Обновлено 19.10.2020. НЕОКОНОМИКА или новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово структура социальной группы, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение структуры социальной группы является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин социальная группа поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение структуры социальной группы. Сохраняю ортодоксальное описание сущности не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие структура социальной группы, оставаясь допущением, уже своим употреблением попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. Однако НЕОКОНОМИКА как новая экономическая теория нуждается в собственном однозначном термине структура социальной группы, что и заставляет меня произвести критику текста структура социальной группы в википедии.
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
Заставка статьи СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ в виде графа иерархической структуры общества позволяет понять главный принцип группы - изначально существует ЕДИНИЦА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, отношения между членами которой называются ОБЩЕСТВОМ, и только внутри нее могут возникнуть социальные группы, так как благодаря иерархической структуре единицы существования людей - в ней есть иерархи, власть которых позволяет им заставить других людей вступать в группы для удовлетворения своих личных потребностей.
структура социальной группы |
13.04.2019 В статье социальная группа я перечислил причины, по которым имеющиеся теории социальной группы не могут отвечать критерию научности. Дело в том, что понятие социальная группа напрямую связано с понятием единица человечества, совокупность отношений между членами которой называется словом общество, но экономическая мысль не осилила это понятие, тем более - после Адама Смита экономическая наука разошлась по нескольким направлениям экономической теории, которые на вопрос - что такое общество? - простая совокупность людей или целостное образование - давали разные ответы.
1.2. Однако термин социальная группа используется столь широко, что с появлением науки НЕОКОНОМИКА понадобилось-таки ответить на вопрос, что же это такое - структура социальной группы? Ведь существующие теории группы в социологии представляют собой лишь многословное описание и малопонятную классификацию, в которых едва ли не единственным общим местом является признание группы как множество. Но даже теория группы как множества отсутствует (или не найдена мною), потому та концепция группы, которая изложена ниже, была придумана мною самостоятельно.
1.3. Тем читателям, которым нужна всё же ортодоксальная теория социальных групп рекомендую материалы:
- СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП (Раздел III Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева)
- Теории групп в социальной психологии
1.4. Моё исследование феномена социальной группы не уместилось в одной статье. Сама теория социальной группы содержится в данной части, а теоретическая часть с критикой ортодоксальных представлений о группе находится в первой части. |
Понятие структура социальной группы
2.1. Напоминаю читателю, что понятие структура социальной группы относиться исключительно к реальным группам, а условные группы - в научном смысле это не группы, а лишь дань заблуждению, что любое множество людей можно назвать группой.
2.2.1. Например, в статистике словом «группа» упорно называются - инвалиды или пенсионеры - совокупно все в составе населения государства, хотя те собой представляют умозрительное объединение людей по какому-то общему признаку. Такие группировки получили название условные группы, но я считаю, что они имеет право на существование лишь как другие категории.
2.2. В отношении же реальных групп устоялось положение, что совокупность социальных групп это социальная структура, и потому термин социальная группа считается банально понятным, хотя термин структура социальной группы вообще-то состоит из трех слов иностранного происхождения, значение которых надо рассматривать по-отдельности. Вначале напомню читателю определение понятия структура:
2.3. Определение структуры в широком смысле - это основа и каркас данного объекта и др. (далее – «объекта»), его «скелет», особая внутренняя система (подсистема), обеспечивающая ему и его состояниям устойчивость и целостность. Структура - это особое свойство, создающее во времени и пространстве стабильность, тождество данного объекта самому себе, аналогичность его состояний и процессов. Это касается и сохранения его основных свойств при наличии изменяющихся внешних и внутренних условий. Вместе с тем, структура имеет значение как основной, несущий элемент, форма, часть объекта и его изменений, движения, их внутренняя опора (фундамент и инвариант). Подчеркнем, что все эти определения, взятые не порознь, а вместе, совокупно, фактически образуют полную семантику самого термина структура.
