12.10.2021. Новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово инстинкт, которые используют марксизм и экономикс, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение инстинкта является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин инстинкт поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста инстинкт в словаре с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение слова инстинкт. Сохраняю ортодоксальное описание инстинкта не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие инстинкт, оставаясь допущением, благодаря уже своему употреблению попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. В экономикс теория инстинкта использовалась для обоснования теории предельной полезности, то НЕОКОНОМИКА (как называется новая экономическая теория) считает теорию принятия решений исключительно психологической, что и заставляет меня произвести критику текста инстинкт в википедии.
неоклассическая экономическая теория (economics) vs политическая экономия | |
теория познания
|
Сериков Андрей ЕвгеньевичДИСКУССИЯ ОБ ИНСТИНКТАХ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ И ЭТОЛОГИИ |
В статье обсуждаются различные подходы к пониманию сущности инстинктов человека и их типологии, история вопроса, основные точки зрения в рамках современной дискуссии о существовании у человека инстинктивного повеления. Ключевые слова: поведение человека, этология человека, социобиология, эволюционная психология, инстинкт, инстинктивное поведение. Для успешного изучения форм человеческого поведения, для их сравнительного анализа необходимо иметь некоторую типологию этих форм. Но как найти основания для такой типологии? Один из возможных подходов — различить в поведении человека аспекты, связанные с биологической, культурной и социальной регуляцией поведения. Как пишет британский социолог Уолтер Гаррисон Рансиман, следует различать биологически вызванное (evoked), культурно приобретенное (acquired) и социально наложенное (imposed) поведение. Биологически вызванное поведение связано с врожденной реакцией организма на определенные свойства среды; приобретенное поведение является следствием заимствования образца поведения у другого человека; наложенное поведение — это исполнение предписанной социальной роли под влиянием стимулов и санкций. Примером может служить различие между генетической склонностью юношей (большей, чем у девушек или пожилых людей) отвечать насилием на провокацию, следованием образцам доблестного воинского поведения в тех культурах, где такое поведение высоко ценится, и исполнением рекрутами своих ролей под угрозой наказания 1. Различение биологических, культурных и социальных аспектов поведения не предполагает, что человек в какой-то момент времени делает что-то из биологических побуждений, в какой-то момент времени — в силу культурных предпочтений, а в какой-то — вследствие требований, накладываемых на него обществом. Не предполагается также то, что можно назвать некие чисто биологические, чисто культурные или чисто социальные формы поведения. Предполагается лишь, что в человеческом поведении эти три уровня регуляции поведения тесно взаимодействуют. Например, человек может бояться и избегать угрожающих его жизни обстоятельств в силу биологической предрасположенности, но делать это в таких формах, которые предписывают его культура и общество. Если предположить, что биологически регулируемые аспекты поведения являются более универсальными и связанных с ними типов поведения существует намного меньше, чем культурных и социальных типов, то биологические детерминанты поведения можно положить в основу наиболее общей типологии форм человеческого поведения. Эта идея не является оригинальной. Скорее, она кажется само собой разумеющейся. Но по поводу того, как именно можно реализовать эту идею, нет консенсуса. Не существует какой-нибудь общепринятой типологии человеческого поведения не только в социально-гуманитарных, но и в биологических науках о поведении. Поведение объясняется инстинктами, потребностями, влечениями, мотивами, состояниями, биологическими и психологическими типами, ситуациями, средой, и почти каждое из перечисленных понятий пересекается с другим и не имеет при этом какого-либо общепринятого определения. Например, инстинкты и потребности иногда используются как синонимы, а иногда различаются, и имеются различные определения и классификации и тех, и других. Кроме того, ученые продолжают спорить о том, в какой мере инстинкты определяют поведение животных и, тем более, человека. В этой ситуации мне кажется оправданной попытка разобраться в том, как соотносятся между собой соответствующие понятия и научные идеи. В частности, я хочу хотя бы в общих чертах понять, в чем суть дискуссии об инстинктах. Исчерпывающее исследование на эту тему могло бы стать делом всей жизни, чего я не могу себе позволить. Поэтому я ограничусь анализом идей тех современных авторов, тексты которых общедоступны, и тех авторов, кого сегодня принято считать классиками наук о поведении. |
Вопрос об инстинктах человека в психологии начала XX века |
1 Runciman W. G. The Theory of Cultural and Social Selection. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. P. 34—51. |
Согласно «Новой философской энциклопедии», об инстинкте как побуждении писал уже древнегреческий стоик Хрисипп, а его современное научное изучение началось в XVIII в. французскими натуралистами. «Некоторые из них считали инстинкт редукцией (вырождением) ума; другие, напротив, его зародышем (Ле Руа). Ламетри утверждал, что все живые организмы обладают "чисто механическим свойством" "действовать наилучшим для самосохранения образом". Ламарк считал, что инстинкт происходит из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей»2. В книге «Философия зоологии» (1809) Жан Батист Ламарк (1744-1829) одним из первых дал научное определение инстинкта: «Инстинкт животных — это наклонность, влекущая, вызываемая ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающая к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли»3. Там же он перечисляет основные потребности, лежащие в основе инстинктов:
|
2 Суворов О. В. Инстинкт // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд ; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. URL: //iph.ras.ru/elib/1238.html (дата обращения: 08.05.15). 3 Ламарк Ж. Б. Философия зоологии / пер. С. В. Сапожникова. Москва ; Ленинград: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1937. Т. 2. С. 325. URL: //publ.lib.rU/ARCHIVES/L/LAMARK_Jan_Batist/Lamark_J.B._ Filosofiya_zoologii._T.2.(1937).[djv-fax].zip (дата обращения: 08.05.15). 4 Там же. С. 325—326. 5 Воронин Л. Г. Инстинкт // Большая советская энциклопедия. URL: // bse.chemport.ru/instinkt.shtml (дата обращения: 08.05.15). |
