23.09.2022. Новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово марксизм, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение марксизма является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях понятие марксизм поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста марксизм в словаре с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение слова марксизм. Сохраняю ортодоксальное описание марксизма не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что термин марксизм, оставаясь допущением, благодаря уже своему употреблению попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. Экономическая теория Карла Маркса использовалась для обоснования теории классовой борьбы, то НЕОКОНОМИКА (как называется новая экономическая теория) считает теорию принятия решений исключительно психологической, что и заставляет меня произвести критику текста марксизм в википедии.
неоклассическая экономическая теория (economics) vs политическая экономия | |
Рукопись Маркса «Теории прибавочной стоимости» (читать на сайте в pdf или скачать) |
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Марксизм в википедии |
Политическую идеологию, обычно ассоциируемую с государствами, управляемыми коммунистическими партиями, см. в разделе марксизм–ленинизм. |
Марксизм - это крайне левый [1][2][3] метод социально-экономического анализа, который использует материалистическую интерпретацию исторического развития, более известную как исторический материализм, для понимания классовых отношений и социальных конфликтов и диалектической перспективы для рассмотрения социальных преобразований. Он берет свое начало из работ немецких философов 19-го века Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Поскольку марксизм со временем развился в различные направления и школы мысли, единой, окончательной марксистской теории не существует.[4] Некоторые марксистские школы мысли подчеркивают определенные аспекты классического марксизма, отвергая или модифицируя другие аспекты. Некоторые школы пытались объединить марксистские и немарксистские концепции, что привело к самым разным выводам.[5] Марксизм оказал глубокое влияние на мировое научное сообщество, оказав влияние на многие области, включая антропологию, [6][7] археологию, теорию искусства, криминологию, культурологию, экономику, образование,[8] этику, теорию кино, географию,[9] историографию, литературную критику, медиаисследования,[10][11] философия, политология, политическая экономия, психология, естественные науки,[12] социология, городское планирование и театр. |
Содержание 1 Обзор
2 Философские школы марксизма
3 История марксизма
4 Критика
5 Смотрите также 6 Ссылки
7 Дальнейшее чтение 8 Внешние ссылки |
Обзор |
Карл Маркс |
Марксизм стремится объяснить социальные явления в любом данном обществе путем анализа материальных условий и экономической деятельности, необходимых для удовлетворения материальных потребностей человека. Он предполагает, что форма экономической организации, или способ производства, влияет на все другие социальные явления, включая более широкие социальные отношения, политические институты, правовые системы, культурные системы, эстетику и идеологию. Эти социальные отношения и экономическая система образуют базис и надстройку. Как производительные силы (т.е.технология) совершенствуется, существующие формы организации производства устаревают и препятствуют дальнейшему прогрессу. |
Карл Маркс писал: "На определенной стадии развития материальные производительные силы общества вступают в конфликт с существующими производственными отношениями или — это просто выражает то же самое в юридических терминах — с отношениями собственности, в рамках которых они действовали до сих пор. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Затем начинается эра социальной революции"[13]. | Karl Marx Портрет Карла Маркса |
Эти недостатки проявляются в виде социальных противоречий в обществе, которые, в свою очередь, разрешаются на уровне классовой борьбы.[14] При капиталистическом способе производства эта борьба материализуется между меньшинством, владеющим средствами производства (буржуазией), и подавляющим большинством населения, производящим товары и услуги (пролетариатом). Исходя из гипотетической предпосылки, что социальные изменения происходят из-за борьбы между различными классами в обществе, которые противоречат друг другу, марксист пришел бы к выводу, что капитализм эксплуатирует и угнетает пролетариат; следовательно, капитализм неизбежно приведет к пролетарской революции. В социалистическом обществе частная собственность как средство производства была бы заменена совместной собственностью. Социалистическая экономика основывала бы производство не на получении частной прибыли, а на критериях удовлетворения человеческих потребностей, то есть на производстве для использования. Фридрих Энгельс объяснял, что "капиталистический способ присвоения, при котором продукт порабощает сначала производителя, а затем присваивающего, заменяется способом присвоения продуктов, который основан на природе современных средств производства; с одной стороны, прямое общественное присвоение, как средство для поддержание и расширение производства — с другой стороны, прямое индивидуальное присвоение как средство существования и наслаждения".[15] Марксистская экономика и ее сторонники рассматривают капитализм как экономически неустойчивый и неспособный улучшить уровень жизни населения из-за необходимости компенсировать падение нормы прибыли путем сокращения заработной платы работников и социальных льгот при проведении военной агрессии. Социалистический способ производства придет на смену капитализму как способу производства человечества через революцию рабочих. Согласно марксистской теории кризиса, социализм - это не неизбежность, а экономическая необходимость.[16] |
Этимология марксизма |
Термин "марксизм" был популяризирован Карлом Каутским, который считал себя ортодоксальным марксистом во время спора между ортодоксальными и ревизионистскими последователями Маркса.[17] Ревизионистский соперник Каутского Эдуард Бернштейн также позже перенял этот термин.[17] Энгельс не поддерживал использование марксизма для описания взглядов Маркса или его взглядов.[18]Он утверждал, что этот термин оскорбительно использовался в качестве риторического определения теми, кто пытается представить себя подлинными последователями Маркса, в то же время называя других другими терминами, такими как лассальянцы.[18] В 1882 году Энгельс утверждал, что Маркс критиковал самопровозглашенного марксиста Поля Лафарга, сказав, что если взгляды Лафарга считаются марксистскими, то "одно несомненно, и это то, что я не марксист".[18] |
Исторический материализм |
