01.03.2020. Предупреждаю читателей, что я создал словарную статью про МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ для критики современной ортодоксальной экономической науки с позиции новой дисциплины по названию ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Дело в том, что методология неокономики, в рамках которой я работаю, сама термин метрологический индивидуализм не использует, так как НЕОКОНОМИКА признаёт реальность ОБЩЕСТВА как сущности, не сводимой к совокупности членов. Но читатели, которые должны изучать методологический индивидуализм - найдут здесь выдержки и ссылки к самым информативным источникам.
1.2. Для моего же исследования - наибольший интерес представляет появление методологического индивидуализма как исследовательского ПОДХОДА, при котором все сообщества рассматриваются не как отдельные сущности, а исключительно как скопления-множества-наборы атомарных индивидов. Моя критика метода методологического индивидуализма будет в конце страницы, а пока постараемся разобраться в вопросе, что означает индивидуализм?
Социальный индивидуализм
2.1. Первым делом нам следует разобраться со значением слова ИНДИВИДУАЛИЗМ, используемым в словосочетании - методологический индивидуализм:
|
2.3. Определение индивидуализма лучшее, чем в Википедии, я нашел в Словарях на Академике:
|
Определение методологического индивидуализма
3.1. После того как я более-менее изучил понятие индивидуализм, должен признать, что термин методологический индивидуализм происходит не от слова ИНДИВИДУАЛИЗМ, а от слова ИНДИВИД, так как представляет собой взгляд на общество как сгусток-совокупность-множество-набор атомарных субъектов, изначально не имевших никаких социальных связей, которые в случае соотношения с людьми по определению называются индивидуумами. А концепция методологического индивидуализма заключается в том, что каждая её теория представляет собой некое абстрактное конструирование новой системы взаимоотношений между некими - абсолютно автономными - субъектам, которые тождественны друг другу как атомы, но которым для появления взаимодействия с другим субъектом - приписывается эгоистическое желание получить максимальный объем абстрактных благ при минимальных затратах. |
3.2. Надо сказать читателю, что МЕНЯ интересует не столько критика методологического индивидуализма, сколько обоснование моего тезиса о изначальной несостоятельности ортодоксальной экономической науки, для чего вполне подходит раскрытие истинного значения того, в чем заключается принцип методологического индивидуализма.
Принцип методологического индивидуализма
4.1. Понятно, что для этого надо подробно показать, как признаки методологического индивидуализма, так и действие принципа методологического индивидуализма, для чего Я перепечатал сюда главу - Методологический индивидуализм: реальное и мнимое содержание - из очень информативной статьи Перспективы "экономического империализма" доктора экономических наук В. Л. Тамбовцева: |
Перспективы "экономического империализма"Методологический индивидуализм: реальное и мнимое содержаниеСледующий момент, подлежащий обсуждению в связи с понятием экономического подхода, - принцип методологического индивидуализма. Он, хотя непосредственно отсутствует в "триаде экономического подхода" Беккера, в действительности представляет собой краеугольный камень в бастионе возражений против "экономического империализма", который выстраивают многие представители социальных наук (прежде всего, социологии [Сапир, 2001]). Как свидетельствует Л. Уден, термин "methodische Individualismus" был впервые введен студентом М. Вебера Й. Шумпетером в его работе 1908 г. "Das Wesen und der Hauptinhalt der theoretischen Nationalökonomie" ("Сущность и основное содержание теоретической национальной экономики") [Udehn, 2001, р. 214]. Первое использование англоязычного термина "methodological individualism" опять-таки принадлежит Шумпетеру [Schumpeter, 1909]. Тем не менее теоретическая разработка этого принципа составляет заслугу Вебера [Weber, 1968], и Шумпетер, вводя и используя этот термин, ссылается именно на воззрения Вебера. Суть принципа методологического индивидуализма раскрывается Вебером следующим образом: обсуждая социальные феномены, мы часто говорим о различных "социальных общностях, таких как государства, ассоциации, корпорации и фонды, как если бы они были индивидуальными личностями", утверждая, что они строят планы, осуществляют действия, страдают от потерь и т. п. С точки зрения принципа методологического индивидуализма все подобные выражения - не более чем метафоры, и "в социологических исследованиях все такого рода общности должны трактоваться как результаты и способы организации частных действий индивидуальных личностей, поскольку только последние могут трактоваться как агенты в плане субъективно понимаемого действия" [Weber, 1968, p. 13]. Принцип методологического индивидуализма, подобно принципу рациональности, рассмотренному выше, является объектом многих произвольных трактовок и интерпретаций. Из-за их разнообразия, отнюдь не претендуя на полноту обзора, остановлюсь только на наиболее характерных направлениях его критики.