2.4. Когда же мы переходим в социологию, то смысл понятия структура группы как «скелета» или «каркаса» улетучивается. Ведь ортодоксальная социология считает реальными сущностями только индивидуумов, а группы рассматриваются лишь как их совокупность. Современное определение структуры социальной группы не считает группу самостоятельной сущностью:
2.5. Структура группы — способ взаимосвязи, взаиморасположения её составных частей, элементов группы (осуществляется через групповые интересы, групповые нормы и ценности), образующих устойчивую социальную конструкцию, или конфигурацию социальных отношений.
2.6. Следующим словом является прилагательное «социальное», которое считается синонимом прилагательного «общественное», значение которого более-менее понятно.
2.7. И осталось слово «ГРУППА», без которого мы так и не поймем, что же такое СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. Сама ортодоксальная социология пользуется этим термином в предположении его понятливости, но базовое определение группы, как - ансамбль, композиция «фигур, целое составляющих, и так приноровленных, что глаз разом их озирает», делает понятие группы людей тождественным множеству. Но тогда общепризнанное определение социальной группы становится некорректным, так как в разряд групп попадает и толпа, понимаемая как множество случайно сошедшихся вместе людей.
2.8. Если «толпа» и «группа» - множества, но толпа не считается группой, то надо смотреть в различия. Так несостоятельность ортодоксальной социологии сформулировать однозначное определение социальной группы заставляет обращать внимание на такой атрибут группы как структура, которого нет у «толпы». Получается, что для того, чтобы некое множество могло считаться группой - надо, чтобы группы-множества были структурированы, а я уточняю - структурированы так, что члены находились в иерархических отношениях, устроенных особым способом.
2.9. Последнее замечание: если читатель тему социальные группы читал с начала, то он уже знает, что родовым понятием для группы является единица человечества (иногда общество), а социальная группа - есть всего лишь внутренняя подсистема, которая может быть только вычленена из уже имеющегося общества (точнее - единицы существования людей в Природе), представляющего собой полную систему. Группы, состоящие из представителей разных государств, или случайные / ситуационные - не являются исключениями, так как первые - специально создаются властными иерархами, а вторые - всё равно воспроизводят иерархию исходных обществ, но они все - являются лишь временными образованиями.
Теория групп
Основная статья ТЕОРИЯ ГРУПП
3.1. Проблема группы в плане научного понимания отчасти осложнена тем, что нельзя опереться на теорию группы в математике, так как для выяснения структуры социальных групп нужна теория группы как множества, которой нет (или я ее не нашел). Поэтому данная глава будет посвящена созданию новой теории групп.
Внимание! Сама по себе ТЕОРИЯ ГРУПП в терминах теори систем не имеет непосредственного отношения к ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ, поэтому я вынес ее в отдельную статью, перейти в которую можно по клику на кнопку заголовка: |
Без ознакомления с содержанием статьи ГРУППА трудно понять содержание следующих глав данной статьи. |
Для тех читателей, кто прочитал статью ТЕОРИЯ ГРУППЫ - продолжаю. Итак, в статье ТЕОРИЯ ГРУППЫ я сформулировал свое определение группы:
|
Теория социальных групп
Социальная группа в социологии
9.1. Пока нарратив про социальную группу позволял получать лишь эстетическое удовлетворение от рассматривания картинок, и лишь понятие группы как ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ системы распределения некоего продукта дает возможность продвинуться дальше, но в соотвествии с жанром научно-исследовательской программы - придется вначале рассмотреть достижения предшественников и объяснить причину временного успеха их теорий. Да кроме понимания определяющих черт для построения ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ обязательным является ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА, ведь нельзя в тексте теории группы просто заменить слово «элемент» словом «человек», так как тогда мы не ответим на главные вопросы:
[ol].
