Как критик марксизма я должен сказать, что сама теория классов и классовой борьбы существовала и до Маркса, но после того, как Карл Маркс решил, что история это борьба классов - теория классовой борьбы стала стержнем марксизма. Сегодня теория классов и классовой борьбы Маркса считается лишь одной из попыток объяснить направление развития человечества после капитализма, так как марксистская теория классовой борьбы оказалась не универсальной. Маркс не имел возможности объяснить социально-экономическое неравенство людей, уже потому, что свои основные труды написал раньше появления теории Дарвина, отчего в марксизм попало ошибочное понятие общества. Собственно, все теории социальной стратификации состоят их 2-х частей: - первая это попытки понять причины социального неравенства, а вторая - объяснить, каким путем ее разрешить. Известно что проблема социального неравенства не решена до сих пор и, именно поэтому она является предметом моей теории социального неравенства.
определение понятие значение система структура принцип слово знак символ смысл |
Изображение классовой борьбы с цитатой из «Манифеста коммунистической партии»
1.2. Я должен сохранять понятия и теории марксизма и ортодоксальных экономических теорий (экономикс), так как НЕОКОНОМИКА является научно-исследовательской программой, которая должна включать в себя гипотезы предшествующих мыслителей. Основная часть социальных терминов - это материал рубрики ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, другую часть терминов - теперь можно отнести к моей новой теории - ТЕОРИЯ ЕДИНИЦ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА в рубрике ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
1.3. Кроме того Маркс даже не понял, что своим утверждением о том, что классовая борьба и есть движущая сила истории, он перекрыл ученым-марксистам возможность изучения доклассового периода истории. В результате сквозная история человечества, которая считается достижением исторического материализма, уже не выдерживает критики по той причине, что в марксизме отрицают какой-либо иной фактор, кроме классовой борьбы. Но если признать борьбу классов единственным движителем истории, то из истмата выпадает весь догосударственный период человечества, когда в течение сотен тысяч лет не могло быть никакой стратификации общества на социальные классы.
На странице я разместил ПЕРЕПЕЧАТКИ 2-х текстов: - сначала статьи Классовая борьба с сайта Энциклопедия Коммунист.Ru и ниже - статьи Теория классовой борьбы Маркса как ее понимает Московская районная организация КПРФ города Ленинграда. Читатель может перейти к источникам по клику по кнопке-заголовку.
социальный класс
Классовая борьба — борьба между классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу.
Классовая борьба представляет собой основное содержание и движущую силу истории всех антагонистических классовых обществ.
Содержание
|
Открытие классовой борьбы
К. Марксу и Ф. Энгельсу принадлежит открытие великого закона исторического движения классовых обществ, согласно которому «... всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена». Создание теории Классовой борьбы дало возможность обобщить бесконечно разнообразные действия отдельных лиц и свести их к действиям больших групп людей, различающихся по своему положению в системе общественного производства, - классов. Тем самым был дан объективный критерий для обнаружения повторяемости в истории, для «... сведения индивидуального к социальному...». Теория Классовой борьбы имеет громадное методологическое значение для всех отраслей общественных наук, так как помогает понять реальное классовое идеологической и политической борьбы во всех ее формах. Как подчеркивал В. И. Ленин, «люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся разыскивать за любыми социальными фразами, заявлениями, обещаниями интересы тех или иных классов». |
Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом теории Классовой борьбы имела решающее значение для научного обоснования необходимости социализма и путей перехода к нему. Логическим выводом из этой теории является признание необходимости признания диктатуры пролетариата как орудия его Классовой борьбы и социалистического преобразования общества. В. И. Ленин отмечал: «Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может еще оказаться не выходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики... Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата».
Суть классовой борьбы
Источником Классовой борьбы является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего, взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы - рабовладельцы, крестьяне - феодалы, пролетарии - буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всем многообразии ее форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов», - так характеризовали Маркс и Энгельс основные фазы Классовой борьбы до возникновения капитализма. Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат - первый из угнетённых классов, Классовая борьба которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах. В отличие от предшествовавших угнетённых классов, пролетариат ведёт Классовую борьбу под руководством своей политической партии, которая вооружает его научным пониманием коренных классовых интересов и путей их осуществления.
