определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
13.09.2017. РАЗДЕЛ еще пишется. НО основные статьи уж написаны - смотрите левую колонку. Другое дело, что я пока не решился как называть раздел, так как есть еще вариант - Теория иерархического принципа потребления
Иерархическая система потребления
Теория иерархии потребления иерархический инстинкт Иерархический инстинкт как фактор появления экономики Критика теорий потребления Не рациональность, а иерархия задает отношение предпочтения Иерархический инстинкт определяет потребление | Полезность Функция полезности Отношение предпочтения Теория рационального выбора Понимающая социология |
Иерархический принцип потребления
Пока нет текста обобщающей станицы предлагаю цитаты из статьи Иерархический инстинкт как фактор появления экономики и главы 5 из статьи Значение иерархического инстинкта.
Иерархия потребления
8.1. Нет нужды пересказывать статью Генезис гастролирующего бандита, так как нас интересует лишь появление частной собственности. Предлагаю читателю мою гипотезу возникновения частной собственности.
8.2. Предметы из добычи, принесенные из похода, были внешними по отношению к предметному множеству племени, которое воспроизводилось его экономикой. Ведь племена были почти идеальными примерами воспроизводственного комплекса, так как всё - что производилось в них, в них же и потреблялось, а главное - не производилось никаких излишков.
8.3. Как я уже показал, принцип потребления в племенах был далек от коммунистического, как нам насочинял Энгельс, а потребление предметов роскоши, куда относились и предметы из добычи - должно было строго соответствовать иерархи. Но с появлением СОЮЗОВ ПЛЕМЕН и прекращением войн между племенами - число предметов добычи, приносимых в племена гастролирующими бандитами, стало возрастать, что разрушало иерархический принцип потребления прелестей. 8.4. Если прелести - были внутренним продуктом племени (а предметы, не заинтересовавшие вождя - в число прелестей попасть не могли), то внешний характер предметов из добычи - позволял им стать объектом обмена (товаром). Произведенные в чужой иерархии, где они имели свое утилитарное назначение, в новой иерархии - они часто не имели иной оценки, кроме как морального чувства (престижа) от их обладания - у «владельца» и зависти-вожделения - со стороны «невладельца». 8.4. Именно большое число поступавших в племя предметов добычи - не позволяло сосредоточить их у вождя и его приближенных (как немногочисленные прелести), потому они распределялись среди соответственно большого числа членов, что ломало иерархический принцип пользования роскошью. Скорей всего, и воины получили возможность отставлять львиную долю добычи (как поощрение) по принципу потребления в свое военной иерархии, что так же разрушало первоначальный принцип потребления прелестями-роскошью. |
Появление частной собственности
9.1. Возможно, разрушение принципа началось и раньше, так как главным условием стало появление в структуре племен - нескольких иерархий. Но тот факт, что в разных вертикалях иерархий - были разные критерии оценки предметов роскоши (например, в иерархиях женских особей - уже точно - совершенной иной), породило обмен предметами добычи как товарами между членами племени независимо от положения меняющихся во властной иерархии. Если в ранних племенах - в одной иерархии прелесть не могла перейти от вышестоящего члена к нижестоящему, так как пользование этой роскошью служило атрибутом высшего положения, то внешние предметы из добычи в силу того, что распределялись по нескольким иерархиям, получили возможность служить объектом обмена. Условием стало как раз большое количество роскоши, так как - у тех, кто возжелал конкретную роскошь, уже имелись некоторые другие предметы роскоши, на которые можно было выменять. Большую роль в перемещении имело утилитарное назначение роскоши (в той чужой иерархии, где она была произведена), так как степень возлежания у членов иерархи, в которой предмет мог быть использован по назначения - была выше, чем у других.
9.2. Внутри вторичных иерархий - потребление соответствовало принципу потребления прелестей, т.е. распределялось между членами от высших к низшим, но для общей иерархии - это означало ОСВОБОЖДЕНИЕ предметов добычи от связи с главной вертикалью властной иерархии. Ведь большое количество и разнообразие роскоши - т.е. внешних предметов - не позволяло вождю и его приближенным потреблять их по принципу прелестей, дав им свободу стать товаром, т.е. участвовать в обмене между разными иерархиями потребления, а потом - и между всеми членами племени.
