теория социальной дифференциации
03.10.2019 Скорей всего различие между людьми было осознано на заре человечества, когда формировался разум, позволивший человеку отделить себя от Природы и, соответственно, людей друг от друга как индивидуумов. Формирование людей происходило в СТАЯХ гоминид предков, что лишает нас возможности иметь точку разделения вида Homo sapiens от вида Homo erectus, и заставляет признать ПЛЕМЯ, как мы называем первую единицу человечества, сообществом с жесткой иерархической структурой, доставшейся по наследству от СТАИ высших приматов. Выходит, неравенство людей или иначе - дифференциация общества - сопровождала человечество с самого начала, и для каждого человека имела огромное значение, так как его статус в иерархии ПЛЕМЕНИ определял объем материальных благ, получаемый человеком в системе распределения.
1.2. Однако признание наличия иерархии в ПЛЕМЕНАХ противоречит положению о первобытном коммунизме, признанном в 19 веке основателями всех экономических теорий и, обращаю внимание читателей - не отвергнутому ортодоксальной наукой до настоящего времени. По моему, причины разделения людей естественно было бы искать в линейной иерархии, которая господствовала в ПЛЕМЕНАХ, и сегодня сохраняется в каждой единице человечества в виде рангов, которые каждый член общества имеет во всех социальных группах, в которых он состоит. Но в аксиоматическом ядре социальных наук иерархическая структура считается свойством общества - не имманентным, а лишь приобретаемым по мере развития, отчего все имеющейся теории социальной дифференциации являются только описательными, так как не в состоянии объяснить появление дифференциации людей.
1.3. Данная статья представляет собой обзор теорий разделения людей, оперирующих не только экономическим критерием, хотя трудно спорить с тем фактом, что в первую очередь интересовала только дифференциация людей по критерию объема материальных благ, получаемого одним человеком и образующего его потребление за некий период. Но, как я уже пояснил, в силу неспособности объяснить причины различия людей - все сегодняшние теории дифференциации, даже по множеству неэкономических признаков, являются лишь описательными. При этом уже в древности люди догадывались, что основной - является социальная дифференциация, которая напрямую связанна с положением человека в вертикале власти, то есть, в имеющейся системе управления того общества, членом которого и являлся конкретный человек.
1.4. Связь власти с богатством появляется вместе с появлением частной собственности, а после изобретения монеты - и с деньгами, что было ясно осознано людьми, но одновременно порождало вопрос о возможности простому человеку подняться по иерархической лестнице, чтобы увеличить размер своего потребления. Именно этот вопрос был побудительной причиной для создания всех теорий социального расслоения людей, в соответствии с которыми общество разделяется - фактически по иерархическому принципу, так как разные социальные слои из людей, имеющих приблизительно равный достаток, мы можем представить лишь как горизонтальные страты на мысленном вертикальном срезе общества. Больше того, так как каждый верхний слой является малочисленнее нижнего, то картинка из слоев общества, отражающая срез общества, представляет собой не просто слоистый срез, а ступенчатую пирамиду, что является дополнительным доводом в пользу утверждения о иерархической структуре общества.
1.5. Понятие сословия как некоего слоя в общества из людей, объединяемых примерно равным достатком, появилось давно и - по определению - относит само сословие к воображаемым социальным групам. Однако тут слово группа не соответствует своему значению, так как сами члены сословия не образуют какой-то структуры, что создает трудности с терминологией из-за отсутствия термина для обозначения воображаемых групп, которые к реальным группам не относятся (по сути - это лишь множества). Сама дифференциация, понимаемая как разделение людей по некому критерию - ничего не дает, так как объективно всегда есть какие-то различия между людьми, пока мы НЕ производим объединение (интеграцию) людей в некие множества на основание того, что их характеристики схожи и находятся между некими критичными значениями.
1.6. По этой схеме созданы все теории социальной дифференциации, но сегодня выяснилось, что вся социальная наука сама не имеет научного обоснования, так как экономические теории оказались сфальсифицированы, хотя бы на том основании, что используемое в них понятие общества не имеет связи с реальным биологическим видом людей, так как основные труды политэкономии были написаны раньше появления теории Дарвина, объясняющей место людей в Природе. В результате такого исторического казуса - модель человека в экономике, равно и в социологии - оказались фантастическими субъектами, часто придуманными ради удовлетворения условий гипотез.
1.7. Я должен специально сохранять понятия и теории марксизма и ортодоксальных экономических теорий (экономикс), так как НЕОКОНОМИКА является научно-исследовательской программой, которая должна включать в себя гипотезы предшествующих мыслителей. Основная часть социальных терминов - это материал рубрики ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ, другую часть терминов - теперь можно отнести к моей новой теории - ТЕОРИЯ ЕДИНИЦ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА в рубрике ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ
2.1. Дифференциация людей в обществе существует объективно и теории дифференциации по разным критериям лишь проявляют структур общества, которая сегодня является очень сложной в связи с появлением множества социальных в которых люди удовлетворят свой иерархический инстинкт. Поэтому появились разнообразные критерии, которые позволяют выявлять структуру НЕ ВСЕГО общества, а отдельных его частей. Например, для торговли - выяснение принадлежности человека к определенной группе-множеству, члены которого имеют одинаковые стандарты потребления, имеет большое значение, но социальную науку такая прикладная дифференциация интересовать не может. Размытие понятия дифференциации имело место всегда, так как по своему смысле каждая теория дифференциации - это гипотеза о том, каким образом можно изменить имеющуюся дифференциацию, создающую несправедливое неравенство людей, тогда как название теорий отражает давлением элиты, котрому авторы теорий не могли противится.