Важный вклад в развитие теории инстинктов сделали Чарльз Дарвин (1809-1882), высказавший идею о том, что инстинкты формируются в ходе естественного отбора, Герберт Спенсер (1820-1903), понимавший инстинкт как сложный рефлекс (compound), и Иван Петрович Павлов (1849-1936), отождествлявший инстинкты со сложными безусловными рефлексами. «По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшие И.: пищевой, проявляющийся в виде пищедобывания, захвата пищи, накопления её запасов и т. п.; оборонительный, состоящий как из пассивно-оборонительных реакций (убегание, «замирание», «затаивание»), так и активной защиты при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.; половой, включающий брачные игры, танцы, пение, токование, бои за самку, миграцию к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием; родительские (называются также заботой о потомстве) в виде постройки гнезда, запасания корма для молоди, её кормления и обучения защитным, охотничьим и др. приёмам; групповые, составляющие основу взаимоотношения членов стада, стаи, роя, семьи и проявляющиеся в совместной обороне от врагов, постройке гнезда, преодолении пространства (миграции), обогреве друг друга в холодное время года, в общей заботе о потомстве и т. п.»5. Еще один основной инстинкт (рефлекс), который исследовался в школе Павлова — ориентировочный. «Ориентировочный рефлекс, или рефлекс "Что такое?", был открыт И. П. Павловым. Он описал его как комплекс двигательных реакций, который возникал на неожиданное появление нового стимула»6. «Ориентировочный рефлекс в качестве реакции на новизну стимула представляет собой интегральную часть исследовательского поведения, направленного на извлечение информации из окружающей среды»7. Поскольку Павлов предпочитал говорить не об инстинктах, а о рефлексах, и его школа была доминирующей, в советской физиологии было вообще не принято употреблять термин «инстинкт». Это хорошо сочеталось с убеждением советских психологов в том, что у человека нет инстинктов. Это же было одной из причин долгого неприятия советской наукой идей классической этологии. «Понятие "инстинкт" физиологами павловской школы практически не употреблялось и подвергалось осуждению за его "нерефлекторный" характер, а "правильным" предлагалось считать существование "цепей безусловных рефлексов", но не инстинктивных актов. <...> Отголоски такого подхода достаточно часто встречаются в критических замечаниях в адрес этологии "с позиций павловского учения", которые можно найти практически в любом отечественном учебнике или пособии по поведению и/или высшей нервной деятельности, вышедшем в 50-80-е годы»8. Наиболее популярным автором из тех, кто рассуждал об инстинктах человека на рубеже 19-20 вв., остается Зигмунд Фрейд (1856-1939). Однако у него не было какой-либо развернутой типологии инстинктов, поскольку в ранних работах он писал только об одном из них — половом, а в поздних работах — о двух: влечении к жизни и влечении к смерти. |
6 Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. 3-е изд., доп. и перераб. СПб. : Питер, 2012. URL: //www.irbis.vegu.ru/repos/11857/Html/ 58.htm (дата обращения: 08.05.15). 7 Соколов Е. Н. Ориентировочный рефлекс. URL: //scorcher.ru/axiomatics/ axiom_show.php?id=355 (дата обращения: 08.05.15). 8 Зорина 3. А., Полетаева И. И., Резникова Ж. И. Основы этологии и генетики поведения. 2-е изд. М. : МГУ : Высшая школа, 2002. Раздел 2.5. Проблема инстинкта в трудах российских ученых. URL: //www.google.ru/url?url=//biology.krc.karelia. ru:8080/biology/ (дата обращения: 08.05.15). 9 Джемс У. Психология / под ред. Л. Л. Петровской. М. : Педагогика, 1991. С. 289. 10 Там же. С. 292—293. 11 Там же. С. 296. 12 Там же. С. 304. 13 Angell J. R. Psychology: An Introductory Study of the Structure and Function of Human Conscious, Third edition, revised. New York: Henry Holt and Company, 1906 (1904). URL: //www.brocku.ca/MeadProject/Angell/Angell_1906/Angell_1906_00. html (дата обращения: 08.05.15). |
Одним из первых психологов, подробно рассмотревшим роль инстинктов в поведении человека, был Уильям Джеймс (1842-1910). В «Принципах психологии» (1890) инстинктам посвящена отдельная глава, где Джеймс пишет об инстинкте как врожденной склонности человека действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. «Обыкновенно инстинкт определяют как способность действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели и без предварительной выучки производить данное действие. <... > Все действия, называемые нами инстинктивными, можно подвести под общий тип рефлекса; все они вызываются воздействием чувственного раздражения на тело животного на расстоянии или через непосредственное прикосновение»9. Инстинкт человека — это сложное инстинктивное действие, это последовательное пробуждение простейших импульсов. При этом Джеймс отмечает, что на проявление инстинктов влияет опыт. Например, мы привыкаем к определенным объектам, на которые направляется наше инстинктивное поведение, и другие, непривычные объекты перестают его вызывать. Инстинктов у человека не меньше, но даже больше, чем у животных, «но благодаря развитию памяти, рефлексии человек в состоянии сознавать каждый из этих импульсов в отдельности, после того как он однажды испытал их, узнал их результаты и может их предвидеть. При этом условии можно сказать, что импульс совершается нами отчасти по крайней мере ввиду его результатов»10. Поскольку на человека действуют сразу несколько импульсов, он может выбирать между ними. Разум не может задерживать импульсы, но, «подействовав на воображение, способен изменить направление импульса»11. Джеймс приводит примеры и даже некий перечень человеческих инстинктов, но какой-либо обоснованной типологии у него нет. Ссылаясь на «Die Seele des Kindes» (1882) Тьерри Вильяма Прейера, он перечисляет импульсивные, рефлекторные и инстинктивные движения маленьких детей: крик при соприкосновении с воздухом, чихание, сопение, кашель, вздыхание, движения при рвоте, икание, вздрагивание, движения членами при прикосновении к ним и сосание, наклонность вешаться на руках, кусание, хватание предметов руками и поднесение их ко рту, умение сидеть, стоять, ползать и ходить. «Наряду с первыми стремлениями к подражанию у детей зарождается наклонность придавать осмысленность звукам голоса. Далее немедленно возникает соревнование и наряду с ним драчливость. Страх к определенным объектам дети начинают испытывать очень рано, чувство симпатии — гораздо позже, хотя инстинкт симпатии (быть может, эмоция симпатии?) и играет такую важную роль в жизни человека. Застенчивость, общительность, наклонность к приобретению развиваются очень рано. Охотничий инстинкт, скромность, любовь, инстинктивная привязанность к родителям и т. д. являются позднее. К 15-16 годам все человеческие инстинкты уже достигают полного развития»12. Ученик Уильяма Джеймса Джеймс Роланд Энджелл (1869-1949) продолжает исследования в данном направлении, 16-я глава его «Психологии» (1904) включает описание наиважнейших человеческих инстинктов: страха (fear), гнева (anger), застенчивости (shyness) и общительности (sociability) как двух противоположных инстинктов, любознательности (curiosity) и скрытности (secretiveness), накопительства (acquisitiveness), соперничества (rivalry), ревности и зависти (jealousy and envy), половой любви (sexual love), родительской любви (parental love), игры (play), подражания (imitation), созидания (constructiveness)13. Развернутую типологию человеческих инстинктов создал Уильям Мак-дугалл (1871-1938). Одна из его принципиальных идей заключалась в том, что инстинкты проявляются не только в поведении, но и в эмоциях. Эмоция — это аффективный аспект инстинктивного процесса. Во «Введении в социальную психологию» (1908) Макдугалл определяет инстинкт как «унаследованную или врожденную психологическую склонность, которая побуждает (determines) ее обладателя воспринимать объекты определенного класса и обращать на них внимание, испытывать эмоциональное возбуждение определенного качества вследствие восприятия такого объекта и действовать в отношение него определенным образом или по крайней мере испытывать импульс к такому действию»14. При этом он пишет, что даже у животных и человеческих младенцев инстинктивные действия в чистом виде — т. е. без изменений вследствие влияния интеллекта, подражания и сформированных опытом привычек — наблюдаются крайне редко. В 3-й главе «Введения» Макдугалл перечисляет, а затем подробно описывает 7 основных инстинктов и соответствующих им эмоций: бегство (flight) — страх (fear); неприятие (repulsion) — отвращение (disgust); любознательность (curiosity) — удивление (wonder); агрессивность (pugnacity) — гнев (anger); самоуничижение (self-abasement or subjection) — смущение (subjection); самоутверждение (self-assertion or self-display) — воодушевление (elation); родительский (parental) — нежность; а также еще 4 инстинкта, которые не связаны напрямую с какими-либо основными эмоциями: репродуктивный (reproduction); стадный (gregarious); приобретательства (acquisition); созидания (construction). Авторы современных справочников и учебников насчитывают у Макдугалла от 10 до 12 основных инстинктов во «Введении в социальную психологию» и до 18 основных инстинктов, которые он описывал в более поздних работах15. Хотя этот вопрос не принципиален, я из чистой любознательности посмотрел 14-е издание «Введения» (1919)16. Там 3-я глава осталась без изменений и в ней описаны те же 11 инстинктов, в которые парадоксальным образом не попал инстинкт поиска пищи. К приведенному выше списку инстинктов по Макдугаллу в учебниках обычно добавляется пищевой (hunger), а также инстинкты призыва (crying out or appeal), смеха (laughter), стремления к комфорту (comfort), к отдыху (rest or sleep) и к перемене мест (migration)17. В поздних работах Макдугалл вместо «инстинктов» предпочитает говорить о «наклонностях» (propensities)18. |
14 McDougall W. An Introduction to. Social Psychology. L.: Methuen and Co., 2nd edition, 1909 (1908). P. 33. URL: //ia802706.us.archive.org/29/items/introduction-toso020342mbp/introductiontoso020342mbp.pdf (дата обращения: 08.05.15). 15 Маклаков А. Общая психология. СПб. : Питер, 2001. Гл. 22. URL: // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/22.php 16 McDougall W. An Introduction to. Social Psychology. 17 Instinct Theory of Motivation URL: //www.psychologynoteshq.com/ instincttheoryofmotivation/ 18 Об этом пишет Мюррей: Murray H. A. Explorations in personality. N.Y.: Oxford University Press, 1938. P. 24. URL: //archive.org/stream/explorationsinpe031973mbp/ explorationsinpe031973mbp_djvu.txt |
В 1920-30 гг. идея инстинктивного поведения человека подверглась критике сразу с нескольких сторон. Входивший в моду бихевиоризм утверждал, что поведение и человека, и животных определяется не столько инстинктами, сколько обучением. Бихевиористы не отрицали существование у животных естественных склонностей к тем или иным формам поведения. Тем не менее, с их точки зрения, наиболее важными для поведения оказываются склонности испытывать удовольствия и избегать наказания, на основе которых формируются условные рефлексы. Сложное поведение — это цепочка условных рефлексов. Радикальный тезис бихевиористов заключался в том, что любое животное можно обучить любым формам поведения, если правильно сформировать стимулы окружающей среды. В это же время культурные антропологи утверждали, что поведение человека определяется не врожденными склонностями, а особенностями культуры. При этом они отрицали существование общих для всех людей, универсальных форм поведения. Тогда же зарождающаяся гуманистическая психология личности заменила концепт инстинктов на концепт основных потребностей (basic needs), сделав акцент на том, что помимо них существуют и другие потребности, более важные для понимания специфики поведения человека. |
Представление об инстинктах в классической этологии |
Можно сказать, что «инстинкт» как научное понятие сохранился во многом благодаря этологической концепции Конрада Захариаса Лоренца (19031989) и Николаса Тинбергена (1907-1988). Они придали ему новый смысл, который затем был воспринят учеником Лоренца Ирениусом Эйбл-Эйбес-фельдтом (1928 г.р.), автором книги «Биология человеческого поведения. Основания этологии человека» (1984)19. Основной тезис этологии человека — человеку как виду свойственны врожденные филогенетические адаптации, которые лежат в основе некоторых универсальных форм поведения, — оказался созвучен идеям автора книги «Социобиология: новый синтез» (1975)20 Эдварда Осборна Уилсона (1929 г. р.) и идеям основателя эволюционной психологии Роберта Людлова Триверса (1943 г. р.)21. Сегодня многие представители социобиологии, этологии и эволюционной психологии предпочитают об «инстинктах человека» не говорить или говорят о них в очень широком смысле. Но в той мере, в какой этология человека и эволюционная психология продолжают развиваться и в XXI веке, дискуссия о содержании понятия «инстинкт» и его применимости к поведению человека регулярно возобновляется. |
19 Eibl-Eibesfeldt I. Die Biologie des menschlichen Verhaltens: Grundriss der Humanethologie. Piper, München, 1984. 20 Wilson E. O. Sociobiology: The New Synthesis. Harvard University Press, 1975. 21 Trivers R. L. Parental Investment and Sexual Selection // B. Campbell (Ed.) Sexual selection and the descent of man, 1871-1971. P. 136—179. Chicago, Aldine, 1972. URL: // www1.appstate.edu/~kms/classes/ psy2664/Documents/trivers.pdf (дата обращения: 24.12.13). |
Еще будучи студентом медицинского факультета Венского университета, Лоренц осознал, что сравнительные методы могут быть применены при изучении не только анатомических структур, но и образцов поведения животных. Профессор Карл Людвиг Бюлер (1879-1963), чьи семинары по психологии посещал Лоренц, заинтересовался этой идеей. Он обратил внимание Лоренца на то, что его взгляды на поведение в равной мере противоречат как виталистическому учению об инстинктах Макдугалла, так и механистическому бихевиоризму Джона Бродеса Уотсона (1878-1958). Об этом Лоренц пишет в своей автобиографии. По настоянию Бюлера Лоренц прочитал книги обоих авторов и испытал «сильное разочарование: ни один из этих людей не знал животных, ни один из них не был экспертом. Я был сокрушен тем объемом работы, который все еще не был выполнен, и мне было очевидно, что ответственность за создание нового направления науки лежала на мне»22. Основной эмпирический источник этологических теорий — наблюдение за животными в естественных или приближенным к естественным условиям. Это радикально отличает подход этологов от того, как исследовались рефлексы в школе Павлова или оперантное поведение животных у бихевиористов, где животные закреплялись в специальных стойках, помещались в ящики Скиннера, лабиринты и другое экспериментальное оборудование. Разные методы дают разные результаты, поэтому так сильно отличаются и соответствующие теории. С точки зрения этологов, наблюдение за животными, всю жизнь содержащимися в клетках, подобно наблюдению за человеком, содержащимся в тюремной камере. Оно позволяет делать какие-то выводы, но мало что дает для понимания поведения большинства людей в обычных условиях. При этом скрытое и явное наблюдение также дает разные результаты. Поэтому этологи и используют включенное наблюдение, ненаправленные кинокамеры, скрытые видеокамеры и т. п. Даже в зоопарке жизнь животного, как и жизнь человека в условиях заключения, неполноценна. Например, долго живший с волками в естественных условиях Ясон Бадридзе говорит, что при взгляде на волков в зоопарке «сразу бросается в глаза ущербность психики: нервные тики, стереотипные движения»23. |
