1.1. Так как моя теория племени является научно-исследовательской программой, то в начале я должен сделать анализ предыдущих концепций племени, объяснить их успех в период времени, когда они считались истинными, и только тогда представить читателю собственную версию понятия ПЛЕМЯ. Я же сразу выложу собственное определение племени, чтобы предупредить читателя о том, что здесь он не найдет ортодоксальной антропологии.
Понятие ПЛЕМЯОглавление Определение понятия племя
Структура племени
Управление племени
Стадии развития племени
Племена и торговля
Этапы эволюции ПЛЕМЕНИ
|
ПОЯСНЕНИЕ. Статья Понятие ПЛЕМЯ входит в ЦИКЛ статей, как краткая теория племени. Ссылки и оглавление остальных статей вы найдете в конце статьи.
Определение понятия племя
Описание племени
1.2. По правилам научно-исследовательской программы в начале надо бы привести общепризнанное определение ПЛЕМЕНИ, с которым я буду спорить, но дело в том, что даже в современной антропологии нет научного определения племени. О том, почему антропология пользуется этнографическим определением племени можно подробнее прочитать в части Понятие ПЛЕМЯ в марксизме, но в экономической теории нас должно интересовать определение ПЛЕМЕНИ как хозяйственной экономической категории. И тогда мы приходим к пониманию ПЛЕМЕНИ как исторической общности - группы первобытных людей, структура и численность которой зависела от объема ресурсов, которые они могли добыть на территории природно-хозяйственного комплекса, который теоретически представляет собой круг суши с центром в СТОЯНКЕ, радиусом шаговой доступности до границы в течении светового дня туда-и-обратно. Модель ПЛЕМЕНИ - это хозяйствующая группа первобытных людей на участке суши, диаметром порядка 50 километров, так как до появления транспорта размеры природно-хозяйственных комплексов у всех ПЛЕМЕН были одинаковы.
1.3. ПЛЕМЯ есть первая единица человечества, которая следовала непосредственно за СТАЕЙ предлюдей - степных гоминид, поэтому, по-сути, ПЛЕМЯ это СТАЯ, но ЛЮДЕЙ, так как ПЛЕМЯ отличало от СТАИ гоминид более высокий уровень разделения труда, для добычи сырья состав ПЛЕМЕНИ разделялся на отдельные отряды добытчиков, тогда как СТАИ гоминид передвигались всем составом. При людском способе обеспечения ресурсами - в СТОЯНКЕ должна была появиться система перераспределения, ведь иначе, член, занятый добычей одного вида сырья, не мог бы получить ассортимент остальных жизненно важных продуктов.
1.4. Обращаю внимание на подход в неокономике к ПЛЕМЕНИ, как закономерно возникающему в истории феномену устойчивой группы, в которой люди связаны настолько крепко, что существование каждого зависит от участия в системе разделения труда этой единицы человечества. Ортодоксальные же социальные науки смотрят на общество, как на множество индивидов, по собственной воле решающих вопрос - состоять или не состоять в сообществе. Но первобытные люди не выбирали - состоять им в ПЛЕМЕНИ или нет? - они сами сформировались в СТАЕ предлюдей-гоминид, и в Природе по одиночке вне сообщества существовать не могли. Сама же возможность существования - обособленно малой группой (например, автономной семьей) или, тем более, как индивидуум - есть следствие достижений недавних технологий, но этот индивидуализм составляет «краеугольный камень» современных социально-экономических теорий. Поэтому можно смело утверждать: - современные социальные науки игнорируют историческую реальность.
1.5. Значение понятия ПЛЕМЯ в ортодоксии - это заслуга последующих истолкователей, большей частью советских. Поэтому в данном цикле статей объектом критики являются не столько высказывания Маркса и Энгельса про ПЛЕМЯ, которых крайне мало, а больше - советский учебник по истории первобытного общества для высшей школы, который я и считаю марксистской концепцией племени.
1.6. Ну, нельзя же считать за определение племени статью ПЛЕМЯ в Википедии, поэтому здесь я выложу собственное представление о племени в виде описания периода от начала племен до вхождения племен в территориальный военно-политически союз.
Структура ПЛЕМЕНИ
Линейнальная иерархия племени
2.1. НЕОКОНОМИКА справедливо полагает, что определение есть признак статичной науки, так как само наличие определения племени предполагает, что явление ПЛЕМЯ одинаково, как в начале, так и в конце периода существования племени. Поэтому я выскажу не одно краткое определение племени, а несколько положений, как описание племени, которое читатель, привыкший к аксиоматическому построению науки, может принять как определение ПЛЕМЕНИ в НЕОАНТРОПОЛОГИИ. Конечно, первое что нас должно заинтересовать - какова структура ПЛЕМЕНИ?
2.2. Ответ мы найдем в самом кратком определении племени - ПЛЕМЯ это СТАЯ. У нас нет критерия разграничения людей от гоминид-предков, которых я называю словом предлюди, поэтому первая единица существования людей должна была наследовать структуру той формы существования, в составе которой жили предлюди. Высшие обезьяны живут в составе СТАЙ, поэтому и первая единица человечества имела структуру СТАИ. Само по себе слово ПЛЕМЯ - это лишь другое название СТАИ, в составе которой происходило формирование людей из неких видов приматов подсемейства гоминины.
2.3. Среди членов ПЛЕМЕНИ были иерархические отношения доминирования. Сегодня уже все согласились с положением, что ПЛЕМЯ это СТАЯ людей, а не СТАДО, как это было признано в ортодоксальной антропологии. Но, если исходным считать СТАЮ, иерархическую структуру которой никто не оспаривает, то и ПЛЕМЯ должно иметь иерархическую структуру, что является основным положением в моей теории племени. |
2.4. Иерархическая структура позволяет ВОЖДЮ-ВОЖАКУ управлять СТАДОМ-ПЛЕМЕНЕМ, ведь все члены ПЛЕМЕНИ состоят в отношениях подчинения и доминирования, что называется словом - линейная иерархия. Каждый член может и не представляет порядок всех членов по их рангу, но уж точно знает - у кого номер ранга выше или ниже, чем ему у него. Иерархические взаимоотношения членов ПЛЕМЕНИ можно проиллюстрировать с помощью графов, где кружочками обозначены члены общества, а стрелками показано отношение доминирования одного члена над другим. Слева можно посмотреть граф линейной порядковой иерархии членов в обществе из 13 членов. 2.5. Именно иерархический инстинкт является движителем экономического прогресса, так как люди стремятся владеть теми предметами, которыми пользуется элита, а элита для выделения себя от простых членов общества должна предъявлять спрос на самое передовое. Порядковая линейная иерархия членов ПЛЕМЕНИ, буквально с присвоением номера - является наследием от СТАИ гоминид. На верху этой иерархии находился ВОЖАК-ВОЖДЬ, ранг которого равен 1, так как является корнем графа. Остальные члены - как бы в двух положениях: - они (1) подчиняются ВСЕМ членам с более высоким статусом, но и (2) сами доминируют над членами, имеющими ранг ниже. Иерархия порождает социальное НЕРАВЕНСТВО, в первую очередь - в объеме потребления, так распределение продуктов в СТАЕ-ПЛЕМЕНИ происходит в соответствии с принципом иерархического потребления. Социальная иерархи привычно изображается в виде ПИРАМИДЫ - тот же граф, но в треугольнике, что намного нагляднее. |
2.6. В реальном ПЛЕМЕНИ несколько высокоранговых членов образуют отдельную структуру, которая является центром или системой управления, члены которой можно назвать словом ЭЛИТА, так как они занимают привилегированное положение. Для повышения наглядности я на следующем рисунке отделил горизонтальной чертой вершину от основания пирамиды, так что вверху образовалась пирамидка иерархии членов СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (ЭЛИТА), а членов в основание пирамиды можно назвать НАРОДОМ, так как они - объекты управления.
2.7. Большая численность в СТОЯНКАХ была громадным достижением гоминид-предлюдей, но для людей была критичным условием для их появления. Люди произошли лишь потому, что некий вид гоминид решил освоить жизнь на равнинах степей, где для единиц существования проявляется тенденция роста численности, поэтому изначально СТАЯ-ПЛЕМЯ имела численность порядка нескольких десятков членов. С точки зрения НЕОКОНОМИКИ - рост численности был условием появления системы разделения труда той мощности, которая позволяла произвести минимально необходимое число продуктов, характеризующих членов СТАИ как людей.
Численность племени, разделение труда и система перераспределения
2.8. Рост численности единиц человечества имел положительную связь с уровнем жизни, что контрастирует с аналогичной зависимостью у животных, у которых объем потребления падает при росте числа едоков на единицу площади. Секрет людей - в уровне разделения труда в единицах человечества. От роста численности людей - не просто растет система разделения труда, ПЛЕМЯ людей характеризует такая степень разделения труда, когда состав СТОЯНКИ ежедневно делится на отдельные отряды, каждый из которых добывает один продукт. Такое, по-настоящему, производственное разделение труда - позволяет иметь большой ассортимент, который никогда не мог быть достигнут, если бы СТАЯ-ПЛЕМЯ добывало продукты всем составом по порядку потребностей. При таком раздельном способе добывания ресурсов - растет уровень благосостояния, но жизнь каждого становится столь зависимой от труда остальных, что каждый член - набор необходимых для его жизни продуктов может получить только от других, что подразумевает существование системы перераспределения. Поэтому первобытные люди - ни поодиночке, ни малой группой - в Природе существовать не могли, ведь минимально-достаточный ассортимент они могли получить, если их численность была сравнима с числом жизненно-необходимых благ.
2.9. СТАЯ-ПЛЕМЯ была первой единицей человечества и её организация обладала устойчивостью, позволившей ей просуществовать миллионы лет. С другой стороны - единица человечества - это организм, так как набор жизненно-необходимых продуктов, характеризующих членов как людей, у членов этой единицы появляется лишь благодаря перераспределению продуктов, производимых в системе разделения труда той исторической единицы человечества, в которой они живут. В истории мы знаем всего несколько форм таких единиц, и их устойчивость во времени обеспечивалась самодостаточностью их экономических систем.