9.2. Собственно, эти вопросы надо было бы адресовать ортодоксальной теории социальных групп, но социология передала вопрос групп дохтуру - в смысле - «спихнула» проблему понятия группы в социальную психологию, которая по причине своей ненаучности сегодня стала «царицей» всех либеральных социальных наук на Западе. Конечно, и для психологов появление социальной группы так же осталось загадкой, и сегодня все западные теории социальных групп закономерно оказались фантазиями, так как более-менее рабочий фактор был лишь у марксистов. Но этим фактором была классовая борьба, с помощью которого марксизм еще как-то объяснял исторический период ОТ момента возникновения государства, а вот догосударственные общества, в которых не было классов, естественно в марксизме изучаться не могли. А так как даже западная социальная антропология без особого афиширования перешла на позиции марксизма, то и она не может продвинуться дальше этапа сбора данных и классификации, а сам марксизм после краха СССР уже мало кем воспринимается всерьез.
9.3. Проблема определения группы в социологии происходит от общего непониманием сущности общества, но западная социология поступила просто - соотношение общества и группы сместила в сторону понятия группы, признав якобы более понятную ей группу - родовым понятием для общества:
9.4. Подтверждение находим в статье Society из англоязычной Wikipedia: Общество - это группа индивидов, вовлеченных в постоянное социальное взаимодействие, или большая социальная группа, разделяющая одну и ту же географическую или социальную территорию, обычно подчиняющаяся одной и той же политической власти и доминирующим культурным ожиданиям.
A society is a group of individuals involved in persistent social interaction, or a large social group sharing the same geographical or social territory, typically subject to the same political authority and dominant cultural expectations.
9.5. Причем у ортодоксальных социологов нет первичности самой группы, так как она сама группа является следствием первичности отдельных индивидуумов, которые по личной воле собирались в группы, а уже те за счет роста численности вырастали до размеров большой группы, для которой уже используется название общество. Марксизм в вопросе объективности существования общества отличался от мейнстрима экономикс тем, что признавал общество отдельной сущностью, не сводимой к совокупности атомарных индивидуумов, но сама логика марксистской концепции общественно-экономических формаций так же сводилась к механическому росту численности, так как Маркс историческое развитие фактически представлял исключительно как рост численности формации, подтверждение чему находим в марксистской схеме смены формаций: СЕМЬЯ -> РОД -> ПЛЕМЯ -> ГОСУДАРСТВО.
9.6. Ведь, как ни странно, марксизм исходил не из исторического факта формирования самих людей (как род Homo) в составе СТАЙ австралопитеков (Маркс этого знать не мог), а из этнографического поиска самой простой формы брака и начала родственных отношений, которую Льюис Морган провел в военно-политических союзах североамериканских индейцев, ошибочно считая их еще первобытными племенами, отчего в марксизме первичным сообществом людей Марксом была назначена СЕМЬЯ. Объяснение метаний Маркса и Энгельс между СЕМЬЕЙ и ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СТАДОМ состоит в том, они никак не могли знать про биологическую разницу между людьми и пред-людьми в том пункте, что у последних - еще животных - не могло быть СЕМЬИ, а лишь животная семейная группа. Однако до сих пор все повторяют ошибку Маркса, перенесшего в прошлое понятия СЕМЬИ и общины в современном для основателя марксизма значении. Столь грубое игнорирование принципа историзма в историческом материализме имело следствием превращение периода первобытной древности в дублирование образа жизни русского сельского общества XIX века, которое Маркс не понятно - по каким причинам признал за образец первобытнообщинного строя. В результате отцы основатели марксизма вопрос с первичным обществом запутали так, что даже не понятно, какая же из форм общности - СЕМЬЯ или СТАДО ЛЮДЕЙ (т.е. РОДОВАЯ ОБЩИНА) - в марксизме считается исходной для людей.
9.7. Для марксистов развитие и эволюция группы представляет уж совсем неразрешимую проблему, ведь сам Маркс не говорил про процесс социальной революции как механизм слияния предшествующих формаций, поэтому во всей ортодоксии непротиворечивой выглядит мысль, что если в истории хоть раз возникала первичная группа людей (моргановская "семья"), то она должна была пройти все формационные стадии. По марксистской концепции формаций получается, что - сколько первобытных ГРУПП ЛЮДЕЙ возникло, столько и должно быть ПЛЕМЕН и ГОСУДАРСТВ. Марксизм и вся ортодоксия позволяют делать подобные теоретические заключения, благодаря тому, что в них - точкой отсчета истории является момент появления ГОСУДАРСТВА. Но так как формационная схема так ничем и не была подкреплена, то череда формационных сообществ, предшествующих ГОСУДАРСТВУ, сама собой выстроилась исключительно по критерию численности групп.
