26.11.2022. Новая российская экономическая теория использует те же термины, включая и признаки науки, которые используют марксизм и экономикс, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любой критерий науки является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях критерии научности знания поднимают свой ряд ассоциаций, что я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста признаки понятия наука с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самые современные критерии научности. Я должен сохранять ортодоксальные основные признаки науки не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что основные признаки понятия наука, оставаясь допущением, благодаря уже своему употреблению попадают в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. В экономикс теория признака науки использовалась для обоснования теории предельной полезности, то НЕОКОНОМИКА (как называется новая экономическая теория) считает теорию принятия решений исключительно психологической, что и заставляет меня произвести критику текста проблема демаркации науки в Википедии.
-- ТЕРМИН ----------- признаки науки |
неоклассическая экономическая теория (economics) vs политическая экономия | |
теория познания |
Задачи научного знания |
1.1. По логике демаркация науки от ненауки - есть проблема внешняя по отношению самой науки, и она представляется несколько шире вопроса о критерии научного знания, который уже проблема самих ученых, но, по-сути, это одна и та же проблема отделения науки от остальных видов знания, поэтому я решил объединить эти темы в одной статье. Еще надо добавить, что критерии научного знания часто называют термином признаки научного знания, так как по смыслу - оба термина означают некие требования к знаниям, которые в случае соответствия этим требованиям и считаются научными. Понятно, что проблема научной демаркации (демаркация означает - разграничение), возникла вместе с появлением самой НАУКА, которая есть лишь краткое обозначение знаний прошедших критерий научности. То есть, был массив знаний, из которого в некий момент истории понадобилось выделить некую часть - научную, но прежде, чем выяснять - почему наука была противопоставлена всем остальным знаниям и информации, следует ответить на вопросы - (1) что такое знание? - (2) что такое научное знание? Рассмотрим определение понятия знания из статьи НАУКА из русскоязычной Википедии:
Зна́ние — это осведомленность или понимание кого и чего угодно, которое можно логически или фактически обосновать и эмпирически или практически проверить. Согласно распространённой трактовке современной эпистемологии, знание — это [представление о] реальное положение дел, убеждение человека, обоснованное фактами и рациональными аргументами. Говоря о знании, чаще всего подразумевают отражение действительности в сознании человека. |
1.2. У конкретного человека его представление о явление представляет собой единственную версию соотношения условий со сценарием явления и его последствиями. Однако лишь малая часть знаний - это личный опыт самого человека, а большая часть - знания, добытые другими людьми, который человек усваивает с детства и принимает как свой собственный опыт. И понятно, что максимальное приближение к ИСТИНЕ есть основной признак научного знания, так как научное знание люди используют как инструкцию в своей деятельности.
Инстру́кция (лат. instructio — наставление)[1]:
|
1.3. Еще мыслители древности пришли к пониманию, что первое требование к науке сводится к соответствию выводов науки (т.е. инструкций) реальному сценарию явления, которое получило название - критерий истины, которое применялось ко всем знаниям, но по причине особой важности науки - в трактовке «критерий науки» - использовался для отделения научных знаний от всех остальных, которые обозначались как «ненаучные».
Определение науки из статьи НАУКА из русскоязычной Википедии:
|
1.4. Хочу обратить внимание читателя на то обстоятельство, что даже современное определение науки не позволяет четко отделить науку от знания, так как понятие знание является для нее родовым. В последнее время распространенным стало слово информация, значение которого так же является более широким, чем наука.
|
1.5. Так как понятия - информация и знания - являются родовыми для науки, то четкого отделения науки от них через определение сделать нельзя, поэтому демаркацию науки - надо понимать не как поиск отличий от знаний и информации, а лишь как способ отграничение науки от особого вида знаний - лженауки, псевдонауки и ненауки, целью которых является не приближение к истине, а стремление по своим целям - занять место создателя инструкций для поведения людей, маскируясь под науку. И принцип историзма, который исповедует экономическая антропология, заставляет искать ответ на вопрос - когда появилась проблема демаркации?
