех членов, которым он не доставался по причине малого количества в предметном множестве, которым располагало ПЛЕМЯ. Я обращаю внимание на количества предметов роскоши, который сыграет свою роль как фактор, вследствие закона перехода количества в качество.
6.4. Даже сегодня престижность марки (бренд того же мобильного телефона или автомобиля) имеет решающее значение, хотя уже есть понимание превалирования потребительских свойств при выборе. Объяснение этой погони за престижными вещами простое: так как ВСЕ вещи, которые люди изобрели после гоминид - были РОСКОШЬЮ, то есть, они не особо нужны - ведь они просто улучшают жизнь, и без них можно вполне существовать безголодно, но так как - уже появился ВЫБОР в наборе (множестве) доступных товаров, то ТОТ ПРЕДМЕТ, который себе может позволить глава в некой иерархии, - становится крайне вожделенным в глазах низшего члена этой иерархии.
6.5. Можно утверждать, что этот ПРИНЦИП СФЕРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПО ПРЕСТИЖНОСТИ - как возник у первобытных людей, так и сохраняется до сих пор, как отражение иерархической структуры в социальных группах. Правда с освобождением денег от связи с властью, возникла иерархия денег, которая накладывается на остальные иерархи в виде бюджетных ограничений.
6.6. Скорей всего сфера производства у первых людей в процессе углубления разделения труда в ПЛЕМЕНИ - должна была закрепощать каждого человека на всю его жизнь за одной или несколькими технологическими операциями. Представляется, что для разрешения проблемных узких мест в хозяйстве вождь производил акты технологического разделения, в результате которых не только человек навек закреплялся за набором операций, но и его дети наследовали его место в племенной системе разделения труда. Ведь специализация связана с неким объемом новых знаний, которые при отсутствии записей, дети могли перенять лишь от родителей. Работник мог передать свой навык выполнения операции лишь находящимся рядом с ним потомкам.
6.7. Как отвлечение - можно предположить, что при почковании племени - каждая семья должна была выделить от себя потомка, который за счет наблюдения за отцом-матерью имел все профессиональные навыки, чтобы структура почкующегося племени была точным дубликатом материнского. Первобытные племена с углублением разделения труда становились своеобразным муравейником, когда место рождения человек жестко определяло его будущее положение в системе разделения труда.
6.8. Например, будущий вождь мог родиться только в семье настоящего вождя, ведь он только от отца мог перенять навык управлением племенем, так как учебников не было. Поэтом никаких попыток бунтовать против вождя и быть не могло, даже больше - племя, потерявшее вождя по каким-то причинам, было обречено на вымирание, так как он был единственным, кто знал, как вести хозяйство. Залогом выживания племени были знания вождя и коллективный опыт, которые сохраняли старики. Потому стариков оберегали наравне с детьми. (Я уже написал достаточно много статей о том, что распространенные представления о ПЛЕМЕНАХ, созданные под влиянием Энгельса, крайне ошибочны.)
Фактор конечности земли запустил технологический прогресс
7.1. Можно говорить, что антропогенез начался с момента появления роскоши. Стойкий интерес к каким либо предметам, не имеющим потребительских свойств, мог возникнуть лишь после достижения безголодного уровня потребления. Собственно, и сегодня человек в трудном положении вдруг осознает, что он готов с легкость отказаться от множества предметов ради получения простых жизненно необходимых ресурсов. Ради тепла в костер бросают ценную мебель и даже книги, а золото - ничего не стоит против корочки хлеба. Оказывается, что жить-то можно на уровне, достигнутым еще гоминидами, а плоды человеческой цивилизации - это всего лишь ворох не особо нужных вещей.