Пролетариат ведёт свою Классовую борьбу в трёх основных формах: экономической, политической и идеологической. Экономическая борьба - это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочих, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революционному воспитанию и организации. В этой борьбе выросли профсоюзы, объединяющие в 70-х гг. 20 в. 250 млн. рабочих во всём мире. Экономическая борьба, особенно в современных условиях, переплетается и перерастает в борьбу политическую. Число забастовок в странах развитого капитализма составляло в 1951-55 - 13211 (в среднем за год), в 1956-60 - 12 790, в 1961-65 - 15 323, в 1966-70 - 18 650. С 1960 по 1970 в развитых капиталистических странах было 260 крупнейших общенациональных забастовок - значительно больше, чем за предшествующее десятилетие. Забастовщики предъявляют не только политические требования, а борются за расширение демократических свобод, выступают против актов империалистической агрессии. В условиях государственно-монополистического капитализма борьба даже за повседневные экономические нужды не может быть успешной без политической борьбы. Марксисты борются как против реформистов, пытающихся свести Классовую борьбу пролетариата к экономической борьбе, так и против сектантской недооценки экономической борьбы. Политическая борьба является высшей формой Классовой борьбы пролетариата. Особенности этой формы Классовой борьбы, взятой в её полном развитии, состоят, во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политическая борьба - это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятия против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политической борьбе складывается партия - высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политической борьбе пролетариата - борьба за установление и упрочение им своей власти. Достижение этой цели невозможно без идеологической Классовой борьбы, задача которой состоит, прежде всего, в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной идеологии. Идеологическая борьба призвана внести в массы пролетариата социалистическую идеологию, что необходимо для превращения стихийной Классовой борьбы в борьбу сознательную. Идеологическая борьба партии пролетариата, направленная против всех форм буржуазной и реформистской идеологии, приобретает в современную эпоху особенно широкий размах.
Понятие «формы Классовой борьбы» употребляется также в более узком смысле слова, совпадающем в понятии средств, методов Классовой борьбы (стачки, демонстрации, бойкот выборов, парламентская борьба, вооруженное восстание и т. д.). Марксизм-ленинизм отвергает абсолютизацию тех или иных форм Классовой борьбы. В. И. Ленин подчеркивал, что партия пролетариата должна уметь владеть всеми формами Классовой борьбы, применять те или иные формы в зависимости от исторической обстановки. «Успех борьбы рабочего класса за победу революции будет зависеть от того, насколько он и его партия овладеют всеми формами борьбы - мирными и немирными, парламентскими или непарламентскими - и будут готовы к самой быстрой и неожиданной смене одной формы борьбы другой».
Классовая борьба в национальных рамках тесно переплетается с Классовой борьбой на международной арене. Объединение силы монополий и буржуазного государства в единый механизм связано и с международными монополиями. В борьбе против растущего революционного движения буржуазные государства вступают в военные союзы и блоки, которые ставят своей целью не только проведение империалистической политики в международных отношениях, но и подавление в случае острых кризисов в отдельных странах их революционных сил путём вмешательства извне.
Важность классовой борьбы
Исторический опыт показывает, что Классовая борьба против реакционных сил - единственный путь освобождения трудящихся. Через Классовую борьбу осуществляется и переход на социалистический путь развития, утверждается социализм.
Установление диктатуры пролетариата означает не прекращение Классовой борьбы, а её продолжение в новых формах и новыми средствами. Пролетариат превращается в господствующий класс и приобретает такое орудие Классовой борьбы, как новая государственная власть. В связи с этим отпадает ряд форм Классовой борьбы, которыми пользовался пролетариат (восстание и др.), и появляются новые формы Классовой борьбы, которые можно назвать государственными. В. И. Ленин определил следующие новые формы Классовой борьбы пролетариата:
- подавление сопротивления эксплуататоров;
- гражданская война;
- нейтрализация мелкой буржуазии;
- «использование» буржуазии и буржуазных специалистов;
- воспитание новой дисциплины.
Первая форма Классовой борьбы является всеобщей, обязательной для всех стран в переходный период от капитализма к социализму. Вторая - необязательна для всех стран. Как показывает опыт европейских социалистических стран, при благоприятных для рабочего класса условиях (помощь социалистических стран и ослабление мирового капитализма) есть возможность избежать гражданской войны. Ленинская характеристика охватывает и такие новые формы Классовой борьбы пролетариата, которые выражают его руководящее воздействие на непролетарские слои трудящихся - крестьянство, буржуазную интеллигенцию и даже на отсталые слои рабочего класса. Конкретное выражение этих форм Классовой борьбы может быть различным. Например, при некоторых условиях может оказаться необходимой политика нейтрализации середняка (как в первый период пролетарской революции в Советской России), на смену которой затем приходит политика прочного союза со средним крестьянством.
Развитие классовой борьбы
Основным вопросом Классовой борьбы в переходный период является вопрос «кто - кого», кто победит - социализм или капитализм. Марксизм-ленинизм отвергает правооппортунистическую теорию затухания Классовой борьбы, которая отрицает антагонистические противоречия между пролетариатом и буржуазией.
Классовая борьба может исчезнуть только с исчезновением самих классов, т. е. в коммунистическом обществе. Все попытки устранить Классовую борьбу в других общественно-экономических формациях являются действиями реакционных классов по установлению Классового сотрудничества.
Смотрите также
Песня о классовом враге
Источник - сайт Московская районная организация КПРФ города Ленинграда Автор - Боровиков Анатолий Павлович, профессор, заведующий кафедрой политологии, член Московского райкома КПРФ |
А. П. Боровиков
Марксистско-ленинская теория классовой борьбы и современная деятельность российских коммунистов
СОДЕРЖАНИЕ
|
Капитализация России неизбежно, в числе прочего, привнесла в её жизнь и такое явление, как классовая борьба. О классовой борьбе несколько поколений советских людей знали только понаслышке. Теперь она стала нашей повседневной реальностью. И требуется эту реальность, так сказать, хорошенько освоить. Освоить теоретически, т. е. обогатить себя научными знаниями о ней. Освоить и практически, т. е. овладеть умением успешно знаниями пользоваться. Существуют различные взгляды по данному вопросу. Но правомочно считать, что наибольшей научностью обладает марксистско-ленинская теория классовой борьбы. Ибо она представляет собой верное отражение многотысячелетнего исторического опыта развития человечества и подтверждена всем ходом истории.
Сейчас, правда, всячески раскручивается идейка о том, что марксизм–ленинизм создавался давно; за истекшее время мир сильно изменился; и значит- де, содержащиеся в марксизме–ленинизме суждения о мире устарели. Подобное умозаключение абсолютно несостоятельно. Сколько бы ни изменялся мир, но объективные фундаментальные законы, в соответствии с которыми развивается человечество, остаются незыблемыми. Следовательно, и отражающая эти законы теория свою значимость, в главном и основном, сохраняет. Устареть в марксизме–ленинизме могут знания более низкого порядка, которые надо своевременно заменять уточненными знаниями и новыми положениями. Марксистско-ленинская теория классовой борьбы, вне всякого сомнения, относится к фундаментальным выводам. Она ныне полностью сохраняет свою актуальность. И коммунисты должны её использовать как оружие деятельности в современных условиях. Без такого подхода успешно решить стоящие перед нами задачи невозможно. Ниже раскрываются узловые положения этой теории.
Классовая борьба – движущая сила развития общества.
I
Марксизм–ленинизм утверждает, что классовая борьба пронизывает всю историю человечества со времени разложения первобытно–общинного строя. В истории человечества после первобытно–общинного строя не было периода, когда бы классовая борьба не существовала. Причиной ее являются не субъективная прихоть или недоразумение, как утверждается в некоторых теориях классовой борьбы. А она порождена наличием в обществе антагонистических классов.
Здесь уместно вспомнить, что классами, согласно марксизму–ленинизму, называются большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства. В условиях первобытного строя классов не существовало; он был социально однороден. Затем (в связи с разделением труда и возникновением частной собственности на средства производства) общество раскололось на классы. И если место, которое стали занимать классы в системе общественного производства, оказывалось прямо противоположным, то такими же прямо противоположными оказывались их коренные интересы. И между классами возникал антагонизм, т.е. непримиримые, враждебные отношения. Одни классы стремились к одним целям, другие – к другим. Это порождало и продолжает порождать между ними классовую борьбу. При рабовладении главные классовые битвы происходили между рабовладельцами и рабами, при феодализме – между крупными земельными собственниками и крестьянами, а затем третьим сословием, при капитализме – между буржуазией и пролетариатом.
Таким образом, в антагонистическом обществе классовой борьбы не может не быть в принципе. Она заложена в его основе. Думать иначе, болтать о классовом мире могут только, как выразился В. И. Ленин, "социальные попы" и оппортунисты. Настоящий же марксист стоит на почве не классового мира, а классовой борьбы (1). И не потому, что ему это субъективно нравится, а потому, что такова объективная действительность. Отрицание классовой борьбы есть худший вид лицемерия в политике, есть спекуляция на незнании неразвитых слоев народа. Классовая борьба происходит постоянно, независимо от того, ведутся или нет открытые военные действия. Она не всегда нуждается в таких действиях и может принимать различный облик.
II
Поскольку классовая борьба заложена в основе антагонистического строя, марксизм–ленинизм видит в ней движущую силу исторического развития (2). Это следует понимать в том смысле, что классовая борьба вызывает в обществе изменения, освобождающие его от всего устаревшего, реакционного и способствующие утверждению нового, прогрессивного. Узловым пунктом в данном процессе и высшей точкой классовой борьбы является социальная революция. Под нею марксизм–ленинизм понимает глубокий, качественный скачок в развитии общества, знаменующий переход от одной общественно– экономической формации к другой. Поэтому К. Маркс назвал революции "локомотивами истории" (3). Они, резко двигая человечество вперед, открывали новые эпохи, выводили его на новые горизонты.
Особую роль в историческом прогрессе, согласно марксизму–ленинизму, объективно призвана сыграть такая разновидность социальной революции, как социалистическая революция. Все иные революции, будучи для своего времени прогрессивными, тем не менее, трудящихся от эксплуатации и угнетения не освобождали. Они лишь заменяли одну форму эксплуатации и угнетения другой формой. Задачу ликвидации всякой эксплуатации и угнетения способна решить только социалистическая революция. Она поэтому представляет собой высший тип социальной революции.
Цель социалистической революции – осуществить переход от капитализма к социализму. Причем марксизм–ленинизм особо настаивает на том, что такой переход возможен лишь через социалистическую революцию и никак по- другому. Капитализм самотрансформироваться в социализм не способен, поскольку это качественно различные общественные системы. Иное дело, отождествлять социалистическую революцию только с вооруженным восстанием неправильно. Она может осуществиться и мирно. Но мирно – не значит без борьбы. Мирно – значит без большого пролития крови. А борьба (именно классовая борьба) здесь неизбежна. Главным признаком осуществления социалистической революции является переход политической власти из рук буржуазии в руки революционной части народа.
Всякая классовая борьба есть борьба политическая
I
Марксизм–ленинизм выделил три основных вида классовой борьбы (4):
- Экономическую борьбу, т. е. за непосредственное, повседневное улучшение жизненных условий трудящихся.
- Политическую борьбу, т. е. за расширение участия трудящихся в делах государства, а, в конечном счете, за взятие ими власти.
- Теоретическую, идеологическую борьбу, т.е. за развитие революционного учения, освобождение трудящихся от классово чуждых им взглядов и утверждение в их среде социалистического мировоззрения.
Исторически первым видом была экономическая борьба. По своей сути она не выходит за рамки буржуазного строя, ибо не направлена на разрушение его основ. Её суть – путем давления на отдельных капиталистов добиться более выгодных для трудящихся условий продажи рабочей силы. Поэтому, признавая известную значимость экономической борьбы, марксизм–ленинизм указал, что трудящиеся не должны преувеличивать её результаты, не должны забывать, что через неё решить свои главные задачи они не смогут. Для решения их необходимо, не прекращая экономической борьбы, обязательно переходить к политической борьбе. И всякая действительно классовая борьба (т. е. классовая борьба в её подлинном смысле) есть именно борьба политическая (5). Следовательно, согласно марксизму–ленинизму, оказывается далеко не каждое столкновение эксплуатируемых с эксплуататорами, не каждый конфликт между ними правомочно называть подлинной классовой борьбой. В. И. Ленин разъяснял, что когда рабочие отдельной фабрики вступают в борьбу со своими хозяевами, это еще не подлинная классовая борьба, а только слабые её зачатки. Ибо здесь, во-первых, рабочие выступают ещё не как класс в целом, а лишь как его отдельные представители, стремящиеся удовлетворить какие-то лично- групповые интересы. Например, повысить зарплату. И, во-вторых, они борются ещё не с буржуазным классом в целом, а лишь с отдельными, конкретными капиталистами.
Борьба рабочих становится подлинно классовой борьбой лишь тогда, когда отдельные рабочие осознают себя членами всего рабочего класса. И когда в своей ежедневной борьбе с отдельными хозяевами они начинают вести борьбу против всей буржуазии, начинают выражать не только свои конкретные лично-групповые интересы, а интересы своего класса в целом, т. е. классовые интересы (6).
Значит, получается, что в данном случае борются уже не отдельные трудящиеся с отдельными капиталистами, а класс трудящихся в целом с классом капиталистов в целом. То есть это уже подлинная классовая борьба. А где классы, там политика, ибо классы порождают политику и являются её главными действующими лицами. (Согласно марксизму–ленинизму, политика представляет собой отношения между классами по поводу завоевания, удержания и использования власти).
Отсюда и выходит, что всякая классовая борьба есть борьба политическая. Только это неверно понимать в том смысле, что всякое столкновение трудящихся с хозяевами всегда бывает политической борьбой. Это надо понимать в том смысле, что борьба трудящихся с хозяевами неизбежно обретает политический характер по мере того, как она становится классовой борьбой. И совсем неважно, какие конкретно задачи в ней на данный момент решаются. Они могут быть экономическими и в большинстве случаев являются таковыми. Ведь борьба между классами, прежде всего, ведется ради экономических целей, в которой политика служит только средством. Политические бои – лишь форма проявления экономических конфликтов. Важно одно: если класс в целом борется против класса в целом, то это в любом случае будет политическая борьба.
II
Марксистско–ленинские представления о классовой борьбе формировались и оттачивались в противостоянии с враждебными марксизму–ленинизму течениями – либерализмом и оппортунизмом. Здесь важны два момента.
Во-первых, либералы и оппортунисты, не решаясь открыто отрицать классовую борьбу трудящихся, стремились её всячески сузить, обкорнать. Они пытались свести действия масс исключительно к профсоюзному движению. То есть ограничить их вопросами частичного улучшения жизни в рамках капитализма, без попыток его ниспровержения. Тем самым либералы и оппортунисты признавали для трудящихся возможной только зачаточную, чисто экономическую борьбу и всячески удерживали их от участия в политических действиях. Но, как указывал В. И. Ленин, ведя одну только экономическую борьбу, массы теряют свою самостоятельность и становятся хвостом буржуазии. Забывать из-за экономической борьбы политическую борьбу нельзя (7).
Во-вторых, В. И. Ленин также отмечал, что выступать просто за вовлечение трудящихся в политику недостаточно. Ибо и в политике можно ограничиться частностями, второстепенным. С таким участием трудящихся в политике способен, на худой конец, согласиться и либерализм. В этом вопросе нужно идти глубже, вплоть до основного. А именно: марксизм–ленинизм признает классовую борьбу вполне развитой, общенациональной лишь в том случае, если она не только охватывает политику, но и в политике берет самое существенное – устройство государственной власти, переход её, в конечном счете, к трудящимся. Либерализм же, наоборот, готов признать классовую борьбу лишь с условием, чтобы устройство государственной власти в неё не входило (8).