9.3. В соответствии с моими рассуждениями - освобождение предметов от принципа иерархического потребления прелестей - привело к появлению такого явления, как товар. Вместе с товаром возникло и право частной собственности, как право на владение товаром - в смысле - свободы обменять без оглядки на принцип иерархии.
9.4. Если Энгельс считал, что частная собственность возникает у главы семьи через получение им безраздельного господства над членами семьи (т.е. противопоставление себя им как господствующий угнетающий класс), то у меня - частная собственность - есть результат высвобождения от первобытного иерархического принципа потребления прелестями - как право любого члена племени свободно обменять предмет роскоши. А вот «владение» даже сегодня под сомнением, несмотря на тысячелетнюю борьбу за принцип частной собственность, ведь - иерархия никуда не исчезла.
Иерархический принцип потребления
10.1. Просто с появлением нескольких иерархий - сфера потребления так же разбилась на отдельные пирамиды потребления, в каждой из которых - продолжает действовать иерархический принцип потребления прелестями. Но незнающий наблюдатель вряд ли поймет, что он видит наложение друг на друга разных иерархий потребления, которых в современном обществе может быть довольно много.
10.2. С появлением отдельных пирамид функциональных иерархии - ради выполнения разных видов деятельности - возникают и разные критерии оценки предметов. Ведь более высокий по рангу работник забирал себе и лучший инструмент, стимулируя низкоранговых членов к копированию или придумыванию более эффективного. С этого момента ценность вещи стала определяться не его красотой (как у прелестей), а его утилитарными свойствами. Чем более свойства предмета или орудия труда соответствовали определенному виду труда, тем этот предмет выше ценился в соответствующей функциональной иерархии.
10.3. После каждого акта приобретения (покупки или мены) - потребление происходит в соответствии с древним принципом потребления прелестей, но общая картинка получается смазанной, так как каждый человек - перед покупкой того или иного товара - определяется с пирамидой иерархии потребления, внутри которой, по его мнению, приобретаемая вещь будет потребляться в будущем, для чего из этой выбранной иерархии он берет КРИТЕРИЙ для выбора. Поэтому у людей - столько разных мнений по поводу одной и той же покупки, так как каждый критик ставит себя на место покупателя, но, при этом, свой критерий выбирает из той функциональной иерархии, которую лично считает более соответствующей товару. Если у покупателя и оценщика выбора - иерархии потребления совпадают, то оценка критика будет похвальной, если они выбрали разные иерархии, то услышим несогласие с выбором.
Значение иерархического инстинкта
11.1. Мои изыскания, если они верны, - становятся еще одним опровержением теории предельной полезности. Собственно гипотеза рационального поведения уже давно смешила экономистов, особенно после того как за такую муть стали давать Нобелевскую премию.
11.2. Этот текст является дополняющим нарративом по теме - ЧАСТЬ 1 и ЧАСТЬ 2 Лекция 2. Модели потребления (18.10.16)
11.3. Сегодня уже понятно, почему неоклассической экономической теории понадобилась теория предельной полезности.
11.4. Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором ценности. Субъективная ценность — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.
11.5. Все дело в том, что «вывод, вытекающий из теории Госсена — характер потребления и распределение материальных благ между людьми не зависят от характера производственной сферы» представлялся буржуазным экономистам железным доводом против трудовой теории стоимости, на которой основана марксистская политэкономия. Австрийская школа даже объявила Законы Госсена рычагом Архимеда, который перевернул всю экономическую теорию, хотя вся теория основано на приписках людям неких психологических особенностей.
