коммуна общество
03.03.2020. Слово КОММУНА в русском языке есть банальное созвучие слову COMMUNE французского языка, которым во Франции обозначали общины, в Средневековье объединявшие в одну систему разделения труда состав нескольких семей, живущих в границах некой территории (См. природно-хозяйственный комплекс). Статью КОММУНА в Википедии читатель найдет ниже нескольких вставок, раскрывающих разницу между понятиями КОММУНА и ОБЩИНА.
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА | коммуна община сообщество эгалитаризм социальная группа иерархический инстинкт общество ПЛЕМЯ РОД СЕМЬЯ ВОЖДЕСТВО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ иерархия |
1.2. Социальное неравество всегда интересовало философов, которые считали, что в прошлом был некий рай, который разрушило падение нравов. Утопии были популяным литературным жанром, и когда появились французские коммуны, то их пытались отождествить с эгалитарными сообществами людей из мифа о золотом веке, который господствовал в умах просвещенных людей Европы, которые не особо верили библейскому варианту. Понятие КОММУНА как образ будущего общества с полной свободой и равенством членов стал прообразом коммунизма. Ведь философы всё больше приходили к пониманию, что экономическое неравенство проистекает из неравенства социального, а вершиной ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА стал марксизме, как учение о революционном способе перехода человечества в конечную формацию, которая сама рисовалась как единая мировая коммуна. Так утописты, последним из которых был Карл Маркс, возвели понятие коммуны до уровня модели общества в прекрасном будущем, потому и образ жизни в марксовом будущем получил название коммунизм, так как французское COMMUNE происходило от латинского communis, означающее - «общий».
ОБЩИНА КОММУНА
2.1. Русская крестьянская община, ставшая для Маркса прообразом его понятия ОБЩИНА в марксизме, восходит к тому историческому периоду развития РОДА, когда выяснилось, что эффективность земледелия намного повышается, если люди, обрабатывающие участок земли, живут непосредственно на этом участке, так как экономится время на их перемещение из единой СТОЯНКИ РОДА. Достаточно высокий уровень жизни в СТОЯНКЕ обеспечивала среднестатистическая численность в пределах от 100 до 230 (число Дамбара) членов, для которой ограничением сверху служило богатство ресурсами территориального природно-хозяйственного комплекса. Жить отдельно более малочисленным составом стало возможно лишь после освоения технологий, позволяющей такой малочисленной группе как СЕМЬЯ проживать с сохранением прежнего уровня потребления относительно автономно от общеродовой системы разделения труда, которая была в РОДОВОЙ СТОЯНКЕ. Так как группа людей, занятых обработкой участка, должна была воспроизводиться, то ей могла быть только СЕМЬЯ, которая по определению является мини-РОДОМ. Поэтому СЕМЬЯ состоит из одного мужчины (главы СЕМЬИ, как высокорангового самца в мужской иерархии ПЛЕМЕНИ, благодаря своему высокому статусу получившего привилегию свою КЛИЕНТЕЛУ превратить в мини-РОД, который мы и считаем СЕМЬЕЙ), его жен, и их детей в нескольких поколениях. Если участок, благоприятный для земледелия, был больше, чем его могли обработать члены одной СЕМЬИ,, то туда же могли выселяться из РОДА и другие СЕМЬИ. Как я уже сказал, если уже были технологии, позволявшие автономное существование составом малой группы, то обработчики одного участка вместо одной общей стоянки создавали поселение из отдельные жилищ СЕМЕЙ. Уже потом участок мог осваиваться-расширяться за счет почкования местных СЕМЕЙ. (Можно предположить, что в начальный период - старшие сыновья в составе патриархальной СЕМЬИ отца-основателя могли иметь лишь собственные КЛИЕНТЕЛЫ из кооптированных жен, но не могли выделить их на собственный участок, пока численность КЛИЕНТЕЛЫ-пред-СЕМЬИ не достигала значения, достаточного для самостоятельного существования.) То обстоятельство, что ОБЩИНА возникала в одном месте происходило ради большей безопасности, ведь экономически домохозяйство каждой СЕМЬИ уже было самостоятельным. (Название ДЕРЕВНЯ в русском языке для обозначения поселения из нескольких жилищ СЕМЕЙ, ведущих относительно самостоятельное хозяйство, произошло от слова «дерево», как основного материала, из которого строились жилища СЕМЕЙ славян и других коренных народностей на покрытой лесом Восточноевропейской равнине.) |