9.8. Надеюсь, теперь читатель понимает, насколько теория социальной группы связана с теорией социальной эволюции, по духу к которой ближе всех была марксистская концепция формаций, но она заброшена, а на Западе уже пытаются отказаться от стадиальной теории эволюции, которая якобы не объясняет экономический рывок главных стран капитализма.
9.9. Философия истории выход из тупика ищет в синергетическом подходе, но модным стал Мир-системный анализ, в котором - исторический период ограничен временем капитализма. Разброд в философии стал особенно заметен после крушения марксизм, так как формационный подход к истории фактически признавался и западной социологией. Мне же кажется, что выйти из тупика можно на основе теории единиц человечества, как гипотезе о слиянии предыдущих форм сообществ ради повышения уровня разделения труда. Причиной социальной эволюции являются мальтузианские ловушки. Численность людей растет, и рост объема потребления может обеспечить лишь более мощная система разделения труда.
Социальная группа и общество
10.1. В теории единиц человечества общество определяется как система отношений между членами (население) определенной исторической единицы человечества на определенном этапе развития. Разница между понятием общество и единицей человечества лишь в нюансах, так как к единице подход больше с точки зрения формы, как целостной структуры управления (власти). Ведь традиционно мы четко разделяем систему производства (система разделение труда) и социальную сферу, которая основана на системе распределения (будто последняя не зависит от иерархии управления).
10.2. Теория единиц человечества, как альтернатива концепции общественно-экономических формаций, рассматривает социальную эволюцию не как проход первичной группы по формационным ступеням, а как череду слияний единиц человечества по схеме: ПЛЕМЯ (ВОЖДЕСТВО) -> ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ -> ГОСУДАРСТВО -> ПЛАНЕТАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, благодаря которой исчезает неясность с первичным обществом. Первым ОБЩЕСТВОМ в истории человечества - было население СТОЯНКИ ПЛЕМЕНИ, численность которого колебалась в пределах 150-250 особей (Число Дамбара). Большую численность - способом собирательства и охоты - не мог прокормить природно-хозяйственный комплекс ПЛЕМЕНИ, который до появления транспорта представлял собой круг суши, радиус которого равен шаговой доступности до границы с утра и возвратом к вечеру в СТОЯНКУ.
Привожу иллюстрацию природного комплекса для обоснования положения о численности ПЛЕМЕНИ порядка полутора сотен человек. |
10.3. Соотношение группы и общества — это выдуманная проблема, так как люди сформировались в составе СТАЙ гоминид, но уже в стаях приматов формирование групп было рядовым событием, так как в стае иерархи имеют власть. Поэтому я и привожу МОДЕЛЬ ПЛЕМЕНИ как первое общество, так как при движении дальше вглубь времени мы попадаем в СТАЮ австралопитеков-предлюдей, но надо понимать - ни люди, ни гоминиды не являются изобретателями феномена группы. Возникновение группы - обычное явление для живых существ.
10.4. В ортодоксии любая теория возникновения групп сводится к механическому соединению-вхождению атомарных индивидов в группу, как некое единение по интересам. В антропологии причины возникновения группы дополняют рассуждениями об объединение усилий нескольких существ ради добычи неких продуктов, которые не под силу добыть одной особи. Собственно, мы видим все тот же подход к группе как множеству - типа нечто с границами, наполняемое людьми, имеющими хоть один общий признак. Издавна повелось, что причины образования группы все "ученые" (включая и ортодоксальных) ищут в сфере производства. Поэтому считается, что в истории первыми группами у людей были - группа собирателей и группа охотников, которые появляются в системе разделения труда единицы человечества на эволюционной стадии ПЛЕМЕНИ как некие мобильные филиалы этой системы.
10.5. При этом в современной антропологии никто не понимает революционного значения выделения группы охотников или группы собирателей в автономные системы разделения труда, которые подобно современному аутсорсингу, встроены сразу в несколько технологических процессов общеплеменной системы разделения труда. Вероятно, такую высокую степень разделения труда, которая выражалось в том, что каждое утро население СТОЯНКИ разделялось на группы, каждая из которых уходила для добычи одного вида продуктов, можно считать еще одним отличием людей от гоминид. Это не какие-то ситуационные сообщества приматов, занимающиеся одним видом деятельности, а, если не институциализированные окончательно, то воспроизводимые с определенной периодичностью группы, сами имеющие внутренне разделение деятельности.
10.6. Этому есть понятное объяснение - ведь перемещаясь по природному комплексу все составом, подобно обезьянам, люди не могли бы иметь тот широкий ассортимент продуктов, потребление которых характеризует их как людей. Просто всем составом ПЛЕМЕНИ они бы за день не успевали посетить все места, где находились продукты, составлявшие их ежедневный рацион. Но даже понимание того обстоятельства, что еще в период формирования людей могло иметь место появление социальной группы как экономического агента - не объясняет причины появления групп.
Разделение труда и социальная группа
11.1. Естественно, что группы людей в экономике все теории - и философские, и экономические - связывали с разделением труда. Еще с древности - распредление не было понято людьми как главная причина существования самого общества, и все заслонила сфера произвоства, названная Ксенофонтом экономикой, Результатом исключения распределения из предметом изучения стало непонимание сути общества. Античные мыслители видели лишь отдельного человека но не видели социальную материю и, исходя из первичности личности, задали на следующие 2 тысячи лет - направление науки как фантазирование приближений умозрительнх конструкций из придуманных отношений между атомарными индивидума. Если конструкция начинала расходится с реальностью, то ученые добавляли новый фактор и поверх предыдущих теорий дописывали новый слой гипотез.
11.1. Но исторически так сложилось, что ортодоксальная наука никак не учитывает фактор разделения труда, считая разделение труда естественным (по-сути - божественным) даром, а потому - якобы элементарно понятными явлениями. Оттого во всех экономических теориях считают: - зачем выяснять суть разделения труда, если оно - есть данность, по мнению "ученых экономистов", возникшая сама собой. И только НЕОКОНОМИКА смотрит на общество, как на большую систему разделение труда, в которой воспроизводится всё предметно-технологическое множество определенной единицы человечества.
11.2. Каждое живое существо разделяет время деятельности в течение дня на некоторые периоды, в которых оно занимается разными видами деятельности, что графически можно изобразить в виде вытянутого прямоугольника, «порезанного» на отдельные операции («членистая колбаса» техпроцесса, как её называет Олег Вадимович Григорьев). На иллюстрации для подчеркивания исключительности людей я сразу нарисую шимпанзе, так же из семейства гоминид, как и человек, но еще на этапе животного.
11.3. В Природе не редкость, когда разные животные (даже разных видов) участвуют в разделении деятельности, так что результат приносит пользу всем участникам. Люди в этом плане ушли далеко вперед даже по сравнению с гоминидами - каждый человек выполняют не все операции по производству одного продукта потребления, а только некоторую часть, которая, как правило, представляет собой одно простое движение или очень короткую их последовательность. Но, именно потому, что деятельность в одном звене цепочки операций - есть один вид труда, исполнитель может наловчиться или придумать орудие труда, в результате чего сокращается время выполнения операции. Казалось бы, число исполнителей растет, но так как каждый выполняет свою часть быстрее, чем раньше, то все вместе производят тот же продукт и быстрее и в большем количестве.
