определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
19.04.2016 Внимание. Большинство материалов имеет по ТРИ ссылки - на страницу на данном сайте, на сайте neoconomica.ru и на сайте WorldCrisis.RU, причем на последнем бывает обсуждение текста, но так как оппоненты выступают в основном со стихийных ненаучных марксистских позиций, обсуждение чаще превращается в балаган.
Лекция Григорьева под названием История экономической мысли была проведена 20.03.2013 в курсе лекций ЛЕКЦИИ ГРИГОРЬЕВА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (ВЕРСИЯ 2) (Экономическая теория. Версия 2.0.]. Просмотреть видео лекцию Григорьева можно на странице сайта НЕОКОНОМИКА по ссылке: Лекция 1. История экономической мысли, часть 1 или на сайте youtube.com в одном файле Лекция 1. Тема: "История экономической мысли", включающим и вторую часть.
Дмитрий Алексеев | Автор конспекта Дмитрий Алексеев сделал расшифровку лекции и предоставил конспект лекций Григорьева для выкладки на сайте НЕОКОНОМИКА 04.02.2015. Адрес оригинального текста - 1. История экономической мысли. ПРОДОЛЖЕНИЕ Лекция 2 Григорьева История экономической мысли |
|
История экономической мысли Лекции
Альтернативный видеоролик на сайте youtube.com Лекция 1. Тема: "История экономической мысли", включает в одном файле все три части.
КОНСПЕКТ лекции Григорьева Лекция 1. История экономической мысли, Часть 1
Первая лекция будет посвящена истории экономической мысли: как она выглядит, как формировалась ортодоксия и что она из себя представляла, и какое место во всем этом занимает неокономика. Поскольку все читается в первый раз, по ходу дела происходит корректировка. *** |
Есть стандартное представление об истории экономической мысли. Вначале идут меркантилисты, далее рассматривается классическая политэкономия, далее идет неоклассика, или то, что в НЕОКОНОМИКЕ называется «ортодоксия». И, казалось бы, можно продлить этот ряд, сказав, что дальше идет неокономика. Но мы этого делать не будем, и вот почему: если рассматривать этот ряд, эту линию с научной точки зрения, то она есть линия деградации, и вписывать сюда неокономику означает, что тем самым эта линия деградации экономического знания продолжается. Эта точка зрения Григорьева, конечно, противоречит общепринятой, ибо вообще в экономической науке эта линия считается линией прогресса, и все учебники истории экономической мысли исходят из этого, утверждая, что в ее рамках происходит переход от не-науки ко все более продвинутой науке. Сейчас будет предпринята попытка показать и доказать, что в действительности это линия деградации.
***
Для начала обратимся к принципиальным вопросам формирования научного знания, и что оно вообще такое; хотя, конечно, не будем затрагивать все философские вопросы этого аспекта, остановившись на некоторых.
Прежде всего, здесь приходится сталкиваться с проблемой индукции, которую впервые сформулировал известный экономист, философ и логик Дэвид Юм. Такое сочетание интересов свойственно многим экономистам – например, Джеймсон, Милль, Маркс, в XX веке – фон Мизес.
Дэвид Юм David Hume | В чем заключается проблема индукции? Несмотря на то, что эта проблема до сих пор обсуждается с XVIII века, в обыденной речи можно часто слышать, что «теория подтверждается фактами»; или, чем больше фактов подтверждает теорию, тем более теория подтверждена или джастифицирована. Дэвид Юм первый поднял вопрос о том, что никакой конечный набор фактов не может ничего говорить о правильности теории: можно сколько угодно набирать не повторяющихся фактов, и найти [хотя бы один факт], который противоречит всему остальному. Сам Юм, долго рассуждая на эту тему, впал в иррационализм. Ученые эту проблему знали давно, но не знали, что с ней делать; она ставит под сомнение возможность научного знания. |
***
Следующим, кто обратил внимание на эти вещи, был Карл Поппер. Он часто обращался к метафоре черного лебедя.
Утверждение «ВСЕ ЛЕБЕДИ БЕЛЫЕ» тысячи лет в Европе считалось [u]аксиомой[/u], пока не была открыта Австралия, где был обнаружен вид лебедя с черным оперением. Этот факт стал НАГЛЯДНЫМ ШИРОКО ИЗВЕСТНЫМ примером, исключившим индуктивное умозаключение [от частного к общему] из набора методов доказательства всех теорий, породив [u]сомнения в надежности[/u] всей существующей НАУКИ | Карл Раймунд Поппер Karl Raimund Popper |
Автор книги «Черный лебедь» Нассим Талеб, конечно, не был непосредственным учеником Поппера, который на тот момент уже умер, но очень много общался с его учениками. Всегда считалось, что все лебеди белые – до тех пор, пока не открыли Австралию, где обнаружили черных лебедей. Книга Талеба - Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости - посвящена кризису конца XX – начала XXI веков - как черному лебедю для экономической теории. Нассим Николас Талеб |
Поппер, в свою очередь, согласился с тем, что ни одну теорию нельзя доказать фактами, однако это не должно мешать строить теории и ориентироваться на них в научной и практической жизни. Просто нужно знать, что любая теория может быть опровергнута, или фальсифицирована; а потому ведущим сегодняшним направлением теории научного знания является фальсификационизм.
Более того, Поппер говорил, что все теории суть гипотезы, и они всегда остаются в таком статусе.
Он [Поппре] также выдвинул требование к теориям-гипотезам: они должны быть формулируемы в своей структуре с расчетом на потенциальные факты, способные их опровергнуть. То есть, строя теорию, забегать вперед, или делать предсказания. Можно, конечно, представить теорию герметичную, замкнутую в самой себе и ничего не предсказывающую и, тем самым, неопровержимую.
В этом смысле с точки зрения Поппера математика не является наукой, но как раз той самой системой, к которой не имеют отношения факты реальной жизни. Многие про это не знают и не догадываются, и до сих пор приходится часто слышать, что «в любой науке столько науки, сколько в ней математики». Долгое время считалось, что математика – царица всех наук, и все другие науки д.б. похожи на математику и строиться по ее канону. Так вот, согласно Попперу и распространенной, но мало известной практическим ученым, концепции научного знания, математика не является наукой вообще.
Реплика: это инструмент для описания других наук.
Ответ: какой статус имеет математика – понятно, это не инструмент и не наука, но язык; это научное описание, имеющее отношение к реальному миру.
Вопрос: тогда, возможно, теология и философия – тоже не наука.
Ответ: почему? научный коммунизм – вполне себе наука по структуре знания, хотя, возможно, он и сфальсифицирован по Попперу. Про теологию ничего не скажу, не занимался.
Идеи Поппера были развиты, хотя сам он блуждал между разными видами фальсификационизма, не будучи способен остановиться [в этом процессе]. Потому что, с одной стороны, его позиция была очень жесткой и, если бы наука действительно ориентировалась на попперовский критерий [возможность фальсификации}, то в большинстве теории (в особенности, социальная сфера), не могли бы предъявить никаких обобщений, поскольку они все были бы так или иначе сфальсифицированы.
Позицию Поппера развил Имре Лакатос, написавший книгу Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. Он более подробно расписал структуру научного знания и установил, что там может быть сфальсифицировано [опровергнуто] и что не может. Главной задачей Лакатоcа было понять, в чем состоят прогресс и регресс науки. Он говорил, что исследовательская программа - шире теории, но не будем вдаваться в эти подробности. (Его схему Григорьев положил в доказательство того, что в случае с историей экономической мысли мы имеем дело с историческим регрессом). | Имре Лакатос (Лакатош) Имя при рожд. Аврум Липшиц, сменил фамилию на Молнар, потом на Imre Lakatos |
По Лакатосу, любая теория состоит из "твердого" ядра. Это исходная система понятий, а также – на математический манер (хотя математика и не наука) – набор исходных аксиом и очевидно доказуемых теорем. Факты атакуют это твердое ядро так, что НЕ могут подтвердить ядро, но зато - могут его опровергнуть.
Так, [предположим] в теореме, содержащейся в ядре, есть некий прогноз для жизни – то есть прогноз некоего факта; при этом наблюдение - может не подтверждать этот факт. По мнению Лакатоса, если твердое ядро столкнулось с [таким] фактом, то отсюда не обязательно следует, что надо отказываться от теории – потому что есть общие принципы, а наука (научная теория) «вырезает» для себя некоторый кусочек реальности, тогда как реальный факт относится ко всей реальности. Отсюда получается, что когда факт не соответствует теории, непонятно, что здесь имеет место: неверность теории либо действие факторов реальности, не учтенных в теории. Поэтому, Лакатоc говорит: - существует так называемый защитный пояс из вспомогательных гипотез (хотя название, по мнению Григорьева, не очень удачное), который позволяет соединить утверждение, сделанное в рамках теоретического ядра, с фактами реальной жизни. То есть, это - гипотезы о том, как осуществляется взаимодействие теории с другими, не учтенными в ней фактами.
Однако, что касается неприятия Григорьевым названия «защитный пояс» применительно к этому поясу речь идет не только о защите, но и о наступлении. Когда теорию атакует какой-то факт, то формируется дополнительная гипотеза для отбивания этой атаки. Однако, по мнению Лакатоса, дополнительная гипотеза продуктивна, если эта гипотеза позволяет работать с другими фактами, которые нам еще неизвестны. То есть мы, наблюдая дополнительные гипотезы, должны не только их объяснить (ибо всегда для каждого факта можно придумать какую-то объяснительную конструкцию, которая не объясняет и не может объяснить никаких других фактов), но и привлечь предпосылки ad hoc [решения, предназначенные для единичной ситуации или конкретной проблемы]. Иначе говоря, от гипотез защитного кольца требуется прогрессивный вид проблемы. Иначе говоря, сформированные гипотезы должны позволять предсказывать другие факты. А если объясняется лишь один попавшийся факт, и больше ничего из этого, то это регрессивный вид [работы с] проблемой, и если защитный пояс состоит только из таких регрессий, то надо начать разбираться с тем, что же защищается?