Таково коренное различие между либерально-оппортунистическим и марксистско–ленинским пониманием классовой борьбы.
Борьба партий – самое цельное, полное и оформленное выражение политической борьбы
I
Исторический опыт свидетельствует, что классовая борьба на определенном этапе развития неизбежно приводит к возникновению политических партий. И, согласно марксизму–ленинизму, борьба партий выступает как проявление отношения различных классов к друг другу. Она составляет самое цельное, полное и оформленное выражение политический борьбы (9).
Происходит так потому, что политику в серьёзном смысле слова могут делать только массы. Если масс нет, то это, в сущности, будет не политика, а политиканство. А масса беспартийная, т. е. не идущая за настоящей партией, есть масса распыленная и бессознательная. Она не может правильно понять свои подлинные интересы, не способна к организованности и выдержке, склонна к стихийным, непоследовательным действиям. Ловкие политиканы такую массу часто обманывают, используют в своих интересах.
Поэтому и нужно, чтобы массами руководила коллективная политическая сила – партия. Политика, по своему существу, неразрывно связана с деятельностью партий и неумолимо требует от масс выбора какой-либо определенной партии. Наличие у масс партии является свидетельством достижения ими значительного уровня политической зрелости. В свою очередь только те партии сильны и уцелевают при любом повороте событий, которые тесно связаны с массами и опираются на определённые классы. Без связи с массами и опоры на классы партии – ничто.
Марксизм–ленинизм указывает, что самым глубоким основанием партийных группировок является классовое деление общества (10). Поскольку общество состоит из различных и даже прямо противоположных классов, объединить всю массу населения на платформе единой "надклассовой" партии невозможно. Каждый класс вынужден создавать свою партию для выражения своих специфических интересов. И чтобы понять классовую сущность партии, надо основное внимание обращать не на то, что партия о себе говорит, а на то, чьи классовые интересы она выражает (11).
Отсюда выделяют три основных типа политических партий:
- Буржуазные партии. Они выражают интересы различных слоев крупной буржуазии.
- Мелкобуржуазные партии. Они выражают интересы средних слоев общества.
- Рабочие, пролетарские партии. Они выражают интересы рабочего класса и других непролетарских трудовых слоев.
Под руководством политических партий классы стремятся овладеть государственной властью и поставить её себе на службу.
II
Особое место в марксистско–ленинской теории классовой борьбы занимают выводы о рабочих, пролетарских партиях. Здесь, прежде всего, тоже важны два момента.
Во-первых, нужно хорошенько осознать, что рабочий класс, трудящиеся без своей партии никогда полной самостоятельности не обретут, всегда будут находиться под влиянием буржуазных и мелкобуржуазных партий, а значит, никогда в классовых битвах победить не смогут (12). И, во-вторых, рабочему классу, трудящимся нужна не просто своя партия, а партия нового типа (13). В чем нового? Речь идет о партии, которая бы по своей сути отличалась от старых западноевропейских рабочих партий. Эти партии давно превратились в оппортунистические, соглашательские. А рабочему классу, трудящимся нужна партия в полной мере революционная, коммунистическая.
Такой партии нового типа (её по праву можно и нужно называть ленинской), прежде всего, должны быть присущи следующие признаки:
- Она должна состоять из членов, твердо стоящих на позициях коммунистического мировоззрения, проявляющих активность, устремленность и мужество в борьбе.
- Она должна быть открыто классовой организацией. То есть прямо, явно выражать и защищать интересы людей труда всех профессий, последовательно противостоять капиталу.
- Она должна быть авангардной организацией. То есть не ограничиваться использованием лишь парламентских методов, а действовать в гуще народа, поднимать его на массовые выступления и возглавлять их.
- Она должна строиться и действовать на принципе демократического централизма, который, с одной стороны, предполагает широкую самостоятельность и инициативу коммунистов, а с другой стороны, железную дисциплину и монолитность рядов.
Совокупность этих черт позволяет такой партии стать подлинным политическим вождем народных масс. Постоянная её задача – соединение революционной теории с широким движением трудящихся и организация их борьбы. А цель – завоевание народом политической власти и построение социалистического общества.
Классово–партийный подход в политике.
I
Из сказанного логически вытекает требование, которым непременно следует руководствоваться, чтобы не ошибиться в оценках и принимать правильные решения. Это - необходимость классово-партийного подхода в политике. Суть его в следующем.
Поскольку общество разделено на антагонистические классы, то всю политическую действительность нужно воспринимать и анализировать сквозь призму классовых отношений. Иная позиция изначально будет ненаучной, ибо останется проигнорированным самое главное и существенное в политической действительности. Научный анализ, указывал В. И. Ленин, - это классовый анализ. Теория классовой борьбы составляет ведущую нить в исследовании общества. Она есть основа всех учений и всей политики коммунистов (14). Причем В. И. Ленин здесь особо уточнил, что следует анализировать действия именно классов в целом, а не отдельных их представителей. Дело, писал он, в классе, а не в лицах. О политических событиях нужно судить по движениям классов, а не по настроению отдельных лиц. Требуется брать за основу не лица, а анализ классового содержания общественных течений и идеологическое исследование их стержневых принципов (15). Подмена действия классов действиями отдельных лиц превращает политику в политиканство.
Из чего конкретно классовый анализ политической действительности должен состоять? Поскольку источник классовой борьбы составляет противоположность интересов различных классов, то, прежде всего, нужно вскрыть эти интересы и понять их характер. По данному поводу В. И. Ленин писал: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов" (16). Выявление классовых интересов позволит выяснить природу и стремления классов, их место на арене борьбы. А это дает возможность правильно наметить линию действий в соответствии со сложившимся соотношением классовых сил. Подчеркивая огромное значение такого подхода, В. И. Ленин отмечал, что, сильны только те борцы, которые опираются на осознанные интересы известных классов, и всякое затушевывание интересов только ослабляет борцов (17).
II
Классовый подход в политике неразрывно связан с вопросом о партийности и беспартийности в ней.
Под партийностью марксизм–ленинизм понимает классовую направленность взглядов и поведения людей. Само же это понятие связано с деятельностью политических партий, поскольку именно они наиболее четко выражают интересы классов и руководят их борьбой. Но, конечно, ошибочно считать, будто партийность свойственна только тем, кто формально состоит в какой–либо партии. В классово разделенном обществе все люди в известной смысле "партийны", ибо принадлежат или тяготеют к определенному классу и в силу данной принадлежности, тяготения думают и действуют в соответствии с его интересами. Значит, полностью беспартийным в политике нельзя быть в принципе. И партийность свойственна человечеству на протяжении всей истории антагонистических обществ. В зависимости от того, интересы какого класса (прогрессивного или реакционного) в ней заключаются, она играет в политике прогрессивную или реакционную роль.
Иное дело, уровень осознания и выражения партийности бывает неодинаков. И низкий уровень порождает состояние недостаточной партийной определенности или мнимой беспартийности. Такая мнимая беспартийность искажает подлинное положение дел. Человеку кажется, что он беспартиен, хотя в действительности он неизбежно примыкает к какому-либо классу и находится под его влиянием. Наоборот, осмысленная, строгая партийность, четкий классово–партийный подход к анализу и оценке объективной реальности составляет решающее условие ясной и принципиальной политики.
Поэтому Ленин и подчеркивал, что беспартийность – идея буржуазная, а партийность – идея социалистическая (18). И коммунисты стоят на почве строгой партийности, на почве четкой партийной определенности. Коммунистическая партийность заключается в том, что мировоззрение, идеологию коммунистов составляет марксистско-ленинское учение, а их деятельность направляется на наиболее полное, последовательное выражение и отстаивание интересов рабочего класса, других трудовых слоев общества.
Исходные задачи коммунистов в свете марксистско-ленинской теории классовой борьбы
Исходными считаются такие задачи, от решения которых напрямую зависит общий успех дела. Самыми главными из них являются, по-видимому, две.
I
Первая задача – это, безусловно, пробуждение классового самосознания наших трудящихся. КПРФ, если она действительно хочет быть ленинской партией нового типа, должна быть открыто классовой партией, должна прочно стоять на почве классовой борьбы. А это значит, что ей требуется всемерно развивать классовое самосознание своей социальной базы, т. е. людей труда всех профессий.
Сегодня их самосознание имеет недостаточный уровень зрелости. И это ни в коем случае нельзя относить (как нередко делается) только на счет слабости нашей пропаганды. Главная причина – общая неразвитость классовых отношений в современной России. Прежних, советских, классовых отношений уже нет. А новые классовые отношения ещё только становятся. Новые классы в полной мере ещё не оформились. И классовые противоречия в полной мере ещё не вызрели, не проявились. В частности, современный российский рабочий класс раздроблен приватизацией, качественно ухудшен деиндустриализацией, сильно деморализован. И пролетарское сознание, пролетарскую психологию ещё не приобрел. Он, говоря языком Маркса, пока представляет "класс в себе". И требуется способствовать превращению российского пролетариата из "класса в себе" в "класс для себя", вследствие чего нужно пробуждать его классовое самосознание.
В. И. Ленин классовому самосознанию рабочих дал такую характеристику: "Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и добиться своего освобождения заключается в борьбе с классом капиталистов и фабрикантов… Далее, самосознание рабочих означает понимание того, что интересы всех рабочих данной страны одинаковы, солидарны, что они все составляют один класс, отдельный от всех остальных классов общества. Наконец, классовое самосознание рабочих означает понимание рабочими того, что для достижения своих целей рабочим необходимо добиваться влияния на государственные дела, как добились и продолжают добиваться этого землевладельцы и капиталисты"(19). Сегодня наша партия перемещает центр своего внимания с парламентских методов на массовые движения трудящихся. А без зрелого классового самосознания на широкие массовые действия трудящиеся никогда не поднимутся.
II
Вторая задача - это обеспечение постоянного присутствия классового подхода, классового взгляда на действительность в той работе, которую КПРФ в настоящее время проводит по сохранению российской государственности и территориальной целостности страны. Речь идет о следующем.
Своеобразие нынешнего исторического момента заключается в том, что мы переживаем сейчас период, так сказать, не чистой, не стопроцентной классовой борьбы, а во многом борьбы общедемократической, национально– освободительной. Мы должны уберечь нашу страну от притязаний Запада, сохранив её национальное и культурное своеобразие, национальную и государственную независимость. Но это уже проблема не узкоклассовая, а общепатриотическая. И в её решении заинтересованы не только трудящиеся, а все национально–ориентированные слои. Не только "левые", но и стоящие на патриотических позициях "правые".
Именно на такой общенациональной, общепатриотической платформе возник Народно-патриотический союз России (НПСР), где КПРФ занимает ведущее положение. И чтобы его за собою сохранить, она должна быть не только открыто классовой, но и национальной партией. Точнее, общенациональной, учитывая многонациональный состав нашей страны. Лишь в таком качестве КПРФ может быть признана всем народом.
Положение, как видим, диалектически противоречивое: партия и классовая, и общенациональная одновременно. А в этом кроется опасность незаметной утраты классовости, незаметного сползания с позиций четко классовых на позиции классово размытые. Поэтому и надо постоянно в любых деяниях партии обеспечивать классовый масштаб, классовые ориентиры. Ими являются интересы трудящихся. Всё, соответствующее этим интересам, должно поддерживаться, всё противоречащее им - отвергаться.
Причем имеются в виду не только интересы сиюминутные, непосредственно–практические, но и интересы коренные, перспективные. В. И. Ленин в данной связи специально отмечал, что марксисты не могут бороться за всяческое улучшение положения рабочих. Например, за такое, которое развращает их сознание. Они должны бороться лишь за улучшение, повышающее способность рабочих вести классовую борьбу (20). В. И. Ленин также подчёркивал, что марксистам следует защищать не всякие меры по ускорению прогресса в рамках капитализма, а только такие, которые прямо влияют на усиление способности рабочего класса к борьбе за своё освобождение (21).
Таково в общих чертах содержание марксистско–ленинской теории классовой борьбы и вытекающие из неё требования.
Использованные источники
Ортодоксальная экономическая социология теории социальной стратификации теория классовой борьбы |