13.12.2020. НЕОКОНОМИКА или новая российская экономическая теория использует те же термины, включая и социальный организм, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение социального организма является маленькой гипотезой, созданной по аналогии. В разных теориях термин социальный организм поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста социальный организм в словаре с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение социального организма. Сохраняю ортодоксальное описание социального организма не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие социальный организм, оставаясь допущением, уже своим употреблением теория социального организма попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. В ортодоксии феномен социального организма использовалась для обоснования теории предельной полезности, то НЕОКОНОМИКА (как называется новая экономическая теория) считает теорию принятия решений исключительно психологической, что и заставляет меня произвести критику текста социальный организм в википедии.
единица человечества общество социальная группа племя род семья союз племен |
Социальный организм в Википедии
Далее ПЕРЕВОД статьи Social organism из англоязычной WikipediA — свободной энциклопедии, куда читатель может перейти по клику на кнопку заголовка.
Social organism
Различные субъекты, составляющие общество, такие как право, семья, преступность и т.д. , рассматриваются как взаимодействующие с другими субъектами общества для удовлетворения его потребностей. Каждая сущность общества или социального организма выполняет свою функцию, помогая поддерживать стабильность и целостность организма. |
Содержание
|
ИсторияМодель, или концепция общества как организма прослеживается Джорджем Р. Маклаем (George R. MacLay) от Аристотеля (384-322 до н. э.) до мыслителей XIX века и более поздних, включая французского философа и основателя социологии Огюста Конта (Auguste Comte), английского философа и эрудита Герберта Спенсера (Herbert Spencer) и французского социолога Эмиля Дюркгейма (Émile Durkheim) Согласно Дюркгейму, чем более специализирована функция организма или общества, тем больше его развитие, и наоборот. Тремя основными видами деятельности общества являются культура, политика и экономика. Здоровье общества зависит от гармоничного взаимодействия этих трех видов деятельности.[3] Эта концепция получила дальнейшее развитие в 1904 году, в течение следующих двух десятилетий, австрийским философом и социальным реформатором Рудольфом Штайнером (Rudolf Steiner) в его лекциях, очерках и книгах о тройственном социальном порядке. "Здоровье" социального организма можно рассматривать как функцию взаимодействия культуры, политики и права, экономики, которую теоретически можно изучать, моделировать и анализировать. Во время работы над социальным порядком Штайнер разработал свой "Фундаментальный социальный закон" экономических систем: "Больше всего... наше время страдает от отсутствия какого-либо базового социального понимания того, как работа может быть правильно включена в социальный организм, чтобы все, что мы делаем, действительно выполнялось ради наших собратьев. Мы можем обрести это понимание, только научившись по-настоящему встраивать свое "Я" в человеческое сообщество. Новые социальные формы не будут обеспечены природой, но могут возникнуть только из человеческого "Я"через реальное, индивидуальное понимание-то есть когда потребности других становятся для нас предметом непосредственного опыта"[5].] Дэвид Слоан Уилсон (David Sloan Wilson) в своей книге 2002 года "Собор Дарвина" применяет свою теорию многоуровневого отбора к социальным группам и предлагает рассматривать общество как организм. Таким образом, человеческие группы функционируют как отдельные единицы, а не просто как группы индивидов. Он утверждает, что организмы "выживают и размножаются в окружающей их среде" и что "Человеческие группы вообще, и религиозные группы в частности, квалифицируются как организмы в этом смысле".[6] См. Также
|
Факт существования представителей биологического вида Homo sapiens на планете Земля - не по-одиночке, а - в составе сообществ - является признаваемым как истина с давних пор. Однако неоклассическая экономическая теория элитами капиталистических стран взятая на вооружение как наука про экономику, на основе которой и создается представление об обществе - в своих аксиомах признает лишь одиночное существования индивидов. Ведь модель человека в экономикс (economics), как иначе - в англоговорящих странах - называется неоклассика, это - волк-одиночка, который постоянно сравнивающих размер имущества, который он может получить после убийства другого индивида с затратами усилий на это убийство. Дело в том, что экономические человек (Homo economicus) не может сотрудничать с другим экономическим агентом в силу тех функциональных свойств, которые ему приписаны в основах ЭКОНОМИКС.
Конечно, в маржинализме заявляют, что их модель экономического субъекта есть модель человека в экономике, даже считают точным аналогом «Робинзона», но модель экономического субъекта западной экономической «науки» не имеет никакого отношения к человеку, так как их субъект - жаждет лишь максимизации прибыли, что не позволяет ему сотрудничать с другими субъектами. Поэтому в западной экономической «науке» принципиально не может быть понятия общества как отдельного объекта, не сводимого к множеству, возникающему механическим объединением субъектов, а «то», что они еще как-то признают под именами - сообщество и социальная группа - есть лишь временные скопления экономических субъектов, собирающихся вместе на ограниченной территории лишь ради получения прибыли. Поэтому термин СОЦИАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ есть лишь в тех социальных науках, которые основаны на теории Маркса, что делает самого Маркса основоположником всей современной социологии, даже западной, так как в марксистской теории - понятие социума (или общества) есть, а в западной «научной мысли» его быть не может, но так или иначе пользоваться терминами на Западе приходится даже против собственных же установок.
социоисторический организм
Один из важных недостатков ортодоксального исторического материализма заключался в том, что в нем не были выявлены и теоретически разработаны основные значения слова "общество". А таких значений это слово в научном языке имеет по меньшей мере пять. Первое значение - конкретное отдельное общество, представляющее собой относительно самостоятельную единицу исторического развития. Общество в таком понимание я буду называть социально-историческим (социоисторическим) организмом или, сокращенно, социором. Второе значение - пространственно ограниченная система социально-исторических организмов, или социорная система. Третье значение - все когда-либо существовавшие и ныне существующие социально-исторические организмы вместе взятые - человеческое общество в целом. Четвертое значение - общество вообще, безотносительно к каким-либо конкретным формам его реального существования. Пятое значение - общество вообще определенного типа (особенное общество или тип общества), например, феодальное общество или индустриальное общество.[5] Для историка особое значение имеют три первых значения термина общество. Социально-исторические организмы суть исходные, элементарные, первичные субъекты исторического процесса, из которых складываются все остальные, более сложные его субъекты - социорные системы разных уровней. Каждая из социорных систем любого иерархического уровня тоже была субъектом исторического процесса. Высший, предельный субъект исторического процесса - человеческое общество в целом. Существуют разные классификации социально-исторических организмов (по форме правления, господствующей конфессии, социально-экономическому строю, доминирующей сфере экономики и т. п.). Но самая общая классификация - подразделение социоисторических организмов по способу их внутренней организации на два основных типа. Первый тип - социально-исторические организмы, представляющие собой союзы людей, которые организованы по принципу личного членства, прежде всего - родства. Каждый такой социор неотделим от своего личного состава и способен, не теряя своей идентичности, перемещаться с одной территории на другую. Такие общества я назову демосоциальными организмами (демосоциор). Они характерны для доклассовой эпохи истории человечества. Примерами могут служить первобытные общины и многообщинные организмы, именуемые племенами и вождествами. Границы организмов второго типа - это границы территории, которую они занимают. Такие образования организованы по территориальному принципу и неотделимы от занимаемых ими участков земной поверхности. В результате личный состав каждого такого организма выступает по отношению к этому организму как самостоятельное особое явление - его население. Такого рода общества я буду называть геосоциальными организмами (геосоциор). Они характерны для классового общества. Обычно их называют государствами или странами.[6] Так как в историческом материализме не было понятия социально-исторического организма, то в нем не были разработаны ни понятие региональной системы социоисторических организмов, ни понятие человеческого общества в целом как совокупности всех существовавших и существующих социоров. Последнее понятие, хотя и присутствовало в неявной форме (имплицитно), но не было четко отграничено от понятия общества вообще. Отсутствие понятия социоисторического организма в категориальном аппарате марксистской теории истории с неизбежностью мешало пониманию категории общественно-экономической формации. Невозможно было по настоящему понять категорию общественно-экономической формации, не сопоставив ее с понятием социоисторического организма. Определяя формацию как общество или как стадию развития общества, наши специалисты по историческому материализму никак не раскрывали смысла, который вкладывали они при этом в слово "общество", хуже того, они без конца, сами совершенно не осознавая того, переходили от одного смысла этого слова к другому, что с неизбежностью порождало невероятную путаницу. Каждая конкретная общественно-экономическая формация представляет собой определенный тип общества, выделенный по признаку социально-экономической структуры. Это означает, что конкретная общественно-экономическая