2.10. Каждый человек существует, пока участвует в системе перераспределения множества продуктов, ежедневно создаваемых в системе разделения труда той единицы человечества, к которой он принадлежит. Один человек или даже малочисленная группа - обречены, так как не в состоянии произвести весь набор жизненно-необходимых продуктов, характеризующих их как людей, но некоторое время люди способны существовать на уровне потребления гоминид, каковыми они продолжают быть как биологические существа из семейства гоминид. Для ответа на вопрос - что такое ПЛЕМЯ надо понять не только - какова была система разделения труда племени, но и - откуда вообще взялись принципы перераспределения продуктов между членами, а так же - что собой представляла СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ племенем, которая это все осуществляла. Поэтому модель племени в теории племени хоть и является большей частью экономической, но даже для объяснения внутреннего развития ПЛЕМЕНИ требуется теория управления. Только с использованием теории управления можно понять появление и роль структурных элементов ПЛЕМЕНИ - СТОЯНКА, ВОЖДЬ, территориальный природно-хозяйственный комплекс, и объяснить - почему и как с ростом численности появляются - РОД и СЕМЬЯ.
2.11. Ортодоксальные ученые ошибаются, считая РОД, СЕМЬЮ и РОДОВУЮ ОБЩИНУ - этнографическими объектами, тогда как - по сущности и по происхождению - они являются экономическими категориями. Так получилось исторически, что первыми ПЛЕМЕНА стали изучать этнологи, и, начиная с Маркса, был взят подход этнолога Моргана - рассматривать эти понятия лишь с точки зрения «родства». Например, РОД появляется никак - не группой потомков главы РОДА в нескольких поколениях, (первый глава уже давно умер, а близкого родства уже давно нет), а как закономерная структура в системе распределения общего продукта от ВОЖАКА-ВОЖДЯ через статусных самцов (глав клиентел и будущих РОДОВ) к остальным членам СТАИ-ПЛЕМЕНИ, так как перераспределение происходит в соответствии с принципом иерархического потребления. Родство иерарха клиентелы и клиентов появится позже.
2.12. Весь секрет выгодности существования в составе СТАИ-ПЛЕМЕНИ - состоит как раз в перераспределении: каждый добывает один единственный продукт, избыток которого несет ВОЖАКУ, так что у ВОЖАКА собирается совокупный продукт ПЛЕМЕНИ в полном ассортименте. Точнее, через ВОЖАКА-ВОЖДЯ проходит этот совокупный избыток потребления, так как ВОЖДЬ - за вычетом собственного потребления - тут же его перераспределяет обратно вниз по иерархии к остальным членам, что и обеспечивает каждому члену получение тех продуктов из общего ассортимента, в добыче которых он сам не участвовал. Но механизм перераспределения так же иерархический - поэтому первыми получателями продукта от ВОЖАКА являются самые высокоранговые самцы. А те передают продукты дальше еще нескольким членам, стоящим на следующем уровне иерархи и, так далее - в соответствии с иерархией, сложившейся среди членов ПЛЕМЕНИ.
Появление клиентел
2.13. Иерархический принцип потребления способствует появлению клиентел, как прообразов РОДОВ. Делов том, что высокоранговый самец, обладая возможностью распределять некий объем совокупного продукта СТАИ, может создать вокруг себя клиентелу в виде группы членов, которым от него перепадает некое превышение объема потребления, как плата за обслуживание личных потребностей в общении-дружбе и в сексе.
2.14. Возникновение КЛИЕНТЕЛ, каждая из которых имеет собственную иерархию, создает сложную систему отношений в сообществе, так как - при этом - основная линейная иерархия не исчезает. Если мы попытаемся изобразить отношения доминирования при помощи графов, то увидим, что на фоне пирамиды основной линейной иерархии появляются другие пирамидки функциональных иерархий, к которым принадлежат и пирамиды иерархии каждой КЛИЕНТЕЛЫ.
Функциональные иерархии племени
2.15. Функциональные иерархии возникают при любой групповой деятельности. При постоянном функционировании группы - структура закрепляется как новый социальный институт сообщества. ВОЖДЬ назначает главу и состав группы, но в любой группе тут же начинает складываться своя функциональная иерархия, чаще статус члена в функциональной иерархии группы зависит от соответствия его личных данных типу работ (т.е. работает ественное разделение труда, тогда как назначение главы и состава ВОЖДЕМ ПЛЕМЕНИ - - является актом технологического разделения труда) Собственно, так происходит развитие социальной структуры любого общества - некий ИЕРАРХ создает группу (АТР), в которой ЕРТ перераспределяет статусы, и новая пирамида иерархий может стать новым социальным институтом (подсистемой). Рисунок появления новых иерархий как пирамидок клиентел на фоне основной линейной иерархии - и есть иллюстрация усложнения структуры сообщества при его развитии.
2.16. Когда появляется возможность хозяйственной обособленности клиентелы - (появляются новые технологии, или как в марксизме - «выросли производительные силы»), то она превращается в РОД. Выделение РОДА, как обособленной структуры ПЛЕМЕНИ - приводит к тому, что иерарх РОДА начинает признавать всех детей, родившихся от самок из его клиентелы, своими родными потомками. Скорее всего дети не всегда от главы РОДА, но любой ребенок должен быть встроен в иерархию РОДА - и в пирамиде иерархии ему есть место только потомка владыки того РОДА, в котором он родился. С появлением понятия «родство» возникает экзогамия, уже как социальный механизм предотвращения близкородственного скрещивания.
