Обновлено 14.08.2020. НЕОКОНОМИКА или новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово субъект, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение субъекта является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин субъект поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста субъект с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение понятия субъект. Сохраняю ортодоксальное описание субъекта не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие субъект, оставаясь допущением, уже своим употреблением попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. Однако НЕОКОНОМИКА как новая экономическая теория нуждается в собственном однозначном термине субъект, что и заставляет меня произвести критику текста субъект в википедии.
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
Subject (philosophy)Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Не следует путать с subjectum или hypokeimenon в аристотелевском учении. |
|
Субъект в философии это наблюдатель, а объект (object) - наблюдаемая вещь. Это понятие субъекта особенно важно в континентальной философии, где "субъект" является центральным термином в спорах о природе самости.[1] природа субъекта также занимает центральное место в спорах о природе субъективного опыта в рамках англо-американской традиции аналитической философии. Резкое различие между субъектом и объектом соответствует различию между мыслью и протяженностью в философии Рене Декарта. Декарт полагал, что мышление (субъективность) является сущностью разума, а протяженность (занятие пространства) - сущностью материи.[2] |
Содержание 1 Субъект в немецком идеализме 2 Субъект в европейской философии 3 Субъект в аналитической философии 4 См. также 4.1 Философы о субъекте 5 Примечаний 6 Библиография 7 Внешние ссылки |
Субъект в немецкой классической философииСубъект как ключевой термин в мышлении о человеческом сознании начал свою карьеру с немецких идеалистов, в ответ на радикальный скептицизм Дэвида Юма. Отправной точкой для идеалистов был вывод Юма о том, что сверх и помимо большого, мимолетного пучка восприятий у самости нет ничего. Следующий шаг состоял в том, чтобы спросить, как этот недифференцированный пучок начинает переживаться как единство – как единый субъект. Юм высказал следующее предложение: |
|
Кант, Гегель и их последователи стремились конкретизировать процесс, посредством которого субъект конституируется из потока чувственных впечатлений. Гегель, например, в своем предисловии к "Феноменологии духа" утверждал, что субъект конституируется "процессом рефлексивного опосредования себя с самим собой".[4]/pjustify][pjustify]Гегель начинает свое определение субъекта с точки зрения, производной от аристотелевской физики: "неподвижное, которое также является самодвижущимся" (предисловие, параграф. 22). То есть то, что не приводится в движение внешней силой, но само себя подталкивает, имеет prima facie основание для субъективности. Следующий шаг Гегеля, однако, состоит в том, чтобы отождествить эту способность двигаться, это беспокойство, которое является субъектом, как чистую негативность. Субъективное самодвижение, по Гегелю, исходит не из какого-то чистого или простого ядра подлинной индивидуальности, а скорее, оно есть |
|
Поэтому гегельянский субъектный способ действия состоит в том, чтобы резать, расщеплять и вводить различия путем введения отрицания в поток чувственных восприятий. Субъектность, таким образом, является своего рода структурным эффектом – то, что происходит, когда природа рассеивается, преломляется вокруг поля негативности и "единства субъекта" для Гегеля, на самом деле является эффектом второго порядка, "отрицанием отрицания". Субъект переживает себя как единство только через целенаправленное отрицание того самого разнообразия, которое он сам произвел. Таким образом, субъект у Гегеля может быть охарактеризован либо как "самовосстанавливающееся подобие", либо как "отражение в инаковости внутри себя" (предисловие, п. 18). Субъект в европейской философииРазмышления Карла Маркса и Зигмунда Фрейда послужили отправной точкой для постановки вопроса о понятии унитарного (единый), автономного субъекта, которое для многих мыслителей континентальной традиции рассматривается как основа либеральной теории общественного договора . Эти мыслители открыли путь к деконструкции (разрушение стереотипа) субъекта как стержневой концепции метафизики. Исследования бессознательного, проведенные Зигмундом Фрейдом, привели к общему обвинению просветительских представлений о субъективности. Среди наиболее радикальных переосмыслителей человеческого самосознания был Мартин Хайдеггер, чья концепция Dasein или "бытия-там" полностью вытесняет традиционные представления о личностном субъекте. У Хайдеггера феноменология пытается выйти за пределы классической дихотомии между субъектом и объектом, потому что они связаны неразрывной и оригинальной связью в том смысле, что не может быть ни мира без субъекта, ни субъекта без мира.[5] Жак Лакан, вдохновила Хайдеггера и Фердинанд де Соссюр, построенный на Фрейда психоаналитическая модель субъекта, в котором "разделить тему", образовано "двойное послание": отчуждение от jouissance (по-французски "jouissance" означает наслаждение как правами и собственностью, так и сексуальным оргазмом), когда он или она оставляет реальный, вступает в воображаемый (в стадии зеркала), и отделяется от других, когда он или она входит в сферу языка, разность, и потребность в символическом или имя Отца.[6]. Такие мыслители, как структурный марксист Луи Альтюссер и постструктуралист Мишель Фуко [1] теоретизируют субъект как социальную конструкцию, так называемый постструктуралистский субъект.[7] Согласно Альтюссеру, "субъект" - это идеологическая конструкция (точнее, построенная " идеологическими государственными аппаратами"). Субъективность человека существует "всегда уже" и обнаруживается в процессе интерпелляции. Идеология вводит человека в бытие субъекта, и каждая идеология призвана поддерживать и прославлять своего идеализированного субъекта, а также метафизическую категорию самого субъекта (см. антигуманизм). Согласно Фуко, это "эффект" власти и "дисциплина" (см. дисциплина и наказание: конструирование субъекта (субъективация или субъективирование, французский язык: assujettissemen ) как студента, солдата, "преступника" и т. д.).). Фуко верил, что можно преобразиться; для описания этого процесса он использовал слово ethopoiein от слова ethos.[8] Субъективация также была центральной концепцией в работах Жиля Делеза и Феликса Гваттари.[9] Субъект в аналитической философииВ современной аналитической философии проблема субъекта, а точнее, "точки зрения" субъекта, или "субъективности", привлекла внимание как одна из главных неразрешимых проблем философии разума (смежной проблемой является проблема разума-тела). В эссе "каково это-быть летучей мышью?" Томас Нагель лихо доказывал, что объяснение субъективного опыта - "каково это" быть чем-то-в настоящее время вне досягаемости научного исследования, потому что научное понимание по определению требует объективной перспективы, которая, по мнению Нагеля, диаметрально противоположна субъективной точке зрения первого лица. Кроме того, нельзя дать определение объективности, не будучи прежде всего связанным с субъективностью, поскольку они взаимны и взаимосвязаны. В книге Нагеля "Взгляд из ниоткуда" он спрашивает: "Что это за факт, что я Томас Нагель?". Субъекты имеют перспективу, но каждый субъект имеет уникальную перспективу, и это, по-видимому, является фактом в представлении Нагеля из ниоткуда (т. е. с высоты птичьего полета объективного описания во Вселенной). Индийский взгляд на "Брахман" предполагает, что предельным и фундаментальным субъектом является само существование, через которое каждый из нас как бы "выглядывает" как аспект застывшего и вневременного всего, переживаемого субъективно благодаря нашему отделенному сенсорному аппарату и аппарату памяти. Эти дополнительные особенности субъективного опыта часто называют квалиа (см. комнату Фрэнка Камерона Джексона и Мэри). |