Основная статья: Исторический материализм Дополнительная информация: марксистская историография и теория истории Маркса Смотрите также: Исторический детерминизм, Историзм, Историография, История народов и Философия истории |
— Карл Маркс, Grundrisse, 1858[20] Марксизм использует материалистическую методологию, названную Марксом и Энгельсом материалистической концепцией истории, а позже более известную как исторический материализм, для анализа основных причин общественного развития и изменений с точки зрения коллективных способов, которыми люди зарабатывают на жизнь.[21] Изложение теории Маркса содержится в "Немецкой идеологии" (1845)[22], а предисловие является вкладом в "Критику политической экономии" (1859)[13]. | Открытие материалистической концепции истории, или, скорее, последовательное продолжение и распространение материализма на область социальных явлений устранило два главных недостатка более ранних исторических теорий. Во-первых, они в лучшем случае рассматривали только идеологические мотивы исторической деятельности людей, не понимая объективных законов, управляющих развитием системы общественных отношений. ... во-вторых, более ранние теории не охватывали деятельность массы населения, тогда как исторический материализм впервые позволил с научной точностью изучить социальные условия жизни масс и изменения в этих условиях. |
Все составляющие черты общества (социальные классы, политическая пирамида и предполагается, что идеологии проистекают из экономической деятельности, формируя то, что считается базой и надстройкой. Метафора базиса и надстройки описывает совокупность социальных отношений, посредством которых люди производят и воспроизводят свое социальное существование. Согласно Марксу, "общая сумма производительных сил, доступных людям, определяет состояние общества" и формирует экономическую базу общества.[23] Основа включает материальные производительные силы, такие как рабочая сила, средства производства и производственные отношения, то есть социальные и политические механизмы, которые регулируют производство и распределение. Из этой базы поднимается надстройка правовых и политических "форм общественного сознания", которые происходят из экономической базы, которая обуславливает как надстройку, так и доминирующую идеологию общества. Конфликты между развитием материальных производительных сил и производственных отношений провоцируют социальные революции, при которых изменения в экономической базе приводят к социальной трансформации надстройки.[13] Это отношение рефлексивно в том смысле, что база изначально порождает надстройку и остается основой формы социальной организации. Эти вновь сформированные общественные организации могут затем снова воздействовать на обе части базы и надстройки, так что вместо того, чтобы быть статичными, отношения становятся диалектическими, выраженными и обусловленными конфликтами и противоречиями. Энгельс разъяснял: "История всего существовавшего до сих пор общества - это история классовой борьбы. Свободный и раб, патриций и плебей, лорд и крепостной, мастер и подмастерье, одним словом,угнетатели и угнетенные находились в постоянном противостоянии друг другу, вели непрерывную, то скрытую, то открытую борьбу, борьбу, которая каждый раз заканчивалась либо революционным переустройством общества в целом, либо общей гибелью борющихся классов"[25]. Маркс считал повторяющиеся классовые конфликты движущей силой человеческой истории, поскольку такие конфликты проявлялись как отдельные переходные этапы развития в Западной Европе. Соответственно, Маркс определил человеческую историю как охватывающую четыре стадии развития производственных отношений:
В то время как исторический материализм упоминается как материалистическая теория истории, Маркс не утверждал, что создал универсальный ключ к истории и что материалистическая концепция истории не является "историко-философской теорией генерального марша, навязанной судьбой каждому народу, независимо от исторических обстоятельств, в которых она возникла".находит себя." В письме редактору российской газеты "Отечественные записки" (1877)[26] он объяснил, что его идеи основаны на конкретном изучении реальных условий в Европе.[27] |
Критика капитализма |
Дополнительная информация: Антикапитализм и критика капитализма Согласно теоретику марксизма и социалисту-революционеру Владимиру Ленину, "основным содержанием марксизма" была "экономическая доктрина Маркса".[28] Маркс продемонстрировал, как капиталистическая буржуазия и их экономисты продвигали то, что он считал ложью, что "интересы капиталиста и рабочего... один и тот же." Он считал, что они сделали это, выдвинув концепцию, согласно которой "максимально быстрый рост производительного капитала" был наилучшим для богатых капиталистов и рабочих, поскольку обеспечивал им занятость.[29] Эксплуатация — это вопрос прибавочного труда - количества труда, выполняемого сверх того, что получено в виде товаров. Эксплуатация была социально-экономической чертой любого классового общества и является одной из основных черт, отличающих социальные классы. Власть одного социального класса над средствами производства позволяет ему эксплуатировать другие классы. При капитализме рабочая теория стоимости является действующей, в соответствии с которой стоимость товара равна общественно необходимому рабочему времени, необходимому для его производства. При таких условиях,прибавочная стоимость — разница между произведенной стоимостью и стоимостью, полученной рабочим — является синонимом прибавочного труда, и капиталистическая эксплуатация, таким образом, реализуется как извлечение прибавочной стоимости у рабочего. В докапиталистической экономике эксплуатация рабочего достигалась с помощью физического принуждения. При капиталистическом способе производства эти результаты достигаются более тонко, потому что рабочие не владеют средствами производства и должны "добровольно" вступать в эксплуататорские трудовые отношения с капиталистом, чтобы зарабатывать на предметы первой необходимости. Вступление рабочего в такую занятость является добровольным, потому что он выбирает, на какого капиталиста работать. Однако рабочий должен работать или голодать. Таким образом, эксплуатация неизбежна, и добровольный характер участия рабочего в капиталистическом обществе иллюзорен; именно производство, а не обращение, вызывает эксплуатацию. Маркс подчеркивал, что капитализм сам по себе не обманывает рабочего. |
Социальные классы |
Основная статья: Марксистская классовая теория Смотрите также: Классовый конфликт, Бесклассовое общество, Социальный классы |
Трехкомпонентная теория стратификации |
Маркс различает социальные классы на основе двух критериев, то есть владения средствами производства и контроля над рабочей силой других. Следуя этому критерию класса, основанному на отношениях собственности, Маркс определил социальную стратификацию капиталистического способа производства со следующими социальными группами:
