01.10.2019 Данная статья является обзором представлений ортодоксальной науки такого понятия как социально-экономическое неравенство, которое является «краеугольным камнем», на котором стоят все ортодоксальные экономические теории и все социальные науки. Другое дело, что придумана не одна теория социальной стратификации (расслоения общества), а множество, что объясняется отсутствием единства экономической науки. Разобраться сложно, например теория социальной стратификации Маркса является опорной, хотя марксизм уже фальсифицирован, при этом на Западе игнорируется теория мобильности Сорокина, являющаяся стержнем современной теории социальной стратификации, зато постоянно выдвигается теория социальной стратификации Вебера и другие, потерявшие актуальность еще в 19 веке. Сама ортодоксальная экономическая теория представляет собой микс несовместимых между собой теорий под названием экономикс (экономический мейнстрим), частью которого сегодня стали понятие и теории социальной стратификации, которые лишь описывают социальное расслоение и неравенство, но не способны объяснить причины расслоения общества.
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
Я специально сохраняю понятия и теории марксизма и ортодоксальных экономических теорий (экономикс), так как НЕОКОНОМИКА является научно-исследовательской программой, которая должна включать в себя гипотезы предшествующих мыслителей. Основная часть социальных терминов - это материал рубрики ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, другую часть терминов - теперь можно отнести к моей новой теории - ТЕОРИЯ ЕДИНИЦ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА в рубрике ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
ПРЕДИСЛОВИЕ от Владимира Точилина
2.1. Чтобы понять, откуда появились современные теории социальной стратификации (и почему - не одна) надо знать историю вопроса о неравенстве людей в социальном и экономическом плане. У нас нет свидетельств, что в далекой дописьменной древности было замечено неравенство людей по отношению к материальным и духовным благам, но в античный период причины экономического неравенства интересовали всех мыслителей, причем уже тогда пришли к выводу, что источником экономического неравенства является неравенство социальное. По истечению двух тысячелетий можно было бы ожидать научного объяснения возникновения социальной стратификации, но мы имеет не только изобилие и разнобой терминов, но и кучу теорий: - теория неравенства людей, теория разделения людей или теория социальной дифференциации, теория социальной иерархии, теория власти, теория элит, лишь констатирующих расслоение общества. НЕОКОНОМИКА считает, что основная причина несостоятельности ортодоксальных экономических теорий и социологии в том обстоятельстве, что их отцы основатели не осилили само понятие ОБЩЕСТВО. (См. (1) Понятие ОБЩЕСТВО и (2) Ю.И. Семёнов Общество: теоретический анализ понятия) 2.2. Теории социальной стратификации (или теории расслоения людей) основаны на признании факта РАССЛОЕНИЯ людей одного общества обычно по двум признакам,: - (1) благосостояние (измеряемого объемом принадлежащей человеку собственности или уровнем дохода) И/ИЛИ (2) положение человека на определенной ступеньке на иерархической лестнице (отраженном в статусе или ранге), которой и признается структура общества. Фактически приверженцы этих теорий признают наличие неких фиксированных уровней достатка, которые позволяют людей, находящихся между уровнями, мысленно объединять в один слой благосостояния (страту). Можно сказать, что все теории социальной стратификации представляют общество в виде многоэтажного здания, в котором - есть четко очерченные ЭТАЖИ, жители которых иметь примерно равный уровень благосостояния. Вся разница между теориями социальной стратификации заключается лишь в критериях, объясняющих причины наличия у людей того или иного объема благосостояния, но даже современные теории социальной стратификации основной причиной экономического неравенства признают - социальное неравноправие людей в иерархии социальной структуры. |
2.3. Социальное неравенство: Социальное неравенство — есть система дифференциации членов общества по критерию их возможности удовлетворять свои потребности. Само неравенство людей объективно и существует изначально, но понятие социальное неравенство применяется в ситуациях разделения индивидуумов, равно и социальных групп - по их доступности к материальным и социальным благам. Суть социального неравенства состоит в структуре общества в виде вертикальной социальной иерархии, благодаря которой члены с разными статусами - имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
ТЕОРИИ РАССЛОЕНИЯ ОБЩЕСТВА
3.1. Надо понимать, что в древности связь ВЛАСТИ И ДЕНЕГ (точнее - зависимость благосостояния человека от его положения в СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ ОБЩЕСТВА, так как этот принцип охватывает еще и до-денежный период) - не заметить было трудно. Еще древнегреческий философ Платон (427 - 347 до н. э.) в диалогах об идеальном устройстве государства - писал о расслоении общества на богатых и бедных. Больше того, как считал Карл Поппер - Платон был «первым политическим идеологом, мыслившим в терминах классов». Воззрения Платона на наилучшее государственное устройство менялись со временем, но он всегда был уверен, что «подобно тому, как в душе есть три части — разумная часть в голове, страстная часть в сердце, вожделенная часть в печени, так и в государстве должны быть три (четыре) сословия (γένος)»:
- Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (φιλόσοφοι) или философствующие цари.