Иерархический инстинкт как фактор появления и развития экономики
12.1. Относительно гипотезы Олега Григорьева об иерархическом принципе потребления в сообществах первобытных людей, которая в моей статье про иерархический инстинкт получила некоторое обоснование, можно сказать, что она довольно просто объясняет - почему у людей возникла экономика как сфера потребления не жизненно-важных вещей. Не просто - иерархическая структуру человеческих сообществ, а именно - наличие иерархического инстинкта у людей - порождало СПРОС на предметы роскоши, которые благодаря их вожделению со стороны простых членов единиц человечества, воспроизводились в количестве. А с некоторого момента, когда появился выбор из нескольких предметов - появилась и конкуренция по утилитарным свойствам, победители которой становились предметами потребления элиты и, соответственно, задавали параметры роскошных и потому престижных вожделенных вещей.
12.2. Весь ВОРОХ вещей цивилизации, не особо значимых в плане обеспечения безголодного существования, имеет значение лишь в иерархии потребления единиц человечества на определенном историческом этапе. Другое дело, что попутно решался вопрос эффективности производства продовольствия, который привел к росту объема пищи и, соответственно, к росту численности человечества, поэтому основная опасность, которую следует ждать от настоящего кризиса - это возможное вымирание населения многих стран от элементарного голода. Ведь во многих странах уже есть демографический кризис, который смягчается импортом еды, но в кризис им просто нечем будет его оплачивать, так как в этих странах уже и так мало продуктов, способных вызвать вожделение ими владеть (спрос) со стороны граждан других стран.
12.3. Все законы экономики, теории денег и прочие - описывали процесс уже ПОСЛЕ возникновения СПРОСА, но теперь нам ясно, что именно иерархический инстинкт был тем глубинным фактором, который порождал стремление людей производить все новые вещи. Члены элиты нуждались в новых предметах, которые им не жизненно важны (прелести), но в их руках они становятся утилитарной роскошью для подтверждения их высокого статуса. А остальные члены общества, увидев их у элиты, воспринимают новую роскошь как непременный атрибут высокого положения в иерархии общества, потом у них возникает вожделение обладать этими предметами. Обладание престижными предметами означало изменение их статуса в некой иерархии, но реально чаще - лишь в собственных глазах, ради удовлетворения собственного иерархического инстинкта. Однако машинка, двигателем которой является иерархический инстинкт - работает уже миллионы лет, заставляя людей увеличивать ВОРОХ вещей цивилизации, которые - ВСЕ - есть лишь избыточная роскошь.
5.1. Собственно, весь мой интерес к теме про иерархический инстинкт объясняется попыткой найти объяснение такому явлению, как смена предметов потребления их модификациями. Если причины научно-технического прогресса за последние 200 лет в неокономике были объяснены возникновением ВОЛН СПРОСА, то тенденция на инновации, существующая с момента появления людей - не находила объяснение.
5.2. Кому интересно, тот сам может найти расширенный ответ в статье Иерархический инстинкт как фактор появления и развития экономики, но здесь кратко изложу - почему иерархический принцип потребления стал двигателем технологического прогресса. Для начала рассмотрим некоторые основные положения:
- 5.3. Иерархическая система потребления возникла еще у гоминид и была унаследована людьми, так как формирование людей происходило в довольно многочисленных единицах вида гоминид, которые мы называем словом ПЛЕМЯ.
- 5.4. Антропогенез не мог начаться раньше, пока численность единиц вида у гоминид не доросла до 100-200 членов, что было условием безголодного уровня жизни, так как численность позволяла создать развитую систему труда, обладавшую высокой эффективностью.
- 5.5. Гоминиды-предки людей уже были царями природы, когда началось их превращение в людей. Но моментом разграничения гоминид от людей надо считать временной период, когда появилась роскошь.
5.7. Я сформулирую проблему так: - непонятно, почему появилась тенденция к совершенствованию орудий, а главное - почему в обиходе появились предметы, не являющихся жизненно важными. Ведь стоит человеку оказаться в сложной ситуации, как он понимает, что у него множество предметов, от которых он с легкостью готов отказаться ради обеспечения безголодного уровня потребления гоминид. Действительно, гоминиды достигли уровня безголодного существования, но не понятно - почему гоминиды начинают потреблять избыточные предметы, ведь они, хотя и улучшали жизнь, но одновременно создавали проблемы с хранением и переноской. Ответ мы найдем в принципе потребления, сложившимся в племенах гоминид, где он не мог быть не иерархическим, так вся жизни гоминид подчинялась иерархии.
