определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
18.02.2019 Понятие КЛИЕНТЕЛА как научный термин использует ТЕОРИЯ ЕДИНИЦ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЕРАРХИИ, которые я отношу к науке НЕОКОНОМИКА. Эта российская экономическая теория низвергла ранее признанные теоретические столпы социальных наук до уровня ничем не подкрепленных гипотез. Впрочем, понятие общество и в ортодоксальной науке было неопределенным, а структура общества, являющаяся родовым понятием для клиентелы, даже не являлась предметом изучения.
1.2. Принцип историзма, который может быть единственным в теории экономической истории при изучении сущности общества, приводит нас к первой единице человечества, которым было ПЛЕМЯ. Поэтому в статье будет рассматриваться структура племени, в которой мы и будем искать понятие КЛИЕНТЕЛА.
1.3. Вначале напомню читателю, что существует два вида иерархии - линейная иерархия и функциональная иерархия, сочетании которых создает многообразие отношений между людьми. Представить себе эти отношения помогают графы, на которых кружочками изображены люди, а стрелки - показывают направление иерархии доминирования (в смысле преобладающее воздействие).
1.4. Я не буду углубляться в подробности, которые читатель сам может узнать в статье Развитие ПЛЕМЕНИ, поэтому сразу приведу граф линейной и функциональный иерархий, которые имелись в первоначальном ПЛЕМЕНИ.
1.5. Первым будет определение линейной иерархии. Люди ради выживания и социологизации с детства усваивают простую истину - кому из окружающих надо беспрекословно подчиняться, а на кого они сами могут повлиять. В немногочисленных группах можно даже выявить некий номер (ранг) члена по преобладанию в актах взаимодействия.
1.6. Но в ПЛЕМЕНАХ был ВОЖДЬ, который волевым решением для выполнения определенной работы создавал группы, так что попавший в нее член должен был подчиняться лишь одному человеку, который и являлся иерархом функциональной иерархии этой группы. В этом не ничего необычного, так как понимание иерархии свойственно всем людям, как врожденный иерархический инстинкт, который появился для того, чтобы группа людей могла действовать, как один организм.
1.7. ПЛЕМЯ было первой формой существования рода Homo, в которой ВОЖДЬ был главой, как функциональной иерархии, так и коренным элементом (термин из теории графов) линейной иерархии. Конечно, структура иерархических отношений в СТАЯХ-ПЛЕМЕНАХ была намного сложнее, но мы всё же можем представить структуру ПЛЕМЕНИ в виде сочетания одной линейной и одной функциональной иерархий, коренным элементом которых был один и тот же ВОЖДЬ.
1.8. Усложнение иерархической структуры происходило уже от того, что ВОЖДЬ, как правило, руководил ПЛЕМЕНЕМ не один, а у него были помощники - высокоранговые самцы, наличие власти у которых создавало дополнительные функциональные иерархии в структуре ПЛЕМЕН. Небольшая группа высокостатусных членов образовывала ЭЛИТУ, функцией которых было управление, конечно, ради поддержания собственного привилегированного положения.
1.9. В силу положения ВОЖДЯ, как коренного элемента всех иерархий - он становился первым потребителем в СТАЕ-ПЛЕМЕНИ, Конечно, он мог и сам отобрать то, что ему понравилось, но секрет был в иерархическом инстинкте, который заставлял остальных членов передавать ВОЖДЮ избыток своего потребления. Поэтому у ВОЖДЯ собирался избыток потребления всех членов, который весь он сам употребить не мог, и возвращал обратно в оборот племени. Но принцип перераспределения мог быть опять же только иерархическим, поэтому ВОЖДЬ передавал избыток (за вычетом личного потребления) по иерархии своим помощникам, которыми являлись самые статусные самцы. Те в свою очередь вычитали свое потребление и передавали на следующий уровень ниже по линейной иерархии. (Подробнее смотри - иерархический принцип потребления) 1.10. То обстоятельство, что через руки высокостатусных самцов проходил совокупный избыток продуктов, позволял им подкормить - в смысле - увеличить объем потребления у нескольких членов, которые в благодарность удовлетворяли личные потребности этого самца в общении и сексе. Такие группы есть и в структуре СТАИ гоминид, а для их обозначения целесообразно использовать слово КЛИЕНТЕЛА, появившееся в Римской империи для обозначения группы граждан, отказавшихся от политических прав в пользу патрона в обмен на материальные блага (политическая клиентела будет описана ниже в главе Клиентела в Википедии). Как показывает анализ структуры ПЛЕМЕНИ - обособление групп, обслуживающих потребности иерарха, имело место с самого начала ПЛЕМЕН. |
Определение клиентелы
2.1. Клиентела - это группа членов, созданная статусным самцом для удовлетворения своих личных потребностей, благодаря тому, что он имеет возможность подкормить их из потока совокупного продукта ПЛЕМЕНИ, проходящего через его руки.
