определение понятие значение смысл информация система структура принцип теория |
03.02.2017 Перед вами нарратив, написанный для подтверждения положений основного, которым является словарная статья - ЭКОНОМИКА.
1.2. Понятие экономика в неокономике по сути совпадает с понятием хозяйствование - - как совместная деятельность некой группы людей в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Подробнее об отсутствии канонических определений в НЕОКОНОМИКЕ - смотри в статье ЭКОНОМИКА.
1.3. Феномен экономика в экономической части неокономики, получившей название теория экономической истории - рассматривается как экономическая система разделения труда в обществе, структура которой складывалась в результате действия многих факторов - в течении предшествующего исторического периода.
1.4. Такой исторический подход приводит к тому, что в неокономике любая экономика в любой момент имеет некий вектор развития, проще говоря - она куда-то "валится", поэтому предметом изучения теории экономической истории является тренд изменений в экономике отдельной страны, а в мировой экономике факторы развития. Можно сказать, что экономика в неокономике изучается с точки зрения «истории болезни», поэтому и в данной статье возникновение и развитие экономики рассматриваются как результат действия нескольких факторов, главным из которых считается разделение труда.
1.5. Если мы берем фактор разделения труда как главный, то любую экономику можно представить как систему разделения труда у людей на планете Земля. Естественно предположить, что причины появления экономики надо искать в условиях, которые когда-то и как-то сложились в тех единицах человечества, которые были в период антропогенеза.
1.6. При этом самым интересным является предположение об уникальности феномена под названием экономика, если она даже стала условием появления человеческой разумности на Земле, навсегда став неотъемлемой частью бытия людей.
1.7. Это утверждение - что предпосылки возникновения экономики сложились случайно, как следствие роста численности стаи у наземных гоминин - вполне серьезное и его обоснованию как раз будет посвящена данная статья. |
1.8. Справка из Википедии: Гомини́ны (лат. Homininae) — подсемейство семейства гоминид (Hominidae), к которому относят человека разумного (Homo sapiens), шимпанзе (Pan), горилл (Gorilla), а также ряд вымерших групп. (австралопитеки)
История возникновения экономики
2.1. История экономики начинается вместе с появлением у наземных гоминин многочисленных единиц вида, которые первоначально имели структуру стаи обезьян, но в процессе антропогенеза превратились в ПЛЕМЕНА.
2.2. ЗАМЕЧАНИЕ 1: Так как у нас практически нет достоверных сведений о том, как наземные гоминины решили проблему проживания в одной стоянке большого числа особей, поэтому все рассуждения имеют гипотетический характер. |
2.3. Даже вся данная статья является ГИПОТЕЗОЙ - изложением возможного варианта событий, начавшихся еще у гоминин, когда те ради освоения саванн перешли к хищничеству, для чего понадобилась большая численность их единиц вида, что и стало основным условием для возникновения системы технологического разделения труда между членами. |
2.4. Почему большая численность в племенах - это основное условие для возникновения экономики? |
2.5. В малочисленной семейной группе каждый член мог лишь разделять свой труд на отрезки, в которых он занимался производством одного продукта (это, так называемое, по-предметное разделение труда). Конечно, в семье существовало естественное поло-возрастное разделение труда, но семейная группа гоминин могла потреблять лишь уже готовые продукты из окружающей среды, так как для переработки трудом у ее членов не было времени. Ведь при собирательстве, как основном способе обеспечения жизни (а охота малым числом гоминин могла осуществляться лишь в отношении животных малого размера) - основная часть светового дня каждого члена семьи гоминин уходила на собирание продуктов на территории природного комплекса. 2.6. Даже, если предположить, что рядом со стоянкой существовало место, где пища имелась в изобилии, то время, остающееся после собирательства, скорей всего, могло быть потрачено лишь на дальнейшую обработку этих продуктов (предположим, для разделки и обработки огнем), так как ранее они (по причине нехватки времени) - потреблялись без этой минимальной обработки. 2.7. Ни о какой глубокой переработке не могло быть и речи, так как весь день уходил на собирательство продуктов, которых для удовлетворения физиологических потребностей требовалось в определенном ассортименте. Понятно, что в лесостепях или в саваннах этот ежедневный набор жизненно важных продуктов собирался не без проблем, как в ассортименте, так и в нужном объеме. |
2.8. Определенно, первым шагом к появлению экономики у предков людей стало разделение состава стаи на группы, каждая из которых специализировалась на собирании одного продукта, который должны были собирать и приносить в стоянку, где эти продукты уже распределялись между остальными членами семьи. В ортодоксальной антропологии вообще не понимают насколько появление правила приношения вожаку излишков своего потребления, которое он потом перераспределял между членами стаи было революционным шагом в социальной эволюции того вида гоминин, который был предком людей. Только так мог появиться «общий пищевой котел», который уже можно считать признаком человека. И какая бы не была сложной социальная организация у современных человекообразных обезьян, пока каждый член стаи занимается собирательством исключительно для себя самого, может, за исключением в отношении детей, у них не может появиться общее хозяйство, которое мы называем словом экономика.
2.9. После разделения стаи на группы добытчиков одного продукта, приносимого в «общий котел», проблема увеличения объема продуктов и их ассортимента - получила простое и чисто арифметическое решение - чем больше численность стаи, тем больше еды. Но численность гоминин, проживающих в одной стоянке ограничивалась объемом ресурсов, которые можно было изъять из территориального природного комплекса, которым владела единица вида. (Пока мы считаем ресурсы неограниченными, прослеживается прямая зависимость между объемом изымаемых продуктов и численностью стаи, но в результате того, что в реальной среде обитания ресурсы ограничены, стаи периодически попадают в кризис перенаселенности, который называют термином мальтузианская ловушка, так как эту закономерность еще в 1798 году описал английский демограф и экономист Томас Мальтус.)