Демаркация знания |
2.1. Потребность в знаниях у людей предопределена тем, что они сами есть продукт эволюции жизни на плане Земля. Ведь ради выживания в Природе все живые организмы вынуждены сохранять знания о причинно-следственных связях и сценариях последующих событий, которые с большой вероятностью произойдут при стечении неких определенных условий в среде обитания. Поэтому уже самые примитивные организмы имеют органы памяти, которые нужны для записи в них индивидуального ОПЫТА организма, который есть обработка произошедшего события нервной системой с целью определения наиболее удачного варианта поведения для избегания плохих последствий, который будет записан в память как некий образец для поведения в будущем. Если событие является статистические частым, а значит - опыт выживания при встречи с ним имеют многие члены некой популяции, и это происходит из поколения в поколения, то этот опыт - как лучший порядок действий для того, чтобы избежать опасных последствий, может быть записан в самом организме представителя популяции в виде безусловного рефлекса. Ценность рефлекса - в скорости исполнения рефлексивного сценария действий, так как органы организма начинают выполнять инструкцию рефлекса самостоятельное и сразу, без задержки со стороны центрального нервного органа. Сигналом для реализации инструкции рефлексивных действия может служить даже малейший признак складывания в окружающей среде условий для опасного явления. Рефлексы появились на самых ранних этапах эволюции у простейших организмов как записи в молекулярных цепочках генома, но геном оказался достаточно емкой памятью, который Природа стала использовать как хранилище и более сложного поведения, характерного для представителей популяции и вида, который называют термином - инстинкты.
2.2. У людей есть - и рефлексы, и инстинкты, но геном еще на стадии приматов уже перестал служить памятью для сохранения опыта, потому у приматов опыт старших поколений передается младшим только через обучение. Если высших приматов - в плане отсутствия возможности сохранять память предыдущих поколений - спасает их природная сообразительность, достаточная для их довольно однотипного образа жизни, то у людей - сохранение знаний превратилось в проблему, критичную для самого выживания вида Homo. Ради обучения и социализации у детенышей высших приматов появилось долгое детство, которое у вида Homo sapiens занимает добрую четверть жизни. И обучением подрастающего поколения занимаются не только мать и отец, а, можно сказать, всё члены общества, когда-то участвовавшие в создании той культурной среды, в которой из ребенка формируется новый член общества.
2.3. И поэтому подход ортодоксальной науки к людям (человечеству) как множеству индивидов совершенно неверен, так как в Природе нет людей живущих поодиночке, так как все виды из рода Homo существовали в СТАЯХ, а в отношении вида Homo sapiens известно, что СТАИ ЛЮДЕЙ могли иметь всего несколько устойчивых форм.
Почему наука обслуживает интересы элиты? |
3.1. И сегодня человечество живет в составе СТАЙ, последняя форма которой называется термином «государство», которые все с точки зрения экономической антропологии представляет собой самодостаточный замкнутый воспроизводственный контур.
3.2. Я считаю, для всех известных исторических форм СТАЙ ЛЮДЕЙ - лучше всего подходит название - единица человечества, так как оно подчеркивает дробность всего человечества на эти группы, самостоятельно обеспечивающие жизнь своих членов продуктами, производимыми в автономной системе разделения труда и распределяемые через систему распределения и перераспределения.
3.3. Так как люди сформировались в стаях австралопитеков, где уже были ВОЖАКИ, то в СТАЯХ ЛЮДЕЙ эти ВОЖАКИ сохранились, только мы их называем словом ВОЖДЬ, которые, по своей сути, были первой выделенной специализацией для управления всей жизнью стаи людей. Кроме того, ВОЖДЬ был единственным потребителем в СТАЕ ЛЮДЕЙ, так как только он имел право распоряжаться всем имуществом, а остальные члены пользовались общими предметами только с позволения ВОЖАКА-ВОЖДЯ. С ростом средней численности состава стай ВОЖАК-ВОЖДЬ обзаводится помощниками, которым ВОЖАК-ВОЖДЬ поручает управление отдельными сферами хозяйства, и через руки которых происходит распределение общего совокупного продукта. Вместе с помощниками ВОЖДЬ был элитой первобытного общества, но в плоскости поиска критерия научного знания мы смотрим на них, как на носителей знаний об управлении обществом и организации хозяйственной деятельности. Потом появляется специализация ШАМАНА, который был носителем представлений о мироустройстве, которого надо так же считать членом элиты первобытного общества.
3.4. Мой экскурс в период возникновения общества имеет цель - показать читателю на то обстоятельство, что общество возникает у людей вместе с выделением неких людей как ЭЛИТЫ, и если элита исчезает - то и общество распадается, что происходило в далекой древности, когда после смерти ВОЖДЯ, не подготовившего себе сменщика со знаниями о хозяйстве, СТАЯ должна была вымереть, если она в скором времени не встречала другую СТАЮ с живым ВОЖДЕМ, в смысле - знающего как надо производить продукты для жизни в нужном ассортименте, куда она и вливалась.
