социология википедия 2 часть
Теоретические традицииОсновная статья: Structural functionalism (Социологическая теория) Классическая теорияСовременная дисциплина социологии теоретически много-парадигматична[68] в соответствии с утверждениями классической социальной теории. Хорошо цитируемый обзор социологической теории Рэндалла Коллинза[69] ретроактивно маркирует различных теоретиков как принадлежащих к четырем теоретическим традициям: функционализму, конфликту, символическому интеракционизму и утилитаризму. Соответственно, современная социологическая теория исходит преимущественно из функционалистского (Дюркгейм) и конфликтологического (Маркс и Вебер) подходов к социальной структуре, а также из символико-интеракционистского подходов к социальному взаимодействию, таких как микроуровневая структурная (Зиммель) и прагматическая (Мид, Кули) перспективы. Утилитаризм (он же рациональный выбор или социальный обмен), хотя и часто ассоциируется с экономикой, является устоявшейся традицией в социологической теории. Наконец, как утверждает Рейвин Коннелл, традиция, которая часто забывается, - это традиция социального дарвинизма, который применяет логику дарвиновской биологической эволюции к людям и обществам.[73] Эта традиция часто совпадает с классическим функционализмом и когда-то была доминирующей теоретической позицией в американской социологии с 1881 по 1915 год,[74] связанной с несколькими основателями социологии, в первую очередь Гербертом Спенсером, Лестером Ф. Уордоми Уильямом Грэмом Самнером. Современная социологическая теория сохраняет следы каждой из этих традиций, и они отнюдь не являются взаимоисключающими. ФункционализмОсновная статья: Structural functionalism (Структурный функционализм) Широкая историческая парадигма как в социологии, так и в антропологии, функционализм рассматривает социальную структуру, называемую классическими теоретиками "социальной организацией", в отношении целого, а также необходимой функции составляющих его элементов. Распространенная аналогия (популяризированная Гербертом Спенсером) состоит в том, чтобы рассматривать нормы и институты как "органы", которые работают на надлежащее функционирование всего "тела" общества.[75] Перспектива была неявной в первоначальном социологическом позитивизме Конта, но была полностью теоретизирована Дюркгеймом, опять же в отношении наблюдаемых структурных законов. Функционализм также имеет антропологическую основу в работах таких теоретиков, как Марсель Мосс, Бронислав Малиновский и Рэдклифф-Браун. Именно в специфическом употреблении последней появилась приставка "структурная".[76] Классическую функционалистскую теорию в целом объединяет тенденция к биологической аналогии и представления о социальном эволюционизме, в которых базовая форма общества усложняется, а те формы социальной организации, которые способствуют солидарности, в конечном итоге преодолевают социальную дезорганизацию. Как утверждает Гидденс:
|
Теория конфликтовОсновная статья: Conflict theory (Теория конфликтов) Функционалистские теории подчеркивают "сплоченные системы" и часто противопоставляются "конфликтным теориям", которые критикуют всеобъемлющую социально-политическую систему или подчеркивают неравенство между отдельными группами. Следующие цитаты из Дюркгейма[78] и Маркса[79] олицетворяют политические и теоретические различия между функционалистской и конфликтной мыслью соответственно:
Символический интеракционизмОсновные статьи: Symbolic interactionism (символический интеракционизм), Dramaturgy (sociology) (Драматургия (социология)), Interpretive sociology (Интерпретативная социология), и Phenomenological sociology (Феноменологическая социология) Символическое взаимодействие — часто ассоциируемое с интеракционизмом, феноменологией, драматургией, интерпретативизмом — это социологический подход, который делает акцент на субъективных значениях и эмпирическом развертывании социальных процессов, обычно доступных через микроанализ.Эта традиция возникла в Чикагской школе 1920-1930-х годов, которая до Второй мировой войны "была центром социологических исследований и аспирантуры". Подход фокусируется на создании основы для построения теории, которая рассматривает общество как продукт повседневных взаимодействий индивидов. Общество - это не что иное, как общая реальность, которую люди конструируют, взаимодействуя друг с другом. Этот подход рассматривает людей, взаимодействующих в бесчисленных условиях, используя символические коммуникации для выполнения поставленных задач. Таким образом, общество представляет собой сложную, постоянно меняющуюся мозаику субъективных смыслов.[25]: 19 Некоторые критики этого подхода утверждают, что он рассматривает только то, что происходит в конкретной социальной ситуации, и игнорирует последствия, которые могут иметь культура, раса или пол (т. Е. Социально-исторические структуры) в этой ситуации.[25] Некоторые важные социологи, связанные с этим подходом, включают Макса Вебера, Джорджа Герберта Мида, Эрвинга Гоффмана, Джорджа Хомансаи Питера Блау. Именно в этой традиции радикально-эмпирический подход этнометодологии вытекает из работ Гарольда Гарфинкеля. УтилитаризмОсновные статьи: Utilitarianism (утилитаризм википедия), Rational choice theory (теория рационального выбора), Exchange theory (теория социального обмена) Утилитаризм часто называют теорией социального обмена или теорией рационального выбора в контексте социологии. Эта традиция имеет тенденцию отдавать предпочтение агентству отдельных рациональных акторов и предполагает, что в рамках взаимодействий люди всегда стремятся максимизировать свои собственные интересы. Как утверждает Джош Уитфорд, предполагается, что рациональные акторы имеют четыре основных элемента:
Теория социального обмена специально приписывается работам Джорджа Хоманса, Питера Блау и Ричарда Эмерсона.[83] Организационные социологи Джеймс Г. Марч и Герберт А. Саймон отметили, что рациональность индивида ограничена контекстом или организационной обстановкой. Утилитарная перспектива в социологии была, прежде всего, оживлена в конце 20-го века работой бывшего президента ASA Джеймса Коулмана. Социальная теория 20-го векаПосле упадка теорий социокультурной эволюции в США в американской социологии доминировала интеракционистская мысль Чикагской школы. По словам Ансельма Штрауса, "мы не думали, что символическое взаимодействие является перспективой в социологии; мы думали, что это социология". Более того, философский и психологический прагматизм обосновал эту традицию.[84] После Второй мировой войны основная социология перешла к обзорным исследованиям Пола Лазарсфельда в Колумбийском университете и общему теоретизированию Питирима Сорокина, за которым последовал Талькотт Парсонс в Гарвардском университете. В конечном счете, "неспособность чикагского, колумбийского и висконсинского факультетов [социологии] произвести значительное количество аспирантов, интересующихся общей теорией и приверженных ей в 1936-45 годах, была выгодна Гарвардскому факультету"[85]. Когда Парсонс начал доминировать в общей теории, его работа в основном ссылалась на европейскую социологию — почти полностью опуская цитаты как из американской традиции социокультурной эволюции, так и из прагматизма. В дополнение к пересмотру Парсонсом социологического канона (который включал Маршалла, Парето, Вебера и Дюркгейма), отсутствие теоретических проблем со стороны других отделов привело к росту структурно-функционалистского движения Парсона, которое достигло своего крещендо в 1950-х годах, но к 1960-м годам быстро пришло в упадок.[86] К 1980-м годам большинство функционалистских взглядов в Европе в целом были заменены конфликтоориентированными подходами[87], и для многих в этой дисциплине функционализм считался "вымершими, как дронт"[88] По словам Гидденса:
