Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Субъективность
Субъекти́вность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания. В философии термин обычно противопоставляется объективности[1][2]. |
Содержание
|
КвалиаОсновная статья: Квалиа Субъективность может относиться к конкретной, отличной от других интерпретации любого аспекта опыта. Опыт всегда является уникальным для человека, испытывающего его, его квалиа, которые существуют только в сознании этого человека. Хотя источник опыта объективен и доступен для каждого, (как, например, каждому доступна длина волны конкретного луча света), опыт сам по себе доступен только для субъекта (качество света — его цвет). |
Субъективность в наукеСубъективность часто встречается в теоретических построениях, измерениях и концепциях (даже против воли тех, кто пытается быть объективным) — в естественных и точных науках целью является удаление субъективности из утверждений и экспериментов. В таких научных областях, как физика, биология, информатика, химия пытаются устранить субъективность из своей методологии, теории и результатов, и это сегодня составляет значительную часть процесса исследования в этих областях. В то же время в гуманитарных и общественных науках важной является нравственная окраска знания. В связи с этим важную роль играет понятие личностной правды: везде, где познание разворачивается вокруг человека, познающий не имеет возможности оставаться безучастным наблюдающим — он трансформируется вместе с познанием; знание обрастает нравственной компонентой; гносеология становится гносеургией; истина гуманитарного познания отождествляется с правдой[3][4][5][6][7]. Субъективность любой точки зренияСубъективность является единственным способом, с помощью которого мы познаём мир, математически, научными методами или иным способом. Мы разделяем субъективность на (1) общечеловеческую и (2) индивидуальную, и все теории и философские концепции, которые формируют наше понимание математики, науки, литературы, любое понятие, которое мы имеем о мире, основано на общечеловеческой или индивидуальной точке зрения. Субъективность внутри нас является только истиной, несмотря на предположение о субъективности «истины», которое мы делаем. Создание мировоззрения внутри нас является субъективным, наряду с существованием концепции открытия или создания идей. Важно помнить что человек не в состоянии учиться и постоянно иметь свежую информацию, это и делает в большей степени человека субъективным. Субъективность и объективностьЭтот термин (субъективность) противопоставляется понятию объективности, которое используется для описания общечеловеческого представления Вселенной в том виде, как она есть, с позиции, свободной от человеческого восприятия и влияния, без общечеловеческого культурного вмешательства, прошлого опыта и независимо от ожидаемого результата. См. также |
|
Примечания Robert C. Solomon (англ.)русск. "Subjectivity," // Honderich, Ted (англ.)русск.. Oxford Companion to Philosophy. — Oxford University Press, 2005. — P.900. Как разрешить проблему сознания и тела // Стивен Прист Теория сознания. / Пер А.Ф.Грязнова. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000 (Stephen Priest. Theories of the mind. A compelling investigation into the ideas of leading philosopherson the nature of the mind and its relation to the body The Penguin Books, 1991) Современный философский словарь (1998). Правда Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Истина и правда Новейший философский словарь. ПРАВДА Н. Ф. Бучило. История и философия науки : учеб. пособие / Н. Ф. Бучило, И. А. Исаев. — М. : Проспект, 2014. — 432 с. — ISBN 978-5-392-13218-8 М. Н. Эпштейн: От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир, М. — СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016, сс. 15-16 Литература Ned Block|Block, Ned; Flanagan, Owen J.; & Gzeldere, Gven (Eds.) The Nature of Consciousness: Philosophical Debates. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0262522106 Bowie, Andrew (1990). Aesthetics and Subjectivity : From Kant to Nietzsche. Manchester: Manchester University Press. Dallmayr, Winfried Reinhard (1981). Twilight of Subjectivity: Contributions to a Post-Individualist Theory Politics. Amherst, MA: University of Massachusetts Press. Ellis, C. & Flaherty, M. (1992). Investigating Subjectivity: Research on Lived Experience. Newbury Park, CA: Sage. ISBN 978-0803944961 Farrell, Frank B. Farrell (1994). Subjectivity, Realism, and Postmodernism: The Recovery of the World in Recent Philosophy. Cambridge - New York: Cambridge University Press. Категории: Философия истории | Логика | Онтология | Философия науки | Политическая философия |
Далее ПЕРЕПЕЧАТКА статьи Subjectivity c англоязычного сайта WikipediA. Для других целей см. раздел Subjectivity (disambiguation)
SubjectivitySubjectivity (cубъективность) в философском контексте связана с отсутствием объективной реальности. Субъективность получила различные и неоднозначные определения из разных источников, поскольку она не часто является фокусом философского дискурса.Однако она связана с идеями сознания, воли, личности, философии разума, реальности и истины. Субъективность - это центральное философское понятие, связанное с сознанием, деятельностью, личностью, реальностью и истиной, которое по-разному определяется источниками. Три общих определения субъективности включают в себя то, что субъективность является качеством или условием:
Эти различные определения субъективности иногда соединяются вместе в философии. Этот термин чаще всего используется в качестве объяснения того, что влияет, информирует и искажает суждения людей об истине или реальности; это совокупность восприятий, переживаний, ожиданий, а также личного или культурного понимания и убеждений о внешнем явлении, которые являются специфическими для субъекта. Субъективность в философии противопоставляется объективности, которая описывается как взгляд на истину или реальность, свободный от предубеждений, интерпретаций, чувств и представлений любого индивида.[1] |