Появление родов и семей
2.17. С появлением возможности вычленения РОДОВ со всё меньшим составом - привилегия заиметь собственную клиентелу (РОД) становится доступна всё большем числу менее статусных самцом. Так появляются СЕМЬИ - в виде малочисленных РОДОВ, число самок в которых зависит от возможность самца обеспечить (подкормить) их сверх нормы продуктами из совокупного продукта СТАИ.
2.18. Но, даже тогда, когда появляется возможность полного автономного существования СЕМЬИ - как домохозяйства - между членами РОДА-СЕМЬИ и ВОЖДЕМ ПЛЕМЕНИ продолжается обмен продуктами. И РОД и СЕМЬЯ - собирают избыток потребления и их главы передает его ВОЖДЮ, а тот перераспределяет обратно опять же через глав РОДОВ-СЕМЕЙ, что выглядит, как круговорот избытка еды и предметов быта внутри ПЛЕМЕНИ до их полного употребления Ведь в ПЛЕМЕНИ всё происходит, как в обычном живой организме - человейнике. С выходом РОДОВ (а потом и СЕМЕЙ) в отдельные СТОЯНКИ - обмен формализуется настолько, что становится все больше реципрокным, то есть обменом лишь престижными предметами исключительно между иерархами, так как отпадает надобность в обмене еды и предметами быта.
2.19. РОД и СЕМЬЯ как экономические категории, связаны с природным комплексом ПЛЕМЕНИ, который был разный у кочевых охотников и земледельцев.
- (1) Выделение РОДОВ и СЕМЕЙ у кочевых охотников было связано с тем фактом, что малым стадом животных можно не только управлять, но и объем вторичных продуктов (то есть ресурсов, кроме мяса) гораздо больше при дроблении стада на меньшие стада, ведь и одомашнивание возможно лишь при малочисленности стада. Вначале общее племенное стадо распалось на стада отдельных РОДОВ, но так как максимальный объем продуктов получался при численности стада, когда его обслуживала столь малая группа, как СЕМЬЯ кочевника, то ПЛЕМЯ у кочевников распадается в конгломерацию хозяйственно самостоятельных СЕМЕЙ.
- (2) Почти аналогичный процесс шел в ПЛЕМЕНАХ земледельцев, так как при проживании рядом с обрабатываемым участком высвобождалось время, затрачиваемое ранее на перемещение людей из СТОЯНКИ к участку и обратно. Общеплеменной, а потом и общеродовой природный комплекс - стал делиться на семейные участки, потому что проживание СЕМЬЕЙ как можно ближе к участкам бьло экономически целесообразно. Но СЕМЬИ селились не непосредственно на участка, а ради безопасности несколько семейных домов-жилищ образовывали деревню, население которой получило название ОБЩИНА. В результате этого процесса - т.е. перехода к проживания рядом с обрабатываемым участком, менялся состав населения деревень от близкородственных соседей - просто к соседям, или (как Маркс и представлял, но не мог объяснить) - происходила трансформация РОДОВОЙ ОБЩИНЫ (как населения одной СТОЯНКИ РОДА-ПЛЕМЕНИ, бывших родственниками) в СОСЕДСКУЮ ОБЩИНУ, жителей которых уже мало интересовало родство.
Управление племени
ВОЖДЬ ПЛЕМЕНИ
3.1. Должность ВОЖДЯ в ПЛЕМЕНАХ людей была управленческой и главная ее роль была в перераспределении. Уже на заре человечества должность ВОЖДЯ перестала быть избираемой, а стала наследуемой исключительно потомками ВОЖДЯ. Смена критерия выбора ВОЖАКА произошла еще у гоминид, когда вместо физической силы главную роль стала играть удачливость претендента, то есть размер добычи, которую тот мог принести в свою личную клиентелу, благодаря его умениям и ловкости. Удачливый высокоранговый самец имел поддержку от членов СТАИ, так как все стальные члены желали быть в составе клиентелы этого самца, так как в его личной клиентеле (которая была зачатком РОДА) уровень потребления был выше, чем у в их клиентелах. Углубление разделения труда в ПЛЕМЕНИ приводит к выделению ВОЖДЯ как первой управленческой должности, так как только ВОЖДЬ знал, что осталось в запасах, а что - требуется добыть сегодня. Конечно, ВОЖАК-ВОЖДЬ заставлял членов добывать продукты нужные ему лично, заботясь лишь о сбалансированности собственного питания, но как побочное следствие - получалось, что таким образом и у каждого члена ПЛЕМЕНИ ежедневно появлялся ассортимент продуктов, важных для жизни. Заменить кем-то ВОЖДЯ не мог никто, кроме его прямых потомков, которые с детства были рядом с отцом и потому могли усвоить навыки управления хозяйством ПЛЕМЕНИ. Приватизация должности ВОЖДЯ происходит после того, как самец-отец начинает отличать своих потомков от остальных детей.
3.2. Разговоры про выборы или бунты против вождей - это выдумки, происходящие от переноса в древность марксистских представлений о классовой борьбы. Реально же - неожиданная смерть вождя, не оставившего подготовленного потомка - могла привести ПЛЕМЯ к голодной смерти. Надо понимать, что социальные сообщества людей - являются человейниками, где НОРМОЙ является наследованием потомком места родителя в систем разделения труд. Такая традиция была на протяжении всей истории и остается правилом даже в наше время, так как потомку легче всего перенять профессию от родителя.
