Варяги и Русь
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
20.03.2016. На дату написания данной статьи в связи с окончательной фальсификацией марксизма в России советская историография потеряла статус науки. Ведь исторический материализм писался на основе положений о классах и объяснял сквозную историю человечества фактором классовой борьбы, а победил американский либерализм, который позволяет каждому выбрать себе историю по вкусу. В результате мы видим, что история раскололась на отдельные сказки, фантастичность которых зависит от степени вменяемости авторов, что наглядно подтверждает (близкая к власти) историография на Ukraine, где буйно зацвел укроп.
Новая история будет писаться историками, знающими положения НЕОКОНОМИКИ, главным из которых являет фактор глубины разделения труда, который определяет взаимодействия между сообществами людей.
Потребительский кредит на неотложные нужды Потребительский единовременный кредит Потребительский возобновляемый кредит |
| Кредит на приобретение товаров Потребительский кредит для молодых семей |
Собственно, все эти поиски местечковых истоков слов «русь», «рос», как и «варяги» - лежат в русле ветхозаветной борьбы между норманнской и автохтонной версий появления государственности у восточных славян, которую начал еще Ломоносов. Сегодня вся эта борьба выглядит убого идеологизированной, да, к тому же - обе теории были не верны.
Впрочем, как нормандская теория так и автохтонная стоят на признании реальным фактом летописного призвания Рюрика на княжение в Старую Ладогу. При этом мы сразу из реальности попадаем в миф, созданные русской летописью Повесть временных лет, которая никак не может служить источником достоверных знаний по истории Руси. Это миф был создан при династии Рюриковичей и признан династией Романовых, и по многим причинам большевики без критики приняли эти положения истории Руси. Конечно, с отказом от марксисткой идеологии должен был произойти пересмотр положений советской историографии, но тут случился конфликт Украины с Россией, который вывел вопрос о появлении государственности у восточных славян на передовую линию в борьбе с украинством, как антироссийской идеологией.
Усмотреть в факте создания государственности варягом Рюриком какое-то уничижение славян – могли лишь большевики, потому как норманны создали несколько государств в Европе и там никто от стыда - не умер. При этом надо понимать, что государственность уже была у восточных славян в виде Союза, а у Рюрика - в результате переворота в Новгороде - появилась лишь та организация управления, которую и принято назвать государством по европейским критериям. Рюрик лишь приватизировал власть (до него приглашенных арбитров было много), сделал себя монархом и тем самым закрепил власть не только за собой лично, но по принципу наследования.
А, вот отрицание роли Рюрика из германского племени россов - приводило к поискам местечковых великих россов, наподобие той фантастики, которой ныне занимаются украинские историки, выискивая к свежему названию Украина – великих укров в древности. Читаем Проблемы Украины и История Украины как государства
В статье я пытаюсь отстоять гипотезу, что слово «варяги» - есть русская обработка древнескандинавского слова Vaeringjar, как представлялись славянам выходцы из германских народов, спускавшихся по рекам восточноевропейской равнины из Балтийского моря на Черное море ради найма на службу как наемные охранники в Византийскую империю. На слух слово звучало как «вэринг», поэтому славяне переделали его в слово варяги.
Я думаю, все понимают, что привязка появления государственности у восточных славян к дате прибытия Рюрика - это подхалимство летописца перед потомками Рюрика, так как тут же в летописи мы читаем – что ранее Союз племен славян и финно-угров уже неоднократно приглашал варяг – потом им не платили дань или изгоняли. А к моменту приглашении Рюрика даже существовало «общественное мнение» - что, мол, без зарубежного арбитра нельзя, так как местные князьки начинают драться меж собой. И получается = что ДО РЮРИКА – государственность у древних славян УЖЕ ЕСТЬ на уровне «племен» и ДАЖЕ СУЩЕСТВУЕТ СОЮЗ, который решает вопросы внешних сношений = типа приглашать ли германцев на княжение. Тут, как в басне - моську видим, а СЛОНА - в виде уже сложившейся государственности - в упор не замечаем, называя опять все непонятным словом «племена», будто славяне ДО РЮРИКА в своей дикости лазили по деревьям.