2.10. Стаи и так являлись идеальными примерами для Теория народонаселения, но переход в стаях предков людей к собиранию продуктов отдельными отрядами добытчиков был первым шагом в борьбе с жестким ограничением уже численности единицы вида от объема ресурсов, которые мог давать ежедневно территориальный природно-хозяйственный комплекс, без потери продуктивности, на которую с этого момента встало человечество. Средством борьбы с этим беспощадным законом Природы, ограничивающим численности людей на ограниченной территории, стало повышение степени разделения труда.
2.10. В теории - схема природного комплекса есть круг суши с центром в стояке, границы которого находятся на расстоянии пути, который гоминины способны совершить в течении светового дня - туда и обратно - с выходом утром и возвратом к ночи в стоянку. Ведь ночью вне защищенной стоянки не могла оставаться ни сама группа сборщиков, ни тем более, нельзя было оставить беззащитной стоянку, так как без достаточного числа членов росла опасность нападения хищников.
2.11. Скорей всего, численность стаи гоминин подчинялись демографическому правилу почкования, который есть у всех обезьян - когда объем подушного потребления падал, то это - служило сигналом для почкования стаи, чтобы некоторая её часть ушла на новую территорию, снизив нагрузку на прежний комплекс. При этом часть старой стаи, выделившаяся в результате почкования, находила себе новый комплекс (по теории - точно такой же), в результате чего потребление в стаях - старой и новой - возрастало до прежних размеров.
2.12. Поэтому численность стай зависела не от самих гоминин, а была следствием богатства территориального комплекса единицы вида. Пока у наземных гоминин главным способом было собирательство, то численность их единицы вида строго зависела от количества готовых к употребления продуктов, которые ежедневно мог дать их природный комплекс.
2.13. По этой причине - мы даже не можем сказать, какова могла быть предположительная средняя численность стаи гоминин, так как в благоприятных условиях - она могла расти до нескольких десятков членов, превращаясь в настоящую человеческую единицу вида, которую мы называем РОД (тогда как возвращение к численности семейной группы - означало потерю признаков человека. так как человечность возникает при избытке свободного времени, которые обеспечивается избытком производимых продуктов). Для выживания (как человека) гораздо большее значение имел нижний предел - предположительно в десяток членов в стае, так как у гоминин вне единицы вида - ни по одиночке, ни группой, численностью меньше некой минимальной - не было никакого шанса для выживания. Поэтому, если погибала значимая часть стаи, особенно костяк - в виде мужских особей, то, скорей всего, от голода вымирали все, если вовремя не находили другую стаю, готовую приять их в свой состав.
2.14. На основании предыдущих рассуждений можно сделать ВЫВОД 1: Именно малая численность стай гоминин не позволяла сильно изменить их образ жизни от существования, типичного для человекообразных обезьян. Ведь набор продуктов потребления гоминин в семейных группах (например, гориллы) не мог быть большим, так как для собирательства продуктов в большом ассортименте банально не хватало численности, и если даже ресурсы добывались в достаточном объеме методом собирательства, не было возможности производить их глубокую переработку. тех продуктов, которые |
2.15. С моей точки зрения, водоразделом между гомининами и людьми надо считать момент появление понятия «общее», когда индивид начал осознавать, что продукт, произведенный его трудом (на ранней стадии - добытый им лично), весь не является продуктом его личного потребления. Лишь человек может понимать смысл в дальнейшем добывание продукта, который он собрал в размере, превышающим объем, нужный ему для его личного ежедневного потребления. Ведь, обезьяна, продолжая собирать продукт в излишке, была обречена на смерть, так как она не имела бы времени для сбора других жизненно важных продуктов. Однако человек уже понимает смыл проживания в составе единицы человечества, так как он НАДЕЕТСЯ, что остальные члены племени поступят точно также, как и он - то есть собирая и для остальных членов стаи, в результате чего - каждый член стаи в своей доле, которую он в племени к вечеру получает по принципу распределения, будет иметь весь ассортимент жизненно важных веществ. По-сути, стая первобытных людей - это система разделения труда, в которой конечный готовый продукт по естественным технологическим причинам оказывается у конечного производителя, который передает её вожаку, который и осуществляет распределение его между членами стаи. И понятно, что для превращения стаи в племя должна сложиться именно система распределения, которая складывается (или предшествует) как оборотная сторона системы разделения труда в единице вида.
2.16. Если у животных и даже человекообразных обезьян - каждая особь занимается обеспечением лично себя (и своего потомства) всем ассортиментом жизненно необходимых благ, то у людей - биологической единицей вида стали их социальные группы (единицы человечества), каждый член которой находится в крайней зависимости от других членов, так как он просто умрет с голоду без участия остальных в системе разделения труда той единицы человечества, в которой он живет.
2.17. Мысль Энгельса о том, что «труд сделал человека» - не полная, так как человека из обезьяны сделал не просто труда, а лишь труд в системе разделения труда, которая появилась в племенах. Так как по признаку большой численности мы можем назвать стаи гоминин термином ПЛЕМЯ, то именно процесс возникновения и развития системы технологического разделения труда среди членов племени гоминин сделал из них людей. Главной предпосылкой был переход некоторых видов наземных гоминин к хищничеству, ради которого начался процесс биологической эволюции тела, который называют антропогенезом. |
2.18. Как видим, смысл экономики изначально был социальным: экономика - это система отношений ради большего потребления, оборотной стороной которой была система взаимовыручки всех участков. Ведь с одной стороны - специализация каждого отдельного члена на добыче одного продукта позволяла ему же увеличить объем и ассортимент продуктов своего личного потребления, но лишь при условии ОБЩЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ всех ресурсов, добытых всеми, так как при участии в экономике, каждый индивид полностью терял свою автономность, становясь крайне зависимым от труда других участников.
Причина возникновения экономики
3.1. Эффективность разделения труда растет с ростом масштаба системы разделения труда, что применительно к нашей ситуации в стае гоминин - означало следующее:
- 3.2. Пока воспроизводственные способности природного комплекса справляются с восстановлением объема продуктов, изымаемых гомининами - те группы гоминин, в которых численность больше, имеют и большее подушное потребление. Ведь, если один член группы собирает не только для себя, то, чем больше членов специализируется на собирательстве данного продукта, тем больше его потребление остальными, так как продукт поступает в «общий котел» группы для дальнейшего распределения между всеми членами.
- 3.3. Во-вторых, появляется возможность расширить ассортимент потребляемых продуктов, что не просто разнообразит потребление новыми продуктами, но порой позволяет уменьшить надобность в старых, освобождая время у членов группы для собирательства дефицитных продуктов.
- 3.4. В-третьих, у некоторых членов появляется время для более глубокой переработки имеющихся продуктов, что не только улучшает качество потребления, но часто приводит к появлению совершенно новых продуктов потребления. Ведь ранее - грубая переработка собранного продукта чаще всего большую часть продукта переводила в отходы, которые просто терялись, то с появлением возможности глубокой переработки - эти отходы становились вторичным сырьем. Переработка этих вторичных ресурсов, которые как отходы уже имелись в стоянке, так же разнообразило потребление.
3.5. Причины возникновения экономики состояли в желании предков людей увеличить свое потребление, поэтому они невольно использовали эту положительную связь между объемом потребления и численностью их единиц вида. При этом эффект масштаба мог заработать лишь при наличии достаточно большой системы разделения труда между членами группы. Конечно, сами гоминины не понимали этой связи, просто в реальности выживали или быстрее других размножались - лишь те гоминины, которые перешли к образу жизни в составе более многочисленных групп, чем стая из десятка членов.
3.6. Я использую для названия этих групп термин ПЛЕМЯ. Обоснование численности племен гоминин от 100 до 250 членов в племени вы найдет в статье Модель племени. |
3.7. Теперь можно сделать ВЫВОД 2, который я бы сказал, довольно неожиданный: Экономика - это система производства продуктов НЕ жизненно важных для человека, а система производства продуктов второй важности - т.е. с более глубокой степенью переработки (для которых можно употребить термин роскошь) по сравнению с продуктами потребления в предыдущий период.. Просто со временем - прежняя роскошь становилась обыденным предметом потребления, присущим достигнутому уровню жизни. |
3.8. Собственно, в тяжелых условиях, например, во время войны, люди быстро осознают эту истину, с легкостью оказываясь от роскоши ради удовлетворения своих базовых потребностей, которые есть у них как у представителей мира животных. Получается так, что экономика - это феномен, имеющий отношение к социальной эволюции. История экономики - это процесс производство новых предметов и услуг, но избыточных по отношению к базовым потребностям.
3.10. Антропогенез начался уже после того, как наземные гоминины начали переход к хищническом образу жизни, когда через численность была решена проблема обеспечения самыми основными жизненно важными продуктами. По-сути, люди - сами есть искусственный продукт - результат совершенствования тела для охоты на животных любого размера, а все продукты, появляющиеся в экономике - есть роскошь по отношению того базового уровня жизни, который был достигнут еще равнинными гомининами несколько миллионов лет тому назад. |
3.11. А ВЫВОД 3 является ноу-хау неокономики - экономика и есть система разделения труда. |
Племя - формация, в которой возникла экономика
4.1. Для освоения просторов равнин, где единственным ресурсом могло стать мясо животных, гоминины должны были перейти к хищничеству. Но гоминины - в результате предшествующей эволюции обезьян как всеядных животных, находились в эволюционном тупике, который перекрывал им возможность приобрести хищнические специализации в строении тела отдельной особи. Однако гоминины нашли выход, в результате которого именно единица вида стала хищником, клыками и когтями которого стали камни и палки (оружие) в руках гоминид. Положительный связь между результатами охоты и численностью охотников привела к росту численности единиц вида, которые стали «котлами антропогенеза», так как большая численность была основным условием возникновения системы технологического разделения труда, которая и есть экономика. Племена гоминид были той формацией, в которых происходило превращение гоминин в людей.
4.2. Однако поддержание большой численности зависело не только от объема мяса, но требовало роста поступления и всех остальных жизненно важных ресурсов, что было не возможно без появления системы технологического разделения труда среди членов племени. Ведь употребление мяса в пищу было возможно лишь в силу всеядности обезьян, но при этом пищевой тракт гоминин оставался больше приспособленным для поедания растительных продуктов, которых в степях было мало. Поэтому можно сказать, что экономика появилась как необходимое дополнение к уже имевшемуся поступлению основного ресурса питания, ведь поступление мяса уже было обеспечено и численностью и оружием, а вот - всё остальное - особенно продукты растительного происхождения в условиях саванн и степей - как раз постоянно были в дефиците. Объем этих продуктом можно было повысить лишь за счет более глубокой переработки уже имеющегося сырья, так и за счет вовлечения в переработку новых видов ресурсов.
4.3. Причем, положительный эффект масштаба проявлялся опять же при росте численности участников, сделав поддержание численности - главной целью человечества. С тех пор человечество уже нельзя рассматривать как сборище отдельных особей, так как единица человечества спаяна взаимным трудом таким образом, что снижение численности участников этого общественного труда ниже некоего критичного предела могло поставить вопрос о прекращении существования этой единицы вида по причине гибели от голода всех членов или бегства членов в состав других групп с нормальной численностью.
4.4. Тенденция роста численности единиц человечества стала спутником развития человечества, так как сжатие системы разделения труда было равносильно катастрофическому снижению уровня жизни. Для предков людей снижение численности групп ниже некоего порога - и вовсе означало смерть от голода, так как основное питание давала сложная охота, для которой необходимо было большое число охотников. Ведь до изобретения огнестрельного оружия у людей не было оружия, убивающего крупное животное в результате одного удара, поэтому для охоты - особенно камнями и заостренными на огне палками - требовалось довольно много участников, так как размеры гоминин были довольно скромными.
4.7. С появлением экономики - невозможность удовлетворения неких потребностей - для людей, привыкших к ним с детства, стала выглядеть катастрофой падения уровня жизни. Конечно, сегодня падение уровня жизни для россиян не грозит полным вымиранием, но к этому надо относиться как к неизбежному следствию мирового кризиса. Для того, чтобы понять - откуда появляются новые продукта потребления и готовность людей отказаться от некоторых - советую просмотреть лекцию Олега Григорьева: |
4.8. Следствием этих рассуждений является ВЫВОД 4 о том, что антропогенез не мог происходить на стадии эволюции наземных гоминин, когда их единица вида имела малую численность, например, как в семье. Впрочем, СЕМЬИ - как единицы вида - не было даже у гоминид, так как еще обезьяны к образу жизни на земле перешли в составе родов, которые мы наблюдем, как стаи у современных наземных обезьян, например, у павианов или шимпанзе. |
4.9. Наблюдаемый сегодня возврат к семье у горилл (и орангутанов) - это вынужденный регресс, объяснимый скудостью ресурсами их новой среды обитания, в которую их, скорей всего, вытеснили как раз предки людей. |
Предпосылки возникновения экономики
5.1. Пока все рассуждения производились без учета фактора природной среды, так как предполагалось, что в период возникновения экономики - природно территориальный комплекс имел неисчерпаемые ресурсы. Конечно, где-то локально могло быть изобилие некоторого продукта, но лесостепи и саванны, ставшие средой обитания наземных гоминин, для собирательства, как основного способа обеспечения существования, - явно не располагали богатыми ресурсами повсеместно. Поэтому с гораздо большей вероятностью повсеместно - воспроизводство ресурсов отставало от темпов изъятия их гомининами, что заставляло их периодически переходить на новые участки, которые можно назвать как «ежедневные» природные комплексы. Таким образом, весь годичный комплекс группы был больше, чем тот, который использовался ежедневно для собирательства. Можно представить, что за несколько лет владения некой территорией - каждая группа гоминин обустраивала цепочку укрепленных стоянок, по которой они перемещались в течении года, а совокупность природных комплексов вокруг стоянок образовывала годовой природно территориальный комплекс.
5.2. Если еще можно представить себе условия с изобилием пиши в поймах рек среди тропического леса, то саванны для такого способа как собирательство - могли предоставить в изобилии лишь травянистую растительность, которая, однако, не годилась в пищу приматам. Зато траву с успехом потребляли жвачные животные, которые процветали не только в саванных, но и в более прохладных степях Европы и Азии.
5.3. Получалось, что для наземных гоминин в саваннах и степях не было никакой пищи в достатке, кроме мяса травоядных животных. Зато этого ресурса было очень много, но лишь при условии, что гоминины сами стали бы хищниками, что для них было не совсем просто, в первую очередь - из-за мелких размеров, так как предыдущей естественной средой их обитания были ветки деревьев. К счастью - мясо в пищу они уже могли употреблять, так как эволюционно происходили от грызунов, поэтому были всеядными животными.
5.4. Однако естественный эволюционный путь по превращению каждой особи гоминин в хищника - должен был бы занять много времени, при этом - перспектива успеха в конкуренции с высоко специализированными хищниками - кошачьим и псовыми - была туманной. Поэтому гоминины обошли это препятствие, причем, благодаря именно своей предыдущей эволюции как стайных животных - просто хищником по отношению к фауне - стала не отдельная особь гоминин, а вся единица вида. Клыками и когтями этого супер-хищника стали камни и палки в руках многочисленных охотников.
5.5. Впрочем, выступать стаей - как единое целое - умеют многие общественные животные, но гомининам понадобилось выступать в качестве нападающего хищника, не имея при этом никаких естественных хищнических специализаций. На помощь пришла способность изготавливать орудия труда, развившаяся еще на стадии человекообразных обезьян и, конечно, лишь как способ добывания труднодоступных ресурсов. Но, как оказалось, при нужде - эту способность можно было развернуть в сторону производства оружия - тех заостренных камней и палок, которые в руках охотников стали когтями и клыками супер-хищника, которым по отношению к фауне природного комплекса стала вооруженная группа охотников.
5.6. Нельзя сказать, что при переходе к хищничеству - не было изменений строения тел, только эволюция тела отдельной особи пошла в сторону прямо-беганья и усиленного развития кисти руки, как инструмента манипуляции орудиями. Предки людей пошли путем усиления своей универсальности, поставив между собой и природой - орудия труда, ради наилучшего манипулирования которыми и проходила эволюция строения их тела.
|
|
5.11. Появлению всего семейства гоминид и подсемейства гоминин способствовало общее похолодание климата планеты порядка 30 миллионов лет, которое привело к уменьшению естественного ареала приматов в виде тропических лесов, которые сменили саванны, лесостепи и субтропические леса, в наземном ярусе которых появилась развитая экосистема, в которую спустились некоторые виды обезьян. Переход к наземному существованию привел к увеличению размеров тел и росту численности в группах, так что, чем дальше обезьяны продвигались на равнины без каких либо деревьев, тем больше становилась численность их стай, которые я называю единицей вида. Тут обезьяны повторяли путь копытных, которые даже при росте размеров тел - стремились обезопасить себя от хищников - большой численностью своих стад.
5.12. Когда наземные гоминины решили осваивать равнины саванн, то оказалось, что единственным богатым источником пищи могло быть лишь мясо жвачных животных, процветавших на травянистой растительности. Однако предыдущая эволюция как древесных и, преимущественно растительноядных животных, - перекрывала гомининам всякую естественную возможность превращения в хищников. Через естественную эволюцию формы своих тел гоминины не имели никакой возможности встроиться в пищевую цепочку потребителей мяса. Очевидно, предки людей решили эту проблему и выходом стала - их особая способности создавать орудия труда, которая появилась еще на стадии обезьян и, ради совершенно других надобностей.
Условие возникновения экономики
6.1. Надеюсь, читатель понимает, что возникновение экономики произошло лишь после того, как у экономического субъекта (гоминина на стадии эволюции в предков людей) появилось время для занятия производством ОДНОГО продукта НЕПРЕРЫВНО в течении длительного промежутка времени, что было возможным при условии, если какой-то другой субъект (или несколько субъектов) ВМЕСТО НЕГО начал выполнять его прежнюю работу. Понятно, что такое условие возникновения экономике - могло появиться при наличии достаточно большого числа экономических субъектов, что позволяло выделить из сферы производства жизненно важных продуктов - несколько, которые могли заняться углублением переработки старых или производством новых продуктов.
6.2. Пока численность не превышала неких пределов (вероятно, около 100 членов) - не было возможности создать систему разделения труда, способную производить что-либо, кроме ограниченного набора жизненно важных продуктов. Косвенно на это указывают раскопки ранних неолитических стоянок, которые позволяют судить о численности племен порядка 200 членов.
6.3. По поводу численности групп гоминин у нас мало сведений, но существует теория числа Данбара о количестве социальных связей, которые способен поддерживать человек, которая говорит о числе 150 как максимальном.
6.4. ЗАМЕЧАНИЕ По поводу находок останков древних гоминид в северных широтах, у меня есть мнение, что эти гоминиды смогли зайти туда лишь благодаря наступлению неких теплых климатических периодов, а потом - холодный климат способствовал сохранности их костей. Это не было экспансией холодных территорий, так как в составе малочисленных семейных групп гоминиды вряд ли могли производить теплую одежду, необходимую для освоения территорий с прохладным климатом. |
Изменение температуры от современной (считаемой как 0) на планете за последние 2 миллиона лет
6.5. Без большой численности - трудно себе представить существование гоминин в степях в окружении хищников. (Примером образа жизни могут служить современные павианы, которые стали настоящими наземными жителями, но выживают лишь благодаря большой численности их стай.) При этом сразу встает вопрос об источниках поддержания такой большой численности особей в одной стоянке, для чего, определенно, требовался большой объем ресурсов, ежедневно изымаемых из природного комплекса. Если мы вспомним модель природного комплекса из статьи ПОЧЕМУ ОБЕЗЬЯНЫ СПУСТИЛИСЬ НА ЗЕМЛЮ - в виде ограниченной территории в форме круга, радиус которого равен пути туда и обратно до границ в течении светового дня, то поддержание большой численности групп гоминин в саваннах и степях трудно объяснить традиционным способом собирательства.
6.6. Однако мы знаем, что гоминины всё же решили проблему изъятия из природного комплекса достаточно большого объема ресурсов, которого хватало для поддержания численности порядка сотни особей в стоянке. Снова выручила предыдущая эволюция, так как обезьяны развивались как всеядные животные, способные употреблять в пищу мясо других животных.
6.7. Гоминины охотились и ранее, но объектом их охоты не могли быть животные крупного размера, какими были многие копытные, которые в основном и населяли саванны. А вот большая численность охотников сняла ограничение на размеры жертвы, что намного увеличило объем доступного ресурса в виде мяса, так как теперь все зависело лишь от наличия самого животного в пределах природного комплекса, а все остальное - стало лишь техническим делом выбора способа охоты под размер жертвы.
6.8. Если мы еще можем представить себе, что в некий период в регионе Северной Африки (или Южной - о чем свидетельствуют австралопитеки), который начали осваивать некие виды гоминин, имелось изобилие животных, мясо которых могло бы ежедневно удовлетворить аппетит сотни и более членов племени, то и тогда остается проблема способа добычи этого ресурса. Ведь для первых гоминин, имевших некрупные размеры, убить крупное животное было трудно без четкого взаимодействия нескольких охотников. Причем, все равно, даже большим числом - гоминины не могли бы убить крупное животное, так как в телах гоминин не было никаких хищнических специализаций в виде клыков и когтей. Поэтому способом добычи такого ресурса, как мясо крупных копытным - могла быть лишь групповая охота с обязательным применением оружия в виде некоторых приспособлений, с помощь которых можно было, если - не сразу убить, то в результате серии ударов - так сильно покалечить крупное копытное, чтобы оно не могло далеко убежать от охотников.
6.9. Можно считать, что миллионы лет назад в Африке открылось некое «окно возможности» в виде благоприятных природных условий и, судя по тому, что мы есть - хотя бы одному виду наземных гоминин удалось-таки им воспользоваться. Если представить себе размер потребности в мясе у сотни и более гоминин в одной стоянке, то само племя можно смело назвать супер-хищником, кроме того, что теперь все остальные хищники стали рассматриваться гомининами как потенциальные объекты их охоты.
6.10. Судя по всему, именно таким образом гоминины реализовали предпосылки возникновения экономики в виде наличия ресурсов (мясо копытных), а способом их получения стало хищничество при помощи охоты, к которому гоминины были вынуждены перейти во время освоения саванн. 6.11. Процесс роста численности единиц вида - шел параллельно с ростом доли мяса в рационе питания гоминин. Так как при изобилии животных - охота обеспечивала стабильное поступление мяса, то долгое время не возникал сигнал к почкованию. Поэтому в одной стоянке продолжали жить вместе несколько поколений родственников. В результате средняя численность единиц вида равнинных гоминид выросла до сотни и более членов, так что мы можем смело назвать эту единицу словом ПЛЕМЯ. |
6.12. ЗАМЕЧАНИЕ Мы привыкли применять термин племя исключительно к определенной единице человечества, но антропогенез начался в стаях гоминин. Потому я использую термин ПЛЕМЯ для обозначения - равно - единиц вида гоминин и для обозначения - единиц человечества, которым у первобытных людей было ПЛЕМЯ. |
6.13. Главное условие для возникновения экономики - это не просто достаточно большая численность субъектов, способных вести хозяйственную деятельность, но и плотность, которую обеспечивало проживание большого числа субъектов в одной стоянке. Именно в стоянках вольно-невольно у гоминин стали появляться общие предметы обихода как общее хозяйство племени, но за отдельными предметами и орудиями труда происходило закрепление членов, как отражение специализации каждого члена на производстве одного определённого продукта.
6.14. Однако представлять себе процесс появления экономики как самозарождение - довольно наивно, поэтому нам надо выяснить фактор, под влиянием которого происходило закрепление специализаций в многочисленной группе, ведь на другой день каждый член мог захотеть заняться другим делом. Поэтому нам придется вспомнить про иерархический инстинкт и иерархию в структуре единиц вида гоминин.
Иерархический инстинкт как фактор возникновения экономики
7.1. Сегодня у человекообразных обезьян их единицы вида по численности не дотягивают до стаи, но у всех - иерархия среди особей имеет столь много общего, почему мы можем предположить, что аналогичная структура была у вымерших видов гоминин. Каждая обезьяна в стае знает не только свой ранг - кто выше ее в правах, а кто ниже, но она знает про ранжирование всех остальных членов стаи. Самые жесткие правила соблюдаются в группе самцов, которые - в основном - являются родственниками в разных поколениях. Скорей всего, в ранних племенах гоминин все было так же, но на этапе освоения равнинных территорий, где среда обитания разительно отличалась от традиционной, произошло изменение принципа выбора вожака.
7.2. Если у обезьян - для претендента на место вожака - важнейшим критерием служит его сила, при помощи которой он добивается своего верховного положения, то у гоминин с появлением орудий труда - значение физической силы у одной особи значительно снизилось, а на первый план выдвинулась успешность. Просто - опыт, ловкость и навык обращения с орудиями - позволяли кому-то собирать несколько больший объем продуктов, чем это делали другие, что позволяло этим умелым сообразительным добытчикам иметь большую популярность среди других особей за счет того, что избыток продуктов у себя они могли распределять среди остальных в зависимости от степени близости отношений.
7.3. Можно сделать предположение о появлении в стае отдельных авторитетных особей, вокруг которых возникали свои пирамиды иерархии, которые первоначально служили зародышами или «ядрами» для почкования стаи. Однако с переходом к групповой охоте потребление не уменьшалось (а это служило как раз сигналом для почкования), поэтому долгое время имелась тенденцию к росту средней численности в одной стоянке. В результате - возникающие пирамиды разных иерархий лишь усложняли структуру группы гоминин. Когда фактор силы стал терять значение - возникла некая демократия, когда статус особи зависел от числа фанатов, что можно считать зачатком политики (она присутствует уже в стаях обезьян). Если между вожаком и популярным членом нарастала неприязнь, то при малейшем сигнале - могло произойти внеплановое почкование, когда члены стаи разделялись по симпатиям к авторитетным членам, что можно считать прообразом выборов.
7.4. Собственно, свобода выбора есть и у современных обезьян, особенно у самок - в виде возможности перейти в состав другой группы. Ведь после того, как самец за счет своей физической силы утверждается вожаком в иерархии самцов, у остальных членов стаи есть лишь возможность «проголосовать ногами», так что непопулярный вожак может остаться один. В реальной жизни, скорей всего - уменьшившаяся группа - с сильным, но не популярным вожаком - именно в силу его неуспешности, просто погибала, так что - за некоторый период в племенах предков людей сложились правила выбора вожака лишь с учетом наличия у кандидата - опыта, знаний, сообразительности, ловкости и навыка обращения с орудиями труда и охоты. А вождь ради предотвращения недовольства должен был обеспечивать хотя бы равное потребление среди членов своей группы.
Вождь племени как первая управленческая специализация
8.1. Такой принцип выбора вожака на протяжении тысячелетий на фоне роста численности племен - привел к выделению роли вождя племени в отдельную управленческую специализацию. Вначале вожак ради поддержания своего авторитета у всех членов группы - старался соблюдать принципы равенства в потреблении, отнимая излишки у удачливых в пользу других, но при этом - заставлял работать всех, так как размера собираемого продукта при собирательстве (полностью зависящим от природы) - чаще не хватало. Появившаяся взаимозависимость членов от результатов труда других - сплачивала группу, а суровые условия жизни привели к появлению принципа распределения через «общий котел», или склад, которым распоряжался лишь вождь, куда каждый член обязан был вносил всю свою добычу за день. При этом вождь должен был соблюдать баланс собираемых продуктов, поэтому он начинает заставлять остальных членов прекращать сбор (производство) одного продукта, которого уже достаточно на складе, и переключаться на собирание недостающих.
8.2. Скорей всего, новые требования к кандидатуре вождя, значение роли вождя в хозяйстве и принцип распределения - были оплачены множеством жизней гоминин, погибших в результате ошибочных решений вождей, не соблюдавших баланс в производстве жизненно важных продуктов. Однако оборотной стороной - стала приватизации должности вождя в одном роду потомков вождей. Просто остальные члены уже как-то специализировались по более-менее однотипным видам деятельности, потому свои знания они лучшим способом могли передать лишь своих потомкам, так как дети, скорей всего, вырастали рядом с матерью и отцом.
8.3. Выделение любимчиков среди детей, как и выделение группы симпатизирующих друг другу самцов и самок, мы уже видим у многих современных обезьян, живущих стаями.
8.4. Я не знаю, считать ли это памятью о предыдущей единице вида, которую мы так же называем СЕМЬЯ (по характеристике численности, но тут явное расхождение значений с семьей в значении «ячейка общества», но иного термина у нас нет), или - это уже новая подсистема, появившаяся как объединенная симпатией группа особей, которая выделяется в структуре, как раз в силу слишком выросшей численности.
8.5. Можно утверждать, что с усложнением орудий труда, появлением их разных видов и усложнением самой деятельности - появилось и обучение, следствием чего - должность вождя стала наследственной, так как уже никто - вне узкого круга семьи вождя - не мог перенять знания, опыт и навыки управления всем хозяйством племени.
8.6. В результате последних рассуждений можно сделать ВЫВОД о том, что последние 100 лет антропологи в СССР и России занимались ерундой, выискивая классовые противоречия между вождем и прочими членами племени. |
8.7. ВЫВОД То, что род вождя приватизировал должность вождя - является естественным следствием разделением труда между членами племени. |
8.8. Рассказы о бунтах против вождей - это фантазии, не имеющие под собой никаких оснований, так как вождя - нельзя было заменить никем, кроме члена его же рода - так же обязательно - потомка вождя, имеющего хотя бы представление об правилах управлении племенем. 8.9. Так как от знаний вождя зависело благополучие всего племени, то смерть вождя, не оставившего обученного приемника - означала кризис племени, который грозил, если не вымиранием, то бегством членов, в первую очередь - женских особей с детьми - в состав других племен. Поэтому против вождя мог выступать лишь другой потомок вождя, имеющий такой же уровень познаний в управлении (как инструкцию в голове) и, добившийся популярности у некой части племени, но с большей вероятностью - конфликт между имеющимся вождем и претендентом - разрешался по схеме внеочередного почкования, как голосования членов племени «ногами». |
|
Роль вождя в системе разделения труда в племени
9.1. Собственно, рассматривая роль вождя мы сталкиваемся с оборотной стороной экономики, которой является УПРАВЛЕНИЕ. Сам вождь непосредственно в экономике не участвует, но главной его обязанностью становится решение экономических проблем. И для экономики роль вождя именно как управленца становится определяющей.
9.2. Если мы заглянем в Википедию, то найдем так определение понятия УПРАВЛЕНИЕ:
9.3. Теория управления говорит нам, что группы гоминин являются саморегулирующимися системами, в которых есть орган управления (надсистема) в виде вожака или вождя. Целью биологического вида - являются размножение и экспансия, но вождь, скорей всего, осознавал свою цель лишь как сохранения своего личного статуса в иерархии группы. И для него - необходимость реагировать в ответ на изменения в окружающей среде - были лишь следствием его роли, так как эта цель предполагала увеличение (хотя бы - не падение) потребления остальных членов группы, вместе с обеспечением безопасности и воспроизводством в будущем. Так, начиная с вождя - эгоистически функционирует любая управленческая надсистема (ЭЛИТА) в сообществах людей, что не отрицает основных целей всей системы - размножение и экспансия территории. |
9.4. Теперь давайте ответим на вопрос: - почему вождь племени начинает углублять разделение труда, закрепляя отдельных членов за выполнением определенных операций? |
9.5. Скорей всего, всё начиналось при переходе к хищничеству в период освоения саванн, когда выделилась охота, которая забрала самых сильных мужских особей, имевших сродство со специализацией охотника в соответствии с естественным разделением труда. Остальные члены группы продолжали заниматься собирательством, но выход гоминин в саванны, в которых и климат был суровее тропических лесов, да и становление мяса основным продуктов в рационе, предполагает освоение навыка обращения с огнем, что я приписываю едва ли не австралопитеками (порядка 4-2 миллионов лет назад).
9.6. Ведь сам признак прямохождения у австралопитеков указывает на хищнический образ жизни этих прямо-ходящих гоминин, иначе - зачем им было прямо-бегание - если не для охоты? А лишение волосяного покрова, неразрывного с прямо-беганием, - непосредственно указывает на навык, по крайне мере, сохранения огня в стоянках, если - не на умение его зажигать. Ведь голым гомининам требовалось тепло в стоянках. Поэтому почти одновременно с переходом к охоте, как основному способу обеспечения себя пищей - в стоянках гоминин должны были появиться еще специализации - (2) по заготовки дров и (3) сохранению огня в очаге. Термическая обработка мяса и других продуктов огнем, вероятно, появилась уже как следствие овладения огнем, из чего могла появиться специализация - (4) приготовления пищи для всех членов стоянки.
Акт технологического разделения труда
10.1. При росте численности населения стоянки - росли и масштабы бытовых процедур, выполнение которых стало возможно лишь при участие нескольких человек. Вероятно, именно здесь произошли первые акты технологического разделения труда т.е. волевые управленческие действия ВОЖДЯ, которые выглядели как закрепление за определенных членом племени выполнение определенных обязанностей.
10.2. Появление у вождя, порой не имевшего физического превосходства над другими членами племени, - управленческой власти - стало переломным этапом в социализации предков людей. Это было нарушением привычной логики природы, ведь иерархия в племени стала держаться лишь на осознании, что жизни каждого - зависит от знаний вождя, а не от его физической силы. 10.3. Мы можем лишь предполагать, что формирование и закрепление такого порядка было оплачено множеством жизней гоминин, так что теперь при любой попытке бунтовать против решения вождя - любой член, даже физически более сильный, чем вождь, - мог быть выгнан из племени, что для него означало неминуемую смерть. Власть вождя - это то, чего ранее не было в природе - тот самый «авторитет, который заключается в признании за субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта». |
10.4. Волевое решение вождя по закреплению человека за операцией, который в неокономике получил название - акт технологического разделения труда - не имеет никакого отношения к экономике, так как вождь решал лишь свои управленческие проблемы.
- 10.5. Во-первых, закрепление происходило за часто повторяемыми операциями, которые ежедневно вызывали проблемы у вождя, отвечавшего за все, что происходило в племени. Ведь без этой воли вождя, каждый член на следующий день мог бы заняться тем, чем захочет, а не тем, что надо для сохранения баланса продуктов, поступающих в «общий котел» племени. Лишь вождь следил за наличием запасов и только он мог знать, какие продукты надо было собирать в первую очередь. Такие ежедневные задания для сборщиков так же можно рассматривать как некие ежедневные специализации. Скорей всего, вначале произошло выделение самой операции по сбору определенного продукта, который требовался ежедневно, а лишь потом - в результате сравнения вождем эффективности этой деятельности у разных членов - происходило закрепление конкретных личностей за операцией (т.е. в соответствии с естественным разделением труда).
- 10.6. Во-вторых, вождь даже не догадывался о положительных последствиях разделения труда, так как не все специализации обязательно ведут к росту эффективности, некоторые и наоборот. Ведь положительный эффект получается лишь в массе - от закрепления многих людей за технологической операцией. А тут дело в том, что если даже человек, назначенный на выполнение операции, изначально не имел с ней сродства, то в процессе многократного выполнения одних и тех же операций - у него вырабатывался навык, который приводит к сокращению времени на операцию. Отсюда же причина появления приспособлений, которые работник начинал изобретать ради облечения и экономии своего личного труда и времени. Здесь мы получаем эффект естественного разделения труда, который имеет естественные причины в виде желания людей - облегчить свой труд или найти возможность «сочкануь».
10.7. Следствием закрепления стало освобождение других членов от выполнения этих уже закрепленных операций, так что высвободившееся время они могли потратить на углубление переработки или даже производство продуктов потребления, которых не было ранее.