Pax WisconsanaВ то время как некоторые конфликтологические подходы также приобрели популярность в Соединенных Штатах, мейнстрим дисциплины вместо этого переместился к множеству эмпирически ориентированных теорий среднего уровня без единой всеобъемлющей или "великой" теоретической ориентации. Джон Леви Мартин называет этот "золотой век методологического единства и теоретического спокойствия "Pax Wisconsana[90], поскольку он отражал состав кафедры социологии в Университете Висконсин – Мэдисон: многочисленные ученые работали над отдельными проектами без особых разногласий.[91] Омар Лизардо описывает pax wisconsana как "среднезападное приправленное мертоновское разрешение теории/метода", в котором [социологи] все согласились по крайней мере на двух рабочих гипотезах: (1) великая теория - пустая трата времени; [и] (2) хорошая теория должна быть хорошей, чтобы думать или идти в мусорное ведро.[92] Несмотря на отвращение к большой теории во второй половине xx века, появилось несколько новых традиций, предлагающих различные синтезы: структурализм, постструктурализм, культурная социология и теория систем. Структурализм |
Структуралистское движение возникло в основном из работ Дюркгейма в интерпретации двух европейских ученых: Энтони Гидденса, социолога, чья теория структурации опирается на лингвистическую теорию Фердинанда де Соссюра; и Клода Леви-Стросса, антрополога. В данном контексте понятие "структура" относится не к "социальной структуре", а к семиотическому пониманию человеческой культуры как системы знаков. Можно выделить четыре основных принципа структурализма:
|
Вторая традиция структуралистской мысли, современная Гидденсу, возникла в Американской школе анализа социальных сетей в 1970-х и 1980-х годах[94], возглавляемой Гарвардским департаментом социальных отношений во главе с Харрисоном Уайтом и его учениками. Эта традиция структуралистской мысли утверждает, что, а не семиотика, социальная структура - это сети шаблонных социальных отношений. И, в отличие от Леви-Стросса, эта школа мысли опирается на понятия структуры, теоретизированные современным антропологом Леви-Стросса Рэдклиффом-Брауном. назовите это "сетевым структурализмом" и приравняйте его к "британскому структурализму "в отличие от "французского структурализма" Леви-Стросса. ПостструктурализмПостструктуралистская мысль, как правило, отвергала "гуманистические" предположения в построении социальной теории.[97] Мишель Фуко дает важную критику в своей Археологии гуманитарных наук, хотя Хабермас (1986) и Рорти (1986) утверждали, что Фуко просто заменяет одну такую систему мышления другой.[98][99] Диалог между этими интеллектуалами подчеркивает тенденцию последних лет к пересечению определенных школ социологии и философии. Антигуманистическая позиция была связана с "постмодернизмом", термином, используемым в определенных контекстах для описания эпохи или феномены, но иногда трактуемые как метод. Основные теоретические проблемыВ целом, существует сильный консенсус относительно центральных проблем социологической теории, которые во многом унаследованы от классических теоретических традиций. Этот консенсус таков: как связать, превзойти или справиться со следующими дихотомиями "большой тройки":
Наконец, социологическая теория часто сталкивается с проблемой интеграции или преодоления разрыва между социальными явлениями микро -, мезо- и макроуровня, который является подмножеством всех трех центральных проблем. Субъективность и объективностьОсновные статьи: Объективность (наука), Объективность (философия), субъективность Проблема субъективности и объективности может быть разделена на две части: озабоченность общими возможностями социальных действий и конкретная проблема социального научного знания. В первом случае субъективное часто отождествляется (хотя и не обязательно) с индивидуальным, а намерения и интерпретации индивида - с объективным. Целью часто считается любое общественное или внешнее действие или результат, по отношению к обществу в целом. Таким образом, основной вопрос для социальных теоретиков заключается в том, как знание воспроизводится по цепочке субъективное-объективное-субъективное, то есть как достигается интерсубъективность? В то время как исторически, качественные методы пытались дразнить субъективные интерпретации, количественные методы опроса также пытаются захватить индивидуальные субъективности. Кроме того, некоторые качественные методы используют радикальный подход к объективному описанию in situ. Последний интерес к научному знанию проистекает из того факта, что социолог является частью самого объекта, который они стремятся объяснить, как объясняет Бурдье:
Структура и агентствоОсновная статья: Structure and agency (Структура и агентство) Структура и агентство, иногда называемые детерминизмом и волюнтаризмом,[101] образуют устойчивую онтологическую дискуссию в социальной теории: "Определяют ли социальные структуры поведение индивида или человеческую свободу?" В этом контексте агентство относится к способности индивидов действовать независимо и делать свободный выбор, тогда как структура относится к факторам, которые ограничивают или влияют на выбор и действия индивидов (например, социальный класс, религия, пол, этническая принадлежность и т. Д.). Дискуссии о примате структуры или агентства касаются ядро социологической эпистемологии (т. е. "из чего состоит социальный мир?", "что является причиной в социальном мире и что является следствием?").[102] Извечный вопрос в рамках этой дискуссии-это вопрос "общественного воспроизводства": как воспроизводятся структуры (в частности, структуры, производящие неравенство) через выбор индивидов? Синхрония и диахронияСинхрония и диахрония (или статика и динамика) в социальной теории-это термины, которые относятся к различию, возникшему благодаря работе Леви-Стросса, который унаследовал его от лингвистики Фердинанда де Соссюра.[95] Синхрония разрезает моменты времени для анализа, таким образом, это анализ статической социальной реальности. Диахрония, с другой стороны, пытается анализировать динамические последовательности. Следуя Соссюру, синхрония будет относиться к социальным явлениям как к статическому понятию, такому как язык, в то время как диахрония будет относиться к разворачивающимся процессам, таким как фактическая речь. В своей книге Энтони Гидденс утверждает, что "для того, чтобы показать взаимозависимость действия и структуры... мы должны понять пространственно-временные отношения, присущие конституции всех социальных взаимодействий". И как структура и агентство, время является неотъемлемой частью обсуждения общественного воспроизводства. С точки зрения социологии, историческая социология часто лучше подходит для анализа социальной жизни как диахронической, в то время как обзорные исследования делают снимок социальной жизни и, таким образом, лучше подходят для понимания социальной жизни как синхронизированной. Некоторые утверждают, что синхронность социальной структуры является методологической перспективой, а не онтологическим утверждением.[95] Тем не менее, проблема теории заключается в том, как интегрировать два способа записи и мышления о социальных данных. Методология исследованияОсновная статья: Социальные исследования Многие люди делят методы социологических исследований на две широкие категории, хотя многие другие рассматривают методы исследования как континуум:[103]
Социологи часто делятся на лагеря сторонников тех или иных исследовательских методик. Эти споры относятся к эпистемологическим дебатам в историческом ядре социальной теории. Хотя качественные и количественные подходы очень различны во многих аспектах, они предполагают систематическое взаимодействие теории и данных.[104] Количественные методологии занимают доминирующее положение в социологии, особенно в Соединенных Штатах.[34] В двух наиболее цитируемых журналах дисциплины количественные статьи исторически превосходили качественные в два раза[105]. (Большинство статей, опубликованных в крупнейшем британском журнале, с другой стороны, являются качественными.) Большинство учебников по методологии социальных исследований написаны с количественной точки зрения[106], и сам термин "методология" часто используется как синоним "статистики". Практически все социологические программы PhD в Соединенных Штатах требуют обучения статистическим методам. Работа, созданная количественными исследователями, также считается более "заслуживающей доверия" и "непредвзятой" широкой общественностью[107], хотя это суждение продолжает оспариваться антипозитивистами.[107] Выбор метода часто во многом зависит от того, что исследователь намерен исследовать. Например, исследователь, заинтересованный в проведении статистического обобщения по всей популяции, может управлять анкетой опроса для репрезентативной выборки населения. Напротив, исследователь, который стремится к полному контекстуальному пониманию социальных действий индивида, может выбрать этнографическое наблюдение за участниками или открытые интервью. Исследования обычно объединяют, или "триангулируют", количественные и качественные методы как часть "мультистратегического" проектирования. Например, количественное исследование может быть выполнено для получения статистических моделей на целевой выборке, а затем объединено с качественным интервью, чтобы определить игру агентства. |
ВыборкаКоличественные методы часто используются для того, чтобы задавать вопросы об очень большом населении, что делает невозможным проведение переписи или полное перечисление всех членов этого населения. Затем "выборка" формирует управляемое подмножество населения. В количественных исследованиях статистика используется для того, чтобы сделать выводы из этой выборки относительно населения в целом. Процесс отбора выборки называется "выборкой". В то время как обычно лучше всего выбирать случайным образом, озабоченность различиями между конкретными субпопуляциями иногда требует стратифицированной выборки. И наоборот, невозможность случайной выборки иногда требует выборки без вероятности, такой как выборка удобства или выборка снежного кома[104]. | Бобовая машина, разработанная ранним методологом социальных исследований сэром Фрэнсисом Гальтоном для демонстрации нормального распределения, что важно для количественной проверки гипотез. |
МетодыПриведенный ниже перечень методов исследования не является ни исчерпывающим, ни исчерпывающим:
Вычислительная социологияОсновная статья: Computational sociology (Вычислительная социология) Социологи все чаще используют интенсивные вычислительные методы для анализа и моделирования социальных явлений.[112] Используя компьютерное моделирование, искусственный интеллект, интеллектуальный анализ текста, сложные статистические методы и новые аналитические подходы, такие как анализ социальных сетей и анализ социальных последовательностей, вычислительная социология разрабатывает и проверяет теории сложных социальных процессов путем моделирования снизу вверх социальные взаимодействия.[6] |
Диаграмма социальной сети: отдельные лица (или "узлы"), связанные отношениями | Хотя предмет и методологии в социальных науках отличаются от методов в естественных науках или компьютерных науках, некоторые из подходов, используемых в современном социальном моделировании, возникли из таких областей, как физика и искусственный интеллект.[113][114] Точно так же некоторые подходы, возникшие в вычислительной социологии, были импортированы в естественные науки, такие как меры сетевой центральности из областей анализа социальных сетей и сетевой науки. В соответствующей литературе вычислительная социология часто связана с изучением социальной сложности.[115] Такие понятия социальной сложности, как сложные системы, нелинейная взаимосвязь между макро-и микропроцессами и эмерджентность, вошли в словарь вычислительной социологии.[116] Практическим и хорошо известным примером является построение вычислительной модели в виде "искусственного общества", с помощью которой исследователи могут анализировать структуру социальной системы.[117][118] |
ПодполяОсновная статья: Outline of sociology (Очерк социологии) КультураМакс Хоркхаймер (слева, спереди), Теодор Адорно (справа, спереди) и Юрген Хабермас (справа, сзади) 1965 Основные статьи: Sociology of culture (Социология культуры), Cultural criminology (Культурная криминология), Cultural studies (Культурология) Подход социологов к культуре можно разделить на "социологию культуры" и "социологию культуры" — термины, которые похожи, хотя и не полностью взаимозаменяемы.[119] Социология культуры является более старым термином и рассматривает некоторые темы и объекты как более или менее "культурные", чем другие. И наоборот, социология культуры рассматривает все социальные явления как неотъемлемо культурные.[120] Социология культуры часто пытается объяснить определенные культурные явления как продукт социальных процессов, в то время как социология культуры рассматривает культуру как потенциальное объяснение социальных явлений. Для Зиммеля культура означала "культивирование индивидов посредством внешних форм, которые были объективированы в ходе истории".[45] В то время как ранние теоретики, такие как Дюркгейм и Мосс, были влиятельными в культурной антропологии, социологи культуры, как правило, отличаются своей заботой о современном (а не примитивном или античное) общество. Культурная социология часто включает в себя герменевтический анализ слов, артефактов и символов, или этнографические интервью. Однако некоторые социологи используют историко-сравнительные или количественные методы в анализе культуры, например Вебер и Бурдье. Подполе иногда объединяется с критической теорией в духе Теодора В. Адорно, Вальтера Беньямина и других членов Франкфуртской школы. От социологии культуры слабо отличается область культурологии. Теоретики Бирмингемской школы, такие как Ричард Хоггарт и Стюарт Холл поставил под сомнение разделение на "производителей" и "потребителей", очевидное в более ранней теории, подчеркнув взаимность в производстве текстов. Культурология стремится исследовать свой предмет с точки зрения культурных практик и их отношения к власти. Например, исследование субкультуры (например, белой рабочей молодежи в Лондоне) будет рассматривать социальные практики группы, поскольку они относятся к доминирующему классу. "Культурный поворот" 1960-х годов в конечном счете поставил культуру гораздо выше в социологической повестке дня. Искусство, музыка и литератураОсновные статьи: Sociology_of_literature (Социология литературы), Sociology of art Социология искусства, Sociology of film (Социология кино), и Sociology of music (Социология музыки) Социология литературы, кино и искусства является подмножеством социологии культуры. Эта область изучает социальное производство художественных объектов и его социальные последствия. Примечательным примером является книга Пьера Бурдье "Les Règles de L'Art: Genèse et Structure du Champ Littéraire" (1992).[122] Ни один из отцов-основателей социологии не провел детального изучения искусства, но они разработали идеи, которые впоследствии были применены к литературе другими. Теория идеологии Маркса была направлена на литературу Пьером Мачерей, Терри Иглтоном и Фредриком Джеймсоном Теория Вебера о современности как культурной рационализации, которую он применил к музыке, позже была применена ко всем искусствам, включая литературу, такими писателями Франкфуртской школы, как Теодор Адорно и Юрген Хабермас. Взгляд Дюркгейма на социологию как на изучение внешних социальных фактов был перенаправлен в сторону литературы Робертом Эскарпитом. Бурдье своими работами явно обязан Марксу, Веберу и Дюркгейму. Преступность, девиантность, закон и наказаниеОсновные статьи: Криминология, Социология права, Социология наказания, Девиантность, и Теория социальной дезорганизации Криминологи анализируют природу, причины и контроль преступной деятельности, опираясь на методы социологии, психологии и поведенческих наук. Социология девиантности фокусируется на действиях или поведении, которые нарушают нормы, включая как нарушения формально принятых правил (например, преступления), так и неформальные нарушения культурных норм. В компетенцию социологов входит изучение того, почему эти нормы существуют, как они меняются с течением времени и как они применяются. Понятие социальной дезорганизации-это когда более широкие социальные системы приводят к нарушениям норм. Например, Роберт К. Мертон разработана типология девиантности, включающая как индивидуальный, так и системный уровень причинно-следственных объяснений девиантности.[123] Социология праваИзучение права сыграло значительную роль в становлении классической социологии. Дюркгейм описал право как "видимый символ" социальной солидарности.[124] Социология права относится как к субдисциплине социологии, так и к подходу в области правовых исследований. Социология права - это разнообразная область исследований, которая изучает взаимодействие права с другими аспектами общества, такими как развитие правовых институтов и влияние законов на социальные изменения и наоборот. Например, влиятельная недавняя работа в этой области опирается на статистический анализ, чтобы утверждать, что увеличение числа заключенных в США за последние 30 лет связано с изменениями в законодательстве и полиции, а не с ростом преступности; и что этот рост в значительной степени способствовал сохранению расовой стратификация[125] Связь и информационные технологииСоциология коммуникаций и информационных технологий включает в себя "социальные аспекты вычислительной техники, Интернета, новых МЕДИА, компьютерных сетей и других коммуникационных и информационных технологий".[126] Интернет и цифровые медиаОсновные статьи: Sociology of the Internet (Социология Интернета) и Digital sociology (Цифровая социология) Интернет представляет интерес для социологов по-разному; наиболее практически как инструмент для исследований и как дискуссионная площадка[127]. Социология Интернета в широком смысле относится к анализу онлайн-сообществ (например, групп новостей, сайтов социальных сетей) и виртуальных миров, что означает, что она часто пересекается с социологией сообщества. Онлайн-сообщества могут быть изучены статистически с помощью сетевого анализа или качественно интерпретированы с помощью виртуальной этнографии. Более того, организационные изменения катализируются с помощью новых МЕДИА, тем самым оказывая влияние на социальные изменения в целом, возможно, формируя основу для перехода от индустриального общества к информационному. Одним из примечательных текстов является книга Мануэля Кастельса"Интернет—галактика", название которой образует интертекстуальную ссылку на книгу Маршалла Маклюэна"Галактика Гутенберга".[128] Тесно связанная с социологией Интернета цифровая социологиярасширяет сферу исследования, затрагивая не только Интернет, но и влияние Интернета на общество.о других цифровых МЕДИА и устройствах, появившихся с первого десятилетия XXI века. СМИОсновная статья: Media_studies (Медиа исследования) Как и культурология, медиа исследование является отдельной дисциплиной, которая обязана сближению социологии с другими социальными и гуманитарными науками, в частности, с литературоведением и критической теорией. Хотя ни производственный процесс, ни критика эстетических форм не входят в компетенцию социологов, анализ социализирующих факторов, таких как идеологические эффекты и восприятие аудитории, вытекает из социологической теории и метода. Таким образом, "социология СМИ" не является субдисциплиной как таковой, но СМИ-общая и часто необходимая тема. Экономическая социологияОсновная статья: Economic_sociology (Экономическая социология) Термин "экономическая социология" впервые был использован Уильямом Стэнли Джевонсом в 1879 году, позже был введен в работах Дюркгейма, Вебера и Зиммеля между 1890 и 1920 годами.[129] Экономическая социология возникла как новый подход к анализу экономических явлений, подчеркивающий классовые отношения и современность как философскую науку.понятие. Отношения между капитализмом и современностью являются важной проблемой, возможно, лучше всего продемонстрированной в "Протестантской этике и духе капитализма" Вебера (1905) и "Философии денег" Зиммеля (1900). Современный период экономической социологии, также известный как новая экономическая социология, была консолидирована работой Марка Грановеттера 1985 года под названием "Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности". В этой работе была разработана концепция укорененности, которая гласит, что экономические отношения между индивидами или фирмами происходят в рамках существующих социальных отношений (и, таким образом, структурируются этими отношениями, а также большими социальными структурами, частью которых эти отношения являются). Анализ социальных сетей был основной методологией изучения этого явления. Теория Грановеттера о силе слабых связей и Рональда Берта Концепция структурных дыр является одним из наиболее известных теоретических вкладов в этой области. Работа, занятость и промышленностьОсновные статьи: Промышленная социология, социология труда, производственные отношения Социология труда, или промышленная социология, изучает "направление и последствия тенденций в области технологических изменений, глобализации, рынков труда, организации труда, управленческой практики и трудовых отношений в той степени, в какой эти тенденции тесно связаны с изменением моделей неравенства в современных обществах и с изменением опыта отдельных лиц и организаций"."способы, которыми работники бросают вызов, сопротивляются и вносят свой собственный вклад в формирование работы и формирование институтов труда"[130]. ОбразованиеОсновная статья: Социология образования Социология образования - это изучение того, как образовательные учреждения определяют социальные структуры, опыт и другие результаты. Это особенно касается систем школьного образования современных индустриальных обществ.[131] Классическое исследование 1966 года в этой области Джеймса Коулмана, известное как "Отчет Коулмана", проанализировало успеваемость более 150 000 студентов и обнаружило, что студенческий опыт и социально-экономический статус гораздо более важны для определения образовательных результатов, чем измеренные различия в школьных ресурсах (т.е. Расходы на одного ученика).