- Сословие стражей (φύλαξ): на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
- Сословие прочих граждан (демос: ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).
3.2. По мнению Платона, расслоение людей имело причину в разделении труда, в соответствие с природными задатками человека (естественное разделение труда). Представления Платона трансформировались от монархической форме правления государством к идеальному государству, руководить которым должны были философы, которые благодаря своей одаренности должны были образовывать сословие аристократии, представители которого только и допускались к управлению государством.
3.3. Гражданам этого государства должен быть внушён миф о том, что все они братья, но они не равны, так как когда боги творили людей в недрах матери Земли, они к одним людям примешали золото, к другим — серебро, а к третьим — меди и железа [2]. Способ отбора в правители — это экзамены, а самый главный лифт в идеальном государстве — это школьный лифт. Неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно. Способные дети могут переходить в высшие сословия через экзаменационный отбор. Платон предложил делать искусственный отбор людей и подбор брачных пар...
3.4. Платону было легко объяснить социальное расслоение людей деятельностью богов, которые при создании людей в недрах земли примешивая определенные металл - тем самым наперед задавали каждому человеку его природные качества, предопределявшие всю его судьбу, в смысле - его положение в системе разделения труда общества, а значит и его имущественное и социальное положение.
Понятие «бедность» и «неравенство» в трудах отечественных и зарубежных экономистов
3.5. Античные философы были государственниками, и потому много размышляли над проблемой безопасности и стабильности, которые, как они считали, зависели от социального мира внутри общества. Понятно, что другой древнегреческий философ - Аристотель, бывший учеником Платона, так же рассматривал вопрос о социальном неравенстве. Аристотеля проводил социальное разделение населения греческих городов-государств на три элемента: один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Наибольшее внимание он уделял среднему классу - сословию собственников, от которого зависела устойчивость государства, так как именно этот класс заинтересован в сохранении устоев. Бедность же является источником бунта и преступлений, и потому Аристотель считал опасной для стабильности государства ситуацию, когда класс бедных будет по численности превосходить средний класс. Лучшей формой государства Аристотель считал Политию, в которой правит большинство, но в интересах общей пользы. «Средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. Буквально: - «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Понятие социального расслоения
4.1. Социальное расслоение общества в Римской империи было уж совсем очевидным фактом, но античные мыслители даже не пытались найти причины социального расслоение общества. Принципы научного познания начинают формироваться уже в средние века, причем местом появление науки становится Европа, чему причиной стала уникальности её развития. Тут надо отметить то обстоятельство, что тождественность власти и благосостояния (денег) совершенно отрыто проявлялась как раз на Востоке, где благодаря наличию денег управление территориальными империями осуществлялось именно при помощью денег. Восточный монарх получал деньги через налоги, и это позволяло ему оплачивать и преданность аристократов, и услуги управленческого аппарата государства. В Европе же после падения Западной Римской империи - сформировался феодализм, причиной появления которого стал отток основной массы денег (в смысле золота и серебра) в восточную часть империи, которую сегодня называют термином - Византийская империя. Зависимость денег от власти в Европе была затуманена тем обстоятельством, что ГЛАВАРЬ стационарного бандита мог оплатить преданность командира подразделения своей армии захватчиков, захватившей некое общество, только выделением своему соратнику некой территорий - феода, с населения которой этот командир, называемый теперь феодалом, мог «кормиться» сам и содержать свою дружину. При отсутствии денег - экономическое положение элиты обеспечивалось изъятием и перераспределением продуктов в натуральной форме.