5.8. Это не является доказательством, но наглядные примеры иерархии потребление мы находим у стайных обезьян, где вожак бесцеремонное потребляет лучшее, что за ним повторяют главы каждого уровня по мере снижения по пирамиде иерархии. Мало что меняется с усложнением системы связей, разве что авторитетные члены за счет избыточного ресурса, которые попал им в руки, создают ячейку из клиентов, которые «по блату» получают объем ресурсов, превышающий среднюю норму потребления. Возможно, эти ячейки являются прообразом института семьи, так как иерарх в рамках ячейки оплачивает и секс. Ведь костяк группы состоял из мужских особей, находящихся в родстве друг с другом, а самки - пришлые из других племен, и потому - нуждаются в признании.
5.9. Пока гоминиды не достигли уровня безголодного существования, они не могли позволить себе сохранять какие-либо предметы, которые нельзя было использовать в качестве орудия труда, хотя интерес к красивым предметам из окружающей среды у них имелся давно. Первые предметы, которые стали сохранять, можно считать «прелестями», так как это были перья, цветы, клыки, когти, найденные в Природе, назначением которых могло быть лишь украшение тела. Первым потребителем прелестей, конечно, мог быть лишь вождь, который или сам отбирал прелесть у нашедшего, или тот сам с радостью в надежде на похвалу - отдавал вождю. Когда у вождя появлялся избыток однородных прелестей - типа перьев - он мог поделиться ими со своими приближенными. Чем больше прелестей попадало в предметное множество племени, тем на более низкий уровень иерархии могла опуститься прелесть в качестве предмета потребления.
5.10. Со стороны членов, которым прелестей не хватило и, потому владеть ею они никак не могли, возникало страстное желание. Ведь практика вождя - одаривать прелестями своих приближенных - породила мнение, что статус владельца в иерархии напрямую зависит от владения некой прелестью. Скорей всего, получение права на владение ничего не меняло на лестнице иерархии, кроме самоощущения, но, в глазах более низких, определённо, выглядело как повышение статуса. Те прелести, которые носил лично вождь, - становились фетишом престижа, поэтому их владение остальными - стало атрибутом высокого положения в иерархии сообщества. Чтобы не взял себе вождь, тут же становилось для остальных - объектом вожделения.
5.11. Со временем и сам вождь начинает обращать внимание на разницу в наборе личных прелестей и их количестве - у себя и своих приближенных. Так как устойчивость всей вертикали иерархии зависела скорее от положительного отношения к вождю со стороны низших членов, чем от поддержки вождя членами из близкого окружения, мечтавших занять верховное место, то вождь невольно должен был выглядеть в группе самым нарядным. Дифференциация по качеству одежды и стоимости драгоценностей между представителями элиты и простыми гражданами сохраняется и до сих пор.
5.12. Такова схема иерархического потребления, когда вождь - ради поддержания своего верховного статуса - обязан постоянно стремиться к приобретению все более редких и ценных предметов - даже неважно, что они собой представляют - просто более новые прелести, или модифицированные, или принципиально новые предметы обихода.
5.13. Стоит лишь предмету появиться у вождя, как он тут же становится вожделенным в глазах остальные членов иерархии потребления. Однако, поняв, как образом иерархия порождает СПРОС на новинки, остается понять - как он удовлетворяется.
5.14. Естественно предположить, что и производство происходило в соответствии с иерархическим инстинктом. Изобретатель новинки не мог владеть произведенной им же вещью, так как в соответствии с иерархическим инстинктом первым потребителем мог быть только вождь. Даже второй экземпляр новинки и еще некоторое количество копий у изобретателя просто отбирали члены, стоящие выше по иерархии. Сам изобретатель получал право на владение, лишь после того, как удовлетворял спрос со стороны всех вышестоящих.
