Материал из Википедии — свободной энциклопедии
СоциологияТема этой статьи - социология в широкой смысле. Для других целей см. Sociology (disambiguation). Sociology - это социальная наука, которая фокусируется на обществе, социальном поведении человека, моделях социальных отношений, социальном взаимодействии аспектах культуры, связанных с повседневной жизнью.[1][2][3] Она использует различные методы эмпирического исследования и критического анализа[4]: 3-5 для разработки совокупности знаний о социальном порядке и социальных изменениях.[4]: 32-40 В то время как некоторые социологи проводят исследования, которые могут быть применены непосредственно к социальной политике и благосостоянию, другие фокусируются в первую очередь на уточнение теоретического понимания социальных процессов. Тематика может варьироваться от микроанализа уровня общества (т. е. Индивидуального взаимодействия и агентства) до анализа макроуровня (т. е. Систем и социальной структуры). |
Традиционные направления социологии включают социальную стратификацию, социальный класс, социальную мобильность, религию, секуляризацию, право, сексуальность, гендерную девиантность. Поскольку все сферы человеческой деятельности подвержены влиянию взаимодействия социальной структуры и индивидуальной воли, социология постепенно расширила свое внимание на другие предметы и институты, такие как здравоохранение и институт медицины; экономика; вооруженные силы; наказания и системы контроля; Интернет; образование; социальный капитал; и роль социальная активность в развитии научного знания. Диапазон социальных научных методов также расширился, поскольку социальные исследователи используют различные качественные и количественные методы. Особенно лингвистические и культурные повороты середины 20-го века привели к появлению все более интерпретативных, герменевтических и философских подходов к анализу общества. И наоборот, на рубеже 21 века появились новые аналитически, математические вычислительно строгие методы, такие как агентное моделирование и анализ социальных сетей.[6][7] Социальные исследования оказывают влияние на различные отрасли и секторы жизни, например, на политиков, политиков и законодателей, педагогов, планировщиков, администраторов, разработчиков, бизнес-магнатов и менеджеров, социальных работников, неправительственные организации и некоммерческие организации, а также на отдельных лиц, заинтересованных в решении социальных проблем в обществе. генерал. Таким образом, часто существует большое пересечение между социальными исследованиями, исследованиями рынка и другими статистическими областями.[8] |
Содержание 1 Происхождение
2 Теоретические традиции
3 Основные теоретические проблемы
4 Методология исследования
5 Подполя
6 других научных дисциплин 7 журналов 8 См. также 9 Примечания 10 Список литературы
11 внешних ссылок |
Происхождение социологииОсновная статья: History of sociology История социологии Дополнительная информация: List of sociologists (Список социологов) и Timeline of sociology (хронология социологии) Социологические рассуждения предшествуют основанию самой дисциплины. Социальный анализ берет свое начало в общем фонде западного знания и философии и проводится еще со времен старой комической поэзии, включающей социальную и политическую критику,[9] и древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля, если не раньше. Например, происхождение опроса (то есть сбора информации от выборки людей) можно проследить по крайней мере до Книги Страшного суда в 1086 году[10][11], в то время как древние философы, такие как Конфуций писал о важности социальных ролей. | Тунис, статуя Ибн Халдуна (1332-1406) |
Есть свидетельства ранней социологии и в средневековых арабских сочинениях. Некоторые источники считают Ибн Халдуна, арабо-исламского ученого 14-го века из Туниса,[примечание 1] отцом социологии, хотя в работах основных основателей современной социологии нет упоминаний о его работе.[12][13][14][15] Мукаддима Халдуна была, пожалуй, первой работой, продвинувшей социально-научные рассуждения о социальной сплоченности и социальном конфликте.[16][17][18][19][20][21] ЭтимологияСлово социология (или "sociologie") происходит часть своего названия от латинского слова socius ("товарищ" или "товарищество"[22]). Суффикс -logy ("изучение") происходит от греческого -λογία, производного от λόγος (lógos, "слово" или "знание"). СийесТермин "социология" был впервые введен в 1780 году французским эссеистом Эммануэлем-Жозефом Сийесом в неопубликованной рукописи[23][примечание 2]. |
Конт"Социология" была позже независимо определена французским философом науки Огюстом Контом в 1838 году[24] как новый взгляд на общество.[25]: 10 Конт ранее использовал термин "социальная физика", но впоследствии он был присвоен другими, в первую очередь бельгийским статистиком Адольфом Кетле. Конт стремился объединить историю, психологию и экономику через научное понимание социальной жизни. Написав вскоре после болезни Французской революции, он предположил, что социальные проблемы могут быть исправлены с помощью социологического позитивизма, эпистемологического подход изложен в Course_of_Positive_Philosophy (1830-1842), позже включен в A General View of Positivism (1848). Конт полагал, что позитивистский этап ознаменует заключительную эру, после гипотетических теологических и метафизических фаз, в развитии человеческого понимания.[26] Наблюдая циклическую зависимость теории и наблюдения в науке и классифицируя науки, Конт может рассматриваться как первый философ науки в современном смысле этого слова.[27][28] | Огюст Конт (1798-1857) |
|
МарксИ Конт, и Карл Маркс задались целью разработать научно обоснованные системы на волне европейской индустриализации и секуляризации, основанные на различных ключевых движениях в философии истории и науки. Маркс отвергал контовский позитивизм[29], но, пытаясь создать "науку об обществе", тем не менее стал признанным основателем социологии, поскольку это слово приобрело более широкое значение. По мнению Исайи Берлина (1967), хотя Маркс и не считал себя социологом, его можно считать "истинным отцом" современной социологии, "поскольку любой может претендовать на этот титул"[30]. | Карл Маркс (1818–1883) |
СпенсерHerbert Spencer (Герберт Спенсер) (1820-1903) был одним из самых популярных и влиятельных социологов 19 века. Подсчитано, что он продал один миллион книг в своей жизни, гораздо больше, чем любой другой социолог в то время. |
Его влияние было настолько сильным, что многие другие мыслители 19-го века, включая Эмиля Дюркгейма, определяли свои идеи по отношению к нему. The Division of Labour in Society Дюркгейма (Разделение труда в обществе) в значительной степени является продолжительной полемикой со Спенсером, из социологии которого, как теперь согласны многие комментаторы, Дюркгейм широко заимствовал.[31] Также известный биолог, Спенсер ввел термин "выживание наиболее приспособленных". В то время как марксистские идеи определяли одно направление социологии, Спенсер был критиком социализма, а также сильным сторонником невмешательства в стиль правления. За его идеями внимательно следили консервативные политические круги, особенно в США и Англии.[32] | Герберт Спенсер (1820-1903) |
Позитивизм и антипозитивизмПозитивизмОсновная статья: Positivism (Позитивизм)
Термин социология давно перестал нести это значение; существует не менее двенадцати различных эпистемологий, которые называются позитивизмом.[34][35] Многие из этих подходов не идентифицируют себя как "позитивистские", некоторые из них потому, что они сами возникли в оппозиции к старым формам позитивизма. Некоторые потому, что ярлык со временем превратился в уничижительный термин[34], ошибочно связанный с теоретическим эмпиризмом. Степень антипозитивизма критика также расходилась, многие отвергали научный метод, а другие только пытались изменить его, чтобы отразить события 20-го века в философии науки. Однако позитивизм (широко понимаемый как научный подход к изучению общества) остается доминирующим в современной социологии, особенно в США.[34] Loïc Wacquant (Лоик Ваквант) выделяет три основных направления позитивизма: дюркгеймовское, логическое и инструментальное.[34] Ни одно из них не совпадает с тем, что изложил Конт, который был уникален в отстаивании такой жесткой (и, возможно, оптимистической) версии.[36][4]: 94-8, 100-4 В то время как Эмиль Дюркгейм отвергал многие детали философии Конта, он сохранил и усовершенствовал ее метод. Дюркгейм утверждал, что социальные науки являются логическим продолжением естественных наук в области человеческой деятельности, и настаивал на том, что они должны сохранять ту же объективность, рационализм и подход к причинности.[34] Он разработал понятие объективных sui generis "социальных фактов", которые служат уникальными эмпирическими объектами для изучения социологической наукой.[34] Разновидность позитивизма, которая остается доминирующей сегодня, называется инструментальным позитивизмом. Этот подход избегает эпистемологических и метафизических проблем (таких как природа социальных фактов) в пользу методологической ясности, воспроизводимости, надежности и валидности.[37] Этот позитивизм более или менее синонимичен количественным исследованиями поэтому только напоминает старый позитивизм на практике. Поскольку она не несет в себе явных философских обязательств, ее практикующие не могут принадлежать к какой-либо конкретной школе мысли. Современная социология этого типа часто приписывается Полу Лазарсфельду[34], который был пионером крупномасштабных исследований и разработал статистические методы их анализа. Этот подход поддается тому, что Роберт К. Мертон назвал теорией среднего уровня: абстрактные утверждения, которые обобщают отдельные гипотезы и эмпирические закономерности, а не исходят из абстрактной идеи социального целого.[38] АнтипозитивизмОсновная статья: Anti-positivism Антипозитивизм Реакция против социального эмпиризма началась, когда немецкий философ Hegel (Гегель) выступил против как эмпиризма, который он отвергал как некритический, так и детерминизма, который он рассматривал как чрезмерно механистический.