Классовое сознание обозначает осознание — самого себя и социального мира — которым обладает социальный класс, и его способность действовать рационально в своих наилучших интересах. Классовое сознание требуется, прежде чем социальный класс сможет осуществить успешную революцию и, следовательно, диктатуру пролетариата. Не давая определения идеологии, Маркс использовал этот термин для описания создания образов социальной реальности. Согласно Энгельсу, "идеология - это процесс, осуществляемый так называемым мыслителем сознательно, это правда, но с ложным сознанием. Реальные движущие силы, движущие им, остаются ему неизвестными; в противном случае это просто не было бы идеологическим процессом. Следовательно, он воображает ложные или кажущиеся движущие силы". Поскольку правящий класс контролирует средства производства общества, надстройка общества (т.е. Господствующие социальные идеи) определяется наилучшими интересами правящего класса. В "Немецкой идеологии" Маркс говорит, что "идеи правящего класса являются в каждую эпоху господствующими идеями, то есть класс, который является господствующей материальной силой общества, в то же время является его господствующей интеллектуальной силой". Термин "политическая экономия" первоначально относился кк изучению материальных условий экономического производства в капиталистической системе. В марксизме политическая экономия - это изучение средств производства, в частности капитала, и того, как это проявляется в экономической деятельности. |
Этот новый образ мышления был изобретен, потому что социалисты верили, что общая собственность на средства производства (то есть на промышленность, землю, природные богатства, торговый аппарат и богатство общества) уничтожит эксплуататорские условия труда, существовавшие при капитализме. Посредством революции рабочего класса государство (которое марксисты рассматривали как оружие для подчинения одного класса другому) захватывается и используется для подавления до сих пор правящего класса капиталистов и (путем создания общего, демократически контролируемого рабочего места) создания общества коммунизм, который марксисты считают истинной демократией. Экономика, основанная на сотрудничестве в удовлетворении человеческих потребностей и улучшении общества, а не на конкуренции за прибыль многих независимо действующих искателей прибыли, также станет концом классового общества, которое Маркс рассматривал как фундаментальное разделение всей существующей до сих пор истории. | Марксизм научил меня тому, что такое общество. Я был как человек с завязанными глазами в лесу, который даже не знает, где север, а где юг. Если вы в конечном итоге не придете к истинному пониманию истории классовой борьбы или, по крайней мере, не будете иметь четкого представления о том, что общество разделено на богатых и бедных, и что одни люди порабощают и эксплуатируют других людей, вы заблудились в лесу, ничего не зная. — Кубинский революционер и политик–марксист-ленинист Фидель Кастро об открытии марксизма, 2009[35] |
Маркс рассматривал труд, усилия людей по преобразованию окружающей среды для своих нужд, как фундаментальную особенность человечества. Капитализм, при котором продукт труда рабочего отбирается у него и продается на рынке, а не является частью жизни рабочего, поэтому отчуждает рабочего. Кроме того, рабочего заставляют различными способами (одни приятнее других) работать усерднее, быстрее и дольше. Пока это происходит, работодатель постоянно пытается сэкономить на затратах на рабочую силу, платя работникам меньше и выясняя, как использовать более дешевое оборудование. Это позволяет работодателю извлекать наибольший объем работы и, следовательно, потенциальное богатство из своих работников. Фундаментальная природа капиталистического общества ничем не отличается от природы рабовладельческого общества в том, что одна небольшая группа общества эксплуатирует большую группу. Благодаря общей собственности на средства производства мотив прибыли устраняется, и появляется мотив содействия процветанию человечества. Поскольку излишки, произведенные рабочими, являются собственностью общества в целом, не существует классов производителей и присваивателей. Кроме того, поскольку государство берет свое начало в бандах слуг, нанятых первыми правящими классами для защиты своих экономических привилегий, оно исчезнет, поскольку исчезнут условия его существования.[36][37][38] |
Коммунизм, революция и социализм |
Согласно Оксфордскому справочнику Карла Маркса, "Маркс использовал много терминов для обозначения посткапиталистического общества — позитивный гуманизм, социализм, коммунизм, царство свободной индивидуальности, свободная ассоциация производителей и т. Д. Он использовал эти термины как взаимозаменяемые. Представление о том, что "социализм" и "коммунизм" являются различными историческими этапами, чуждо его работе и вошло в лексикон марксизма только после его смерти "[39]. | Протестующий левого толка, держащий в руках красный флаг с поднятым кулаком, оба символа революционного социализма |
Согласно ортодоксальной марксистской теории, свержение капитализма путем социалистической революции в современном обществе неизбежно. В то время как неизбежность возможной социалистической революции является спорным вопросом среди многих различных марксистских школ мысли, все марксисты считают социализм необходимостью. Марксисты утверждают, что социалистическое общество намного лучше для большинства населения, чем его капиталистический аналог. До русской революции Владимир Ленин писал: "Обобществление производства неизбежно приведет к превращению средств производства в собственность общества. ... Это преобразование непосредственно приведет к огромному увеличению производительности труда, сокращению рабочего времени и замене остатков, руин мелкого, примитивного, разобщенного производства коллективным и улучшенным трудом".[40] Неудача Русской революции 1905 года, наряду с неспособностью социалистических движений противостоять началу Первой мировой войны, привела к возобновлению теоретических усилий и ценному вкладу Ленина и Розы Люксембург к признанию теории кризиса Маркса и попыткам сформулировать теорию империализма[41]. |
Философские школыОсновная статья: Марксистские школы мысли |
Классический марксизм |