4.2. Уже в средние века было понятно, что проблема разности экономического положения угнетенных и угнетателей - связана с социальным неравенством людей, определяемым их статусов в иерархии обшества. Причем раннее феодальное общество Европы как раз развивалось в сторону «муравейника», так как в закостеневшей от постулатов церкви системе разделения труда, сын мог наследовать лишь место отца. По логике развития под гнетом католической церкви именно в Европе должна была появиться система разделению людей, подобная кастовой структуре Индии, когда люди из одной касты пропастью отделены от членов другой. Но не сложилось, так как война между римскими папами и императорами за верховенство в Европе - деньги освободились от привязки к власти.
4.3. Уникальность развития Европы поломала историческую закономерность: - должна была сложиться единая европейская империя, а в результате тысячелетнего противостояния императоров и пап, раздававших привилегии своим союзниками - и личностям, и сословиям, и городам - сохранилась раздробленность на мелкие государства, появились вольные города, а главное - деньги отвязались от власти, что выразилось в появление крупных личных состояний у людей вне иерархии власти. Если на Востоке - феодал оставался владельцев всех денег своих подданных, которые считались данными им во временное пользование, так что в любой момент иерарх имел право забрать их на свои нужды, то в западноевропейской империи немецкой нации появились свободные - в смысле независимые от феодалов - состояния, которыми владели как личности, так и социальные группы, например, гильдии купцов или менял (банкиров). В результате в Европе - возникает экономическое неравенство среди людей одного сословия, что разрушает основания социальной стратификации на основе сословной принадлежности.
4.4. Похолодание климата вызвало реформацию, снявшую путы католической церкви, а протестантская этика стала основой для возникновения в Европе особых предприятий, сегодня называемых словом - фирма, в которых степень разделения труд в управлении поднялась на порядок по сравнению с мануфактурами, а распространение капиталистических отношений поломало феодальный критерий неравенства - как принадлежность к определенному сословию по факту рождения. Рост численности населения поднимает роль городов, ведь туда переселяется избыточное население из сельской местности, так что в плотно заселенной Западной Европе постепенно исчезают аграрные страны. По сравнению со странами Востока в Европе действительно появляется множество разнообразных социальных лифтов для перехода людей в более высокие, а значит и более состоятельные слои общества. (В терминологии Питирима Сорокина - усиливается и горизонтальная и вертикальная мобильность, если под мобильностью понимать перемещение индивидуумов из одной социальной группы в другую. Теория социальной мобильности) Если ранее аристократия, имевшая монопольное право на управление государством, бонусом к монопольному положению во властной структуре получала и большую часть общественного продукта, то после ослабления связи власти с деньгами она начала родниться с богатыми семьями из торгового и финансового сословий. В результате признается равенство граждан перед законом независимо от сословного происхождения, государство из-за желания опереться на широкие слои населения прикрывается вуалью демократии, допускающей к управлению и другие слои общества. При капитализме система социальной стратификации усложняется, но суть социальной стратификации остается прежней.
4.5. Краткое отступление в сторону истории Европы необходимо, чтобы понять, почему все теории социальной стратификации описывают расслоение людей только в странах Запада. Дело в том, что после того как Адам Смит в своей книге Богатство народа объяснил, что источником всех богатства является лишь труд, понадобилось объяснить - почему же результаты труда распределяются так несправедливо. Из этой проблемы выросла вся экономическая наука, которая не могла объяснить причины неравенства, понимая, что источник неравенства в социальной иерархии, которую в XIX веке отцы основатели всех ортодоксальных экономических теорий не могли принять изначально, так как иерархия противоречила выбранному ими понятию первобытного общества, как СТАДА людей. Сложилась ситуация, когда социология уже вовсю объясняет неравенство иерархической структурой общества, хотя ортодоксальная наука всю историю ее отрицала, а сегодня вроде бы уже согласна, но в принципе не способна объяснить, почему иерархия у людей есть в каждом сообществе.