[132] Споры по поводу "школьных эффектов", вызванные этим исследованием, продолжаются и по сей день. Исследование также показало, что социально неблагополучные чернокожие студенты получали выгоду от обучения в расово смешанных классах и, таким образом, служили катализатором десегрегации в американских государственных школах. Окружающая средаОсновные статьи: Environmental_sociology (Экологическая социология) и Sociology of disaster (Социология катастроф) Экологическая социология - это изучение взаимодействия человека с природной средой, обычно подчеркивающее человеческие аспекты экологических проблем, социальные последствия этих проблем и усилия по их решению. Как и в других подотраслях социологии, наука в области экологической социологии может находиться на одном или нескольких уровнях анализа, от глобального (например, мир-системы) до локального, от социального до индивидуального. Внимание уделяется также процессам, посредством которых экологические проблемы становятся определенными и известными человеку. Как утверждает известный экологический социолог Джон Беллами Фостер предшественником современной экологической социологии является анализ Марксом метаболического разлома, который повлиял на современную мысль об устойчивости. Экологическая социология часто является междисциплинарной и пересекается с социологией риска, сельской социологией и социологией бедствий. Экология человекаОсновные статьи: Экология человека, Архитектурная социология, Визуальная социология, Социология пространства, и Городская социология Экология человека занимается междисциплинарным изучением отношений между людьми и их естественной, социальной и искусственной средой. Помимо социологии окружающей среды, эта область пересекается с архитектурной социологией, городской социологиейи в некоторой степени визуальной социологией. В свою очередь, визуальная социология, которая занимается всеми визуальными измерениями социальной жизни, пересекается с медиаисследованиями в том, что она использует фотографию, кино и другие медиа—технологии. Социальная предварительная проводкаСоциальная предварительная проводка занимается изучением социального поведения плода и социальных взаимодействий в многоплодной среде. В частности, социальное предварительное подключение относится к онтогенезу социального взаимодействия. Также неофициально упоминается как "проводной, чтобы быть социальным". Теория ставит вопрос о том, существует ли склонность к социально ориентированным действиям уже до рождения. Исследование в теории приходит к выводу, что новорожденные рождаются в мир с уникальной генетической проводкой, чтобы быть социальными. Косвенные доказательства, подтверждающие гипотезу социальной предварительной проводки, могут быть выявлены при изучении поведения новорожденных. Было обнаружено, что новорожденные, даже через несколько часов после рождения, проявляют готовность к социальному взаимодействию. Эта готовность выражается такими способами, как их имитация мимических жестов. Это наблюдаемое поведение не может быть отнесено к какой-либо текущей форме социализации или социального строительства. Скорее всего, новорожденные наследуют в некоторой степени социальное поведение и идентичность через генетику[133]. Основные доказательства этой теории обнаруживаются при изучении двойных беременностей. Главный аргумент заключается в том, что если существует социальное поведение, которое наследуется и развивается до рождения, то следует ожидать, что близнецы-эмбрионы будут участвовать в той или иной форме социального взаимодействия еще до того, как они родятся. Таким образом, десять плодов были проанализированы в течение определенного периода времени с использованием ультразвуковых методов. Используя кинематический анализ, результаты эксперимента заключались в том, что эмбрионы-близнецы будут взаимодействовать друг с другом в течение более длительных периодов и чаще по мере продолжения беременности. Исследователи смогли сделать вывод, что выполнение движений между со-близнецами было не случайным, а специально направленным.[133] Была доказана правильность гипотезы о социальном предварении:[133]
Семья, гендер и сексуальностьОсновные статьи: Социология семьи, Социология детства, Социология гендера, Феминистская социология, Феминистская теория, и Квир-теория "Рози клепальщица" была культовым символом американского фронта и отходом от гендерных ролей из-за необходимости военного времени. Семья, гендер и сексуальность образуют широкую область исследования, изучаемую во многих подотраслях социологии. Семья - это группа людей, связанных родственными узами: - Отношения крови / брака / гражданского партнерства или усыновления. Семья является одним из наиболее важных социальных институтов, найденных в той или иной форме почти во всех известных обществах. Это основная единица социальной организации и играет ключевую роль в социализации детей в культуру их общества. Социология семьи рассматривает семью как институт и единицу социализации с особым вниманием к сравнительно современному историческому возникновению нуклеарной семьи и ее отчетливым гендерным ролям. Понятие "детство" также значимо. В качестве одного из основных институтов, к которым можно применить социологические перспективы, социология семьи является общим компонентом вводных учебных программ. Феминистская социология, с другой стороны, является нормативной областью, которая наблюдает и критикует культурные категории пола и сексуальности, особенно в отношении власти и неравенства. Главной заботой феминистской теории является патриархат и систематическое угнетение женщин проявляется во многих обществах, как на уровне мелкомасштабного взаимодействия, так и с точки зрения более широкой социальной структуры. Феминистская социология также анализирует, как гендер взаимодействует с расой и классом, чтобы произвести и увековечить социальное неравенство.[134] "Как объяснить различия в определениях фемининности и маскулинности и в сексуальной роли в разных обществах и исторических периодах" также вызывает озабоченность.[135] Здоровье, болезнь и телоОсновные статьи: Социология здоровья и болезни и медицинская социология Социология здоровья и болезней фокусируется на социальных последствиях и общественном отношении к болезням, болезням, психическому здоровью и инвалидам. Эта подотрасль также пересекается с геронтологией и изучением процесса старения. Медицинская социология, напротив, фокусируется на внутренней работе медицинских организаций и клинических учреждений. В Великобритании социология была введена в медицинскую программу после Доклада Гудено (1944)[136]. Социология тела и воплощения[137] широко рассматривает идею "тела" и включает в себя "широкий спектр воплощенной динамики, включая человеческие и нечеловеческие тела, морфологию, репродукцию человека, анатомию, жидкости организма, биотехнологию, генетику. Это часто пересекается со здоровьем и болезнью, но также и с теориями тел как политических, социальных, культурных, экономических и идеологических продуктов.[138] ISA поддерживает Исследовательский комитет, посвященный "Телу в социальных науках".[139] Смерть, умираниеОдним из разделов социологии здоровья и болезни, который пересекается с культурной социологией, является изучение смерти, умирания и утраты,[140] иногда широко называемое социологией смерти. Эта тема иллюстрируется работой Дугласа Дэвиса и Майкла К. Керла. Знание и наукаОсновные статьи: Социология знания, Социология научного знания, и Социология истории науки Социология знания - это изучение отношений между человеческим мышлением и социальным контекстом, в котором оно возникает, а также влияния преобладающих идей на общество. Термин впервые получил широкое распространение в 1920-х годах, когда ряд немецкоязычных теоретиков, в первую очередь Макс Шелери Карл Мангейм, много писали о нем. С доминированием функционализма до середины xx века социология знания имела тенденцию оставаться на периферии господствующей социологической мысли. Она была в значительной степени заново изобретена и применена гораздо ближе к повседневной жизни в 1960-х годах, особенно Питером Л. Бергером и Томасом Лакманом в книге "Социальное конструирование реальности" (1966), и до сих пор занимает центральное место в методах качественного понимания человеческого общества (сравните социально сконструированную реальность). "Археологические" и "генеалогические" исследования Мишеля Фуко имеют значительное современное влияние. Социология науки включает в себя изучение науки как социальной деятельности, особенно имея дело "с социальными условиями и эффектами науки, а также с социальными структурами и процессами научной деятельности".