Здесь нужно сделать еще одну оговорку, касающуюся особенностей социальных [гуманитарных] наук. Всюду приходится слышать, что эти науки тем плохи (сравнительно с естественными), что в них нельзя поставить эксперимент. Это утверждение – общее место, но ситуация в действительности другая. Не то важно, что в них нельзя поставить эксперимент: для решения проблем Северной Америки, поскольку она одна, не существует множества одинаковых «америк», на которых можно тестировать работоспособность различных политических систем. Проблема не в этом, а в том, что в естественных науках факты предоставляются только экспериментами, тогда как социальные науки устроены так, что каждый день приносит новые факты, причем в большом количестве. В этом смысле общие рассуждения Лакатоса [касательно пояса гипотез] относились и к естественным наукам.
Теперь давайте применим эту схему к трем теоретическим конструкциям [последовательно]: меркантилизм, политэкономия и неоклассика:
***
МЕРКАНТИЛИЗМ
В отличие от конструкции Лакатоса, меркантилисты начинали с того, что вместо ядра - ставили самого исследователя, которого со всех сторон атакуют разнообразные факты (из повседневной жизни, из прочтенной книги про другие факты, услышанное и т.д.). Первое движение в данной ситуации заключается в том, что в этих фактах нужно разобраться: отклассифицировать, понять похожесть и непохожесть, важность и не важность. В данном случае имеется ДОнаучный этап развития [экономической науки], поскольку есть: исследователь, атака со стороны фактов, некоторая их классификация и выстраивание частных теоретических конструкций (первые меркантилисты датируются XIV – XVвв.).
В результате там была сформирована некая система, не имевшая твердого ядра, но располагавшая набором частичных наблюдений, классификаций и обобщений – материалом, с которым нужно было работать при переходе к следующему этапу развития науки.
Насчет меркантилизма так же стоит заметить, во-первых, выбор его объекта. Представители этого направления задавались вопросом о том, кому вообще могут быть интересны их изыскания в области экономики. Их первый ответ – государям, а потому и предметом их исследования они называли богатство государя. И большинство меркантилистских трактатов было посвящено конкретным предложениям конкретным правителям конкретных территорий.
[Когда] сегодня говорят, что меркантилизм преодолен, однако вполне очевидны вещи вроде программ развития регионов или муниципалитетов – вполне в духе меркантилистов. Эти программы и по форме, и по структуре похожи на меркантилистские трактаты.
Так что меркантилизм никуда не делся – он жив и даже развивается и поддерживается как общественная практика. В этой связи, конечно, поскольку была некая цель, был понятен заказчик. А потому была высока доля субъективизма (разумеется, при этом, поскольку многочисленные конструкции не были связаны в единую теорию, они могли противоречить друг другу). В экономической науке как гуманитарной - это составило особую проблему, приведшую к важному различению в социальных науках между позитивной наукой («как есть») и нормативной наукой («как должно быть»).
Меркантилизм – нормативная наука, и это обстоятельство позволяло меркантилистам оперировать с тем набором разнородных научных инструментов, который у них был по конкретному вопросу. При этом научный метод у них был: меркантилисты не писали фантазийных вещей – у них были конкретные факты.
Надо сказать, меркантилистами их назвал Адам Смит (придумав их как воображаемое сообщество), а они сами (представители течения) себя вообще никак не называли; кроме того, Смит им приписал многое из того, что сами они не говорили. Однако - это вполне ожидаемая вещь при создании новой концепции, когда нужно дистанцироваться от прежней традиции. Сейчас имеет место похожее – нередко можно слышать про либерастов, от которых пытаются дистанцироваться. Кто такие либерасты? и что они думают? – неважно, но им можно приписать то, что они думают. Вот Смит примерно таким образом дистанцировался от меркантилистов.
Вопрос: считали ли себя меркантилисты учеными?
Ответ: это хороший вопрос. Вот Юм наверняка считал, поскольку жил в науке. А Ньютон, посвятивший 20 лет написанию комментария к Апокалипсису, поскольку считал это важным, был ученым? Можно уйти в дебри, рассуждая о том, кто когда считал себя ученым. Ньютону его занятие этими комментариями не мешало считать себя ученым. И, в некотором смысле, Ньютон – предшественник Носовского и Фоменко, поскольку он также занимался пересмотром истории.
Статья создана для пояснения положений разделов: Методология неокономики, Нарративный подход и НЕОКОНОМИКА Григорьева. Страница получила постоянную ссылку: //design-for.net/page/istorija-ekonomicheskoj-mysli-lekcija-1