1. Автор считает данную статью нарративом по истории, который в соответствии с нарративныи подходом к изложению знания принятым в НЕОКОНОМИКЕ, написан как ряд гипотез, которые открыты для критики и опровержения.
2. Так как Википедия признается автором как единственный источник в Интернете, из которого сегодня, а еще больше – завтра, россияне будут продолжать черпать знания (не смотря на предвзятость редакции самой Википедии), то статья - построена как КРИТИКА именно статьи Рюрик в Википедии. Остальные источники при необходимости будут так же указываться.
3. Биография Рюрика нам не известна, кроме нескольких строчек из летописи Повести временных лет, признаваемая основным источником фактов о Рюрике. Так как происхождение Рюрика не известно, кроме разве того, что Рюрик был варяг, то появились норманская и антинорманская теория происхождения самого Рюрика, которые использовались в идеологической борьбе. Собственно, обе теории не правы, но теория норманнского происхождения права в фактической части, что ныне признается всяким образованным россиянином.
Рюрик биография
Согласно Повести временных лет Рюрик был призван в 862 году неким Союзом племен из славян и других народностей, населявших Север европейской части сегодняшней России. Причиной приглашения варяга Рюрика с дружиной (определённо) из его соплеменников стали междоусобицы, которые возобновились между племенами после изгнания ими предыдущей приглашенной дружины, о которой больше ничего не известно.
В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда[порядка] в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…
Из текста можно получить преставление, что в Союзе племен знали, каков был род Рюрика, который называется словом "русь", в ряду (в современной транскрипции) со шведами норманнами, даже англами и голландцами. Считается, что свод летописи писался православными монахами летописцами приблизительно 200 лет после описываемых событий, когда Русь уже была достаточно могучим государством, где хорошо знали народы Балтийского моря. Скорее всего из летописи можно принять на веру данные в отношении раздела Восточной Европы (территории проникновения восточных славян) на сферы влияния между варягами и хазарами (морскими и сухопутными кочевниками), которым племена платили некую дань. Летопись поясняет, что варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди, а хазары — с полян, северян и вятичей (при этом мы должны учитывать, что некоторые племена из списка и сами брали дань с соседей).
Феномен Союза столь разношерстных племен можно объяснить лишь участием в войне на одной стороне: - или (1) в совместном завоевательном походе или (2) в совместной обороне своей земли. Иначе, как могут объединится племена, живущие на сотни километров друг от друга, да еще не связанные родственными (этническими) узами (отношениями)?
Можно предположить, что не задолго до призвания Рюрика "освободительная" война сплотила племена в Союз, так как летописец говорит о неком общественном мнении среди всех племен, посчитавшим возобновившиеся междоусобицы чем-то ненормальным на фоне хороших отношений между племенами, установившихся после изгнания предыдущих варягов.
Нас интересуют лишь племя (или большой род) - с именем РУСЬ, который летописец по этническим признакам безоговорочно относит к варягам, как некой совокупной внешней силе, которой (хотя бы периодически) платили дань. Никакое изгнание какой-то шайки варяг (вероятно, некой дружины варягов, совершившей измену ради попытки захвата власти) решивших покорить племена, эту внешнюю опасность - не устраняло, так как Балтийское море было обжито исключительно германскими племенами.
Думаю, что этой опасностью не могли быть балты, под которыми чаще всего подразумевают пруссов, которые и в тот период были малочисленны, да и их общая отсталость была заметна даже в 12-13 веках, когда они пошли по пути норманнов, перейдя на экономику, основанную на грабеже русских и польских княжеств, соприкоснувшихся границами с территорией их проживания.
Далее в летописи есть пояснение, позволяющее уточнить, что дружины варягов приходили к Союзу северных племен все же на службу, но именно к 862 году совместными усилиями они были изгнаны без оплаты за службу, а эта плата могла трактоваться как дань (плата за "крышу" одним "организованным" варягам как защита от других, но "диких" варягов).