22 Konrad Lorenz - Biographical // Les Prix Nobel en 1973 / Editor Wilhelm Odelberg, [Nobel Foundation], Stockholm, 1974. URL: //www.nobelprize.org/nobel_prizes/ medicine/laureates/1973/lorenz-bio.html 23 Бадридзе Я. К. Между человеком и волком // Этология.ру. URL:// ethology.ru/interview/?id=193 (дата обращения: 10.05.15). |
Сразу следует сказать, что утверждение этологов о существовании естественных (инстинктивных) склонностей животных и людей к определенным формам поведения не обозначает отрицания роли культуры и обучения. Напротив, этологи всячески подчеркивают эту роль не только в поведении людей, но и животных. Про навыки охоты и коммуникации у тех же волков Бадридзе говорит, что всему этому волки обучают своих детенышей. «От рождения они этого не умеют. Волчонок может в игре убить крысу и тут же потеряет к ней всякий интерес, даже может рядом с этой крысой умереть с голоду. Если необученный волк попадет в стадо овец, он просто будет в панике. Он понятия не имеет, что это — пища. Какие-то врожденные инстинктивные элементы у них есть: положительная реакция на запах крови, преследование движущихся объектов, но до умения охотиться это далеко. Охота — это культура, традиция. Причем у каждой семьи она своя. <...> Вообще у них есть две категории звуков. Врождённые, на которые реакция у других тоже врождённая. Например, звук опасности — это такой фыркающий лай. Щенки его слышат и разбегаются, хотя их никто не учил. И есть приобретённые звуки, которым научили. Притом есть диалекты: допустим, кахетинский волк вряд ли поймет волка из Западной Грузии»24. Примерно от таких же наблюдений отталкивался в своих ранних исследованиях и Лоренц, исследовавший изменения в поведении гусей, которые происходили при их одомашнивании. «Он отметил у них утрату сложных форм поведения, возрастание роли пищевых и сексуальных стимулов. Основоположник этологии был глубоко обеспокоен вероятностью того, что процесс "самоодомашнивания" может иметь место у человека. Не приводят ли комфортные условия, которые цивилизованные люди сами себе создали, к деградации не только физической, но также психической и поведенческой?»25 В 1930-х годах в биологии существовали два основных подхода к объяснению поведения: витализм и рефлексология. Витализм ссылался в конечном счете на существование нематериальной жизненной силы, души, творческого начала, не познаваемого до конца естественнонаучными методами. Вариантом витализма была философия жизни Анри Бергсона (1859-1941), представленная в его «Творческой эволюции» (1907). Виталистических воззрений придерживался также и Макдугалл. Авторитетами в рефлексологии были, в частности, нобелевский лауреат 1904 г. Павлов и нобелевский лауреат 1932 г. Чарльз Скотт Шеррингтон (1857-1952). Делая выбор между идеалистической и естественнонаучной методологией, Лоренц первоначально понимал поведение как цепочку рефлексов, хотя это противоречило ряду наблюдаемых им фактов: при отсутствии стимулов для определенного вида поведения животные активно их искали; долгое отсутствие стимулов приводило к понижению порога стимуляции вплоть до такой степени, когда активность проявлялась вообще в отсутствии стимула; моторные паттерны не зависели от внешних обстоятельств. «Причина того, что вопреки очевидной спонтанности инстинктивного поведения я все еще придерживался рефлекторной теории, заключалась в моем убеждении, что любое отклонение от рефлексологии Шеррингтона было бы уступкой витализму»26. |
24 Бадридзе Я. К. Между человеком и волком. 25 Черников А. М, Клещенко Е. В. Конрад Лоренц о животных и людях // Химия и жизнь. №11, 2013. URL: //elementy.ru/lib/432224?context=286336 (дата обращения: 10.05.15). 26 Konrad Lorenz - Biographical // Les Prix Nobel en 1973 / Editor Wilhelm Odelberg, [Nobel Foundation], Stockholm, 1974. URL: //www.nobelprize.org/nobel_prizes/ medicine/laureates/1973/lorenz-bio.html |
В феврале 1936 г. Лоренц знакомится с Эрихом фон Хольстом (19081962), который убеждает его в несостоятельности рефлекторной теории. Все интересующие Лоренца факты можно было объяснить не с помощью модели цепочки рефлексов, а на основе процессов эндогенной стимуляции и центральной координации, открытых фон Хольстом. Его гипотеза заключалась в том, что клетки центральной нервной системы постоянно осуществляют внутреннюю стимуляцию, которая подавляется активностью других нейронов, связанных с внешними рецепторами и прекращающих свою ингибирующую активность в тот момент, когда воспринимается стимул. Осенью 1936 г. Лоренц делает доклад на симпозиуме в Лейдене, посвященном проблеме инстинктов, где объясняет их с точки зрения теории фон Хольста. Там присутствует Тинберген, они знакомятся и выясняют почти полное совпадение их теоретических взглядов. В результате последующей совместной деятельности они создают теорию поведения, ставшую основой классической этологии. Так сложилось, что абсолютное большинство современных споров о роли инстинктов в поведении человека вращается вокруг теоретических моделей Лоренца и Тинбергена. И хотя некоторые их работы по-прежнему недоступны для широкого читателя27, все их идеи подробно и неоднократно излагались и в учебниках, и в критической литературе. Тем не менее, чтобы прояснить суть продолжающейся дискуссии, имеет смысл кратко пересказать их еще раз. Поведение, согласно Лоренцу и Тинбергену, складывается из двух основных составляющих — врожденной и приобретенной, которые в реальном поведении очень тесно переплетаются, находясь в различных отношениях у различных животных. Инстинкты — это врожденные программы поведения, типичные для того или иного вида. Существует определенная иерархия инстинктов. «Обычные, частые, многократно используемые "дешевые" инстинктивные действия <...> часто находятся в распоряжении нескольких "больших" инстинктов. Прежде всего действия перемещения — бег, полет, плавание и т. д., — но также и другие действия, когда животное клюет, грызет, хватает и т. п., — могут служить и питанию, и размножению, и бегству, и агрессии, которые мы здесь назовем "большими" инстинктами»28. Согласно гидравлической модели Лоренца, в организме животного происходит накопление так называемой энергии инстинкта (потенциала действия): чем дольше животное не действовало в соответствии с данным инстинктом, тем больше накапливается энергии. Накопленная энергия инстинкта вызывает поисковое (аппетентное) поведение: животное ищет объект, на который может направить действие данного инстинкта. Когда животное встречает объект, свойства которого узнаются как соответствующие искомым, наступает завершающий акт действия инстинкта, в ходе которого животное совершает определенную видоспецифическую последовательность действий. Это так называемый фиксированный комплекс действий (ФКД). Искомые свойства объекта называются ключевыми стимулами (релизёрами). Эти стимулы «снимают блокирующие механизмы в нервной системе самца и тем самым способствуют проявлению соответствующей инстинктивной реакции. Такой механизм снятия блока Лоренц назвал «врожденной схемой реагирования». В настоящее время более распространен предложенный английскими этологами термин «врожденный разрешающий механизм (innate releasing mechanism)»29. |