3.5. Эта история возникновения единиц человечества позволяет нам понять, почему способом сохранения обобщенного опыта предыдущих поколений была культура, а практические знания передавались от старшего поколения к младшему через обучение, так как в этот период только сын наследовал место отца, а дочь - место матери в системе разделения труда СТАИ ЛЮДЕЙ, ведь, находясь с детства рядом с родителем, только прямой потомок мог усвоить как личный опыт родителя, так и его трудовые навыки как исполнителя в определенном звене племенной системы разделения труда. Но такой способ передачи знаний по-наследству противоречил принципу соответствия физических данных человека роду его деятельности, который и позволяет получать наибольший эффект от разделения труда. (Скорей всего, именно из такого древнего порядка наследования профессии в некоторых обществах и возникала кастовость. Там, где скорость размножения людей, например в Индии, была большой, характерный для племен способ передачи профессиональных знаний от отца к сыну мог законсервироваться.) Но, социальная и биологическая эволюции людей шли не в сторону узкой специализации тел и знаний каждого, а как раз в сторону максимальной универсальности тела как манипулятора орудиями всевозможной формы, и ума человека - для выполнения любого вида деятельности, и потому люди избежали структуры сообществ в виде муравейников. Однако от появления долгие тысячелетия развитие человечества шло медленными темпами в стаях, и только после выхода кроманьонцев из Африки - порядка сотни тысяч лет назад - темпы социальной эволюции единиц человечества резко ускорятся. И причиной был взрывной рост численности в тех природных оазисах Евразии, куда дошли уже не кроманьонцы, а их метисы с европейскими и азиатскими неандертальцами. Здесь в поймах великих рек благоприятные для жизни условия позволили поддерживать в СТОЯНКАХ единиц человечества (теперь по названию ПЛЕМЯ) на порядок большую численностью состава. А после освоения оазисов начались ВОЙНЫ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ ЗА ЗЕМЛЮ, которые завершились переходом в СОЮЗЫ ПЛЕМЕН. Но рост численности в природных оазисах, ограниченных по размерам (Древний Нил, Междуречье, юг Китая, привел к большая плотности населения, позволившей углубить степень разделения труда настолько, что появились Древние цивилизации, которые были первыми ГОСУДАРСТВАМ. И ради учета в государственном хозяйстве появилась письменность, что, наконец, решило проблему сохранения знания на внешних носителях, и, возможно, спасло единицы человечества от превращения в человейники.
3.4. Рост объема производства на одного работающего позволил освободить от выполнения бытовых обязанностей отдельных членов, которые появившиеся у них свободное время использовали для собирания, обобщения и хранения знаний. Этих людей мы называем - мыслителями или философами, которые, понятно, сами были представители ЭЛИТЫ общества, так как только их материальный достаток позволял им заниматься добыванием знания, но в силу высокой пассионарности, присущей гражданам древних обществ, стимулом выступало желание укрепить свое государство. Хотя возникновение науки - в европейском смысле понятия - мы относим к 16-17 векам, но закономерно, что первые научные знания возникают вместе с государствами.
3.5. Обычно элиту определяют больше по имущественному признаку, но в элитологии - правящий класс или властная элита определяется по наличию реальной власти и, понятно, что круг членов властной элиты в любом государстве довольно узок. А вот бюрократический аппарат управления растет постоянно и для его воспроизводства нужны кадры, имеющие достаточный уровень образованности, который может обеспечить лишь институциированная образовательная система. И потому знания не могут быть привилегией исключительно элиты, так как иерархическая пирамида элиты покоиться на образованной прослойке общества, называемой словом - интеллигенция, которая нужна для генерации идей для элиты, и которая служит резервуаром для пополнения состава бюрократического аппарата управления. Но по свое природе любые группы - даже воображаемые - люди создают как иерархии в виде пирамиды статусов, и носители знаний
по определениюсчитают себя членами хотя бы одной - дисциплинарной - из таких иерархий-пирамид, в которой статус лидера определяется критерием обладания им большим объемом и уникальностью его знаний.
3.6. Мы уже выяснили, что цель накопления знаний есть способ выживания людей в окружающей среде, а с появлением государств - знания становятся для элитной группы еще и средством сохранения власти, что подразумевает обеспечение безопасности государства (читаем правильно - жизни самой элиты как носителя государства) от захвата иными внешними стационарными бандитами так и внутреннюю безопасность элиты - от недовольства собственного народа, по причине несправедливого перераспределения общественного продукта в свою пользу. Для обеспечения первой безопасности - элитам нужны точные и естественные науки, во втором случае - общественные, как знания о каждом гражданине. И неудивительно, что именно в Европе, где сохранилось большое число малых государств (потому что здесь после падения Древнего Рима католическая церковь не позволила образоваться единой территориальной империи), у элит которых были большие проблемы с удержанием личной власти, появляется наука, даже наперекор церковной монополии на знания. Государства Европы, как выразители интересов элитных групп, озаботились выделением особо важных для них видов знания как научных, для чего в городах создаются университеты, которые изначально создавались для подготовки кадров для государственного управления, но превратились в очаги науки.