2.2. Определение КЛИЕНТЕЛЫ позволяет считать ее структурным элементом (подсистемой) внутри структуры ПЛЕМЕНИ, поэтому и роль КЛИЕНТЕЛЫ можно рассматривать только в русле развития ПЛЕМЕНИ и других единиц человечества. Значение КЛИЕНТЕЛЫ состоит в том, что КЛИЕНТЕЛА является зачатком РОДА, так и СЕМЬИ.
2.3. Понятно, что условием для появления клиентелы является достаточно большая численность первой единицы человечества, так как для разбора состава ПЛЕМЕНИ на личные группы нужен был достаточно большой объем продукта, производимого в системе разделения труда между членами ПЛЕМЕНИ. Возникновение КЛИЕНТЕЛ можно проиллюстрировать на следующих рисунках.
Клиентела РОД СЕМЬЯ
3.1. Появление КЛИЕНТЕЛ было использовано в эволюции для устранения близкородственного скрещивания, так как на заре человечества - ПЛЕМЕНА, следуя за стадами мигрирующих животных, часто оказывались в условиях изоляции. (Ведь уже сотня километров была непреодолимым препятствием для общения и обмена невестами, так как просто никто не знал, в какой стороне находилось другое ПЛЕМЯ). Именно тогда возник принцип экзогамии, так как близкородственное скрещивание приводило к вымиранию, поэтому потребовалось внутренне разделение состава ПЛЕМЕНИ на аллели генов, носителями которых стали члены КЛИЕНТЕЛ разных статусных самцов. Для превращения в РОД - главы КЛИЕНТЕЛ должны были признать всех детей, родившихся от самок, состоящих в их КЛИЕНТЕЛЕ, своими прямыми потомками, ведь различить носителе разных геном можно было лишь путем отсчета от главы - т.е. коренного члена КЛИЕНТЕЛЫ, в которой он родился. КЛИЕНТЕЛЫ высокостатусных самцов, превратились в РОД благодаря усложнению системы иерархии ПЛЕМЕНИ, ведь теперь только что родившийся ребенок сразу получал статус, как некий аналог фамилии отца.
3.2. Внутренняя экзогамия, появившаяся в ПЛЕМЕНАХ через превращение КЛИЕНТЕЛ в РОД, была описана американским этнографом Льюисом Морганом у североамериканских индейцев, а благодаря тому, что Фридрих Энгельс признал сообщества индейцев эталоном ПЛЕМЕНИ, то родовая система была объявлена типовой для всех ПЛЕМЕН. Но, если по понятным причинам сообщества американских индейцев сохраняли черты ПЛЕМЕН, находящихся в изоляции, то в Евразии, где плотность людей была достаточно большой уже в далекой древности, разделение на РОДЫ-КЛИЕНТЕЛЫ перестало быть актуальным, особенно, когда численность РОДА стала позволять иметь собственную отдельную СТОЯНКУ. В Евразии, где рано исчезла изоляция, население одной СТОЯНКИ можно считать равно - и РОДОМ и первоначальным ПЛЕМЕНЕМ, отражение чему мы найдем в неопределимости термина - РОДОВАЯ ОБЩИНА, так полюбившимся марксистам.
3.3. Если РОД есть результат развития КЛИЕНТЕЛ высокостатусных самцов в плоскости разрешения проблемы близкородственного скрещивания, т.е. РОД это иерархическая подсистема, то СЕМЬЯ - это экономическая категория. Для появления СЕМЬИ критичным условием стало появление у людей технологий проживания малой группой автономно от системы разделения труда СТОЯНКИ, что и позволило выявить тот факт, что обработка земли группой людей, живущих НЕПОСРЕДСТВЕННО на участке - более эффективна, чем, если бы обработчики были неким отрядом ПЛЕМЕНИ, приходящим из удаленной СТОЯНКИ.