27 Например, мне не удалось найти в сети основополагающую статью Тинбергена «Изучение инстинкта» (The Study of Instinct, 1951). 28 Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. М. : Прогресс, 1994. URL: //medbookaide.ru/books/fold1002/book1220/p9.php#head7 (дата обращения: 02.06.15). 29 Зорина 3. А., Полетаева И. И., Резникова Ж. И. Основы этологии и генетики поведения. 2-е изд. М. : МГУ : Высшая школа, 2002. Гл. 3. Классическая этология в трудах К. Лоренца и его школы. URL: //www.google.ru/url?url=//biology.krc. karelia.ru:8080/biology/ (дата обращения: 08.05.15). |
Знание о ключевых стимулах может быть врожденным или сформироваться в результате запечатления (импринтинга) свойств того объекта, который животное восприняло в особый чувствительный момент (или период) онтогенеза. Суть гидравлической модели Лоренца — в том, что вероятность совершения завершающего акта зависит, с одной стороны, от количества накопленной энергии, а с другой стороны, от того, насколько свойства объекта близки к идеальному варианту ключевых стимулов. Если энергии накопилось очень много, а подходящий объект не найден, завершающий акт может быть осуществлен вхолостую (вакуумная активность), либо направлен на какой-нибудь совершенно иной объект (смещенная активность). При внутривидовом взаимодействии животных ключевыми стимулами могут выступать инстинктивные ритуальные позы и действия, которые вызывают соответствующие ритуальные действия либо, наоборот, торможение действий у других животных. Например, поза умиротворения может остановить нападение. Иерархическая модель инстинктов Тинбергена «в большей степени учитывала физиологические данные, чем исходная модель Лоренца. <...> Тинбер-ген выдвинул гипотезу об иерархии центров, управляющих отдельными поведенческими реакциями. Согласно Тинбергену, инстинкт представляет собой завершенную иерархическую организацию поведенческих актов, реагирующую на определенный раздражитель четко координированным комплексом действий. Нужно отметить, что понятие "центр" у Тинбергена является главным образом функциональным и не может быть полностью отождествлено с анатомическим понятием нервного центра. <...> Согласно представлениям Тинбергена, изменение возбудимости центров под влиянием внешних и внутренних воздействий происходит в определенной последовательности. Сначала повышается возбудимость "центра" поисковой фазы поведения, и голодное животное начинает поиск пищи. Когда пища будет найдена, произойдет "разрядка"» центра, стоящего на более низком уровне иерархии и контролирующего осуществления завершающего акта (поедание пищи). <...> Существенно, что модель Тинбергена предусматривает возможность взаимодействия между "центрами" различных видов поведения. Дело в том, что случаи, когда животное в каждый данный момент занято каким-то одним видом деятельности, являются скорее исключением, чем правилом. Обычно одни виды активности сменяют другие. Наиболее простой пример такого взаимодействия — подавление одних центров другими. <...> Как особый случай проявления взаимодействия "центров" можно рассматривать так называемое конфликтное поведение, когда у животного наблюдается одновременно несколько тенденций к различным (часто противоположным) типам поведения»30. |
Современные споры об инстинктах |
30 Зорина 3. А., Крушинский Л. В., Романова Л. Г., Полетаева И. И. Основные положения концепции Лоренца // Введение в этологию и генетику / Л. В. Крушинский, З. А. Зорина, И. И. Полетаева, Л. Г. Романова. М. : Изд-во: МГУ. С. 22—55. URL: //ethology.ru/library/?id=120 (дата обращения: 02.06.15). |
Современные споры об инстинктах разворачиваются, как правило, в рамках нескольких стандартных сценариев. Первый вариант: пропоненты концепции инстинктов утверждают вслед за Лоренцем и его последователями, что определенные аспекты человеческого поведения можно описать накоплением энергии инстинктов (например, голод, жажда, сексуальное желание, потребность в детях, агрессия), врожденной реакцией на некоторые стимулы (боязнь змей и пауков), врожденными коммуникативными ритуалами (улыбка и другое проявление основных эмоций, вскидывание бровей как знак внимания к другому человеку). Оппоненты возражают, что описанное классическими этологами инстинктивное поведение свойственно животным, но у человека поведение определяется исключительно культурой и обществом. Второй вариант: оппоненты теории инстинктов утверждают, что классическая этологическая теория оказалась ложной, инстинктивное поведение не свойственно даже большинству животных и, тем более, не свойственно человеку. Третий вариант: пропоненты концепции инстинктов предлагают понимать инстинкт более широко, чем в классической этологии, понимать инстинктивное поведение как эпигенетическое свойство и избегать противопоставления инстинктов, с одной стороны, и обучения, с другой. Оппоненты же предлагают вообще отказаться от концепции инстинктов, раз этот термин нельзя употреблять в строгом классическом смысле. Примером признания инстинктов у животных, но отрицания их у человека может служить статья советского психолога Петра Яковлевича Гальперина (1902-1988) «К вопросу об инстинктах у человека» (1976). Он понимает инстинкты как врожденные, не связанные с опытом программы поведения и поэтому настаивает, что их нет у человека, поведение которого зависит от воспитания и образования. Помимо научных, Гальперин прибегает к идеологическим и моральным аргументам: «Вопрос в том, совместимы ли инстинкты с общественной организацией жизни людей, с общественной природой человека, с нравственной оценкой поведения и ответственностью за поступки. И суть дела заключается в том, что они несовместимы»31. Приведенная цитата хорошо показывает, как работает мысль советского психолога: он не может подвергнуть сомнению то, что кажется само собой разумеющимся в его время и в его обществе. Человек — общественное существо, он несет моральную и юридическую ответственность за свои поступки, это несовместимо с инстинктами, значит их у человека нет. У животных они есть, значит? их природа не является общественной и т. д. Однако с биологической точки зрения наличие инстинктов совсем не обязательно противоречит социальной природе животного или зависимости отдельных аспектов его поведения от опыта. О чем и пишут в своих книгах Лоренц, Тинберген, Эйбл-Эйбесфельдт, Уилсон. |
31 Гальперин П. Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. №1. С. 28—38. |
Популяризаторы идей Лоренца часто принимают эти идеи некритически и просто пересказывают без учета тех наблюдений, которые были сделаны учеными за последние полвека. Как правило, при этом добавляют что-нибудь от себя, оказывая классической этологии медвежью услугу. Например, в «Агрессии» (1966) Лоренц писал, что, в отличие от человека и других не оснащенных крупными челюстями, клыками, когтями и большими клювами животных, внутривидовая агрессия у хищников ритуально подавляется на инстинктивном уровне. Основные его примеры касаются поведения рыб и птиц, и лишь совсем немного он пишет про волков и собак, в частности о том, что в норме у них подавляется агрессия самцов к самкам и щенкам. При этом он прямо пишет, что далеко не всё в поведении этих животных изучено.