7.2. Задача неокономики в том, чтобы дать ответ на вопрос: - почему у людей появился этот ворох ненужных вещей, к которому они относятся, как к чему-то очень серьезному, хотя практика показывает, что безголодно жить можно и без них. Только так можно понять - почему возникала и развивалась экономика, почему начался научно-технический прогресс. Ответ мы находим в иерархическом инстинкте, который заставлял людей участвовать в гонке за право обладания все более престижными предметами роскоши. Но решающим был СПРОС, который генерировали элитарные члены общества, так как сам факт обладания ими неким предметом - вызывает желание им владеть со стороны остальных членов общества, особенно сильное в соответствующих иерархиях. Поэтому иерархический принцип потребления - вначале вождь, потом вниз по вертикали иерархии к остальным - является стимулом для развития всей материальной сферы людей.
7.3. Собственно, Природа не имеет категории справедливость, так как принцип равенства или равновесия в законах - означает застой и гибель, тогда как неравенство и неравновесность элементов - источник развития систем. Иерархия стала причиной развития экономики - так как любая новая вещь вначале становилась предметом потребления вождя или члена элиты, что делало ее вожделенной для остальных членов. Если эта роскошь - была рукотворной, то спрос, порожденный иерархическим инстинктом, заставлял воспроизводить эту роскошь во все большем количестве, чтобы удовлетворить иерархические желания членов, находящихся на некотором состоятельном уровня иерархии. Но и оставшиеся вне сферы потребления данной роскошью - не переставали ее возжелать, поэтому и появился этот научно-технический прогресс, целью которого было удешевление производства -
ради удовлетворения желания всех остальных членов общества.
7.4. Будь наша планета очень большой, точнее - с большой площадью суши, то период прелестей продолжался бы до сих пор, но нам «повезло» (конечно, наоборот, но тут другой вопрос - можно ли жить на планетах гигантах?) - так как Земля планета не крупная, то под действием фактора ограниченности земли появился другой вид роскоши - в виде бытовые предметы, произведенные в чужих системах иерархии.
7.5. В какой-то период - в неком регионе численность людей достигала того значения, что неминуемо начинались войны между племенами за землю, так как территория природного комплекса служила единственным источником ресурсов. Но с образованием СОЮЗОВ ПЛЕМЕН (Территориальный ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ), войны сошли на нет, так как соседи по СОЮЗУ не позволяли удержать захваченный чужой природный комплекс.
7.6. Однако люди сообразили, что если нельзя захватить чужой комплекс как источник ресурсов, то можно просто захватить готовые плоды чужого труда. Поэтому в структуре племен возникает отряд экономических агентов, который получил название гастролирующий бандит (нестационарный бандит), в задачу которого входила доставка в племя продуктов, добытых грабежом чужих поселений. Поэтому я смело утверждаю, что именно фактор ограниченности земли был решающим для всей социальной эволюции людей, так как породил государства.
7.7. Представление о состоянии племен в период ВОЙНЫ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ за землю мы можем получить, посмотрев на образ жизни северо-американских индейцев. На момент открытия Америки все земли уже поделены между территориальными ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМИ СОЮЗАМИ, но кризис недостатка пропитания еще не чувствуется, так как в природном комплексе есть изобилие животных, служащих объектом охоты. Предметное множество, определяющее уровень жизни индейцев, как типичных кочевых охотников, не особо велико, так что индейцам даже не особо нужны предметы из богатого обихода европейцев. Поэтому для индейцев - единственным вожделенным предметом СПРОСА, который могли удовлетворить лишь европейцы, - стало огнестрельное оружие.
7.8. Войны между племенами есть закономерный этап в развитии всех племен. Лишь в редких случаях - при условии ОТСУТСТВИЯ соседей и достаточности земли, которые в истории складывались лишь в нескольких районах Африки, племена механически масштабировались в ВОЖДЕСТВА.
7.9. Понятно, что до эпохи ВОЙН за природные комплексы - не было нужды форсировать изобретения ни новых предметов, ни оружия (орудий охоты), ведь все более-менее сыты, так как при наличии свободной земли - количество мяса зависит не столько от модернизации орудий охоты, сколько от активности самих охотников - достаточно лишь почаще выходить на охоту на бизонов, которые в бесчисленном количестве пасутся рядом в прериях.