11.4. Естественное разделение труда у людей считается лишь продолжением разделения деятельности у животных, что, в общем-то, верно, но в ортодоксии не могут объяснить столь быстрое развитие системы РТ у людей и особенно - появление групп, каждая из которых представляла собой автономную систему разделения труда. Как считает Олег Григорьев, разделение труда в ПЛЕМЕНАХ развивалось благодаря практике главных иерархов сообществ людей, которых называют термином ВОЖАК или ВОЖДЬ.
11.5. Конечно, сами ВОЖАКИ даже не догадывалась, что процесс формирования социальных групп запускался благодаря их действиям, не говоря уже о том, что возникновение социальных групп было осознанной целью ВОЖДЯ. Роль ВОЖДЯ состояла в ежедневном обеспечении ПЛЕМЕНИ продуктами в необходимом объеме и ассортименте. Поэтому, обнаружив, что какой-то член ПЛЕМЕНИ в своей ячейке СТР не справляется с порученным делом, ВОЖАК поступает просто - он в помощь одному исполнителю назначал дополнительных работников, полагая с полным основанием, что - чем больше исполнителей, тем быстрее разрешится проблема. В результате волевого акта число исполнителей одной операции становилось несколько.
11.6. Почему в сфере экономики возникновение группы стоит ожидать именно в момент устранения «узкого места» в технологическом процессе? Просто каждый ВОЖДЬ получает ПЛЕМЯ по-наследству с уже сложившейся СТР, а локальное увеличение числа исполнителей является очевидным условием возникновения группы исполнителей. Подобные действия являются типичными для всех иерархов, у которых нет времени для того, чтобы детально разбираться в истинных причинах проблемы. Остается только рассмотреть процесс образования группы с точки зрения возможности превращения в группу этого множества, возникшего по воле иерарха из нескольких вновь назначенных работников. Но, как мы выяснили в главе ТЕОРИЯ ГРУППЫ (сейчас она вынесена в отдельную статью)- множество станет группой только с появлением иерархической структуры.
11.7. Как видим, в нашем эксперименте - проблемная операция от увеличения численности исполнителей лишь разбилась на три, но группа так и не образовалась. Однако эксперимент позволил понять, как происходило развитие системы разделения труда: в «узкое место» ВОЖДЬ добавлял исполнителей, а те, в силу природной лени из желания сэкономить свое время и уменьшить личные физические усилия, искали самые экономные движения, что принято называть термином «овладение навыками», или больше того - придумывали специальные орудия труда, которые позволяли им их личные физические людские усилия заменять силами Природы. Чаще всего решение проблемного места в СТР происходит за счет еще большего упрощения действий исполнителя путем разбиения его действий в одной ячейке техпроцесса на несколько более простых движений, а в случае изобретения орудия труда - даже к ряде элементарных движений по перемещению полуфабриката от одной точки воздействия этих сил Природы к другой, для чего, собственно, и требуется увеличения числа работников.
11.8. Надо признать, что причины возникновения групп лежат в экономике - ради удовлетворения неких потребностей иерархов, но само создание группы происходит в сфере управления как акт технологического разделения труда. ВОЖАК-ВОЖДЬ создавал группы для удовлетворения исключительно своих потребностей, не думая специально о расширении ассортименте потребления членов ПЛЕМЕНИ. При этом инструментом управления у ВОЖДЯ была ИЕРАРХИЯ, поэтому создать автономную группу охотников он мог только в соответствии с теорией группы: - для появления отдельной мобильной группы (например, для добычи мяса) ВОЖДЬ выделяет одного из высокоранговых членов и поручает ему создать из нескольких членов новую функциональную групп, что собой представляет формирование новой пирамиды иерархии из некоторого числа членов (проиллюстрировать можно в виде треугольного графа). В теории группы этот процесс возникновения новой группы выглядит как появление нового уровня управления в общем треугольнике графа иерархии общества, так что глава группы становится коренным членом новой функциональной иерархии.