Однако является ли принцип методологического индивидуализма по своей природе редукционистским, или же эта характеристика произвольно приписана ему его критиками? Иначе говоря, утверждает ли он, что индивид, - как единственное действующее лицо в обществе, как "конечная инстанция" в объяснении любых социальных явлений - вообще никак не отражает и не учитывает в своих действиях окружающий его мир? Для ответа на этот вопрос достаточно обратиться к тем формулировкам (и пониманию) этого принципа, которые дают его последовательные сторонники. Вот что пишет, например, Л. фон Мизес: "Прежде всего, мы должны осознать, что все действия производятся индивидами. Коллективное всегда проявляется через одного или нескольких индивидов, чьи действия относятся к коллективному как ко вторичному источнику. Характер действия определяется смыслом, который придают ему действующие индивиды и все те, кого затрагивают их действия" [Мизес, 2005, с. 43]. По определению Д. Бьюкенена, методологический индивидуализм - это такой подход к анализу, при котором "люди рассматриваются... как единственные субъекты, принимающие окончательные решения по поводу как коллективных, так и индивидуальных действий" [Бьюкенен, 1997, с. 39]. Достаточно ясно формулирует ту же позицию и К. Поппер: "Институты не действуют; действуют только отдельные личности в институтах или через институты. Общая ситуационная логика этих действий будет теорией квазидействий институтов" [Поппер, 2000, с. 312 - 313]. С точки зрения Р. Будона, "принципы, разработанные школой немецкой классической социологии (Вебер, Зиммель), в целом обозначаются определением "методологический индивидуализм"... Они не исключают использования и не несут в себе никакой отдельной "микросоциологической модели"... В соответствии с этими принципами цель заключается в объяснении поведения субъекта в его собственной ситуации, в объяснении его действий или, говоря точнее, адаптивной ценности последних. С другой стороны, данные принципы ни в коей мере не предполагают атомизации, поскольку они никоим образом не исключают анализа таких феноменов, как влияние и авторитет, а также, поскольку они требуют объяснять поведение актора лишь в конкретной ситуации, которая частично определяется макросоциологическими переменными" [Будон, 1998, с. 71]. Примеры подобных высказываний сторонников методологического индивидуализма, прямо отрицающих редукционистские намерения его последователей, можно множить, однако и из приведенных положений совершенно ясно, что ни о каком пренебрежении эмерджентными свойствами в нем нет и речи. Ведь "пафос" этого принципа совсем в ином, - в стремлении исключить из научного рассуждения такие надындивидуальные феномены, как "коллектив", "класс", "организация", "общество" или "регион", не в качестве эмпирически фиксируемых объектов, а в виде самостоятельных акторов, действующих в том же смысле, в каком действуют конкретные индивиды. При этом, подчеркну еще раз, существование объектов, обозначаемых приведенными выше именами (взятыми в кавычки), вовсе не подвергается сомнению: они не только реально существуют, но и влияют на поведение индивидов, однако ни о каком самостоятельном, независимом от индивидов, действии этих объектов говорить, разумеется, нельзя: "все действия производятся индивидами" (Л. фон Мизес). Такое подчеркивание необходимо, поскольку иногда принцип методологического индивидуализма "обвиняют" в том, что он не позволяет даже рассматривать и анализировать упомянутые надындивидуальные феномены: "Важный принцип неолиберальной концепции глобализации - методологический индивидуализм (порождение Реформации и буржуазной революции). Это - представление человечества как конгломерата индивидов (атомов человечества), "человеческой пыли". Оно выражается в полном исключении из рассмотрения такого важного в реальности понятия, как народ - вообще этнических коллективных общностей как субъектов права" [Кара-Мурза]. Оставляя в стороне чисто политическую окраску приведенного высказывания ("человеческая пыль" как аллюзия "лагерной пыли"), нельзя не согласиться с автором в одном: методологический индивидуализм в данном контексте действительно не позволяет трактовать народ как субъект действия. Это означает, что он предполагает замену простой фиксации абстрактного "субъекта права" эмпирическим исследованием тех социальных механизмов - как реально существующих, так и теоретически возможных, - которые интегрируют отдельные воли отдельных людей. В конституциях многих стран записано, что народ является единственным источником власти и права. Однако в одних странах существуют механизмы, позволяющие учитывать суждения граждан при принятии масштабных решений, а в других они отсутствуют, и правитель, ссылаясь на "волю народа" (хотя никто ее не исследовал и не выявлял), способен проводить в жизнь любое решение, в том числе и направленное против народа. Ведь если "не разлагаемый на мыслящие атомы" народ всегда, автоматически субъект, независимо от организации взаимодействий "атомов", то и как-то организовывать выявление суждений и учет мнений граждан нет никакой необходимости.
Как бы отвечая на эти утверждения (а в действительности, - предвосхищая и их, и многие другие), Бьюкенен писал: "Термин "методологический индивидуализм" не следует смешивать с "индивидуализмом" как нормой организации общества. Анализ с позиций "методологического индивидуализма" представляет собой попытку свести все проблемы политической организации к проблеме выбора индивида между различными альтернативами. Его "логика выбора" становится предметом анализа, и нет необходимости рассматривать конечные цели индивида или критерии, которыми он руководствуется. Напротив, "индивидуализм" как норма организации предполагает явное принятие определенных ценностных критериев. Наша работа "индивидуалистична" только в первом, методологическом значении этого термина. Мы надеемся, что нам удалось сделать это достаточно wertfrei2 во втором, нормативном его значении" [Бьюкенен, 1997, с. 35]. |
Понятие методологический индивидуализм
5.1. Я думаю, что Тамбовцев пытался в этой статье оправдать методологический индивидуализм непоследовательностью отношения экономиксистов к феномену ОБЩЕСТВО, так как часто после декламации о том, что все свойства и проявления любого СООБЩЕСТВА как единой сущности - есть лишь координирование действия множества индивидов их образующих, они поголовно переходят в режим признания СООБЩЕСТВА как объективной автономной сущности. Ведь ему, как ученому, сформировавшемуся в рамках марксисткой политэкономии, понятна эта методологическая слабость ЭКОНОМИКС, в котором он вынужден работать после развала СССР. Потому Тамбовцев старается «скрестить» марксистское отношение к ОБЩЕСТВУ как объективно существующему явлению, с представлениями экономиксистов об ОБЩЕСТВЕ, как множестве, свойства которого сводятся лишь к сумме свойств его элементом.
