определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
03.12.2017. РАЗДЕЛ еще пишется. НО уже есть пара статей - смотрите левую колонку.
иерархия ТЕОРИЯ ВЛАСТИ ТЕОРИЯ НЕРАВЕНСТА ТЕОРИЯ ЭЛИТ ТЕОРИЯ КЛАССОВ | Иерархия Общесистемные принципы и законы структура Иерархическая организация Социальная иерархия Иерархия доминирования |
Пока нет текста обобщающей станицы предлагаю цитаты из статьи Иерархический инстинкт как фактор появления экономики и главы 3 из статьи Значение иерархического инстинкта.
Многим может показаться, что статья про иерархический инстинкт у людей должна относиться к сфере биологии или психиатрии, но дело в том, что без понятия иерархический инстинкт мы ничего не поймем в разделе Политическая элитология, и даже в рубрике НЕОАНТРОПОЛОГИЯ, так как иерархический инстинкт есть фактор социального развития всех единиц человечества, а главное - иерархический инстинкт есть главный фактор появления и развития экономики у людей. Это открытие сделал Олег Вадимович Григорьев, поэтому данная статья - есть лишь моя попытка развить и обосновать идеи создателя НЕОКОНОМИКИ.
Данная статья не столько про Инстинкт иерархии, как про значение иерархического инстинкта как фактора для возникновения экономики. Читателям, которым нужен биологический аспект - советую перейти на словарную страницу иерархический инстинкт.
Что такое иерархический инстинкт
1.2. Понятие иерархический инстинкт совмещает две категории - иерархия и инстинкт. Для людей свойственны сообщества, которые являются иерархическими организациями, в которых есть порядок подчинённости низших звеньев высшим. Какое-либо управление сообществами людей возможно, если они имеют «иерархическую структуру с вертикальной формой управления (контроля) элементами, входящими в неё. Фактически это пирамида, каждым уровнем которой управляет более высокий уровень». Не случайно в книге Инстинкты человека - иерархический инстинкт квалифицирован как основной для консолидации группы.
1.3. Причем, сами люди ничего не изобретали, так как трёхуровневая система иерархии была унаследована ими от приматов, которые живут в составе стаи (единица вида), где вожак, его «приближёнными» и остальные члены стаи - выстраивают многоуровневую вертикаль иерархии, в которой критерий близости к вожаку - обычно важнее критерия силы.
Иерархический инстинкт у людей2.1. Сам феномен иерархии является свойством сложных систем. В общей теорию систем в разделе Общесистемные принципы и законы можно найти два закона:
2.4. Так как сообщества людей являются сложными системами, то они должны иметь иерархическую структуру. Если сообщество - не толпа, то в нем обязательно существуют иерархия с единственным центром. В противоположность - «полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д.». При этом «биологические системы демонстрируют возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале.» (Пелед А., Гева А. Б., Мозговая организация и психическая динамика, Журнал практической психологии и психоанализа, N 4, 2001.) 2.5. В применении к людям, надо признать, что в их сообществах могут существовать сразу несколько иерархий, которые сложным образом могут выстраивать людей в пирамиды иерархических взаимоотношений, но эти иерархии, как правило, разноуровневые. При этом один человек одновременно может состоять сразу в нескольких иерархиях. Но структурные части, образуемые второстепенными иерархиям, должны быть как-то встроены в общую вертикаль иерархии общества, иначе общество входит в неустойчивое состояние полицентрической системы. Чтобы сохранять целостность сообщества принцип: одна иерархия - один центр - должен соблюдаться неукоснительно. |
Появление иерархического инстинкта
3.1. Кто-то может подумать, что иерархия в человеческих сообществах не имеет ничего общего с иерархией доминирования, присущей животным, но стоит нам почитать определение понятия социальный статус, как становится ясно, что социальная иерархия всего лишь усложненная форма иерархии доминирования. Просто после появления политики элитам по многим причинам выгоднее всячески скрывать этот факт, но иерархия, которую эволюция нашла ради устойчивости структуры человеческих сообществ, сохраняется до сих пор. Ведь иерархия выгодна всем, так как без нее - всем было бы хуже, даже самому низкоранговому члену, жизнь которого вне сообщества была бы совсем невозможной. Единица человечества - и есть та единственная среда, в которой лишь и могут существовать люди. Кроме того, члены сообщества в силу иерархической структуры своих сообществ наделены желанием продвинуться выше по иерархической лестнице поближе к вожаку, что скрепляет группу в единое целое. Вообще представителя рода Homo нельзя представлять вне его единицы человечества, так как люди существуют не поодиночке, а обязательно в социальных группах.
3.2. За миллионы лет - иерархия, как эволюционная находка для обеспечения устойчивости единиц вида приматов, стала имманентным атрибутом стаи обезьян, что потребовало закрепления на генетическом уровне в виде иерархического инстинкта.
3.3. Инстинкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях... У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.
Инстинкты - это врождённые поведенческие программы, побуждающие живое существо к тем или иным действиям, служащим как можно более длительному эволюционному процветанию его генов.
3.4. Ведь у Природы нет другой возможности, как схему поведения, которая за миллиарды повторений - доказала свою полезность для животного, записать ему в гены, чтобы в часто повторяющихся аналогичных условиях - действия происходили автоматически на уровне бессознательных рефлексов. Конечно, у инстинкта - недостаток индукционного умозаключения, но у Природы доводом служила статистика, что вероятность выжить у животного с инстинктом - больше, чем без него. Готовые шаблоны в голове экономят время и, не позволяют тратить энергию на поиски решения каждый раз заново.
Иерархическая структура единиц человечества
3.1. Надеюсь, что я понятно изложил внешние причины для образа жизни людей в составе единиц человечества. Если мы вернемся к определению Каутского, то он подчеркивал СПЛОЧЕННОСТЬ членов группы как орудие в борьбе за существование, что дает нам повод представлять себе каждую эволюционную естественную единицу человечества как СИСТЕМУ, сплочение членов которой обеспечивается благодаря наличию внутренней иерархической структуры.
3.2. Попробуем разобраться с единицей человечества «изнутри». Единицы вида являются самодостаточной системой, сохраняющейся во времени благодаря тому, что такая форма существования гарантирует каждому члену - максимальную безопасность и минимально стабильный уровень получения жизненно важных ресурсов. Структурная целостность единицы вида обеспечивается за счет иерархии, которая выстраивает всех членов по местам в пирамиде привилегий - от вожака до самого последнего члена. При этом каждый член, кроме вожака и последнего, находится в двух ипостасях - (1) является низшим по отношению к членам, стоящим выше него по иерархической лестнице, и одновременно - (2) сам же возглавляет пирамидку из низших по иерархии. Считается, что существует некий модуль умиротворения, благодаря которому при некоторой величине верноподданнических проявлений со стороны низов прекращаются репрессии со стороны верхов. При этом разнообразные искренние проявления страха, благоговения и ответственности перед вышестоящим иерархом является ключевой поддержкой поддержания всей вертикальной консолидации. Самые последние члены, стоящие на низших ступенях лестницы иерархии не имеют ничего против вертикали, тогда как главную опасность для сложившейся иерархии представляют несколько первых членов в списке, которые благодаря модулю самоутверждения, стремятся повысить свой статус в группе или хотя бы не понизить достигнутый, если первое совершает кто-то другой. См. Инстинкты человека. Попытка описания и классификации
3.3. У животных единственным критерием для ранжирования - является физическая сила. У людей уже несколько критериев, по которым в любой системе иерархии постоянно идет борьба за более высокое положение, но даже самый низший член не стремится покинуть группу, так как его положение в сообществе даже на уровне самого низшего члена - лучше, если бы он находился за ее пределами.
3.4. Сам феномен иерархии является свойством сложных систем. В общей теорию систем в разделе Общесистемные принципы и законы можно найти два закона:
- 3.5. «закон иерархических компенсаций» (Е. А. Седов) фиксирует, что «действительный рост разнообразия на высшем уровне обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях»...;
- 3.6. «принцип моноцентризма» (А. А. Богданов), фиксирует, что устойчивая система «характеризуется одним центром, а если она сложная, цепная, то у неё есть один высший, общий центр»...;
3.7. Так как сообщества людей являются сложными системами, то они должны иметь иерархическую структуру. Если сообщество - не толпа, то в нем обязательно существуют иерархия с единственным центром. В противоположность - «полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д.». При этом «биологические системы демонстрируют возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале». (Пелед А., Гева А. Б., Мозговая организация и психическая динамика, Журнал практической психологии и психоанализа, N 4, 2001.)
3.8. При всей противоречивости следствий социальных инстинктов, их действие направлено внутрь иерархии на усиление консолидации группы. Конечно, сегодня иерархия в человеческих сообществах уже не похожа на иерархию доминирования, присущую животным, но стоит нам почитать определение понятия социальный статус, как становится ясно, что социальная иерархия всего лишь усложненная форма иерархии доминирования. Свидетельство тому мы найдем даже сегодня в малочисленных группах людей (например, элита), где линейная иерархия власти проявляется очень четко.
3.9. Функциональная иерархия проявляется через образование временных пирамид иерархий, когда выполнение задачи требует создать систему разделения труда. Функциональная иерархия - это акт технологического разделения труда, когда иерарх в линейной пирамиде - создает из подчиненных временные группу, управление которыми он осуществляет путем установления иерархии функций каждого, участвующего в требуемой цепочке операций. Линейная иерархия - есть результат естественного разделения труда, тогда как функциональная иерархия - есть результат управленческого технологического разделения труда.
Теория иерархии потребления иерархический инстинкт Иерархический инстинкт как фактор появления экономики Критика теорий потребления Не рациональность, а иерархия задает отношение предпочтения Иерархический инстинкт определяет потребление | Полезность Функция полезности Отношение предпочтения Теория рационального выбора Понимающая социология |