5.15. С появлением в обществе нескольких иерархий - потребление стало происходить по принципам этих вторичных иерархий. Все усложнялось тем обстоятельством, что один человек мог состоять сразу в нескольких иерархиях. Если предмет производился внутри некой вторичной иерархии, то сам вождь мог и не обратить на него внимания, но предмет мог возжелать себе любой другой элитный член, и определенно, его должен был присвоить себе глава той иерархи, в которой этот предмет предполагалось употреблять.
5.16. Сами утилитарные свойства новинки - делали её вожделенной в одной иерархии потребления и совершенно неинтересной в другой. На настоящий момент в обществах мы имеет множество иерархий потребления, в каждой из который потребление происходит в соответствии со схемой иерархического потребления прелестей. Просто при каждом акте приобретения - человек выбирает ту иерархию, в которой, как ему кажется, данные предмет будет потребляться. А самое главное - эта иерархия задает покупателю параметры для выбора в зависимости от целей - или вещь будет служить целям престижа, или утилитарности.
5.17. Члены группы, которые находятся по лестнице иерархии ниже, чем изобретатель - изобретенный предмет никогда не получат, ведь у них не хватает авторитета, поэтому они могут лишь сами его скопировать.
Все предметы человеческой цивилизации есть роскошь
6.1. Вернемся в племя гоминид в период достижения уровня жизни безголодного существование. Вождя не особо интересуют даже прелести, так как излишний предмет, не используемый для повышения объем потребления - просто в тягость. Количество членов в стае невелико, степень разделения труда низкая и потому - нет гарантированного уровня потребления, независимого от окружающей среды. Цепочки разделения труда короткие и многие предметы изготавливаются трудом одной особи от добычи сырья до конечного продукта. Каждый лично для себя без всякого взаимодействия с другими изготавливает предметы потребления от начала и до конца. Но так как и вождь занять тем же, то набор предметов у каждого - почти один и тот же, и потому ни один из предметов не имеет признака престижности, ведь у всех один и тот же набор предметов потребления. Ведь вождь так же изготавливает все предметы сам (как вожак обезьян сам строит себе личное гнездо, а не отбирает его у других). Собственно, отнять что-либо особо нечего, может, кроме еды, да и после отъема - возрастает шанс гибели низшего члена (напр. после отъема того же гнезда).
6.2. Сама возможность «отнять без последствий» появляется вместе с ростом разнообразия в наборе потребляемых предметов. Появление предметов в обиходе уже предопределено способностью обезьян изготавливать орудия труда для решения проблем. Если одна обезьяна соображает использовать палку, то вожаку ничего не стоит ее отобрать, а другим изготовить копию. Скорей всего, увесистая палка как самый универсальный инструмент, стала первым предметом, который гоминиды стали постоянно носить с собой, а первой утварью стали некие емкости для переноса каменных орудий. Возможно, на время в емкость попадали и прелести, но настоящий интерес гоминид к роскоши появляется после появления свободного времени, высвободившегося для занятия всякой ерундой, благодаря росту объема потребления, а после того, как вожак начинает присваивать прелести, начинает действовать принцип иерархического потребления.
6.3. Думают, нет смысла говорить, - насколько велико значение иерархического инстинкта для развития всей материальной сферы сообществ людей. Потребление членов общества происходит не по одному критерию (а ортодоксальные экономисты в поисках одного универсального - вообще сломали голову) - а лишь в особых иерархиях потребления, которые потребитель по собственному усмотрению выбирает в соответствие со своим инстинктом иерархии в момент приобретения. Однако самым неожиданным является вывод: - что все предметы человеческой цивилизации есть ВОРОХ роскоши - не жизненно важных предметов, которые лишь улучшают жизнь, так как каждый человек с легкостью отказывается от них в случае опасности для жизни ради уровня элементарных жизненно важных благ, достигнутого еще гоминидами.
иерархия иерархический инстинкт | Социальная иерархия Социальный статус Общесистемные принципы и законы структура Иерархическая организация Иерархия доминирования |