5.2. Надо сказать, что российская школа неоклассической экономической теории, сформированная из прежних марксистов, как никто понимает ущербность метода по названию методологический индивидуализм, чем можно объяснить ее приверженность новейшему направлению в ЭКОНОМИКС, основанному на принципе ограниченной рациональности. Эта ограниченная рациональность есть новая УЛОВКА в попытке сохранить ЭКОНОМИКС от окончательного разоблачения, присутствует в работе Кирдиной С.Г., выдержка из которой будет ниже, где она пытается отгородить русскую школу (да и все направление, перешедшее на принцип ограниченной рациональности субъекта) от якобы устаревшего и потому примитивного методологического индивидуализма, приписывая его теперь исключительно лишь мейнстриму экономикс. Однако о безуспешности попыток разорвать связь с экономическим индивидуализмом говорится во вполне свежем учебнике Политическая социология (2009) вполне ортодоксальных авторов Желтов В.В., Желтое М.В., в котором принцип ограниченной рациональности откровенно назваться всего лишь ВАРИАНТОМ Б по-прежнему основополагающего принципа методологического индивидуализма:
«Методологический индивидуализм»Прежде всего, следует отметить, что не существует некоего единственного методологического индивидуализма. Можно выделить, по крайней мере, две его версии. Одна из них получила наименование утилитаристского индивидуализма, в соответствии с которым индивиды как некие атомические создания руководствуются только своим личным интересом. Эта версия (А. «Утилитаристский» индивидуализм) указанной теории {ECONOMICS} определяется экономической доминантой. Вторая версия получила наименование «ограниченная рациональность». |
Экономический индивидуализм
6.1. Конечно, под методологическим индивидуализмом понимается не ограничение исследования атрибутами отдельного человека или, как мы уже выяснили - мировоззрение ИНДИВИДУАЛИЗМ, а методологический принцип под названием ИНДИВИДУАЛИЗМ, как особый подход к изучению социальных явлений. И надо отметить, что сегодня неоклассическая экономическая теория, господствующая в Западном мире, сама в большей массе представителей дистанцируется от этого принципа, приписывая металогический индивидуализм исключительно той своей части, которая называется мейнстрим экономикс. Дело в том, что с некоторого момента остальной ЭКОНОМИКС стал активно отрекаться от своей модели человека в экономике, испугавшись превращения Homo oeconomicus в Homo rationalise, который уже настоящий марсианина, не имеющего никаких общих черт с человеком. Но отречение западной экономической науки от модели ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - означает отрицание своего основного положения, что еще не в силах понять аспиранты, но что от них и всего остального мира тщательно скрывают их учителя и состоявшиеся экономиксисты. Ведь методологический индивидуализм - это уже не научный метод, а методологические шоры - та антинаучная колея, за рамки которой не может выглянуть ни одна экономическая теория, отрекшаяся от трудовой теории стоимости. Метод методологического индивидуализма позволил буржуазной политэкономии эволюционировать в ЭКОНОМИКС, который получил признание со стороны элит Западного мира, так как был продолжением самообмана элит капиталистических государств, желавших не реального знания, а лишь подтверждение своей идеологии либерализма. Однако еще одна цитата позволит глубже понять методологический индивидуализм пример использования которого я будут критиковать ниже.
Кирдина Светлана Георгиевна (kirdina@bk.ru), д. с. н., завсектором эволюции социально-экономических систем ФГБУН Института экономики РАН, г. Москва. В основу статьи положен доклад автора на научном семинаре Института экономики РАН «Теоретическая экономика» 23 мая 2013 г. Автор выражает благодарность В. Л. Тамбовцеву, а также анонимным рецензентам за ценные замечания и соображения. В статье анализируются возможности и ограничения основополагающего постулата mainstream economics – принципа методологического индивидуализма, рассматривается его роль в контексте основных школ экономической мысли и доминирующих общенаучных парадигм. Обсуждаются иные концептуальные основания экономической теории, преодолевающие ограничения методологического индивидуализма при анализе экономических систем - институциональный индивидуализм и методологический институционализм. Обозначены перспективы и значение методологического институционализма, конкретизирующего гносеологический принцип холизма в экономических исследованиях, для формирования концептуального ядра гетеродоксной экономики. | КирдинаСветлана Георгиевна |
Ключевые слова: методологический индивидуализм, методологический институционализм, институциональная теория
Mainstream economics называют также ортодоксальной экономической теорией, т.е. доминирующей школой экономической мысли, которой сегодня является неоклассическое направление (Colander at al., 2004. P. 490). Мейнстриму как ортодоксальной теории противостоит гетеродоксная экономика, включающая направления, «не опирающиеся на набор далеких от жизни исходных предпосылок ортодоксии» (Dequech, 2007. P. 295). Общим для гетеродоксной [гетеродоксальной от греч. heteros – другой/ греч. doxa - – мнение, представление] экономики является явно или неявно разделяемый «взгляд на социальную реальность как открытую, процессуальную и внутренне взаимосвязанную» (Lawson, 2006. P. 497).