В пересказе автора современных научно-популярных книг Александра Петровича Никонова (1964 г. р.) эта идея Лоренца оформляется так: «Отчего собака рычит и скалится, прежде чем укусить? Демонстрирует оружие! Это инстинктивное поведение. То есть неосознаваемое, бессмысленное. Но оно тем не менее вполне разумно: лучше сначала припугнуть, чем сразу тратить силы на реальную борьбу. Вдруг сработает, и сил тратить не придется! А если дело и дойдет до силовой схватки с особью своего вида — в поединке за самку например, — драка будет проходить по правилам. Достаточно одному волку сделать ритуальное движение "сдаюсь", как агрессия победителя сразу гасится. Будто рубильник повернули. Эволюция встроила в конструкцию хищников инстинктивные запреты перед убийством себе подобных»33. |
32 Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. М.: Прогресс, 1994. URL: //medbookaide.rU/books/fold1002/book1220/p11.php#head8 (дата обращения: 02.06.15). 33 Никонов А. П. Человек как животное. М. : АСТ, 2014. URL: //www.urantia-s.com/library/nikonov/chelovek/4 (дата обращения: 02.06.15). |
Получается, что ритуальное поведение псовых якобы жестко запрограммировано и от опыта не зависит. Но более подробные исследования показывают, что все намного сложнее. Например, Бадридзе утверждает, что умение волков сдерживать агрессию и перенаправлять ее в ритуалы зависит от условий питания волчат в раннем детстве. «Если волчата недоедают, они вырастают психически больными, возбудимыми — и у них агрессия не ритуализируется, всегда остается реальной. <...> Вроде бы агрессивный индивидуум должен стать доминантом. Но если эта агрессивность переходит какую-то грань, то вся социальная система, со всеми низкоранговыми индивидами объединяется и изгоняет его. Это такой механизм, купирующий чрезмерную агрессию. И этот зверь никогда не сможет найти полового партнера. Таким образом, если это ген агрессивности, он иссекается»34. Британский биолог Обри Уильям Джордж Меннинг (1930 г.р.) пишет в 3-м издании «Поведения животных» (1979), что модель Лоренца предполагает аналогию между голодом и жаждой, с одной стороны, и накоплением агрессии, с другой. Удовлетворение голода и жажды приводит к насыщению и торможению соответствующего поведения. Но наблюдения за агрессивным поведением животных показывают, что результатом агрессивного поведения часто бывает усиление стремления к нападению. Значит, агрессивное поведение требует иного объяснения35. С другой стороны, далеко не все понятно с агрессией у человека. Вроде бы она определяется в основном особенностями индивидуального опыта, культурой и воспитанием. «Агрессивное поведение зависит в первую очередь не от биологических факторов, а от социальных. Частота агрессивного поведения как смещенной активности растет при неблагоприятных условиях существования. Основным фактором, регулирующим агрессию, является обучение, прежде всего имитационное. Но попытки полного подавления агрессивного поведения у детей ведут к формированию неврозов, поскольку потребность в агрессии является врожденной, на что указывал еще Альфред Адлер»36. Одним из доказательств зависимости агрессивного поведения от культуры стал эксперимент, в котором сравнивали реакцию на оскорбление представителей северной и южной культуры США. Белые студенты, представляющие южную «культуру чести» в этой ситуации были более агрессивны, чем точно такие же белые студенты, но из северных штатов37. |
34 Бадридзе Я. К. Между человеком и волком. 35 Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс / пер. 3. А. Зориной, И. И. Полетаевой ; под ред. и с предисл. Л. В. Крушинского. М. : Мир, 1982. С. 159. URL: http:/ /www.google.ru/url?url=http: //biology.krc.karelia.ru:8080/biology/ (дата обращения: 03.06.15). 36 Жуков Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей : в 2 т. Т. 2. М. : Альпина нон-фикшн, 2014. С. 43—44. 37 Cohen D., Nisbett R. E., Bowdle B. F, Schwarz N. Insult, Aggression, and the Southern Culture of Honor: An «Experimental Ethnography» // Journal of Personalily and Social Psychology, 1996, Vol. 70. No. 5, 945-960. URL: //deepblue.lib.umich.edu/bitstream/ handle/2027.42/92155/InsultAggressionAndTheSouthernCulture.pdf (дата обращения: 18.03.2015). |
Но исследования, проведенные антропологом Мариной Львовной Бутовской (1959 г. р.) и ее коллегами, свидетельствуют о возможной генетической обусловленности уровня агрессии и человека. Они занимались поисками генов, ассоциированных с проявлением агрессивного поведения. Один из таких генов — «это ген рецепторов андрогенов. Этот ген содержит определенные участки — УМТИ-участки, в рамках которых существует определенное количество повторов триплетов С-Л-С. Этих повторов может быть от 8 до 35 штук. Считается, что от количества повторов зависит эффективность, чувствительность рецепторов андрогенов. Эти рецепторы направлены на восприятие мужских половых гормонов, и от того, насколько организм, прежде всего ткани мозга, реагирует на выбросы тестостерона, зависит и ваша агрессивная реакция, в первую очередь физическая»38. Ученые обнаружили связь между количеством повторов триплетов и тем, как члены африканского племени Датога оценивали уровень своей агрессии. В этом племени агрессия почти не табуирована, нормальна в любых конфликтах, при любом оскорблении. «Оказалось, что существует прямая зависимость, она негативная между числом вот этих триплетных повторов гена рецепторов андрогенов и самооценкой по физической агрессии. То есть те люди, которые ведут себя более физически агрессивно, и расценивают себя более агрессивными <...> Оказывается, что такие мужчины, как правило, с точки зрения генетики отличаются, потому что в их гене рецептора андрогенов таких повторов меньше. Чем ниже число повторов, тем более агрессивными являются эти мужчины. <...> Мы такую связь прослеживаем в тех обществах, для которых агрессия социально не подавляется, а может проявляться в зависимости от индивидуальных каких-то особенностей и характеристик»39. Меннинг приводит целый ряд примеров несоответствия классических моделей действия инстинкта более поздним эмпирическим данным. Например, схема «побуждение - поисковое поведение - ключевой стимул - завершающий акт» не является универсальной. Нельзя в строгом смысле говорить о побуждениях нападения и защиты. «Если не считать хищных животных, у которых нападение на добычу есть часть их пищевого поведения, обычно животные не ищут активно объекта нападения или избегания, и оба эти типа поведения в значительно большей степени зависят от внешних стимулов, чем еда и питье. <...> В стандартную схему биогенного побуждения совсем не укладывается реакция избегания. Она находится почти исключительно под влиянием внешних стимулов. <...> В разные периоды специфические побуждения приписывали состоянию сна, родительскому и исследовательскому поведению. <... > Однако критического анализа применимости этих понятий ко сну или к другим из предполагаемых побуждений проведено не было»40. |
38 Бутовская М. Л. Истоки человеческой агрессии. URL: //postnauka.ru/video/ 32641 (дата обращения: 03.06.15). 39 Там же. 40 Меннинг О. Поведение животных. С. 130. |