7.10. Сегодня уже никто не спорит с тем утверждением, что первая волна спроса была порождена острой нуждой в оружии, так как начался период ВОЙНЫ ПЛЕМЕН ЗА ЗЕМЛЮ. Понятно, что оружие понадобилось не для банальной охоты, а именно для убийства людей, и - спрос проявлялся не рядовыми членами племени, а его верхушкой - вождем, который решал проблему защиты природного комплекса от захвата - путем вооружения некоторой части мужчин орудиями для убийства людей. Так закономерно в племенах появилась новая иерархия из воинов, которая неминуема должна была стать элитой сообщества, так как была не только гарантом существования племени, но имела важные экономические функции по добыче дефицитных предметов. При этом в иерархии военной структуры - ранг члена определялся не столько близостью к вождю, сколько - умением владеть оружием, критерием - более объективным и независимым от иерархии.
7.11. В эпоху демографического кризиса - племена готовы были пойти на жертвы, позволяя мужчинам из группы воинов - не участвовать в хозяйстве племени, лишь ради надежды, что когда-нибудь они не только защитят племя от нападения, но самое главное - сами в будущем совершат грабительский поход, откуда принесут богатую добычу. Если для индейцев - этот период прекращения войн между племенами за землю так и не наступил, то в тесной Европе начала нашей эры - фактор конечности земли привел к повсеместному появлению гастролирующих бандитов, именно как экономических агентов по снабжению племен продуктами, которые племена, или перестали производить по причине демографического кризиса, или не могли производить сами.
7.12. Средиземноморская империя возникла на основе уже существовавших связей этого региона с древними государствами-цивилизациями Ближнего Востока - Персией и Египтом. Ахейцы, сами выходцы с периферии Персидской империи - сумели создать здесь свои города-государства, так как регион был дальней периферией территориальных империй. Древний Рим же получил ее по той причине, что имел более высокую организацию, так как древние греки так и не смогли создать единый цент своей сетевой империи.
Иерархия потребления
8.1. Нет нужды пересказывать статью Генезис гастролирующего бандита, так как нас интересует лишь появление частной собственности. Предлагаю читателю мою гипотезу возникновения частной собственности.
8.2. Предметы из добычи, принесенные из похода, были внешними по отношению к предметному множеству племени, которое воспроизводилось его экономикой. Ведь племена были почти идеальными примерами воспроизводственного комплекса, так как всё - что производилось в них, в них же и потреблялось, а главное - не производилось никаких излишков.
8.3. Как я уже показал, принцип потребления в племенах был далек от коммунистического, как нам насочинял Энгельс, а потребление предметов роскоши, куда относились и предметы из добычи - должно было строго соответствовать иерархи. Но с появлением СОЮЗОВ ПЛЕМЕН и прекращением войн между племенами - число предметов добычи, приносимых в племена гастролирующими бандитами, стало возрастать, что разрушало иерархический принцип потребления прелестей.
8.4. Если прелести - были внутренним продуктом племени (а предметы, не заинтересовавшие вождя - в число прелестей попасть не могли), то внешний характер предметов из добычи - позволял им стать объектом обмена (товаром). Произведенные в чужой иерархии, где они имели свое утилитарное назначение, в новой иерархии - они часто не имели иной оценки, кроме как морального чувства (престижа) от их обладания - у «владельца» и зависти-вожделения - со стороны «невладельца».
8.4. Именно большое число поступавших в племя предметов добычи - не позволяло сосредоточить их у вождя и его приближенных (как немногочисленные прелести), потому они распределялись среди соответственно большого числа членов, что ломало иерархический принцип пользования роскошью. Скорей всего, и воины получили возможность отставлять львиную долю добычи (как поощрение) по принципу потребления в свое военной иерархии, что так же разрушало первоначальный принцип потребления прелестями-роскошью.