Методологический индивидуализм и методологический институционализмВ многолетних дискуссиях об адекватности современной экономической теории, обострившихся после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., все чаще на первый план выходят вопросы методологии. Они активно обсуждаются за рубежом и в России на страницах журнала «Вопросы экономики» (см., например, Автономов, 2013; Вудфорд, 2012; Дози, 2012; Кэй, 2012) и других экономических изданий (рубрика «”Экономический империализм” как научная парадигма» журнала «Общественные науки и современность», статьи по актуальным вопросам экономической теории в журнале «Экономическая наука современной России» и т.д.). Все больше ученых разделяют тезис о том, что именно неадекватность методологических установок основных разделов современной mainstream economics служат причиной недостаточного «объясняющего аспекта» и нежизнеспособных практических рекомендаций экономической теории (Блауг, 2002. С. 63). Поэтому необходима «глобальная методологическая чистка» (Балацкий, 2012. С. 148) и создание новой методологии, соответствующей сложности многоразмерного взаимозависимого мира. Мы согласны с тем, что без ревизии базовой методологии трудно преодолеть кризис экономической теории. Поэтому задача статьи состоит в том, чтобы проанализировать основополагающий постулат методологического ядра mainstream economics – принцип методологического индивидуализма [жёсткое ядро]. Будет рассмотрена его роль в контексте основных школ экономической мысли и доминирующих общенаучных парадигм. Мы покажем, для решения каких исследовательских задач принцип методологического индивидуализма является наиболее адекватным, и каковы его ограничения. С этой целью будут рассмотрены философские основания методологического индивидуализма как редукционистского подхода в общественных науках, а также особенности методологического холизма. Также обсуждаются смежные методологические подходы - институциональный индивидуализм (Agassi, 1975; Toboso, 1995, 2001, 2008) и методологический институционализм (Keizer, 2007; Кирдина, 2013). Последнему в статье уделяется особое внимание, поскольку на его основе возможно построение нового концептуального ядра гетеродоксных экономических исследований, дополняющих mainstream economics. Принцип методологического индивидуализма в концептуальном ядре mainstream economicsМетодологический индивидуализм: определение Принцип методологического индивидуализма связывается, прежде всего, с экономическим мейнстримом, или mainstream economics. В наше время он представляет собой своего рода концептуальную популяцию экономистов-неоклассиков, объединенную общими идеалами и нормами экономических исследований. Единство обеспечивается, прежде всего, общностью исходных предпосылок экономического анализа. Принцип методологического индивидуализма реализуется в необходимом взаимодействии со следующими базовыми постулатами (основными предпосылками) мейнстрима:
4 Не все поддерживают отождествление мейнстрима с неоклассикой, см. Тамбовцев, 2008. Если ранее Г. Беккер (Becker, 1976) отмечал особую роль постулатов максимизации, рыночного равновесия и устойчивых предпочтений, то в последние годы происходит дальнейшее уточнение содержания базовых предпосылок. К ним добавляются аксиомы о полной информированности субъектов рынка; трактовка субъектов рынка как «представительных агентов» – единообразных добросовестных индивидов и фирм; представления о том, что мотивация субъектов рынка (заработная плата, доход на капитал, прочие доходы) определяется по общим законам рыночного ценообразования (Ольсевич, 2013. С. 11) и др. С. 131. Хотя ученые, посвятившие специальные монографии анализу методологического индивидуализма, скептически относятся к тому, чтобы достичь окончательной договоренности по поводу его содержания (Udehn, 2001), необходимо ввести хотя бы рабочее определение. Обобщая многие подходы, можно заметить, что методологический индивидуализм «предполагает объяснение общественных явлений в терминах индивидуального поведения». Именно это, по определению Стивена Люкеса, составляет содержание принципа методологического индивидуализма (Lukes, 1973. Цит. по: Ходжсон, 2003. P. 98). Хотя методологический индивидуализм не представляет собой «апологию эгоизма», тем не менее, согласно данному принципу, все экономические феномены анализируются «через призму» индивидуальных действий экономических субъектов. Схожие определения приводят и многие другие авторы (Л. Лахманн, Дж. Элстер, М. Аоки и др.), которых цитирует в своей работе авторитетный методолог экономической науки из Великобритании Джефри Ходжсон (Hodgson, 2007. P. 98-99). Экономический субъект - таковым может полагаться как индивид, так фирма и даже государство - служит главной отправной точкой теоретического анализа (Шаститко, 2002. С. 36). Как отмечает Фернандо Тобозо, методологический индивидуализм подразумевает, что социальные события не только на микро-, но и на макроуровне, такие как инфляция, безработица, организационные изменения, эволюция культурных норм и др., могут быть объяснены в терминах индивидуальных действий (Toboso, 2001. P. 670). Все они рассматриваются с позиций абстрактного индивидуума, который пытается получить более выгодные преимущества (неоинституционалисты включают в них и социальные нормы/правила) вследствие конкуренции в условиях существования определенных издержек (неоинституционалисты включают в них также издержки согласования). При этом разные исследователи вменяют экономическому субъекту (homo economicus) те или иные особенности, которые объясняют его экономическое поведение. Речь может идти о человеке, склонном максимизировать положительные ощущения и избегать наказания, то есть, о своего рода «машине удовольствия», или pleasure machine (Edgeworth, 1881). При этом удовольствие можно понимать достаточно широко, включая не только физическое, но также ментальное, духовное и пр. (Mill, 1961). Дж. М. Кейнс считал индивида склонным к сбережениям и подверженным «денежным иллюзиям», М. Фридмен и Э. Фелпс отмечали «адаптивные ожидания» экономических агентов, в то время как Р. Лукас, Т. Сарджент и Н. Уоллес полагали, что для индивида характерны «рациональные (макро рациональные) ожидания» (Худокормов, 2009. С. 182). *** Принцип методологического индивидуализма, как и связанный с ним набор постулатов, разделяется не всеми экономистами, или не всеми экономистами в равной мере. Представители разных научных школ экономической мысли, как и приверженцы различающихся общенаучных парадигм, отводят ему, как будет показано, неодинаковое место. ПРОДОЛЖЕНИЕ >>> |
Экономика индивидуализма
7.1. Из выдержек мы узнали, что «принцип методологического индивидуализма терминологически был введен в программу экономических исследований Й. А. Шумпетером», но сама «система постулатов ортодоксальной экономики, основанная на принципе методологического индивидуализма, берет начало от известного труда "Principles of Economics" Альфреда Маршалла (Marshall, 1890)», что сужает наше исследование к выяснению вопроса: - откуда методологический индивидуализм появился у самого Маршалла?
