20.06.2021. НЕОКОНОМИКА или новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово ноэзис, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение ноэзиса является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин ноэзис поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста ноэзис в словаре с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение слова ноэзис. Сохраняю ортодоксальное описание ноэзиса не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие ноэзиса, оставаясь допущением, благодаря уже своему употреблению попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. В ортодоксии феномен ноэзиса использовался для обоснования теории предельной полезности, то НЕОКОНОМИКА (как называется новая экономическая теория) считает теорию принятия решений исключительно психологической, что и заставляет меня произвести критику текста ноэзис в википедии.
единица человечества общество социальная группа племя род семья союз племен |
|
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ноэзис
Ноэзис выявляется в составе переживания с помощью феноменологической редукции. В основе ноэзиса лежат гилетические компоненты сознания, также относящиеся к реальному составу переживаний. Содержание
Понятие ноэзисаРассматривая само переживание (то есть переживание в его реальном составе), мы как бы отвлекаемся от его смысла — от того, что оно указывает на некий интенциональный предмет (реальный или идеальный — на существующую в пространстве вещь или на идеальную сущность), и берём его лишь как лишённую глубины, ни к чему не отсылающую картинку, плывущую в сознании. Ноэзис — это то, что осталось бы, если бы не было бытия, но было только сознание: за переживаниями сознания ничто не стояло бы — ни реальные вещи, существующие в пространстве, ни идеальные сущности. Осталось бы только некое подобие сна, в котором образы не означают ничего сверх того, что они есть. |
Поскольку ноэзис выявляется в установке феноменологической редукции, ноэзы берутся как сущности, а не как конкретные факты сознания, и притом как обретающиеся в чистом сознании, а не в сознании эмпирического субъекта[1]. Таким образом, ноэзис — это «полная конкретная сущность [интенционального] переживания»[2], «реальные компоненты феноменологически чистого переживания»[3]. Ноэзис и гилетический слой сознанияНоэзис надстраивается над гилетическим слоем сознания — ощущениями (боль, прикосновение, щекотание, цвет и т. п.) — которые сами по себе не являются интенциональными переживаниями, но представляют лишь материал для них, чувственную материю для интенциональной формы. Это физические феномены по Брентано (в отличие от психических — интенциональных). Предположим, что мы смотрим на красный шар. В гилетическом слое сознания его красный цвет воспринимается в нюансировании, то есть в меняющихся оттенках, вызванных нашим перемещением относительно шара, перепадами освещённости и т. п.; в ноэзисе гилетический слой сознания «одушевляется», наделяется смыслом; наконец, в ноэме, точно так же как и в естественной установке (до проведения феноменологической редукции), цвет уже воспринимается как единый, определённый красный цвет, принадлежащий не сознанию, но трансцендентному предмету (хотя и данному в сознании).[4] Этот «фиксированный цвет вещи и принадлежные к нему нюансируемые цвета соотносятся как „единство“ и непрерывное „многообразие“»[3]. «Одушевление» гилетического слоя происходит благодаря воздействию на ноэзис со стороны ноэмы: «…Гилетические данности (Stoffe) „вставляются“ в ноэзис только благодаря „Anffassungen“, пониманию, приданию смысла, проистекающему от предметного смысла, то есть ядра ноэмы»[5]. |
Примечания
См. также
Литература
|
Ссылки
Категории: Феноменология | Греческие философские термины |