01.04.2022. Новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово общность, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение общности является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин общность поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста ОБЩНОСТЬ с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение общности. Сохраняю ортодоксальное описание общности не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие общности, оставаясь допущением, благодаря уже своему употреблению попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы, что и заставляет меня произвести критику текста общность в википедии.
неоклассическая экономическая теория (economics) vs политическая экономия | |
марксистская политическая экономия исторический материализм социогенез общественно-экономическая формация википедия |
Типичной общностью являются семья и народ; семья как общность любви, имущества и судьбы, народ как носитель общего духа, как общность языка, культуры и судьбы. Сущность человеческих общностей, и в особенности отношения отдельных индивидов к общностям, является предметом исследования социологии и социальной психологии. Совместная жизнь людей занимает важное место также в экзистенциализме. См. также Общая забота, Коммуникация. Философский энциклопедический словарь. 2010.[/size] |
ОБЩНОСТЬ - англ. community; нем. Gemeinsamkeit. 1. Общий характер, подобие, сходство. 2. Тип взаимоотношений между людьми, характеризующийся чувством идентичности, общими интересами и т. д. 3. Реально существующая совокупность индивидов, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми соц. связями и отношениями, отличающаяся относительной целостностью, обладающая рядом общих признаков, придающих ей своеобразие. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 |
Общность - Сommunauté- То, что является общим. По Канту, в частности, взаимодействие между тем, что воздействует, и тем, что подвергается воздействию. Это одна из трех категорий отношения (наряду с акциденцией и каузальностью), находящая выражение в третьей «аналогии опыта», также именуемой «принципом общности»: «Все субстанции в силу одновременности своего существования входят в универсальную общность (т. е. находятся в состоянии взаимодействия)». В более общем смысле общностью называют какую-либо группировку, объединенную тем или иным общим признаком. Тогда общность – это множество индивидуумов, связанных хотя бы одной общей чертой. Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012. |
ОБЩНОСТЬ это совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О. возникают естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием объективной необходимости в процессе обществ. производства. Способом производства определяется в конечном счёте и характер О. На ранних ступенях истории слабое развитие производит. сил обусловливало существование численно небольших О., которые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие производства средств существования, воспроизводство самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были род, племя, семья, община. Они позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации. Более развитое состояние производит. сил в условиях докапиталистич. антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.— народность. Как правило, народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более широкие возможности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В рамках народностей развивается обществ. разделение труда, в том числе происходит отделение умств. труда от физического, возникает по-литич. сфера как следствие раскола общества на классы. Формирование народностей связано с разложением родо-племенных О., остатки которых иногда сохраняются как пережиток. Происходит также разложение и модификация общины, но во мн. случаях она продолжает существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее развитие семья. Капиталистич. способ производства порождает совр. форму историч. О. людей — нацию. Все прежние формы О., за исключением семьи, разлагаются и уничтожаются под влиянием капиталистич. товарно-ден. отношений. Но эти формы О. продолжают существовать на периферии капитализма, где сохраняются остатки прежних структур. Социализм создаёт качественно новую экономич. и социальную основу для развития человеч. О. Получает дальнейшее развитие нац. форма О. путём преодоления социальных антагонизмов внутри нации, утверждения их фактич. равенства и отношений дружбы и сотрудничества между нациями. Создаются условия для превращения крупных народностей в самостоят. нации, для развития мелких народностей, приобщения их к полноценной социально-экономич. и культурной жизни социалистич. общества. Устанавливаются демократич. и подлинно гуманистич. основы семейных отношений. Вместе с тем идёт борьба против устарелых традиций и нравов, чуждых природе нового общества взглядов и отношений, являющихся пережитками прошлого. Экономич. и социальное развитие социализма порождает потребность и создаст условия для возникновения новых, более широких, чем нация, историч. О. Первой такой новой историч. О. является советский народ, представляющий собой интернациональную О., спаянную единой социалистич. системой хозяйства, социально-политич. и идейным единством общества, единством культуры, имеющий общий язык межнац. общения— рус. язык. В литературе высказывается т. зр., согласно которой в качестве социальных О. можно также рассматривать классы, проф. группы, производств. коллективы и вообще все элементы социальной структуры общества. Но этот взгляд не является общепринятым. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. |
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Социальная общностьСоциа́льная о́бщность (англ. social community) — реальное объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия. Нередко категория социальная общность трактуется как слишком широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны лишь некоторые одинаковые черты, похожесть жизнедеятельности и сознания. Этимологически слово «общность» восходит к слову «общее». Философская категория «общее» — это не похожесть, не повторяемость и не одинаковость, а единство различий, связанных между собой в рамках единого целого, или единое во многом (единство многообразного). Социальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности — социальные общности. Социальная общность объективно задана реальным способом социальной взаимосвязи людей и отражает повседневную форму их коллективной жизнедеятельности — объединение. Социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи людей. В концепции К. Маркса и Ф. Тённиса выделяются два таких типа[1]:
Первый тип взаимосвязи людей характерен для архаического (первобытнообщинного) и традиционного (рабовладельческого, феодального) общества, второй — для общества индустриального типа (капиталистического). При более детальной типологизации выделяются следующие типы связей: органический (психофизиологический), социально-органический, цивилизационный, формационный и социокультурный. Данные типы связи возникли в социогенезе, в процессе исторического развития общества:
Общности разных видов и типов — это формы человеческого общежития, совместной жизнедеятельности людей, отличающихся в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов, и благодаря этому — более или менее одинаковыми свойствами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, сознания, психологических черт. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и по сравнению с другими человеческими множествами осознание своего единства через развитое чувство общей связи и принадлежности. Восприятие и осознание этой связи реализуется как биполярность «мы—они» (через оппозицию «свои»—«чужие»). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности). Часто под социальной общностью понимают классификацию людей. Классификация — это объединение людей на основе ряда общих признаков, их совпадения, повторяемости (и здесь не важно как их определяют — существенными, значимыми — скорее всего для самого классификатора). В то время как социальная общность — форма реальной коллективной жизнедеятельности людей, которая представляет собой (объединение), основанное на объективно заданном способе взаимосвязи, при котором они проявляют солидарные действия как целерационально, осуществляя калькуляцию выгод «мы» перед «другими», так и стереотипно, аффективно и ценностно-рационально — рутинно, с чувствами и верой в это. Признаки схожести и различия выступают поэтому вторичными по отношению к ним. Социальные общности могут классифицироваться по различным основаниям — формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), образующиеся на этнической основе (народности, нации), вырастающие на основе демографических (половозрастные общности), семейно-брачных и др. объединений людей. Нередко неверная классификация социальных общностей оборачивается тем, что к последним относят тех, кто таковыми не является — социальные категории, практические группы и социальные совокупности как различные агрегатные состояния человеческого множества. Такие человеческие множества принято подразделять на мнимые (псевдо)общности, контактные (квази)общности (диффузные группы) и групповые общности (практические группы). В классификации социальных общностей выделяются социально-поселенческие, территориальные, демографические, матримониальные (семейно-брачные), этнические, конфессиональные (религиозные), профессиональные, производственные, культурно-образовательные, досугово-коммуникативные, статусно-ролевые, социально-классовые и другие виды социальных общностей. Социальные классыКлассовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу. М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая её лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трёхмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) — статусную, а политические (по доступу к власти) — партийную. В первом случае речь идёт о жизненных шансах социальных слоёв, во втором — об образе и стиле их жизни, в третьем — о владении властью и влиянии на неё. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу. Примечания
Категория: Социальные системы |