7.2. Альфред Маршалл большую часть жизни преподавал экономическую теорию в Кембриджском университете, и потому не мог не знать книгу соотечественника и последнего великого политэконома Джона Стюарта Милля «Принципы политической экономии», которая после опубликования в 1848 г. была основным экономическим учебником до выхода в свет в 1890 году труда «Principles of Economics» самого Маршалла. О знакомстве Маршалла с методом индивидуализма свидетельствует употребление им термина economic man в предисловии PREFACE TO THE FIRST EDITION
7.3. Я считаю, что именно Джон Милль сыграл главную роль в становлении методологического индивидуализма основополагающим методом буржуазной политэкономии. Так случилось. что Джон Милль был другом Давида Рикардо, но так как его отец Джемс Милль воспитал его в понятих этического учения Иеремия Бентама, то Джон Милль попытался развить незавершенную теорию стоимости Рикардо путем введения в нее понятия ПОЛЕЗНОСТЬ, позаимствованного как раз из утилитаризма.
7.4. Его отец, будучи последователем Бентама и приверженцем ассоциативности, хотел чтобы его сын продолжал дело утилитаризма и его реализацию после того, как он и Бентам умрут.
7.5. Подобно Рикардо, пытавшемуся объяснить меновую стоимость путем подсчета количества трудочасов, Джон Милль так же пытался объяснить формирование цены, но не через меновую, а через потребительскую стоимость, в предположении, что как-то можно подсчитать количество ПОЛЕЗНОСТИ в каждой вещи. В результате - сегодня все считают, что Милль вульгаризировал как утилитаризм, так и теорию стоимости Рикардо, сведя последнюю к давно существовавшей теории издержек. Надо сказать, что модификация Миллем теории Рикардо была попыткой соединить ее с идеями отца, так как Джемс Милль был приверженцев теории издержек. Но так получилось, что Джон Милль своей попыткой синтезировать несколько теорий - никакой собственной теории стоимости не создал, фактически вернувшись к старой теории спроса и предложения. Надо учитывать и отчетливую про-имперско-колониальную позицию Джона Милля как общественного деятеля, что, определенно, заставляло его отходить от социалистических позиций Рикардо. С одной стороны, сама тема ПОЛЕЗНОСТИ была близка Джону Миллю как популяризатору утилитаризма, но для создания хоть какой-то теории стоимости на основе ПОЛЕЗНОСТИ - нужно было эту ПОЛЕЗНОСТЬ сделать измеряемой величиной, что противоречило постулатам Бентама, не позволявшим производить сравнение полезности разных вещей. В результате Джон Милль пошел и против Бентама, соответственно, и против утилитаризма, предложив классификацию ПОЛЕЗНОСТЕЙ по степени их важности для жизнедеятельности человека. Однако сам Милль так и не придумал способа сравнивать ПОЛЕЗНОСТИ разных вещей, так как у него модель человека в экономике еще не была столь оторвана от реальных людей, но, видимо, именно Джон Милль подсказал Альфреду Маршалу направление для возможного развития политэкономии в неоклассическую теорию - через полный отрыв ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ от реальных людей. Если потребительная стоимость - по определению - является субъективной оценкой со стороны участников обмена, то ничто не мешает создать теорию поведения некоего фантастического существа под названием Homo economicus, которого можно снабдить свойством - «видеть ЭФИР ПОЛЕЗНОСТИ» в каждом предмете, а потому - «оценивает» и «сравнивать» ПОЛЕЗНОСТИ даже разных товаров.
7.6. Если Бентам считал, что ПОЛЕЗНОСТИ разных вещей принципиально не могут быть сравнимы, то Милль почти подошел к маржиналистскому пониманию ПОЛЕЗНОСТИ, как одного из свойств, имманентно присущих всем товарам. Но у всех теорий полезности был непреодолимый недостаток в виде того очевидного факта, что потребительные стоимости товаров качественно разнородны и несоизмеримы друг с другом. Обойти эти мелочи можно было лишь выдумываем некоего субъекта (агента, участника) в экономике, который «мог видеть» в вещах то общее, что позволяло товары соизмерять и, соответственно, определять коэффициенты их обмена. Джон Стюарт Милль был тем экономистом, который первым начал создавать Homo economicus, хотя мы уже выяснили, что человек экономический, как некто, изначально способный сравнивать полезности - не мог иметь к представителям биологического вида Homo sapiens - никакого отношения. Критики Милля, которые и придумали этот термин - Homo economicus, глубоко ошибались, считая милльевского economic man моделью человека. Ведь среди людей нет ни одного человека, способного сравнить ПОЛЕЗНОСТЬ разных вещей.