Некоторые альтернативные модели мотивации более точно предсказывают поведение животных в экспериментах, чем гидравлическая модель Лоренца, основанная на предположении о накоплении потребности в реализации каждого конкретного инстинкта. Меннинг дает краткое описание модели Дейча (Deutsch J. A.), построенной на отрицательной обратной связи: поведение животного описывается как направленное на восстановление равновесия, нарушенного из-за изменений во внешней или внутренней среде. «Янович и Гроссман делали собакам операцию, выводя им пищевод через фистулу наружу ниже области глотки. Когда такая собака ела, пища вываливалась наружу и в желудок не попадала (процедура называется «ложное кормление»). Желудок можно было наполнить пищей, вкладывая ее в пищевод снаружи, так что собака при этом ничего не съедала. Таким способом удавалось разъединить поведенческий акт съедания пищи и его нормальные результаты. <...> В опытах Яновича и Гроссмана было обнаружено, что после наполнения желудка собаки не ели, и, следовательно, в данном случае модель Дейча оказалась лучше психогидравлической модели»41. Исходя из подобных соображений, т. е. из несоответствия классических моделей инстинктивного поведения современным наблюдениям, некоторые авторы предлагают вообще отказаться от термина «инстинкт». Например, специалист по нейропсихологии развития из Университета Айовы Марк С. Блумберг в 2005 г. опубликовал книгу «Основной инстинкт: Генезис поведения». Сама книга в сети недоступна, но из обзоров следует, что Блумберг предлагает отказаться от концепции инстинктивного поведения на том основании, что всякое поведение животных так или иначе зависит от индивидуального опыта. Блумберг приводит примеры «тщательных исследований, показывающих, что в основе кажущегося инстинктивным или врожденным поведения всегда могут быть найдены факторы развития, т. е. связанные с опытом, эпигенетические»42. Другой пример — статьи работающего на биологическом факультете МГУ Владимира Семеновича Фридмана. Опираясь на современные исследования, он пишет, что инстинкты действуют вероятностно даже у примитивных животных и у различных животных в разной степени сочетаются с поведением, основанным на опыте43. У приматов это сочетание доходит до полного преобладания поведения, основанного на опыте, поэтому у человека инстинктов нет. «Врождённость (в смысле генетическую детерминированность) инстинктов не следует преувеличивать. Исследования показывают, что наследуется только "болванка" инстинкта — некое неопределенное действие в определённом направлении (в сторону партнёра — потенциального источника ключевых раздражителей, запускающих инстинктивный акт). <...> В филогенетическом ряду позвоночных "врождённая болванка" инстинкта становится всё меньше и всё неопределённей, при столь же неуклонном росте формообразующей роли социальной среды в становлении нормального поведения. При переходе некоторой границы первая исчезает совсем, и поведение формируется только индивидуальным пониманием ситуации (способностью создавать концепты и дальше действовать по выделенному идеальному "образцу") или социальной средой, воспитывающей, развивающей способности индивидов, в том числе понимание и действие, без участия инстинктов»44. С точки зрения того, кто склонен замечать в поведении человека инстинктивные мотивации, такая аргументация неубедительна. Если у животных инстинктивные программы включаются при предъявлении ключевых стимулов лишь с некоторой вероятностью и в определенной мере сочетаются с поведением, основанным на опыте, то почему такая модель неприменима к человеку? |
41 Там же, с.143. 42 M. Blumberg. Basic Instinct: The Genesis of Behavior (2005). New York: Thunder's Mouth Press Book Review URL: //psychology.uiowa.edu/files/psychology/groups/ blumberg/files/Reprints/Greenberg.Basiclnstinct Review.pdf (дата обращения: 10.05.15). 43 Фридман В. С. Современные представления об инстинкте // Этология.ру. 2009. URL: //ethology.ru/library/?id=350 (дата обращения: 08.05.15). 44 Фридман В. С. Инстинкты (и почему их нет у человека) // Этология.ру. 2008. URL: //ethology.ru/library/?id=314 (дата обращения: 08.05.15). |
Кто доказал, что человек никогда не реагирует автоматически на ключевые стимулы или никогда не следует внутренним накопившимся животным побуждениям? Доказуемо лишь то, что человек может сдерживать автоматические реакции, может обучаться и опираться в поведении на свой опыт. То есть инстинкт в человеке действует вероятностно. Но и животные, даже самые простейшие, ведут себя подобным образом. Например, Фридман ссылается на исследования В. А. Непомнящих и пишет о вероятностном поведении строящего себе домик ручейника. Инстинкт ручейника задает необходимость поискового и строительного поведения. Какие кусочки материала использовать или отвергать, на какой территории это делать — во многом зависит от опыта и определяется сочетанием случайных обстоятельств. Но в этом же смысле (или по крайней мере в очень близком смысле) говорят об инстинктах и у человека. Например, человеку тоже нужно построить дом и он ищет средства это сделать, а когда не находит эти средства в одном месте, ищет в другом или другие средства и т. д. Различия заключаются, во-первых, в несоизмеримом многообразии средств и территорий у человека. Во-вторых, человек может искать не только и не столько материальные объекты на реальной физической территории (хотя многие люди, живущие в условиях дикой природы, именно этим и занимаются), сколько перебирать мысленные или виртуальные варианты средств и областей их применения, варианты образцов, которым стоит подражать для достижения своих целей. Человек может мысленно, затем виртуально в сети, а затем реально в пространстве города совершать различные действия, но они могут быть поняты как части чего-то целостного, если мы будем знать, что человек ищет средства построить дом. Человек может мысленно подыскивать способы удовлетворения голода, жажды, стремления к отдыху, удовольствиям и т. д., он может заимствовать образцы соответствующего поведения у других индивидов (это делают и многие животные), но это не отменяет того простого факта, что во всех подобных случаях в самой глубокой основе его идеальных, виртуальных и реальных действий лежит врожденная склонность к удовлетворению соответствующих органических потребностей. Стереотипные действия простых животных, связанные с удовлетворением этих потребностей, принято называть инстинктивными, несмотря на то, что проявления этих действий предполагают процесс распознавания образов (т. е. естественных категорий) и связаны с предъявлением стимулов вероятностно. Стереотипные действия людей в аналогичных ситуациях принято называть разумными или социальными и не принято называть инстинктивными, хотя отличия от поведения животных не столько качественное, сколько количественное. Примерно такие соображения движут теми авторами, которые не отказываются от понятия инстинктов, но просто определяют его более широко, чем в классической этологии. И поэтому считают возможным применять его к описанию поведения не только животных, но и человека. Как пишет первый, еще самиздатовский, переводчик Лоренца на русский язык доктор физико-математических наук Абрам Ильич Фет (1924-2007), нет надобности отказываться от термина «инстинкт», «принятого такими исследователями, как Дарвин, Лоренц и Тинберген»45. В новейшем 6-м издании «Поведения животных» (2012) Меннинг также обсуждает этот вопрос: «Понятие инстинкта или инстинктивного поведения (термины «innate behaviour» и «inborn behaviour» используются как синонимы) все еще является привычным. Оно — часть повседневной речи и может быть использовано для обозначения как человеческих, так и нечеловеческих действий»46. Классическая наука исходит из четкой дихотомии: или инстинкт, или обучение. Но с современной точки зрения, пишет Меннинг, такая постановка вопроса является неправильной. «Если поставить вопрос: "Откуда взялось то или иное поведение?" или "Как оно может быть так хорошо приспособлено к обстоятельствам?", мы должны согласиться, что простые ответы — или/или, природа/обучение — являются неадекватными, насколько притягательными они бы ни казались. Наш путь понимания — это исследование того, как генетические и средовые влияния взаимодействуют для того, чтобы формировать поведение животных по мере их развития от яйцеклетки до взрослого состояния»47. |
45 Фет А. И. Инстинкт и социальное поведение /2-е издание. Новосибирск: ИД «Сова», 2008 (2005). URL: //modernproblems.org.ru/capital/85-instinct1.html?start=4 (дата обращения: 04.06.15). 46 Manning A., Dawkins M. S. An introduction to animal behaviour / 6th ed. Cambridge University Press, 2012. P. 41. URL: //books.google.ru/books?id=b3khAwAAQBAJ &pg=PR9&lpg=PR9&dq=aubrey+manning+ animal+behaviour+1st+edition&source =bl&ots = L9Q7ZUmEwz&sig=rWezX Q4yT0nvqU5y7RKj99fyk0w&hl=ru&sa= X&ei=uBZeVZClKMfMyg 0r540gCg&ved=0CEQQ6AEwCQ#v=onepage&q=aubrey% 20manning%20animal%20behaviour%201st%20edition&f=false) (дата обращения: 21.05.15). 47 Там же. P. 46—47. |