Территориальный природно-хозяйственный комплекс племени
3.3. Рост численности ПЛЕМЕНИ был средством развития, так как для производства хотя бы одного дополнительного продукта - нужно было выделить хотя бы еще одного человека, однако, для роста численности СТОЯНОК первобытных людей существовали объективные ограничения, главным из которых - была ограниченность ресурсов природно-хозяйственного комплекса племени. Теоретически природный территориальный комплекс племени представляет собой круг суши, радиус которого равен шаговой доступности в течение дня с утра до границы и обратно к ночи.
Так как у всех людей скорость передвижения шагом почти одинакова, то размеры природного комплекса вокруг СТОЯНКИ у всех ПЛЕМЕН были почти одинаковы и не зависели от численности. Для нас же важен вывод - при росте численности СТОЯНКИ размер комплекса нельзя было увеличить, так как его размеры определялись физическими возможностями организма человека. Увеличение размеров комплекса стало возможным лишь с появлением транспорта.
3.4. Ограничения на рост численности заставляли ПЛЕМЯ периодически делиться методом ПОЧКОВАНИЯ. Участок шаговой доступности вокруг СТОЯНКИ из года в год давал почти один и тот объем ресурсов, так что при росте численности в СТОЯНКЕ возникал демографический кризис перенаселенности, в социологии называемый термином - мальтузианская ловушка. Объем ресурсов оставался тем же, а число едоков росло. Прогрессирующее уменьшении объема подушевого потребления каждого служило сигналом для ПОЧКОВАНИЯ, которое выглядело как вывод часть ПЛЕМЕНИ на соседний участок, который и осваивался как новый природно-хозяйственный комплекс с центром в новой СТОЯНКЕ.
Стадии развития племени
Основная статья - Развитие ПЛЕМЕНИ
Вождество есть размножившееся племя
4.1. Естественным направлением развития ПЛЕМЕНИ было ВОЖДЕСТВО. Если не было чужеродных соседских племен, осваивающих тот же регион, то отпочковавшиеся части ПЛЕМЕНИ могли занимать соседние участки, так что возникала сеть родственных СТОЯНОК. Близость с материнской СТОЯНКОЙ позволяла членам новой СТОЯНКИ по-прежнему считать ВОЖДЯ материнской СТОЯНКИ и своим ВОЖДЕМ. Фактически вся сеть родственных СТОЯНОК была одним разросшимся ПЛЕМЕНЕМ, так как возглавлялась одним ВОЖДЕМ. Почему ПЛЕМЯ развивается в ВОЖДЕСТВО? Дело в том, что ВОЖДЬ физически уже не мог руководить хозяйством всех отпочковавшихся СТОЯНОК, поэтому назначал туда помощников - естественно, из состава своих родственников. Привилегированное положение этого сословия управленцев, называемое термином - ПЛЕМЕННАЯ ЗНАТЬ, среди не особо родственных членов отпочковавшейся стоянки - обосновывалось лишь близким родством с ВОЖДЕМ. Но нынешний вождь мог умереть, поэтому для легитимизации своей власти ЭЛИТА ПЛЕМЕНИ создает монотеистический Культ общего предка, который является естественной идеологией ВОЖДЕСТВА. Так как целью культа была лишь организация социальной иерархии всех членов общества по степени их родства с этим основателем рода, то «общий предок» мог быть кем угодно, даже животным. Ведь «общий предок» нужен был лишь как точка отсчета для принципа ранжирования - сам ВОЖДЬ считался прямым наследником, племенная знать отсчитывала свой ранг от ВОЖДЯ, остальные - по степени родства с вождем и знатью.
4.2. ВОЙНА МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ - этап развития ПЛЕМЕНИ после ВОЖДЕСТВА. При этом получается, что я думаю, что ВСЕ племена проходят стадию ВОЖДЕСТВА? Делов том, что при освоении региона - у племени, пришедшего сюда, как правило - есть довольно большая территория, которая позволяет ПЛЕМЕНИ развиваться по направлению ВОЖДЕСТВА. Фактически все ПЛЕМЕНА в случае соседского расположения отпочковавшихся стоянок начинают формироваться в ВОЖДЕСТВА, но при наличие соседей - создать масштабное ВОЖДЕСТВО не удается - последующие отпочковавшиеся части вынуждены уходить через соседей туда, где есть свободная земля. Поэтому для объяснения причин возникновения ВОЙНЫ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ интерес представляет лишь случай развитого ВОЖДЕСТВА, как некоторые исчезнувшие цивилизации Америки. Мальтузианская ловушка приводит к войне между даже родственными СТОЯНКАМИ в ВОЖДЕСТВЕ, поэтому они ломаются на несколько враждебных СОЮЗОВ. Я выдвигаю гипотез: - что любое ВОЖДЕСТВО возвращается на столбовую дорогу развития ПЛЕМЕН через войны между СТОЯНКАМИ-ПЛЕМЕНАМИ к заключению СОЮЗОВ ПЛЕМЕН.