Основная статья: Классический марксизм Классический марксизм обозначает совокупность социально-эко-политических теорий, изложенных Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Как заметил Эрнест Мандель, "Марксизм всегда открыт, всегда критичен, всегда самокритичен". Классический марксизм отличает марксизм в широком смысле от "того, во что верил Маркс". В 1883 году Маркс написал своему зятю Полю Лафаргу и лидеру французской лейбористской партии Жюлю Геду, которые утверждали, что представляют марксистские принципы, обвинив их в "революционном словоблудии" и отрицании ценности реформистской борьбы. Из письма Маркса вытекает перефразировка: "Если это марксизм, то я не марксист". Обвиняя Геда и Лафарга в "революционном словоблудии" и "отрицании ценности реформистской борьбы", Маркс сделал свое знаменитое замечание, что, если их политика представляет марксизм, "ce qu'il y a de certain c'est que moi, je ne suis pas Marxiste" ("несомненно то, чтоЯ сам не марксист')."[42][43] Американский ученый-марксист Хэл Дрейпер ответил: "В современной истории мало мыслителей, чьи мысли были так сильно искажены, как марксистами, так и антимарксистами".[44] |
Либертарианский марксизм |
Основная статья: Либертарианский марксизм Либертарианский марксизм подчеркивает антиавторитарные и либертарианские аспекты марксизма. Ранние течения либертарианского марксизма, такие как левый коммунизм, возникли в оппозиции к марксизму–ленинизму[45]. Либертарианский марксизм часто критикует реформистские позиции, такие как позиции социал-демократов.[46] Либертарианские марксистские течения часто опираются на более поздние работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в частности, на Grundrisse и Гражданскую войну во Франции; [47] подчеркивая марксистскую веру в способность рабочего класса определять свою судьбу без необходимости в авангардной партии для посредничества или помощи в его освобождении.[48] Наряду с анархизмом, либертарианский марксизм является одним из основных течений либертарианского социализма.[49] Либертарианский марксизм включает в себя такие течения, как автономизм, коммунизм советов, деонизм, леттизм, части новых левых, ситуационизм, фрейдомарксизм (форма психоанализа),[50] Социализм варварства[51] и рабочий.[52] Либертарианский марксизм часто оказывал сильное влияние как на пост-левых, так и на социальных анархистов. Среди известных теоретиков либертарианского марксизма были Морис Бринтон, Корнелиус Касториадис, Ги Дебор, Рая Дунаевская, Даниэль Герен, К. Л. Р. Джеймс, Роза Люксембург, Антонио Негри, Антон Паннекук, Фреди Перлман, Эрнесто Скрепанти, Э. П. Томпсон, Рауль Ванейгеми Янис Варуфакис,[53] последний утверждает, что сам Маркс был либертарианским марксистом.[54] |
Гуманистический марксизм |
Основная статья: Марксистский гуманизм Марксистский гуманизм родился в 1932 году с публикацией экономических и философских рукописей Маркса 1844 года и достиг определенной известности в 1950-х и 1960-х годах. Марксистские гуманисты утверждают, что существует преемственность между ранними философскими трудами Маркса, в которых он развивает свою теорию отчуждения, и структурным описанием капиталистического общества, найденным в его более поздних работах, таких как "Капитал".[55]Они считают, что понимание философских основ Маркса необходимо для правильного понимания его поздних работ.[56] Вопреки официальному диалектическому материализму Советского Союза и интерпретациям Маркса, основанным на структурном марксизме Луи Альтюссера, марксистские гуманисты утверждают, что работа Маркса была продолжением или превосходством гуманизма просвещения .[57] В то время как другие марксистские философии рассматривают марксизм как естественную науку, марксистский гуманизм подтверждает доктрину о том, что "человек является мерой всех вещей" — что люди существенно отличаются от остального естественного порядка и должны рассматриваться так в соответствии с марксистской теорией.[58] |
Академический марксизм |
Смотрите также: Марксистская этика, Марксистская теория кино, Марксистская география и Марксистская философия Согласно опросу американских профессоров 2007 года, проведенному Нилом Гроссом и Солоном Симмонсом, 17,6% профессоров социальных наук и 5,0% профессоров гуманитарных наук считают себя марксистами, в то время как от 0 до 2% профессоров всех других дисциплин считают себя марксистами.[59] |
Марксистская археология |
Основная статья: Марксистская археология |
Теоретическое развитие марксистской археологии впервые получило развитие в Советском Союзе в 1929 году, когда молодой археолог по имени Владислав И. Равдоникас опубликовал доклад под названием "За советскую историю материальной культуры"; в этой работе сама дисциплина археологии в ее тогдашнем виде подверглась критике как изначально буржуазная, поэтому антисемитская.-социалистический и поэтому, в рамках академических реформ, проводимых в Советском Союзе под руководством Генерального секретаря Иосифа Сталина, большое внимание уделялось внедрению марксистской археологии по всей стране.[60] | В. Гордон Чайлд, австралийский археолог и один из самых выдающихся ученых-марксистов 20-го века |
Эти теоретические разработки впоследствии были приняты археологами, работающими в капиталистических государствах за пределами ленинского блока, в первую очередь австралийским ученым В. Гордоном Чайлдом, который использовал марксистскую теорию в своем понимании развития человеческого общества.[61] |
Марксистская социология |
Основные статьи: марксистская криминология и марксистская социология Марксистская социология, как изучение социологии с марксистской точки зрения, [62] является "формой теории конфликтов, связанной с ... Цель марксизма в развитии позитивной (эмпирической) науки о капиталистическом обществе как части мобилизации революционного рабочего класса ".[63] В Американской социологической ассоциации есть секция, посвященная вопросам марксистской социологии, которая "заинтересована в изучении того, как понимание марксистской методологии и марксистского анализа может помочь объяснить сложная динамика современного общества".[64] Марксистская социология возникла в конце 19-го и начале 20-го веков под влиянием идей Карла Маркса. А также Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм считаются основополагающими влияниями на раннюю социологию. Первая марксистская школа социологии была известна как австромарксизм, среди наиболее известных представителей которого были Карл Грюнберг и Антонио Лабриола. В 1940-х годах западная марксистская школа получила признание в западных академических кругах, впоследствии разделившись на несколько различных точек зрения, таких как Франкфуртская школа или критическая теория. Из-за своей прежней позиции, поддерживаемой государством, в посткоммунистических государствах возникла негативная реакция на марксистскую мысль (см. Социология в Польше). Тем не менее, он остается доминирующим в социологических исследованиях, санкционированных и поддерживаемых коммунистическими государствами (см. Социология в Китае). |
Economics |
При машинном переводе на русский язык слово economics переводится как «экономика», что совершенно неверно. Другое дело, что в англосаксонских странах бессмысленная словоформа - economics, придуманная Маршаллом как название для своего микса, каковым он считал свою книгу Principles of Economics, заменило слово экономика во всех смыслах, даже economy в значении экономика как хозяйство, так что понять - когда какое значение подразумевается - совершенно невозможно. Особое удивление вызывает сочетание «Marxian economics», так как теория экономикс - создавалась как антипод марксизма, и смыл словосочетания Marxian economics можно раскрыть как «марксистский антимарксизм», что абсурдно по определению. Но современную западную неоклассику уже ничем не испортишь. |
Основная статья: Marxian economics (Марксистская политическая_экономия) Marxian economics - это школа экономической мысли, в основе которой лежит критика классической политической экономии, впервые изложенная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.[4] Marxian economics занимается анализом кризиса капитализма, роли и распределения прибавочного продукта и прибавочной стоимости в различных типах экономических систем, природы и происхождения экономической стоимости, влияния класса и классовой борьбы на экономические и политические процессы, а также процесса экономической эволюции. Хотя марксистская школа считается неортодоксальные идеи, которые пришли из Marxian economics, внесли свой вклад в общее понимание глобальной экономики. Некоторые концепции Marxian economics, особенно те, которые связаны с накоплением капитала и экономическим циклом, такие как созидательное разрушение, были приспособлены для использования в капиталистических системах. |
Марксистское образование |
Марксистское образование развивает работы Маркса и движения, на которые он оказал влияние различными способами. В дополнение к педагогической психологии Льва Выготского[65] и педагогике Пауло Фрейре, "Школьное образование в капиталистической Америке" Сэмюэля Боулза и Герберта Гинтиса изучает реформу образования в США и ее связь с воспроизводством капитализма и возможностями использования его противоречий в революционном движении. Работа Питер Макларен, особенно с начала 21-го века, продолжил развивать марксистскую теорию образования, развивая революционную критическую педагогику[66], как и работы Гленна Риковски[67], Дейва Хилла[68] и Паулы Оллман.[69] Другие марксисты анализировали формы и педагогические процессы капиталистического и коммунистического образования, такие как Тайсон Э. Льюис[70], Ноа Де Лиссовой[71], Грегори Бурасса[72] и Дерек Р. Форд.[73] Карри Малотт разработал марксистскую историю образования в США[74], а Марвин Геттлман исследовал историю коммунистического образования.[75] Сэнди Гранде синтезировала марксистскую теорию образования с педагогикой коренных народов[76], в то время как другие, такие как Джон Холт, анализируют образование взрослых с марксистской точки зрения[77]. Другие события включают:
Новейшая область исследований изучает и развивает марксистскую педагогику в пост-цифровую эпоху.[85][86] |
Марксистская историография |
Основная статья: Марксистская историография Марксистская историография - направление в историографии, возникшее под влиянием марксизма, главными принципами которого являются центральное место социальных классов и экономических ограничений в определении исторических результатов. Марксистская историография внесла свой вклад в историю рабочего класса, угнетенных национальностей и методологию истории снизу. Наиболее важным историческим вкладом Фридриха Энгельса был "Der deutsche Bauernkrieg" о крестьянской войне в Германии, в котором анализировалась социальная война в ранней протестантской Германии в отношении формирующихся капиталистических классов. Крестьянская война в Германии указывает на марксистский интерес к истории снизу и классовому анализу, а также на попытку диалектического анализа. Краткий трактат Энгельса "Положение рабочего класса в Англии в 1844 году" сыграл важную роль в создании социалистического импульса в британской политике. Наиболее важные работы Маркса по социальной и политической истории включают "Восемнадцатое Брюмера Луи-Наполеона", "Манифест коммунистической партии", "Немецкую идеологию" и главы "Капитала", посвященные историческому появлению капиталистов и пролетариев из доиндустриального английского общества. Марксистская историография пострадала в Советском Союзе, поскольку правительство требовало чрезмерно детерминированного исторического написания. Известные исторические работы включают Историю Коммунистической партии Советского Союза (большевиков), опубликованную в 1930-х годах, чтобы оправдать характер жизни большевистской партии при Иосифе Сталине. В 1946 году образовался кружок историков внутри Коммунистической партии Великобритании (КПГБ). Хотя некоторые члены группы, в первую очередь Кристофер Хилл и Э. П. Томпсон, покинули КПГБ после Венгерской революции 1956 года, общие положения британской марксистской историографии были продолжены в их работах. Книга Томпсона "Становление английского рабочего класса" является одной из работ, обычно ассоциируемых с этой группой. "Бандиты" Эрика Хобсбаума - еще один пример работы этой группы. К. Л. Р. Джеймс также был великим пионером подхода "история снизу". Живя в Великобритании, когда он написал свою самую заметную работу "Черные якобинцы" (1938), он был антисталинский марксист и так далее за пределами КПГБ. В Индии Б. Н. Датта и Д. Д. Косамби являются отцами-основателями марксистской историографии. Сегодня самыми старшими учеными марксистской историографии являются Р. С. Шарма, Ирфан Хабиб, Ромила Тапар, Д. Н. Джа и К. Н. Паниккар, большинству из которых сейчас более 75 лет[88]. |
Марксистская литературная критика |
Основная статья: Марксистская литературная критика Марксистская литературная критика - это свободный термин, описывающий литературную критику, основанную на социалистических и диалектических теориях. Марксистская критика рассматривает литературные произведения как отражение социальных институтов, из которых они происходят. Согласно марксистам, даже литература является социальным институтом с определенной идеологической функцией, основанной на происхождении и идеологии автора. Среди литературных критиков-марксистов - Михаил Бахтин, Вальтер Беньямин, Терри Иглтон и Фредрик Джеймсон. |
Эстетика |
Основная статья: Марксистская эстетика Марксистская эстетика - это теория эстетики, основанная на теориях Карла Маркса или вытекающая из них. Он включает в себя диалектико-материалистический или диалектико-материалистический подход к применению марксизма в сфере культуры, в частности в областях, связанных со вкусом, таких как искусство и красота, среди прочих. Марксисты считают, что экономические и социальные условия, и особенно классовые отношения, которые вытекают из них, влияют на каждый аспект жизни человека, от религиозных убеждений до правовых систем и культурных рамок. Среди известных эстетиков-марксистов - Анатолий Луначарский, Михаил Лифшиц, Уильям Моррис, Теодор В. Адорно, Бертольд Брехт, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин, Антонио Грамши, Георг Лукач, Эрнст Фишер, Луи Альтюссер, Жак Рансьер, Морис Мерло-Понти и Раймонд Уильямс. |
История марксизма |
Карл Маркс и Фридрих Энгельс |
Основные статьи: Карл Маркс и Фридрих Энгельс Маркс рассматривал отчуждение и эксплуатацию рабочего класса, капиталистический способ производства и исторический материализм. Он известен тем, что анализировал историю с точки зрения классовой борьбы, кратко изложенной в начальной строке, вводящей Коммунистический манифест (1848): "История всего существующего общества - это история классовой борьбы"[89]. | Friedrich Engels в 1877 году |
Вместе с Марксом Энгельс разработал теорию коммунизма. Маркс и Энгельс впервые встретились в сентябре 1844 года. Обнаружив, что у них схожие взгляды на философию и социализм, они сотрудничали и написали такие работы, как Die heilige Familie (Святое семейство)). После того, как Маркс был депортирован из Франции в январе 1845 года, они переехали в Бельгию, где была предоставлена большая свобода выражения мнений, чем в других европейских странах. В январе 1846 года они вернулись в Брюссель, чтобы основать Коммунистический корреспондентский комитет. В 1847 году они начали писать "Манифест коммунистической партии" (1848), основанный на "Принципах коммунизма" Энгельса. Шесть недель спустя, в феврале 1848 года, они опубликовали брошюру из 12 000 слов. В марте Бельгия изгнала их, и они переехали в Кельн, где издавали "Neue Rheinische Zeitung", политически радикальную газету. К 1849 году им пришлось уехать из Кельна в Лондон. Прусские власти оказывали давление на британское правительство с целью изгнания Маркса и Энгельса, но премьер-министр лорд Джон Рассел отказался. После смерти Маркса в 1883 году Энгельс стал редактором и переводчиком трудов Маркса. В своей книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884), анализирующей моногамный брак как гарантию социального доминирования мужчин над женщинами, концепцию, аналогичную в коммунистической теории экономическому доминированию капиталистического класса над рабочим классом, Энгельс внес значительный интеллектуальный вклад в феминистскую теорию и марксистский феминизм. |
Русская революция и Советский Союз |
Основные статьи: Коммунистическая партия Советского Союза, Ленинизм, Марксизм–ленинизм, Октябрьская революция и Троцкизм |
С Октябрьской революцией 1917 года большевики отняли власть у Временного правительства России. Большевики создали первое социалистическое государство, основанное на идеях советской демократии и ленинизма. Их недавно образованное федеративное государство обещало положить конец участию России в Первой мировой войне и создать революционное рабочее государство. После Октябрьской революции советское правительство боролось с Белым движением и несколькими движениями за независимость в Гражданской войне в России. Этот период отмечен установлением многих социалистических политик и развитием новых социалистических идей, главным образом в форме марксизма–ленинизма. | Владимир Ленин и Иосиф Сталин |
В 1919 году зарождающееся Советское правительство учредило Коммунистическую академию и Институт Маркса–Энгельса–Ленина для изучения доктрины марксизма и публикации официальных идеологических и исследовательских документов для Российской коммунистической партии. Со смертью Ленина в 1924 году в советском коммунистическом движении началась внутренняя борьба, главным образом между Иосифом Сталиным и Львом Троцким, в форме Правой оппозиции и Левой оппозиции соответственно. Эта борьба была основана на различных интерпретациях обеих сторон марксистской и ленинской теории, основанных на ситуации в Советском Союзе в то время.[90][91] |
Китайская революция |
Основные статьи: Антиревизионизм, Коммунистическая партия Китая, Китайская коммунистическая революция, Маоизм и Социализм с китайской спецификой |
В конце Второй японо-китайской войны и, в более широком смысле, Второй мировой войны, Китайская коммунистическая революция произошла в контексте Гражданской войны в Китае. Коммунистическая партия Китая, основанная в 1921 году, конфликтовала с Гоминьданом по поводу будущего страны. На протяжении Гражданской войны Мао Цзэдун разрабатывал теорию марксизма для китайского исторического контекста. Мао нашел большую базу поддержки в крестьянстве, в отличие от Русской революции, которая нашла свою основную поддержку в городских центрах Российской империи. Некоторые важные идеи, внесенные Мао, были идеями Новой демократии, массовой линии и народной войны. Китайская Народная Республика (КНР) была провозглашена в 1949 году. Новое социалистическое государство должно было быть основано на идеях Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.[93][94] |
— Мао Цзэдун, Маленькая Красная книга[92] |
Со смерти Сталина и до конца 1960-х годов между Китаем и Советским Союзом нарастал конфликт. Десталинизация, которая впервые началась при Никите Хрущеве, и политика разрядки рассматривались как ревизионистские и недостаточно марксистские. Это идеологическое противостояние вылилось в более широкий глобальный кризис, сосредоточенный вокруг того, какая нация должна была возглавить международное социалистическое движение.[95] После смерти Мао и прихода к власти Дэн Сяопина маоизм и официальный марксизм в Китае были переработаны. Эта новая модель была новой динамичной формой марксизма–ленинизма и маоизма в Китае. Обычно называемый социализмом с китайскими особенностями, этот новый путь был сосредоточен вокруг четырех основных принципов Дэна, которые стремились поддержать центральную роль Коммунистической партии Китая и отстаивать принцип, согласно которому Китай находится на начальной стадии социализма и что он все еще работает над построением коммунистического общества, основанного на марксистских принципах.[96][97] |
Конец 20 века |
Дополнительная информация: Холодная война |
Фидель Кастро на Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в 1960 году | В 1959 году Кубинская революция привела к победе Фиделя Кастро и его Движения 26 июля. Хотя революция не была явно социалистической, после победы Кастро занял пост премьер-министра и принял ленинскую модель социалистического развития, объединившись с Советским Союзом.[98][99]Один из лидеров революции, аргентинский революционер-марксист Че Гевара, впоследствии продолжал помогать революционным социалистическим движениям в Конго, Киншасе и Боливии, в конечном итоге был убит боливийским правительством, возможно, по приказу Центральное разведывательное управление (ЦРУ), хотя агент ЦРУ, отправленный на поиски Гевары, Феликс Родригес, выразил желание сохранить ему жизнь в качестве возможного инструмента для переговоров с кубинским правительством. Он посмертно стал всемирно признанной иконой. |
В Китайской Народной Республике маоистское правительство провело Культурную революцию с 1966 по 1976 год, чтобы очистить китайское общество от капиталистических элементов и достичь социализма. После смерти Мао Цзэдуна его соперники захватили политическую власть, и под руководством Дэн Сяопина многие из политики эпохи культурной революции Мао были пересмотрены или отменены, а большая часть государственного сектора была приватизирована. В конце 1980–х и начале 1990-х годов произошел распад большинства социалистических государств, исповедовавших марксистско-ленинскую идеологию. В конце 1970-х и начале 1980-х годов появление Новых правых и неолиберального капитализма в качестве доминирующих идеологических течений в западной политике, отстаиваемых президентом Соединенных Штатов Рональдом Рейганом и премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, привело к тому, что Запад занял более агрессивную позицию по отношению к Советскому Союзу и его ленинским союзникам. Союзники. Тем временем реформист Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза в марте 1985 года и стремился отказаться от ленинских моделей развития в сторону социал-демократии. В конечном счете, реформы Горбачева в сочетании с ростом народного этнического национализма привели к распаду Советского Союза в конце 1991 года на ряд составляющих наций, все из которых отказались от марксистско–ленинских моделей социализма, большинство из которых перешли к капиталистической экономике.[100][101] |
21 век |
На рубеже 21-го века Китай, Куба, Лаос, Северная Корея и Вьетнам оставались единственными официально сохранившимися марксистско–ленинскими государствами, хотя маоистское правительство во главе с Прачандой было избрано к власти в Непале в 2008 году после долгой партизанской борьбы.[102][103] | Уго Чавес голосует в 2007 году |
В начале 21-го века также произошли выборы социалистических правительств в нескольких странах Латинской Америки, в так называемом "розовом приливе"; доминировало венесуэльское правительство Уго Чавеса; эта тенденция также привела к избранию Эво Моралеса в Боливии, Рафаэля Корреа в Эквадоре и Даниэля Ортегив Никарагуа. Создавая политические и экономические союзы через международные организации, такие как Боливарианский альянс для Америки, эти социалистические правительства вступили в союз с марксистско–ленинской Кубой. Хотя никто не поддерживал сталинистский путь напрямую, большинство признались, что на них оказала значительное влияние марксистская теория. Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил себя троцкистом во время приведения к присяге своего кабинета за два дня до инаугурации 10 января 2007 года.[104] Венесуэльские троцкистские организации не считают Чавеса троцкистом, некоторые называют его буржуазным националистом,[105] в то время как другие считают его честным революционным лидеромкоторый допустил значительные ошибки из-за отсутствия у него марксистского анализа.[106] Итальянские марксисты Джанни Ваттимо и Сантьяго Забала в своей книге 2011 года "Герменевтический коммунизм" пишут: "Этот новый слабый коммунизм существенно отличается от его предыдущей советской (и нынешней китайской) реализации, потому что страны Южной Америки следуют демократическим избирательным процедурам, а также им удается децентрализовать государственную бюрократическую систему с помощью боливарианских миссий. В целом, если ослабление коммунизма ощущается на Западе как призрак, то это происходит не только из-за искажений в средствах массовой информации, но и из-за альтернативы, которую он представляет посредством тех же демократических процедур, которые Запад постоянно заявляет, что ценит, но не решается применять "[107]. |
Генеральный секретарь Коммунистической партии КИТАЯ Си Цзиньпин объявил об углублении приверженности Коммунистической партии Китая идеям Маркса. На мероприятии, посвященном 200-летию со дня рождения Маркса, Си Цзиньпин сказал: "Мы должны завоевать преимущества, завоевать инициативу и завоевать будущее. Мы должны постоянно совершенствовать способность использовать марксизм для анализа и решения практических проблем", добавив, что марксизм является "мощным идеологическим оружием для понимания мира, понимания закона, поиска истины и изменения мира". Си Цзиньпин также подчеркнул важность изучения и продолжения традиций КПК и учета ее революционного прошлого.[108][109][110] | Си Цзиньпин, Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая с 2012 года |
Верность этих различных революционеров, лидеров и партий работе Карла Маркса вызывает серьезные споры и была отвергнута многими марксистами и другими социалистами.[111][112] Социалисты в целом и социалистические писатели, в том числе Дмитрий Волкогонов, признают, что действия авторитарных социалистических лидеров повредили "огромная привлекательность социализма, порожденная Октябрьской революцией"[113]. |
Критика |
Основная статья: Критика марксизма Смотрите также: Критика правления коммунистической партии и Критика социализма |
Критика марксизма исходила от различных политических идеологий и академических дисциплин.[114][115]Это включает в себя общую критику отсутствия внутренней последовательности, критику, связанную с историческим материализмом, что это тип исторического детерминизма, необходимость подавления прав личности, проблемы с внедрением коммунизма и экономические проблемы, такие как искажение или отсутствие ценовых сигналов и снижение стимулов. Кроме того, часто выявляются эмпирические и эпистемологические проблемы.[116][117][118] Некоторые марксисты критиковали академическую институционализацию марксизма за то, что он слишком поверхностен и отстранен от политических действий. Зимбабвийский троцкист Алекс Каллиникос, сам профессиональный ученый, заявил: "Его последователи напоминают Нарцисса, который в греческой легенде влюбился в собственное отражение. ... Иногда необходимо уделять время разъяснению и развитию концепций, которые мы используем, но на самом деле для западных марксистов это стало самоцелью. Результатом является совокупность трудов, непонятных всем, кроме крошечного меньшинства высококвалифицированных ученых "[119]. Кроме того, некоторые интеллектуальные критики марксизма оспаривают определенные предположения, распространенные в мысли Маркса и марксизме после него, не отвергая марксистскую политику.[120] Другие современные сторонники марксизма утверждают, что многие аспекты марксистской мысли жизнеспособны, но что корпус является неполным или устаревшим в отношении определенных аспектов экономической, политической или социальной теории. Они могут сочетать некоторые марксистские концепции с идеями других теоретиков, таких как Макс Вебер — Франкфуртская школа является одним из примеров.[121][122] |
Общая информация |
Философ и историк идей Лешек Колаковский отметил, что "теория Маркса во многих местах неполна или двусмысленна, и ее можно "применять" многими противоречивыми способами без явного нарушения ее принципов". В частности, он считает "законы диалектики" в корне ошибочными, заявляя, что некоторые из них являются "трюизмами без конкретного марксистского содержания", другие - "философскими догмами, которые не могут быть доказаны научными средствами", а некоторые просто "бессмыслицей"; он считает, что некоторые марксистские законы можно интерпретировать по-разному, но что эти интерпретации все еще в целом попадают в одну из двух категорий ошибок.[123] Теорема Окишио показывает, что если капиталисты используют методы сокращения издержек, а реальная заработная плата не увеличивается, норма прибыли должна расти, что ставит под сомнение мнение Маркса о том, что норма прибыли будет иметь тенденцию к падению.[124] Утверждения о непоследовательности были значительной частью марксистской экономики и дебатов вокруг нее с 1970-х годов.[125] Эндрю Климан утверждает, что это подрывает критику Маркса и исправление предполагаемых несоответствий, потому что внутренне противоречивые теории не могут быть правильными по определению.[126] |
Эпистемологический и эмпирический марксизм |
Критики марксизма утверждают, что предсказания Маркса не оправдались, причем некоторые указывают на то, что ВВП на душу населения в целом увеличивается в капиталистических экономиках по сравнению с менее ориентированной на рынок экономикой, капиталистические экономики не страдают от усугубляющихся экономических кризисов, ведущих к свержению капиталистической системы, а коммунистические революции не происходят в наиболее развитых капиталистических странах,но вместо этого в неразвитых регионах.[127][128]Его также критиковали за то, что он якобы привел к снижению уровня жизни по сравнению с капиталистическими странами, утверждение, которое оспаривалось.[129] В своих книгах "Бедность историзма" и "Предположения и опровержения" философ науки Карл Поппер подверг критике объяснительную силу и обоснованность исторического материализма[130].Поппер считал, что марксизм изначально был научным, поскольку Маркс постулировал подлинно предсказательную теорию. Когда эти предсказания не подтвердились, Поппер утверждает, что теория избежала фальсификации, добавив специальные гипотезы, которые сделали ее совместимой с фактами. Из-за этого, утверждал Поппер, теория, которая изначально была подлинно научной, выродилась в псевдонаучную догму[131]. |
Социалистический марксизм |
Демократические социалисты и социал-демократы отвергают идею о том, что социализм может быть достигнут только через внелегальный классовый конфликт и пролетарскую революцию. Отношения между Марксом и другими социалистическими мыслителями и организациями, коренящиеся в "научном" и антиутопическом социализме марксизма, среди прочих факторов, отделяли марксистов от других социалистов еще при жизни Маркса. После смерти Маркса и возникновения марксизма также возникли разногласия внутри самого марксизма — ярким примером является раскол Российской социал-демократической рабочей партии на большевиков и меньшевиков. Ортодоксальные марксисты выступали против менее догматичного, более инновационного или даже ревизионистского марксизма. |
Анархист и либертарианец |
Основные статьи: Анархизм и марксизм, либертарианский марксизм и либертарианский социализм У анархизма были напряженные отношения с марксизмом. Анархисты и многие немарксистские либертарианские социалисты отвергают необходимость переходного государственного этапа, утверждая, что социализм может быть установлен только посредством децентрализованной, ненасильственной организации. Анархист Михаил Бакунин критиковал Маркса за его авторитарные наклонности.[132] Фразы "казарменный социализм" или "казарменный коммунизм" стали сокращением для этой критики, вызывая образ жизни граждан, такой же регламентированной, как жизнь призывников в казармах.[133] |
Экономический марксизм |
Другие критические замечания исходят из экономической точки зрения. Владимир Карпович Дмитриев, писавший в 1898 году[134] , Ладислав фон Борткевич, писавший в 1906-1907 годах[135], и последующие критики утверждали, что теория стоимости Маркса и закон тенденции нормы прибыли к падению внутренне противоречивы. Другими словами, критики утверждают, что Маркс сделал выводы, которые не соответствуют его теоретическим предпосылкам. Как только эти предполагаемые ошибки будут исправлены, его вывод о том, что совокупная цена и прибыль определяются совокупной стоимостью и прибавочной стоимостью и равны им, больше не имеет силы. Этот результат ставит под сомнение его теорию о том, что эксплуатация рабочих является единственным источником прибыли.[136] Марксизм и социализм подверглись значительному критическому анализу со стороны нескольких поколений австрийских экономистов в отношении научной методологии, экономической теории и политических последствий.[137][138] Во время маргинальной революции теория субъективной ценности была заново открыта Карлом Менгером, что в корне подорвало [по мнению кого?] британские стоимостные теории стоимости. Восстановление субъективизма и праксиологической методологии, ранее использовавшихся классическими экономистами, включая Ричарда Кантильона, Анн-Робер-Жака Тюрго, Жан-Батиста Сэя и Фредерика Бастиа, привело Менгера к критике историцистской методологии в целом. Австрийский экономист во втором поколении Ойген Бем фон Баверк использовал праксиологическую и субъективистскую методологию для фундаментальной атаки на закон стоимости. Готфрид Хаберлер считал свою критику "окончательной", утверждая, что критика экономики Маркса Бем-Баверком была настолько "тщательной и разрушительной", что, по его мнению, по состоянию на 1960-е годы ни один ученый-марксист не опроверг ее окончательно.[139] Австриец в третьем поколении Людвиг фон Мизес разжег дебаты овпроблема экономического расчета, утверждая, что без ценовых сигналов в капитальных благах, по его мнению, все другие аспекты рыночной экономики иррациональны. Это привело его к заявлению, что "рациональная экономическая деятельность невозможна в социалистическом содружестве"[140]. Дарон Асемоглу и Джеймс А. Робинсон утверждают, что экономическая теория Маркса была в корне ошибочной, поскольку она пыталась упростить экономику до нескольких общих законов, которые игнорировали влияние институтов на экономику.[141] |
Смотрите также |
|
|
Ссылки |