Другой пример аналогичного подхода — то, как употребляет термин «инстинкт» в своей последней книге «Хозяева Земли» (2012) основатель социо-биологии Уилсон. Сегодня всем хорошо известно, что отвращение к инцесту формируется в раннем детстве по отношению к тем, с кем ребенок вместе живет. То есть отвращение к инцесту является врожденным в том смысле, что существует врожденная предрасположенность к его формированию, но от опыта зависит, на кого этот запрет будет направлен. Аналогично, у ребенка существует врожденная способность к усвоению языка, но от опыта зависит, какой язык будет выучен в качестве родного. Уилсон называет такие закономерности эпигенетическими правилами и видит в их существовании суть природы человека. И их же он называет инстинктами. «Человеческая природа — это совокупность наследуемых закономерностей ментального развития, общих для нашего вида. Они представлены "эпигенетическими правилами", возникавшими в результате переплетения генетической и культурной эволюции <...> Поведенческим вариантам нужно учиться, но научение это не простое, а "подготовленное". Этот термин означает, что существует внутренняя предрасположенность к выбору определенного варианта поведения, научиться которому легко. Он воспринимается как естественный, а альтернативные варианты — как противные природе. <...> Один из важнейших и хорошо изученных примеров это избегание инцеста. <... > Это инстинкт, имеющий глубокое генетическое значение, и проявление той же универсальной закономерности, которую мы видим и у других приматов»48. О каких инстинктах человека пишут современные исследователи? Существуют ли в наше время работы, посвященные обобщенной классификации человеческих инстинктов? Единственная известная мне такая работа — это книга начинающих отечественных этологов Анатолия Ильича Протопопова и Алексея Викторовича Вязовского «Инстинкты человека (попытка описания и классификации)» (2011). Не занимая высоких мест в научной иерархии, они набрались смелости написать книгу, на которую никогда не решились бы маститые профессионалы. Слишком скандальная тема, слишком большой риск чего-то не учесть и в чем-то ошибиться. Но без таких обобщающих книг сравнительный анализ человеческого поведения был бы невозможен. Протопопов и Вязовский понимают человеческий инстинкт примерно так же, как Уилсон. Они пишут, что классическое определение инстинкта к человеку малоприменимо, так как у него почти отсутствуют ФКД, если не считать мимику и язык тела. Поэтому под инстинктами они понимают «врождённую предрасположенность (стремление, желание, склонность и проч.) индивидуумов поступать в определённых ситуациях определённым образом, но вовсе не обязательно неотвратимо-машинальную и практически фиксированную последовательность движений. <...> Инстинктивность человека подразумевает наличие некоего, органически присущего ему стремления "по умолчанию", и только. Человек, будучи существом более или менее разумным, может следовать этому стремлению, а может и не следовать — если «не следовать» захочет достаточно сильно. Например, стремление к питанию — безусловно врождённое у всех живых существ. Длительное отсутствие питания вызывает очень сильное чувство (голод). Однако человек, как? впрочем, и ряд других животных со сложной нервной системой, может сознательно отказываться от еды и даже добровольно умереть от истощения. А ведь речь идёт об одной из фундаментальных биологических потребностей, отрицать врождённость стремления к удовлетворению которой невозможно»49. Поскольку Протопопов и Вязовский поставили перед собой задачу создать обобщенную классификацию, многие частные инстинктивные стремления человека не были в ней отражены явным образом. Это касается питания, сна и другого физиологически необходимого поведения, а также таких часто обсуждаемых форм поведения как агрессия или привыкание к психоактивным веществам. В итоге получилась следующая классификация (в скобках указаны подгруппы инстинктов):
|
48 Уилсон Э. Хозяева Земли. Социальное завоевание планеты человечеством. СПб. : Питер, 2014. С. 223—231. 49 Протопопов А. И., Вязовский А. В. Инстинкты человека (Попытка описания и классификации). Якутск : Дани АлмаС, 2011. С. 8. URL: //royallib.com/book/ protopopov_anatoliy/instinkti_cheloveka.html (дата обращения: 05.06.15). |
Заключение |
Несмотря на то, что классические модели инстинктивного поведения отвергаются большинством современных специалистов ввиду их недостаточного соответствия новым эмпирическим данным, они сыграли очень важную роль в развитии наук о поведении животных и человека. В частности, я хочу обратить внимание на метафору накопления энергии, которая лежит в основе модели Лоренца. В скрытом виде она по-прежнему используется многими авторами. Например, доктор биологических наук Дмитрий Анатольевич Жуков (Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН) пишет, что в основе всякого поведения лежат потребности, которые возникают или в ответ на изменения в среде (голод, опасность и т. п.), или «в результате накопления внутренней энергии определенной потребности»51. Кроме того, Жуков пишет про ФКД как типичную человеческую реакцию на стресс. Это также идея из классической этологии, уточненная тем, что человеческие ФКД — это привычные для данного человека формы поведения, формируемые на основе индивидуального опыта. Метафору накопления энергии для объяснения человеческого поведения используют не только биологи. Например, известный американский социолог Рэндалл Коллинз (1941 г. р.) в книге «Цепочки ритуалов взаимодействия» (2004)52 высказывает идею, что ритуалы взаимодействия порождают эмоциональную энергию, которая проявляет себя в последующих ситуациях. То есть энергия определенного действия (скажем, агрессии) сначала накапливается индивидами в одной ситуации, а затем реализуется в другой. |
50 Там же. С. 40—41. 51 Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей: в 2 т. Т. 1. М. : Альпина нон-фикшн, 2014. С. 152. 52 Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton University Press, 2004. URL: http:/ /books.google.ru/books?id=3NirI6P8f5EC&pg=PA358&hl =ru&source=gbs_toc_r&cad= 3#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 22.04.13). |
Основной вопрос дискуссии об инстинктах заключается в том, существуют ли у человека врожденные склонности к определенным формам поведения, к предпочтению одних вариантов поведения и отрицанию других. Этологи и эволюционные психологи настаивают на существовании таких склонностей, некоторые антропологи и специалисты по психологии развития отрицают их существование. Думаю, что этот спор может разрешиться только в ходе специально организованных наблюдений, экспериментов, систематических сравнительных исследований. А для таких исследований нужна типология врожденных предпочитаемых или отвергаемых форм поведения — чтобы знать, что именно наблюдать, описывать и сравнивать. И это второй важный момент дискуссии об инстинктах: даже те, кто в принципе согласен с их существованием, расходятся в том, какие предпочтения в поведении являются инстинктивными, а какие — нет. Вопрос о том, стоит ли употреблять термин «инстинкт», является второстепенным. Это скорее спор о словах, и каждый предпочитает то словоупотребление, которое является традиционным для его научной школы. Если термин «инстинкт» понимать классически, то сегодня большинство специалистов будут против его употребления, так как инстинктов в классическом смысле этого слова почти нет не только у людей, но и у большинства животных. Если термин «инстинкт» понимать в широком смысле, то представители этологии и других биологических специальностей склонны его употреблять и сегодня. В последнее время этот термин стали употреблять специалисты по поведенческой экономике. В этом смысле также говорят об эпигенетических правилах, естественных склонностях, филогенетических адаптациях. Большинство психологов, культурных антропологов и социологов предпочитают говорить не об инстинктах, а о потребностях. И тогда спор ведется о том, какие существуют потребности, как они между собой соотносятся и какую роль играют в поведении. При этом многие классификации потребностей, составленные в первой половине ХХ-го века, опираются на аналогичные списки инстинктов. Поэтому история психологических теорий мотивации и история теорий социальных институтов тесно переплетены с историей изучения инстинктов человека. Но это уже тема для отдельного исследования. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
|