Появление частной собственности
9.1. Возможно, разрушение принципа началось и раньше, так как главным условием стало появление в структуре племен - нескольких иерархий. Но тот факт, что в разных вертикалях иерархий - были разные критерии оценки предметов роскоши (например, в иерархиях женских особей - уже точно - совершенной иной), породило обмен предметами добычи как товарами между членами племени независимо от положения меняющихся во властной иерархии. Если в ранних племенах - в одной иерархии прелесть не могла перейти от вышестоящего члена к нижестоящему, так как пользование этой роскошью служило атрибутом высшего положения, то внешние предметы из добычи в силу того, что распределялись по нескольким иерархиям, получили возможность служить объектом обмена. Условием стало как раз большое количество роскоши, так как - у тех, кто возжелал конкретную роскошь, уже имелись некоторые другие предметы роскоши, на которые можно было выменять. Большую роль в перемещении имело утилитарное назначение роскоши (в той чужой иерархии, где она была произведена), так как степень возлежания у членов иерархи, в которой предмет мог быть использован по назначения - была выше, чем у других.
9.2. Внутри вторичных иерархий - потребление соответствовало принципу потребления прелестей, т.е. распределялось между членами от высших к низшим, но для общей иерархии - это означало ОСВОБОЖДЕНИЕ предметов добычи от связи с главной вертикалью властной иерархии. Ведь большое количество и разнообразие роскоши - т.е. внешних предметов - не позволяло вождю и его приближенным потреблять их по принципу прелестей, дав им свободу стать товаром, т.е. участвовать в обмене между разными иерархиями потребления, а потом - и между всеми членами племени.
9.3. В соответствии с моими рассуждениями - освобождение предметов от принципа иерархического потребления прелестей - привело к появлению такого явления, как товар. Вместе с товаром возникло и право частной собственности, как право на владение товаром - в смысле - свободы обменять без оглядки на принцип иерархии.
9.4. Если Энгельс считал, что частная собственность возникает у главы семьи через получение им безраздельного господства над членами семьи (т.е. противопоставление себя им как господствующий угнетающий класс), то у меня - частная собственность - есть результат высвобождения от первобытного иерархического принципа потребления прелестями - как право любого члена племени свободно обменять предмет роскоши. А вот «владение» даже сегодня под сомнением, несмотря на тысячелетнюю борьбу за принцип частной собственность, ведь - иерархия никуда не исчезла.
Иерархический принцип потребления
10.1. Просто с появлением нескольких иерархий - сфера потребления так же разбилась на отдельные пирамиды потребления, в каждой из которых - продолжает действовать иерархический принцип потребления прелестями. Но незнающий наблюдатель вряд ли поймет, что он видит наложение друг на друга разных иерархий потребления, которых в современном обществе может быть довольно много.
10.2. С появлением отдельных пирамид функциональных иерархии - ради выполнения разных видов деятельности - возникают и разные критерии оценки предметов. Ведь более высокий по рангу работник забирал себе и лучший инструмент, стимулируя низкоранговых членов к копированию или придумыванию более эффективного. С этого момента ценность вещи стала определяться не его красотой (как у прелестей), а его утилитарными свойствами. Чем более свойства предмета или орудия труда соответствовали определенному виду труда, тем этот предмет выше ценился в соответствующей функциональной иерархии.
10.3. После каждого акта приобретения (покупки или мены) - потребление происходит в соответствии с древним принципом потребления прелестей, но общая картинка получается смазанной, так как каждый человек - перед покупкой того или иного товара - определяется с пирамидой иерархии потребления, внутри которой, по его мнению, приобретаемая вещь будет потребляться в будущем, для чего из этой выбранной иерархии он берет КРИТЕРИЙ для выбора. Поэтому у людей - столько разных мнений по поводу одной и той же покупки, так как каждый критик ставит себя на место покупателя, но, при этом, свой критерий выбирает из той функциональной иерархии, которую лично считает более соответствующей товару. Если у покупателя и оценщика выбора - иерархии потребления совпадают, то оценка критика будет похвальной, если они выбрали разные иерархии, то услышим несогласие с выбором.