7.7. Однако самому Миллю, да и всей буржуазной политэкономии - не удалось найти объективную основу цен в ПОЛЕЗНОСТИ вещей, поэтому политэкономия прекратила своё существовании вместе с кончиной Милля. Однако на трудах Джона Милля выросло целое поколение экономистов-практиков, которые совершили маржиналистскую революцию в экономической науке, которую современный мировой экономический кризис разоблачает как величайший подлог с понятиями.
Сущность маржиналистской революции
8.1. Для понимания ситуации в экономической науке середины XIX века надо обратится к истории научной мысли, из которой мы узнаем, что в XIX веке происходил бурный рост промышленного производства, но буржуазные политэкономы ничего не давали элитам ведущих стран Европы, спонсирующих их через университеты. Больше того - классическая политическая экономия совершенно исчерпала себя, а единственным направлением, которое развивалось - был марксизм, но Карл Маркс для властей был маргиналом с радикальными взглядами. Да, две книги Джона Милля - (1) «Опыты о некоторых нерешённых вопросах политической экономии» (англ. Essays on some unsettled Questions in Political Economy изданная в 1844 году) и - (2) «Принципы политической экономии» (Principles of Political Economy опубликованная в 1848 году) - стали общепризнанными учебниками, но ведь и они не содержали практических рекомендаций. И тогда инициатива перешла к экономистам практикам, которые в свой практическоц работе на предприятиях и финансовых организациях так или иначе вынуждены были искать закономерности в формировании цены, при этом чаще не опираясь на экономическую науку, а на бытовые представления о том, что стоимость находится в прямой зависимости от объема или веса продукта.
8.2. Нет нужды обосновывать положение, что все основные участники маржиналистской революции находились под влиянием утилитаризма, так как само понятие ПОЛЕЗНОСТЬ пришло из этого этического учения о методах достижения человеком максимального УДОВОЛЬСТВИЯ. Но, если для Джона Милля, который сам был разработчиком утилитаризма, экономический индивидуализм был способом найти причины формирования цены (коэффициентов обмена) через сравнение потребительных стоимостей, что он сам, несомненно, считал развитием трудовой теории стоимости Рикардо, то маржиналисты изначально исповедовали принцип методологического индивидуализма, так как исходили из положения, что «анализ цены должен быть сведен к анализу индивидуальных оценок». Ведь отправной точкой отсчета у маржиналистов, как и всей ортодоксальной теории была ситуация ОБМЕНА, в которой только индивид был ТЕМ, кто определял величину ПОЛЕЗНОСТИ в каждом предмете, но так как ни один реальный человек не может сравнивать ПОЛЕЗНОСТИ, то в рассуждениях маржиналистов реальный человек сам был заменен абстрактной моделью по имени - Homo economicus, основные черты которой уже разработал последний политэконом Джон Милль.
8.3. Но маржиналисты понимали, что мало кто оценит теорию поведения одного единственного субъекта, тем более абстрактной модели, поэтому пришлось обратить внимание на ПРЕДМЕТ ОБМЕНА с целью поиска в нём самом ПРИЧИНУ ВЫБОРА (в моей трактовке - причину ВОЖДЕЛЕНИЯ) покупателя из набора аналогичных предметов (благ). Оказалось, что этой проблемой уже давно занимается утилитаризм, который рассматривал ПОТРЕБЛЕНИЕ как некий процес достижения человеком максимального УДОВОЛЬСТВИЯ. Но идея о последовательности удовлетворения ПОТРЕБНОСТЕЙ единицами или долями блага, что отождествляюсь с ростом УДОВЛЕТВОРЕНИЯ-УДОВОЛЬСТВИЯ, доказана быть не могла, и потому была взята маржиналистами в качестве аксиома. Но эта аксиома не работала без следующих предусловий:
- 8.4. Первое, ПОТРЕБНОСТЬ людей в товарах, часто не удовлетворяющих какие-либо насущные нужды, является тождественной ПОТРЕБНОСТЯМ в жизненно-необходимых благах (маржиналисты этого обосновать не сумели, потому так же замели в неявные постулаты);
- 8.5. Второе, что ПОЛЕЗНОСТЬ - это сущность, [u]делимая на части, точнее - на порции[/u], при [u]последовательном[/u] потреблении которых происходит нарастание УДОВОЛЬСТВИЯ на ОДНУ единицу. При этом процесс понимался и как рост ПОЛЕЗНОСТИ, подобно наполнению желудка - так необходимой и, очевидно, полезной для жизни - водой при удовлетворении жажды. Соответственно, каждое благо стали рассматривать [u]делимым[/u], по крайне мере - на 100 частей, где 100 частей совокупно есть МАКСИМАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ, тождественная 100% УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ (ПОЛНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ).
8.6. Подлог удался по той причине, что организаторы-маржиналисты апеллировали к бытовым низменно-практичным представлениям потребителя экономического знания, то есть элите, которая сама - по идеологическим причинам - рада была быть обманутой. После того как потребитель соглашается с пониманием фуфлосущности ПОЛЕЗНОСТЬ как некой невидимой «жидкости» или эфира, в разном количестве разлитом по предметам, так его сразу окутывают обманом о возможности измерения этой ПОЛЕЗНОСТИ, но уже не конкретной, а абстрактной, и потому лишь - «одинаковой» для всех предметов. Ловкость рук состояла в том, что маржиналисты, создав иллюзию о корреляции повышения ПОЛЕЗНОСТИ с порционным объемом потребления, без тени сомнения переходили от измерения ПОЛЕЗНОСТИ при росте потребления одного блага к СРАВНЕНИЮ ЧИСЛЕННЫХ ВЕЛИЧИН ПОЛЕЗНОСТЕЙ, для чего разные графики зависимости ПОЛЕЗНОСТИ от потребления блага некими единицами или порциями выдавались как «доказательства».
8.7. Принцип методологического индивидуализма маржиналисты использовали для отождествления процесса порционного потребления до получения максимального наслаждения - с процессом достижения ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ. В основном эксплуатировался бытовой ОПЫТ каждого человека по наполнению водой сосудов порциями жидкости, а дальше этот опыт объявлялся аналогичным каждому процессу потребления - единицами или порциями блага, даже без учета того, что оно могло быть неделимы, и потому как все рассуждения были уже нереальными - они не вызывали возражений. Дальше всех пошла математическая школа маржиналистов, заявившая о возможности измерения УДОВОЛЬСТВИЯ-ПОЛЕЗНОСТИ некими единицами - utils (ютиль). При этом уже предполагается, что экономист заранее сам знает максимальную величину ПОЛЕЗНОСТИ, выраженную в этих единицах полезности - utils. Собственно обман уже состоялся - так как дальше можно сравнивать уже не сами ПОЛЕЗНОСТИ, а некие числа, якобы отражающие величину ПОЛЕЗНОСТИ, без возражения - разную в разных предметах. При этом все эти бытовые рассуждения - подаются, как якобы проверенная на опыте «наука».
8.8. Да, отвлеченные рассуждения (кто будет возражать против фантазий?) позволяют предположить, что существует некий объем блага, который вызывает МАКСИМАЛЬНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ (при этом пик максимальности приписывается потреблению последней порции), который воображаемо можно поделить на 100 (сто) порций. Рассуждения обманывают потребителя, так как предполагается, что масса этой одной сотой МАКСИМАЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ будет принята за эталонную, что якобы позволит как-то ранжировать однотипные предметы по содержанию порций от 1 до 100, и даже больше. Такое ранжирование можно произвести в отношении всех однотипных предметов, в результате чего у всех товаров даже разной природы появляются численные величины, выраженные в utils, которые никто не мешает сравнивать. Но, во первых, что дает это сравнение? - совершенно не понятною нормальным людям, кроме экономиксистов, построивших на этом подлоге целую гору по названию ЭКОНОМИКС. Во вторых, рассуждения лишь подготавливать потребителя к обману, так как 1 utils - это не одна сотая предмета, а одна сотая от МАКСИМАЛЬНОГО УДОВОЛЬСТВИЯ, которые трудно как-то измерить ведь первой единице - соответствует первая порция вызывающая наибольшее удовольствие, соответственно, последней - последняя порция блага вызывающая наименьшее УДОВОЛЬСТВИЯ (что тождественно наименьшей ПОЛЕЗНОСТИ). Бесспорно - числа мы можем сравнивать, но что собой представляет собой каждая единица itils - измерить нельзя.
8.9. Понятно, что еще есть смысл сравнивать предметы, удовлетворяющие одну ПОТРЕБНОСТЬ, или в смысле - содержащие один вид эфира, но шулерам-маржиналистам никто не мешал поломать логику и начать сравнивать численные выражения ПОЛЕЗНОСТЕЙ, сравнивать которые ни один здравый человек не стал бы, кроме маржиналистов. Особенно ярко ПОДЛОГ можно увидеть в формулировке второго закона Госсена:
8.10. При наличии определённого количества различных продуктов - индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, так как приносит максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов.
8.11. Что такое - «равенство предельных полезностей всех продуктов» - нормальный человек понять не может, что не мешает экономиксистам создать ЕДИНУЮ шкалу "полезности" именно с равными единицами ПОЛЕЗНОСТИ для всех товаров. Я уже говорил о сумасшествии рассуждений о разделении ПОЛЕЗНОСТИ на равные доли, ведь даже при формальной возможности - мы никогда не узнаем размера универсальной ПОРЦИИ самого блага, соответствующего 1-ому utils. Тогда: - или благо должно быть универсальными - или все блага тождественны друг другу. Но ведь формулировка второго закона Госсена вводит в экономическую теорию постулат о возможности выравнивание величины ПОЛЕЗНОСТИ в долях разных благ. Но в современной формулировке закона Госсена куда-то исчезло КРИТИЧНОЕ УСЛОВИЕ, что всю оценку ПОЛЕЗНОСТИ в численных величинах и это ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РАВЕНСТВО ПРЕДЕЛЬНЫХ ПОЛЕЗНОСТЕЙ производит один единственный субъект, тогда как для совершения ОБМЕНА у другого участника обмена оценки должны быть совершенно противоположными. Поэтому и нужен был методологический индивидуализм, так как снимал все эти логические противоречия в головах маржиналистов путем особо подхода, при котором все субъекты экономики представляет собой одну и ту же модель экономического человека, и потому оценки ПОЛЕЗНОСТИ в главах всех Homo economicus - тождественных друг другу не могут отличаться друг от друга. Не важно, что при равенстве оценок величины ПОЛЕЗНОСТИ в предмете обмена - сам ОБМЕН (при предположении о взаимозаменяемости ПОЛЕЗНОСТЕЙ) - становится невозможным, ведь у одного участника по названию покупатель - должно быть ВОЖДЕЛЕНИЕ им владеть, а у продавца - обратное желание: отказаться от него взамен на встречные предметы, или деньги, которые продавцу в момент обмена никакого удовольствия и, соответственно, ПОЛЕЗНОСТИ - не приносят. В рассуждениях же маржиналистов - уже изначально неявно самой ПОЛЕЗНОСТИ придается объективность, и даже больше - признается возможность сравнивать все предметы, точнее - сравнивать численные величины, выраженные в (ютилях (utils - единица полезности), которые якобы все Homo economicus одинаково «видят» в каждом предмете.