[4]: 169 Методология Карла Маркса заимствована из гегелевской диалектики, но также и отказ от позитивизма в пользу критического анализа, стремящегося дополнить эмпирическое приобретение "фактов" с устранением иллюзий.[4]: 202-3 Он утверждал, что явления должны быть подвергнуты критике, а не просто задокументированы. Ранние герменевтики, такие как Wilhelm Dilthey (Вильгельм Дильтей) впервые провел различие между естественными и социальными науками ("Geisteswissenschaft"). Различные неокантианские философы, феноменологи и ученые-гуманитарии также теоретизировали, как анализ социального мира отличается от анализа естественного мира из-за несводимо сложных аспектов человеческого общества, культуры и бытия. В итальянском контексте развития социальных наук и социологии в частности существуют оппозиции к первому фундаменту дисциплины, поддерживаемому спекулятивной философией в соответствии с антинаучными тенденциями, созревшими в результате критики позитивизма и эволюционизма, поэтому традиция прогрессизма изо всех сил пытается утвердиться. |
На рубеже 20-го века первое поколение немецких социологов официально ввело методологический антипозитивизм, предложив сосредоточить исследования на человеческих культурных нормах, ценностях, символах и социальных процессах, рассматриваемых с решительно субъективной точки зрения. Max Weber (Макс Вебер) утверждал, что социологию можно свободно описать как науку, поскольку она способна выявлять причинно-следственные связи человеческих "социальных действий" - особенно среди "идеальных типов" или гипотетических упрощений сложных социальных явлений.[4]: 239-40 Однако, будучи непозитивистом, сам Вебер искал отношения, которые не являются "историческими, инвариантными или обобщаемыми"[4]: 241, как те, которые преследовали естествоиспытатели. |
Немецкий социолог Ferdinand Tönnies (Фердинанд Тённис) теоретизировал о двух важнейших абстрактных понятиях в своей работе "gemeinschaft and gesellschaft" (букв. "сообщество" и "общество"). Тённис провел резкую грань между сферой понятий и реальностью социального действия: первое должно рассматриваться аксиоматически и дедуктивно ("чистая социология"), а второе - эмпирически и индуктивно ("прикладная социология").[42] И Вебер, и Георг Зиммель (Georg Simmel) были пионерами "Verstehen" (или "интерпретативного") метода в социальных науках; систематический процесс, с помощью которого внешний наблюдатель пытается относиться к определенной культурной группе или коренному народу на их собственных условиях и с их собственной точки зрения.[44] В частности, благодаря работам Зиммеля социология приобрела возможный характер, выходящий за рамки позитивистского сбора данных или грандиозных детерминистских систем структурного права. Относительно изолированный от социологической академии на протяжении всей своей жизни, Зиммель представлял своеобразные анализы современности, более напоминающие феноменологических и экзистенциальных писателей, чем Конт или Дюркгейм, уделяя особое внимание формам и возможностям социальной индивидуальности.[45] Его социология занималась неокантианским исследованием пределов восприятия, задавая вопрос "Что такое общество?" в прямом намеке на вопрос Канта "Что такое природа?"[46] |
|
Основы учебной дисциплиныОсновные статьи: Émile Durkheim (Эмиль Дюркгейм) и Social facts (социальные факты) Первая официальная кафедра социологии в мире была создана в 1892 году Альбионом Смоллом — по приглашению Уильяма Рейни Харпера—в Чикагском университете. Вскоре после этого, в 1895 году, Смоллом был основан Американский журнал социологии.[48] |
Институционализация социологии как академической дисциплины, однако, в основном возглавлялась Эмилем Дюркгеймом, который разработал позитивизм как основу для практических социальных исследований. Хотя Дюркгейм отверг многие детали философии Конта, он сохранил и усовершенствовал ее метод, утверждая, что социальные науки являются логическим продолжением естественных наук в области человеческой деятельности, и настаивая на том, что они могут сохранить ту же объективность, рационализм и подход к причинности.[34] Дюркгейм основал первую европейскую кафедру социологии в Университете Бордо в 1895 году опубликовал свои Правила социологического метода (1895).[49] Для Дюркгейма социологию можно было бы описать как "науку об институтах, их генезисе и функционировании"[50]. |
Монография Дюркгейма "Самоубийство" (1897) считается основополагающей работой современных социологов в области статистического анализа. Самоубийство-это тематическое исследование вариаций уровня самоубийств среди католического и протестантского населения, которое служило для того, чтобы отличить социологический анализ от психологии или философии. Он также внес большой вклад в теоретическую концепцию структурного функционализма. Тщательно изучив статистику самоубийств в разных полицейских округах, он попытался продемонстрировать, что католические общины имеют более низкий уровень самоубийств, чем протестанты, что он приписал социальным (в отличие от индивидуальных или психологических) причинам. Он разработал понятие objective sui generis, "социальные факты", чтобы очертить уникальный эмпирический объект для изучения социологической наукой.[34] Благодаря таким исследованиям он утверждал, что социология сможет определить, является ли то или иное общество "здоровым" или "патологическим", и искать социальные реформы, чтобы отрицать органический распад или "социальную аномию". Социология быстро развивалась как академический ответ на воспринимаемые вызовы современности, такие как индустриализация, урбанизация, секуляризацияи процесс "рационализации"[51]. Эта область преобладала в континентальной Европе, причем британская антропология и статистика обычно следовали по отдельной траектории. Однако на рубеже 20-го века в англоязычном мире было много теоретиков. Немногие ранние социологи были ограничены строго предметом, взаимодействуя также с экономикой, юриспруденцией, психология и философия, с теориями, присваиваемыми в самых разных областях. С момента своего возникновения социологическая эпистемология, методы и рамки исследования значительно расширились и разошлись.[5] Дюркгейм, Маркс и немецкий теоретик Макс Вебер обычно упоминаются как три главных архитектора социологии. Герберт Спенсер, Уильям Грэм Самнер, Лестер Ф. Уорд, У. Э. Б. Дю Буа, Вильфредо Парето, Алексис де Токвиль, Вернер Зомбарт, Торстейн Веблен, Фердинанд Тённис, Георг Зиммель, Джейн Аддамс и Карл Мангейм часто включаются в академические программы в качестве теоретиков-основателей. Учебные программы также могут включать Шарлотту Перкинс Гилман, Марианну Вебер, Гарриет Мартино и Фридриха Энгельса как основоположницы феминистской традиции в социологии. Каждая ключевая фигура связана с определенной теоретической перспективой и ориентацией.[53]
|
Бюст Фердинанда Тенниса в Хузуме, Германия | Дальнейшие событияПервый курс колледжа под названием "Социология" был преподан в Соединенных Штатах в Йеле в 1875 году Уильямом Грэхемом Самнером.[54] В 1883 году Лестер Ф. Уорд, впоследствии ставший первым президентом Американской социологической ассоциации (ASA), опубликовал книгу "Динамическая социология—или прикладная социальная наука, основанная на статической социологии". и менее сложные науки, нападая на невмешательство социологии Герберта Спенсера и Самнера.[32] 1200-страничная книга Уорда использовалась в качестве основного материала во многих ранних американских курсах социологии. В 1890 году старейший продолжающийся американский курс в современной традиции начался в Канзасский университет, лектор Фрэнк У. Блэкмар. Кафедра социологии Чикагского университета была основана в 1892 году Альбионом Смоллом, который также опубликовал первый учебник по социологии: Введение в изучение общества 1894 года.[56] Джордж Герберт Мид и Чарльз Кули, которые встретились в Мичиганском университете в 1891 году (вместе с Джоном Дьюи), переехал в Чикаго в 1894 году.[57] Их влияние породило социальную психологию и символический интеракционизм современной чикагской школы.[58] Американский журнал социологии был основан в 1895 году, а затем ASA в 1905 году[56]. |
Социологический "канон классики" с Дюркгеймом и Максом Вебером во главе отчасти обязан Талкотту Парсонсу, которому в значительной степени приписывают знакомство с обоими американскими аудиториями.[59] Парсонс консолидировал социологическую традицию и задал повестку дня для американской социологии в момент ее самого быстрого дисциплинарного роста. Социология в Соединенных Штатах исторически находилась под меньшим влиянием марксизма, чем ее европейский аналог, и по сей день в целом остается более статистической в своем подходе.[60] Первый факультет социологии был создан в Великобритании в Лондонской школе экономики и политических наук (где издается Британский журнал социологии) в 1904 году.[61] Леонард Трелони Хобхаус и Эдвард Вестермарк стали преподавателями этой дисциплины в Лондонском университете в 1907 году.[62][Гарриет Мартино, английская переводчица Конта, была названа первой женщиной-социологом.[64] In 1909 the Deutsche Gesellschaft für Soziologie (German Sociological Association) was founded by Ferdinand Tönnies и Макс Вебер, среди прочих. Вебер основал первую кафедру в Германии в Мюнхенском университете Людвига Максимилиана в 1919 году, представив влиятельную новую антипозитивистскую социологию.[65] В 1920 году Флориан Знаецкий создал первый отдел в Польше. Институт социальных исследований при Франкфуртском университете (позже ставший Франкфуртской школой критической теории) был основан в 1923 году.[66] Международное сотрудничество в области социологии началось в 1893 году, когда Рене Вормс основал Международный институт социологии, учреждение, позже затмеваемое гораздо более крупным институтом социологии. Международная социологическая ассоциация (ISA), основанная в 1949 году[67]. |