22.04.2022. Новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово социология, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение социологии является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин социология поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста социология в словаре с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение социологии. Сохраняю ортодоксальное описание социологии не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие социологии, оставаясь допущением, благодаря уже своему употреблению попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. В экономикс теория социологии использовалась для обоснования теории предельной полезности, то НЕОКОНОМИКА (как называется новая экономическая теория) считает теорию принятия решений исключительно психологической, что и заставляет меня произвести критику текста социология в википедии.
неоклассическая экономическая теория (economics) vs политическая экономия | |
|
социология
|
Материал из WikipediA — свободной энциклопедии
SociologyТема статьи - социология в широком смысле - Sociology. Для других целей см. Sociology (disambiguation). Sociology - это социальная наука, которая фокусируется на обществе, социальном поведении человека, моделях социальных отношений, социальном взаимодействии аспектах культуры, связанных с повседневной жизнью.[1][2][3] Она использует различные методы эмпирического исследования и критического анализа[4]: 3-5 для разработки совокупности знаний о социальном порядке и социальных изменениях.[4]: 32-40 В то время как некоторые социологи проводят исследования, которые могут быть применены непосредственно к социальной политике и благосостоянию, другие фокусируются в первую очередь на уточнение теоретического понимания социальных процессов. Тематика может варьироваться от микроанализа уровня общества (т. е. индивидуальное взаимодействие, агент) до анализа макроуровня (т. е. система и социальная структура). |
Традиционные направления социологии включают социальную стратификацию, социальный класс, социальную мобильность, религию, секуляризацию, право, сексуальность, гендерную девиантность. Поскольку все сферы человеческой деятельности подвержены влиянию взаимодействия социальной структуры и индивидуальной воли, социология постепенно расширила свое внимание на другие предметы и институты, такие как здравоохранение и институт медицины; экономика; вооруженные силы; наказания и системы контроля; Интернет; образование; социальный капитал; и роль социальной активности в развитии научного знания. Диапазон социальных научных методов также расширился, поскольку социальные исследователи используют различные качественные и количественные методы. Особенно лингвистические и культурные повороты середины 20-го века привели к появлению все более интерпретативных, герменевтических и философских подходов к анализу общества. И наоборот, на рубеже 21 века появились новые аналитически, математические вычислительно строгие методы, такие как агентное моделирование и анализ социальных сетей.[6][7] Социальные исследования оказывают влияние на различные отрасли и секторы жизни, например, на политиков, политиков и законодателей, педагогов, планировщиков, администраторов, разработчиков, бизнес-магнатов и менеджеров, социальных работников, неправительственные организации и некоммерческие организации, а также на отдельных лиц, заинтересованных в решении социальных проблем в обществе. генерал. Таким образом, часто существует большое пересечение между социальными исследованиями, исследованиями рынка и другими статистическими областями.[8] |
ПЕРЕЙТИ к полному тексту оригинальной статьи можно просто кликнув на кнопку заголовка:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
СоциологияСоциоло́гия (от лат. socius и др.-греч. λόγος) ― наука о совместной жизни групп и сообществ людей. Социологи по-разному подходят к изучению социальной реальности: одни считают, что она состоит из структур, другие рассматривают её как действия и взаимодействия индивидов. Выделяют несколько теоретических традиций: структурный функционализм придавал значение социальной интеграции в социальной системе на основе разделения функций, общих норм и ценностей; конфликтный подход выделял антагонизмы, противоречия и неравенство между классами или группами; интерпретативная социология — понимание смыслов и целей социальных действий. Социология возникла на Западе в контексте социальных изменений XVIII—XIX веков, её основы заложили Маркс, Дюркгейм и Вебер. Развитие науки включало доинституциональный этап, период институционализации и специализации и современный этап постдисциплинарности. Социология утвердила свой академический статус во второй половине XX века. Социология часто рассматривается как изучение современного общества, таких явлений и процессов, как рационализация[en], социальная дифференциация[en], капитализм, глобализация и других. Социологи проводят количественные и качественные исследования социальных