09.06.2020. Чтобы понять термин субъект я собрал здесь несколько статей вместе. Но хочу предупредить читателя, что ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ интересуется значениями терминов экономический субъект или субъект в экономике не в глубоком философском смысле, а лишь потому, что в экономической науке так называется хозяйствующий субъект, который оказывает воздействие на экономические объекты, представляющие собой сущности, способные удовлетворять потребности человека (например, в теории ЭКОНОМИКС - ПОТРЕБНОСТИ некой модели человека в экономике по названию Homo economicus). Ведь наука оперирует абстрактными моделями и понятие субъекта экономики появилось благодаря тому, что для обозначения сущностей, отличных друг от друга, но схожих своей способностью сделать выбор и принять решение, экономические теории широко используют термин хозяйствующий субъект экономики.
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
1.2. Особо широко обозначение - экономические хозяйствующие субъекты - используется в ECONOMICS, так как неоклассическая экономическая теория представляет собой конструирование поведения единственного фантастического существа по имени ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ. Как-либо связать Homo economicus с реальными людьми трудно, еще труднее представит ассоциации или группы из нескольких копий Homo economicus, для обозначения которых теория ЭКОНОМИКС наравне с термином индивид как раз широко использует термин субъект, а мейстрим экономикс даже чаще термин экономический агент, смысл которого уж совсем непонятен.
Субъекты хозяйствованияМатериал из Википедии — свободной энциклопедии. Эту страницу предлагается объединить со страницей Экономический агент.
Таким образом, хозяйственный субъект может выступать как индивидуум или их группа (ассоциация). В первом случае он проявляет себя через индивидуальную трудовую деятельность, функционирование частной фирмы или на уровне домохозяйства; во втором — через совместную деятельность, партнёрство, предпринимательские и другие структуры, отражающие наличие как минимум двух сфер экономической активности человека, таких как потребление конечных продуктов и услуг, материальное производство. Кроме экономического интереса хозяйствующий субъект должен владеть нормами права, нравственных и этических оценок, уметь общаться и проявлять деловую активность. К хозяйствующим субъектам в общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели. Литература Золотогоров В. Г. Энциклопедический словарь по экономике.-Минск, 1997. ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО — ПРАВОВЫХ ФОРМ (ОК 028-99 (в ред изменения N 1/99)) |
Субъект в философииСубъект философия это материал из Википедии — свободной энциклопедии. Термин субъект имеет и другие значения, см. Субъект.
|
Содержание 1 Основные концепции субъекта 2 Субъект познания 3 См. также 4 Примечания 5 Литература 6 Ссылки |
Основные концепции субъекта
Субъект познанияО субъекте (subiectum) как о познающем уме одним из первых говорит Фома Аквинский в своей "Сумме теологии": "Субъектом любви к горнему является разумный ум (mens rationalis)"[3]. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта[4]. Познает себя субъект через свои обнаружения, сознаваемые непосредственно. Всякое наше познавание заключает в себе две стороны, являясь актом сознания и самосознания. Как акт сознания, оно даёт нам знать, с чем мы имеем дело, какой предмет мы созерцаем перед собой — стол, стул, чернильницу, перо или что-то другое. Как акт самосознания, оно говорит нам, что, видя, например, стол, мы спокойно созерцаем, а не находимся в состоянии волнения или желания. Эти две стороны даны бывают всюду, хотя вследствие узости сознания никогда не сознаются с одинаковой ясностью. Иногда более ясно сознается предмет, иногда — акт созерцания, смотря по тому, на что бывает обращено наше внимание. Познание своё мы начинаем не с себя самих, а с внешнего мира, с окружающих тел; поэтому и свои обнаружения душевные первоначально мы познаем не в чистом виде, а в связи с телесными явлениями. Изучая тела, мы выделяем из них одно, нераздельно связанное с нами. Мы замечаем, что это тело является в своём роде единственным. В отличие от других тел оно не покидает нас никогда. Прикосновение к нему чего-либо постороннего мы не только видим, но и испытываем. Перемены его являются в нашей жизни событиями, приятно или неприятно волнующими наше существо. Через него мы исполняем свои хотения; хотим мы что-нибудь приблизить к себе — приближаем к нему, хотим удалить от себя — удаляем от него. В результате у нас слагается убеждение, что тело и мы составляем одно, что его состояния — наши состояния, его движения — наши действия. На этой ступени самопознания мы отождествляем заботы о себе с заботами о своём теле. Мало-помалу у нас развивается способность отвлечения. Мы научаемся отрывать свой умственный взор от ярких образов внешней, чувственной действительности и сосредоточивать