Очевидно, что государственность была уже у праславян в 4 веке, которых римские и византийские источники даже перечисляют как крупные союзы славянских племен – венеды, анты, склавины. Эти источник содержат жалобы императоров на поражения, которые терпят их регулярные армии самых организованных государств того мира от «отрядов» славян. Тогда надо признать использование термина племена – совершенно неверным – так как наличие армий, способных разгромить римские войска, говорит об наличие сильной централизованной власти в союзах славянских племен. Мы даже знаем, что Западную Римскую империю лишили средств к существованию не варвары, периодически разрушавшие Рим, а славяне и франки, просто своим натиском на римлян с востока и запада, ужавшие ее территорию до границ Италии. Другое дело, что территория праславян как раз лежала на дороге, по которой кочевники из Азии врывались в Европу, что не оставляло им шанса иметь эту государственность как чисто славянскую. Верховья Дона и Днепра и кругом Карпат в венгерскую равнину – вот извечный проход для кочевых народов, которые часто оседали среди живущий здесь славян и образовывали государства – в принципе из славян, как основой массы подданных, но по названию - принадлежащих завоевателям (впрочем, как и название Русь). Мы знаем германцев готов из Швеции, создавших по неосторожности свое государство в Причерноморье, но, оттесненные гуннами на славянские земли, где они растворились среди славян, обогатив древний славянский язык готскими словами. Если готы переселились всем народом, то гунны были тюркскими кочевниками, просто совершившими рядовой набег, но нечаянно оказавшиеся владельцами огромного края. Национальный состав гуннов был с преобладание славян, что повторилось и при аварах, создавших каганат в центре расселения славян. Относительно малочисленные кочевники лишь составляли элиту государственных образований, которая быстро перемешивалась со славянской кровью (аналогично рюриковскому государству). Аварский каганат воевал с Византией при помощи армии, которая состояла из славян – объективно сыграл решающую роль в освоении славянами Балканского полуострова. Просто славяне были подданными Аварского каганата и заселяли отвоеванные теплые земли на Балканах. Тюрки еще поступал в элиту каганата, видно для укрепления войска, но со временем там вызрела славянская элита, что и привело к растворению аварского каганат среди славянских каганатов - почему-то называемых «племенами» восточных славян, которые и стали прообразом Киевской Руси.
Вообще термин «племя» – как бы подразумевает ОТСУТСТВИЕ государственности в привычном нам смысле, и потому славяне выглядят этаким народом, не способным самостоятельно создать собственное государственное образование. Как я уже сказал – ВСЁ ДЕЛО В ГЕОГРАФИИ – место на перекрестке удобно, но неуютно, как видно было нашим протославянам, о которых упоминал Геродот в описаниях войны скифов с персидским царем Дарием еще в VI в. до нашей эры. Собственно, речь идет о племени невров, как предполагаемых протославянах – ну, впрочем, чем наши предки могли отличаться от невров, тем более что те жили как раз в верховьях Дона. Смысл описаний состоит в том, что скифы, имевшие государство в Причерноморских степях, перед нашествием Дария собирают совет из представителей 14 сарматских племен, среди которых упомянуты и невры. Те, правда, в войне участвовать отказались – мол, нам персы пока ничего плохого не сделали - за что понесли наказание, так как вначале по их землям прошли персы, а потом по ним прошла скифская союзная армия, преследующая персов. В результате неврам пришлось бежать с Дона как раз в Днепровский регион, который железно считается прародиной славян.
Из этого экскурса в историю славян следует, что государственность у славян была задолго до Рюрика – тот лишь сообразил, что надо создавать наследственную монархию, чтобы в следующий раз не прогнали и так скрутить славян и свою Русь, как назвали дружину из его соплеменников германцев, что никто уже не заикался о смене правителя на Руси еще почти целое тысячелетие. Это сегодня по невежеству советских историков мы воспринимаем государство не иначе как монархия. Они просто не преодолели понимание государства, унаследованного от царских историков, которые не мыслили (да и хто бы им позволил) иную форму, кроме как монархии.
Исходя из циничной теории элит, мы должны осознавать, что даже НЫНЕШНЯЯ история Руси и России досталась нам написанной под заказ царской монархии – вначале династии Рюриковичей – следом переделанная под династию Романовых. Наши предки поняли, что они - русины или русичи, лишь после того, как князь Олег захватил Киев и убил своих же соплеменников варягов Аскольда и Дира, вина которых состояла лишь в том, что они не были членами семье Рюрика. Тем самым Олег на много лет вперед показал всем, что править на Руси могут лишь потомки Рюрика, даже не взирая на великие заслуги киевских самозванцев Аскольда и Дира, не раз ходивших победными походами на Царьград. Именно тогда под впечатлением расправы и общего страха, каждый живущий на территории империи Вещего Олега, осознал, что он - есть подданный это жестокого германца из племени Русь.
Понимания себя бесправными рабами киевского каганата объединило восточных славян и финно-угров под именем русины или русичи, которое было изначально не этнонимом, а лишь самоназванием подданного Олега Русского. Другое дело, что через второе поколение сама русь, по которой мы понимаем дружину и элиту государства Рюрика и Олега из этнических германцев, сама превратилась в русинов, так как была малочисленной и для управления вынуждена была привлекать славян, с которыми вскоре все русы перероднились. Если в первых хрониках византийцев в описаниях первых походов на Царьград описывается приход руси (как германцы отдельно), а с ней - славянские рядовые в армии, в которой рюриковские варяги были офицерским составом, то потомки этих армий уже однозначно именуются русью, правда, на греческом языке - это слово было созвучно слову Россия. Потому как-то смешно обижаться на Рюрика, который относился к возглавленному им государству восточных славян, как к своей личной собственности – потому как хотел - так и назвал. Искать истоки названия Русь среди славянских артефактов – очевидно большая муть, хотя слов с корнем «рус» или «рос» и даже «вар» - в русском языке достаточно много. Однако уподобляться украинцам, которые выискивают себе в предки какое-то племя укропов под название своего государства – СМЕШНО и - не достойно великой нации. Ндравится или нет – но такова наша история, в которой монархи России всегда были этническими немцами.
А вот, почему в Европе почти во всех государствах были монархи их германцев – это уже другая история = про европейскую территориальную империю, которая была всегда ярым врагом российской территориальной империи.
Собственно для образования государственности у восточных славян происхождение самих варягов и их названия - самого слова варяги – не играет ни какой роли. Сегодня нам трудно выяснить их источник, так как в истории названия, похожие по звучания появляются регулярно и повсеместно, как и слова с корнем «рус» или «рос». Скорее всего, приход норманнов из племени русов на территорию будущей Руси, имевший своим последствием появление государственности у восточных славян - ни чем не отличался от аналогичных завоеваний норманнов (даже правильнее - скандинавов) в Европе, где они стали создателями нескольких государств. Для увеличения ШРИФТА надо зажать CnrL и прокрутить колесико мышки вперед. | Рис.1 Прибытие Рюрика с братьями в Новгород. Варяги картинки при нажатии могут увеличиваться. |
Варяги русыХарактеристика варяг хорошо изложена в словарной справке - варяги (автор Шаскольский И.), которую я полностью привожу ниже:
Рис.2 Николай Рерих. Заморские (варяжские) гости |
Теория возникновения государства восточных славян
Очевидно, праславяне в те времена не определяли конкретную этническую принадлежность гостей с берегов Варяжского моря, как еще несколько столетий называли Балтийское море, обозначая всех выходцев из скандинавских норманнов или германских племен обобщенным именем - варяги. Такая неопределенность позже стала поводом называть варягов географическим термином - немцы, как собирательное наименование всех «немых» в смысле «не знающих русского языка». Некоторые историки выводят род Рюрика варяжского аж от прадеда Гамлета короля датского Рёрика, другие считают выходцем из германского племени Рос, но нашествие норманнов, которое происходило повсеместно в Европе, делает версию скандинавского происхождения всех варягов - наиболее близкой к истине.
Данная статья о варягах написана в терминологии и идеях теории элит, выложенной в разделе Элитология, в которой появление любого государства объясняет Концепция государства как стационарного бандита. Определение понятия элита как неотъемлемого элемента каждого государства как группы людей, захвативших привилегированное положение в обществе, делает бессмысленными споры вокруг теории происхождения государства восточных славян. Формирование у восточных славян государственности происходило независимо от этнической принадлежности группы людей, занявших, очевидно, насильственным путем место элиты в появившемся государстве Русь. Любая из - норманнская теория, центристская или антинорманнская - это расовая теория возникновения государства восточных славян, которая никак не объясняет причины образования государства восточных славян.