11.9. Как мы выяснили - условием роста системы разделения труда (да и появления новых групп) являлся рост численности СТОЯНКИ, но для поддержания численности требовалось увеличение объема продуктом, что можно было сделать только за счет (1) углубления переработки традиционного сырья и (2) вовлечения в обработку новых видов сырья. Но размер природного хозяйственного комплекса "до" появления транспорта (одомашнивания лошади около 15 тысяч лет до н.э.) был для всех ПЛЕМЕН одинаков, так как радиус комплекса был равен шаговой доступности до границы в течение дня с возвратом к ночи в СТОЯНКУ. Поэтому создание групп в экономике было способом освоения новых видов сырья, в чем и заключалась экономическая причина возникновения групп.
11.10. В любом случае группа в экономике, даже если она представляет собой автономную группу охотников, местом деятельности которой является внешняя среда за стенами СТОЯНКИ, - является частью общей системы разделения труда общества (ПЛЕМЕНИ).
11.11. Современные группы в экономике - это отдельные фирмы (организации), которые создает какой-то предприниматель (по сути - иерарх), если увидит возможность произвести продукт, по его мнению, способный пользоваться спросом. Дело в том, что капитализм предоставил право создавать группы в экономике, которые называются «предприятие» или «фирма», членам экономической элиты, хотя роль иерарха всего общества выполняет политическая элита соответствующей единицы человечества.
Структура первых социальных групп
12.1. После того, как мы поняли, что группы в экономике создают иерархи (пусть и финансовые), постараемся выяснить, как выглядит структура социальных групп. Моя теория групп позволяет нарисовать граф функциональной иерархии общества в треугольнике. (Я ограничил численность модельной СТОЯНКИ числом 13.)
12.2. В реальном ПЛЕМЕНИ иерархический инстинкт заставляет каждого члена стремиться занять более высокое место, поэтому для каждого члена, кроме последнего, который подчиняется всем, мы можем нарисовать его личный граф иерархии, показывающий - над кем этот член доминирует. В стаях животных (и первых ПЛЕМЕНАХ людей) борьба за более высокий статус происходит постоянно, но в каждый конкретный момент можно наблюдать некий устоявшийся порядок членов, который в теории иерархии получил название - линейная иерархия.
12.3. Благодаря линейной иерархии, каждый член СТАИ знает - кто выше его, а кто ниже, так как номер ранга имеет большое значение для потребления, ведь член с высоким рангом может отобрать что-либо у любого с меньшим без ответной агрессии. Для характеристики всего общества целесообразно изображать лишь общеплеменную функциональную и линейную иерархию, для которых коренным членом является лишь один ВОЖДЬ.
12.4. Вернемся к принципу иерархического потребления, благодаря которому и появилась система распределения - ВОЖДЬ возвращает совокупный избыток потребления обратно членам. (Тут надо разочаровать многих читателей, которые представляют себе систему распределения так, будто ВОЖДЬ лично разделял совокупный продукт на пайки и выдавал членам по очереди.) Реальное участие ВОЖДЯ в распределении ограничивалось передачей совокупного продукта своим ближайшим помощникам, которыми одновременно являются самыми статусными членами ПЛЕМЕНИ. В свою очередь эти статусные члены так же - после «вычитания» на собственное потребление - передавали продукты дальше, но только тем членам, которые стояли на следующем уровне управления. (Надеюсь, читатель уже догадался о соответствии системы распределения с линиями доминирования на графе многоуровневых групп, которые я так подробно рисовал в статье теория групп.) Так получается, что линейная иерархия показывает направление распределения, но мы так и не выяснили, как сформировался механизм распределения в ПЛЕМЕНИ?
КЛИЕНТЕЛЫ как группы в системе распределения ПЛЕМЕНИ
13.1. Понять систему распределения нам помогут КЛЕНТЕЛЫ, как называются группы, которые еще в СТАЯХ гоминид сформировались вокруг высокостатусных членов. Дело в том, что большой объем совокупного продукта, проходящий через руки первых статусных самцов, позволял им путем подкупа (за счет некого превышения среднего размера доли, особенно в ассортименте) склонять членов ПЛЕМЕНИ к удовлетворению их личных потребностей, включая и секс.
