25.12.2019. ПОТЛАЧ (potlatch) это название собрания членов одного ПЛЕМЕНИ? во время которого глава РОДА, организовавшего этот праздник, раздавал или публично уничтожал продукты ради подтверждения своего статуса среди остальных высокоранговых членов ПЛЕМЕНИ. Слово потлач стало нарицательным для чрезмерно расточительного праздника, но впервые институт потлача был описан у коренных жителей Канады. Однако понятие потлач но в разных формах можно найти у многих американских индейских народностей, как пережиток эпохи становления ВОЖДЕСТВА.
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
1.2. Для НЕОКОНОМИКИ главное объяснить возникновения потлача как явления ы экономике жителей Субарктики. Я считаю, что все дело в том, что люди, практикующие потлач в том виде, как оно описан в статье, были выходцами из Азии, пришедшие 20-15 тысяч лет назад в Америку. Они вели обрах жизни кочевых охотников, но местная природная среда была столь богата ресурсами, что они сразу могли перейти к оседлому образу жизни. Индейцы Америки не могли стать кочевниками, так как им не было нужды приручать животных, ведь в окрестности их СТОЯНОК круглый год было достаточно много животных, на которые они могли охотиться. Земледелие было так же на зачаточном уровне, так как для перехода на производство растительной пищи нужен был гораздо больший срок с момента освоения людьми данного региона. Так как для охоты нужны были большие природно-хозяйственные комплексы, то их отпочковавшие СТОЯНКИ не могли располагаться близко, что препятствовало возникновению классического ВОЖДЕСТВА с одним ВОЖДЕМ. В удаленных друг от друга СТОЯНКАХ появляются самостоятельные ВОЖДИ, но все помнят о своем родстве.
С другой стороны не было причин для формирования ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ, так как людей было сравнительно мало и, потому даже пришлым чужеродным ПЛЕМЕНАМ хватало земли для вывода избыточного населения в новые СТОЯНКИ методом почкования. В результате роста численности сеть родственных СТОЯНОК в границах некоего региона представляла собой не сложившееся ВОЖДЕСТВО, в котором главы РОДОВ вели борьбу за место самого влиятельного члена, так как роль ВОЖДЯ взял на себя СОВЕТ глав РОДОВ.
Потлач был способом показать остальных главам РОДОВ, да и не в последнюю очередь - членам чужих РОДОВ, что организатор праздника является самым хорошим удачливым руководителем, раз под его руководством его СТОЯНКА смогла произвести продуктов больше, чем СТОЯКИ под управлением других глав РОДОВ. В самой далекой древности так боролись за место ВОЖАКА в стае гоминид, показывая свою удачливость как превосходство над остальными претендентами. Ведь претендент так показывал, что после того как выберут - он может обеспечит и остальным членам СТАЯ намного больший объем потребления. Голоса людей за более удачливого добытчика действительно позволяли после почти полностью устранения физической силы как фактора выбора ВОЖАКА придти к на место ВОЖАКА самого ловкого охотника, что было на пользу всей СТАЕ гоминид. Это сегодня наблюдается в статях шимпанзе, где ВОЖАКОм становится не самый сильный, а самый умелый политик, который за счет избытка личного потребления (по причине его умения и ловкости), имеет возможность подкупить благосклонность самый влиятельных членов стаи.
Статья на русском языке ПОТЛАЧИ в Википедии столь скудная, что пришлось ПЕРЕВОДИТЬ с адаптацией статью из англоязычной Википедии — свободной энциклопедии, тем более что основные научные данные о потлаче были собраны зарубежными антропологами. Читатель может перейти к источнику простым кликом по кнопке заголовка.
ПОТЛАЧ в Википедии
Для других целей см. раздел Potlatch (disambiguation). Определение потлачаПотлач - это праздник дарения подарков, практикуемый коренными народами Тихоокеанского Северо-Западного побережья Канады и Соединенных Штатов [1], для которых он [является сегодня главным событием общеэтнической жизни, а до колонизации индейцев] - был главным | Индейцы Kwakwaka'wakw продолжают практику потлача. Здесь изображен Wawadit'la в парке Thunderbird Park, Виктория, Британская Колумбия, большой дом, построенный Chief Mungo Martin в 1953 году. Богатые, видные хозяева будут иметь длинный дом специально для потлатча и для размещения гостей. |
Part of a series on
Basic concepts [show] Provisioning systems [show] Case studies [show] Related articles [show] Major theorists [show] | Потлач продолжают практиковать индейские племена (в действительности ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ) - Heiltsuk , Haida , Nuxalk , Tlingit , Makah , Tsimshian, [3] Nuu-chah-nulth, [4] Kwakwaka'wakw, [2] и Coast Salish культуры. [5] Потлачи также являются общей чертой народов внутренних районов и Субарктического пояса, прилегающих к северо-западному побережью, хотя в основном без сложного ритуала и дарственной экономики прибрежных народов (см. Athabaskan potlatch). |
Потлач включает в себя раздачу или уничтожение богатства или ценных предметов, чтобы продемонстрировать богатство и власть лидера (вождя). Потлачи также сосредоточены на подтверждении семейных, клановых и международных связей, а также связи человека со сверхъестественным миром. Судопроизводство во время потлача может включать в себя присвоение имен, деловые переговоры и сделки, браки, разводы, смерть, окончание траура, передачу физической и особенно интеллектуальной собственности, усыновление, инициацию, договорные процедуры, поминовение памятников и почитание предков. Потлатч также служит в качестве строгого режима управления ресурсами, когда прибрежные народы (племена) обсуждают, ведут переговоры и подтверждают права на конкретные территории и ресурсы и их использование.[6][7][8] Потлатчи (другая транскрипция) часто включают музыку, танцы, пение, рассказывание историй, речь, а часто шутки и игры. Почитание сверхъестественного и чтение устных историй являются центральной частью многих потлачей.
Потлачи прошли через историю строгого запрета колониальным канадским федеральным правительством, продолжая оставаться в подполье, Несмотря на риск уголовного наказания они продолжались, что позволило их изучать многим антропологами. Когда после Второй мировой войны практика потлача была декриминализирована, в некоторых общинах вновь стали практиковать потлачи. В странах, где сохранилось индейское население - потлач по-прежнему является краеугольным камнем системы управления коренных народов, как в [союзе племен] Haida, который основывает свою демократию на законе потлача. [9][10]
Слово потлач происходит от жаргона Chinook Jargon, означающего "отдавать" или "дарить"; первоначально от слова Nuu-chah-nulth word paɬa, чтобы сделать церемониальный подарок в потлаче. [1]
Содержание 1 Обзор 2 История
3 Антропологическая теория 4 Смотри так же 5 Примечание 6 Ссылки |
N. B. Этот обзор касается Kwakwaka'wakw потлача. Традиции и формальности потлача, а также системы родства в других культурах региона часто существенно отличаются.
Потлач проводился по случаю рождения, смерти, усыновления, свадьбы и других крупных мероприятий. Как правило, потлач практиковался больше в зимние сезоны, поскольку исторически более теплые месяцы были для получения богатства для семьи, клана или деревни, а затем возвращались домой и делились им с соседями и друзьями.
Фигура ГЛАШАТАЯ, 19-й век, Бруклинский музей. За фигурой-маской прятался человек, объявлявший имена прибывающих гостей. | Потлач организовывался нумеймом (numaym, или "дом" в культуре Kwakwaka'wakw). Сам нумейм был сложной конгломерацией родственных групп, возглавляемых аристократами, но состоящих из простолюдинов и племенных рабов. В нем было около сотни членов, и только несколько из них будут объединены вместе в представительство нации. Дом получал свою идентичность от своего предка-основателя, обычно мифического животного, которое якобы спустилось на землю и сняло свою животную маску, таким образом стало человеком. Поэтому маска стала семейной реликвией, передаваемой от отца к сыну вместе с именем самого предка. Прямое родство с общим предком, подтверждаемое владением масками, делало вождя живым воплощением основателя. [11]: 192 |
Только богатые люди могли устроить потлач. Рабам не разрешалось посещать потлач в качестве хозяина или гостя. В некоторых случаях допускалось, что устроителями потлача могло быть несколько аристократов, но как правило, все организаторы принадлежали к одной семье. Считалось, что организация потлача могла помочь исцелится или очистить запятнанную репутацию (или "покрыть его позор", как выразился антрополог Х. Г. Барнетт.) [12] Потлач был местом, где узаконивалось "прикрепление" к новому владельцу титулов, связанных с масками и другими ритуальными предметами. В этих случаях были переданы два вида титулов. Во-первых, каждый нумейм имел ряд именованных позиций, позволяющих членам занимать ранжированные "сидения" (на горшках). Эти Ранговые титулы давали права на охоту, рыболовство и контролирование территорий. [11]: 198 во-вторых, существовал ряд титулов, которые передавались между нумеймами, обычно родственникам мужа, которые включали названия праздников, которые давали человеку роль в Зимнем церемониале. [11]: 194 (Аристократы чувствовали себя в безопасности, давая эти титулы детям своей внебрачной дочери, потому что эта дочь и ее дети позже воссоединятся с ее родным нумеймом, и титулы вернутся вместе с ними. [11]: 201 Каждый отдельный индивид мог иметь несколько "мест", которые позволяли ему сидеть в ранговом порядке, в соответствии с его титулом, в то время как хозяин демонстрировал и распределял богатство и произносил речи. Помимо передачи титулов на потлач, мероприятие имело "вес" за счет распределения других менее важных предметов, таких как одеяла Chilkat, шкуры животных (позже одеяла Гудзонова залива) и декоративные "котлы" из меди. Именно распространение большого количества одеял Гудзонова залива и уничтожение медных изделий (порождали порицание) и привлекали внимание колониальных правительств к потлачу. [11]: 205 иногда консервированная пища также давалась в качестве подарка во время церемонии потлача. Подарки, известные как sta-bigs, состояли из консервированных продуктов, которые были завернуты в мат или содержались в корзине для хранения. [13]
Дороти Йохансен описывает эту динамику так: "в потлаче хозяин фактически бросал вызов вождю гостей, чтобы превзойти его в своей "силе", чтобы отдать или уничтожить товары. Если гость не возвращал 100 процентов от полученных подарков и не уничтожал еще больше богатства на большем и лучшем костре, он и его люди теряли лицо, и поэтому его "власть" уменьшалась." [14] Иерархические отношения внутри и между кланами, деревнями и «нациями» наблюдались и укреплялись посредством распределения или иногда разрушения богатства, танцевальных представлений и других церемоний. Статус любой данной семьи зависел не от того, кто имел больше ресурсов, а тем, кто распределяет больше ресурсов. Раздавая большое количество подарков, хозяин демонстрировал свое богатство, и всё ради того, чтобы разговоры о потлаче создавали организатору наибольшую известность среди индейцев региона.
Обряды потлача также использовались в качестве ритуалов вступления в совершеннолетие. Когда дети рождались, им в момент их рождения давали первое имя (которое обычно ассоциировалось с местом их рождения).) Примерно через год семья ребенка должна была провести потлач, на котором от имени ребенка делались подарки присутствующим. Во время этого потлача семья давала ребенку второе имя. Как только ребенок достигнет примерно 12-летнего возраста, они должны были провести потлач самостоятельно, раздавая небольшие подарки, которые они собирали своей семьей и родственниками, и в этот момент они получали свое третье имя. [15]
Для некоторых культур, таких как Kwakwaka'wakw, исполняются сложные и театральные танцы, отражающие генеалогию и культурное богатство хозяев. Многие из этих танцев также являются священными церемониями тайных обществ, таких как hamatsa, или демонстрацией семейного происхождения от сверхъестественных существ, таких как dzunukwa. | Эдвард Кертис фото Kwakwaka'wakw потлач с танцорами и певцами. |
Главный Chief O'wax̱a̱laga̱lis of the Kwagu'ł дает описание потлача в своей знаменитой речи к антропологу Францу Боасу:
Мы будем танцевать, когда наши законы повелевают нам танцевать, мы будем пировать, когда наши сердца желают пировать. Разве мы говорим белому человеку: "делай, как индеец"? Нет, это не так. Почему же тогда вы спрашиваете нас: "поступайте так, как поступает белый человек"? Это строгий закон, который заставляет нас танцевать. Это строгий закон, который предписывает нам распределять нашу собственность между нашими друзьями и соседями. Это хороший закон. Пусть белый человек соблюдает свой закон, а мы будем соблюдать наш. А теперь, если вы пришли, чтобы запретить нам танцевать, уходите; если же нет, то добро пожаловать к нам. [16]
Важно отметить различия и уникальность между различными культурными группами и народами, расположенными вдоль побережья. Каждая «нация», община, а иногда и клан имеют свой собственный способ практиковать потлач с разнообразным представлением и значением. Например, народы Тлингитов и Квакиутов Тихоокеанского Северо-Запада устраивали церемонии потлача по разным поводам. Тлингитские потлачи происходили для наследования (предоставления племенных титулов или земли) и похорон. Квакиутльские потлачи, с другой стороны, имели место для браков и включения новых людей в нацию (т. е. рождение нового члена нации. Потлач, как всеобъемлющий термин, является довольно общим, поскольку в некоторых культурах есть много слов в их языке для различных конкретных типов собраний. Важно иметь в виду эту вариацию, поскольку большая часть наших подробных знаний о потлаче была получена от племени Кваквака'ВАК вокруг Форт-Руперта на острове Ванкувер в период с 1849 по 1925 год, период великого социального перехода, в котором многие черты были вычеркнуты в ответ на британский колониализм.[11]:188–208
История потлача
Акварель Джеймса Г. Лебедя, изображающая людей Клаллам вождя Четземоки в порт-Таунсенде, с одной из жен Четземоки, распространяющих потлач | До прихода колонизаторов (европейцев) предметы потлача среди аристократов включали в себя запасаемые продукты питания (оолихан, или рыба-свеча, масло или сушеные продукты), каноэ, рабов, и декоративные "котлы", но не ресурсообразующие активы, такие как охота, рыболовство и беррирование территорий. Котлы представляли собой листы чеканной меди, похожие на щиты; они были около двух футов длиной, шире сверху, с крестообразной рамой и схематичной гранью на верхней половине. |
Ни одно из использованных медных изделий никогда не была из местного металла. Медь считалась эквивалентом раба. Они всегда принадлежали только отдельным аристократам и никогда не принадлежали нумейму, поэтому могли циркулировать между группами. Медь начала производиться в больших количествах после колонизации острова Ванкувер в 1849 году, когда война и рабство были прекращены. [11]:206 | Пример декоративной меди, используемой в потлаче |
Европейцы с собой в Америку привезли многочисленные болезней, от которых коренные народы не имели иммунитета, что привело к массовому сокращению численности индейского населения. Титулов потлача имелось фиксированное число, и смерть большого числа аристократов позволила простолюдинам предъявлять претензии на освобождающиеся титулы, для чего устраивались потлачи ради подтверждения претензий. Это нарушало социальную иерархию и, чтобы сохранить свои титулы в семье аристократам пришлось увеличить размер своих даров. [18] А в конце XVIII и начале XIX веков по причине введения в потлач товаров массового производства происходит инфляция в дарении.
Запреты потлача
Главная статья: Potlatch Ban
Потлатчинг был объявлен незаконным в Канаде в 1884 году в виде поправки к закону об индейцах [19], главным образом по настоянию миссионеров и правительственных агентов, которые считали его "худшим, чем бесполезный обычай", который рассматривался как расточительный, непродуктивный и противоречащий "цивилизованным ценностям" накопления. [20] потлач рассматривался в качестве ключевой цели в политике и программах ассимиляции. Миссионер Уильям Дункан писал в 1875 году, что потлач был "безусловно самым грозным из всех препятствий на пути того, чтобы индейцы стали христианами или даже цивилизованными". [21] Так в 1884 году был принят закон об индейцах был пересмотрен, чтобы включить положения, запрещающие потлач и делающие его незаконным на практике. Раздел 3 Закона гласил:
Каждый индеец или другое лицо, которое участвует или помогает в праздновании индийского праздника, известного как "потлач" или индийский танец, известный как "Таманава", виновен в совершении мисдиминора и подлежит тюремному заключению на срок не более шести или не менее двух месяцев в любой тюрьме или другом месте заключения; и любой индеец или другое лицо, которое прямо или косвенно поощряет индейца или индейцев устраивать такой праздник или танец, или праздновать то же самое, или которое будет содействовать празднованию того же самого, виновно в аналогичном преступлении и подлежит такому же наказанию.[22]
В 1888 году антрополог Франц Боас описал запрет потлача как провал:
Второй причиной недовольства среди индейцев является принятый некоторое время назад закон, запрещающий празднование праздников. Так называемый потлач всех этих племен препятствует накоплению богатства отдельными семьями. Это великое желание каждого вождя и даже каждого человека собрать большое количество имущества, а затем дать великий потлач, праздник, на котором все распределяется между его друзьями, а по возможности и между соседними племенами. Эти праздники так тесно связаны с религиозными представлениями туземцев и регулируют их образ жизни до такой степени, что христианские племена близ Виктории не отказались от них. Каждый подарок, полученный в потлаче, должен быть возвращен в другой потлач а человек, который вовремя не устроит пир, будет считаться неплательщиком своих долгов. Поэтому закон не является хорошим и не может быть применен без причинения общего недовольства. Кроме того, правительство не в состоянии обеспечить его соблюдение. Поселения так многочисленны, а индийские агентства так велики, что никто не может помешать индейцам делать все, что им заблагорассудится. [23]
В конечном итоге в закон о запрете потлача, как стало известно, были внесены поправки, с тем чтобы сделать его более всеобъемлющим и урегулировать технические вопросы, которые привели к отмене судебного преследования судом. В торжественной церемонии приняли участие все желающие. Коренное население слишком велико для полиции,а закон слишком труден для исполнения. Дункан Кэмпбелл Скотт убедил парламент изменить состав преступления с Уголовного на суммарный, что означало "агенты, как мировой судья, могут рассматривать дело, осуждать и выносить приговор".[24] Но даже в этом случае, за исключением нескольких небольших районов, закон в целом воспринимался как суровый и несостоятельный. Даже индийские агенты, нанятые для приведения в исполнение этого закона, считали ненужным возбуждать судебное преследование, убежденные, что потлач будет уменьшаться по мере того, как более молодые, образованные и более "продвинутые" индейцы сменят старых индейцев, которые упорно цеплялись за этот обычай. [25]
Традиция потлача сегодня
Запрет потлача был отменен в 1951 году. [26] поддерживая обычаи и культуру своих предков, коренные народы теперь открыто держат потлачи, чтобы посвятить себя восстановлению путей своих предков. Сегодня потлачи происходят с каждым годом все чаще, когда семьи восстанавливают свое право первородства. Антрополог Сергей Кан был приглашен «народом» Тлингитов посетить несколько церемоний потлача между 1980 и 1987 годами и обнаружил несколько сходств и различий между традиционными и современными церемониями потлача. Кан отмечает, что во время церемоний существовал языковой разрыв между старшими членами нации и младшими членами нации (в возрасте пятидесяти лет и моложе) из-за того, что большинство молодых членов нации не говорят на языке Тлингитов. Кан также отмечает, что в отличие от традиционных потлачей, современные тлингитские потлачи больше не являются обязательными, в результате чего только около 30% взрослых членов племени решили участвовать в церемониях, которые Кан посещал между 1980 и 1987 годами. Несмотря на эти различия, Кан заявил, что, по его мнению, многие существенные элементы и дух традиционного потлача все еще присутствуют в современных тлингитских церемониях. [27]
Антропологическая теория
В своей книге "Дар" французский этнолог Марсель Мосс использовал термин потлач для обозначения целого набора обменных практик в племенных обществах, характеризующихся "тотальными предустановками", т. е. системой дарения с политическими, религиозными, родственными и экономическими последствиями. [28] экономика этих обществ характеризуется конкурентным обменом подарками, в котором дарители стремятся превзойти своих конкурентов, чтобы захватить важные политические, родственные и религиозные роли. Другие примеры этого "потлачевского типа" экономики подарков включают кольцо Кула, круговой товарообмен, найденный на островах Тробрианд. [11]: 188–208
Смотрите также
Соревновательный альтруизм
Показное потребление
Ги Дебор, французский писатель-Ситуационист по теме потлача и товарного овеществления.
Изихотан
Коха, похожая концепция у маори
Кула-ринг
Список библиографических материалов по потлачу
Moka exchange, аналогичная концепция в Папуа-Новой Гвинее
Потлак ("potluck" - более старый термин в английском языке, но народная этимология вывела термин "potluck" из индейского обычая потлача)
Pow wow, собрание, название которого происходит от слова Narragansett для " духовного лидера"