Глобальные проекты человечества
определение понятие значение информация система структура принцип |
Теории глобальных проектов была предложена Михаилом Леонидовичем Хазиным как замена аморфной теории цивилизаций, которая рассматривала историю как смену культур. В 2005 году Михаил Леонидович Хазин и Сергей Гавриленков написали доклад для конференции ВСЭИ О ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ, в котором дается определение понятия "глобальный проект". Данная статья явялется продолжением, а начало в Теория глобальных проектов
Потребительский кредит на неотложные нужды Потребительский единовременный кредит Потребительский возобновляемый кредит | Кредит на приобретение товаров Потребительский кредит для молодых семей |
Теория глобальных проектов Хазина
После дискредитации политэкономии возникла проблема описания сквозной истории человечества, в которой и во время политэкономии существовали белые пятна. Мысли о громадной роли идей в развитии общества была оформлены в целостную теорию о существовании НАДнациональных идей, которые увлекают миллионы приверженцев. Михаил Хазин назначил для нее временные рамки от появления Христианства как первого глобального проекта до наших дней, но я думаю, данную теорию можно применять и к более ранним историческим событиям, конечно, подразумевая под словом "глобальный" размер существовавших цивилизаций.
Китайский глобальный проект
Китай после Второй мировой войны, восстановив государственную независимость, попадает в Советскую технологическую зону. Однако руководство СССР во главе с Хрущевым не сумело оценить стратегическую выгоду превращения Китая в "фабрику" для социалистической зоны, что в принципе за счет освоения огромно людского ресурса Китая давало непреодолимые преимущества над капиталистической зоной. Дружеские отношения между странами были нарушены и Китай "ушел в свободное плавание".
Объективно, Китай, как странас самым многочисленным населением на планете, имел все возможности для формирования собственной технологической зоны (повторением сталинской индустриализации в СССР), что вероятнее всего и хотел совершить Мао Цзэдун. Так как СССР не поддержал встраивание в Советскую технологическую зону, то была организована Культурная революция, в результате которой в стране были уничтожены люди, ориентировавшиеся на СССР. Для создания собственной технологической зоны Китай обратился за помощью к странам Запада. Однако капиталистические страны предложили Китаю намного больше, чем он мог рассчитывать - они открыли ему рынки Американской технологической зоны и дали технологии, позволившие в короткий срок стать основной фабрикой мира. Такая возможность заставила Китай отказаться от создания собственной технологической зоны и сегодня в нем происходит разделения труда в границах Американской технологической зоны, для которой Китай стал основным производителем товаров. Можно говорить о существовании в границах Китая локального проекта на основе идей конфуцианства. По масштабам, возможно, он долго превосходил все остальные идейные проекты вместе взятые, так как из-за огромного числа носителей мог бы называться "глобальным". Но назвать его Глобальным нельзя, потому что конфуцианство не являлось наднациональной идеей. Китай уже много веков назад имел возможность захватит весь мир, но никогда не имел стимула это сделать. Его идеология не имела вектор на территориальное расширение. Завоевания Чингисхана размером с половину мира от Китая до Северной Италии осуществлялись на основе китайских технологий, которые кочевники захватили у более цивилизованного Китая, имевшего Академию Наук еще в 5 веке до нашей эры. Скорее, великое нашествие монголо-татар можно рассматривать как глобальный проект Великого переселения многочисленных народов из Азии в Восточную Европу, так как монгольское ядро в массе переселенцев было относительно малочисленное. Но прямого отношения проект завоеваний к Китаю не имел. Китай имел возможность, но не захватывал Сибирь и страны Юго-Восточной Азии, а от монголов пассивно отгородился Великой Стеной. Сегодня у Китая уже появились собственные устремления по повышению своей роли в Мире, но по причине отсутствия у него мировой религии или иной глобальной и наднациональной идеи (может кроме социалистической) - таковые останутся чисто национальными - хотя и локально глобальными. Конфуцианство на роль мирового глобального проекта - не очень годится, а с буддизмом у Китая - сложные отношения. Великий Китай - это идея одной нации, пусть самой многочисленной на Земле. Предложить миру иной глобальный проект - Китай сегодня - не может. |
Буддийский глобальный проект
Буддийский проект, центр которого оказался на территории Китая, получил идеологическую составляющую, скорее по причине притеснения. Пока буддизм не имеет опорной страны. Индия, как родина буддизма, не проявляет особо интереса к формированию всемирного глобального проекта. Буддизм стал модным благодаря голливудским фильмам, которые познакомили с его идеями остальной мир. Однако для жителей других стран буддизм представляет собой сказочную религию, как и индуизм.
Индийский глобальный проект
С точки зрения мировоззрения европейцев и более-менее сопрягаемых с ним мировоззрением жителей современной Америки, Африки, Австралии и Азии, мировоззрение жителей Индии, в меньшей степени - Китая, представляется "марсианским", настолько оно не вписывается в "привычные" рамки. Индия представляется как "вещь в себе", жители которой в плане идеологии живут в другом физическом и временном измерении, для которого существование других - абсолютно не важно.
Примером преодоления собственной идейной изоляции служит Япония, волевым методом освоившая капиталистические отношения в конце 19 века. Индия так же успешно осваивает, но вряд ли способна предложить наднациональную идею.
Начало статьи вы найдет по ссылке Концепция глобальных проектов.
Вывод: Теория глобальных проектов Хазина является более мощным инструментом, пришедшим на смену теории цивилизаций.
В следующем видеоролике Михаил Хазин говорит о идеологическом вакууме, в котором оказалось человечество в результате закрытия Западного проекта. Так как идеи - не умирают, то наиболее вероятным сценарием для будущего человечества является возрождение Красного проекта, который может вобрать в себя Христианский и Исламский проекты.
Хазин. Конец Западного проекта. (23.01.2013)
Крах Западного глобального проекта под тяжестью структурного кризиса должен способствовать новому возрождению Красного глобального проекта. Те проекты, которые еще есть у человечества - Христианский и Исламский - вряд ли способны овладеть умами большинства людей. У Красного проекта есть преимущество, которое заключается в родственности его системы ценностей с системами ценностей Христианского и Исламского проектов, основанных на общих библейских ценностях. Поэтому у Красного проекта есть основание создать социальный и идейный мир в том обществе, которое появится после мирового кризиса.
Кликните на заголовок, если хотите вернуться на страницу Неокономика: теория кризисов
Теория глобальных проектов входит в круг гипотез вокруг нарождающейся науки НЕОКОНОМИКА Григорьева, поэтому тройку теорий, которыми оперирует Михаил Хазин - за неимением наименования я назвал неокономика Хазина.
Данная статья написана для пояснения понятий в рубрике Неокономика: теория кризисов и имеет постоянную ссылку: //design-for.net/page/teorija-globalnyh-proektov
Статьи про глобальные проекты |
ИСТОРИЯ ВЕЧНОСТИ, ИЛИ КАРАМЗИН НЕ МЕРТВ источник Гипотезы о российском историческом сознании CREDO 11.09 Сергей Гавриленков |