внимание на явлениях своего внутреннего, душевного мира. Мы находим в себе бесконечное разнообразие мыслей, чувствований, желаний. Для нас становится очевидным, что в этих-то явлениях, непосредственно воспринимаемых нами, но сокрытых от непосредственного взгляда других, и выражается наша сущность. Наше тело теряет в наших глазах своё прежнее значение; мы начинаем смотреть на него, как на внешний объект, который, подобно другим телам, воспринимается внешними чувствами и оказывает сопротивление нашей воле. Открыв явления внутреннего Mиpa, мы пытаемся свести их к логическому единству. К этому побуждают нас и присущее нашей мысли требование единства, и наше естественное желание понять себя. Мы выдвигаем на первый план определённую группу явлений, отвечающих коренным запросам нашей воли, нашему призванию, и с точки зрения этих явлений освещаем все остальные явления нашей душевной жизни. У обыкновенных людей жизненное призвание в большинстве случаев не бывает ясно выражено; поэтому и взгляд их на себя не отличается устойчивой определённостью. Один взгляд имеет человек на себя как на чиновника, другой — как на главу семьи, третий — как на члена товарищеского кружка и пр. Конечно, во всех этих взглядах должно быть нечто общее, отвечающее индивидуальным особенностям человека; но это общее остается обыкновенно тёмным и неопределённым. С изменением запросов воли естественно должен меняться и взгляд человека на себя. Бывают случаи, что человек под влиянием органического расстройства неожиданно для себя проникается новым настроением и новыми стремлениями. Потребность объяснить новое своё состояние приводит его к новому взгляду на себя. Какой-нибудь столяр вдруг приходит к мысли, что он германский император, и в этом смысле начинает действовать и истолковывать все известные факты своей жизни. Если при этом он наталкивается на факты, стоящие в явном противоречии с принятой им точкой зрения, он совершенно последовательно отвергает эти факты и приписывает их посторонней личности. Подобные случаи известны под названием «раздвоения личности». На самом деле в этих случаях не происходит никакого разделения личности: субъект остается единым, его рассуждения — логически последовательными, но у него получаются странные выводы, потому что он выходит из странных для здорового человека предположений. Некоторые мыслители отрицают субстанциальную природу субъекта, считая его простым призраком или выражением связи между явлениями сознания. Это учение известно под именем феноменализма. Представителями его служат: а) чистые эмпирики, которые не хотят знать ничего, кроме явлений и их временных связей; б) материалисты, для которых душевная жизнь не более, как ряд явлений, пассивно сопровождающих мозговые процессы; в) пантеисты, по взгляду которых, существует только одна субстанция — Божественная, а человек и его психо-физическая жизнь — простой модус Божества. См. такжеПримечанияЛекторвский В. А. Субъект // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. Субъект // Философия: Энциклопедический словарь. / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004 Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч3. Вопрос 25. ОБ ОБЪЕКТЕ ЛЮБВИ
Философия: учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. — 4-е изд. — М.: Академический Проект; Трикста, 2007. — 688 с. — («Gaudeamus», «Классический университетский учебник») ЛитератураГогоцкий С. С. «Программа психологии», стр. 32 и след. (Киев, 1880) Джемс У. Психология. — СПб., 1896. — С. 132—168 Козлов А. А. О множественности состояний сознания // Философских трёхмесячник, 1886. Лопатин Л. М. О реальном единстве сознания // Вопросы философии и психологии. — 1899. — кн. 49. — С. 600—623. Лопатин Л. М. О реальном единстве сознания // Вопросы философии и психологии. — 1899. — кн. 60. — С. 861—880. Лотце Р. Г. Микрокосм. Т. I. кн. 11 (гл. 1 и 5). М., 1866. [pleft]Милль Д. С. Обзор философии сэра Вильяма Гамильтона» (гл. XII). СПб., 1869. [/pleft]Рибо Т. Болезни личности. М., 1877. Серебреников В. С. «Самооткровение духа как источник его познания», ч. I // Христианское чтение, 1897. С. 424—439. Серебреников В. С. «Опытная психология и её методы», ч. I // Христианское чтение, 1899. С. 639—677. Снегирёв В. А. Психология. — Харьков, 1893. — С. 288—324. Соловьёв В. С. Субъект, в философии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Спенсер Г. Основания психологии. Т. I. — СПб., 1876. — С. 151—168; Спенсер Г. Основания психологии. Т. II. — СПб., 1876. — С. 353—368; Спенсер Г. Основания психологии. Т. IV. — СПб., 1876. — С. 152—200 Фонсегрив Ж. (фр.)русск. Элементы психологии. — Сергиев Посад, 1900. — С. 204—213 СсылкиИльин А. Н. Антропология субъекта // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 1 - Философия. Политология. Ильин А. Н. Субъект в пространстве философии постмодернизма // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 1 - Философия. Политология. Категории: Философские термины / Онтология / Эпистемология / Томизм |