5.0. Следующая часть статьи - это перепечатка ЧАСТИ текста Глава 9. Неравенство, стратификация и класс из Учебного пособия Нейла Смелзера - СОЦИОЛОГИЯ. ПРЕДУПРЕЖДАЮ читателя, что Нил Смелзер, как представитель западной социологии, игнорирует научную деятельность Питирима Сорокина, хотя многие положения сегодняшней западной теории стратификации взяты именно из его трудов. Поэтому Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина находится в отдельной статье, ссылку для перехода в которую читатель найдет в конце данной статьи. | Нил Джозеф Смелсер |
теории социальной стратификации
5.1. ПРИРОДА НЕРАВЕНСТВА: Хотя все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе, они по-разному определяют его сущность и причины. В этом разделе мы обсудим несколько противоположных взглядов.
ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛИЗМА: ПООЩРЕНИЕ САМЫХ ЛУЧШИХ
5.2. ТЕОРИИ ФУНКЦИОНАЛИЗМА: Одно из самых первых объяснений неравенства было предложено Эмилем Дюркгеймом. В работе "О разделении общественного труда" (1893) Дюркгейм сделал вывод, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. В одном обществе высоко ценится достижение религиозного спасения, что было характерно для пуритан в колониальные времена. Другое общество может считать социальной ценностью материальное богатство. Все функции общества - закон, религия, семья, труд и т.д. могут образовать иерархию в соответствии с тем, насколько высоко они ценятся.
5.3. Второй аспект теории Дюркгейма состоит в утверждении, что люди в разной мере талантливы - некоторые из них больше одарены, чем другие. При обучении эти различия усиливаются. Дюркгейм считал, что в процветающем обществе самые талантливые должны выполнять наиболее важные функции. Для привлечения лучших и одаренных общество должно способствовать социальному вознаграждению их заслуг.
5.4. В 1954 г. Кингсли Дэвис и Уилбер Мур опубликовали теорию, разработанную на основе концепции Дюркгейма. Подобно Дюркгейму, они считали, что неравенство помогает обществу /278/ обеспечить такие условия, в которых самые важные виды деятельности выполняют наиболее умелые. В примитивных обществах воины и целители обычно имеют самый высокий статус; в более сложных обществах, как правило, высоко ценятся инженеры и врачи.
5.5. Самые важные виды деятельности различаются в зависимости от особенностей социальной системы. Должности, которые существенны в одном обществе, могут быть ненужными для другого. Охотник, добывающий пушных зверей, высоко ценится у народов, обитающих в арктических широтах, но он оказался бы без работы в племени, проживающем вблизи тропиков. Однако некоторые функции остаются основными для всех обществ. К ним относятся религия, управление, а в более сложных обществах - технология. Религиозная деятельность является ведущей, поскольку на ее основе формируются общие убеждения и ценности.
5.6. Религиозные лидеры помогают понять смысл жизни и смерти - создают моральный кодекс, которому люди следуют, чтобы обрести спасение. Поскольку эта функция очень важна, религиозные деятели обычно вознаграждаются в большей мере, чем рядовые члены общества. Речь не обязательно идет о финансовом вознаграждении, ведь многие представители духовенства или религиозных орденов получают не так уж и много денег; социальной наградой становятся признание и уважение.
5.7. Управление - еще одна ключевая социальная функция. Правители обладают значительно большей властью, чем те, кем они правят. Для правящего слоя усиление власти - награда, но они часто становятся обладателями и более весомой доли богатства, их престиж выше, чем у простых смертных.
5.8. Согласно Дэвису и Муру, еще одной ведущей сферой деятельности является технология. "Техники" действуют в специальных областях - например, в сфере совершенствования военного и сельскохозяйственного оснащения. Поскольку этот вид деятельности требует длительной и тщательной подготовки, общество должно предоставлять специалистам технического профиля большие материальные блага, чтобы стимулировать стремление людей предпринимать усилия в этом направлении (Дэвис, Мур, 1945).