13.2. Разбор всех членов ПЛЕМЕНИ по КЛИЕНТЕЛАМ было обусловлен тем, что изгои, не принятые в состав КЛИЕНТЕЛ, фактически оказывались вне системы распределения.
13.3. Линии доминирования на графе надо рассматривать как направления перераспределения продуктов от одних членов ПЛЕМЕНИ к другим. Синие линии функциональной иерархии - показывают направление доминирования ВОЖДЯ над каждым членом, но они же показывают направление (обратное нарисованному) перетекания избытка потребления от простых членов к ВОЖДЮ. А линии порядковой линейной иерархии показывают направление распределения совокупного продукта от ВОЖДЯ обратно к членам ПЛЕМЕНИ. На каждом этапе - простой член мог - или передать распределяемый продукт дальше вниз по линейной иерархии, - или вернуть свой личный избыток ВОЖДЮ.
13.4. В течение дня происходило несколько циклов «кругооборота» продуктов вверх по иерархии к ВОЖДЮ и от него вниз к простым членам, пока продукт не был окончательно потреблен каким-то членом на низком уровне иерархии. Но, если все члены КЛИЕНТЕЛЫ-ГРУППЫ уже насытились данным продуктом, то насытившиеся на последнем уровне возвращали его вверх - или самому ВОЖДЮ, а с появлением КЛИЕНТЕЛ - ГЛАВЕ этой ГРУППЫ, который уже сам возвращал от лица своей группы избыток потребления, скопившийся у него - ВОЖДЮ и даже мог отказаться от получения конкретного продукта в этот день. Тогда ВОЖДЬ передавал избыточный продукт в распоряжение другому статусному члену, который распределял его уже в собственной КЛИЕНТЕЛЕ.
13.5. Людей жить в составе сообществ заставляет именно СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ и ТРАДИЦИЯ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ, которая обеспечивала каждому члену уровень потребления намного больше того, который отдельный человек мог иметь, если бы в одиночку существовал вне единицы человечества (сообщества).
13.6. Надеюсь, теперь понятно, что именно иерархия - она же система управления в виде линий доминирования - служила механизмом ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ в первых СТАЯХ-ПЛЕМЕНАХ. Надеюсь, теперь после всех рассуждений - читателю понятно значение иерархического инстинкта как основной причины образования механизма перераспределения среди представителей рода Homo. Собственно, побочно я доказал, что Маркс ошибся с первобытным коммунизмом в РОДОВОЙ ОБЩИНЕ, так как мой иерархический принцип потребления мало похож на коммунистический принцип - «каждому по потребности».
13.7. Думаю, я подвел читателя к пониманию того, что сущность группы в том, что структура группы есть ИЕРАРХИЯ, благодаря которой в группе возможна система разделения деятельности. При этом исторические группы людей (имеются в виду - семейная группа, род, семья) позволили понять факт, что группы возникают не в системе производства, как многие считают ошибочно, а в системе распределения как личные клиентелы иерархов, так как осуществить распределение можно только по линиям доминирования. Сам переход к совместному образу жизни в СТАЕ происходил как эволюционная находка, при которой избыточный продукт потребления сильных особей не терялся, а перераспределялся к слабым. И люди не являются изобретателями групп, первые стаи людей или ПЛЕМЕНА, как их называют в антропологии, лишь наследовали структуру стаи австралопитеков, и сохранение иерархии членов в современных единицах человечества, так как все они остаются СТАЯМИ на своем историческом этапе развития, позволяет, и сегодня людям с высоким статусом в линейной иерархии общества создавать группы.
связь / взаимодействие / воздействие Теория власти / Теория управления управление подчинение лидер / доминирование вожак / вождь директор / руководитель единица человечества стая людей Теория иерархического принципа потребления иерархия / иерарх Блок лекций. Управление и элитология | поведение / социальная адаптация волевое действие / правомерное поведение Общественно-экономическая формация Родовая община племя википедия Золотой век человеческое стадо ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ: СУЩНОСТЬ |