Понятие общество людей

07.02.2019 Обращаю внимание читателей на то обстоятельство, что моя статья об обществе написана по методологии НЕОКОНОМИКИ (новая экономическая теория), что делает её критикой ортодоксального определения понятия общество. Поэтому тем читателям, которым нужно лишь привычное определение понятия общество советую перейти к статье общество википедия, которое я скопировал с сайта Википедия, чтобы сохранить современные представления о природе общества. Кроме того я там добавил вставку про СОЦИУМ, которую взял из перевода статьи понятие общества в англоязычной Википедии.

Словарная статья ОБЩЕСТВО

Содержание

Понятие общество

  • Проблемы понятия общество

Определение общества

Структура общества

  • Структура СТОЯНКИ
  • Структура ПЛЕМЕНИ
  • Появление КЛИЕНТЕЛ
  • РОД в структуре ПЛЕМЕНИ
  • СЕМЬЯ в структуре ПЛЕМЕНИ

ПЕРЕЙТИ в раздел ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ

1.2. Слово общество многозначный термин, причем часть значений происходит от слова «общение», и тогда смысл слова общество - множество людей, находящихся в процессе коммуникации. Однако слово общество всё же используется в науке, и потому нам надо понимать, когда же категория общество научная. Я думаю, термин общество становится научным, если его значение совпадает с понятием общность - то есть «реальное объединение людей, объективно заданного способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают (проявляют себя) как коллективный субъект социального действия».

1.3. Социальная общность выступает родовым понятием по отношению к понятию «общество». Под обществом (в широком смысле) понимается исторически сложившаяся общность людей. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности явилась родовая община. В процессе исторического развития общества менялись и основные формы человеческой жизнедеятельности — социальные общности.

1.4. Такая ситуация в русском языке, когда читатель не имеет возможности однозначно понять значение слова общество, отражает отсутствие четкого определения общества в современной философии. В статье Общество: теоретический анализ понятия известный советский историк Юрий Иванович Семёнов говорит о двух разнонаправленных подходах:

  1. приверженцы методологического индивидуализма настаивали: «Не существует ни классов, ни общества как такового, - пишут они, - существуют лишь индивиды»;
  2. приверженцы т.н. социологического реализма считают, «что общество, хотя и состоит из индивидов, но ни в коем случае не представляет собой их простой совокупности. Оно есть целостное образования, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию, составляющих его людей, особый субъект, развивающийся по собственным, только ему присущим законам»;

1.5. Сам Ю. И. Семёнов с позиций неомарксизма отстаивает органическое направление в широком смысле слова: «Взгляда на общество как на особое органическое целое, не сводимое к сумме составляющих его индивидов, придерживается сейчас большинство обществоведов». Для устранения разноголосицы в ортодоксальных социальных науках сам Семенов предложил понятие социально-исторический организм (социоисторический организм или социор) которые он разделяет на два типа:

  1. демосоциальный организм: Первый тип - социально-исторические организмы, представляющие собой союзы людей, которые организованы по принципу личного членства, прежде всего - родства. Каждый такой социор неотделим от своего личного состава и способен, не теряя своей идентичности, перемещаться с одной территории на другую. Такие общества я назову демосоциальными организмами (демосоциорами). Они характерны для доклассовой эпохи истории человечества. Примерами могут служить первобытные общины и многообщинные организмы, именуемые племенами и вождествами.
  2. геосоциальный организм: Границы организмов второго типа - это границы территории, которую они занимают. Такие образования организованы по территориальному принципу и неотделимы от занимаемых ими участков земной поверхности. В результате личный состав каждого такого организма выступает по отношению к этому организму как самостоятельное особое явление - его население. Такого рода общества я буду называть геосоциальными организмами (геосоциорами). Они характерны для классового общества. Обычно их называют государствами или странами.

1.6. Я признаю, что представление об обществе как одном организма у Семёнова - самое рациональное в ортодоксальной науке, но у него нет методологических возможностей для объяснения его целостности. При этом Семёнов остается в плену идеальных бытовых представлений: сам же утверждает, что общество вообще - это абстракция, и тут же вводит понятие демосоциальный организм, который в определении он лишает связи с природно-хозяйственным комплексом на том основании, что тот «способен, не теряя своей идентичности, перемещаться с одной территории на другую». Уже в определении есть противоречие, так как само слово организм предполагает, что он - как «живое тело» питается некими ресурсами, которые могут быт лишь на некой территории, в нашем случае - поверхности суши. Поэтому реально может быть лишь геосоциальный организм, другое дело, что в контескте - территория, которой владеет этот организмом, может не упоминаться.