3.4. По аналогичным причинам произошло разделение общеплеменного стада у кочевников. Даже приручить животных можно было лишь в составе малочисленных стад, так еще - максимальный объем продукта от животных получался при обслуживании их малочисленной группой, которой и стала СЕМЬЯ кочевника.
3.5. Происхождение СЕМЬИ от КЛИЕНТЕЛЫ вполне прозрачно: с ростом численности и благосостояния ПЛЕМЕН, привилегия завести себе личную КЛИЕНТЕЛУ-РОД опускалась все ниже по линейной иерархии ПЛЕМЕНИ, так что когда-то наступил момент, когда почти каждый самец мог позволить себе иметь КЛИЕНТЕЛУ, но при почти равном числе самок и самцов - число самок в КЛИЕНТЕЛЕ низкорангового самца не могло быть большим. Если высокоранговые самцы и сегодня могут себе позволить содержать гаремы, то простой мужчина экономически может позволить себе лишь одну жену. Сегодня размер КЛИЕНТЕЛЫ в виде лишь одной самки является многовековой традицией для некоторых обществ на планете, например в Европе, где размер и состав СЕМЬИ ограничен и культурой и законом.
Далее читатель найдет перепечатку статьи Клиентела в Википедии, название которой точнее отражает термин ПОЛИТИЧЕСКАЯ КЛИЕНТЕЛА:
Клиентела Википедия
Клиентела — это форма социальной зависимости: взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между членом элиты и (патроном) и простыми членами (клиентами).
Клиентела (лат. clientēla, p. -lae) — форма социальной зависимости в Древнем Риме: взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между патронами и клиентами. Восходит к временам разложения родового строя.
Содержание 1 До 509 до н. э. 2 После 509 до н. э. 3 Заключение 4 Прочее 5 Ссылки 6 Примечания |
До 509 до н. э.
Отношения патроната — клиентелы возникли задолго до появления плебеев в римском обществе. Первоначально они зародились внутри массы populus Romanus в результате её социально-экономической дифференциации и привели к появлению многочисленного зависимого сословия клиентов. Необходимо отметить, что в раннем, ещё царском, Риме не различались понятия populus Romanus и quirites, понятие патриции имело иной смысл, а понятие cives (граждане) не вошло в обиход. Никаких отличий в юридическом статусе у населения не наблюдалось, а сам Рим охотно привлекал эмигрантов, наделяя их равными правами, будучи заинтересованным в увеличении численности и обороноспособности своей молодой общины.
Однако обедневшие или утратившие родовые связи и нуждавшиеся в покровительстве люди втягивались в качестве патриархально-зависимых лиц в семьи богатых и влиятельных патрициев. Зависимые люди назывались клиентами, а их покровители — патронами. Здесь сказался тот фактор, что римская община, основанная на общественном землепользовании и натуральном хозяйстве, была организована по схеме curia—gens—familia, и чтобы пользоваться землёй либо просто иметь заработок, необходимо было быть частью этой системы. Римские курии, рода и семьи получали наделы по жребию (либо от царя напрямую), а внутри этих социальных организмов распоряжались выборные курионы, наследные родовладыки и отцы семейств — patres и pater familias (отсюда патриции). Триб (tribus) ещё не существовало, так как в этом не было необходимости. Раннеримские клиенты напоминают древневосточных патриархально-зависимых лиц, втянутых в хозяйства богатых и знатных «домов».
Положение несколько изменилось в связи с активной деятельностью трёх последних римских царей (616—510 до н. э.), этрусков по происхождению, которые провели ряд важнейших реформ, в частности: были организованы три трибы по национальному признаку — Рамны (латины), Тиции (сабины), Луцеры (этруски); каждая триба включила в себя 10 курий, а каждая курия — 10 родов; отделившиеся от родов индивидуальные семьи, а также «лишние» рода и прочее население (добровольные или принудительные эмигранты) в эти 300 родов уже не включались автоматически. Впрочем, не исключено, что подобная система в отдельных её проявлениях могла складываться и в предыдущую эпоху выборных царей. Теперь только эти 300 родов считались патрициями—populus Romanus—quirites, остальные становились плебеями, и если все права имели только первые, то обязанности перед государством должны были нести все наравне, появился новый источник пополнения сословия клиентов наряду с вольноотпущенниками. Это положение несколько сгладил второй из этрусских царей — Сервий Туллий, ликвидируя национальные трибы и учреждая четыре территориальные, он включил в них и плебеев, заодно разделив всех вновь объединённых таким способом populus Romanus на имущественные классы с градацией части их прав и обязанностей.