Возникновение коммун
3.1. Скорей всего, появление коммун было реакцией на экономический кризис, связанный с похолоданием в Европе, начавшимся еще в конце Западной Римской империи, приведший к Реформации. С появлением феодализма в Западной Европе патриархальная семья изменяется в сторону уменьшения численности, но малый ледниковый период приводит к падению урожайности и, вообще, система разделения труда малой группы, какой стали среднестатистические семьи Средневековья, не позволяла производит прежний ассортимент и объем продуктов потребления, поэтому западноевропейцы того времени откатились к предшествующим формам организации хозяйства. Однако создание большей системы разделения труда не было восстановлением патриархальной семьи (видимо, традиционные семьи так же подросли в численности), просто равноправие в труде и особенной - справедливость в распределении - обеспечивало наибольшую эффективность любого совместного - и общего труда, и труда домашнего, в результате чего малочисленные семьи вернулись к проживанию под одной крышей, что было откатом к хозяйственному устройству давно исчезнувшего РОДА. Подтверждение этой версии мы найдем в старом словаре, который подсказывает нам не только историю возникновения коммун, но их эволюцию в форму территориальной единицы в некоторых странах Западной Европы.
3.2. КОММУНА (франц. commune - от лат. communis - общий), 1) в средневековой Зап. Европе городская коммуна - община, добивавшаяся от феодалов прав самоуправления. 2) В ряде современных зарубежных государств - название низовой административно-территориальной единицы. |
Коммуна в марксизме
4.1. Карл Маркс смотрел на коммуну как на форму организации жизни равноправных предлюдей в мифическом золотом племени, так как Марксу для обоснования существования коммунизма в финальной формации всеобщего благоденствия, нужно было обосновать реальность в начале истории людей того образа жизни, который сегодня называют термином КОММУНАЛИЗМ. Способ организации - жизнь коммуной - Маркс приписывал так называемой РОДОВОЙ ОБЩИНЕ, а образ жизни в российской деревенской общине он приписал так называемой СОСЕДСКОЙ ОБЩИНЕ, в которую у него «разлагалась» ОБЩИНА РОДОВАЯ.
КОММУНА4.2. КОММУНА, [ому], комму́ны, жен. [фр. commune].
Коммуна в Толковом словаре Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. |
4.3. Статья КОММУНА в Википедии всего лишь слабо переработанный перевод статьи Commune с англоязычного сайта WikipediA, отчего акцент смещен в сторону понятия ИДЕЙНАЯ КОММУНА. Действительно при современном довольно высоком уровне жизни - решение человека перейти к совместной жизни, сопровождаемому обобществлением имущества и выравниванием ассортимента и объема потребления может иметь мотив лишь в приверженности к определенным коммуналистическим идеям.
У этого термина существуют и другие значения, см. Коммуна. Читатель может перейти к источнику в статью КОММУНА в Википедии, кликнув на кнопку заголовка.
5.1. Комму́на (от фр. commune «община»[1]) — это идейная община совместно живущих людей, имеющих общие интересы, собственность, ресурсы и, в наиболее радикальных коммунах, общую работу и доход; вообще коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда. |
5.2. В дополнение к коммунальной экономике, для многих современных коммун становятся важными такие принципы, как принятие решений по согласию, не иерархическая (эгалитарная) структура и экологичный образ жизни. 5.3. Эндрю Якобс (Andrew Jacobs) в газете «Нью-Йорк Таймс» написал, что, вопреки распространённым ошибочным представлениям, «большинство коммун 1990-х годов — не пристанища "свободной любви" для "детей цветов" (хиппи), а вполне упорядоченные и финансово состоятельные кооперативы, где установлены прагматические (а не психоделические) правила»[2]. 5.4. Ныне существует много идейных общин во всём мире; список некоторых из них можно найти на сайте международного общественного «Движения за идейные общины» (ДЗИО)[3]. Для классификации идейных общин в международном каталоге на сайте ДЗИО используется упрощённое определении коммуны как сообщества людей, в котором доходы и ресурсы (имущество, собственность, средства к существованию, средства производства) обобществлены полностью или почти полностью[4]: 5.5. Термин «коммуна» часто используется, особенно в прессе, для обозначения всех типов идейных общин или кооперативных обществ. Мы используем слово «коммуна» только по отношению к сообществам, в которых доходы и ресурсы обобществляются полностью или почти полностью. Такие коммунитарные группы отличаются большим разнообразием: от малых до больших, от городских до сельских, от христианских монастырей до секулярных коллективов анархистов. Они находятся в США и по всему миру. Большинство из них не похожи на стереотипное представление как «коммуна хиппи», но некоторые из коммун хиппи, основанных в шестидесятые годы, существуют по сей день. |
Содержание 1 Классификация коммун 2 Основные принципы коммун 3 Коммуны в мире 3.1 Коммуны в Венесуэле 3.2 Коммуны в Германии 3.3 Коммуны в Израиле 3.4 Коммуна в России | 3.5 Коммуна в Казахстане 3.6 Коммуна в США 4 Известные примеры коммун См. также 6 Литература 7 Примечания переводчика 8 Пояснения 9 Примечания 10 Ссылки |
Классификация коммун6.1. Бенджамином Заблоки была предложена следующую категоризация коммун [5]:
6.2. Конечно, многие коммуны могут относиться более чем к одной из этих категорий. 6.3. Некоторые коммуны, такие как ашрамы «Общества веданты» или теософская коммуна «Ломаленд» en, образовались вокруг духовных лидеров, в то время как другие коммуны созданы на основе различных политических идеологий. Основные принципы коммун7.1. Главные черты общественных коммун, и само определение этого понятия, с годами претерпели изменения. До 1840 года коммуны были известны как «поселения коммунистов и социалистов»; с 1860 г. такие поселения стали называться «коммунитарными», а примерно с 1920 г. термин «идейная община» или «целенаправленное сообщество» (англ. intentional community) вошёл в употребление [6].
7.3. Двадцать пять лет спустя Билл Меткальф (Dr. Bill Metcalf) в книге «Shared Visions, Shared Lives» дал определение коммуне как организации, имеющей следующие основные принципы:
7.4. С совместной повседневной жизнью и хозяйством, коммуна является идеализированной формой семьи, будучи новой разновидностью «первичной группы» (обычно менее 20 человек). Члены коммуны чувствуют большую душевную близость ко всей группе (коммуне), чем к любой подгруппе [8]. Коммуны в мире8.1. Используя упрощённое определение коммуны как сообщества людей с полным (или почти полным) обобществлением доходов и ресурсов, ДЗИО насчитывает в своей базе данных 289 коммун (во всём мире по состоянию на 25 июня 2017 г.)[4]. Некоторые из них являются религиозными организациями, такими как аббатства и монастыри, остальные созданы на базе других идей и общественных движений — например, антропософского движения «Камфилл» en. Коммуны в Венесуэле9.1. В 2010 году власти Венесуэлы инициировали создание около 200 «социалистических коммун», которые должны быть автономными и независимыми от правительства. К настоящему времени, на создание таких коммун было потрачено 23 млн. долларов США. Каждая коммуна имеет свой «продуктивный сад» для того, чтобы выращивать свои овощи и быть самообеспеченной. Так же венесуэльские коммуны самостоятельны в принятии своих административных решений, использовании финансовых средств и имущества.[9] Коммуны в Германии10.1. Большое количество идейных общин в Германии идентифицируют себя как коммуны; так же там существует сеть политических коммун ru en, которая называется «Kommuja»[10], в которой состояло около 30 групп в мае 2009 г. В Германии существует уже давняя традиция создания идейных общин, которая восходит к движению «Реформа жизни» XIX века. Позднее, уже после Первой мировой войны, в Веймарской республике было основано около 100 идейных общин; во многих из них была коммунальная экономика. Возрождение сообществ, называющих себя коммунами, началось в 1960-х годах с «Коммуны 1» ru (de) в Берлине, за которой последовала «Коммуна 2» (также в Берлине) и «Коммуна 3» в Вольфсбурге. 10.2. Элизабет Вос (Elisabeth Voß) в книге о германских коммунах «Das KommuneBuch» даёт определение коммуны как сообщества, в котором[11]:
Коммуны в Израиле |
11.1. Израильские кибуцы — пример официально организованных коммун. Сегодня в Израиле существуют десятки городских коммун, которые часто называют «урбанокибуцами» или «городскими кибуцами» (ивр. קיבוץ עירוני, англ. urban kibbutz). Городские кибуцы [обычно] меньше по численности и более анархические, [чем сельские].[12] Большинство городских коммун в Израиле уделяют особое внимание изменениям в обществе, образованию и участию в жизни города, в котором они находятся. | Обед в городской коммуне «Федерации работающей и учащейся молодёжи»ruen, Израиль |
11.2. Некоторые из городских коммун созданы выходцами из сионистско-социалистических молодёжных общественных движений, таких как «Федерация работающей и учащейся молодёжи» ru he, «Хамаханот Хаолим» и «Ха-шомер ха-цаир»[13]. Коммуна в России12.1. В царской России большинство крестьян были членами сельских общин («мир», «круг»), в которых многие вопросы решались сообща[14][15]. 12.2. Другим примером коммунальной жизни были монастыри, особенно общежительные. На традициях «мира» были основаны и такие формы совместной работы и жизни, как толока, помочи, артель. 12.3. В первые годы Советской власти были созданы множество сельских и городских трудовых коммун (например, артель героя гражданской войны Г. Котовского.) 12.4. Среди наиболее известных коммун советского периода можно назвать:
12.5. В Советской России создание коммун и коммунальных квартир, за редким исключением, носило добровольно-принудительный характер (a), однако сам идейный лидер коммунального движения В. И. Ленин ни за границей, ни в России не стремился жить в подобного рода общежитиях (b). Коммуны в Казахстане13.1. В современном Казахстане в г. Алматы существует ряд коммун экологического, зоозащитного и анархо-коммунистического толка. Коммуны в США14.1. В США коммуны часто связывают с движением хиппи «Обратно к земле», действовавшим в 1960-е — 70-е годы. Эндрю Джейкобс (Andrew Jacobs) в газете «The New York Times» написал о том, что «после десятилетий сокращения, с середины 1990-х гг. американское коммунитарное движение снова пошло в рост, благодаря развитию поселений, стремящихся соединить утопическую коммуну шестидесятых и склонность американцев к приватности и накоплению капитала»[18]. Известные примеры коммун15.1. Амана Колониз — группа поселений радикальных немецких пиетистов в штате Айова, существовавшая с 1855 по 1932 год. 15.2. Община «Братство Духа» (или «Возрождение») (англ. Brotherhood of the Spirit/Renaissance Community), созданная Майклом Метелицей (Michael Metelica) в 1968 и существовавшая до 1988 года, была крупнейшей коммуной на северо-востоке США. 15.3. «Брук Фарм» — утопическая коммуна, существовала с 1841 по 1847 г. в штате Массачусетс. Писатель Н. Готорн, бывший одним из основателей этой коммуны, описал свой опыт в рассказе «Романс Близдейла»[прим. перев. 1], вышедшем в 1852 году. 15.4. «Ганас» — идейная община на острове Статен-Айленд в Нью-Йорке, существующая с 1979 г. по сей день. 15.5. Латинские поселения — колония, созданная свободомыслящими эмигрантами из Германии в 1840-х годах, в основном в сельской местности на юге Техаса. 15.6. «Люди Иисуса» (США) [прим. перев. 2] — городская коммуна в Чикаго, основанная в 1972 г., и до настоящего времени сохраняющая традиции хиппи 1960-х годов. Возможно, самая большая из городских коммун США. 15.7. Анархистская коммуна «Модерн Таймс» (англ. Modern Times)[19] была создана в 1851 году в Лонг Айленде. Ныне это село Брентвуд округа Саффолк штата Нью-Йорк. 15.8. «Общество гармонии» — сообщество эзотерических христиан и пиетистов. Было основано И. Г Раппомв городке Хармони штата Пенсильвания в 1804 году. Существовало (меняя места) примерно до 1905 г., когда оно было расформировано в городке Эмбридж того же штата. Было одной из самых долгоживущих и финансово состоятельных коммун в американской истории. 15.9. Онайда — религиозная коммуна (одно из направлений хилиазма, в котором Второе Пришествие Христа уже произошло в 70 г. н. э.), существовавшая с 1848 по 1881 г. в округе Онейда штата Нью-Йорк. Известна своей мануфактурой, выпускавшей изделия из серебра. Также была одной из самых долгоживущих американских коммун. 15.10. Колония Сесилия (итал. Colonia Cecilia, порт. Colônia Cecília, фр. Colônia Cecília)[прим. перев. 3] — община анархистов, созданная на юге Бразилии в 1890 году эмигрантами из Италии. 15.11. Экодеревня и идейная община Твин Оукс — коммуна, основанная в 1967 году, и существующая в настоящее время. 15.12. «Фруктовые земли» — коммуна, основанная в 1843 г. Эймосом Олкоттом в Гарварде (штат Массачусетс). Жизнь этой коммуны трансценденталистов была описана его дочерью Луизой в её произведении «Transcendental Wild Oats»(«Трансцендентальные ошибки молодости»[прим. перев. 1]). 15.13. Анархистская коммуна «Хоум Колони» была создана в 1895 г. на полуострове Кей (на берегу залива Пьюджет-Саунд напротив города Такома (штат Вашингтон)), и просуществовала до 1919 г. 15.14. Монте Верита — анархическая коммуна в Швейцарии, существовавшая в начале XX века. Её посетили многие известные люди того времени. |
См. также Анархическая Каталония Анархо-коммунизм Большой скачок Гуттериты Общины шейкеров Движение за идейные общины Дроп Сити Идейная община Кибуц «Колония равенства» (основана в 1897 г. в штате Вашингтон) «Коммуна» — документальный фильм про идейную общину в Калифорнии (США, 2005) Коммунизм Копатели и мечтатели | Марксизм Народная коммуна (кит. 人民公社, англ. People's commune) — административные единицы, существовавшие в Китае с 1958 г. до начала 1980-х гг. Парижская коммуна Поселения Всемирного братства — идейные общины, созданные на базе учения йогина Парамахансы Йогананды Сельское общество (Российская империя) Система создания колодцев и полей (кит. 井田制, англ. Well-field system) — китайская система распределения и использования земли, при которой общественные земли управляются деревней. Список идейных общин Формы правления, политические режимы и системы Хиппи Художественная коммуна Эгалитарные сообщества. «Эжидо» — форма распределения и совместного использования земли, применяемая в Мексике. Свободный город Христиания |
Литература Curl, John. Memories of Drop City, The First Hippie Commune of the 1960s and the Summer of Love, a memoir. — iUniverse, 2007. — ISBN 0-595-42343-4. Архивная копия от 13 апреля 2009 на Wayback Machine Curl, John. For All The People: Uncovering the Hidden History of Cooperation, Cooperative Movements, and Communalism in America. — PM Press, 2009. — ISBN 978-1-60486-072-6. Fitzgerald, George R. Communes Their Goals, Hopes, Problems. — New York: Paulist Press, 1971. Hollenbach, Margaret. Lost and Found: My Life in a Group Marriage Commune. — University of New Mexico Press, 2004. — ISBN 0-8263-3463-6. Horrox, James. A Living Revolution: Anarchism in the Kibbutz Movement. — Oakland: AK Press, 2009. Metcalf, Bill; Metcalf, William James. Shared visions, shared lives: communal living around the globe. — Scotland: Findhorn Press, 1996. — ISBN 1899171010. Kanter, Rosabeth Moss. Commitment and community: communes and utopias in sociological perspective. — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1972. — ISBN 0-674-14575-5. | Kanter, Rosabeth Moss. Communes: creating and managing the collective life. — New York: Harper & Row, 1973. — ISBN 0-06-043476-7. Lauber, John. Hawthorne’s Shaker Tales [Electronic version] (англ.) // Nineteenth-Century Fiction. — 1963. — Vol. 18. — P. 82-86. Meunier, Rachel. Communal Living in the Late 60s and Early 70s (англ.). Human Issues Project. «The Farm» (Summertown, Tennessee, USA) (17 December 1994). Дата обращения 10 сентября 2011. Архивировано 13 мая 2012 года. Miller, Timothy. Assault on Eden: A Memoir of Communal Life in the Early '70s (англ.) // Utopian Studies. — 1997. — Vol. 8. Roberts, Ron E. The new communes: coming together in America. — Prentice-Hall, 1971. — 144 p. Stockwell, Foster. Encyclopedia of American Communes. — Chicago, 1998. Veysey, Laurence R. The Communal Experience: Anarchist and Mystical Communities in Twentieth Century America. — 1978. Voß, Elisabeth. Was ist eine Kommune? // Das KommuneBuch / Kollektiv KommuneBuch. — Göttingen: Verlag Die Werkstatt, 1996. — P. 17-26. — ISBN 3-89533-162-7. Wild, Paul H. Teaching Utopia [Electronic version] (англ.) // The English Journal. — 1966. — Vol. 55, no. 3. — P. 335-337, 339. Zablocki, Benjamin. The Joyful Community: An Account of the Bruderhof: A Communal Movement Now in Its Third Generation. — Chicago: University of Chicago Press, 1971. — ISBN 0-226-97749-8. (В 1980 г. «Каталог всей Земли» назвал эту книгу «лучшей и самой полезной книгой о коммунах из когда-либо написанных»). Zablocki, Benjamin. Alienation and Charisma: A Study of Contemporary American Communes. — The Free Press, 1980. — ISBN 0-02-935780-2. |
Примечания переводчика Неофициальный прямой перевод названия литературного произведения. Об официальном издании данного произведения на русском языке неизвестно. Другой возможный перевод названия этой религиозной организации — «Народ Иисуса — США», потому что англ. people имеет значения и «народ», и «люди», в зависимости от контекста. Об официальном переводе на русский данного наименования организации неизвестно. Видимо, требуется совместный перевод статей Википедии про «Колонию Сесилию» с итальянского, португальского и французского языков на русский, так как на каждом из этих языков соотв. энц. статьи короткие. Пояснения «В ленинской формулировке, утверждённой Петроградским советом в качестве постановления, был зафиксирован довольно симптоматичный, пожалуй, решающий для последующей политики Советской власти в сфере жилья момент — принципиальная невозможность для каждого человека иметь отдельную комнату. Именно с воплощения в жизнь этого положения начался этап коммуналок»[16]. «Владимир Ильич объяснил мне тотчас по приезде, что прочие искровцы будут жить коммуной, он же совершенно неспособен жить в коммуне, не любит быть постоянно на людях. Предвидя, что приезжающие из России и из-за границы товарищи будут по российской привычке, не считаясь с его временем, надоедать ему, он просил по возможности ограждать его от слишком частых посещений»[17]. Примечания |
4. Commune Directory - List of Communes (англ.). FIC Online Communities Directory. Fellowship for Intentional Community (18 August 2011). — Communities which indicated they are 100% income sharing. — «We use commune only when referring to communities that share their income and resources completely, or nearly so». Дата обращения 18 августа 2011. Архивировано 23 июля 2012 года. 5. Zablocki, 1971. 6. Stockwell, 1998. 7. Roberts, 1971. 8. Metcalf, 1996. 9. Tamara Pearson. 184 Communes Currently in Formation in Venezuela. venezuelanalysis.com. Дата обращения 28 сентября 2010. Архивировано 23 июля 2012 года. | 10. Kommuja-Netzwerk (нем.). kommuja.de. Дата обращения 6 сентября 2011. Архивировано 23 июля 2012 года. 11. Voß, 1996, pp. 17-26. 12. Horrox, James. A Living Revolution: Anarchism in the Kibbutz Movement. — pp. 87-109. 13. Horrox, James. Rebuilding Israel’s Utopia. // Zeek: A Jewish Journal of Thought and Culture. — 2007. — October. 14. Энгельгардт, Александр. Письма из деревни. — М., 1987. 15. Морозов, Юрий. гл. 13 // Пути России. — М., 1992. — Т. 2. 16. Черных А. И. Жилищный передел. Политика 20-х годов в сфере жилья (рус.) // Социальная политика. — 1995. — С. 71-77. 17. Алексеев Н. А. Воспоминания о В. И. Ленине (рус.). — М.: Госполитиздат, 1956. 18. Jacobs, Andrew. Extreme Makeover, Commune Edition (англ.), The New York Times, The New York Times Company (11 June 2006), С. 1. Дата обращения 9 сентября 2011. «after decades of contraction, the American commune movement has been expanding since the mid-1990s, spurred by the growth of settlements that seek to marry the utopian-minded commune of the 1960s with the American predilection for privacy and capital appreciation». 19. en:List of anarchist communities |
Ссылки
Билл Меткаф. Самоподдерживающиеся общины
Е. Синицына. В поисках Утопии: эксперименты по созданию идейных сообществ в США
Категории: Образ жизни / Коммуны (сообщества)