Возникновение государственности у восточных славян
Становление государственности у восточных славян в действительности, наверняка, происходило по духу близкому к норманнской теории, только нам русским нечего стыдиться за своих предков – просто, так создавались ВСЕ государства - путем захвата и занятия места элиты в покоренном обществе. В отношении Руси можно сказать, что пришли вооруженные бандиты - «кочевники моря», как назвали всех этих викингов, норманнов, варягов, - хлынувших в поисках лучших мест из Скандинавии по причине перенаселения. Некоторые норманны, делая набеги как пришлые со стороны бандиты, уничтожив местных властителей, уже не возвращались на свою родину, оседая на завоеванной земле как на своей собственности, превращались в бандитов стационарных, потому что так собирание дани с покоренных жителей было более гарантировано неотлучным присутствием самого бандита рядом. Таким способом, кочевой бандит становился элитой созданного им государства и теперь защищал эту систему своего господства как свою ЛИЧНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ от посягательства других бандитов, как соседних стационарных, так и от набегов остальных вообще кочевых.
Более подробно тема образование государства у восточных славян раскрыта в статье государственность восточных славян.
Варяги Википедия
Понятие варяги Википедия трактует как обобщенное название для торговцев или вооруженных людей на службе у императора Византии, где все норманны и варяги назывались одним словом варинги (варанги). Славяне переиначили слово варинги на свой язык как слово варяги.
Варя́ги (др.-сканд. Vaeringjar, греч. Βάραγγοι) — группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии - варяжский вопрос. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Балтийского региона, наёмными воинами - варинги или варанги - либо торговцами (европейскими) в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.).
Древнерусские летописи связывают с варягами-русь появление государства Русь («призвание варягов»). Ряд источников сближает понятие «варяги» со скандинавскими викингами, а с XII века на Руси лексема «варяги» заменяется псевдоэтнонимом «немцы».
Из византийских источников известны варинги как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века. Скандинавские источники также сообщают о том, что некоторые викинги вступали в отряды варягов ((варанги, варенги, вэринги), находясь на службе в Византии в XI веке.
Так же из летописей известно, что наемная варяжская дружина для князей уже Киевской Руси исполняла ту же роль, что и варяжская гвардия при императорах Византии. Рис.4 Варяжская гвардия охраняет Константинополь.
Путь из варяг в греки
В русской речи существует древнее выражение «из варяг в греки», в котором под «греками», очевидно, подразумевалась Восточная Римская империя – Византия, государственным языком которой был греческий. Под «варягами» надо понимать обобщенное наименование жителей берегов Балтийского моря, которое восточные славяне называли Варяжским. Дело в том, что составители русских летописей черпали факты своей собственной истории в первую очередь из письменных источников Византии, откуда впоследствии полностью была перенята терминология, примером чему служит принятие греческого слова Рош для названия государства – Россия, которое отодвинуло древнее наименование Варяжская Русь.
Восточная Римская империя свой основной торговый оборот вела по Средиземному морю, связывавшему ее с жителями Южной Европы, а вот северная Европа имела торговые сношения с Византией по маршруту, который начинался от Финского залива на юг по рекам европейской части современной России.
Варинги
В самой Византии слово варинги (слово варинг - составное из var и ing, что означает «давший клятву», было переиначено славянами в варяги) использовалось для наименования солдат наемного войска, так как Восточная Римская империя широко применяла практику привлечения иностранных воинов для формирования так и называемой варяжской гвардии. Поэтому для тогдашних славянских племен, живущих по маршруту путь из варяг в греки, привычным было движение по рекам групп из немецких или скандинавских вооруженных людей. Вряд ли проходы дружин варяг всегда были мирными, так как им ничего не стоило пограбить или захватить власть в тех слабых государственных образованиях, которые имелись на территории будущей Руси. Надо иметь в виду, что и государства тогда были не совсем такие, как мы себе привыкли представлять. Единоличный владетель «государства» (феодал) имел шайку вооруженных людей - дружину, при помощи которых он (обычно осенью) делал полюдье - лично с дружиной обходил «свои» земли и собирал дань, свезенную в погосты.
Вот, какую территория (феод) – феодал лично мог обойти в сезон, таково и было его «государство», а походы в иные сезоны и на другие земли были захватами или поборами с территории чужого «государства». Очевидно, что феодал просто не мог физически контролировать большую территорию. Потому причиной позднего образования какого-то заметного в смысле большого и сильного государственного образования на территории будущей Руси надо считать рассеянное расселение жителей. Какие-то государственные образования, скорее всего, были локальными точечными вокруг более-менее крупных населенных пунктов, где плотность заселения была выше средней.
Политическая раздробленность русских земель, которая служила источником постоянных межплеменных войн как между славянами, так и другими племенами, как раз и послужила поводом для призвания варяг, от которых ждали их прекращения. Однако экономические причины раздробленности русских земель не позволяли создать централизованное государство (создание централизованной империи восточного типа удалось осуществить намного позже только Ивану Грозному за счет уничтожения всей свой родни из рода Рюриковичей на фоне появления денег), варяги же лишь перенесли эту раздробленность на более высокий уровень - уровень княжеств, размерами более крупных по сравнению с ранними государственными образованиями на уровне племен.
Летопись Нестора Повести временных лет свидетельствует о существовании феодов задолго перед Рюриком, в которых для защиты приглашались так же выходцы их варягов – очевидно из проходных вооруженных скандинавов, которые пытались стать стационарными бандитами для разных племен, населявших славянскую часть пути «из варяг в греки».
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.
Норманны на Руси
Как видим, летопись содержит упоминание о более раннем присутствие варягов, которых по летописи впоследствии изгнали, так как, вероятнее всего, покорении местных племен (так мягко называемое в летописях «приглашение на княжение») пришлыми военными захватчиками сопровождалось периодическими их изгнаниями.
Зарождение государственности у восточных славян в виде крупных территориальных империй, объединивших существовавшие ранее мелкие племенные княжества, как свидетельствуют летописи - происходило одновременно в двух центрах, из которых северная империя ильменских словен со столицей в Новгороде - Новгородская Русь впоследствии просто завоевала и присоединила южную империю полян со столицей в Киеве.
Фактором формирования обеих империй стали варяги, которых по «легенде о призвании варягов» сначала пригласил миром в Новгород союз племен, перечисленных в летописи как ильменские словене, кривичи и чудь, а уже часть этих же варягов (бояре из дружины Рюрика - Аскольд и Дир с родственниками) почти одновременно захватила власть в городе Киеве, бывшим столицей полян, представляющих собой самое многочисленное племя среди южных восточных славян.
Аскольд и Дир
Единая Русь ведет прямую линию от Рюрика в Новгороде, где он создал государство под названием Новгородская Русь, которое уже после смерти Рюрика его приемником князем Олегом было расширено присоединением южного союз славянских племен – каганата Аскольда и Дира. Как мы узнаем из летописи, «эти два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом». Скорее всего, эти «мужи» были посланы Рюриком, что бы разведать путь в Царьград – древнее название столицы Византии на Руси, но те по дороге осуществили успешный захват власти в Киеве (Кий Киев) на Днепре, бывшим столицей полян.
Захватив власть в южном союзе славянских племен, прежде плативших дань Хазарскому каганату, теперь уже сомоназвавшиеся князья Аскольд и Дир не только отвоевали независимость от Хазарии, но при помощи многочисленных варягов, прибывших частично и из Новгородской Руси из дружины Рюрика, совершили несколько походов в Царьград. За 20 лет своего «своевольничания» князья Аскольд и Дир доказали, что стратегическое положение Киева и союз южных славянских племен вокруг полян, имеют большие преимущества, каковыми Новгород Рюрика не обладает.
В 882 году князь Олег, принявший после смерти Рюрика в 879 году управление Новгородской Русью, «взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску…», далее взял Любеч, где посадил своих наместников. Конечной целью похода князя Олега определенно был Киев, который он взял, судя по летописи лишь кровью Аскольда и Дира, предъявив им упрек в отсутствии у них родства с родом Рюрика, для чего перед убиением Аскольду и Диру был предъявлен истинный наследник Рюрика – малолетний Игорь. История Аскольда и Дира была освящена русской Православной церковью, в которой принята легенда, что принявшие христианство князья Аскольд и Дир были выданы язычниками Киева князю Олегу. Обманом ли были выманены Аскольд и Дир из Киева или выданы язычниками, но судя по летописи, в Киеве легко пережили весть, что Аскольда и Дира убил князь Олег.
Сегодня информацию о князьях Аскольд и Дир Википедия разделяет на отдельные статьи: князь Дир и князь Аскольд, а продолжения истории, связывающей имена - Аскольд и Дир Рюрик – вы найдете в словарной статье Аскольд и Дир. Собственно объединение и дальнейшее единство Руси было создано Вещим Олегом в 882 году убиением Аскольда и Дира, ознаменовавшим создание единого государства под названием Варяжская Русь.
Варяжская Русь
Скорее всего, славянские племена издавна приглашали варягов как умелых вооруженных защитников, которые уже давно специализировались как наемники в Византии. Наверно, «независимость» восточных славян в течение многих столетий от проходящих варягов можно объяснить как раз присутствием нанятых отрядов варяг, что фактически означало наличие военного союза с норманнскими и германскими племенами, населявшими берега Балтийского моря. При этом, покорение восточных славян самими русскими варягами было предсказуемо, а Рюрик варяг из племени русь реализовал его с неимоверным успехом.
Возможно, захват или так называемое призвание на княжение Рюрика не сопровождалось кровью, так как уже было определенное осознание полезности сильной власти, которая уже своим существованием предотвращала межплеменную рознь. Однако опоэтизированному сглаженному описанию призвания Рюрика в Новгород как приглашенного князя, которому вторят тексты летописей, описывая захват власти Рюриком легендой о призвании варягов с целью прекращения межплеменной войны, мы обязаны той банальной причине, что потомки этого самого Рюрика надолго стали владельцами земли русской, а правда - могла нанести урон авторитету династии Рюриковичей.
Антинорманизм, у истоков которого стоял Ломоносов, наверняка прав в том, что варяги мало что внесли в сам уклад жизни славян, ограничившись названием Русь для объединенного государства, но и никакого высокого гражданского самосознания у славян, рассеянных на огромной территории, очевидно, не было. Реальное покорение и захват власти варягами в Новгороде, очевидно, был не таким уж романтическим, как легенда о призвании варяг с подношением даров, придуманная монахом Нестором явно в политических целях.
Посмотрим на цитату из летописи Повесть временных лет, которая описывает так называемое призвание варяг союзом племен, в который в 862 году входили: ильменские словене (жители земель Новгорода), кривичи (другое славянское племя) и чудь (угоро-финны родственные эстам):
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Собственно в Киевской Руси и Московии преобладала теория появления государственности на Руси, в основе которой лежало восхваление правления Рюрика и выставления его не завоевателем, а приглашенным арбитром между враждовавшими дотоле славянами и другими племенами. Норманнская теория появления государственности на Руси больше соответствует концепции государства как стационарного бандита и потому очевидно должна больше соответствовать реальным событиям времен Рюрика. По крайне мере, расширение государства Рюрика из Новгорода с захватом Киева и казнью правивших там бывших дружинников Аскольда и Дира, учиненной князем Олегом, идет по логике этой концепции и в летописях никак не скрывается. Вначале Нестор Летописец пишет о появлении в Киеве Аскольда и Дира как бояр Рюрика, повторивших его сценарий по захвату власти, но только среди полян в Киеве:
«…над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.»
Варяги Русь
Летописец лгал для оправдания Рюрика, но зато в деталях пишет про убиение Аскольда и Дира, причиной которой Вещий Олег открыто объявляет отсутствие у них родства с княжеским родом Рюрика: - «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». Это свидетельствует об уже сложившейся традиции престолонаследования по мужской линии, в которой княжить имели право лишь потомки князя Рюрика. Поэтому летописец с удовольствием описывает обман князя Олега, при помощи которого бывшие дружинники (бояре), которые управляли Киевом, были выманены из Киева и убиты наследником Рюрика ради присоединения земель полян под собственной единоличной власти.
Казнь правителей Киева стала символом присоединения Киевского государства полян Аскольда и Дира к Новгородской Руси, ознаменовав созданию единого государства под общим наименованием Русь, в которой верховным правителями стали исключительно потомки варяга Рюрика. Столица славянского племени полян - Киев - городок на Днепре, который князь Олег сделал новой столицей, дало название объединенному государству Киевская Русь из Новгородской Руси и земель полян вокруг Киева. Расширение империи варягов под общим наименованием Киевская Русь потребовало увеличения численности элиты для управления, пополняемой естественно из местных жителей из этнических славян, что привело к быстрой славянизации всех потомков немногочисленных первых варягов, которые уже во втором поколении считали себя русинами.
Варяги славяне
Нам надо понимать, что каково бы не было происхождение варяга Рюрика и членов его дружины, но уже во втором поколении (очевидно, с Игоря) все они приняли самоназвание русины и уже не отделяли себя от славян, как народности, несущей государственно образующую функцию. История Руси до Рюрика нам известна плохо, племена восточных славян и другие этносы вряд ли даже могли себе представить Русь до Рюрика как единое государство, но с появлением названия Русь, для обозначения территории проживания всех восточных славян - на свет родилась идея единой Руси как государства всех славян.
«А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский»
В настоящее время археологами найдено несколько компактных торгово-ремесленных и военных центров проживания выходцев из Скандинавии, так и несколько могильников, артефакты из которых позволяют восстановить образ жизни и внешний облик варягов. Вероятно, первые варяги селились отдельно от славян (так было безопаснее), хотя численность их была не велика, но «в этих посёлках выходцы с севера жили семьями, с женщинами и детьми; занимались ремеслами и торговлей; обслуживали караваны купцов и паломников; нанимались к местным предводителям в качестве вооружённой охраны... Вооружённый каролингским мечом, секирой, боевым ножом для левой руки (скрамасаксом) и копьём с ланцетовидным наконечником(9); украшенный шейной гривной с подвешенными к ней "молоточками Тора", ручными браслетами и перстнями из бронзы и серебра; снаряжённый маленькими весами для драгоценных металлов и камней, шкатулкой и кошельком для их хранения; инструментом для ремонта ладьи и конской сбруи - таков внешний облик руса, восстанавливаемый археологами по находкам с их поселений и из могил». Источник От купцов и пиратов - до княжеской дружины и элиты государства
Кровавость захвата власти пришлыми захватчиками, как следует из теории элит, определяется численностью элиты самого захватчика. Если у захватчика достаточный состав элиты для управления новой территорией, то происходит полное уничтожение элиты завоеванного народа, но, если захватчики малочисленны, то они занимают место главной политической элиты, а значительную часть элиты порабощенного ими общества вынуждены включать в свой состав. Ведь главной элите требуется постоянная поддержка и военная сила для осуществления своего господства, что предполагает государственную (читай правильно - только у верховной элиты) монополию на применение силы.
Становление варягов элитой племен восточных славян стирает грань между местными жителями и варягами. Как пишет летописец: - «Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску...», что говорит об увеличение войска Олега путем привлечения местных жителей. Наверняка, совершить значительные походы не только в Киев, но тем более, в Царьград могло лишь многочисленное войско русов, в котором немногочисленные варяги первоначально, очевидно, выступали в качестве офицерского состава.
Первая Русь
Слово Русь закрепляется как топоним в названиях на картах Византии и появляется в хрониках Восточной Римской империи, правда, где сразу совершают ошибку в названии, связанную с наличием у византийцев предания о мрачном князе Рос (или Рош), владения которого по легенде находились как раз на Востоке за Понтийским морем, переименованным в Русское море. Когда Русь стала могучей силой, грозящей Византии с Севера, то неизвестного им князя Аскольда, правящего в Киеве, направлявшегося к стенам Константинополя, греки по недоразумению назвали князем Рош. Так в терминологии Византийской империи произошла замена буквы «у» на букву «о» в название Русь. Причем хроники Византии содержат упоминание о более ранних набегах на отдельные города Византийской империи (крымский Сурж Судак) неведомых северных воинов, которые византийски летописцы так же отожествляют с Рош, что подтверждает версию о более раннем приходе варягов русь на земли восточных славян, чем призвание Рюрика.
Несколько позднее элита Руси, старавшаяся перенимать все от Византии – а мы знаем притязания царей на звание Третьего Рима, которые успешно реализовал Иван III династическим браком с Софьей Палеолог, бывшей наследницей императора Византии, что позволило завладеть гербом Восточной Римской империи - двуглавым орлом и остальными регалиями Восточной Римской империи, переходит на терминологию греков. Тогда обратный перевод греческого слова «Рош» - становится русским словом «Россия», которое принимается для замены старого самоназвания Руси, царями могучей империи, претендующей на звание Третьего Рима.
Поэтому, «мирное» призвание варягов – это даже не вымысел монаха Нестора, а сложившееся к тому времени общественное мнении в народе о пагубности междоусобных войн между владыками разных племен или даже единокровных. Просто, дружина Рюрика обладала внутренней дисциплиной и иерархией, потому посаженные им владыки в периферийных феодах ему подчинялись беспрекословно, не конфликтуя друг с другом, потому как боялись самого сильного феодала – самого Рюрика. Понимание этой пришлой элитой из военных варяг необходимости и полезности жесткой иерархии позволяла им контролировать и централизовать гораздо большую территорию – так как центр поддерживал периферийных владык (элиты) в обмен на их лояльность. Почти мгновенная централизация под Рюрика огромной территории проживания славян на севере со столицей в Новгороде имела причину - выгодность именно такого положения: – подчинение периферийных элит центральной элите, признаваемой главной в Новгороде, в обмен на вооруженную защиту.
Судя по всему, аналогичные процессы происходили среди славян и в южном регионе вокруг Киева, куда прибыли члены (по летописи) дружины Рюрика – Аскольд и Дир, что позволило им малым отрядом захватить власть над полянами.
Скорее всего, версия о специальном направлении своих дружинников Аскольда и Дира в южные земли – имеет историческое подтверждение, так как впоследствии окрепшая элита Новгородской Руси постоянно знала о южных землях, населенных славянами, которых с успехом начали объединять эти Аскольд и Дир, о чем свидетельствовали набеги на Константинополь. Богатства, захваченные Аскольдом и Диров, а главное - стратегическое расположение Киева делало захват земель Киевского каганата варяжской Новгородской Русью всего лишь вопросом времени.
Нам надо трактовать быстрый перенос князем Рюриком столицы из Ладоги в Новгородское городище, а потом князем Олегом - в Киев, как следствие почти беспрепятственного захвата огромной территории, которая очевидно обладала и до Рюрика какой-то единостью, хотя бы проживанием восточных славян, имевших один язык (возможно при разных говорах). Образование единого государственного образования, очевидно, сыграло свою роль в появлении зачатков национального самосознания, что проявилось в самоназвание жителей себя как русь, потом русины – обобщенного наименования жителя территории этого протогосудасртва под варяжским названием Русь, принимаемого не только славянами, но и племенами финно-угров.
Слово Русь, очевидно, имело происхождение как название, которое сам Рюрик дал своему феоду – возможно, оно и совпадало с названием его скандинавского (варяжского) племени. Собственно до Рюрика у славян и остальных жителей этих территорий и не было мысли придумывать общее наименование, так как они, как жители племен и малых отдельных феодов, просто не могли ДО ТОГО представить себе размеры пространства, занимаемого восточными славянами, которое сумел объединить Рюрик и его наследники.
Никаких национальных идей, конечно, у Рюрика не было – он действовал как завоеватель новых доступных для него территорий, которые мог хоть как-то контролировать. Рюрика абсолютно не интересовал национальный состав жителей его государства, так как он действовал по логике образования территориальной империи. Лишь после образования единого государства у его жителей появляется какое-то представление об общей принадлежности к этому государству, на основании чего и начинают появляться зачатки гражданственности, как объединяющего чувства, а этнические - как выделяющие. Каков бы ни был этнический состав до Рюрика, но появление единого государства Русь позволило появиться русскому этносу, как самому многочисленному среди народов Европы. Принадлежность к одному государству быстро начало стирать границы и различия между малочисленными разнородными племенами, сплавляя их в единую общность, пока по признаку принадлежности к одному государству – одной гражданственности - русины, закладывая основу для появления единого народа.
в вопросе принятии или выбора самоназвания Русь у населения не было никакого выбора – как его стала называть элита, так стали назвать и рядовые граждане. История названия Русь показывает, что Рюрик, скорей всего даже не знал слова "русь", а указание в летописи - Повести временных лет, что варяжский род Рюрика имел такое название - является выдумкой летописца. Летописец уже жил в то время, когда слово Русь было название государства восточных славян и он ретроспективно, но неправомерно - ради лишь привязки Рюрика к Руси - употребил его как название рода Рюрика. Слова - русь и варяги - имеют некоторую связь так как они порой обозначали одних и тех же людей, но слово русь - было названием дружины князя (в которой большинство часто состояло из варягов), а вот слово варяги имело этнический оттенок, указывая на балтийское происхождение человека, который как-то связан с путешествием по рекам в Виазантию и обратно.
Словарная статья ВАРЯГИ написан 04.10.2014 для пояснения статей в разделах История Руси и России и Украина Белоруссия Россия рубрики Цивилизация России и помещена мною в Словарь терминов по истории России. Ссылка на страницу: //design-for.net/page/varjag