8.12. Как известно, неоклассическая экономическая теория появилась вместе с книгой Principles of Economics английского экономиста Альфреда Маршалла в 1890 году, когда кардиналистская теория полезности о количественном измерении ПОЛЕЗНОСТИ (Cardinal utility) уже считалась устаревшей, но и «победившая» ординалистская теория полезности все равно исходит из возможности сравнение количества полезности, пусть и на порядковой шкале. Настоящие экономиксисты понимают, что весь их ЭКОНОМИКС (т.е. неоклассическая экономическая теория) стоит на невозможном в Природе сравнении ПОЛЕЗНОСТИ разных предметов, вещей, товаров и благ, поэтому добрая половина научных текстов посвящена обоснованию новых и новейших вариантов общей теории полезности. Для создания видимости научности ЕКОНОМИКС подключены психологи, пытающиеся через новые теории потребности отождествить потребность в товаре с жизненно-важной нуждой. Ведь без этого отождествления - нельзя объяснить выбор человеком одного товара из ряда аналогичных. Обеспокоенность самих экономиксистов за свое будущее можно заметить на сегодняшнем отречении большой их части от принципа абсолютной рациональности, да и, соответственно, от всей модели Homo economicus, и переходом к теории «ограниченной рациональности». Однако даже отказ от модели человека в экономике, действительно нереально фантастической в мейнстрим экономикс, благодаря всезнанию всех цен в мире и своей супер-рациональности в поведении, ничуть не спасает неоклассику, так как она по-прежнему не признает существование общества как реальной сущности. Ведь цены - в смысле коэффициенты обмена - участники ОБМЕНА путь их только двое, сами не придумывают их в момент обмены и не берут из своего личного прошлого опыта, все субъекты экономики знают о ценах от других людей, которые в совокупном взаимодействии и образуют рынок. Но у всей неоклассики первичным является именно индивид, который исключительно своим участием - территориально или по интересу создает вместе с себе тождественными общество и все остальные социальные группы, то и цены в общество приносит индивид как свои знания от рождения. Любой взгляд на сообщество как на простую совокупность людей приводит к этим странным выводам. Но такова уж ортодоксальная экономическая теория, от которой элиты уже перестали ожидать рецепта действий в экономике, передоверяя принятие решения таким практикам как Бернанке, который супротив учебнику экономикс «впрыском» огромного количества денег предотвратил переход кризиса 2008 года в острую фазу.
полезность теория предельной полезности |
9.1. Надо понимать, что методологический индивидуализм подразумевает отрицание феноменов - общество и социальная группа - и не только ради создания теории предельной полезности, как идеологически выгодной альтернативы трудовой теории стоимости, а потому что - вообще вся политическая экономия, включая и марксизм, не имела, да и не могла иметь научного представления об ОБЩЕСТВЕ, как СТАИ ЛЮДЕЙ. И причиной был исторический казус, который состоял в том, что основные труды политэкономии были написаны «ДО» момента появления Дарвинизма. Собственно, не знаю, как там буржуазные политэкономы, но Маркс и Энгельс были согласны с теорией о происхождении людей из животного мира, но это не мешало им представлять первое общество как ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО. И даже знакомство с теорией о происхождения людей от обезьян - не могло заставить их придти к понимаю общества как СТАИ с жесткой иерархической структурой, так как исключение ИЕРАРХИИ между людьми в исходном сообществе было условием коммунализма (коммунизма), который в начале истории человечества так жаждал сам Маркс. Основатели всех экономических теорий, включая и Маркса с Энгельсом, даже не поняли, что постановка Дарвином человека в фенологический ряд приматов - перечеркивало всех их экономические теорий, так как гоминиды жили в составе СТАЙ, иерархическую структуру которых люди просто получили по наследству от австралопитеков. И эта всеобщая ошибка не позволяет и не позволяет решить проблему выбора человеком в момент обмена одного товара из ряда аналогичных. А без этого и любая теория стоимости выглядит несущественной. Собственно, теория принятия решения до сих пор остается - главной нерешенной проблемой всех экономических теорий, кроме НЕОКОНОМИКИ. Беда всех экономистов в том, что они не считают человека - зверем, преследующим цель - повысить свой статус в иерархии стаи.