22.12.2019. Слово ПРЕЛЕСТИ используется в НЕОКОНОМИКЕ для обозначения редких красивых предметов, не имеющих очевидной пользы для жизни людей как биологических существ. История ПРЕЛЕСТЕЙ началась в эпоху, когда первые люди стали украшать себя предметами (например, перьями крупных птиц), найденными ими в Природе, но по причине иерархической структуры СТАЙ людей первым потребителем ПРЕЛЕСТЕЙ мог быть только ВОЖАК. Поэтому понятие ПРЕЛЕСТИ это не все подряд красивые предметы, а лишь те, которые есть в обиходе ИЕРАРХОВ - то есть самых статусных членов общества, и которые тем самым у остальных членов вызывают страстное желание - ВОЖДЕЛЕНИЕ - владеть ими.
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
1.2. ПРЕЛЕСТИ не являются предметами, жизненно-необходимыми для жизни людей, они есть лишь некий знак, владение которым позволяет выделиться среди других, но в силу принципа иерархического потребления - ПРЕЛЕСТИ превращаются в ОБЪЕКТ ВОЖДЕЛЕНИЯ, потому как каждый человек считает, что приобретая предметы, аналогичные предметам обихода обладателя высокого статуса, он тем самым повышает свой ранг в глазах окружающих людей. Смысл иметь ПРЕЛЕСТИ состоит в их ПРЕСТИЖНОСТИ, то есть свойстве поднять статус владельца, так как члены общества убеждены в том, что ПРЕЛЕСТИ являются неотъемлемым атрибутом высокого статуса. Конечно, приобретение ПРЕЛЕСТИ не всегда приводит к повышению статуса, но всегда вызывает у человека чувство удовлетворения, так как он реализует свой иерархический инстинкт.
Термин ПРЕЛЕСТИ
2.1. Значение слова ПРЕЛЕСТИ, безусловно, опирается на бытовое понятие прелесть, ведь так же является категорией культуры, и лишь потому вначале я выкладываю определение прелести в привычном понимании из толкового словаря. Дальше я расскажу, почему российская экономическая теория использует понятие ПРЕЛЕСТИ для объяснения возникновения ОБМЕНА у людей, но нам потребуются не все описания прелестей, а лишь те, которые можно считать свойствами предметов. Первым источником будет статья Значение слова «прелесть».
|
Синонимы к слову «прелесть»
- красота, очарование, восхитительный, дивный, изумительный
Предложения со словом «прелесть»
|
Второй источник: Прелесть в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка, Т. Ф. Ефремова.
прелесть
|
ПРЕЛЕСТИ в неокономике
Прелести природы3.1. Появление прелестей: Понимать красоту умеют и приматы, которые выделяют предметы с эстетическими качествами из Природы, берут их в руки и, даже могу играть с ними, но только люди стали перемещать предметы вместе с собой. Первые люди продолжали вести кочевой образ жизни степных гоминид, и потому носить с собой предметы можно было лишь прикрепленными на теле, в результате чего редкости стали играть роль украшений самих людей. Но с самого начала предметами в обиходе самых статусных членов стали не все красивые предметы, а лишь те предметы, которые редко встречались в Природе. Всему виной был иерархический инстинкт, который позволял ВОЖАКУ отбирать у рядовых членов любой предмет, но интересовали его не все природные прелести подряд из найденных ими, а лишь те, которых было очень мало в окружающей среде (редкости). Но чаще простой член в надежде на похвалу сам нес найденный предмет ВОЖАКУ, причем с радостью, так как тем самым он удовлетворял свой иерархический инстинкт. 3.2. Переход в пользование ИЕРАРХОВ самых редких предметов был следствием принципа иерархического потребления. Однако когда однотипных редкостей, которые ВОЖАК носил на себе, становилось много, ВОЖАК поступал в соответствии с тем же принципом иерархии - излишки своего потребления передавал членам, следующими за ним в линейной иерархии СТАИ-ПЛЕМЕНИ. |
3.3. Первыми одариваемыми оказывались ближайшие помощники ВОЖАКА, которые одновременно имели самый высокий статус в иерархии сообщества. Но эта практика порождала у низкоранговых членов убеждение, что владение предметами из обихода ВОЖАКА является атрибутом высокого статуса. Если предмет от ВОЖАКА был во владении у человека, то этот член общества сам непременно имел высокий статус, и наоборот - высокий статус предполагает владение редким предметом из набора предметов, которыми ранее мог пользоваться исключительно ВОЖАК.
Прелести и человек
4.1. Само по себе владение редким предметом было привилегией - любой более статусный член мог забрать приглянувшийся предмет, что делало единственным законным владельцев всех предметов в ПЛЕМЕНИ исключительно ВОЖАКА, а владение предметом из обихода ВОЖАКА другим членом - было разрешением, некой привилегией, полученной лично от ВОЖДЯ. Люди не понимали, что практика передачи редких ПРЕЛЕСТЕЙ от ВОЖДЯ статусным членам в количествах, соответствующих их рангу в иерархии, была лишь следствием переизбытка этих предметов у ВОЖАКА, так как он уже физически не мог носить их всех на себе лично, но тысячелетние наблюдения за этой практикой одаривания создали стойкое убеждение, что определенная редкостная вещь является неотъемлемым атрибутом высокого статуса.
4.2. Неудивительно, что предметы из обихода ВОЖАКА превратились в ПРЕДМЕТЫ ВОЖДЕЛЕНИЯ, так как низкоранговый член связывал владение ими (или похожими на них предметами) - с высоким статусом, подняться на который рядовой член желал, но мог лишь мечтать. Когда же ВОЖАК и самые статусные члены утрачивали интерес к неким редкостям, которых у них самих становилось с избытком, то у низкоранговых членов появлялась возможность попытаться через владение этими редкостями - поднять свой личный статус на лестнице иерархии сообщества.
Понятие прелести
5.1. Надеюсь, теперь читатель понимает, что прелесть и красота предмета никак не совпадают, и красивая прелесть ценится не столько за красоту, сколько за редкость. Под определение ПРЕЛЕСТИ предметы подпадают лишь в том случае, если они являются предметами пользования самых статусных членов общества. Только предметы из обихода ИЕРАРХОВ становятся эталонными образцами моды и предметами вожделения тех членов общества, для которых этот ИЕРАРХ является ВОЖАКОМ-ВОЖДЕМ. Поклонники одного ИЕРАРХА в соответствии с количеством предметов от ВОЖДЯ во владении образую особую иерархию, в которой - приобретение членом каждого нового предмета из обихода ИЕРАРХА повышает статус этого члена в глазах остальных членом этой пирамиды потребления.
5.2. Называть эти не особо нужные для жизни предметы, так как они лишь эстетикой и редкостью (сегодня определяемой скорее лишь большим объёмом труда при их изготовлении) отличаются от аналогичных по функциональности предметов, которые есть в пользовании рядовых членов общества - словом ПРЕЛЕСТИ предложил экономист Олег Григорьев. См. Лекции Григорьева
Прелести и престиж
6.1. Понятие ПРЕЛЕСТИ напрямую связано с понятиями ПРЕСТИЖ. ПРЕСТИЖНОСТЬ конкретной вещи - это потенциальная возможность поднять свой личный статус на иерархической лестнице при помощи приобретения этой вещи в личную собственность. Члены пирамиды потребления все предметы из обихода своего ИЕРАРХА расставляют так же на иерархической лестницы по сложности их приобретения, так как доступность этих вещей зависит от редкости предмета. С ростом численность общества возникла ситуация, когда заполучить эту редкую вещь стало равносильно получению её как награды-привилегии от самого ВОЖДЯ и поэтому к таким вещам члены пирамиды потребления испытывают самое сильное ВОЖДЕЛЕНИЕ. Чем выше редкость вещи из обихода ИЕРАРХА, тем выше сложность приобретения её или копии и, соответственно, в глазах членов пирамиды потребления - у того члена, который добился-таки обладания этим предметом будет очень большой шаг смешения его ранга по иерархической лестнице.
6.2. Так как в настоящее время общество кроме основной линейной иерархии имеется множество иерархией потребления в виде разнообразных социальных групп, члены которых смотрят на своего ИЕРАРХА как на ВОЖДЯ, то ПРЕСТИЖ, а точнее - ПРЕСТИЖНОСТЬ - одной и той же вещи разными людьми оценивается по-разному. (Некоторые ПРЕЛЕСТИ, например, дом или квартира, полностью аналогичные другим, в районе проживания многих ИЕРАРХОВ - будут иметь большую ПРЕСТИЖНОСТЬ, чем в любом другом районе, лишь потому, что ИЕРАРХИ посчитали место рядом с ВОЖДЕМ необходимыми для своего местопребывания. В этом случае сами ИЕРАРХИ чувствовали себя и поступали как менее статусные члены по сравнение с самым главным ИЕРАРХА, потому, даже если первоначально место рядом с жилищем ВОЖДЯ было совершенно не удобным для проживания, они всё равно селились, так как были обязаны по причине иерархии. И только уже потом и собственными средствам самих ИЕРАРХОВ и теми из общего котла единицы человечества (государства), которые ИЕРАРХИ сумели направить на благоустройство своего района проживания, район проживания ЭЛИТЫ общества приобретал инфраструктуру, делавшую его довольно удобным. Но понятие престижный район не равносильно удобству проживания.) Можно сказать, что рейтинг престижных вещей определяется лишь оценкой сложности их приобретения низкоранговыми членами общества.
6.3. Поэтому ПРЕСТИЖ - это потенциальная возможность с помощью обладания ПРЕЛЕСТЬЮ, почти совпадающей с предметом из обихода ВОЖДЯ, продвинуться вверх по иерархии к самому главному ИЕРАРХУ. С другой стороны, ПРЕСТИЖНОСТЬ - это оценка в глазах менее статусных членов общества СЛОЖНОСТИ ДОБЫТЬ вещь, аналогичную той, что есть в обходе ИЕРАРХА. СТЕПЕНЬ ПРЕСТИЖНОСТИ определяется потенциалом между результатом владения (как одномоментным большим продвижением статуса владельца по иерархической лестнице) и сложностью приобретения. Объект ВОЖДЕЛЕНИЯ имеет разную степень ПРЕСТИЖНОСТИ, так как принадлежность вещи более могущественному ИЕРАРХУ, как правило, означает и большую сложность для приобретения её в личную собственность низкоранговым членам.
Прелести и роскошь
7.1. РОСКОШЬ есть чрезмерность потребления, в частности РОСКОШЬ ВЕЩЕЙ определяется чрезмерностью вложенного в них труда для придания им чрезмерных эстетичных свойств, которые превращают их в редкости. Так как затраты на изготовление роскошных предметов могут себе позволить лишь высокостатусные члены, а по определению предмет из обихода ИЕРАРХОВ это ОБЪЕКТ ВОЖДЕЛЕНИЯ, то ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ определенно есть ПРЕДМЕТЫ ВОЖДЕЛЕНИЯ. Но предметы из обихода самых статусных членов общества так же подпадают под определение ПРЕЛЕСТЕЙ. Ведь ПРЕЛЕСТИ по своей природе являются предметами лишь подчеркивающими статусное положение их владельца, так как имеются предметы с аналогичные по функциональности качествами, но лишенные свойства редкости. Просто в силу иерархического принципа потребления ИЕРАРХИ вынуждены приобретать только ПРЕЛЕСТИ. ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ приобретают свойство редкости за счет (1) чрезмерного объема труда, вложенного при их изготовлении для придания им чрезмерных эстетичных качеств, или (2) за счет использования редких и потому драгоценных металлов в качестве материала роскошных изделий. ПРЕДМЕТЫ РОСКОШЬ есть те же ПРЕЛЕСТИ, но созданные при помощи труда людей.