ТЕОРИИ КОНФЛИКТА: ЗАЩИТА ПРИВИЛЕГИЙ ВЛАСТИ
6.1. Сторонники теории конфликта не согласны с представлением, что неравенство - естественный способ обеспечения выживания общества. Они не только указывают на недостатки /279/ функционалистских подходов (разве справедливо, например, что торговцы мылом зарабатывают больше, чем люди, обучающие детей чтению?), но и утверждают, что функционализм не более чем попытка оправдать статус-кво. По их мнению, именно в этом заключается сущность неравенства: оно является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности (главным образом богатство и власть), имеют возможность извлекать для себя выгоды (Тумин, 1953).
Стратификация по Марксу
6.2. Многие идеи по проблеме социального неравенства почерпнуты из марксистской теории стратификации и класса. Согласно Марксу, человеческую историю можно разделить на периоды в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров, - он назвал это способом производства. В период феодализма основным способом производства было сельское хозяйство: дворянин владел землей, а его подданные ее возделывали. В капиталистический период владельцы предприятий платят своим работникам, которые используют заработанные деньги для покупки товаров и услуг по своему желанию и потребностям.
6.3. Способ производства определяет экономическую организацию каждой формации. Маркс считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества. В нее входят технология, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения играют ключевую роль в марксистской концепции классов.
6.4. Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации есть господствующий класс, который владеет средствами производства (фабриками, сырьем и т.д.) и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти господствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. В феодальном обществе дворяне осуществляют контроль над крепостными, в капиталистическом обществе буржуазия (владельцы средств производства) - над пролетариатом (рабочими). Приведем пример из современной жизни: буржуа - это собственники фабрик и их оборудования (средств производства), а пролетариат обычно представляют люди, работающие на сборочном конвейере. Такое разделение общества на классы - основа теории Маркса. Маркс также утверждал, что история - последовательность перемен, при которых одна классовая система (например, феодализм) преобразуется в другую /280/ (например, капитализм). В ходе преобразования на новом этапе развития сохраняются некоторые черты предыдущего этапа. Например, в Англии в период капитализма аристократия продолжала владеть землей, это было наследие феодальной эпохи. Маркс также признавал, что существует разделение среди основных классов - так, внутри буржуазии владельцы магазинов и купцы по своему положению в социальной иерархии отличаются от владельцев важнейших средств производства (фабрик и земли). Наконец, Маркс учитывал существование люмпен-пролетариата - преступников, наркоманов и т.п., полностью выброшенных из общества.
6.5. Согласно Марксу, сущность взаимоотношений между господствующими и эксплуатируемыми классами состоит в том, что правящий класс эксплуатирует трудящийся класс. Форма этой эксплуатации зависит от способа производства. При капитализме владельцы собственности покупают труд рабочих. Именно трудом рабочих из сырья создается продукт. Когда этот продукт продается, владельцы собственности получают прибыль, так как его можно продать дороже, чем стоит само производство. Маркс подчеркивал, что прибавочная стоимость создается рабочими:
6.6. СТОИМОСТЬ ПРОДУКТА — стоимости технического оборудования и сырья + заработная плата рабочих + прибыль владельца (прибавочная стоимость).
6.7. Маркс сделал вывод, что в конечном итоге рабочие поймут: прибавочная стоимость поступает в карманы владельцев средств производства, а не в их собственные. Осмыслив это, они увидят, что подвергаются эксплуатации. Это приведет к глубокому, неизбежному конфликту между рабочими и собственниками. Маркс предсказывал, что по мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче, а пролетариат - беднее. Конфликт усилится, в конце концов, рабочие совершат революцию. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма и переходу к социализму.
