Обмен экономика
11.12.2019 Понятие ОБМЕНА считается элементарно понятным в ортодоксальной науке, которая, как выяснилось, находится на стадии классификации, и поэтому ей достаточно описания обмена, а возникновение обмена современных ученых совершенно не интересует. Оно понятно, что появление обмена произошло задолго до появления самих людей, ведь обмен материей - это системное свойство объектов во Вселенной, но я считаю, что новая экономическая антропология (НЕОАНТРОПОЛОГИЯ) обязана прояснить вопрос - что такое обмен у людей? Поэтому данная статья про отношения обмена в экономике.
Определение обмена
2.1. Многим читателям причина возникновения обмена не нужна, поэтому я вначале выкладываю определение обмена с сайта Википедия со страницы ОБМЕН. Я сохранил вариант текста статьи ОБМЕН в Википедии на момент 09.12.2019, так как буду его использовать как типичный взгляд ортодоксии на явление ОБМЕН.
2.2. Здесь рассматривается только ОБМЕН экономика, но у этого термина существуют и другие значения. Значение обмена читатель может прочитать на странице источника, если кликнет на кнопку-заголовок Обмен в википедии.
Обмен Википедия
2.4. Может быть насильственный обмен и ненасильственным - добровольным обмен. 2.5. Одной из форм добровольного обмена является торговля. Чтобы каждая сторона обмена считала обмен справедливым и равноценным, такой обмен требует соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению вещей. Это требует наличия единой основы, меры эквивалентности, которой является стоимость товаров. 2.6. Обмен может происходить как непосредственно на другие товары или услуги, по схеме «товар-товар» (бартер), так и обмен с участием денег по схеме «товар-деньги-товар» (купля-продажа). 2.7. Насильственный обмен чаще всего одна из сторон считает несправедливым, неэквивалентным, грабительским. Без применения (или угрозы применения) силы подобный обмен на добровольной основе не происходил бы. Примечания Большая советская энциклопедия БСЭ 3-е издание ОСНОВНОЙ ВАРИАНТ. Ссылки Процесс обмена (глава 2 из книги К. Маркса «Капитал») |
Понятие обмена в экономике
3.1. Утверждение - «обмен основа экономики» - является основополагающим во всех экономических теориях, что предполагает всеобъемлющее изучение ОБМЕНА как центрального понятия, но в ортодоксальной науке термины имеют описательный характер, так как при аксиоматическом подходе у ученых нет причины прояснять вопрос о реальной сути феномена. Ведь для возведения теоретической конструкции совершенно не важно, имеет ли постулат какого-либо отношения к реальности. Особо невзыскательным является мэйнстрим экономикс, которому достаточно даже бытового описания явления, наблюдаемого «здесь и сейчас». Как науке аксиоматической, да еще из XIX века, у нее нет никакой нужды соответствовать какому-то там принципу историзма. А если временной динамики нет совсем, то слово обмен, использованное даже при описании жизни первобытных людей, всё равно будет продажей товара за деньги. (Сегодня уже всем понятно, что экономическая теория никаким образом не «современная», так как ограничена рамками давно прошедшего XIX века. Её нельзя применять, как для изучения предшествующих эпох, так и для экономики XX века, тем более века XXI.)
3.2. Читатель мое утверждение может проверить на себе, так как, я уверен, при чтении предыдущего текста его не удивило включение в ортодоксальное определение обмена слова товар и упоминание про роль денег в обмене, так как он сам учился, либо на положениях марксизма, либо на постулатах экономикс. Качество определения обмена определил уровень понимания феномена ОБМЕН отцами основателями, жившими в теперь ужа далёком XIX веке, когда у них было никакой возможности разобраться в его генезисе, да они просто считали куда важнее для себя - успеть написать собственную теорию, предметом которой была бы их историческая эпоха. Еще Адам Смит в своей работе Богатство народов, можно сказать, отсёк свою политэкономию от предшественников, когда объединил их в одно воображаемое сообщество под названием маржиналисты, выбранное им как раз для критики их мыслей, как ограниченных рамками поиска немедленной выгоды. Россияне же убеждены, что политическая экономия появилась в середине XIX века, вместе с марксизмом, тем более что тогда же закладывались основы экономикс. А почему в определение обмена попали термины из терминологии более позднего состояния экономической теории, можно объяснить тем обстоятельством, что и в XVIII и в XIX веках в Европе уже господствовал капитализм, и деньги считались лишь особым видом товара из золота, поэтому неудивительно, что всю торговлю во все времена воспринимали не иначе как обмен товара на деньги.
3.3. Разлом адамсмитовской политэкономии прошел по линии отношения к трудовой теории стоимости, ставшей фундаментом марксизма, но основная часть политэкономов признала теорию предельной полезности, которую можно считать буквально теорией обмена, только психологической, так как она учитывает как раз степень вожделения у человека при виде товара, которое и определяет последующее решение - купить или отказаться. Дело в том, что приверженцы концепция полезности так и не нашли ответа на вопрос, чем же мерить ПОЛЕЗНОСТЬ, поэтому вполне возможна моя трактовка причины обмена как вожделение, которое есть лишь психическое состоянию человека. Причем она верна, так как отношения обмена между гоминидами были ярко окрашены эмоциями, ведь акт обмен представляет собой удовлетворение иерархического инстинкта. Но разбираться в том, что же собой представлял какой-то там обмен без денег, которым люди занимались на протяжении всего лишь пары миллионов лет, было не интересно и невозможно. Для первых политэкономов понятие обмена выглядело столь обыденным, что не требовало какого-либо объяснения. Неряшливость в терминологии присутствует во всех социальных (общественных) науках, больше того, даже сегодня мало кто из российских ученых знает правила верификации их же собственных гипотез, чего уж требовать от философов прошлого, которые не могли знать о проблеме демаркации научного знания от ненаучного, разрешение которой теория познания предложит лишь в XX веке.
Условия возникновения обмена
4.1. Однако нет смысла глубоко уходить в теорию торговли, так как в тот исторический период, когда возник обмен - никакого товара еще не было в помине. Мы уже выяснили, что обмен был уже у приматов, конечно, у тех видов, которые вели стайный образ жизни, хотя бы в виде семейной группы. Ведь только в этом случае - в смысле образа жизни в составе СТАИ - можно говорить про процесс обмена как регулярную циркуляцию пищи среди членов сообщества. Понятно что, если нет сообщества как некоего множества субъектов обмена, то нет и самого обмена. К счастью, австралопитековые, которые около 9 миллионов лет назад отделились от общей с шимпанзе эволюционной линии гоминид, вели стайный образ жизни, так что всегда имелась пара субъектов для реализации обмена как встречного движения минимум двух материальных предметов или услуг, например, груминга.
4.2. Если мы признаем тождественность обмена между двумя обезьянами и двумя людьми, то надо разбираться с тем, что же представляет собой владение предметов у обезьян, так как в экономической теории понятие обмен и потребление связывают с понятием частная собственность. Но собственность у животных - это право употребить тот ресурс, который попал в непосредственное окружение - в смысле - некий минутный территориальный природно-хозяйственный комплекс одной особи. При равных возможностях у разных особей вс равно присвоенное из Природы, как по ассортименту, так и по объему добытого будет отличаться, так как для этого имеются как (1)объективные причины, например, неравномерность распространенности ресурсов на поверхности суши, так и (2) субъективные, определяемые личными качествами, например, активностью и умением. Перераспределении продуктов и услуг от более сильных особей к менее удачливым выравнивает объемы потребления, и потому является эволюционной находкой для улучшения шансов вида в межвидовой конкуренции. Однако для возникновения распределения животным приходится переходить к стайному, то есть, совместному образу жизни.
4.3. Советую читателю прочитать статьи - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ и ТЕОРИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, так как моя теория обмен есть лишь частный случай перераспределения.. Так как всякое взаимодействие есть лишь выяснение вопроса - кто над кем доминирует, то причиной целостности сообщества - т.е. причиной нахождения отдельных животных вместе - является получение прибавки потребления из системы распределения, но переход продуктом может происходить только по линиям доминирования, так как в структуре стаи нет ничего другого, кроме этих линий.
ТЕОРИЯ ОБМЕНА
Определение понятия обмен
5.1. Если читатель знаком с понятием система распределение, то можно разбираться с обменом, так как его можно считать как горизонтальное распределение или просто - перераспределение. Обычно обмен происходит между членами сообщества, находящимися на приблизительно равной ступени иерархии, то в любой паре взаимодействующих особей в СТАЕ - по причине иерархии - одна выступает в роли ВОЖАКА, вторая - в роли подчиненного члена. В этой мини-иерархии низкоранговая особь реализует свой иерархический инстинкт путем подношения более статусной, или у нее его просто отбирает более статусная, выступая здесь как особь-вожак, которая в свою очередь, ради подтверждения своего доминирующего положения, должна передавать избыток личного потребления низкоранговой особи, которой в данный момент и является партнер по взаимодействию. И когда оба действия происходят в одно время, то это и называют словом ОБМЕН.
5.2. По сути, обмен между животными одного вида есть лишь фрагмент системы перераспределения между членами сообщества с приблизительно равным рангом. Процесс обмена выглядит как встречное движение продуктов или услуг, лишь потому, что оба участника в процессе обмена по-разному удовлетворяют иерархический инстинкт, точнее - в разных ролях - один в роли ИЕРАРХА, распределяющего избыток потребления, второй же - в роли подчиненной особи, делающей подарок более статусному члену.
5.3. Сама же горизонтальная система перераспределения появилась для повышения выживаемости единиц вида в межвидовой конкуренции. Ведь распределение не гарантирует низкоранговому члену получение всего ассортимента продуктов, добытого всем сообществом, так как для полного удовлетворения продукты в системе распределения должны совершить, возможно, не один оборот по кругу - от низкоранговых членов к ВОЖДЮ и уже от него по линиям доминирования в КЛИЕНТЕЛАХ до самых низкоранговых и обратно.
5.4. Обмен у людей получил столь большое развитие благодаря достигнутой глубине разделения труда в единицах человечества, когда каждый участвует в производстве лишь одного продукта, что делает его самого критически зависимым от труда остальных членов, так как необходимые для жизни продукты он получает от них, как мы выяснили - через систему распределения, которая представлет собой дерево линий доминирования. Но иерархическая система распределения сверху от ВОЖДЯ по КЛИЕНТЕЛАМ не гарантирует человеку потребление всего ассортимента из добытого его СТАЕЙ, и лишь система перераспределения в виде горизонтальных обменов, позволяет сбалансировать потребление по ассортименту.
5.4. Почему обмен у животных есть фрагмент перераспределения? Перераспределение как переход продуктов от низкоранговых к статусным и обратно - происходит постоянно, и лишь когда переходы продуктов вверх и вниз происходя в один момент и выглядят как встречные, то они попадают под определение обмена. Одномоментность - это скорее экономия времени и сил, а для высших животных еще и маленький обряд ради подтверждения имеющихся отношений.
Критика ортодоксальной теории обмена
6.1. В виде критики ортодоксии хочу сделать пояснение о том, как обычное бытовое представление об ОБМЕНЕ попало в науку. Отцы основатели экономических теорий жили в эпоху, когда сама философия знаний была не разработана, они просто посчитали значение слова обмен - не нуждающимся в каком-либо объяснении. Ведь в быту никто не видит саму систему распределения всей единицы человечества, в которой живет. Бездомный в капиталистическом государстве имеет вполне достаточный объем потребления, и это - благодаря общему благосостоянию остальных членов общества, избыток потребления которых перераспределяется до самых последних изгоев. Просто никто не отслеживает множество без-ответных одно-направленных переходов продуктов по линиям доминирования (1) сверху вниз, так и переходы избытка личного потребления от рядовых членов (2) вверх к вожаку (в результате которого и возникает тот совокупный продукт как именно ТО, что потом вожак или государство уже может распределять), но зато все особо выделяют (3) случай, когда между двумя особями происходит одновременная передача продуктов.
6.2. Ортодоксальная теория неряшлива в терминологии и, не понимаю сути явления, стремится подменить его синонимами, например, обмен чаше сводят к понятию мены, будто это что-то проясняет. В понятийном плане весь предыдущий текст - это рассказ про БАРТЕР, под которым подразумевается обмен без денег (в широком смысле - обмен товарами без денег между не только юридическими лицами.
|
6.41. Как видим, и определении бартера содержит понятие право собственности, которое сужает понятие бартера до периода «ПОСЛЕ» возникновения этого права, создавая впечатление что ортодоксальная экономическая теория отрицает бартер в предыдущий период истории.
6.5. Я уже говорил, что ортодоксальная наука более-менее оформилась пару столетий назад, но её беда в том, что она взяла имеющуюся бытовую терминологию (другой не было), которая лишь обозначала явления, при этом не имея никакого научного объяснения. Все экономические теории сразу «пошли вперед в будущее», не подозревая, что без «движения в прошлое» ради выяснения сути используемых понятий, они не будут отвечать критерию научности. Посчитав, что устоявшийся бытовые понятия уже сами являются постулатами, на которых как на фундаменте, можно строить здание науки, ортодоксальная наука пришла к сегодняшнему результату - все развалилось в первоначальное состояние, открыв всем глаза на классификационный и описательный характер современной науки, в том смысле, что её прогнозы ничем не подкреплены.
6.6. Наука не могла понять возникновение и развитие обмена, просто потому, что искала значение обмена как отдельного явления, тогда как ОБМЕН является лишь частным случаем акта распределения, когда движение продуктов вниз-вверх по иерархии происходит в один момент между 2-мя членами СТАИ с примерно равными рангами.
Натуральный обмен
7.1. Смысл обмена подразумевает взаимную передачу активностей участников, поэтому даже услуги могут быть предметом обмена, но в речевом обороте устоялось выражение натуральный обмен, как обмен предметами, которые надо считать результатом активности участников обмена. Тем более, что обмен при помощи денег - подпадает под определение термина торговля за деньги. Скорее понятие натуральный обмен надо расшифровывать как обмен у людей или обмен между людьми, и это поднимает вопрос о тех сущностях, которые могли быть объектами обмена именно у людей. Ведь под обменом мы почти всегда подразумеваем обмен все же материальными предметами.
7.2. Люди изначально жили в составе ПЛЕМЕН, как принято называть СТАИ людей в первобытной древности, и вели совместное хозяйство, в котором, как утверждает марксизм, все было общим. Меняться предметами, в данном случае имеются в виду - средства производства и предметы быта, которые находились в общем владении, было довольно бессмысленно. Поэтому если и был обмен, то объектами продолжали быть продукты питания, и причиной была несправедливость, присущая системе распределения, которая каждому члену не могла гарантировать весь ассортимент, причем, не только необходимого для жизни, но даже некоторых видов продуктов из набора продуктов, добытых в данный день, так как любой продукт мог быть полностью употреблён членами, находящимися на верхних ступенях иерархии. Именно в подобных случаях горизонтальное распределение (или перераспределение - то есть путем обмена) позволяло члену расширить ассортимент потребляемых продуктов.
7.3. Теперь рассмотрим вопрос о появлении права распоряжения предметами у рядовых членов, так как при иерархической структуре ПЛЕМЕНИ единственным потребителем был только ВОЖДЬ. С тех времен, когда у людей появилась возможность не просто обращать внимание на яркие и красивые предметы в окружающей среде, но и переносить их вместе с собой, они сосредотачивались у ВОЖДЯ. Олег Григорьев в лекциях по НЕОКОНОМИКЕ называет эти бесполезные для производственной деятельности предметы - словом ПРЕЛЕСТИ. Найдя некую ПРЕЛЕСТЬ, например, красивое перо, рядовой член вряд ли мог его удержать в своем владении, ВОЖДЬ и любой более статусный член скорей всего его бы отнял, и зная об этом, рядовой член чаще найденную ПРЕЛЕСТЬ с радостью преподносил ВОЖДЮ как подарок. Поэтому на ранней стадии, если у кого и была возможность меняться ПРЕЛЕСТЯМИ (под которыми и подразумеваются натуральные предметы обмена), так это - лишь у ВОЖАКА-ВОЖДЯ и его ближайших статусных самцов-мужчин.
7.3. Сразу можно сказать, что тот обмен, который в экономических теориях называется не иначе, как обмен в экономике - и возник, и на протяжении 2-х миллионов лет существования ПЛЕМЕН, был обменом исключительно ПРЕЛЕСТЯМИ - т.е. предметами, не имеющими никакого особого практического применения, разве что в качестве украшений у статусных членов общества. Чтобы рядовые члена могли меняться - этих ПРЕЛЕСТЕЙ в окружающей Природе должно было быть столько, чтобы с одной стороны - они остались редкостью, не доступной всем, а с другой - их должно хвать, чтобы у ВОЖДЯ и статусных членов возник переизбыток, отчего они бы перестали отнимать эти ПРЕЛЕСТИ у рядовых членов. (Мы теперь можем понять, по каким причинам крупные перья орланов стали признаком высокого статуса у североамериканских индейцев.) Иметь ПРЕЛЕСТИ, которые можно было использовать как единственные предметы обмена, было привилегией, которая по мере развития производительных сил опускалась от ВОЖДЯ вниз по порядковой иерархической лестнице к участнику обмена, как члену, стоящему на уровне иерархии, которому было позволено их иметь. Экономический обмен был привилегией, которая постепенно опускалась до рядовых членов ПЛЕМЕНИ, но, в любом случае - предметами обмены могли быть лишь предметы, не участвующие в системе разделения труда ПЛЕМЕНИ, так как тех производилось ровно столько, сколько требовалось и, поэтому - их изъятие могло нарушить производство.
Причина обмена
8.1. На бытовом уровне сложилось мнение, что причина возникновения обмена у людей в желании удовлетворить самые жизненно-необходимых потребности. Думаю, в голове у ортодоксальных экономистов то же самое представление, может, лишь расширенное некими соображениями, что продукт мог быть потреблен на верхних ступенях иерархии или уйти в одну из КЛИЕНТЕЛ, в результате чего получить продукт можно было только путем обмена с владельцем. Тем болле таким образом можно было объяснить ситуацию, когда инициатором обмена выступала особь с более высоким статусом. Ведь в соответствием с иерархией член с высоким рангом мог просто отнять приглянувшийся ему предмет, но тут надо учитывать то, что обмен происходит обычно между практически равными членами и банальный отъем (или - в терминологии ортодоксии - несправедливый обмен) мог закончиться конфликтом, в котором от агрессии со стороны обиженного члена мог пострадать и более статусный член.
8.2. Если же рассматривать обмен у людей на стадии кочевых охотников, то мы не обнаружим особого разнобоя в ассортиментах потребления разных членов, который когда-то имелся на проденной стадии собирательства, При собирательстве у австралопитеков самым дефицитным продуктом было мясо животных, которое было продуктом потребления самых статусных членов, а рядовые члены с удовольствием желали выменять его на продукты растительного происхождения. Но первые люди появились как раз благодаря освоению охоты, и мясо, ставшее основным продуктом в рационе, практически устранило разнобой между ассортиментами потребления членов с разными статусами. Освоение огня позволило выделить общую кухню как отрасль подготовки пищи в системе разделения труда СТОЯНКИ. Практически пища стала одинаковой для всех, а лакомства, которые каждый мог утаить от общего котла - скорее были роскошью, в смысле - не особо жизненно-важными продуктами, что роднило их с ПРЕЛЕСТЯМИ, о которых я рассказывал в предыдущей главе.
8.3. Откуда же берется вожделение иметь ПРЕЛЕСТЬ, так что человек готов за неё отдать порой несоизмеримо более ценные вещи - в смысле - важные для жизни и здоровья. Другой вопрос - почему у разных людей разная степень вожделения к разным ПРЕЛЕСТЯМ. Ведь некий предмет для одних может быть объектом страстного желания владеть им и, значит, быть ПРЕЛЕСТЬЮ, тогда как в глазах других людей - вообще не считаться вещью, имеющей какую-либо ценность, что особенно заменто при сравнении предметов, которые ценят мужчины, и теми предметами, которые являются ПРЕЛЕСТЯМИ для женщин. Это заставляет задуматься, что ПРЕЛЕСТИ уже в древности имели ценность только в определенной среде. Сегодня дифференциация ПРЕЛЕСТЕЙ вообще неисчислима, так как разные группы людей могут иметь почти противоположные критерии ценности предметов.
3.1. Раз составитель для определения обмена считает главным источником труд Карла Маркса, то я выкладываю здесь текст, на который есть ссылка в статье Обмен (экономика).
«Капитал. Критика политической экономии» ГЛАВА ВТОРАЯ ПРОЦЕСС ОБМЕНАОставьте комментарий! |