формация есть не что иное, как то общее, что присуще всем социально-историческим организмам, обладающим данной социально-экономической структурой. В понятии конкретной формации всегда фиксируется, с одной стороны, фундаментальное тождество всех социоисторических организмов, имеющих своей основой одну и ту же систему производственных отношений, а с другой стороны, существенное различие между конкретными обществами с разными социально-экономическими структурами. Таким образом, соотношение социоисторического организма, принадлежащего к той или иной общественно-экономической формации, и самой этой формации есть отношение отдельного и общего. Проблема общего и отдельного принадлежит к числу важнейших проблем философии и споры вокруг нее велись на протяжении всей истории этой области человеческого знания. Начиная с эпохи средневековья два основных направления в решении этого вопроса получили названия номинализма и реализма. Согласно взглядам номиналистов в объективном мире существует только отдельное. Общего же либо совсем нет, либо оно существует только в сознании, является умственной человеческой конструкцией. Иную точку зрения отстаивали реалисты. Они считали, что общее существует реально, вне и независимо от сознания человека и образует особый мир, отличный от чувственного мира отдельных явлений. Этот особый мир общего по своей природе духовен, идеален, и является первичным по отношению к миру отдельных вещей. В каждой из этих двух точек зрения есть крупица истины, но обе они неверны. Для ученых несомненно существование в объективном мире законов, закономерности, сущности, необходимости. А все это - общее. Общее таким образом существует не только в сознании, но и в объективном мире, но только иначе, чем существует отдельное. И эта инаковость бытия общего состоит вовсе не в том, что оно образует особый мир, противостоящему миру отдельного. Нет особого мира общего. Общее существует не само по себе, не самостоятельно, а только в отдельном и через отдельное. С другой стороны, и отдельное не существует без общего. Таким образом в мире имеют место два разных вида объективного существования: один вид - самостоятельное существование, как существует отдельное, и второй - существование только в отдельном и через отдельное, как существует общее. К сожалению, в нашем философском языке нет терминов для обозначения этих двух разных форм объективного существования. Иногда, правда, говорят, что отдельное существует как таковое, а общее реально существуя, не существует как таковое. Я в дальнейшем буду обозначать самостоятельное существование как самосуществование, как самобытие, а существование в ином и через иное как иносуществование, или как инобытие. Чтобы познать общее (сущность, закон и т. п.) нужно "извлечь" его из отдельного, "очистить" от отдельного, представить его в "чистом" виде, т.е. в таком, в котором оно может существовать лишь в мышлении. Процесс "извлечения" общего из отдельного, в котором он в реальности существует, в котором оно скрыто, не может быть не чем иным, как процессом создания "чистого" общего. Формой существования "чистого" общего являются понятия и их системы - гипотезы, концепции, теории и т.п. В сознании иносуществующее, общее выступает как самосуществующее, как отдельное. Но это самобытие не реальное, а идеальное. Здесь перед нами - отдельное, но не реальное отдельное, а идеальное. После этого экскурса в теорию познания вернемся к проблеме формации. Так как каждая конкретная общественно-экономическая формация есть общее, то она может существовать и всегда существует в реальном мире только в отдельных обществах, социоисторических организмах, причем в качестве их глубокой общей основы, их внутренней сущности и тем самым и их типа. Общее между социоисторическими организмами, относящимися к одной общественно-экономической формации, разумеется, не исчерпывается их социально-экономической структурой. Но объединяет все эти социальные организмы, обусловливает их принадлежность к одному типу прежде всего, конечно, наличие во всех них одной и той же системы производственных отношений. Все остальное, что роднит их, является производным от этой фундаментальной общности. Именно поэтому В. И. Ленин неоднократно определял общественно-экономическую формацию как совокупность или систему определенных производственных отношений. Однако вместе с тем он никогда не сводил ее полностью к системе производственных отношений. Для него общественно-экономическая формация всегда была типом общества, взятого в единстве всех его сторон. Он характеризует систему производственных отношений как "скелет" общественно-экономической формации, который всегда облечен и "плотью и кровью" других общественных отношений. Но в этом "скелете" всегда заключена вся сущность той или иной общественно-экономической формации.