3.7. Надеюсь, я достаточно обосновал свой тезис, что самый главный критерий науки - это оценка знаний со стороны властной элиты на предмет безопасности, лояльности и полезности знаний для самой элиты. Это естественно для формы единиц человечества в виде государства, где именно элита оплачивает труд преподавателей, которые в системе рангов ученых считают обладателями высших статусов, и потому вынуждены подчиняться желанию элит. Мы уже разобрались с тем, что сама наука возникает как атрибут государства и хозяйкой науки с решающим голосом - что есть «научное», а что «ненаучное» - является элита этого государства. Основной критерий науки сводится к признанию знаний выгодными для самой элиты. Хотя критерий полезности для элиты превалирует, как я показал - во всех формах единиц человечества, начиная от СТАЙ, этот критерий науки не позволяет оценить само содержание знания, и потому не обойтись без иных критериев.
Критерии истины в науке |
4.1. Уже в самом начале я говорил, что смысл ИМЕТЬ сами знания - состоит в возможности их использовать как инструкции для безопасного поведения в реальных событиях, и все научные знания по определению должны соответствовать критерию истинности, который скорее даже не критерий науки, а сам ее смысл. Если цель науки состоит в создании инструкций, и для того, чтобы они действительно помогали людям - от самих знаний требуется быть как можно более точными, в смысле - описывать сценарий реального события в максимальной степени приближения к тому, как оно есть нас самом деле.
4.2. Долгое время считалось, что наука способна достичь уровня истины, но когда поняли, что знания есть лишь отражение реальности в мозгу, изменились и требования к науке. Ученые сами признали, что абсолютная истинность для людей недостижима, но научные знания могут и должны обладать относительной истинностью - то есть быль приближением к истине максимальным из всех возможных. И эта ЦЕЛЬ - в виде максимального приближения к ИСТИНЕ - позволяет отличать научное знание от всех остальных видов знания. Однако тут ученых ждала неприятностью, ведь у людей нет возможности напрямую сравнивать знания и истину, так как сама истина людям недоступна, поэтому пришлось искать другие признаки науки, позволяющие по их наличию формально отделять научное знание от ненаучного. Для ознакомления читателя с перечнем признаков науки, которые выработала ортодоксальная теория знания - я перепечатал сюда хорошую статью Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Критерии в системе научного знания
Критерии в системе научного знания
Статья поступила в редакцию 08.04.2016 Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Губанов Критерии в системе научного знания. Гуманитарный вестник, 2016, вып. 2. //dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2016-02-344 |
Принцип демаркации |
5.1. Я понял смысл этой статьи как ВЕРУ авторов в возможность найти-таки абсолютный критерий научности, и причиной нахождения даже сегодняшних российских философов в старой парадигме можно считать - незнание последних достижений теории познания, которые малоизвестны даже на Западе, а у российских ученых еще с времен СССР отбили интерес к философии науки. Представляется, что прежде, чем из аспиранта делать молодого ученого его надо познакомить с основополагающими положениями философии познания, хотя бы с тем основным, что людям принципиально не дано доказать никакое утверждение, а значит и - опровергнуть противоположное. Даже критерий эмпирической проверяемости теории не является критерием истинности, да и вся концепция истины - есть лишь принцип формальной логики, который Эволюцией был положен в основу мыслительной деятельности биологического вида Homo. Только в 20 веке философы науки, наконец, пришли к выводу, что само устройство мышления людей создает иллюзию о познаваемости Природы, но абсолютной ИСТИНЫ нет, ведь сама ИСТИНА лишь одно из абстрактных представлений. Но так как в основе мышления человека лежит индукция, то у людей в голове есть установка, что путем череды всё более точных представлений можно-таки достичь ИСТИНЫ.
5.2. Понятия - доказуемость и опровержимость - сами есть лишь установки человеческого мышления. Однако принципиальная недоказуемость теорий не означает непознаваемость Природы. Хотя у людей могут быть только модели явлений в виде неких ТЕОРИЙ (гипотез), их истинность (т.е. приближение к реальному явлению) надо понимать, как способность теорий объяснить - (1) все мысли предшественников и (2) способность делать эвристические предсказания. И ученый, хотя бы ради понимания проблемы, так или иначе, должен изучить мысли предшественников по данному вопросу, и его теория, хотя её называют новой, она есть лишь сдвиг по отношению мыслей предшественников.
5.3. Такую трезвость в понимании науки внес англо-венгерский ученый Имре Лакатос, предложивший считать единицей научного знания научно-исследовательскую программу, которая собой представляет пирамиду из слоев мысли в историии, вершиной которой является теория самого автора. Нижние слои - это как раз уходящие по шкале истории гипотезы всех его предшественников по предмету теории, прогрессивность которых вместе с их несостоятельностью - автор НИП может объяснить своей гипотезой.
5.4. Итак, в первой части статьи я показал, что вначале была проблема отделения научного знания от остального, которая была решена путем выработки неких формальных требований, которых назвали термином - ПРИЗНАКИ НАУКИ. Но следом возникла проблема выделения более достоверной теории уже среди научных теорий, ведь для составления инструкции, для чего собственно и нужна наука, требовалось - максимальное из возможных - соответствие теории реальному явлению, кроме того что для единственной инструкция нужна одна теория. Эта проблема получила название ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ, которая была решена в 20 веке предложением Имре Лакатоса - перейти от шального предложения теорий к единицам научного знания в виде научно-исследовательских программа, где новая теория ученого получает корни в виде всех мыслей людей по данному вопросу в предшествующей истории. По Лакатосу: НАУКА - это поле борьбы, на котором идет конкуренция между разными гипотезами, и победить может только та, которая вместе с чередой предшествующих - образуют теорию истории дисциплины по данному вопросу. Кстати статья Проблема демаркации в Википедии дает нам образец теории истории вопроса о демаркации научных теорий.
Проблема демаркации
|
Современное состояние науки |
5.1. В 21 веке проблемы демаркации коснулся Олег Вадимович Григорьев, так как того требовала методология НЕОКОНОМИКИ. К сожалению Олег Вадимович успел лишь наметить основные моменты, но и их можно считать заметным продолжением идей Лакатоса. Я предлагаю читателю лекцию Григорьева, в которой он описывает состояние науки в мире как глубокий методологический кризис, в который наука погрузилась в результате отречения от понятия ИСТИНЫ, вызванного моральной оценкой Второй мировой войны.
Олег Григорьев о состоянии науки. Лекция 1. Вводная лекция: задачи познания и неокономика, часть 1 (16.09.14) |
5.2. И так как в социальном плане структура НАУКИ создавалась по аналогии с религией, то после исключения ИСТИНЫ - выяснилось, что без критерия ИСТИНЫ наука не может даже себя хоть как-то обозначить, тем паче - отделить себя от остальных знаний. Мешает даже язык, который создавался древними людьми именно как хранитель знаний его создателей. И новые термины не спасают ситуацию, так как значение бытовых слов - это СДВИГИ - почти по-Лакатосу - представлений первобытных людей. И получается, что никаких критериев научного быть не может, а признак науки свелся к положению - научность определяет сам характер добывания знания: - если ради составления инструкции поведения людей во время явления, то это НАУЧНОЕ знание, если ради манипуляции, то ненаучное. А характер деятельности ученого стал более проверяем, так как единицей научного знания - теперь стала не отдельная теория, а целая научно-следовательская программа, что позволяет выявить подмену цели теории в виде решения конкретного вопроса на цели корыстные. По крайне мере, на сегодня для самих ученых проблема демаркации научного знания решена, но для атрибута государства, которым наука остается, основной критерий науки всё тот же - быть безопасной и полезной элитам единиц человечества.
5.3. В статье - А была ли экономическая наука? - на историях признания элитами - маржинализма на Западе и марксизма в СССР - я показываю решающую роль этого критерия для признания теории государством «научной». Не важно, сами ли элиты заблуждались, когда под собственную идеологию, которая для них и есть абсолютная ИСТИНА, они ненаучные экономические теории объявляли наукой, но так или иначе, по той причине, что экономическая наука служит основой для комплекса остальных общественных наук, сегодня все общественные науки нельзя считать научными.
Читатель может не соглашаться с моим мнением, но судя по всему, пока человечество разделено на государства и блоки, элиты будут признавать и объявлять наукой - любую ересь, лишь бы она отвечала её интересам. Кому интересно, в статьях - Маржиналистский подлог и Марксизм как научный подлог может ознакомиться с признаниями «научными» откровенно ненаучных теорий, уже имевшими место в истории.
-- ПЕРЕЙТИ ----------- признаки науки |