1.7. Проблемы понятия общество показывают, что философы сходятся лишь в одном - они признают за общество «относительно самостоятельную единицу исторического развития». Из этого я и буду исходить, формулируя понятие общество в НЕОКОНОМИКЕ. Напомню читателю, что в НЕОКОНОМИКЕ, как науке, отрицающей аксиоматический метод, вообще нет определений. Кроме того российская экономическая наук настолько конкретная, что я должен сузить тему статьи до понятия ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ, а не просто общество кого-либо. Однако раскрыть понятие общество я могу лишь в неком тексте, который читатель волен счесть за обычное определение общества.

Определение общества

2.1. Я думаю, читатель понимает, что нет смысла искать определение общество вообще, под которым в ортодоксии понимается любая группа людей. Общество вообще - это лишь устойчивое выражение в разговорной речи, где не требуется однозначного значения, поэтому как писал Ю. Семёнов: «Общество в таком смысле данного слова не является и не может являться объектом исторического исследования, ибо оно как таковое, как самостоятельное явление не существует».

2.2. В российской экономической теории к понятию общество единственным может быть лишь исторический подход, что предполагает обращение к той единице человечества, которая была первой в истории человечества непосредственно после СТАИ гоминид предков. Эту первую форму существования людей называют словом ПЛЕМЯ, но по-сути это была СТАЯ ЛЮДЕЙ. На основании того факта, что все люди сформировались именно в составе СТАИ-ПЛЕМЕНИ - с тех пор любая единица человечества есть лишь стадия эволюции ПЛЕМЕНИ. Сегодня концепция формаций устарела, поэтому генезис общества мы будем рассматривать в теории единиц человечества, в которой понятие и признаки общества есть результат развития первоначального ПЛЕМЕНИ. Ведь истоки социальных отношений зародились миллионы лет назад именно среди членов одной СТОЯНКИ.

2.3. Общество — это совокупность ВСЕХ членов определенной единицы человечества в системе их отношений.

2.4. Моё определение общества перекрывает не только определение общества Семёнова как геосоциальный организм, но и разговорное бытовое, когда главным фактором общности считается «общение», т.е. опускается - как система отношений, так и привязка к территории.

2.5. Сразу возникает вопрос - а чем общество отличается от единицы человечества, если подразумевается одно и то же множество людей. Грань между обществом и единицей человечества состоит в том, что единица человечества есть категория управления, и потому теория единиц человечества изучает структуру управления форм существования людей, а категория общества - это экономическое понятие. Предмет теории общества - это производство и перераспределение продуктов, которые определяют все остальные отношения между членами общества, включая и социальные.

2.6. С экономической точки зрения - общество представляет собой совокупность людей, участвующих в одной системе разделения труда, производящей достаточный объем и ассортимент продуктов для относительно автономного существования общества конкретной единицы человечества, как целостного организма.

2.7. Теория единиц человечества полагает, что причиной перехода к следующей единице - была мальтузианская ловушка, в которую попадали предыдущие единицы, выход из которой мог быть только через рост на порядок системы разделения труд, который мог быть осуществлен путем объединения (неважно каким способом) нескольких предыдущих единиц в одну новую. Поэтому объяснение причин существования общества, как единого организма, сводится в вопросу целостности первичного общества ПЛЕМЕНИ, так как исторически - все последующие общества возникали как объединение нескольких обществ предыдущих единиц человечества. Например, современные государства далеко продвинулись в унификации членов своего общества, но память о границах, существовавших когда-то исторических сообществ (чаще этнических), свидетельствуют о былой фрагментарности.

2.8. Человеческое общество это СТАЯ ЛЮДЕЙ на определенном этапе эволюции.

2.9. В этом предложении - вся квинтэссенция моей теории общества. Ведь люди сформировались в составе СТАЙ гоминид, и структура СТАИ досталась им по наследству. Опровергнуть это невозможно, но тогда у ортодоксальных ученых вскрывается фундаментальная ошибка, которой является их аксиома об автономном существовании в Природе отдельной особи, которая всякий раз принимает решение - вступать ей в отношения или нет. Само предположение об индивидууме, существующем независимо - не просто ни отвечает принципу историзма, а является фантастикой. Можно построить умозрительную теорию для несуществующего существа под названием экономический человек, но какое отношение эта теория имеют к реальным людям?

2.10. Никакого выбора у человека нет - он рождается в уже сложившихся отношениях и социологизируется путем усвоения нормы существующего общества. Да, десятки миллионов лет назад предки приматов перешли к коллективному образу жизни, так как в СТАДЕ, благодаря многократному увеличению числа глаз и ушей - для отдельной особи возрастала безопасность. А в СТАЕ, в которой уже имелся ВОЖАК, как выраженный центр управления, возникает система перераспределения неких блага, так что у особи в СТАЕ объем потребления был больше, чем в случае, когда эта же особь жила отдельно. Сегодня уже никто не отрицает тот факт, что первобытные люди жили в составе СТАИ-ПЛЕМЕНИ. Поэтому можно сказать, что для людей с самого начала зависимость от системы перераспределения стала фатальной - существовать вне общества не может ни один человек.

Общество в марксизме

3.1. Надо сказать, что марксизм был построен на тех же постулатах, даже больше - Маркс и Энгельс отрицали иерархическую структуру общества предлюдей и первых людей, так как исходным обществом считали ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО. Ведь признание структурой первобытного общества - иерархическую структуру СТАИ, было равносильно признанию неравенства среди первобытных людей, что разрушало миф о первобытном коммунизме. Мы не знаем, хотелось ли основателям марксизма, чтобы история человечества начиналось с коммунизма и им же заканчивалось, но они находились в плену мифа о Золотом веке.

3.2. Кроме того Маркс назначил классовую борьбу единственным движителем истории, даже не задумавшись, что тем самым он отсекает все догосударственные общества из сферы изучения ученых-марксистов, то есть буквально все, что происходило в обществах людей до момента появления классов. Печальней всего в марксизме с концепцией формацией, так как она создает впечатление, что общество, если зародилось, то оно обязано было пройти все формационные ступени от ПЛЕМЕНИ до ГОСУДАРСТВА - в принципе - без всякого объединения с другими, лишь только за счет роста своей численности. Сколько СЕМЕЙ или РОДОВЫХ ОБЩИН зародилось - столько же ГОСУДАРСТВ должно и появиться.

3.3. Собственно, если рассматривать мою статью как научно-исследовательскую программу, то по правилам жанра я должен дать обзор состояния предыдущих теорий по теме общество, объяснить их сильные стороны,и только потом выкладывать собственные гипотезы. Но дать полноценный обзор невозможно так как в ортодоксальной науке великое множество определений общества. Ортодоксы даже с гордостью говорят: - мол, много - это же хорошо, так как у каждого пользователя есть возможность выбора, при этом, не понимая, что тем самым они дискредитируют само понятие науки, как инструкции для человечества на случай форс мажора. Если выбор теории-инструкции перекладывается на пользователя, то честнее сказать - в ортодоксальной науке сегодня нет научного определения общества. Более-менее разумные гипотезы были в марксизме, который сегодня отстаивает Ю.И. Семёнов. Неомарксисты, не имея методологической возможности для научного объяснения общества, хотя бы пытаются уточнять описательные определения.

Структура общества

Структура СТОЯНКИ

4.1. Как я уже сказал, теория единиц человечества приемлет лишь принцип историзма в подходе к определению общества, для чего нам нужно рассмотреть структуру первоначального ПЛЕМЕНИ, поэтому генезис общества возвращает нас к структуре отношений членов одной СТОЯНКИ. При этом понятие СТОЯНКА первобытных людей подразумевала не только защищенное жилище, но территориальный природно-хозяйственный комплекс, а проще - некую территорию, с которой люди собирали нужные им ресурсы (подразумевается и сырье и природные продукты, готовые к употреблению), которое переносились в СТОЯНКУ.

Модель территориального природного комплекса

Территориальный природного-хозяйственный комплекс

Деньги в Тамбове РАЗДЕЛ

Дизайн нового мира

Мировой кризис РУБРИКА

ПЕРЕЙТИ в раздел ТЕОРИЯ ПЛЕМЕНИ

ПЕРЕЙТИ в раздел ТЕОРИЯ ВОЖДЕСТВА

ПЕРЕЙТИ в раздел ТЕОРИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СОЮЗОВ

Григорьев Олег Вадимович

НЕОКОНОМИКА

4.2. Даже многие антропологи не понимают - насколько революционным был переход от сбора ресурсов всем составом СТАИ к разделению на отдельные отряды добытчиков лишь одного вида сырья. Не будем разбираться, но этот метод сбора ресурсов свидетельствуют, что всё развитие людей шло путем углубления разделения труда. Собственно, добытчики одного вида ресурса могли удовлетворить свою потребность на месте сбора, а избыток - в смысл превышение добытого над съеденным - несли в СТОЯНКУ. Ведь они целый день потратили на добычу одного продукта, пусть и в объеме, который намного превышал их личное ежедневное потребление, но ведь им для жизнедеятельности нужны были и другие продукты. Получить же полный ассортимент жизненно важных продуктом можно было лишь из совокупного объема ресурсов, принесенного в СТОЯНКУ всеми отрядами добытчиков. Для этого в СТОЯНКЕ должна была появиться СИСТЕМА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ.

Система перераспределения

5.1. Сфера производства у всех на виду, что объясняет такое внимание к ней со стороны ученых, которые придумали для неё название - экономика, но даже изначальное значение слова экономика, как «правила ведения домохозяйства» - предполагает и сферу потребления. Но так сложилось, что все экономические теории игнорировали сферу потребления, так как даже не понимали, что в обществе одной единицы человечества определенно существует ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ. И если развитие производства коррелируется с концепцией формаций, так как модное понятие технологический уклад можно представить как некую ступень в развитии экономики конкретного общества в процессе освоения технологий, то эволюция системы перераспределения продукта между членами общества почти не изучается. Что же может сказать ученый про общество, если он даже не говорит про почти единственную связь, которая скрепляет множество людей одной единицы человечества в единую сущность под названием общество.

5.2. Кроме того, одним тем же словом ОБЩЕСТВО назывались сообщества людей в разные времена и в разных частях света, так что изучать общество как феномен мы должны путем сравнения. Если вспомним, то Маркс уже пытался найти различия между обществами в способах производства, на основание чего выстраивал все исторические общества в некую последовательность от дикости через варварство до цивилизованности. Однако знаем, что способ производства не стал критерием для классификации обществ.

5.3. Итак, теория единиц человечества дала нам положение: - «ни один человек не может существовать вне сообщества, но любое сообщество является частью устойчивой самодостаточной формы существования людей, которая называется термином единица человечества». Вместе множество людей в обществе удерживает система перераспределения в виде неких связей между всеми членами, благодаря которым избыток потребления одного члена переходит в потребление другому. Теперь нам надо понять - почему эта система взаимовыручки вообще возникла и можно ли систему перераспределения использовать как критерий классификации обществ? Для этого мы будем рассматривать структуру обществ, первым из которых была общество ПЛЕМЕНИ.

Общество ПЛЕМЕНИ

6.1. Так как у нас нет критерия разделения гоминид-предлюдей от людей рода Homo, то первоначальное ПЛЕМЯ имело структуру СТАИ гоминид. СТАЯ-ПЛЕМЯ людей обеспечивала себя благодаря ежедневному сбору ресурсов с территории некоего природного комплекс, которые приносились в СТОЯНКУ для переработки и распределения. Сегодня уже никто не возражает против того факта, что гоминиды, к котором относится и человек, живут в составе СТАИ с доминирующим ВОЖАКОМ, что является основанием для предположения о иерархической структуре первых единиц существования людей. Просто трудно представить выживание гоминид-предлюдей в степях без способности их сообществ действовать как единый организм, что обеспечивалось благодаря жесткой иерархии. Теперь надо понять - почему именно ВОЖАК-ВОЖДЬ стал фактором появления системы перераспределения в обществе ПЛЕМЕНИ.

6.2. Структура общества наглядно может быть изображена при помощи графов, где кружочками изображаются члены общества, а стрелками показаны направления доминирования. Для начала я напомню, что существуют 2 вида иерархии - линейная иерархия и функциональная иерархия - которые в сочетании образуют иерархические отношения в обществе.

Сравнение графов функциональный и линейной иерархий

6.3. На иллюстрациях численность СТОЯНКИ в 13 членов выбрана произвольно. Стрелками отображается ДОМИНИРОВАНИЕ (преобладающе воздействие) одного члена над другим. Ничего особенного на иллюстрациях нет, так как эта структура свойственна всем СТАЯМ, каковым и было первоначальное ПЛЕМЯ.

Функциональна иерархия среди членов ПЛЕМЕНИ

6.4. В функциональной иерархии СТОЯНКИ ПЛЕМЕНИ - ранг может иметь лишь один ВОЖДЬ, поэтому для различия членов друг от друга - изображающие их кружки имеют разный цвет, но при этом - в линейной иерархии ПЛЕМЕНИ ранг (номер в порядке доминирования) можно проследить для каждого члена - от ВОЖДЯ (коренной номер 1) до последнего изгоя.

линейная иерархия в племени

6.5. В немногочисленной СТОЯНКЕ ПЛЕМЕНИ каждый член прекрасно знал, кто имеет ранг «выше» его, а кто «ниже», поэтому можно говорить, что в ПЛЕМЕНАХ была одна линейная иерархия.

6.6. Небольшое отступление про ЭЛИТУ. Еще в СТАЯХ гоминид - ВОЖАК приходил к власти при помощи поддержки нескольких самцов, которые потом вместе с ВОЖАКОМ осуществляли управление, поддерживая положение status quo, которое обеспечивало им привилегированное групповое и личное положением. Хотя у людей в ПЛЕМЕНАХ произошло изменение критерия выбора ВОЖДЯ с «физической силы» на «удачливость» претендента, но так как ВОЖДЬ не мог уследить за всем, то управление он так же осуществлял вместе с группой помощников, которую вместе с ВОЖДЕМ можно считать организационным ядром, для которого существует название - ЭЛИТА. Поэтому структура общества СТОЯНКИ ПЛЕМЕНИ изначально была несколько сложнее, что можно понять из следующего графа:

Элита племени - это вождь и помощники

6.7. Попытаемся изобразить сочетание линейной и функциональной иерархий в СТАЕ гоминид, которую наследовали все первые ПЛЕМЕНА. На следующем графе мы видим структуру ИЕРАРХИИ СТОЯНКИ, где красными стрелками показано направление доминирования в линейной иерархии, а синим - направление доминирования в функциональной иерархии.

Граф иерархической структуры ПЛЕМЕНИ

Структура ПЛЕМЕНИ

Появление КЛИЕНТЕЛ

7.1. Реально даже исходная структура ПЛЕМЕНИ уже в начальный период была намного сложнее, так как в СТАЕ гоминид высокоранговые самцы имели клиентелы (подтверждение найдем в стаях высших приматов). Дело в том, что гоминиды живут в СТАЯХ благодаря тому, что они не только обеспечивают безопасность, но главное - в них имеется определенное перераспределение продуктов, так как каждый член, добыв некоторый продукт, после удовлетворения собственных потребностей, под действием иерархического инстинкта избыток своего личного потребления несёт ВОЖАКУ (тот и сам может отобрать). Поэтому у ВОЖАКА СТАИ предлюдей-гоминид собирался избыток потребления всех членов СТАИ, который он - за вычетом собственного потребления - передавал ближайшим помощникам, которыми являлись самые высокоранговые самцы. Те же в свою очередь - забирали на собственное потребление, а избыток распределяли дальше к членам с более низким рангом и, так дальше - до последнего члена в иерархии СТАИ. Так уже в СТАЯХ гоминид возникает иерархический принцип потребления - так как совокупный продукт перераспределяется обязательно через ВОЖАКА, как главного иерарха, по нисходящим уровням иерархии к остальным членам. Только благодаря иерархическому принципу потребления в ПЛЕМЕНАХ стало возможным разделение труда между членами, так как специализируясь на производстве одного продукта - остальные жизненно важные продукты член племени могли получить только благодаря системе перераспределения. Как видим, сама система перераспределения возникла благодаря иерархическому инстинкту людей.

Появление КЛИЕНТЕЛ в структуре ПЛЕМЕНИ

7.2. Я хочу донести до читателя мысль, что первые ПЛЕМЕНА имели простую иерархическую структуру, состоящую из одной линейной и одной функциональной - иерархий. (1) Для повышения потребления, которое неминуемо должно было произойти в СТАЯХ предлюдей для превращения их самих в людей - у них должно было произойти эпохальное углубление разделения труда - состав СТОЯНКИ должен был ежедневно разделяться на отдельные отряды, добывающие лишь один продукт. (2) Но если член ПЛЕМЕНИ добывал лишь один продукт, то остальные продукты он должен был получать от других, для чего формируется система перераспределения, которая стала возможна лишь благодаря иерархическому инстинкту. (3) Ведь иерархический инстинкт заставлял членов избыток своего потребления нести ВОЖАКУ, а от него совокупный излишек потребления всех членов перераспределятся по иерархи назад к членам, и лишь благодаря этому принципу иерархического потребления - каждый член общества СТОЯНКИ получал весь ассортимент жизненно необходимых продуктов, собираемых всеми членами СТАИ-ПЛЕМЕНИ.

7.3. Но (4) в силу того, что и принцип перераспределения мог быть только иерархическим, у статусных самцов, через руки которых проходил большой поток продуктов, появляется возможность подкармливать - в смысле увеличить объем потребления некоторому числу членов, которые в благодарность за это - удовлетворяют личные потребности высокостатусного члена в общении и сексе. Так появляются КЛИЕНТЕЛЫ, как обособленные группы членов ПЛЕМЕНИ, связанные личными отношениями с неким высостатусным членом.

Граф появления клиентел в структуре ПЛЕМЕНИ

7.4. Собственно, граф ИЕРАРХИИ КЛИЕНТЕЛ позволяет представить, как перераспределялись продукты среди членов СТОЯНКИ. Эта система состояла из двух контуров: в первом (1) добывающем-производственном - каждый член, участвую в группе добытчиков одного продукта, удовлетворял свою потребность в продукте на месте добычи, а избыток приносил в СТОЯНКУ и передавал ВОЖДЮ. Во втором перераспределительном (1) круге - со временем передача формализовалась в некий общий котел, из которого продукты перерабатывались работниками кухни, но в любом случае - этот совокупный излишек дальше перераспределялся ВОЖДЕМ в соответствии с имеющейся иерархией. Вначале был порядок подхода в соответствии с номером ранга, но с появлением КЛИЕНТЕЛ совокупный избыток потребления просто делился между статусными самцами для дальнейшего распределения в их личных КЛИЕНТЕЛАХ-РОДАХ в соответствии с их внутренней иерархией.

7.5. С выделением РОДОВ-КЛИЕНТЕЛ в отдельные СТОЯНКИ с собственным природным комплексом - система перераспределения не меняется, так как в них возникают КЛИЕНТЕЛЫ-СЕМЬИ. Только от каждой значимой добычи - ВОЖДЬ ПЛЕМЕНИ, который находился в собственной СТОЯНКЕ, должен был получать определенную долю.

7.6. По умолчанию всю эпоху ПЛЕМЕН люди были кочевыми охотниками, так как трудно себе представить собирательство в степях Евразии и Северной Африки, освоение которых и сформировало из гоминид людей. Примером кочевых охотников можно считать как раз североамериканских индейцев, которые пришли на материк, безмерно богатый фауной, так что им не было надобности приручать животных. Именно это природное изобилие ресурсов делало индейцев исключением, которое не понял Льюис Моргана, а Маркс и Энгельс провозгласили типичным для всех пелен. Причина же в том что в Старом Свете превращение кочевых охотников в коченков происходило столь давно, что не осталось даже свидетельств.

Общество кочевых охотников

8.1. Я специально не говорил про образ жизни первобытных людей, чтобы не возникала ассоциация способа производства со структурой общества. Сразу хочу сказать про пресловутое СОБИРАТЕЛЬСТВО, которые ортодоксальные антропологи считают главным способом первобытных людей обеспечения себя пропитанием. Однако мне трудно представить, что бы такого особо питательного могли собирать первобытные люди в степях, на чем группа в несколько сот человек жила и размножалась. Ведь для гоминид в саваннах-степях единственным ресурсом могло быть мясо травоядных животных. Ведь сами гоминиды травянистую растительность употреблять в пищу не могли, найти что-то там методом собирательства - фантастика, поэтому оставалась лишь охота на копытных, бесчисленные сада которых процветали в степях.

ПЕРЕЙТИ к словарной статье ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru rutvit.ru myspace.com technorati.com digg.com friendfeed.com pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru del.icio.us
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Имя и сайт используются только при регистрации

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

Авторизация MaxSiteAuth. Loginza

(обязательно)