27.02.2024. Семёнов Юрий Иванович (1929 - 2023) — был по своей натуре бунтарем и реализовать себя как ученого в СССР смог лишь в этнологии, на которую идеологи большевиков не обращали внимания, ведь предметом этнологии считались существовавшие в древности общества, да еще не на территории России, а где-то далеко за границей. И в сферу марксистской историографии и философии Юрий Семёнов возвращается уже на плечах безоговорочного авторитета знатока экономики первобытного общества. Но под давлением фактического материала в своем творчестве в этнологии Семёнов вынужден был отбросить почти все идеи Маркса и Энгельса, оставаясь верным лишь фундаментальному для марксизма тезису о классовой борьбе как факторе развития общества. Конечно, читатель может сказать, что в первобытности не было классов, но в тогдашней советской этнологии существовала практика интерпретации - в случае отсутствия эквивалентности - дарообменных отношений в единицах существования человечества в Природе как явлений эксплуатации человека человеком, позволявшая эти отношения считать предтечей товарообменных отношений, что было выводом неверным, к чему уже ранее пришла зарубежная экономическая антропология.
Семёнов Юрий Иванович |
Ведь еще до Семенова западные экономические антропологи уже пытались произвести аналогичную попытку вывести товарно-денежные отношения из редистрибутивных отношений престижной экономики, другое дело, что делали это не с позиции марксизма, а с позиции капиталистического маржинализма (я имею в виду микс западных экономических теорий). Но так или иначе мнение коллег, что редистрибуция не ведет к обменно-товарным отношениям, Семёнов не учел, однако, ради обоснования своих интерпретаций, пусть и ложных, им был проанализирован практически весь фактический материал, имеющийся на тот момент, по социальным и экономическим отношениям в первобытности, на основе чего он создал оригинальную довольно стройную теорию стадиального развития, что и составляет его основной вклад в науку. А вклад в развитие марксизма уже вряд ли кем будут оценен, хотя Семёнов так залатал доисторическую историю в марксизме после выкидывания откровенных ляпов Маркса и Энгельса, что по значимости - в продвижении вперед теории Маркса - труд Юрия Ивановича Семенова ФИЛОСОФИЮ ИСТОРИИ позволяет его причислять к классикам марксизма. Схема - какие имелись предшественники и почему мысль пошла в сторону революционного способа разрешения противоречий - в книге Семёнова изложена логично. Однако, вот - в плане развития экономической науки ему не суждено было стать создателем обновленной политэкономии. А ведь казалось, что своим анализом первобытного общества Семенов подвел новые опоры под фундамент марксистской политэкономии, но на дворе уже был 1991 год, и весь марксизм, включая и вклад в него Юрия Семёнова, оказался совершенно никому не нужен, даже российским коммунистам, даже в качестве лишь символа веры.
Юрий Семенов биографияЮ́рий Ива́нович Семёнов (5 сентября 1929, Свердловск — 26 апреля 2023, Долгопрудный) — советский и российский историк, философ, этнолог, специалист по философии истории, истории первобытного общества, теории познания; создатель оригинальной глобально-формационной (эстафетно-стадиальной) концепции мировой истории. Кандидат философских наук, доктор исторических наук, профессор. Заслуженный профессор МФТИ. | СЕМЁНОВ Юрий Иванович |
Определенно, самая полная биография Юрия Ивановича Семёнова находится на сайте Википедии, куда читатель может перейти кликнув по вышерасположенной кнопке заголовка, но я выбрал статью, в которой Сергей Владимирович Багоцкий, автора книги История науки, излагает свой взгляд на суть творчества Юрия Ивановича Семёнова.
Источник цитаты - ПАМЯТИ ЮРИЯ ИВАНОВИЧА СЕМЁНОВА Отечественная наука понесла невосполнимую утрату. 26 апреля 2023 года
|
Г.А. Завалько: "Есть четыре классика марксизма..."
|
Читатель может перейти к оригинальной статье по КЛИКУ на кнопку-заголовок:
Лекция III. ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «Понятия “общество” – самое важное для всех социальных дисциплин, включая социальную философию, философию истории, социологию, историческую науку, или историологию, политическую экономию, культурологию и др. Поэтому в нем необходимо детально разобраться. Обращаясь к анализу смысла слова “общество”, мы сразу же сталкиваемся с тем, что оно имеет не одно, а множество значений». Учебник Лекции Юрия Семёнова - Под редакцией проф. И.А. Гобозова, М.: Издатель Савин С.А., 2003 - 528 с. ЛЕКЦИЯ V. ПРОИЗВОДСТВО И ОБЩЕСТВО «Коренное отличие людей от животных заключается в том, что они производят, занимаются производством. Производство – необходимое условие существования людей. Стоит прекратиться производству – и люди погибнут. Только производственная деятельность могла породить разум, мышление. Лишь производство могло вызвать к жизни общество, без которого оно развиваться не могло. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, т.е. в человека». Учебник. - Под редакцией проф. И.А. Гобозова, М.: Издатель Савин С.А., 2003 - 528 с. автор Юрий Семёнов ЛЕКЦИЯ VI. ОСНОВНЫЕ И НЕОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА «Кроме антагонистических укладов – всегда стержневых – в обществе могут существовать дополнительные уклады, как правило, антагонистическими не являющиеся. И люди, связанные с каждым из таких дополнительных укладов, образуют особый общественный класс, ибо занимают особое место, но только не внутри какого-либо уклада – как в случае с парно-антагонистическими классами – а в социально-экономическом строе общества в целом, который при этом обязательно включает в себя не менее двух укладов». Учебник Лекции Семёнов Юрия Ивановича. - Под редакцией проф. И.А. Гобозова, М.: Издатель Савин С.А., 2003 - 528 с. |
ЛЕКЦИЯ VII. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
ЛЕКЦИЯ VIII. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ КАРТИНА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
ЛЕКЦИЯ X. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
«Среди подавляющего большинства философов, социологов и даже этнологов, не говоря уже о людях далеких от всякой науки, бытует представление, что брак между индивидами и семья, т.е. группа, состоящая из мужчины, женщины и их детей, существовала всегда. Очень многие из них утверждают, что существование такого рода брака и такого рода семьи обусловлено биологией размножения человека и что эти институты унаследованы им от его животных предков. Все это совершенно неверно».
22 мая 2004 Юрий Семёнов
Возникновение и сущность материалистического понимания истории
Проблемы лекции: непоследовательность домарксистского материализма; философия и социальные науки в поисках объективного источника общественных идей: философия истории Г. Гегеля, концепции французских историков эпохи Реставрации, классическая политическая экономия, унитарно-стадиальная концепция истории цивилизованного общества; создание К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания общества и истории; общественно-экономические формации как основные социально-экономические типы и стадии всемирно-исторического развития.
24 августа 2016
Интервью для «Критики права»
«Общество без единой воли обойтись не может: нужно, чтобы оно было стабильно, чтобы все соблюдали какие-то общие нормы, поэтому другого выхода нет, кроме как навязать волю господствующего класса всем членам общества. Вот так и возникает право, которое опирается на силу государственного аппарата <...>. И аппарат возникает для того, чтобы навязать волю господствующего класса всему обществу в целом <...>. Это и выражается в формулировке классиков марксизма: “право есть воля господствующего класса, возведенная в закон” (то есть зафиксированная государством, охраняемая государственной машиной). Думаю, это положение верно».
26 июля 2015
Материалистическое понимание истории: «за» и «против»
«Любой исследователь, который предпримет достаточно серьезную попытку опровергнуть основные положения материалистического понимания истории, неизбежно, если он достаточно объективен, придет к выводу об их истинности. Основные идеи исторического материализма не только не мешают познанию как истории, так и современности, но, наоборот, только и дают возможность проникнуть в сущность происходивших в прошлом и происходящих сейчас процессов. Препятствием для познания является утвердившийся у нас в прошлые годы псевдомарксизм вообще, примитивно-шаблонный, догматически понимаемый исторический материализм в частности. Его нужно преодолеть, что очень не просто. Но самое главное — нужно творчески развивать материалистическое понимание истории на основе обобщения всех данных, добытых общественными науками, прежде всего историей».
21 октября 2013
Дилетантизм против науки (размышления об одной рецензии)
«Для А.Н. Тарасова все просто, все ясно, все понятно. Это порождает у него горделивое чувство глубокого превосходства на теми, для которых почему-то не все понятно и ясно, для которых почему-то существуют какие-то нерешенные проблемы, которые занимаются какими-то поисками, в ходе коих путаются и даже впадают в заблуждение».
7 августа 2010
Политарный (азиатский) способ производства: сущность и место в истории человечества и России
«В работах, включённых в данную книгу, всесторонне рассмотрена проблема т.н. «азиатского» способа производства, который автор именует политарным способом производства. Прослежена история проблемы с XVII в. по XXI в. включая две дискуссии, которые имели место в марксистской философской и исторической науке 20-30-х и 60-70-х годах XX в.».
20 марта 2010
Из истории теоретической разработки В. И. Лениным национального вопроса
«Национальный гнет есть одна из форм политического гнета. Вопрос о самоопределении наций, как неоднократно подчеркивал В.И. Ленин, целиком и полностью относится к области политики. Национальное движение есть движение политическое. А это значит, что общность людей, именуемая нацией, выступает прежде всего в общественной жизни в качестве определенной политической силы».
13 марта 2010
В. И. Сергеевич, его труд «Древности русского права» («Русские юридические древности») и проблема исторического пути Руси-России
«В.И. Сергеевич дал значительно более глубокую картину перемен, завершившихся к концу XVI в., но и он не нашел адекватных терминов для обозначения социального строя Руси-России ни до этого переворота, ни после него. Единственно, на чем он категорически настаивал, что в Руси-России никогда не было феодализма, ни до указанного перелома, ни после него. И в этом он был прав».
24 июля 2008
«История марксистской философии в СССР весьма печальна...»
«Собственно философов в точном смысле слова в это время не было. Были философоведы, которые зарабатывали на философии на хлеб, а то и с маслом, но были совершенно не способны ни к какому творчеству. Они ограничивались пересказом и комментированием чужих мыслей. Если же появлялись люди с пытливым умом, то их мигом извлекали за ушко да на солнышко».
15 мая 2008
Введение во всемирную историю. Выпуск 3.
История цивилизованного общества (XXX в. до н.э. — XX в. н.э.)
«Данная книга — заключительный выпуск серии «Введение во всемирную историю». Он содержит изложение истории человечества в эпоху цивилизации. Этот, по необходимости краткий, очерк носит теоретический характер. В центре внимания — не исторические события сами по себе, а то, что в них проявляется, — исторический процесс. В книге выявляется необходимость, внутренняя объективная логика развития классового общества, пробивающая себе дорогу через массу конкретных исторических явлений, каждое из которых случайно. В результате всемирная история предстает не как сумма историй отдельных стран, а как единое целое».
20 апреля 2008
Преподавание философии в высшей школе, способность к самостоятельному мышлению и марксизм
Статья из книги «Проблемы преподавания философии в высшей школе. Материалы Всероссийской конференции 13, 14, 15 марта 1996 г». «Надо знакомить студентов со всем спектром современных философских и социально-философских концепций, включая в качестве полноправного момента философию марксизма. Студенту нельзя принудительно навязывать ни марксизм, ни антимарксизм. Ему должно быть представлено полное право самостоятельно выбрать из большого набора философских учений то, которое представляется ему истинным. Студента нужно учить самостоятельно мыслить. Но делать это могут только те преподаватели, которые сами способны к самостоятельному мышлению».
29 марта 2007
Предмет философии
Мышление как объективный процесс есть явление чисто социальное. «Естественно, что проникнуть в его сущность невозможно без выявления сути общества, без открытия социальной формы движения материи. Поэтому диалектический материализм как диалектическая логика, как наука об истине с необходимостью является материализмом и историческим».
26 марта 2007
Введение во всемирную историю. Выпуск 2.
История первобытного общества
«Во втором выпуске “Введения во всемирную историю” дается теоретический очерк истории первобытного (доклассового) общества. В своей реконструкции развития доклассового общества автор опирается на гигантский фактический материал, накопленный к настоящему времени наукой, которую у нас именуют этнографией, или этнологией, а на Западе - социальной антропологией. Значительная часть этих фактических данных и сделанных на их основе обобщений и выводов у нас мало известна или совсем не известна. А между тем без их знания трудно, а иногда и совершенно невозможно понять процессы, происходившие в ранних классовых обществах (древневосточном, античном, феодальном и “парафеодальном”, каким было в частности древнерусское общество)».
13 марта 2007
О соотношении частной собственности и свободы
«При капитализме возможен такой политический режим, при котором все члены общества имеют равные права на участие в управлении его делами. Однако жесткой корреляции между капиталистической частной собственностью и демократией не существует. При капитализме возможен не только демократический, но и авторитарный и даже тоталитарный режим. Ведь и фашистская Италия, и нацистская Германия были капиталистическими странами».
24 февраля 2007
Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX – начала XX в.
«Полная свобода связей между парнями и девушками существовала в ряде деревень Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Общество в эти отношения никак не вмешивалось. В Суражском уезде Черниговской губернии, в котором наряду с белорусами жили и русские, добрачные связи имели широкое распространение. Потеря целомудрия не ставилась девушке в вину и не препятствовала замужеству».
19 февраля 2007
Философия истории
Ю.И. Семёнов Философия истории 3.8. Французские историки эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы |
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ «Книга представляет собой уникальный энциклопедический справочник по философии истории и общей теории исторической науки, не имеющий аналогов не только в нашей, но и в мировой литературе. В работе рассматривается развитие философии истории (историософии) и общей се теории от зарождения в античную эпоху до наших дней. В ней раскрывается, как на протяжении многих веков ставились и решались основные философско-исторические вопросы: проблема субъекта исторического процесса, проблема понимания и истолкования этого процесса и, наконец, проблема основы общества и движущих сил истории. Дается обзор всех основных существовавших и существующих сейчас в философской и исторической науках точек зрения по этим вопросам (ч. 1 —3). Вслед за этим следует теоретический очерк всемирной истории как единого закономерного процесса (ч. 4), а затем выявляются и рассматриваются основные тенденции современного исторического развития и место России в мире к началу XXI века (ч. 5)».
9 февраля 2007
Предмет этнографии (этнологии) и основные составляющие ее научные дисциплины
«О предмете этнографии написано много, однако полной ясности в этом вопросе до сих пор нет. И это во многом связано с тем, что этнографию чаще всего понимают как единую монолитную науку, в то время как она к настоящему времени разделилась на несколько в значительной степени самостоятельных научных дисциплин, каждая из которых имеет собственный предмет, далеко не совпадающий с предметами остальных. И в этом нет ничего необычного. Так обстоит дело и с другими науками».
7 февраля 2007
Введение во всемирную историю. Выпуск I.
Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества
«Я попытался написать не “занимательную историю”, не что-то вроде сборника исторических анекдотов, а именно очерк всемирной истории, предназначенный как раз для пытливых, ищущих умов. Только они и могут решить, удалось ли мне это сделать».
19 января 2007
О методике реконструкции развития первобытного общества по данным этнографии
Данные этнографии сами по себе взятые не дают возможности реконструировать историю ни одного конкретного отдельного первобытного социального организма. Реконструировать по данным этнографии можно лишь развитие первобытного общества, взятого в целом. И реконструкция эта должна прежде всего состоять в выявлении той внутренней сущности, той внутренней объективной необходимости, которая нашла свое проявление в истории всех первобытных социальных организмов, взятых вместе. Но выявить внутреннюю необходимость любого реального процесса, в том числе и развития первобытного общества в целом, можно лишь освободив ее от той конкретно-исторической формы, в которой она проявилась, лишь представив этот процесс в чистом виде, в логической форме, т.е. в такой, в какой она может существовать только в теоретическом мышлении.
11 января 2007
Льюис Генри Морган: легенда и действительность
«Каким же образом умеренный либеральный буржуа, да к тому же еще и ревностный христианин, смог подняться до материалистического понимания истории, как согласовать приписываемую Моргану приверженность к капитализму, как лучшей из всех систем, с тем фактом, что он не только подверг критике цивилизацию — общество товарного производства, основную форму нашего, современного общества, но и высказался о грядущем преобразовании этого общества в таких выражениях, которые мог бы произнести Карл Маркс?»
15 декабря 2006
Этническая культура и политическая борьба
«Другая причина непоследовательности автора — тесно связанный с «демократическим» мифом еще один крайне популярный миф — миф «национального возрождения». Исходный пункт этого мифа: союзный центр вел политику, имеющую своей целью насильственную русификацию народов СССР, разрушение их национальных культур и вытеснение, а в конечном счете и уничтожение их языков. Необходимостью сейчас стало возрождение всех национальных культур, восстановление в правах национальных языков. Этот миф и сейчас господствует».
28 июня 2006
Современный мир и основные тенденции его развития
«Один глобальный класс — страны Запада. Они вместе взятые выступают в качестве класса эксплуататоров. Другой глобальный класс образуют страны новой и старой зависимой периферии. А раз глобальный социоисторический организм расколот на классы, из которых один эксплуатирует другой, то в нем с неизбежностью должна иметь место глобальная классовая борьба».
13 января 2009
Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития. Часть II
«Переходом от предклассового общества к классовому было не только возникновение первой классовой общественно-экономической формации - политарной, но и доминомагнатного общества, которое в Средиземноморье трансформировалось в рабовладельческое (античное) - вторую классовую общественно-экономическую формацию».
23 марта 2006
Переход от первобытного общества к классовому: пути и варианты развития. Часть I
«Процессы, происходившие в эпоху перехода от собственно первобытного общества к классовому, советские ученые характеризовали прежде всего как разложение первобытнообщинного строя. И лишь во вторую очередь видели в них становление новых отношений. Истоки такого подхода во многом уходят к работам Л. Г. Моргана и Ф. Энгельса, в которых была явно абсолютизирована роль рода и вообще родственных объединений в системе общественных отношений первобытности».
23 марта 2006
Рассудок и разум
«Философия дает такое знание, которое никаким другим способом получить невозможно. У неё есть объект, исследованием которого занимается только она одна и никакая другая наука. Этим объектом познания философии является истина».
20 декабря 2005
Украинские президентские выборы 2004 года как эпизод глобальной классовой борьбы
Годовщине «оранжевой революции» посвящается: «Применительно к странам зависимой периферии задача Запада заключается в увеличении степени их зависимости от него, в приведении там к власти полных его марионеток. Именно в этом заключается сущность происходящих на Украине событий — США стремятся привести там к власти таких политических деятелей, которые были бы их покорными слугами. Попутно решается ещё одна задача — ослабление позиций России».
19 декабря 2005
Белое дело против красного дела
«Красный террор был, пусть не такой, как его изображают, но был. И прославлять его, тем более поэтизировать, как иной раз у нас делали, ни к чему. Любой террор - страшная вещь. Но ведь, кроме красного, был еще и белый террор, о котором наши буржуафилы стараются ничего не говорить. А он был не только не менее, а гораздо более страшен, чем красный террор».
18 декабря 2005
Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия
«Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива с особями одного определенного вида животных. Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов».
11 декабря 2006
Основные этапы эволюции первобытной религии
«Расслоение в обществе, выделение из среды ранее равных общинников могущественной аристократии находит свое иллюзорное отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из среды равных по значению сверхъестественных существ несколько особо могущественных — богов».
9 января 2006
Идеологическая мода в науке и скептицизм
«Самое печальное заключается в том, что наши обществоведы, покончив с верой в тех кумиров, которых им раньше навязывали, отнюдь не стали свободомыслящими. Они стали просто инаковерующими. Отрекшись от одних идолов, они тут же нашли новых, которым стали поклоняться так же истово, как раньше классикам марксизма».
24 апреля 2003 Юрий Семёнов
Возникновение религии и ее первая, исходная форма - магия
и первоначальный корень религии заключается в бессилии перед природой, то почему религия не возникает у животных, которые еще в большей степени, чем первые люди, бессильны перед природой?».
24 апреля 2003 Юрий Семёнов
С. П. Толстов как теоретик этнологической и исторической науки
«Отличало С.П. Толстова от многих других историков, этнографов и археологов то, что он не просто систематизировал и обобщал фактический материал, строил не только эмпирические концепции, но и от эмпирического уровня научного познания поднимался до теоретического, занимался, теоретическими изысканиями, выдвигал новые идеи и, разрабатывая их, создавал гипотезы и теории, отображающие сущность изучаемых этнологией и исторической наукой явлений».
9 июля 2005 Юрий Семёнов
Теория общественно-экономических формаций и всемирная история
«Материалистическое понимание истории есть прежде всего ее понимание как естественно-исторического процесса развития и смены общественно-экономических формаций. Естественно, что понятие общественно-экономической формации является центральной и основной категорией исторического материализма. Без глубокого понимания этой категории невозможно проникновение в сущность материалистической теории исторического процесса».
19 апреля 2005 Юрий Семёнов
Эдуард Мейер и его труды по методологии и теории истории
Предисловие к книге знаменитого историка конца XIX века Эдуарда Мейера, в котором подробно исследуется отличие феодального, античного (рабовладельческого) и азиатского (политарного) способов производства.
22 февраля 2005 Юрий Семёнов
Этнос, нация, диаспора
«Когда члены дискриминируемого этноса осознают себя как соотечественники, их борьба против дискриминации приобретает характер борьбы за интересы своего отечества против его врагов и угнетателей. Они теперь чаще всего начинают стремиться не к уравнению в правах с членами господствующего этноса, а к освобождению своего отечества от чужеземного гнета, созданию собственного независимого государства».
19 февраля 2005 Юрий Семёнов
История (историология) как строгая наука
«“История (историология) как строгая наука” — это предисловие к книге Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса “Введение в изучение истории” — знаменитому труду по методологии исторического познания, очень актуальному в наше время господства псевдонауки».
15 февраля 2005 Юрий Семёнов
Невежда и шарлатан в роли учителя мудрости
«Могут, конечно, сказать, что человек не может и не обязан знать всего. Это, конечно, верно, но при том непременном условии, что он не будет браться писать о том, что ему неведомо. Если ты чего-то не знаешь, не пытайся этому учить. А если берешься, то посмотри соответствующую литературу. Но наш автор пишет по принципу: слышал звон, да не знаю, где он. Зачем терять время на уточнения – оно, как известно, деньги. А народ у нас глуп – все сожрет».
8 февраля 2005 Юрий Семёнов
Интервью с Ю. И. Семеновым в журнале «Философия и общество»
«И всё же главным, чем я занимался в 50-е годы, была не философия истории, а теория познания. Безо всякой аспирантуры я написал работу “Некоторые проблемы предыстории человеческого мышления”, которую намеревался защитить в качестве диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. В то время единственным местом в Сибири, где можно было это сделать, был Томский государственный университет. Туда я эту работу и представил».
28 декабря 2004 Юрий Семёнов Иван Гобозов
Мой «путь в первобытность»
«Каждый знает, что ученому работать в стол трудно, если вообще возможно. К началу 70-х годов стало ясным, что писать и публиковать практически почти все, что я думаю, можно только в одной области — истории первобытного общества».
28 декабря 2004 Юрий Семёнов
О первобытном коммунизме, марксизме и сущности человека
«С появлением регулярного избыточного продукта обеспечение людей стало более гарантированным. Общество оказалось теперь в состоянии обеспечить прожиточный уровень всех своих взрослых членов даже в том случае, если они трудились не в полную меру. Возникла возможность если не полного, то частичного социального паразитизма. В таких условиях стали нужными новые стимулы к труду».
8 декабря 2004 Юрий Семёнов
Экономическая антропология
«Вклад Б. Малиновского в исследование первобытной экономики прежде всего состоит в том, что он впервые наглядно показал глубину отличия экономических отношений доклассового общества не только от капиталистических, но и от товарно-денежных и вообще от всех привычных экономических отношений».
8 декабря 2004 Юрий Семёнов
Об одном из типов традиционных социальных структур Африки и Азии: прагосударство и аграрные отношения
«Многие народы Азии и особенно Африки были втянуты в сферу влияния мировой системы капитализма тогда, когда сами они находились на стадии перехода от первобытного общества к классовому».
30 ноября 2004 Юрий Семёнов
Этнология и гносеология
«Возвращаясь к проблемам гносеологии, хочу подчеркнуть, что единственной теорией познания, согласующейся с наукой, является теория отражения, причём не пассивного, зеркального, а активного, творческого. И недаром все учёные, даже придерживающиеся в теории самых антиматериалистических взглядов, как только переходят от общих философских рассуждений к своему делу, неизбежно переходят на позиции теории отражения».
23 ноября 2004 Юрий Семёнов
Россия: что с ней случилось в XX веке
«Люди стремились создать общество, в котором все средства производства принадлежат народу, где не будет ни классов, ни эксплуатации человека человеком, ни государства, а возник социальный порядок, основанный на частной собственности и характеризующийся наличием классов, эксплуатации и необычайно мощного государства. Иначе говоря, результаты действий людей оказались прямо противоположными тому, к чему они стремились. Таким образом, буквально ни одно положение марксистского учения о социализме не было претворено в жизнь. Поэтому утверждение, что советское общество было построено в полном соответствии с марксистскими идеями, не выдерживает никакой критики. Это общество не было сознательно построено. Оно, как и любое другое общество, сложилось стихийно в силу исторической необходимости».
19 октября 2004 Юрий Семёнов
Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право
«Совесть есть стержень человека. Она служит признаком человека не в меньшей степени, чем, скажем, наличие у него разума, мышления. Человек, лишенный разума, не есть человек. Это - человекоподобное животное. Человека без совести трудно назвать человеком, даже если он сохранил разум. Он в подобном случае представляет собой пусть и рационально мыслящее, но все же животное. Такой индивид - рационально мыслящий и поэтому особенно опасный зверь».
11 октября 2004 Юрий Семёнов
МАРКСИСТСКАЯ КНИГА БЫТИЯ ("Книга Бытия" по Юрию Семенову) автор критики Эрнест Андре Геллнер, © ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, № 2-1992 г.
«Семенов развертывает перед нами картину внутреннего развития этого эгалитарного авангарда зарождающегося человечества. Эта часть его теории изложена захватывающе, с блеском и страстью, что позволяет поставить ее рядом с великими поэтическими и философскими притчами о происхождении человеческого рода. Семенов выступает здесь не только как ученый, но и как моралист, причем в его подходе явно чувствуются отзвуки идей Руссо и Дюркгейма (хотя ни тот ни другой явно не упоминаются). Сознание и воля рассматриваются как определяющие черты человечества, знаменующие собой выход за пределы природно-биологических закономерностей и появление во Вселенной новой реальности — социальной».
«Новый вариант эстафетно-стадиального подхода – эстафетно-формационное понимание всемирной истории. Это – современная, отвечающая нынешнему уровню развития исторической, этнологической, социологической и других общественных наук форма теории общественно-экономических формаций».
«Социально-исторические организмы суть исходные, элементарные, первичные субъекты исторического процесса, из которых складываются все остальные, более сложные его субъекты - социорные системы разных уровней. Каждая из социорных систем любого иерархического уровня тоже была субъектом исторического процесса. Высший, предельный субъект исторического процесса - человеческое общество в целом».
«Таким образом, смена общественно-экономических формаций мыслилась как происходящая исключительно лишь внутри социально-исторических организмов. Соответственно, общественно-экономические формации выступали прежде всего как стадии развития не человеческого общества в целом, а отдельных социально-исторических организмов. Основание считать их стадиями всемирно-исторического развития давало только то, что их "проходили" все или, по крайней мере, большинство социально-исторических организмов».
«Но и та версия унитарно-стадиального понимания истории, которая была названа линейно-стадиальной, находится в противоречии с исторической реальностью. И это противоречие не было преодолено и в самых последних унитарно-стадиальных концепциях (неоэволюционизм в этнологии и социологии, концепции модернизации и индустриального и постиндустриального общества). Все они остаются в принципе линейно-стадиальными».
«Конечно, эстафетно-формационное понимание истории возникает только сейчас. Но идея исторической эстафеты и даже эстафетно-стадиальный подход к всемирной истории зародился уже довольно давно, хотя и не пользовался никогда широким признанием. Возник он из потребности совместить идеи единства человечества и поступательного характера его истории с фактами, свидетельствующими о разделении человечества на обособленные образования, которые возникают, расцветают и погибают».
22 сентября 2004 Юрий Семёнов
Этносы, нации, расы
«Расизм, к сожалению, нельзя отнести к числу явлений прошлого. Он жив и сейчас. Идеи расизма активно пропагандируются сейчас и в нашей стране. Если националисты отстаивают этнорасизм, то наши деятели, причисляющие себя к числу демократов и либералов, занимаются апологией социорасизма. Как утверждают они, наукой и опытом веков доказано, что только незначительная часть людей (8-12%) людей от природы одарена способностью заставить собственность приносить прибыль».
13 апреля 2004 Юрий Семёнов
Периодизация и общая картина всемирной истории
«Ни Россия, ни другие зависимые периферийные страны никогда не смогут добиться подлинного прогресса, не смогут покончить с той нищетой, в которой сейчас находится подавляющее большинство их населения, без освобождения от зависимости, без уничтожения паракапитализма, что невозможно без борьбы против центра, против ортокапитализма. В глобальном классовом обществе с неизбежностью началась и будет обостряться глобальная классовая борьба, от исхода которой зависит будущее человечества».
24 февраля 2004 Юрий Семёнов
Основные концепции всемирной истории
«Единственный путь, который может привести к созданию теории любой формации, заключается в выявлении того существенного, общего, что проявляется в развитии всех социоисторических организмов данного типа. Раскрыть общее в явлениях невозможно, не отвлекаясь от различий между ними».
17 февраля 2004 Юрий Семёнов
Диалектический (прагмо-диалектический) материализм: его место в истории философской мысли и современное значение
«Хорошо известно, какую смуту в умах естествоиспытателей вызвало появление квантовой механики. Невозможно было понять вновь открытые процессы, не допустив существования объективной случайности и объективной же вероятности. Но практически все физики до этих открытий, независимо от того, сознавали они этого или не осознавали, стояли на позициях абсолютного детерминизма. Для них понятие детерминизма было равнозначно понятию абсолютного детерминизма».
22 ноября 2003 Юрий Семёнов
Личность, общество, культура
«...В конечном счете, то, каким становится человек, определяет социально-экономическая структура общества. Но происходит это сложным образом. Чтобы возникли и закрепились те или иные моральные нормы, выражающие интересы общества, люди, живущие в этом обществе, должны их осознать. Но это осознание не представляет собой простого процесса их познания. Оно всегда происходит далеко не в адекватной форме».
22 сентября 2003 Юрий Семёнов
О русской религиозной философии конца XIX — начала XX века
«Русская религиозная философия была мертворожденной. Некоторое время она существовала как упырь на живом теле философской мысли России. В последние годы была предпринята попытка гальванизировать этот труп. Но долго это продолжаться не могло. Чтобы не заражать живых, покойник должен быть похоронен. И чем скорее, тем лучше».
15 мая 2003 Юрий Семёнов
Брак и семья: возникновение и развитие
«Среди подавляющего большинства философов, социологов и даже этнологов, не говоря уже о людях далеких от всякой науки, бытует представление, что брак между индивидами и семья, т.е. группа, состоящая из мужчины, женщины и их детей, существовала всегда. Очень многие из них утверждают, что существование такого рода брака и такого рода семьи обусловлено биологией размножения человека и что эти институты унаследованы им от его животных предков. Все это совершенно неверно».
15 мая 2003 Юрий Семёнов