Значение иерархического инстинкта
11.1. Мои изыскания, если они верны, - становятся еще одним опровержением теории предельной полезности. Собственно гипотеза рационального поведения уже давно смешила экономистов, особенно после того как за такую муть стали давать Нобелевскую премию.
11.2. Этот текст является дополняющим нарративом по теме - ЧАСТЬ 1 и ЧАСТЬ 2 Лекция 2. Модели потребления (18.10.16)
11.3. Сегодня уже понятно, почему неоклассической экономической теории понадобилась теория предельной полезности.
11.4. Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором ценности. Субъективная ценность — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.
11.5. Все дело в том, что «вывод, вытекающий из теории Госсена — характер потребления и распределение материальных благ между людьми не зависят от характера производственной сферы» представлялся буржуазным экономистам железным доводом против трудовой теории стоимости, на которой основана марксистская политэкономия. Австрийская школа даже объявила Законы Госсена рычагом Архимеда, который перевернул всю экономическую теорию, хотя вся теория основано на приписках людям неких психологических особенностей.
Иерархический инстинкт как фактор появления и развития экономики
12.1. Относительно гипотезы Олега Григорьева об иерархическом принципе потребления в сообществах первобытных людей, которая в моей статье про иерархический инстинкт получила некоторое обоснование, можно сказать, что она довольно просто объясняет - почему у людей возникла экономика как сфера потребления не жизненно-важных вещей. Не просто - иерархическая структуру человеческих сообществ, а именно - наличие иерархического инстинкта у людей - порождало СПРОС на предметы роскоши, которые благодаря их вожделению со стороны простых членов единиц человечества, воспроизводились в количестве. А с некоторого момента, когда появился выбор из нескольких предметов - появилась и конкуренция по утилитарным свойствам, победители которой становились предметами потребления элиты и, соответственно, задавали параметры роскошных и потому престижных вожделенных вещей.
12.2. Весь ВОРОХ вещей цивилизации, не особо значимых в плане обеспечения безголодного существования, имеет значение лишь в иерархии потребления единиц человечества на определенном историческом этапе. Другое дело, что попутно решался вопрос эффективности производства продовольствия, который привел к росту объема пищи и, соответственно, к росту численности человечества, поэтому основная опасность, которую следует ждать от настоящего кризиса - это возможное вымирание населения многих стран от элементарного голода. Ведь во многих странах уже есть демографический кризис, который смягчается импортом еды, но в кризис им просто нечем будет его оплачивать, так как в этих странах уже и так мало продуктов, способных вызвать вожделение ими владеть (спрос) со стороны граждан других стран.
12.3. Все законы экономики, теории денег и прочие - описывали процесс уже ПОСЛЕ возникновения СПРОСА, но теперь нам ясно, что именно иерархический инстинкт был тем глубинным фактором, который порождал стремление людей производить все новые вещи. Члены элиты нуждались в новых предметах, которые им не жизненно важны (прелести), но в их руках они становятся утилитарной роскошью для подтверждения их высокого статуса. А остальные члены общества, увидев их у элиты, воспринимают новую роскошь как непременный атрибут высокого положения в иерархии общества, потом у них возникает вожделение обладать этими предметами. Обладание престижными предметами означало изменение их статуса в некой иерархии, но реально чаще - лишь в собственных глазах, ради удовлетворения собственного иерархического инстинкта. Однако машинка экономики, двигателем которой является иерархический инстинкт - работает уже несколько миллионов лет, заставляя людей увеличивать ВОРОХ вещей цивилизации, которые - ВСЕ - есть лишь избыточная роскошь.
Владимир Точилин, Тамбов, 08.09.2017.