[7] Так как производственные отношения объективны, материальны, то соответственно материальной является и вся система, образованная ими. А это значит, что она функционирует и развивается по своим собственным законам, не зависящим от сознания и воли людей, живущих в системе этих отношений. Данные законы - законы функционирования и развития общественно-экономической формации. Введение понятия об общественно-экономической формации, позволив впервые взглянуть на эволюцию общества как на естественно-исторический процесс, сделало возможным выявить не только общее между социоисторическими организмами, но одновременно и повторяющееся в их развитии. Все социоисторические организмы, принадлежащие к одной и той же формации, имеющие своей основой одну и ту же систему производственных отношений, неизбежно должны развиваться по одним и тем же законам. Как бы ни отличались друг от друга современная Англия и современная Испания, современная Италия и современная Япония, все они представляют собой буржуазные социоисторические организмы, и развитие их определяется действием одних и тех же законов - законов капитализма. В основе разных формаций лежат качественно отличные системы социально-экономических отношений. Это значит, что разные формации развиваются по-разному, по различным законам. Поэтому с такой точки зрения важнейшей задачей общественной науки является исследование законов функционирования и развития каждой из общественно-экономических формаций, т. е. создание теории каждой из них. По отношению к капитализму такую задачу попытался решить К.Маркс. Единственный путь, который может привести к созданию теории любой формации, заключается в выявлении того существенного, общего, что проявляется в развитии всех социоисторических организмов данного типа. Вполне понятно, что раскрыть общее в явлениях невозможно, не отвлекаясь от различий между ними. Выявить внутреннюю объективную необходимость любого реального процесса можно, лишь освободив его от той конкретно-исторической формы, в которой она проявилась, лишь представив этот процесс в "чистом" виде, в логической форме, т. е. таким, каким он может существовать лишь в теоретическом сознании. Если в исторической реальности конкретная общественно-экономическая формация существует только в социоисторических организмах в качестве их общей основы, то в теории эта внутренняя сущность единичных обществ выступает в чистом виде, как нечто самостоятельно существующее, а именно как идеальный социоисторический организм данного типа. Примером может послужить "Капитал" Маркса. В этом труде рассматривается функционирование и развитие капиталистического общества, но не какого-то определенного, конкретного - английского, французского, итальянского и т.п., а капиталистического общества вообще. И развитие этого идеального капитализма, чистой буржуазной общественно-экономической формации представляет собой не что иное, как воспроизведение внутренней необходимости, объективной закономерности эволюции каждого отдельного капиталистического общества. Как идеальные социальные организмы выступают в теории и все другие формации. Вполне понятно, что конкретная общественно-экономическая формация в чистом виде, т. е. как особый социоисторический организм, может существовать только в теории, но не в исторической реальности. В последней она существует в отдельных обществах в качестве их внутренней сущности, их объективной основы. Каждая реальная конкретная общественно-экономическая формация есть тип общества и тем самым то объективное общее, что присуще всем социоисторическим организмам данного типа. Поэтому она вполне может быть названа обществом, но ни в коем случае не реальным социоисторическим организмом. В качестве социоисторического организма она может выступать только в теории, но не в реальности. Каждая конкретная общественно-экономическая формация, будучи определенным типом общества, является тем самым обществом данного типа вообще. Капиталистическая общественно-экономическая формация есть капиталистический тип общества и одновременно капиталистическое общество вообще. Каждая конкретная формация находится в определенном отношении не только к социоисторическим организмам данного типа, но к обществу вообще, т. е. тому объективному общему, которое присуще всем социоисторическим организмам, независимо от их типа. По отношению к социоисторическим организмам данного типа каждая конкретная формация выступает как общее. По отношению к обществу вообще конкретная формация выступает как общее менее высокого уровня, т. е. как особенное, как конкретная разновидность общества вообще, как особенное общество. Говоря об общественно-экономической формации авторы ни монографий, ни учебников никогда не проводили четкой грани между конкретными формациями и формацией вообще. Между тем разница существует и она значительна. Каждая конкретная общественная формация представляет собой не только тип общества, но и общество данного типа вообще, особенное общество (феодальное общество вообще, капиталистическое общество вообще и т. п.) Совершенно иначе обстоит дело с общественно-экономической формацией вообще. Она не есть общество ни в каком смысле этого слова. Наши истматчики этого никогда не понимали. Во всех монографиях и во всех учебниках по историческому материализму всегда рассматривалась структура формации и перечислялись ее основные элементы: базис, надстройка, включая общественное сознание, и т. п. Эти люди считали, что если выделить то общее, что присуще первобытному, рабовладельческому, феодальном и т. п. обществам, то перед нами предстанет формация вообще. А на самом деле, перед нами в таком случае выступит не формация вообще, а общество вообще. Воображая, что они описывают структуру формации вообще, истматчики в действительности рисовали структуру общества вообще, т.е. рассказывали о том общем, что присуще всем без исключения социоисторическим организмам. Всякая конкретная общественно-экономическая формация выступает в двух ипостасях: (1) она - конкретный тип общества и (2) она же - общество вообще этого типа. Поэтому понятие конкретной формации включено в два разных ряда понятий. Один ряд: (1) понятие социоисторического организма как отдельного конкретного общества - (2) понятие о той или иной конкретной формации как обществе вообще определенного типа, т. е. особенном обществе - (3) понятие об обществе вообще. Другой ряд: (1) понятие о социоисторических организмах как отдельных конкретных обществах - (2) понятие о конкретных формациях как разных типах социоисторических организмов общества и - (3) понятие об общественно-экономической формации вообще как о типе социоисторических организмов вообще. Понятие общественно-экономической формации вообще, как и понятие общества вообще, отражает общее, но иное, чем то, которое отражает понятие общества вообще. Понятие общества вообще отражает то общее, что присуще всем социоисторическим организмам независимо от их типа. Понятие общественно-экономической формации вообще отражает то общее, что присуще все конкретным общественно-экономическим формациям независимо от их специфических особенностей, а именно, что все они представляют собой типы, выделенные по признаку социально-экономической структуры. Во всех трудах и учебниках, когда формация определялась как общество, причем без указания на то, о какой формации идет речь: конкретной формации или формации вообще, никогда не уточнялось, идет ли речь об отдельном обществе или об обществе вообще. И нередко и авторы, и тем более читатели понимали под формацией отдельное общество, что было совершенной нелепостью. А когда некоторые авторы пытались все же принять во внимание, что формация есть тип общества, то нередко получалось еще хуже. Вот пример из одного учебного пособия: "Каждое общество представляет собой... целостный организм, так называемую общественно-экономическую формацию, т. е. определенный исторический тип общества со свойственным ему способом производства, базисом и надстройкой."[8] Как реакция на подобного рода толкование общественно-экономических формаций возникло отрицание их реального существования. Но оно было обусловлено не только невероятной путаницей, которая существовала в нашей литературе в вопросе о формациях. Дело обстояло сложнее. Как уже указывалось, в теории общественно-экономические формации существуют в качестве идеальных социоисторических организмов. Не обнаружив в исторической реальности таких формаций некоторые наши историки, а за ними и некоторые истматчики пришли к выводу, что формации в действительности вообще не существуют, что они представляют собой лишь логические, теоретические конструкции.[9] Понять, что общественно-экономические формации существует и в исторической реальности, но иначе, чем в теории, не как идеальные социоисторические организмы того или иного типа, а как объективное общее в реальных социоисторических организмах того или иного типа, они оказались не в состоянии. Для них бытие сводилось только к самобытию. Инобытия они, как и все вообще номиналисты, во внимание не принимали, а общественно-экономические формации, как уже указывалось, не имеют самобытия. Они не самосуществуют, а иносуществуют. В этой связи нельзя не сказать, что теорию формаций можно принимать, а можно отвергать. Но сами общественно-экономические формации нельзя не принимать во внимание. Существование их, по крайней мере, как определенных типов общества - несомненный факт. Примечания: 1. Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 13. С.7. 2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Там же. Т. 21. С. 26. 3. Кунов Г. Марксова теория исторического процесса, общества и государства. Т. 2. М.-Л., 1930. С. 121-124. 4. Энгельс Ф. Письмо П. Эрнсту 5 июня 1890 г. // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 37. С. 351. 5. Подробно об этом см.: Семенов Ю.И. Секреты Клио. Сжатое введение в философию истории. 6. Подробнее см. там же. 7. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал демократов // Полн. собр. соч. Т. 1. С.138-139, 165; 8. Основы марксизма-ленинизма. Учебное пособие. М., 1959. С. 128. 9. См., например, Гуревич А. Я. К дискуссии о докапиталистических формациях: формация и уклад // Вопросы философии. 1968, № 2. С.118 -119; Израитель В.Я. Проблемы формационного анализа общественного развития. Горький,1975. С. 16. |
Эрнест Андре Геллнер МАРКСИСТСКАЯ КНИГА БЫТИЯ
Марксова теория общественно-экономических формаций и современность
Глава 2 Общественно-экономическая формация и социоисторический организм
Глава 3 Ортодоксальное понимание смены общественно-экономических формаций
Глава 4 Линейно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к истории
Глава 5 Эстафетно-формационный подход к всемирной истории
1. Центр и периферия материалистического понимания истории 2. Общественно-экономическая формация и социоисторический организм 3. Ортодоксальное понимание смены общественно-экономических формаций и его несостоятельность 4. Линейно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к истории 5. Эстафетно-формационный подход к всемирной истории Юрий Иванович Семёнов (род. 5 сентября 1929, Свердловск, СССР) — советский и российский историк, философ, этнолог, специалист по философии истории, истории первобытного общества, теории познания; создатель оригинальной глобально-формационной (эстафетно-стадиальной) концепции мировой истории. Кандидат философских наук, доктор исторических наук, профессор. |