[141] Важными теоретиками в социологии науки являются Роберт К. Мертон и Бруно Латур. Эти отрасли социологии внесли свой вклад в формирование научно-технических исследований. И ASA, и BSA имеют разделы, посвященные подполе науки, знаний и технологий.[142][143] ISA поддерживает Исследовательский комитет по науке и технике.[144] ДосугОсновные статьи: Социология досуга и социология спорта Социология досуга-это изучение того, как люди организуют свое свободное время. Досуг включает в себя широкий спектр видов деятельности, таких как спорт, туризм и игры. Социология досуга тесно связана с социологией труда, поскольку каждая из них исследует различные стороны отношений между работой и досугом. Более поздние исследования в этой области отходят от отношений между работой и досугом и фокусируются на отношениях между досугом и культурой. Эта область социологии началась с теории праздного класса Торстейна Веблена[145]. Мир, война и конфликтОсновные статьи: Исследования мира и конфликтов, Военная социология, социология терроризма Эта область социологии изучает, в широком смысле, динамику войны, разрешение конфликтов, движения за мир, военных беженцев, разрешение конфликтов и военные институты.[146] Как подмножество этого подполя, военная социология направлена на систематическое изучение военных как социальной группы, а не как организации. Это узкоспециализированная область, которая рассматривает вопросы, связанные с персоналом службы как отдельной группой с принудительными коллективными действиями, основанными на общих интересах, связанных с выживанием в призвании и бою, с целями и ценностями они более определенные и узкие, чем в рамках гражданского общества. Военная социология также касается гражданско-военных отношений и взаимодействия между другими группами или правительственными учреждениями. Темы включают доминирующие предположения, которых придерживаются военные, изменения в готовности военнослужащих сражаться, объединение в военные союзы, военный профессионализм, более широкое использование женщин, военно-промышленный и академический комплекс, зависимость военных от исследований, а также институциональную и организационную структуру вооруженныхсил[147]. Политическая социологияОсновная статья: Политическая социология Jürgen Habermas Исторически политическая социология занималась отношениями между политической организацией и обществом. Типичным исследовательским вопросом в этой области может быть: "Почему так мало американских граждан голосуют?"[148] В этом отношении вопросы формирования политических мнений привели к пионерскому использованию статистических опросов Пола Лазарсфельда. В связи с этими вопросами развилось крупное направление политической социологии, которое опирается на сравнительную историю для анализа социально-политических тенденций. Область развивалась из работ Макса Вебера и Моисея Острогорского[149]. Современная политическая социология включает в себя эти области исследований, но она была открыта для более широких вопросов власти и политики.[150] Сегодня политические социологи, скорее всего, будут озабочены тем, как формируются идентичности, которые способствуют структурному доминированию одной группы над другой; политикой того, кто знает, как и с какой властью; и вопросами о том, как власть оспаривается в социальных взаимодействиях таким образом, чтобы вызвать широкое культурное и социальное распространение.социальные изменения. Такие вопросы, скорее всего, будут изучены качественно. Изучение социальных движений и их влияние было особенно важно в связи с этими более широкими определениями политики и власти[151]. Политическая социология также вышла за рамки методологического национализма и проанализировала роль неправительственных организаций, распространение национального государства по всей Земле как социального конструктаи роль безгосударственных образований в современном мировом обществе. Современные политические социологи также изучают межгосударственные взаимодействия и права человека. Население и демографияОсновные статьи: Демография, экология человека, мобильность. Демографы или социологи населения изучают размер, состав и изменение с течением времени данного населения. Демографы изучают, как эти характеристики влияют на различные социальные, экономические или политические системы. Изучение населения также тесно связано с экологией человека и социологией окружающей среды, которая изучает отношения населения с окружающей средой и часто пересекается с городской или сельской социологией. Исследователи в этой области могут изучать движение населения: транспорт, миграции, диаспоры и т. Д., Которое попадает в подполе, известное как исследования мобильности, и тесно связано с географией человека. Демографы могут также изучать распространение болезней в пределах данной популяции или эпидемиологию. Публичная социологияОсновная статья: Общественная социология Публичная социология относится к подходу к дисциплине, которая стремится выйти за рамки академии, чтобы взаимодействовать с более широкой аудиторией. Социологию, пожалуй, лучше всего понимать как стиль социологии, а не как конкретный метод, теорию или набор политических ценностей. Этот подход в первую очередь связан с Майклом Буравоем, который противопоставил его профессиональной социологии, форме академической социологии, которая занимается в первую очередь обращением к другим профессиональным социологам. Публичная социология также является частью более широкой области научной коммуникации или научной журналистики. Расовые и этнические отношенияОсновные статьи: Социология расовых и этнических отношений и социология иммиграции Социология расы и этнических отношений-это область дисциплины, которая изучает социальные, политические и экономические отношения между расами и этническими группами на всех уровнях общества. Эта область охватывает изучение расизма, жилой сегрегациии других сложных социальных процессов между различными расовыми и этническими группами. Это исследование часто взаимодействует с другими областями социологии, такими как стратификация и социальная психология, а также с постколониальной теорией. На уровне политической политики этнические отношения обсуждаются в терминах либо ассимиляционизма, либо мультикультурализм.[152] Антирасизм формирует еще один стиль политики, особенно популярный в 1960-х и 1970-х годах. РелигияОсновная статья: Социология религии Социология религии касается практики, исторических предпосылок, событий, универсальных тем и роли религии в обществе.[153] Особое внимание уделяется повторяющейся роли религии во всех обществах и на протяжении всей истории человечества. Социология религии отличается от философии религии тем, что социологи не задаются целью оценить обоснованность религиозных истин, вместо этого принимая то, что Питер Л. Бергер назвал позицией "методологического атеизма".[154] Можно сказать, что современная формальная дисциплина социологии началась с анализом религии в исследовании Дюркгейма 1897 года о самоубийствах среди католического и протестантского населения. Макс Вебер опубликовал четыре основных текста о религии в контексте экономической социологии и социальной стратификации: Протестантская этика и дух капитализма (1905), Религия Китая: конфуцианство и даосизм (1915), Религия Индии: социология индуизма и буддизма (1915) и Древний иудаизм(1920). Современные дебаты часто сосредотачиваются на таких темах, как секуляризация, гражданская религияПересечение религии и экономики и роль религии в условиях глобализации и мультикультурализма. Социальные изменения и развитиеОсновные статьи: Социальные изменения, Исследования развития, Развитие сообщества, и Международное развитие Социология изменений и развития пытается понять, как развиваются общества и как их можно изменить. Это включает в себя изучение многих различных аспектов общества, например демографических тенденций,[155] политических или технологических тенденций,[156] или изменений в культуре. В этой области социологи часто используют макросоциологические методы или историко-сравнительные методы. В современных исследованиях социальных изменений есть совпадения с международным развитием или развитием сообществаОднако у большинства основоположников социологии были теории социальных изменений, основанные на изучении истории. Например, Маркс утверждал, что материальные обстоятельства общества в конечном счете вызвали идеальные или культурные аспекты общества, в то время как Вебер утверждал, что на самом деле культурные нравы протестантизма привели к трансформации материальных обстоятельств. В отличие от обоих, Дюркгейм утверждал, что общества двигались от простого к сложному через процесс социокультурной эволюции. Социологи в этой области также изучают процессы глобализации и империализма. Наиболее примечательно, Иммануил Валлерстайн расширяет теоретические рамки Маркса, чтобы включить большие промежутки времени и весь земной шар в то, что известно как теория мировых систем. Социология развития также находится под сильным влиянием постколониализма. В последние годы Рэйвин Коннелл выступил с критикой предвзятости социологических исследований по отношению к странам Глобального Севера. Она утверждает, что эта предвзятость ослепляет социологов к живому опыту Глобального Юга, в частности, так называемой "северной теории" не хватает адекватной теории империализма и колониализма. Есть много организаций, изучающих социальные изменения, в том числе Центр Фернана Броделя по изучению экономики, исторических систем и цивилизаций и Исследовательский проект Global Social Change. Социальные сетиХаррисон УайтОсновные статьи: Социальная сеть, Анализ социальных сетей, Фигурационная социология, Реляционная социология, и Sociomapping Социальная сеть-это социальная структура, состоящая из индивидов (или организаций), называемых "узлами", которые связаны (связаны) одним или несколькими специфическими типами взаимозависимости, такими как дружба, родство, финансовый обмен, неприязнь, сексуальные отношения, или отношения убеждений, знаний или престижа. Социальные сети действуют на многих уровнях, от семей до наций, и играют решающую роль в определении того, как решаются проблемы, управляются организации и насколько люди преуспевают в достижении своих целей. Основное теоретическое предположение анализа социальных сетей состоит в том, что группы не обязательно являются строительными блоками общества: подход открыт для изучения менее ограниченных социальных систем, от нелокальных сообществ до сетей обмена. Теоретически опираясь на реляционную социологиюАнализ социальных сетей избегает рассматривать индивидов (людей , организации, государства) как дискретные единицы анализа, вместо этого он фокусируется на том, как структура связей влияет и составляет индивидов и их отношения. В отличие от анализа, который предполагает, что социализация в нормы определяет поведение, сетевой анализ смотрит, чтобы увидеть степень, в которой структура и состав связей влияют на нормы. С другой стороны, недавние исследования Омара Лизардо также показывают, что сетевые связи формируются и создаются ранее существовавшими культурными вкусами.[157] Теория социальных сетей обычно определяется в формальной математике и может включать интеграцию географических данных в Sociomapping. Социальная психологияОсновные статьи: Социальная психология (социология) и психоаналитическая социология Социологическая социальная психология фокусируется на микромасштабных социальных действиях. Эта область может быть описана как придерживающаяся "социологической миниатюризма", исследуя целые общества через изучение отдельных мыслей и эмоций, а также поведения небольших групп.[158] Одна из особых проблем психологических социологов заключается в том, как объяснить различные демографические, социальные и культурные факты с точки зрения человеческого социального взаимодействия. Некоторые из основных тем в этой области-социальное неравенство, групповая динамикаПредубеждение, агрессия, социальное восприятие, групповое поведение, социальные изменения, невербальное поведение, социализация, конформизм, лидерство и социальная идентичность. Социальная психология может преподаваться с психологическим акцентом.[159] В социологии исследователи в этой области являются наиболее известными пользователями экспериментального метода (однако, в отличие от своих психологических коллег, они также часто используют другие методологии). Социальная психология рассматривает социальные влияния, а также социальное восприятие и социальное взаимодействие.[159] Стратификация, бедность и неравенствоОсновные статьи: Социальная стратификация, социальное неравенство, социальная мобильность, социальный класс Социальная стратификация-это иерархическое распределение индивидов на социальные классы, кастыи подразделения внутри общества.[25]: 225 Современные западные общества стратификация традиционно относится к культурным и экономическим классам, расположенным в трех основных слоях: высший класс, средний класс и низший класс, но каждый класс может быть далее подразделен на более мелкие классы (например, профессиональные).[160] Социальная стратификация интерпретируется в социологии радикально по-разному. Сторонники структурного функционализма предположим, что, поскольку расслоение классов и каст очевидно во всех обществах, иерархия должна быть полезна для стабилизации их существования. Конфликтологи, напротив, критикуют недоступность ресурсов и отсутствие социальной мобильности в стратифицированных обществах. Карл Маркс различал социальные классы по их связи со средствами производства в капиталистической системе: буржуазия владеет средствами, но это фактически включает в себя сам пролетариат, поскольку рабочие могут продавать только свою рабочую силу (образуя материальную базу культурной надстройки). Макс Вебер критиковал марксистский экономический детерминизм, утверждая, что социальная стратификация основана не только на экономическом неравенстве, но и на других различиях в статусе и власти (например, патриархат). Согласно Веберу, стратификация может происходить как минимум среди трех комплексных переменных: Собственность (класс): экономическое положение человека в обществе, основанное на рождении и индивидуальных достижениях.[25]: 243 Вебер отличается от Маркса тем, что не видит в этом главного фактора стратификации. Вебер отметил, как менеджеры корпораций или отраслей контролируют фирмы, которыми они не владеют; Маркс поместил бы такого человека в пролетариат. Престиж (статус): Престиж человека или популярность в обществе. Это может быть определено видом работы, которую делает этот человек, или богатством. Власть (политическая партия): способность человека добиваться своего, несмотря на сопротивление других. Например, лица, занимающие государственные должности, такие как сотрудник Федерального бюро расследований или член Конгресса Соединенных Штатов, могут обладать небольшим имуществом или статусом, но они все еще обладают огромной властью. Пьер Бурдье приводит современный пример в концепциях культурного и символического капитала. Такие теоретики, как Ральф Дарендорф, отмечали тенденцию к увеличению среднего класса в современных западных обществах, особенно в связи с необходимостью образованной рабочей силы в технологической или сервисной экономике.