После 509 до н. э.
Ситуация вновь обострилась с ликвидацией царской власти и установлением республики, захватившие власть аристократы присвоили себе огромные полномочия, по своему истолковав сословную систему — так как прежняя реформа не касалась курий и 300 родов, поэтому их члены стали патрициями—quirites—гражданами, а populus Romanus вновь толковалось исключительно как совокупность всех жителей по отношению к их обязанностям в рамках имущественных классов, только патриции имели право занимать выборные должности. Поток эмигрантов прибывал, а вместе с тем и естественно росла масса populus, теперь в большинстве своём — плебеев, значительная часть которых становилась клиентами патрициев, другая же часть решила активно бороться за уравнивание в правах, решения земельного и долгового вопросов, а значит и прекращения практики клиентелы. Эта борьба продолжалась всю эпоху ранней республики (509—265 до н. э.) и закончилась полной победой плебса. В эпоху великих завоеваний республики (265—133 до н. э.) клиентела на долгое время консервируется как хорошо зарекомендовавший себя ранее инструмент политической борьбы — права голоса на центуриатных и введённых тогда же трибутных комициях плебеи никогда не лишались, чисто же экономическая и юридическая подоплёки клиентелы массово сходят на нет.
Вместе с тем к эпохе гражданских войн республики (133—31/27 до н. э.) постепенно меняются тактика и практика политической борьбы, а затем к эпохе Принципата традиционная борьба угасает вовсе. В эти эпохи клиентела приобретает отчётливый характер престижа для богатых патронов, которые теперь соревнуются меж собой как на старинный лад и в количестве, так и по новому — в качествах своих клиентов. Клиенты, будучи одарёнными, но бедными лицами могли поправить своё состояние, к тому же к подобному покровительству вынуждены были прибегать и лица без римского гражданства в надежде его получить или просто обрести хоть какой-то статус в римском обществе. Однако общее число клиентов в Риме уже не приближалось к тому, что наблюдалось ранее. Разновидностью клиентелы, таким образом, были отношения между деятелями искусства и их покровителями, меценатами. Ярким примером является поэт-сатирик Марциал, часто субсидируемый своими патронами.
Заключение
По сути, клиентела имела особое значение в период Римской республики, причём клиентские обязательства зачастую передавались по наследству. Традиционно клиенты сопровождали своего патрона на Форуме, поддерживали его на выборах и служили на войне под его началом. При этом патрон обязывался защищать своих клиентов в случае судебных разбирательств, или выкупать членов их семей, попавших в зависимость, поддерживать их минимальные жизненные потребности, равно как и клиенты в случае необходимости были обязаны материально поддерживать его. Клиенты принимались в род патрона и носили его родовое имя, участвовали в общих праздниках фамилии своего патрона, хоронили клиентов на фамильном кладбище. Согласно Дионисию, клиенты были земледельцами, пастухами, ремесленниками. Землю они получали от патрона, который, как можно полагать, использовал для этого земельный фонд рода, а также мог делать заимки из ager publicus. Условия, на которых клиенты пользовались землёй, не известны не только для царской эпохи, но и для следующей эпохи республики. Одни учёные считают клиентов крепостными, другие — патриархальными рабами. По мнению отечественных историков, пока бесспорно одно, что в царский период клиенты начали формироваться в наследственное сословие лично зависимых людей, не считавшихся, однако, рабами[1].
Прочее
Клиентела была также юридической категорией в отношениях между Римской республикой и зависимыми и союзными государствами.
Ссылки
Клиентела — статья из Большой советской энциклопедии.
Примечания
Неронова В. Д. Лекция 23. Ранний Рим // История древнего мира / Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — Т. 2. Расцвет древних обществ. — 572 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016781-9.
Категории: Культура Древнего Рима Римское право Общество Древнего Рима
Статьи, в которых используется термин КЛИЕНТЕЛА: