На сайте есть небольшая вводная статья для данного цикла статей, в которой дается краткая характеристика Советской зоны, как пример технологической зоны. Для перехода кликнете по ссылке: Теория технологических зон
Понятие технологическая зона
определение понятие значение информация система структура принцип |
Данный цикл статей является моей компиляцией статей Михаила Хазина, в которых есть упоминание теории технологических зон. По-сути данная статья является сочинением по тексту Краткое изложение теории кризиса Михаила Хазина. До сих пор основной работой считается книга Закат империи доллара и конец Pax Americana, изложение которой происходит в историческом ракурсе, как и в моей статье. Мне показалось важным собрать отдельные положения в единую статью, в которой можно было изложить мое понимание понятия технологическая зона.
Потребительский кредит на неотложные нужды Потребительский единовременный кредит Потребительский возобновляемый кредит | Кредит на приобретение товаров Потребительский кредит для молодых семей |
Сегодня уже есть возможность изучать настоящую серьезную науку НЕОКОНОМИКА Григорьева по курсу Олег Григорьев лекции по экономике.
Структура статьи Теория технологических зон |
|
Термин технологическая зонаОлег Вадимович Григорьев, известный ученый экономист, в начале 2000-х годов разработал теорию технологических зон для новой экономической теории, которая получила название неокономика. Концепция технологических зон использует термин технологическая зона в смысле территории, включающей страну или несколько стран, связанных разделением труда в экономике. Понятие технологическая зона можно описать следующим образом – это категория капитализма, представляющая собой независимую самодостаточную экономику, которая производит практически весь необходимый набор продуктов для своего населения за счет разделения труда среди стран в нее входящих. Научно-технический прогресс как механизм технологической зоныМеханизмом для появления и развития технологических зон стал научно-технический прогресс, который за счет инноваций и дальнейшего углубления разделения труда удешевлял производство старых продуктов и способствовал появлению принципиально новых. Это позволяло получать гораздо большую прибыль на вложенный капитал. Очевидно, что для любой экономики целесообразно любой продукт производить там, где будут меньше затраты. Производство отдельных частей сложных изделий (а таковых все больше и больше) распределяется по территории технологической зоны, что приводит к усилению кооперации.
|
В целом объединение государств и отдельных экономик является прогрессивным, но господство одной страны над другими в технологической зоне приводит к неравенству, чреватому проявлением недовольства. Пока имеет место общий подъем - все довольны, но во время кризиса главная страна начинает решать свои проблемы за счет остальных (а чего ей стесняться?), поэтому противоречия из экономики переходят в политику.
Но, если смотреть на технологическую зону как на общую экономику, то происходит удешевление любого продукта. В этом заключается сила научно-технического прогресса как "пружинки" капитализма (впрочем, и социализма, о чем смотри ниже). Удешевление затрат на производство продукции толкает предпринимателей к инновациям, которые позволяют получить все большую прибыль на вложенный капитал. Погоня за повышением прибыльности капитала была тем стимулом, который позволил человечеству соверщить с 16 века поистине огромный технологический рывок.
Весь этот рывок происходил в рамках отношений, которые принято называть капитализмом. В силу исключительных исторических особенностей современный научно-технический прогресс начался в нищей средневековой Европе, а не в других частях света.
Почему Европа стала территорией, где сформировался капитализм
К середине второго тысячелетия нашей эры население Европы было довольно многочисленно и поголовно было носителем Христианского глобального проекта, который, правда, раскололся на Православие и Католицизм.
Понятие глобальный проект подробно раскрывается в разделе Теория глобальных проектов.
Носитель идей Христианского проекта жил в рамках тех постулатов, которые записаны в Библии, среди которых был постулат о греховности ссудного процента.
Как доказывает теория глобальных проектов, в мировоззрении носителя проекта нельзя что-то изъять или заменить, настолько отдельные положения христианства спаяны в единый монолит. Далее мы увидим, как изъятие одного единственного постулата о греховности ссудного процента трансформировало весь Христианский проект в Западные глобальный проект, в котором основным стал постулат о безудержной наживе.
Однако к тому времени насущная жизнь приводила к концентрации капитала, например, морские экспедиции требовали огромных средств, для которых надо было объединить состояние многих людей. К тому времени в торговых республиках появляются банки, как инструмент концентрации отдельных мелких денежных средств в капитал таких масштабов, что на него стало возможным осуществлять крупные проекты.
Банки по своей природе изначально способны мультиплицировать новые деньги, так как банкир под остаток средств, оставленных вкладчиками в его хранилище может выдать кредит другому человеку. Ведь само слово банкнота происходит от названия расписок банкиров, которые они выдавали вкладчикам взамен монет, которые оставались в банке в виде вклада. Эти бумажные расписки (ноты банка - квазиденьги) постепенно стали участвовать в обороте как настоящие монеты, хотя в те времена только монеты были настоящим платежным средством. В это же время банкир чужие настоящие монеты пускал в оборот для получения собственной прибыли.
В денежном обороте появляются как квазиденьги в виде банкнот - расписок банкира, стоимость которых состояла лишь в честном слове банкира вернуть вклад с процентами, так и остатки вкладов клиентов на счетах банкира в виде монет, которые банкир временно хранил у себя. Когда люди начинают брать у банкира его расписки и использовать их при взаимном расчете, у банкира появляется излишек настоящих денег в виде монет, который банкир может дать в кредит под процент.
Как видим, именно банки – если шире, то разного вида кредитные организации (кассы взаимопомощи, страховые и т.п. – становились ключевым инструментом (институтом) экономики европейских стран в конце средневековья.
Собственно в Китае банки существовали еще до нашей эры, что, однако, не привело к появлению там капитализма.
Какие такие обстоятельства позволили капитализму появиться именно в Европе?
Вспомним опять про Христианский глобальный проект, носителем которого в средние века был каждый европеец. Христианство порицало получение прибыли за кредит - ссудный процент – как один из основных грехов. Менял и ростовщиков, из которых крупных называли банкирами, считали презираемым сословием в средневековом обществе. Однако потребность в кредите у граждан и в экономике все время нарастала и ее приходилось как-то решать.
По-сути, банки торговых республик средневековья создавались для страхования торговых операций купцов, бывших правящим сословием. Прямо никто не говорил о ссудном проценте, когда банки получали вознаграждение за кредит. Потребность в частном кредитовании решалась за счет ростовщиков, среди которых преобладали лица другого вероисповедания – чаще иудеи, а так же часть итальянцев, которые еще поддерживали родственные и деловые отношения на территории развалившейся Римской империи. Ростовщики из числа иноверцев находились как бы вне общества и им прощалось нарушение постулата о греховности ссудного процента. Власти под оправданием церковного запрета иногда притесняли ростовщиков, но по причине постоянной нужды в привлечении денег сами были вынуждены занимать деньги у банкиров.
Протестантизм как повивальная бабка капитализма
Северная Европа стала местом, где противоречие между мировоззренческим церковным запретом и объективной потребностью в кредите (который могли концертировать лишь банки) были решены за счет нового религиозного течения в рамках Христианского глобального проекта. Протестантизм, идейным лидером которого стал Мартин Лютер, разрешил на практике получать ссудный процент с капитала.
Именно этот факт сегодня использует Михаил Хазин для определения капитализма. Если вы прочтете те определения капитализма Википедия, которые сегодня содержит ВикипедиЯ, то суть определения "замылена" идеологическими воззрениями составителей определения. Собственно таковым было и марксистское определение капитала, которое давала политэкономия:
Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму — первой фазе коммунизма. (Большая советская энциклопедия)
Карла Маркса в его трудах в первую очередь интересовала прибавочная стоимость, которую капиталист получал при эксплуатации рабочих.
Хазин определение капитализма дает как устройство общества, основанного на получении ссудного процента физическими лицами.
Течение протестантизма охватило северную часть Европы и сегодня эта граница видна невооруженным глазом как черта между индустриальным севером Европы и аграрным югом, население которого еще долго оставалось в рамках постулатов католицизма о греховности ссудного процента. Развитие капитализма в странах юга Европы получало незримое сопротивление от носителей христианского глобального проекта.
Однако последствия изъятия одного единственного постулата из фундамента христианства привело приверженцев протестантизма в лоно нового глобального проекта - Капиталистического глобального проекта, который по причине неустойчивости его догматической базы трансформировался в Западный глобальный проект, названные так по причине вовлечения в него и стран Северной Америки. Опорной страной Западного проекта стали Соединенные Штаты Америки, жители которой стали носителями идеи безудержной наживы.
Все изложенное выше дано для прояснения тех процессов, которые послужили причиной появления капитализма в Европе, а никак не в других частях мира.
Отличите технологической зоны от империи
Понятие технологических зон надо отличить от империй, в которые расширялись некоторые государства в древности. В докапиталистическую эпоху расширение государств было способом обеспечения населения страны завоевателей средствами существования за счет ограбления завоеванных стран. При этом задача превращение их в рынки для продукции из метрополии не стояла на первом месте. Собственно избытка продукции еще не было, скорее наоборот. Огромная Римская империя, которая за тысячелетие своего существования создала экономические связи между странами Средиземноморья и всей Европы, которые имели элемент разделения труда. Кроме того мануфактуры Древнего Рима имели очень высокую производительность труда, однако рабовладельческий строй не способствовал появлению новых потребителей. Экономика Древнего Рима создала высокие стандарты жизни лишь для граждан империи за счет рабского труда. К IV веку Римская империя фактически распалась на две и ее центр был перенесен в Константинополь, Рим потерял значение главного города империи. Изменились политические принципы устройства, когда за счет верхушки завоеванных стран число граждан города-республики Рима было размыто. Становление христианского глобального проекта в западной Европе происходило в нескольких конкурирующих центрах, так как Рим христианство не принял, но сам так и не смог создать свою мировую идею. Рим перестал быть опорой мирового порядка вначале идейно, противопоставив себя христианской Европе. Население окружающих стран считало Рим очагом порока, достойным божеской кары. Рим еще держался на вершине мироустройства благодаря многовековой традиции, но завоеватели, пришедшие извне границ империи не проявили к нему никакого снисхождения. Потеря идейного лидерства привела Рим к окончательному падению. Передовая технология и высокая культура Древнего Рима были заброшены и забыты в период становления Христианского глобального проекта, так как люди в западной части империи перестали в них нуждаться.
Восточная часть Римской империи – Византия - так же испытала процесс упадка культуры и технологий, но сохранилась на обочине Европы благодаря православию, ставшим ее идеологическим стержнем.
Приток рабов для экономики Рима иссякает. Производительные мануфактуры прекращают производство, так как нет рынков для сбыта. Жители окружающих стран, принявших христианство, считают Рим больше очагом разврата, ждущего кары небесной, чем ориентиром для подражания. Даже после своего падения Рим будет еще долгие годы по привычке считается центром для ближайших стран, но завоеватели издалека без особого сопротивления завоевывают его раз за разом.
Древний Рим теряет источники своего экономического могущества в виде серебряных рудников в Испании. Уменьшение средиземноморской торговли с колониями приводит к уменьшению поступления продуктов, а сельскохозяйственные земли Италии разделены на многочисленные участки, владельцы которых не способны производить достаточный объем продуктов для прокорма городов. Население Италии сокращается.
Следствием распада Римской империи стало обнищание колоний, экономика которых откатилась к натуральному хозяйству. Европа становится одной самых нищих территорий в границах бывшей империи. Методом обеспечения пропитания отдельных государств снова становятся разбойнические войны с соседями, которые позднее перерастают в крестовые походы за пределы Европы. Ухудшение материального положения способствует укреплению института церкви, которая пользуясь своей идеологической монополией, становится основным феодальным собственником. Экономическое и социальное развитие останавливается, так как цели, который церковь установила для государств и жителей, направлены не на изменения, а только на воспроизводство прежних отношений в новых поколениях.
Более тысячи лет Европа живет по законам, установленным католической церковью. Для закрепления своего господствующего положения в европейских странах духовенство создает свой центр в Ватикане в центре Рима. Надстройка над государствами обеспечивает католической церкви власть не только над умами простых верующих, но и правителей европейских стран. Бастионами господства церкви, не только идеологического, но и материального, становятся монастыри, распределенные по всей территории Европы. В них сосредотачиваются основные богатства государств.