[162] Взгляды на глобализацию, такие как теория зависимости, предполагают, что этот эффект связан с перемещением рабочих в развивающиеся страны.[163] Городская и сельская социологияОсновные статьи: Социология города и социология села Городская социология включает в себя анализ социальной жизни и взаимодействия людей в мегаполисах. Это дисциплина, стремящаяся дать советы по планированию и разработке политики. После промышленной революциитакие работы, как "Метрополис и ментальная жизнь" Георга Зиммеля (1903), были посвящены урбанизации и ее влиянию на отчуждение и анонимность. В 1920-х и 1930-х годах Чикагская школа выпустила основной корпус теории о природе города, важной как для городской социологии, так и для криминологии, используя символический интеракционизм как метод полевых исследований. Современные исследования обычно помещаются в контекст глобализации, например, в исследовании Саскии Сассен"Глобальный город".[164] Сельская социология, напротив, является анализом не столичных районов. Поскольку сельское хозяйство и дикая природа, как правило, являются более заметным социальным фактом в сельских регионах, сельские социологи часто пересекаются с экологическими социологами .Социология сообществК городской и сельской социологии часто относят социологию сообщества или социологию сообщества.[165] Взяв за единицу анализа различные сообщества, в том числе онлайн—сообщества, социологи сообществ изучают происхождение и последствия различных объединений людей. Например, немецкий социолог Фердинанд Теннис различал два типа человеческих ассоциаций: gemeinschaft (обычно переводится как "сообщество") и gesellschaft ("общество" или "ассоциация"). In his 1887 work, Gemeinschaft und Gesellschaft, Tönnies argued that Gemeinschaft воспринимается как более плотное и сплоченное социальное образование, благодаря наличию "единства воли".[166] "Развитие" или "здоровье" сообщества также является центральной проблемой социологов сообщества, которые также занимаются социологией развития, примером чего является литература, окружающая концепцию социального капитала. Другие научные дисциплиныСоциология пересекается с различными дисциплинами, изучающими общество, в частности социальной антропологией, политологией, экономикой, социальной работой и социальной философией. Многие сравнительно новые области, такие как коммуникативистика, культурология, демография и теория литературы, опираются на методы, зародившиеся в социологии. Термины "социальная наука" и "социальные исследования" получили определенную автономию с момента своего возникновения в классической социологии. Отдельная область социальной антропологии или антропосоциология является доминирующей составляющей антропологии во всем Соединенном Королевстве и Содружестве, а также во многих странах Европы (в частности, во Франции),[167] где она отличается от культурной антропологии.[168] В Соединенных Штатах социальная антропология обычно включается в состав культурной антропологии (или под относительно новым обозначением социокультурнойантропология). Социология и прикладная социология связаны с профессиональной и академической дисциплиной социальной работы.[169] Обе дисциплины изучают социальные взаимодействия, сообщество и влияние различных систем (например, семьи, школы, сообщества, законов, политической сферы) на личность.[170] Однако социальная работа, как правило, больше сосредоточена на практических стратегиях смягчения социальных дисфункций; социология в целом обеспечивает тщательное изучение коренных причин этих проблем.[171] Например, социолог может изучать, почему сообщество страдает от бедности. Прикладной социолог было бы больше сосредоточено на практических стратегиях того, что нужно сделать, чтобы облегчить это бремя. Социальный работник будет сосредоточен на действии; реализация этих стратегий "прямо" или "косвенно" посредством психотерапии, консультирования, пропаганды, общественной организации или мобилизации сообщества. Социальная антропология-раздел антропологии, изучающий поведение современных живых людей в социальных группах. Специалисты по социальной антропологии, как и социологи, исследуют различные аспекты социальной организации. Традиционно социальные антропологи анализировали неиндустриальные и незападные общества, в то время как социологи фокусировались на индустриальных обществах западного мира. Однако в последние годы социальная антропология расширила свое внимание на современные западные общества, а это означает, что эти две дисциплины все больше сходятся.[172][169] Социокультурная антропология, которая включает лингвистическую антропологию, занимается проблемой различий и сходства внутри и между человеческими популяциями. Дисциплина возникла одновременно с расширением европейских колониальных империй, и ее практика и теории были подвергнуты сомнению и переформулированы вместе с процессами деколонизации. Подобные вопросы вновь возникли, когда транснациональные процессы поставили под сомнение центральную роль национального государства в теоретизациях о культуре и власти. Публичные дебаты о мультикультурализме породили новые вызовыи все более широкое использование понятия культуры за пределами академии и среди народов , изучаемых антропологией. Эти времена не являются "обычными" в академии, в антропологии или в мире, если когда-либо были такие времена. Ирвинг Луис Горовицв своей книге "Разложение социологии" (1994) утверждал, что дисциплина, происходящая из "выдающейся линии и традиции", находится в упадке из-за глубоко идеологической теории и отсутствия отношения к выработке политики: "Разложение социологии началось, когда эта великая традиция стала предметомк идеологическому мышлению, и низшая традиция всплыла на волне тоталитарных триумфов"[173]. Кроме того: "Проблема, о которой еще не упоминалось, заключается в том, что болезнь социологии сделала все социальные науки уязвимыми для чистого позитивизма—эмпиризма, лишенного какой-либо теоретической основы. Талантливые люди, которые могли бы в более раннее время заняться социологией, ищут интеллектуальную стимуляцию в бизнесе, юриспруденции, естественных науках и даже творческом письме; это истощает социологию столь необходимого потенциала".[173] Горовиц цитирует отсутствие "основной дисциплины" как усугубляющую проблему. Рэндалл Коллинз, профессор социологии Университета Пенсильвании и член Консультативного редакционного совета журнала Social Evolution & History journal высказал сходные чувства: "мы потеряли всякую согласованность как дисциплина, мы распадаемся на конгломерат специальностей, каждая из которых идет своим собственным путем и не слишком высоко ценит друг друга"[174].] В 2007 году журнал Times Higher Education Guide опубликовал список "Наиболее цитируемых авторов книг по гуманитарным наукам" (включая философию и психологию). Семь из десяти лучших социологов: Мишель Фуко (1), Пьер Бурдье (2), Энтони Гидденс (5), Эрвин Гоффман (6), Юрген Хабермас (7), Макс Вебер (8) и Бруно Латур (10). ЖурналыБолее полный список см. в разделе Список социологических журналов. Наиболее авторитетными журналами общего профиля, публикующими оригинальные исследования в области социологии, являются American Journal of Sociology и American Sociological Review[176]. Ежегодное обозрение социологии, в котором публикуются оригинальные обзорные эссе, также имеет высокий рейтинг.[176] Существует множество других универсальных и специализированных журналов. См.также |