структур, институтов, общностей, организаций и движений, таких областей социальной жизни, как повседневное взаимодействие, семья, образование, религия, массмедиа, наука. Учёные анализируют социальные и культурные различия, изучают социальное неравенство и его формы — класс и статус, а также бедность, гендер и другие явления; вопросы социальной стратификации и социальной мобильности. В рамках рассмотрения социализации и идентичности исследуется, как индивиды усваивают, формируют и воспроизводят культурные нормы и ценности, либо отклоняются от них в девиантном поведении. Вокруг статуса, предмета, задач и методов социологии часто велись дискуссии. Меняющиеся разнообразные теории и методологические подходы социологии существенно влияли и влияют на развитие социальных и гуманитарных наук. В начале XXI века наиболее распространённым эпистемологическим подходом является социальный конструктивизм, который анализирует способы производства и воспроизводства социальных феноменов в рамках социальных отношений. Большинство социологов считают, что невозможно достигнуть ценностной нейтральности, хотя необходимо стремиться к наилучшему описанию социальной реальности. Одна из задач социологии — способствовать самосознанию человека как социального существа и формировать критическое восприятие действительности. |
ПЕРЕЙТИ к полному тексту оригинальной статьи можно по клику на кнопку заголовка:
Далее глава Социология в России из учебного пособия Социология. Краткий курс, автор - Борис Акимович Исаев
1.3. Социология в России В России социология начала завоевывать свои позиции с 60-х гг. XIX в., когда научная общественность и читающая публика смогли познакомиться с переводами книг и статей О. Конта. Распространению позитивной социологии препятствовали цензура на идеи Конта в России и общий спад интереса к позитивизму за рубежом после смерти его основателя. В 1860-е гг. во Франции и других развитых странах начинается «второе прочтение» О. Конта – процесс, захвативший и Россию. В российских журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» и других появляются статьи о позитивной социологии и ее родоначальнике, написанные В. В. Лесевичем, Д. И. Писаревым, П. Л. Лавровым. В 1867 г. в Петербурге вышла книга «Огюст Конт и положительная философия», в которой были опубликованы работы о Конте английских социологов Г. Льюиса и Дж. Милля. Первыми русскими социологами, по мнению историка социологии и одного из зачинателей этой науки в России Н. И. Кареева, были П. А. Лавров, Н. К. Михайловский и С. Н. Южаков. Их вкладом в развитие этой новой науки стало формирование собственного подхода к изучению социальных явлений – субъективного метода, заключавшегося во взгляде на общество через призму поведения его членов, особенно людей активных, развитых, целеустремленных («героев») в отличие от пассивной массы («толпы»). Одна из основных работ Н. К. Михайловского так и называлась – «Герои и толпа» (1882). Первых русских социологов интересовали также проблемы возникновения из животной особи человеческой личности (например, П. А. Лавров «До человека», «Научные основы истории цивилизации»), проблемы разделения труда и прогресса общества (Н. К. Михайловский «Что такое прогресс?»), соотношение органического природного и социального процессов в развитии общества, влияние экономической сферы на прогресс (С. Н. Южаков «Социологические этюды»). В конце XIX – начале XX в. социология в России имела уже определенные достижения. Постепенно проявляют себя такие ее направления, как географическое (оно представлено работами Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» и Л. И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки»), психологическое (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Е. В. Де Роберти), материалистическое (Г. В. Плеханов «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», П. Б. Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», М. И. Туган-Барановский «Экономический фактор и идеи»; заметим, что Струве и Туган-Барановский вскоре отошли от апологетики экономического детерминизма и марксизма). В этот период российская социология не только испытывает воздействие давно существующих наук, но и сама начинает оказывать влияние на развитие права (труды Б. Н. Чичерина, В. И. Сергеевича, С. А. Муромцева), истории (В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров), философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, К. Д. Кавелин), других гуманитарных и социальных наук. Таким образом, первым этапом – этапом становления социологии в России – можно считать время распространения социологических идей, образования направлений социологической мысли, ее укоренения в системе российской науки. Этот этап продолжался с середины 60-х до середины 90-х гг. XIX в. Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институциализацией, т. е. признанием со стороны государства и общества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов, обществ и т. д. Этот этап продолжался ссе-редины 90-х гг. XIX в. до середины 20-х гг. XX в., до тех пор пока социологические учреждения не были закрыты, а социологи-немарксисты не изгнаны из Советской России. На этом этапе российская социология развивалась в тесном контакте с зарубежной, в первую очередь с европейской. Российские социологи «второй волны» М. М. Ковалевский, Е. В. Де Роберти, П. Ф. Лилиенфельд теперь уже хорошо известны в Европе, они избираются в зарубежные академии и научные общества, участвуют в работе Международного института социологии (Ковалевский был избран его президентом), организуют Школу общественных наук в Париже, где впервые читается курс социологии для русской публики. В 1908 г. на базе Медико-хирургической академии В. М. Бехтеревым был образован частный Психоневрологический институт, где и была создана первая в России кафедра социологии в составе М. М. Ковалевского (заведующий) и Е. В. Де Роберти, к которым присоединились позже П. А. Сорокин и К. М. Тахтарев. С 1912 г. на историческом факультете Петербургского университета работала социологическая секция, но только спустя шесть лет появилась возможность создать кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. После смерти М. М. Ковалевского (1916) создается Русское социологическое общество его имени, которое ставит своими главными задачами развитие социологической науки, социологического образования и распространение социологических знаний. В его состав тогда кроме профессиональных социологов вошли: физиолог И. П. Павлов, психолог В. М. Бехтерев, экономист Н. Д. Кондратьев, юристы В. А. Маклаков и Л. И. Петражицкий, историки Е. В. Тарле и П. Н. Милюков, публицист А. В. Пешехонов. Председателем был избран известный социолог и историк, академик А. С. Лаппо-Данилевский. С 1917 г. начинается присуждение ученой степени по социологии. Наконец, в 1919 г. в Петрограде создается Социологический институт, получивший статус научно-исследовательского учреждения. Итак, на втором этапе своего развития российская социология прошла процесс институциализации. К сожалению, в 1920-е гг. советская власть начинает относиться к социологической науке все более настороженно и даже враждебно. С 1922 г. ведущих социологов вместе с представителями других немарксистских наук высылают из СССР или отправляют на «перевоспитание» в лагеря. Закрываются кафедры и прекращается преподавание социологии в вузах. В 1923 г. было закрыто Социологическое общество им. М. М. Ковалевского. Следующий, третий этап, длившийся с середины 1920-х гг. до середины 1950-х гг., был самым «черным» в истории российской социологии. В сущности, она была вытеснена научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией, на нее был навешен ярлык «буржуазной науки». Новая институциализация социологии началась после осуждения «культа личности» Сталина. В 1958 г. по решению ЦК КПСС была создана Советская социологическая ассоциация (АСС), члены которой под руководством партийных функционеров представляли советскую социологию за рубежом, боролись с влиянием «буржуазной» науки и готовили кадры социологов в СССР. В 1961 г. в Институте философии АН СССР появился научный сектор исследований новых форм труда и быта (заведующий Г. В. Осипов); тогда же в Ленинградском университете была создана лаборатория конкретных социальных исследований (заведующий В. А. Ядов). В течение 1960-х гг. секторы и лаборатории для решения прикладных социологических задач появляются в Новосибирске, Свердловске, Тарту. В 1968 г. в Москве был образован Институт конкретных социологических исследований АН СССР (ИКСИ) (директор – академик А. Румянцев, который в 1970-е гг. был снят с должности за недостаточно жесткое противодействие «буржуазной» социологии). Наконец, в 1974 г. был основан журнал «Социологические исследования». Итак, в послевоенное время произошла частичная институциализация социологии в СССР, но она не получила широкого распространения в обществе, а развитие этой науки продолжало сдерживаться партийными органами. Четвертый, современный, этап – этап бурного развития российской социологии – наступил в середине 1980-х гг. На этом этапе социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой во всех вузах России с 1989/1990 учебного года. Это одна из самых быстро развивающихся наук, которая постепенно ликвидирует пробелы в наших знаниях об обществе и социальных отношениях, догоняет ушедшие вперед национальные социологические школы США, Великобритании, Франции, Германии, других развитых стран. Таким образом, в России социология как самостоятельная наука возникла в первой трети XIX в. и имеет более чем 160-летнюю историю. Это сравнительно молодая, но уже достаточно оформившаяся наука, имеющая различные подходы к предмету исследования (объективный и субъективный) и направления исследования. Основные направления в истории социологии: позитивизм, материалистическое направление (марксизм), антипозитивизм (неокантианство), господствовавший в 1880–1920 гг., психологическое направление и, наконец, неопозитивизм. |