4.3. Мы уже представили ВОЖДЕСТВО как одно размножившееся ПЛЕМЯ, которое лишь живет в разных СТОЯНКАХ, природные комплексы которых образуют сплошное расселение. Но когда есть чужеродные племена, занявшие соседние участки, то отпочковавшиеся части ПЛЕМЕНИ должны уходить через участки соседей на периферию региона, и, конечно, большое расстояние способствует потери связей с материнской СТОЯНКОЙ. Просто при мозаичном расселении - отношения с соседями оказываются важнее, чем связь с далеким материнским ПЛЕМЕНЕМ. Но даже при отсутствии соседей в любом по размеру регионе когда-нибудь свободные участки для почкования заканчиваются, и тогда начинаются войны между племенами за землю, и спасением от захвата природного комплекса мог служить лишь СОЮЗ с соседними племенами. Ведь лишится природного комплекса - означало верную смерть от голода, поэтому в отношениях между племенами территориальный признак соседства победил критерий кровного родства. СОЮЗ не спасал от захвата, но члены СОЮЗА не позволяли захватчику удержать природный комплекс, сообща нападали, выгоняли захватчика и возвращали участок прежнему владельцу.
4.4. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ возникают не по признаку родства, а лишь по территориальному признаку соседства. Когда начинаются войны, то кровнородственные ПЛЕМЕНА могут оказаться по разные стороны фронтов, которые становятся границами СОЮЗА. Возникает осознание общности, как принадлежность к одному СОЮЗУ, ведь критерий разделения на «свой» и «чужой» определяется по территориальному признаку - «теперь мы с соседями - общность, так как вместе воюем, потому что живем по одну сторону границы СОЮЗА». Именно ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ создают этносы и народности, так как замыкание всех брачных отношений среди лишь ПЛЕМЕН, находящихся внутри границ СОЮЗА, за поколения создает этническую однородность населения СОЮЗА.
4.5. Считается, что типичный пример ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЮЗА - это тот Союз, который в Повести временных лет приглашал Рюрика на Русь. Что сразу бросается в глаза, так то обстоятельство, что этот Союз создали явно не родственные племена: финно-угорские племена (чудь), славяне (ильменские словене и кривичи), балтские племена под именем весь. Не будем обсуждать, что антропологи ошиблись, как всегда, называя этот Союз типичным, там было еще довольно много свободных земель, поэтому ГЛАВНОЙ целью образования этого Союза следует считать - как раз организацию грабительских походов, для перехода к той экономической практике, к которой уже с 7 века перешли норманны, попавшие в жестокую мальтузианскую ловушку на суровом Скандинавском полуострове. Разнородные племена, жившие вокруг Ладожского озера, так же участвовали в грабительских походах, поэтому приглашаемый военный вождь обязательно должен был быть из викингов, чтобы мог возглавить АРМИЮ СОЮЗА, так как именно викинги-варяги лучше всех знали, как организовать грабительский поход в сторону богатых греческих поселений на берегах Черного моря.
4.6. Второй функцией приглашаемого викинга-варяга (это мы знаем из летописей) - была роль арбитра для разрешения споров между племенными группами, поэтому он должен был максимально объективным, что в старину понимали, как отсутствие у кандидата любых родственных связей с любым племенем из СОЮЗА. Ведь среди вождей не было недостатка кандидатов на роль главного арбитра, но тогда бы остальные вожди племен восприняли это не иначе, как притязание на роль главного вождя. А вот сторонний варяг с небольшой дружиной - наилучшим образом удовлетворял интересам всех глав племен, так как был чуждым им всем по крови, что исключало получение привилегий каким-либо племенем. Поэтом, когда Рюрик, бывший лишь одним из череды варягов, приглашаемых в качестве арбитра, совершил переворот в Новгороде, вожди не проявили особого сопротивления. Для племенной знати - главным было, чтобы к власти в СОЮЗЕ (на роль Главного вождя) не пришел какой-либо вождь одного из племени, входящего в состав СОЮЗА. А вот чужеземец на месте главного вождя не нарушал баланса между главами союзных племен, что вполне утраивало племенную знать местных племен.
4.7. Конечность поверхности суши является главным фактором развития человечества. Однако формирование СОЮЗОВ не разрешает кризис перенаселенности СТОЯНОК, который подпадает под определение - мальтузианская ловушка. Племена жили исключительно ресурсами собственного природного комплекса, поэтому для увеличения объема ресурсов надо было - или (1) увеличить размер имеющегося, или (2) освоить новую территорию. Размер собственного комплекса увеличить нельзя (до появления транспорта он ограничивался физической способностью людей дойти до границы и вернуться к ночи в СТОЯНКУ), а свободные участки при росте численности когда-нибудь должны были закончиться. Начавшаяся эпоха войн между племенами за землю не могла прекратиться, но с появлением СОЮЗОВ уже трудно удержать чужой участок, так как теперь члены СОЮЗА совместно отобьют и вернут участок прежнему хозяину. Потому в условиях перенаселенности - системы разделения труда всех СТОЯНОК переключаются в основном на производство еды. Ради вовлечения ранее не используемых видов сырья приходится отказываться от производства предметов быта.
4.8. Обращаю внимание читателя, что теория племени является больше экономической, чем антропологической, так как в ней - ПЛЕМЯ это экономическая категория, поэтому и развитие ПЛЕМЕНИ и эволюция ПЛЕМЕНИ объясняется положениями НЕОКОНОМИКИ (иначе новая экономическая теория).