Скорее всего, сам Союз славян и финно-угров появился в результате этой совместной борьбы с неизвестными варягами, пытавшимися удержать власть навсегда за собой. Однако результат освобождения разочаровал племена, так как одновременно они изгнали межплеменного арбитра, который разрешал споры, которые постоянно возникали между рядом живущими родами и племенами. Вскоре до элиты племен дошло, что все равно придется поступиться некоторой долей независимости (поделиться и доходами и властью) с неким над-племенным правителем-арбитром, так как потребность в арбитре была очень острой. Уже имевшийся положительный опыт заставлял элиты племен для решения этой важнейшей проблемы приглашать дружины со стороны. При этом после победы над предыдущей дружиной - племенная верхушка уже не считалась с опасностью захвата власти новой призванной дружиной Рюрика.
Конечно, летопись, писавшаяся несколькими столетия позже состоявшихся событий, приписывала действующим лицам со стороны славян - разумность, основанную на осмыслении последующими поколениями последствий приглашения Рюрика. В реальных событиях Рюрик, скорее как раз, учел инцидент с изгнанием предыдущих дружин и перехитрил племена, быстро перенеся свою резиденцию из Ладоги в более удобное место, где начал строить укрепленную крепость - замок, который известен как - Рюриково городище.
Какую же информацию мы можем вытянуть из нескольких строк летописи?
1. Национальность Рюрика - русь - так и остается загадкой. Собственно, происхождение самого Рюрика - вопрос интересный, но к образованию Древнерусского государства не имеющий абсолютно никакого значения. Самое существенное, что мы можем понять из летописи: - Рюрика приглашали в качестве арбитра, так как военная мощь его дружины не была указана как основная причина. Однако и так понятно, равно, в качестве наемного охранника, а уж тем более, в качестве арбитра - все племена мог устроить исключительно ЧУЖАК издалека - т.е. человек, не связанный никакими отношениями ни с одним из племен, что гарантировало его беспристрастность. Уже в те времена в Союзе племен на Севере Руси понимали опасность коррупции, потому, даже при наличии собственных военных дружин, предпочитали нанимать пришлых воинов, а их вожаку предоставлять права арбитра и судьи в спорах между племенами. По этим причинам, версии о том, что Рюрик мог быть выходцем из славянского племени (даже удаленных лужицких или полабских) имеют мизерный шанс быть правдой, чем если бы Рюрик был выходцем из германцев норманнов, неродного ни одному из племен.
2. Судя по локализации варягов в восточной части Балтики (а Рюрик с дружиной считается все же варягом норманном), несмотря на (изгон) освобождение от предыдущей дружины (в летописи называемой так же варягами) совместными усилиями всех племен, входящих в Союз, иного выбора среди известных народов Балтийского мору у славян просто не было, кроме все тех же разных германских племен.
Ведь вся Европа будет занята лишь: - (1) романскими народами Римской империи, занявших побережье Средиземного моря, а (2) германцы продут через славян вглубь Европы и займцт Западную Европу. Славяне (3) безусловно освоят Восточную Европу, а Аварский каганат способствовал занятию славянами и территории Средней Европы. откуда их постепенно вытеснят все те же германские народы.
3. Почему Рюрик был скандинавом? - так же довольно объснимо, так как материковые германские племена к этому времени (вместе с лужицкими и полабскими славянами) были уже в составе государств. Лишь германские племена, жившие изолированно на скандинавском полуострове, были вынуждены (1) заниматься пиратством и грабежом поселений, расположенных даже в глубине материка на берегах рек, или (2) продавать себя в качестве людей войны - варенгов (вар- война) на службе у богатых государств, способных оплатить услуги наемников. Обе специализации норманнов имели одну причину - полуостров с суровой природой не давал жителям продуктов для обмена с материком, потому вместо нормальной торговли оставался лишь спсоосб отъема при помощи силы. Постепенно сформировался военный уклад жизни норманнов, в котором участвовали даже женщины скандинавки. Для Европы страшным сном стали викинги, грабившие города даже в глубине материка, а для восточной части Балтики пиратство для варягов (племен германцев, родственных викингам) - не имело особого смысла, так как славяне в тот период не имели богатых поселений на берегах рек.
Жители европейской части будущей Руси больше знали "варягов" как купцов перевозивших товары по пути "Из Варяг в Греки", так как значение слова даже в современном понимании близко к понятию - пришлого купца авантюриста. Однако перевод слова указывал на варягов все же как людей войны, что было по-всему переносом названия варенгов, служивших в Византии и регулярно проходивших по территории славян на службу на юг и со службы домой на север к Балтийскому морю, на их соплеменников, занимавшихся торговлей. Славяне смысла названия варенги не понимали, что делало слово "варяг" обобщающим этнонимом для обозначения всех пришлых людей с Балтики. Долгое время само Балтийское море имело у славян название "Варяжское".
Сюжет с братьями Рюрика, некоторые историки считают выдумкой летописца, но он скорее иллюстрирует - каким образом формировалось Древнерусское государство. Рюрик русский пришел ни как предыдущий глава охранной дружины, он сразу стал создавать сетевую структуру государства, назначая своих (очевидно, в первую очередь, родственников) доверенных и близких к нему дружинников - "правителями" в основные населенные пункты, видимо, бывшие главными узлами управления племенами. Были братья или нет? - сюжет с их почти одновременной смертью является не собо значимой вставкой, но история Полоцка подтверждает появление от приближенных к Рюрику бояр (командиров дружины) собственных местных династий князей, которых уже дети и внуки Рюрика будут уничтожать, ради того, чтобы посадить собственных потомков на места местных князей.
Механизм создания государства состоял в отправке в главные поселения племен небольших дружин, командиру которой передавались права главного вождя местного племени. Возможно местные элиты и были недовольный, но с учетом совокупной силы всей дружины Рюрика в Новгороде, местные элиты были вынуждены смириться фактически с оккупацией и узурпацией власти. Такой механизм не оставляет никакого шанса для автохтонной теории появления государственности у восточных славян.
1. Прото-государственность у славян была с давних времен в виде союзов (венеды, анты,склавины), так как сам конгломерат восточных славян, занявших территорию Восточной Европы был когда-то Союзом, называемым "анты". К моменту призвания Рюрика можно говорить о двух Союзах, которые восточные славяне сформировали: - (1) на Севере (центр Ладога и Новгород) и (2) на юге - с центров в Киеве, как столицы славянского каганата (на основе племени полян). Основой для создания Союзов служил уже имевшийся опыт формирования военных союзов для грабительсвких походов в Византию и самообороны от Аварского каганата.
Союзы славян строились по принципу матрешки, где более сильное племя подчиняло слабое и получало с него дань. Вожди играли большую роль, но их власть и привилегии были результатом личных качеств, так не было еще механизма автоматической передачи власти по наследству потомкам вождя, хотя материальное положение и привилегии могли передаваться.
Именно племенной характер сильных союзов не позволял преобразовать их в государства, в привычном для нас смысле. Родственные связи вождей со всеми членами пелемении не позволяли ими противопоставлять себя как внешней силы противостоящей остальному сообществу членов племени. Это мог сделать лишь захватчик, который решил после покорения дальше жить вместе с покоренным племенем в качестве его новой элиты и дань получать не эпизодически, как гастролирующий бандит, а постоянно, теперь ка бандит оседлый.
Олег Вадимович Григорьев считает, что удел создания государств принадлежит кочевым народам, в силу своего уклада имеющих практику управления стадом, с которого они ежедневно получают дань в виде продуктов для жизнедеятельности. Ключевым моментом для появления государства является возможность для кочевника осесть и жить вместе с покоренным народом. Покорение славян, еще на стадии родо-племенных отношений ставших самым многочисленным народом в Европе, представлялся сложным делом, потому механизм создания государства пошел через призвание варягов как кочевников моря по причине необходимости в межплеменных арбитрах и охранников, которые совершили переворот с захватом власти в самих племенах. Перед вставшими вызовами: - (1) как внешней опасности быть ограбленными другими варяга (как викингами в Европе), так и (2) ради предотвращения внутренних раздоров - такой порядок устраивал элиты всех племен, входящих в Северный Союз, хотя впоследствии было множество попыток бунтовать.
Теперь о характере государств, возникавших в раннем средневековье. Захватчики смотрели на покоренным ими народа как на личную собственность (в некотором смысле -стадо людей, обязанных платить регулярную дань), что быстро уничтожало остатки родо-племенных отношений. Если в племени все понимали, что часть любого продукта (если не весь), добытого одним членом является собственностью всего племени, а вожди лишь осуществляли функции распределения по каким-то критериям, справедливость которых признавалась по молчаливому согласию племени, то государства воспринимались как некая территория, принадлежащая ОДНОМУ человеку - правителю (который ее когда-то захватил) и лишь по этой причине (собственности правителя) все проживающие обязаны платить налоги ему по правилам, которые он устанавливал лично). Иного устройства государства - как личная собственного одного, люди в те времена и не могли представить, а то, что правитель, как довольно слабое человеческое существо, свои права никак не мог отстоять, он компенсировал набором других людей в аппарат воспроизводства его власти, которые сами получали от этого выгоду в виде некой платы за службу из совокупного продукта, который правитель получал теперь в виде налогов. Первые государства не прикрывались поздним флером об общих вопросах и функции безопасности.
Даже сегодня иерархическая структура государства признается всеми, так как она основана на присущим приматам иерархическом инстинкте образования семьи и более многочисленных сообществ. Структура общества в государстве представляет собой несколько "пирамид" иерархических отношений, вырастающих над народом как основной массой членов сообщества. Эта иерархическая игра, выработанная миллионами поколений приматов, продолжает существовать в общности людей, часто как рок определяя их судьбу.
Конечно же, по причине утверждения династии потомков Рюрика изложение в летописи ведется как восхваление деяний основателя династии и, соответственно, Рюрик считается основателем российской государственности. Настоящий характер захвата Рюриком власти мы, скорей всего, никогда не узнаем, так как уже в летописях все объявляется не иначе, как Призвание варягов на Русь или Призвание Рюрика. То, что вскоре братья Рюрика умерли и он сосредоточил всю власть среди северного Союза славян и финно-угров (вероятно, малочисленные балты по причине близости языка и культуры быстро ассимилировались многочисленными славянами), упрощает положение и, скорее всего, будет способствовать утверждению принципу единоначалия, характерному для Руси: "одно княжество - один князь". По поводу генезиса слова русь написано тонны макулатуры, но я не вижу причин, по которым происхождение слова русь могло повлиять на процесс образования Древнерусского государства.
Причем мы можем сказать, что в появлении слова Россия виновны два боярина Рюрика - Аскольд и Дир которые отпросились, а скорее были специально посланы самим Рюриком толи в поход на Царьград, толи для захвата основного поселения Союза восточных славян, которое было создано на основе племени полян (иногда наз. Киевский каганат). Принято вести нить истории от Рюрика, тогда как надо признать что его бояре - Аскольд и Дир были гораздо успешнее, так как они не только захватили, вероятно, уже тогда самый большой город славян - Киев, но и совершили удачные походы для грабежа поселений на берегах Черного моря и даже получали дань от императоров Византийской империи, чтобы не войска которые Аскольд и Дир так же назвали - русь - не стали грабить столичный Константинополь. Православные ромуляне, услышавшие о приближении ранее неведомого войска с именем русь - посчитали, что приближаются войска библейского князя Рош, страна которого в писании локализуется так же на Севере. Эта ошибка перешла в европейские языки для обозначения Руси, а потом патриарх константинопольский по причине раздела епархии после нашествия татар на Русь назовет южную часть греческим термином Малая Россия, а киевскую епархию, глава которой перебрался в Владимир, как новую столицу Северо-Восточной Руси назовут Велика Россия. Когда же Иван Грозный решит принять титул царь, то в наименовании нового государства Ивана будет использовано не привычное "русское", а (на гречески манер) слово "российское", которое скорей всего было взято из церковного языка, который в те времена был литературным языком Руси. Такое переименование с использованием слова "Россия" в домене российского царя формально передавало под его власть все земли, которые на европейских картах сохраняли в именованиях слова Rossia (и производные от него), сохранявшиеся еще со времен Киевской Руси, даже в иностранном написании.
Поиски совпадения каких-то названий у славян со словом Русь - пустое занятие, даже имя самого Рюрика пытаются связать с общеславянскими названием божества из культа очага - Рарог, изображаемого в виде огненной хищной птицы, на что годился пикирующий сокол, который по многим признакам был гербом (тотемом) у самого Рюрика. Имя Рюрик в некоторых вариациях довольно широко распространено в скандинавских языках - кстати, дед знаменитого принца датского Гамлета в пьесе Шекспира имел имя Рорик. Древнескандинавское имя Hrorekr являлось производным от слов «*HrooiR» («слава») и «-rikR» «знатный», потому часто употреблялось для именования знатных варягов. С другой стороны, сюжет о соколе как личном гербе Рюрика, подкрепляется гербом Старой Ладоги, где изображен пикирующий желто-золотой сокол на красно-алом щите, так и разными тамгами Рюриковичей, напоминающими разные стилизации контура пикирующего сокола, одна из которых, а именно - тамга Владимира Крестителя Руси - нынче стала гербом Украины.
Собственно, выбор Тризуба князя Владимира в качестве герба для нынешней Украины, националистические власти которой так стремятся разорвать любые связи с Россией, несколько пародоксальное решение, так как лишь подчеркивает происхождение государственности самой Украины от Рюрика русского, призванного в Ладогу северными славянами. Впрочем территория Украина всегда была объектом или краем других государства что раскрывает само по-себе не очень самостийное название Украина.
Вероятно, утверждение Рюрика единоличным правителем госудасртва которому он не мудрсвуя - дал имя своего рода - Русь, вызвало недовольство как среди славян, так и в рядах варягов, пришедших вместе с Рюриком.
Считается, что Рюрик был основателем Новгорода, что скорее - совсем не так, так как Рюриково городище находится несколько в стороне на холме, который Рюрик выбрал по причине удобства строительства крепости. Мы не знаем, когда Рюрик покинул Ладогу, где его приняли с дружиной (вероятно Ладога была по традиции резиденцией прежних варяжских дружин) - вероятно почти сразу по прибытию, так как ему нужен был опорный замок, а холм рядом с самым оживленным торговым поселением, который впоследствии стал Новгородом, наилучшим образом отвечала его планам.
Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром[источник не указан 275 дней]. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища)[5][6].
В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.
Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя:
«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[7]
Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов[8]. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. норманизм), позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.
Происхождение Рюрика
Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы.
Существует несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.
Норманнская версия
Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция.
Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии.
Этимология имени
Древнескандинавское имя Hrœrekr является производным от форм старосканд. «*HróþiR» («слава») и «-ríkR» («знатный», толкуемое также как изменённое заимствование из латинского — rex: король, царь). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:[9][10]
Hrodric — старо-германский язык
Hrēðrīc и Hroðricus — старо-английский язык
Rørik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
Hrœrekr — западный старо-норманский язык
rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей
Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):
Hreðric — сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
Хрёрик Метатель Колец — датский конунг VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для трагедии Шекспира
Rudereiks (Родерих) — король вестготов в Испании в 710−711 гг.
Рёрик Ютландский — датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
Хрёрек, сын Хринга — норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне».
Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo)[11]. В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии[9].
Рорик из Дании
Основная статья: Рёрик Ютландский
Король Рорик VII века, дед принца Гамлета.
Иллюстрация H.W. Koekkoek (1912) к книге «Тевтонские мифы и легенды».
По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака[12], который в 826 году или около 837 года получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде на который совершали набеги викинги.
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии[13]. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его[14].
В 855 год—857 годах Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) вернули королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I.
Около 857—862 годов Рорик, по версии некоторых писателей[15], покоряет славян-вендов. По Саксону Грамматику датский конунг Хрёрик Метатель Колец, который отождествляется этими писателями с Рориком Ютландским, разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения[16]. Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.
В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорештад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепится в Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому.
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего[17].
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам, однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры»[18]. Приморская провинция Rüstringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.
Эйрик из Швеции
«Заморские гости» Рерих Н. К.
Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нём, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой»[19]. Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь[источник не указан 578 дней].
По вычислениям известного шведского археолога Биргер Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель» относится к началу его правления — 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика[20]. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.
Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом)[21]. Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.
Западно-славянская версия
Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
Варяги из вагров или пруссов
Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком»[22]. Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей[источник не указан 275 дней].
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.
— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»
В Казанской истории автор пишет о новгородцах приведших себе князя из Пруссии, от варягов[23]:
«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»
Мекленбургские генеалогии
«Прибытие Рюрика в Ладогу» В. М. Васнецов. 19 век.
Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей, к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй — Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным. Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).
В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика[24] датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков[25]. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod)[26].
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Ободриты, также именуемые ререгами
С мекленбургскими генеалогиями согласуются гипотезы, сближающие имя Рюрика с названием сокола: польск. raróg, чеш. rarašek[27], словацк. raroh, укр. раріг. Подобное слово зафиксировано в средневековом письменном источнике применительно к ободритам. Адам Бременский отмечает[28]:
Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.
Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами[29]. Там говорится о «сокольих далях» в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами, «как датчанами, так и вендами». Впоследствии, «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами, однако такой эпитет издавна применялся к людям благородного происхождения у различных народов[30].
Герб Старой Ладоги — сокол, падающий вниз (герб Рюрика)
Герб Рюриковичей некоторые исследователи (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов, А. Г. Кузьмин, В. И. Меркулов) трактуют как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. При этом другие видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил[31]. Стилизованным вариантом этого изображения является нынешний герб Украины. В подкрепление балтославянской этимологии приводятся археологические находки времён первых Рюриковичей с изображением сокола[32]. Подобное изображение сокола (или ворона Одина) чеканилось и на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941)[32]. Однако сокол в скандинавских языках называется иначе.
Иоакимовская летопись
Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла[33]. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский» князь Олег стал княжить после смерти Рюрика. Финское происхождение Рюрика может быть связано с одной из версий этимологии слова русь. Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi, то есть финского названия шведов. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собиравших дань с местного населения.
Рюрик в историографии
Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век)
Монета Банка России 50 рублей, золото, реверс. (2011 г.)
Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову»[34]. Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.
Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.
По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.
Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.
Данные генетических исследований
Основная статья: Рюриковичи#ДНК-тест Y-хромосомы представителей династии Рюриковичей
Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика[35][36]. У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.[37].
Среди исследованных потомков Владимира Мономаха гаплогруппа N1с1 обнаружена у 100 %[36]. Также у 45 человек (24 %) принадлежащей к другой ветви Рюриковичей была обнаружена галогруппа R1a1, и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы: I(6 %), E(1,5 %), T(0,5 %)[38].
Наследники
Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун[39].
//design-for.net/page/rjurik