Society
ОбществоМатериал из Википедии — свободной энциклопедии Для других целей см. Society (disambiguation) Слева направо: семья в Саваннакхете, Лаос; косяк рыб возле Фиджи; военный парад в национальный праздник Испании; толпа за покупками в Махараштре, Индия. Society (общество) - это группа людей, вовлеченных в постоянное социальное взаимодействие (Social_relation), или большая социальная группа, разделяющая одну и ту же пространственную или социальную (Social) территорию, обычно подчиняющаяся одной и той же политической (politics) власти и доминирующим культурным ожиданиям. Societies характеризуются моделями отношений (социальных отношений) между индивидами, которые разделяют особую культуру и институты; данное society (общество) может быть описано как совокупность таких отношений между составляющими его членами. В социальных науках более крупное society часто демонстрирует модели стратификации или доминирования в подгруппах. Societies создают модели поведения, считая определенные действия или концепции приемлемыми или неприемлемыми. Эти модели поведения в данном society известны как социальные нормы. Societies и их нормы претерпевают постепенные и постоянные изменения. Поскольку society основано на сотрудничестве, оно может позволить своим членам извлекать выгоду способами, которые в противном случае были бы затруднены на индивидуальной основе; таким образом, можно различать как индивидуальные, так и социальные (общие) выгоды, или во многих случаях обнаруживается, что они пересекаются. Society также может состоять из единомышленников, руководствующихся своими собственными нормами и ценностями в рамках доминирующего, более крупного общества. Это иногда называют субкультурой, термином, широко используемым в криминологии, а также применяемым к отдельным подразделам более крупного society. В более широком смысле, и особенно в рамках структуралистской мысли, society может быть проиллюстрировано как экономическая, социальная, промышленная или культурная инфраструктура, состоящая из разнообразного набора людей, но отличная от них. В этом отношении society может означать объективные отношения, которые люди имеют с материальным миром и с другими людьми, а не "другие люди" за пределами индивида и их знакомого социального окружения. |
Содержание 1 Этимология и использование 2 Концепции
3 Типы
4 Характеристики
5 Современное использование
6 Смотрите также 7 Примечания 8 Ссылки 9 Дальнейшее чтение 10 Внешние ссылки |
Этимология и использованиеТермин society ("общество") пришел из французского société 12-го века (что означает "компания").[1] Это, в свою очередь, произошло от латинского слова societas, которое, в свою очередь, произошло от существительного socius ("товарищ, друг, союзник"; прилагательное socialis), используемого для описания связи или взаимодействие между сторонами, которые являются дружественными или, по крайней мере, гражданскими. Без статьи термин society может относиться ко всему человечеству (также: "society in general", "society at large" и т.д.), Хотя те, кто недружелюбен или нецивилизован по отношению к остальной части society в этом смысле, могут считаться "антисоциальными". В 1630-х годах понятие society использовалось для обозначения "людей, связанных соседством и общением, осознающих, что они живут вместе в упорядоченном сообществе".[2] Однако в 18 веке шотландский экономист Адам Смит учил, что society "может существовать среди разных людей, например, среди разных торговцев, из чувства своей полезности без какой-либо взаимной любви или привязанности, если только они воздерживаются от причинения вреда друг другу".[3] КонцепцииВ спектре этологии животных люди находятся между досоциальными и эусоциальными. Человекообразные обезьяны всегда были более (бонобо, Гомо, Пан) или менее (горилла, понго) социальными животными. По словам антрополога Мориса Годелье, одним из важнейших нововведений в society, в отличие от ближайших биологических родственников человечества (шимпанзе и бонобо), является родительская роль, которую берут на себя мужчины, которая предположительно отсутствовала бы у наших ближайших родственников, для которых отцовство обычно не определяется.[4][5] В социологииСоциальная группа позволяет своим членам извлекать выгоду способами, которые в противном случае были бы невозможны на индивидуальной основе. Таким образом, можно различать и учитывать как индивидуальные, так и социальные (общие) цели. Социальная этология муравьев (formicidae). Социолог Питер Л. Бергер определяет society как "... человеческий продукт, и не что иное, как человеческий продукт, который, тем не менее, постоянно воздействует на своих производителей". По его словам, society было создано людьми, но это творение возвращается и создает или формирует людей каждый день.[6] Социолог Герхард Ленски различает societies на основе их уровня технологий, коммуникаций и экономики: (1) охотники и собиратели, (2) простые сельскохозяйственные, (3) развитые сельскохозяйственные, (4) промышленные и (5) специальные (например, рыболовецкие societies или морские societies).[7] Это похоже на систему, ранее разработанную антропологами Мортоном Х. Фридом, специалистом по теории конфликтов, и Элманом Сервисом, теоретиком интеграции, которые разработали систему классификации societies во всех человеческих культурах, основанную на эволюции социального неравенства и роли государства. Эта система классификации содержит четыре категории:
В дополнение к этому существуют:
Со временем некоторые культуры продвинулись к более сложным формам организации и контроля. Эта культурная эволюция оказывает глубокое влияние на модели сообщества. Племена охотников-собирателей селились вокруг сезонных запасов продовольствия, превращаясь в аграрные деревни. Деревни росли, превращаясь в города и поселки. Города превратились в города-государства и национальные государства[8]. ТипыSocieties - это социальные группы, которые различаются в зависимости от стратегий выживания, способов, которыми люди используют технологии для удовлетворения своих потребностей. Хотя люди создали много типов societies на протяжении всей истории, антропологи склонны классифицировать различные societies в соответствии со степенью, в которой различные группы в society имеют неравный доступ к таким преимуществам, как ресурсы, престиж или власть. Практически во всех societies существует определенная степень неравенства среди людей в процессе социальной стратификации, разделения членов society на уровни с неравным богатством, престижем или властью. Социологи разделяют societies на три большие категории: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные ДоиндустриальныйОсновная статья: Доиндустриальное общество В доиндустриальном society производство продуктов питания, осуществляемое с использованием труда людей и животных, является основной экономической деятельностью. Эти societies могут быть подразделены в соответствии с их уровнем технологии и методом производства продуктов питания. Эти подразделения являются охотничьими и собирательскими, скотоводческими, садоводческими и сельскохозяйственными.[7] Охота и собирательствоОсновная статья: Hunter-gatherer (Охотники-собиратели) Народ Сан в Ботсване разводит огонь вручную. Основной формой производства продуктов питания в таких обществах является ежедневный сбор диких растений и охота на диких животных. Охотники-собиратели постоянно перемещаются в поисках пищи.[10] В результате они не строят постоянных деревень и не создают разнообразных артефактов, и обычно образуют только небольшие группы, такие как bands и tribes (племена). Однако некоторые охотничьи и собирательские общества в районах с богатыми ресурсами (например, народ тлинкитов в Северной Америке) жили большими группами и формировали сложные иерархические социальные структуры, такие как вождество. Потребность в мобильности также ограничивает размер этих обществ.[11] Band society состоят из 15-50 человек, связанных родством.[12] Статусы внутри tribe (племени) относительно равны, и решения принимаются по общему согласию. Узы, которые связывают племя, более сложны, чем узы band (групп). Лидерство личное — харизматическое - и используется для особых целей только в племенном обществе. Не существует политических постов, обладающих реальной властью, а вождь - это просто влиятельное лицо.[13] Семья образует основную социальную ячейку, большинство членов которой связаны родством или браком.[14] Антрополог Маршалл Салинс описал охотников-собирателей как "оригинальное общество изобилия" из-за их расширенного досуга: [15] взрослые в обществах по заготовке и садоводству работают в среднем около 6,5 часов в день, в то время как люди в сельскохозяйственных и промышленных обществах работают в среднем по 8,8 часа в день.[16] ПастушествоОсновная статья: Pastoral society (, Пастушество, скотоводствои Пастушеские_племена Pastoralism (пасторализм) - несколько более эффективная форма существования. Вместо того, чтобы ежедневно искать пищу, члены pastoral societies полагаются на одомашненных стадных животных для удовлетворения своих потребностей в пище. Пастухи ведут nomadic (кочевой) образ жизни, перегоняя свои стада с одного пастбища на другое.[17] Поскольку их снабжение продовольствием намного надежнее, pastoral societies могут поддерживать большее население. Поскольку имеются излишки продовольствия, для производства продуктов питания требуется меньше людей. В результате углубления разделение труда (специализация отдельных лиц или групп в выполнении определенных видов экономической деятельности) становится более сложным.[9] Например, некоторые люди становятся ремесленниками, производящими инструменты, оружие и украшения, среди других ценных предметов. Производство товаров стимулирует торговлю. Эта торговля способствует возникновению неравенства, поскольку некоторые families (семьи) приобретают больше товаров, чем другие. Эти семьи часто получают власть за счет увеличения своего богатства. Передача собственности от одного поколения к другому способствует централизации богатства и власти. Со временем появляются наследственные вождества, типичная форма правления в pastoral societies. //ru.wikipedia.org/wiki/ РастениеводствоОсновная статья: Horticulturalist society (Земледелие, растениеводство и сельское хозяйство) Фрукты и овощи, выращенные на садовых участках, которые были очищены от джунглей или леса, являются основным источником пищи в садоводческом обществе. Эти общества имеют уровень технологии и сложности, аналогичный скотоводческим обществам. Историки используют фразу "сельскохозяйственная революция" для обозначения технологических изменений, произошедших 10 000 лет назад, которые привели к выращиванию сельскохозяйственных культур и разведению сельскохозяйственных животных.[18] Некоторые группы садоводов используют подсечно-огневой метод для выращивания сельскохозяйственных культур.[19] Дикую растительность срезают и сжигают, а золу используют в качестве удобрений.[20] Земледельцы используют человеческий труд и простые инструменты для обработки земли в течение одного или нескольких сезонов. Когда земля становится бесплодной, садоводы расчищают новый участок и оставляют старый, чтобы он вернулся к своему естественному состоянию. Они могут вернуться на первоначальную землю несколько лет спустя и начать процесс заново. Чередуя свои садовые участки, садоводы могут оставаться в одном районе в течение довольно длительного периода времени. Это позволяет им строить полупостоянные или постоянные деревни.[21] Численность населения деревни зависит от количества земли, доступной для сельского хозяйства; таким образом, в деревнях может проживать от 30 до 2000 человек. Как и в пастушеских обществах, избыток продовольствия приводит к более сложному разделению труда. Специализированные роли в земледельческих обществах включают ремесленников, шаманов (религиозных лидеров) и торговцев.[21] Эта ролевая специализация позволяет людям создавать самые разнообразные артефакты. Как и в скотоводческих обществах, избыток продовольствия может привести к неравенству в богатстве и власти в рамках земледельческих политических систем, возникших из-за устоявшегося характера земледельческой жизни. АграрныйОсновная статья: Agrarian society (Аграрное общество) Вспашка на волах в 15 веке Аграрные общества используют сельскохозяйственные технологические достижения для выращивания сельскохозяйственных культур на большой площади. По словам Ленски, разница между садоводческими и аграрными обществами заключается в использовании плуга.[22] Увеличение запасов продовольствия из-за совершенствования технологий привело к увеличению численности населения, чем в более ранних сообществах. Это означало больший профицит, в результате чего города стали центрами торговли, поддерживающими различных правителей, педагогов, ремесленников, торговцев и религиозных лидеров, которым не нужно было беспокоиться о поиске пропитания. Большая степень социальной стратификации появилась в аграрных обществах. Например, женщины ранее имели более высокий социальный статус, потому что они более равномерно распределяли труд с мужчинами. В обществах охотников и собирателей женщины даже собирали больше пищи, чем мужчины. Однако, по мере того, как улучшались продовольственные магазины и женщины стали играть меньшую роль в обеспечении семьи продовольствием, они все больше подчинялись мужчинам. По мере того, как деревни и города распространялись на соседние районы, неизбежно возникали конфликты с другими общинами. Фермеры обеспечивали воинов едой в обмен на защиту от вторжения врагов. Также появилась система правителей с высоким социальным статусом. Эта знать организовала воинов, чтобы защитить society от вторжения. Таким образом, знати удавалось извлекать выгоду из "меньших" членов society. IndustrialОсновная статья: Industrial societies (Индустриальные общества) Между 15 и 16 веками возникла новая экономическая система. Капитализм характеризуется открытой конкуренцией на свободном рынке, при котором средства производства находятся в частной собственности. Освоение Европой Северной и Южной Америки послужило одним из стимулов для развития капитализма. Введение иностранных металлов, шелка и специй стимулировало большую коммерческую активность в европейских обществах. Индустриальные общества в значительной степени зависят от машин, работающих на топливе, для производства товаров.[23] Это привело к дальнейшему резкому повышению эффективности. Возросшая эффективность производства в результате промышленной революции привела к еще большему избытку, чем раньше. Теперь излишки составляли не только сельскохозяйственные товары, но и промышленные товары. Этот больший избыток привел к тому, что все изменения, обсуждавшиеся ранее в ходе революции одомашнивания, стали еще более заметными. Население снова выросло.[24] Повышение производительности сделало больше товаров доступными для всех. Однако неравенство стало еще большим, чем раньше. Распад обществ, основанных на сельском хозяйстве, заставил многих людей покинуть землю и искать работу в городах.[25] Это создало большой избыток рабочей силы и дало капиталистам много рабочих, которых можно было нанять за чрезвычайно низкую заработную плату. ПостиндустриальныйОсновная статья: Post-industrial society (постиндустриальное общество) См. также: Information revolution (Информационная революция) Постиндустриальные общества - это общества, в которых информация, услуги и высокие технологии доминируют больше, чем производство товаров.[26] В развитых индустриальных обществах в настоящее время наблюдается сдвиг в сторону увеличения сектора услуг по сравнению с производством и производством. Соединенные Штаты являются первой страной, в которой более половины рабочей силы занято в сфере услуг. Сферы услуг включают правительство, исследования, образование, здравоохранение, продажи, юриспруденцию и банковское дело. ХарактеристикиГендерОсновные статьи: Gender и Gender role (Гендер и гендерная роль) Разделение людей на мужские и женские гендерные роли было отмечено в культуре соответствующим разделением норм, обычаев, одежды, поведения, прав, обязанностей, привилегий, статуса и власти. Часто считалось, что культурные различия по признаку пола возникли естественным образом из-за разделения репродуктивного труда; биологический факт, что женщины рожают, привел к их дальнейшей культурной ответственности за воспитание и уход за детьми.[27] Гендерные роли исторически менялись, и проблемы с преобладающими гендерными нормами повторялись во многих обществах.[28][29] РодствоОсновная статья: Kinship (Родство) Все человеческие общества организуют, признают и классифицируют типы социальных отношений, основанных на отношениях между родителями, детьми и другими потомками (кровное родство) и отношениях через брак (близость). Существует также третий тип, применяемый к крестным или приемным детям (фиктивные). Эти культурно определенные отношения называются родством. Во многих обществах это один из важнейших принципов социальной организации и играет роль в передаче статуса и наследования.[30] Во всех обществах существуют правила табу на инцест, согласно которому запрещены браки между определенными видами родственных связей, а в некоторых также существуют правила преимущественного вступления в брак с определенными родственными связями.[31] Этническая принадлежностьОсновная статья: Этническая группа Человеческие этнические группы - это социальная категория, которая идентифицирует себя как группу на основе общих атрибутов, которые отличают их от других групп. Это может быть общий набор традиций, происхождение, язык, история, общество, культура, нация, религия или социальное отношение в пределах их территории проживания.[32][33] Этническая принадлежность отделена от понятия расы, которое основано на физических характеристиках, хотя оба являются социально сконструированными.[34] Присвоение этнической принадлежности определенному населению является сложной задачей, поскольку даже в рамках общих этнических обозначений может существовать широкий спектр подгрупп, и состав этих этнических групп может меняться со временем как на коллективном, так и на индивидуальном уровне.[35] Кроме того, не существует общепринятого определения того, что представляет собой этническую группу[36] Этнические группировки могут играть важную роль в социальной идентичности и солидарности этнополитических единиц. Это было тесно связано с возникновением национального государства как преобладающей формы политической организации в 19 и 20 веках.[37][38][39] Правительство и политикаОсновные статьи: Правительство и политика Штаб-квартира Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, в которой находится одна из крупнейших в мире политических организаций Раннее распределение политической власти определялось наличием пресной воды, плодородной почвы и умеренного климата в разных местах.[40] По мере того, как сельское население собиралось в более крупные и плотные сообщества, взаимодействие между этими различными группами возрастало. Это привело к развитию управления внутри сообществ и между ними.[41] По мере роста сообществ потребность в той или иной форме управления возрастала, поскольку все крупные общества без правительства с трудом функционировали.[42] Люди развили способность относительно легко менять принадлежность к различным социальным группам, включая ранее сильные политические союзы, если это рассматривается как предоставление личных преимуществ.[43] Эта когнитивная гибкость позволяет отдельным людям менять свои политические идеологии, а те, кто обладает большей гибкостью, с меньшей вероятностью поддерживают авторитарные и националистические позиции.[44] Правительства создают законы и политику, которые влияют на граждан, которыми они управляют. На протяжении всей истории человечества существовало множество форм правления, каждая из которых обладала различными средствами получения власти и способностью осуществлять различный контроль над населением.[45] По состоянию на 2017 год более половины всех национальных правительств являются демократическими, при этом 13% являются автократиями, а 28% содержат элементы обоих.[46] Многие страны создали международные политические организации и союзы, крупнейшей из которых является Организация Объединенных Наций с 193 государствами-членами.[47] Торговля и экономикаОсновные статьи: Торговля и экономика Шелковый путь (красный) и торговые пути специй (синий) Торговля, добровольный обмен товарами и услугами, рассматривается как характеристика, отличающая людей от других животных, и упоминается как практика, которая дала Homo sapiens значительное преимущество перед другими гоминидами.[48] Данные свидетельствуют о том, что ранние H. sapiens использовали торговые пути на большие расстояния для обмена товарами и идеями, что привело к культурному взрыву и обеспечивало дополнительные источники пищи, когда охота была редкой, в то время как у ныне вымерших неандертальцев таких торговых сетей не существовало.[49] [50] Ранняя торговля, вероятно, включала материалы для создания инструментов, таких как обсидиан.[51] Первые по-настоящему международные торговые пути проходили вокруг торговли специями в римский и средневековый периоды.[52] Ранняя человеческая экономика, скорее всего, была основана на дарении подарков, а не на системе обмена.[53] Ранние деньги состояли из товаров; самый старый из них был в виде крупного рогатого скота, а наиболее широко использовались раковины каури.[54] С тех пор деньги превратились в выпущенные правительством монеты, бумажные и электронные деньги[54] Экономика, изучающая человека, - это социальная наука, которая изучает, как общества распределяют скудные ресурсы между разными людьми.[55] Существует огромное неравенство в разделениибогатство среди людей; восемь самых богатых людей имеют ту же денежную стоимость, что и беднейшая половина всего человеческого населения.[56] КонфликтСм. также: Война и насилие Люди совершают насилие над другими людьми со скоростью, сравнимой с другими приматами, но чаще убивают взрослых людей (детоубийство более распространено среди других животных).[57] Прогнозируется, что 2% ранних H. sapiens будут убиты, увеличившись до 12% в средневековый период, прежде чем упасть ниже 2% в наше время.[58] Существует большая разница в насилии между человеческими популяциями с показателями убийств в обществах, которые имеют правовые системы и сильныекультурное отношение к насилию составляет около 0,01%[59]. Готовность людей массово убивать других представителей своего вида в ходе организованного конфликта (то есть войны) уже давно является предметом дискуссий. Одна из школ мысли заключается в том, что война развивалась как средство устранения конкурентов и всегда была врожденной характеристикой человека. Другой предполагает, что война является относительно недавним явлением и появилась из-за изменения социальных условий.[60] Текущие данные свидетельствуют о том, что, хотя они и не урегулированы, воинственная предрасположенность стала распространенной только около 10 000 лет назад, а во многих местах гораздо позже.[60] Война дорого обошлась человеческой жизни; по оценкам, в течение 20-го века в результате войны погибло от 167 до 188 миллионов человек[61]. Современное использованиеТермин "общество" в настоящее время используется для обозначения как ряда политических и научных коннотаций, так и различных ассоциаций. ЗападноеОсновная статья: Западный мир Развитие западного мира принесло с собой новые концепции западной культуры, политики и идей, которые часто называют просто "западным обществом". Географически он охватывает, по крайней мере, страны Западной Европы, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии. Иногда также включает Восточную Европу, Южную Америку и Израиль. Культура и образ жизни всех этих народов происходят из Западной Европы. Все они имеют относительно сильную экономику и стабильные правительства, допускают свободу вероисповедания, выбрали демократию в качестве формы правления, поддерживают капитализм и международную торговлю, находятся под сильным влиянием иудео-христианских ценностей и имеют ту или иную форму политического и военного союза или сотрудничества.[62] ИнформацияВсемирный саммит по информационному обществу, Женева Основная статья: Информационное общество Хотя концепция информационного общества обсуждается с 1930-х годов, в современном мире она почти всегда применяется к тому, как информационные технологии влияют на общество и культуру. Таким образом, она охватывает влияние компьютеров и телекоммуникаций на дом, рабочее место, школы, правительство и различные сообщества и организации, а также появление новых социальных форм в киберпространстве.[63] Одной из сфер интересов Европейского Союза является информационное общество. Политика здесь направлена на продвижение открытой и конкурентоспособной цифровой экономики, исследования в области информационных и коммуникационных технологий, а также их применение для улучшения социальной интеграции, государственных услуг и качества жизни.[64] Всемирный саммит Международного союза электросвязи по информационному обществу в Женеве и Тунисе (2003 и 2005) привел к ряду направлений политики и областей применения, в которых предусмотрены действия.[65] ЗнаниеОсновная статья: Общество знаний Диспетчерская Cyworld в Сеуле По мере расширения доступа к электронным информационным ресурсам в начале 21-го века особое внимание было перенесено с информационного общества на общество знаний. В анализе, проведенном ирландским правительством, говорится: "За последние годы ошеломляющими темпами возросла способность манипулировать, хранить и передавать большие объемы информации по низким ценам. Оцифровка информации и связанное с этим повсеместное распространение Интернета способствуют новой интенсивности применения знаний в экономической деятельности, вплоть до того, что они стали доминирующим фактором в создании богатства. В настоящее время считается, что от 70 до 80 процентов экономического роста обусловлено новыми и лучшими знаниями " Смотрите также |
| [ul] |
Categories: Society | Humans | Types of organization | Main topic articles |