Племена и торговля
Появление обмена товарами
5.1. ПЛЕМЕНА не могли вести обмен, тем более торговлю, так как их экономика была замкнутой системой разделения труда. Казалось бы, кризис перенаселенности можно было смягчить путем обмена, как это считают в ортодоксальных теориях, но дело в том, что экономически ПЛЕМЯ представляло собой воспроизводственный контур, который не мог взаимодействовать с системой разделения труда других ПЛЕМЕН. Конечно, между ПЛЕМЕНА, ради поддержания мира и обмена невестами - существовал реципрокный обмен или, как его называют в ортодоксии - экономика дара, но торговли или обмена в привычном понимании - быть не могло, так как ПЛЕМЕНА общались лишь с соседними ПЛЕМЕНАМИ, но в одном регионе у всех соседствующих племен был одинаковый ассортимент производимых продуктов. Поэтому люди не понимали, зачем меняться, если продукт они могли произвести и сами, кроме того, производить что-либо в избытке в надежде на обмен - означало отказать себе в производстве чего-то необходимого сегодня. Какая торговля, если люди редко ходили за переделы собственного природно-хозяйственного комплекса, да и не было никаких рынков.
5.2. Как появился товар? Мальтузианский кризис перенаселенности, который лишь усиливался в СТОЯНКАХ племен, даже после объединения в СОЮЗЫ, способствовал появлению такой союзной структуре как АРМИИ. Ведь если нельзя увеличить объем ресурсов, торговли еще нет, захватить чужой природный комплекс стало невозможно, то остается лишь грабеж уже готовых продуктов у других племен, поэтому для ликвидации дефицита продуктов в СОЮЗАХ ПЛЕМЕН появляется экономический агент, которым стала АРМИЯ. Понятно, что содержать шайку грабителей одно ПЛЕМЯ было не в состоянии, поэтому АРМИЯ формируется из представителей отдельных ПЛЕМЕН, очевидно, в СТОЯНКЕ КОМАНДИРА, который сам становится ВОЕННЫМ ВОЖДЕМ СОЮЗА. Так как заметная часть добычи, принесенная из грабительских походов, оседала среди военных, то СТОЯНКА ВОЕННОГО ВОЖДЯ превращается в столицу новой единицы человечества, которую называют - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ. Читатель здесь может увидеть противоречие - я утверждал что ПЛЕМЕНА не могли торговать, а в контексте - я говорю о росте численности СТОЯНКИ ВОЕННОГО ВОЖДЯ больше возможной численности любой СТОЯНКИ, что можно объяснить только появлением предметов, которые могли служить предметом обмена для привлечения в СТОЛИЦУ дополнительных ресурсов, которые и поддерживали обычно невозможную для стоянки численности.
5.3. Однако вначале поймем - почему растет численность населения СТОЛИЦЫ СОЮЗА? Следом за членами армии из СТОЯНОК ПЛЕМЕН в СТОЛИЦУ перебираются ВОЖДИ ПЛЕМЕН, так как только здесь решаются межплеменные политические вопросы. Сюда же для обеспечения нужд АРМИИ из других СТОЯНОК переезжают мастеровые люди, в первую очередь - умеющие изготавливать оружие. И сама АРМИЯ и ее члены предъявляют СПРОС (желание иметь), который они уже способны «оплатить» предметами добычи, которые и становятся первыми товарами. Но чем отличался предмет из военной добычи, что стал первым товаром?
5.4. Объектами обмена и торговли могли быть лишь предметы из добычи, так как они были внешними для системы разделения труда ПЛЕМЕН и имели признаки прелестей, в смысле - владение ими не имело особо практического утилитарного смысла, кроме элемента престижа, а изъятие из хозяйственной деятельности (в отличие от местечковых) не нарушало эту деятельность. (См. Иерархический принцип потребления) Ведь ПЛЕМЯ - это воспроизводственный контур, в котором всё что производилось, в нем же и потреблялось, точнее - не производилось ничего лишнего, в чем не было утилитарной сиюминутной нужды. Кроме того, что все предметы, произведенные в хозяйстве ПЛЕМЕНИ, были общими, а значит ни один нельзя использовать для обмена, так как и изъять - нельзя, ведь изъятие может нарушить сложившийся производственный процесс. Но, если не было лишних или свободных предметов, то в обмене могли использоваться лишь внешние предметы для СРТ ПЛЕМЕНИ.
5.5. Однако кроме предмета обмена нужно еще желание (точнее - вожделение) им владеть, что называется словом СПРОС. Поэтому объектами торговли могли быть предметы из добычи, так как (1) владение этими предметами имело характер престижа, да и (2) обмен ими как внешними - был безопасен для СРТ племен. Ведь предмет из добычи обычно доставался лишь члену ЭЛИТЕ или воину, участнику похода, в руках которого он свидетельствовал об участии в походе, поэтому владение им поднимало статус владельца, т.е. удовлетворяло иерархический инстинкт участников обмена.
Этапы эволюции племени
Демографический кризис как фактор эволюции
6.1. Эпоха ПЛЕМЕН заканчивается по причине демографического кризиса перенаселенности (мальтузианская ловушка), который неминуемо наступает в любом регионе планеты. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ создают главы ПЛЕМЕН как гарантию от лишения ПЛЕМЕНЕМ своего природного комплекса в ходе войны между племенами за землю, которые неминуемо начинаются ради выхода из демографического кризиса, в который попадают все ПЛЕМЕНА, осваивающий некий регион. Понятно, что при таком подходе - скорость эволюции племени зависит от темпов роста численности, что в эпоху ПЛЕМЕН определялось богатством региона ресурсами. Чем богаче была земля природно-хозяйственного комплекса ПЛЕМЕНИ, тем быстрее шел рост численности племен, а значить - тем исторически раньше начиналось движение в строну формирования ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ, которые являлись ПРОТОГОСУДАРСТВАМИ, так как с ними возникают и границы и НАДпленные союзные органы, главным из которых надо считать АРМИЮ.
6.2. Первые цивилизации - были следствием мальтузианских ловушек в природно-климатических оазисах Земли. Сразу становится понятным - почему самые богатые природно-климатические регионы стали местами появления древних цивилизаций. Долина Нила, Месопотамия, Индия, Китай и берега вокруг пресноводного озера, которое было на месте современного Черного моря, бывшее очагом индоевропейцев, уже на заре человечества стали местами демографического кризиса, так как имели самые благоприятные природно-климатические условия для размножения людей. Но в отличие от Америки, в АфроЕвроАзии было много разных племен, начинавших осваивать один регион, так что развитие по пути ВОЖДЕСТВА по причине войн за землю быстро прекращалось с возвратом на дорогу образования ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ. Мальтузианские ловушки, ставившие людей на грань голода, заставляли искать выход, который, по моей теории, состоял в росте масштаба системы разделения труда. Соответственно, в границах региона, охваченного кризисом, единицы человечества сливались в новые более многочисленные образования. После появления соответствующих систем управления СОЮЗА - системы разделения труда каждого ПЛЕМЕНИ начинали взаимодействовать через систему разделения труда СТОЛИЧНОЙ СТОЯНКИ СОЮЗА. Новая единица существования человечества имела на порядок большую численность, что было критичным условием, как для роста масштаба системы, так и роста уровня разделения труда, результатом которых было - увеличение ассортимента и объема потребляемых продуктов. Общества люде не переходили с одной абстрактной ступени формации на другую, они для реализации цели - сохранения достигнутой численности, вынуждены были соединять системы разделения труда в гораздо большие - не только по численности, и по размеру территории, обеспечивающией людей ресурсами.
6.3. Рост численности - и цель и средство развития человечества. До сих пор политики не поймут, что для достижение целей: - и одного человека, и отдельного государства, и всего человечества - жить лучше, что биологически означает - быстрее размножаться, нужно ЕДИНЕНИЕ в общепланетарную единицу человечества. Рост численности - это и условие и последующий результат глобализации систем разделения труда разных государств, а обратный процесс - ломка системы международной торговли - означает откат к предыдущим устойчивым единицам, меньшая систем разделения труда которых - не способна прокормить сегодняшнее размножившееся население.
6.4. Условием для развития является рост численности единиц человечества, так как только так можно повысить уровень потребления, но рост когда-никогда приводит к мальтузианскому кризису перенаселенности, для разрешения которого нужно слияния систем разделения труда предыдущих единиц человечества в новую СРТ, что мы называем термином - ЭВОЛЮЦИЯ человечества. Экономический подход, когда каждое ПЛЕМЯ, да и все остальные единицы человечества, считаются системой разделения труда, помогает представить социальную эволюции (как сказали бы марксисты - прохождение обществ по ступеням общественно-экономических формаций), как разрушение предыдущих систем в результате слияния-образования гораздо большей системы, которая, если она устойчива и есть следующая единица человечества. Представление всех единиц человечества как экономических категорий - позволило считать все исторические устойчивые сообщества одноранговыми явлениями, так что социальную эволюцию можно проиллюстрировать схемой смены единиц человечества, каждую из которых мы ассоциируем с определенной системой разделения труда:
СТАЯ гоминид-предков -> ПЛЕМЯ-СТАЯ людей -> ВОЖДЕСТВО -> ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ -> ГОСУДАРСТВО -> ОБЩЕПЛАНЕТАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Территориальный военно-политический союз племен
6.5. Данная СХЕМА имеет подкрепление экономическими положениями НЕОКОНОМИКИ и призвана заменить схему смены общественно-экономических формаций, которая утвердилась в мире, благодаря популярности марксизма. Схема смены единиц человечества демонстрирует связь вида людей с предшествующими видами гоминидам, так как ПЛЕМЯ как первая единица человечества непосредственно следовала за СТАЕЙ гоминид и потому наследовала иерархическую структуру СТАИ.
6.6. Реконструкция развития ПЛЕМЕНИ показала, что первобытнообщинный строй - это период существования не одной единственной формационной единицы существования людей, которую мы называем ПЛЕМЯ. Теория догосударственных обществ предполагает еще ВОЖДЕСТО, как этап естественного развития, который не может быть вечным, так как объективные ограничения возвращают сообщества на путь формирования новой устойчивой единицы, которую называют - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ ПЛЕМЕН, которую можно считать ПРЕДГОСУДАРСТВОМ.
Ссылки
Почему обезьяны спустились на землю
Литература
Першиц А.И., Монгайт А.П., Алексеев В.П. История первобытного общества
Э. Геллнер Марксистская книга бытия по Юрию Семенову.
Н. Н. Крадин ПОНЯТИЕ «ПЛЕМЯ» В СОВРЕМЕННОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Глава "ПЛЕМЯ" из книги Крадина Политическая антропология
Оглавление 5. СЕМЬЯ как исходное общество |