Содержание 1 Субъективность в философии 2 Субъективность в социологии 3 См. также 4 Ссылки 5 Дальнейшее чтение 6 Внешние ссылки |
Субъективность в философииВозникновение понятия субъективности имеет свои философские корни в мышлении Декарта и Канта , и его формулировка на протяжении всей современной эпохи зависела от понимания того, что составляет личность. Существуют различные интерпретации таких понятий, как "я" и "душа", а также идентичность или самосознание, лежащее в основе понятия субъективности.[3] Субъективность, например, часто является имплицитной темой экзистенциализма, Сартр как один из его главных сторонников подчеркивает субъективность в своей феноменологии. В отличие от своего коллеги Мерло-Понти , Сартр полагал, что даже в пределах материальной силы человеческого общества эго является сущностно трансцендентным существом - постулируемым, например, в его опусе "Бытие и ничто" через его рассуждения о "бытии-для-других" и "для-себя" (т. е. Глубочайшее ядро субъективности заключено в уникальном акте того, что Фихте называл “самопозицией”, где каждый субъект является точкой абсолютной автономии, что означает, что он не может быть сведен к моменту в сети причин и следствий.[5] Субъективность в социологииСубъективность - это по своей сути социальный способ, возникающий в результате бесчисленных взаимодействий внутри общества. В той же мере , в какой субъективность является процессом индивидуации, она в равной степени является процессом социализации, поскольку индивид никогда не изолируется в замкнутой в себе среде, но бесконечно вовлечен во взаимодействие с окружающим миром. Культура - это живая совокупность субъективности любого данного общества, постоянно претерпевающего трансформацию.[6] Субъективность формируется им и формирует его в свою очередь, но также и другими вещами, такими как экономика, политические институты, сообщества, а также природный мир. Хотя границы обществ и их культур неопределимы и произвольны, субъективность, присущая каждому из них, приемлема и может быть признана отличной от других. Субъективность это отчасти особый опыт или организация реальности, которая включает в себя то, как человек видит и взаимодействует с человечеством, объектами, сознанием и природой, поэтому различие между различными культурами приводит к альтернативному опыту существования, который формирует жизнь по-разному. Общим воздействием на индивида этой дизъюнкции между субъективностями является культурный шок, где субъективность другой культуры считается чуждой и, возможно, непонятной или даже враждебной. Политическая субъектность - это новое понятие в социальных и гуманитарных науках.[2] политическая субъективность - это указание на глубокую встроенность субъективности в социально переплетенные системы власти и смысла. "Политичность, - пишет Садек Рахими в книге "смысл, безумие и политическая субъективность", - это не добавочный аспект субъекта, а способ бытия субъекта, то есть именно то, чем он является".[7] |
See also Dogma Intersubjectivity Phenomenology (philosophy) Phenomenology (psychology) Political subjectivity Q methodology Subject (philosophy) Truth is Subjectivity, an existential interpretation of subjectivity by Søren Kierkegaard References Solomon, Robert C. "Subjectivity," in Honderich, Ted. Oxford Companion to Philosophy (Oxford University Press, 2005), p.900.[/pleftъ Allen, Amy (2002). "Power, Subjectivity, and Agency: Between Arendt and Foucault". International Journal of Philosophical Studies. 10 (2): 131–49.09672550210121432_ Strazzoni, Andrea (2015). "Subjectivity and individuality: Two strands in early modern philosophy: Introduction". Societate Si Politica. 9 (1): 5–9. hdl:1765/92270. Thalos, Mariam (2016). "Jean-Paul Sartre: What is Subjectivity?". //reviews.ophen.org/. (Article review of Sartre's 'What is Subjectivity' published byVerso Books). Retrieved 11/10/18. Check date values in: |access-date= (help); External link in |website= (help)
Žižek, Slavoj (2019-09-23). "The Fall That Makes Us Like God, Part I". The Philosophical Salon. Archived from the original on 2019-09-25. Retrieved 2019-09-25. The innermost core of subjectivity resides in a unique act of what Fichte baptized “self-positing.” Here, each subject is a point of absolute autonomy, which means that it cannot be reduce to a moment in the network of causes and effects. [pleft] Silverman, H.J. ed., 2014. Questioning foundations: truth, subjectivity and culture. Routledge.[page needed]Rahimi, Sadeq (2015). Meaning, Madness and Political Subjectivity: A Study of Schizophrenia and Culture in Turkey. Oxford & New York: Routledge. p. 8. ISBN 978-1138840829. Further reading Beiser, Frederick C. (2002). German Idealism: The Struggle Against Subjectivism, 1781–1801. Harvard University Press. Block, Ned; Flanagan, Owen J.; & Gzeldere, Gven (Eds.) The Nature of Consciousness: Philosophical Debates. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0-262-52210-6 Bowie, Andrew (1990). Aesthetics and Subjectivity : From Kant to Nietzsche. Manchester: Manchester University Press. Dallmayr, Winfried Reinhard (1981). Twilight of Subjectivity: Contributions to a Post-Individualist Theory Politics. Amherst, MA: University of Massachusetts Press. Ellis, C. & Flaherty, M. (1992). Investigating Subjectivity: Research on Lived Experience. Newbury Park, CA: Sage. ISBN 978-0-8039-4496-1 Farrell, Frank B. (1994). Subjectivity, Realism, and Postmodernism: The Recovery of the World in Recent Philosophy. Cambridge - New York: Cambridge University Press. Johnson, Daniel (July 2003). "On Truth As Subjectivity In Kierkegaard's Concluding Unscientific Postscript". Quodlibet Journal. 5 (2–3). Lauer, Quentin (1958). The Triumph of Subjectivity: An Introduction to Transcendental Phenomenology. Fordham University Press. External links Look up Subjectivity in Wiktionary, the free dictionary. Wikiquote has quotations related to: Subject Categories: OntologyPhilosophy of historyPhilosophy of sciencePolitical philosophySubjective experience |