10.8. Не менее важным следствием становится появление у вождя понятие о технологом процессе - как схемы (технологическая карта) производства продукта как цепочка последовательности операций, так что теперь вождь уже мог высчитать - сколько людей надо туда назначить. Даже вождь мог представить - какие физические данные у работника позволят ему быстрее выполнить определенную операцию, так и сколько вообще людей - надо назначить на выполнение всех операций в соответствии с этой технологической последовательностью.
10.9. При этом именно большая численность позволяла вождю выбирать кандидатов на специализацию, так как появилось понимание, что для выполнения разных работ - нужно ставить отдельных людей. В составе племени не все были физически сильными или имели наилучшее сродство с определенным видом труда - для тех уже существовали специализация без участия вождя, но появление технологического разделения труда позволило за счет углубления заменять одного сильного пятью немощными. А с приспособлением - так даже один немощный мог заменить самого сильного, если его обучить.
10.10. Так вождь стал носителем основных общих знаний, а отдельные члены - носителями частных знаний о виде своего труда, который лучшим способом могли передавать лишь потомкам. При естественном развитие племени должна была появляться кастовость, когда не только должность вождя, но например, специализация шамана или главного охотника (военного вождя) приватизировалась в одном роду, что хорошо наблюдается в вождествах.
10.11. В результате разделения труда среди членов племени на фоне тенденцией роста средней численности - была решена проблема не просто добычи большего объема ресурсов, а налажена более глубокая переработка.
10.12. Во второй части статьи вы найдете обоснование положения, что предки людей на стадии прямоходящих гоминин не занимались расширением набора потребляемых продуктов, а на протяжении этого этапа антропогенеза шел процесс углубления переработки традиционных продуктов, так как ранее они потреблялись без всякой переработки. Лишь после достижения численности некоего порога, который позволял считать единицы вида гоминин - племенами, появилась возможность использовать новые виды сырья и производить новые продукты, так как достигнутая большая численность в стоянках племен уже позволяла создать полноценную систему технологическое разделения труда.
Экономика племени
11.1. Я уже говорил, что определенного благоприятного уровня жизни - то есть надежного постоянного поступления в «общий котел» стаи набора продуктов, содержащих все жизненно важные вещества - добились еще прямоходящие гоминины, когда они при освоении саванн перешли к хищническому образу жизни при помощи охоты. Это могло произойти лишь в благоприятный исторический период, когда на равнинах без деревьев - в саваннах и степях, ставших новой среде обитания для наземных гоминид, имелось изобилие животных. Тогда охота, которая приобрела сложный характер с обустройством разного вида ловушек, позволяла гомининам добывать мясо в объеме, достаточным для пропитания порядка 100 членов племени в одной стоянке.
11.2. Супер-хищником стала группа охотников, но при этом отдельная особь гоминин осталась всеядным существом, в рационе которого должны были присутствовать продукты растительного происхождения, так как предыдущая эволюция обезьян была направлена в сторону преимущественно потребителей плодов и листьев деревьев, а не травянистой растительности. Поэтому гоминины на равнинах столкнулись с проблемой в питании, так как в саваннах и степях источником растительной пищи могли быть лишь зерна и клубни травянистых растений, которых было мало. Даже можно предположить, что дефицит в растительных продуктах предки людей испытывали вплоть до появления земледелия.
11.3. Решить проблему увеличения объема растительных продуктов потребления можно было лишь за счет более глубокой переработки дефицитного растительного сырья в сторону его большей усвояемости, что возвращает нас к вопросу освоения огня. Однако загадка момента освоения огня остается пока нерешенной, хотя многое указывает на освоение огня еще австралопитеками (или другими вымершими прямоходящими гомининами).
11.4. К сожалению, палеонтология не может точно датировать момент появления навыка управления огнем, но трудно себе представить существование гоминин, теряющих волосяной покров, даже в условиях саванн, климат которых может быть довольно холодным. Вторым обстоятельством, указывающим на достаточно ранний период освоения огня - является строение кишечно-желудочного тракта у современных людей, который НЕ имеет черты, присущих хищникам, что странно, если бы на протяжении миллионов лет предки людей были бы потребителями преимущественно мяса, причем, именно - мяса сырого.
11.5. Так получается, что время научения зажигать огонь является «решающим экспериментом», так как в моей гипотезе - выход гоминин в саванны просто не возможен без перехода к хищничеству, но тогда - само питание мясом, как основным продутом жизнедеятельности гоминин, определённо, связано хотя бы с умением постоянно поддерживать огонь в стоянках.
11.6. Поэтому можно согласиться с тем, что в стоянках гоминин костры могли гореть на протяжении тысячелетий, и лишь потом - ради экспансии территорий - предки людей научились переносить огонь из одной стоянки в другую. В этом случае - освоение новых территорий шло очень медленными темпами до тех пор, пока не появился навык зажигания огня. При этом люди снова теряют пальму первенства - теперь уже в освоении огня, так как освоение саванн, скорей всего, произошло еще на стадии наземных гоминин.
11.7. Любая альтернативная версия означает ускоренное развитие из наземных человекообразных обезьян после освоения навыка зажигания огня некоего вида гоминин в пределах 1 миллиона лет назад, так чтобы в этот период уложилось формирование общего предка для кроманьонцев и неандертальцев. Ведь существование неандертальцев на холодных территориях рядом с ледниками в Европе и Азии нельзя представить без умения зажигать огонь.
11.8. Собственно, первая версия долгого развития гоминин в первобытных людей имеет большее подкрепление, поэтому во второй части статьи будут рассмотрены особенности и отличия в потреблении обезьян, гоминин и первобытных людей.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ статьи носит тезисный характер, так что многим она напомнить школьный учебник. Утверждения здесь имеют минимальные обоснованиям, поэтому я написал ВТОРУЮ ЧАСТЬ с более расширенными рассуждениями.
Данная статья История возникновения экономики написана для подкрепления положений основной статьи ЭКОНОМИКА, которую содержит мой Словарь понятий неокономики, который создан для рубрик - НЕОКОНОМИКА и НЕОАНТРОПОЛОГИЯ.