6.8. Предсказание Маркса не сбылось, капитализм не привел к результатам, которые он предполагал. Во-первых, произошло значительное расслоение внутри пролетариата. В экономике заметно увеличилась сфера услуг; являясь наемными работниками, люди из этой сферы не обязательно идентифицируют себя с рабочим классом. Джорджиано Гаглиани (1981) высказал предположение, что работники, не занятые физическим трудом ("белые воротнички") - от секретарей до инженеров, заинтересованы в союзе с капиталистами: за политическую поддержку хозяева платят им более высокую заработную плату, чем работникам физического труда. Теория Маркса /281/ также ослаблена тем фактом, что правительство и сами капиталисты стали больше учитывать нужды и требования рабочих вследствие политического давления и благодаря системе заключения коллективных договоров. Рабочие в США имеют высокую зарплату и премиальные, кроме того, им выплачивается пособие по безработице. По этим причинам их вряд ли вдохновляет призыв Маркса: "Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
Стратификация по Микельсу
7.1. Другие критики приняли основные принципы теории Маркса, но поставили под сомнение идею о том, что экономическая организация является главной причиной конфликта между классами. В своем исследовании деятельности профсоюзов и политических партий конца XIX - начала XX в. Роберт Микельс доказал, что олигархия (власть немногих) складывается в любом случае, если численность организации превышает определенную величину (скажем, возрастает от 1000 до 10 000 человек). Эту теорию называют "железным законом олигархии" (Микельс, 1959). Тенденция к концентрации власти обусловлена главным образом структурой организации. Огромное количество людей, составляющих организацию, не может обсуждать вопрос, чтобы начать действовать. Они возлагают ответственность за это на нескольких лидеров, власть которых возрастает.
Дарендорф стратификация
8.1. Этот "железный закон" характерен для организации всей социальной жизни, а не только экономики. Ральф Дарендорф (1959) утверждает, что классовый конфликт определяется характером власти. Он вызван не экономическими отношениями между начальством и подчиненными, скорее его главной причиной является власть одних над другими. Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу конфликта; последний может возникнуть в любой организации (в больнице, военном формировании, университете), где существуют начальники и подчиненные. /282/
ТЕОРИЯ СТРАТИФИКАЦИИ ВЕБЕРА
ТЕОРИЯ ВЕБЕРА: БОГАТСТВО-ПРЕСТИЖ-ВЛАСТЬ
9.1. Стратификация по Веберу: Макс Вебер, писавший свои научные труды через несколько десятилетий после Маркса (1922-1970), в отличие от него не считал организацию экономики основой стратификации. Вебер выделил три основных компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент - имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов - крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.
9.2. До этого момента теория Вебера совпадает с теорией Маркса. Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства - группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж; он ввел понятие статусных групп.
9.3. Совсем нетрудно понять особенности статусных групп. Их члены ведут особый образ жизни. Заметно сходство в их манере говорить и в стиле одежды; они устраивают похожие вечеринки, употребляют одинаковые виды напитков и т.д. В официальном справочнике Преппи (Бэрнбах, 1980) подробно рассказывается об особенностях одной из статусных групп. Преппи - престижная статусная группа, ее члены - выходцы из богатых домов, их вкусы требуют больших затрат. Но не все статусные группы состоят только из богатых людей; в них могут входить люди самого разного достатка.
9.4. Ряд факторов оказывает влияние на статус человека. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства. Например, профессора колледжей, священники и государственные служащие, зарабатывающие 40 000 долл. в год, имеют более высокий престиж, чем владелец порнографического кинотеатра, получающий больше денег. Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы).
9.5. Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор стратификации. Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер /283/ учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе.
ТЕОРИЯ УОРНЕРА: КЛАСС И РЕПУТАЦИЯ
10.1. Стратификация Уорнера: Согласно рассмотренным выше теориям, неравенство, или стратификация - это результат конкретных экономических и социальных условий. Противоположная точка зрения изложена в уникальной стратификационной концепции - репутационная теория - У.Ллойда Уорнера (Уорнер, Лунт, 1941). В 30-е и 40-е годы Уорнер провел подробное исследование классовой системы в поселенческой общине, которую назвал "Янки-Сити".
10.2. Анализ этой системы осуществлялся на основе высказываний членов общины друг о друге. Таким образом, люди сами определяли классовую принадлежность тех или иных жителей. Если владелец бакалейной лавки считал, что банковский служащий выше его по социальному положению, Уорнер "ловил его на слове". Это именно "репутационная теория", поскольку Уорнер определял классовую принадлежность людей, исходя из оценки их статуса другими членами общности, т.е. их репутации.
Уорнер выявил шесть различных классов в "Янки-Сити":
- высший высший класс включал богатых людей. Но главным было "знатное" происхождение;
- в нижний высший класс также входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей. Многие из них лишь недавно разбогатели, кичились этим и стремились выставить напоказ свою роскошную одежду, шикарные драгоценности и автомобили;
- высший слой среднего класса состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, имеющих высокие доходы: врачей, юристов, владельцев капитала;
- низший средний класс представляли главным образом канцелярские служащие и другие "белые воротнички" (секретари, банковские кассиры, делопроизводители);
- высший слой низшего класса составляли "синие воротнички" - заводские рабочие и прочие работники физического труда;
- наконец, низший слой низшего класса включал самых бедных и отверженных членов общности, весьма сходных с люмпен-пролетариатом, о котором писал Маркс. /284/
ЧЕТЫРЕ ПУНКТА ТЕОРИИ ТРЕЙМАНА
11.1. Помимо Уорнера, были и другие исследователи стратификации, сосредоточившие внимание на анализе престижа, но они характеризовали престиж исходя из отношения людей к определенным профессиям. В исследовании, проведенном в 1956 г., жителям различных стран (от США до Новой Зеландии) было предложено дать оценку престижности разных профессий. Были получены очень схожие ответы (Инкелес, Росси, 1956). Исследователи сделали вывод, что в странах, где сложилась индустриальная система производства, существует спрос на одни и те же профессии: инженеров, механиков, бухгалтеров и т.п. Эти профессии и овладевшие ими люди пользуются примерно одинаковым престижем во всем мире.
11.2. Примечательно, что ранговые характеристики престижа почти не меняются с течением времени. В 1966 г. группа исследователей пришла к выводу, что с 1925 г. в США не произошло существенных изменений в оценках профессионального престижа - врачи и другие специалисты остаются наверху пирамиды, чистильщики обуви и проститутки по-прежнему занимают место у ее основания (Ходж, Зигель и Росси, 1966). В 1977 г. Дональд Дж.Трейман проанализировал 85 исследований ученых из 53 стран о профессиональном престиже и сделал вывод, что оценки престижа очень похожи во всем мире. Опираясь на результаты своего анализа, Трейман разработал теорию, объясняющую, почему эти оценки так подобны. Теория Треймана состоит из четырех основных утверждений.
11.3. Первое связано с тем, что основные потребности людей (в еде, одежде и жилище) одинаковы во всех обществах. Кроме того, для жизни в современных обществах необходимы орудия труда, оружие, политические и военные организации. Во всем мире проблемы, связанные с производством этих вещей, аналогичны. В результате во всех таких обществах существует примерно одинаковое разделение труда.
11.4. Второе положение теории Треймана заключается в том, что в условиях специализированного разделения труда некоторые люди в большей мере владеют материальными ресурсами и контролируют их использование, чем другие. Иначе говоря, в результате специализированного разделения труда складываются различные степени власти - врачи имеют более высокую квалификацию и обладают большей властью, чем рабочие на сборочном конвейере, кроме того, они имеют более высокий заработок и владеют большей собственностью.
11.5. Третье утверждение теории Треймана фиксирует привилегии для тех, кто в любом обществе обладает властью. Люди, /285/ занимающие высокое положение, часто имеют весьма заметное политическое влияние, которое они могут использовать в своих интересах. Например, президент компании по выпуску реактивных двигателей, вероятно, может оказывать влияние на правительство при утверждении таких норм безопасности на воздушных линиях, которые бы благоприятствовали развитию авиационной промышленности.
11.6. Четвертое и последнее положение теории Треймана является следствием трех предыдущих. Поскольку власть и привилегии всюду ценятся, то и связанные с ними профессии считаются престижными.
11.7. В теории Треймана сочетаются элементы нескольких других концепций. Как у Дэвиса и Мура, здесь сделан упор на различии степеней важности разных профессий, кроме того, здесь нашла отражение точка зрения Маркса, подчеркивавшего роль разделения труда. Исследуя соотношение между властью, привилегиями и престижем, Трейман использовал аспекты "репутационной теории" Уорнера. Единственный элемент стратификации, который ему не удалось объяснить, - вопрос о том, каким образом группы, обладающие властью, способны сохранять свои преимущества.
ВЫВОДЫ
12.1. Во всех теориях, которые мы рассмотрели, своего рода отправным пунктом является социальное неравенство, но имеют место разные подходы к предмету. Взгляды расходятся в том, что является главным компонентом неравенства - богатство, власть или престиж? Каковы основные причины неравенства? Самые резкие различия обнаруживаются между подходом Дэвиса-Мура и теорией конфликтов. Дэвис и Мур считают неравенство следствием нормального развития общества; сторонники конфликтологического подхода - результатом корыстных уловок влиятельных групп, стремящихся сохранить статус-кво. Однако при тщательном анализе обнаруживается: есть основания полагать, что теории эти не являются взаимоисключающими, что в любом данном обществе система стратификации вполне может складываться в результате сочетания разных социальных сил. /286/
13.1. ПОСЛЕСЛОВИЕ: Вопрос стратификации общества в течение всего XX века был одним из главных в идеологической борьбе капиталистических государств против социалистического блока, соответственно, проблема стратификации общества стала предметом изучения социальных наук, так как теория классовой борьбы после Великой социалистической революции в России получила материальное воплощение в виде появления СССР, как первого социалистического государства, своим появлением ломающего постулат о вечности капитализма. Появление проблемы социальной стратификации в поле зрения западных социологов произошло из-за выросшей популярности теории классовой борьбы, которая в отличие от теории классов, которая была сформулирована задолго до Маркса, и которую можно считать лишь одной из множества разработанный ранее него теорий расслоения общества, затрагивала интересы не только богатых людей, но и интересы ЭЛИТ государств, которые инстинктивно с первого момента возникновения каждого государства, стремятся всячески скрыть свою сущность как стационарный бандит.
13.2. Теории дифференциации людей по имущественному и социальному критериям уже в XIX веке не требовали доказательств, поэтому ЭЛИТЫ поддерживали такие невнятные теории, лишь потому, что теория социальной стратификации М Вебера признавала неизменной сложившуюся социальную стратификацию. Но, если Вебер размывал понятие социальный класс тем, что сводил стратификацию к более мелким группам, чем марксовы классы, как группы людей, лишь ведущих одинаковый образ жизни (на практике - объединямые принадлежностью к одной профессии), то в современной социологии - критерий принадлежности к классу доведен до абсурда, так как популярной на Западе стала теория, в которой принадлежность людей к определенному классу определяется по оценке их статуса другими членами общности.
13.3. Другим направлением идеологической борьбы элит капиталистических государств против идеи социалистической революции - стали попытки смягчить остроту теории классовой борьбы за счет формулирования теории конвергенции (сближения), в русле которой и лежала теория социальной мобильности Сорокина, предлагавшая якобы выход из антагонистического противостояния классов за счет обоснования возможности легкого перехода людей из низших сословий в высшие по некоторым каналам, для которых сам Питирим Сорокин использовал термин социальные лифты. Впрочем, выхолащивание понятия класс стало возможным по той причине, что ни Маркс, ни современные марксисты - не могут объяснить возникновение классов, ведь у них не было и нет научно обоснованного понятия общества.
Французские историки эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы Философия истории Семёнов Ю.И.
Учебное пособие Социально-экономическое неравенство населения К. А. Гулин
Глава 9. Неравенство, стратификация и класс Социология Нейл Смелзер
Неравенство и бедность. Проблемы социальной защиты населения Курсовая работа
Социальное неравенство и бедность в России при рыночной экономике
Ортодоксальная экономическая социология теории социальной стратификации |