Все это порождает противоречия со светской властью, ущемленной гнетом церкви и отсутствием реальной полноты власти. Оковы церковных догматов начинают ослабевать в эпоху Возрождения, когда на словах еще признаются приматы веры, но в личной жизни люди начинают отходить от правил, предписанных церковью. Торговые республики создают крупные банки для страхования торговых операций, а их масштаб приводит к повышению жизненного уровня их жителей на фоне остальных государств.
Торговля способствует развитию кораблестроения, а выросшие характеристики кораблей позволяют совершать завоевательные походы в другие части света. Ведь Европа все еще остается отсталым регионом, не обладающим природными богатствами, которые можно было бы обменять как товар.
Снятие запрета на ссудный процент
Обострение противоречий приводит к падению авторитета церкви в середине второго тысячелетия, когда в Европе климат похолодел настолько, что данному периоду дали название "малый ледниковый период" в Европе. Быстрое наступление зимы не позволяло вырастить и собрать урожай за короткое лето. Рушилась патриархальная жизнь и городов и основного населения из сельских жителей, которым нечем было обмениваться. Нужен был избыток местного продукта, который можно было обменять там, где было продовольствие. Однако на пути увеличения производства продуктов стояла церковь, утверждавшая, что размеры и способы производства не должны изменяться. Главным догматом, препятствующим развитию экономики был библейский запрет на получение ссудного процента. Любой производитель не может произвести из ничего, а для увеличения производства нужно взять откуда-то дополнительные деньги, купить орудия труда, сырье и нанять рабочих. Очевидно никто даром не даст, значит, нужен материальный стимул для участия деньгами в расширении производства, а это уже ссудный процент, который осуждается носителями христианских ценностей, тем более самой церковью, как общественным идеологическим институтом.
Интересы власти совпали с недовольством народа, который жил на грани голодной смерти от череды неурожайных лет, что послужило поводом для разграбления монастырей как кошельков церкви, где она хранила основные богатства. В некоторых странах властители начинают раскулачивать монастыри, а народное недовольство выражается в новом религиозном течении, получившим название протестантизм, лидером которого стал Мартин Лютер. Северная Европа быстро приняла протестантизм как государственную религию. Хотя в догматах новой христианской веры постулат о греховности сохранился, но как и многое из остальных католических предписаний, его просто перестают исполнять.
Первая технологическая зона
Одной из первых стран Европы протестантизм принимает Англия, где король ради денег решается на открытое разграбление монастырей. Фактически Англия объявляет войну католицизму и, пользуясь своим островным положением, начинает укреплять морской флот, который, как оказалось, можно употребить и для завоевания заморских территорий. Причем, завоевания теперь делаются не столько ради разграбления захваченных стран (как это делала Испания), как для продажи туда излишков собственного производства. Захватывая новые страны, Англия увеличивает рынок сбыта, что позволяет увеличить производство в самой Англии, а это требует захвата новых колоний, которые можно превратить в новые рынки сбыта.
Часть 2
Во второй части статьи вы узнаете про возникновение технологических зон и мировые войны, которые являются способом расширения одной зоны за счет других.
Часть 3
Теория технологических зон Хазина
Заключительный этап расширения и слияния технологических зон совпадает с периодом формирования настоящего кризиса, который как доказывает теория кризисов Хазина, является структурным для всей капиталистической формации.
Сегодня для тех, кто еще помнить исторический материализм, можно сказать, что теория технологических зон является частью сквозного описания истории, аналогичного историческому материализму. Сегодня Олег Григорьев уже несколько по другому составляет свою науку НЕОКОНОМИКА Григорьева, изучить которую вы можете по его научным лекция Олег Григорьев лекции по экономике.
Для облегчения усвоения материала читателями я выложил стенограммы частей Первой лекции:
Олег Григорьев лекция по экономике №1 часть 1 со стенограммой и пояснениями.
Олег Григорьев лекция по экономике №1 часть 2 со стенограммой и пояснениями.
Данная статья написана для пояснения положений разделов Микрозаймы в Тамбове, Экспресс кредит в Тамбове, Кредит наличными в Тамбове, Кредитные карты Тамбов. Ссылка на данную статью: //design-for.net/page/teorija-tehnologicheskih-zon-grigoreva
Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь: