ВНИМАНИЕ! Статья еще не закончена. Я думал, что понятие реципрокный обмен, которое имеется в ортодоксальной науке, устроит меня по достоверности содержания - для целей описания взаимоотношений разных СТОЯНОК одного ПЛЕМЕНИ, и дальше - отношений между ПЛЕМЕНАМИ в ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ СОЮЗЕ, например, такие как потлач, но все больше убеждаюсь, что ортодоксальные антропологи - просто не понимают, почему у людей есть такое явление как реципрокность. Поэтому требуется писать статью про реципрокный обмен как научно исследовательскую программу, но для это пока нет времени.
20.03.2019. Наверно, читатель мог заметить, что теория племени обходится без понятий - обмен как бартер или торговля, так как в эпоху ПЛЕМЕН люди не только не имели понятия об выгодности обмена, у них просто не было понятия частная собственность. Все жизненно важные продукты первые люди получали из системы перераспределения в соответствии с иерархическим принципом перераспределения. Но ВНЕ системы перераспределения всё же осуществлялся некий обмен благами, который получил название - реципрокный обмен.
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
20.2. Обмен между особями СТАИ был уже у гоминид. Вообще-то именно перераспределения является причиной существования животных в составе стаи. Уже в минимально организованном сообществе, которым является СТАДО, повышается безопасность так как хищников отслеживает множество глаз, а иерархическая структура обеспечивает перераспределение благ, поэтому каждая особь получает несколько больше, чем если бы она существовала в Природе в одиночку.
20.2. Для гоминид - предков людей - СТАЯ была единственно возможной формой существования, ведь ини были хищниками и некрупные обезьяны в одиночку никак не могли бы убить травоядно, которые в массе являются достаточно крупными животными. И тут самые последний член стаи имел значение, так как без него, возможно, группа охотников даже не решилась бы на выбор жертвы. Конечно, распределение добычи было не справедливым (как ошибался Маркс), а в соответствии с иерархическим принципом потребления, но при достаточном объеме доставалось и последним членам ПЛЕМЕНИ.
20.2. Но система распределения не охватывала всю сферу личных отношений. Экономика ПЛЕМЕНИ не производила никаких предметов, которые можно было безболезненно изъять из системы разделения труда ПЛЕМЕНИ, а производство чего-то в избытке - означало недопроизводство чего-то другого, что завтра могло поставить членов ПЛЕМЕНИ на грань голода. Но люди в составе первой единицы человечества все же обменивались кроме системы перераспределения.
К. Поланьи Экономика как институционально оформленный процесс Маршалл Салинз Экономика каменного века Ю.И. Семёнов Введение во всемирную историю. Выпуск 2. История первобытного общества |
Реципрокный обмен в истории это
20.2. Реципрокный обмен знаком всем, так как каждый когда-то дарил в день рождения или на праздник кому-то какую-то «фигню», чаще не имеющую никаких потребительских свойств. В ортодоксальной теории даже существуют исследования, получившие название «экономика дарения», в которой пытаются обосновать небескорыстность этого вида обмена, хотя он имеет исключительно социальное значение для поддержания дружеских отношений.
20.3. Экономика племени представляет собой идеальный воспроизводственный контур, так как здесь производится все то, что и потребляется, но не больше, так как нет времени и незачем, так как желательно - не меньше, чем надо для удовлетворения жизненно важных потребностей. Всё производится внутри замкнутой системы технологического разделения труда, которая состоит лишь из членов племени, а продуктов в ней производится ровно столько, сколько потребляется - без всяких излишков, так как в реальной жизни у предков людей редко случалось изобилие продуктов, только если оно случалось в окружающей среде. Производить что-то в избытке или впрок - означало, что в результате напрасно потраченного труда возникнет недостаток другого продукта. Поэтому невозможно представить себе, чтобы какой-то продукт производился в неком избытке, как если бы готовился для обмена, да это предполагает частые встречи с племенем, у которого для обмена так же должны были образовываться товарные запасы. Однако при передвижном образе жизни кочевых охотников даже трудно представить себе - где и как их можно было сохранять.
20.4. Всё, что могли накапливать древние племена - это некие природные редкости - самородки, кристаллы минералов, красивые перья и шкуры редких животных. Первым и порой единственным потребителем этих диковинок был вождь, который украшал ими свою одежду, поэтому реципрокный обмен осуществлялся больше как обмен редкостями между вождями. Никаких целей заполучить потребительские продукты не стояло, так как все жили в одних природных условиях и могли производить все то, что умели производить и соседи. Поэтому предметом реципрокного обмена могли быть и тесаные валуны, которые периодически перекатывались из стоянки в стоянку.
20.5. Здесь не следует обращать внимание на пример с обменом соль, который относится ко времена ВОЕННЫХ СОЮЗОВ, когда те уже владели землей с запасами соли, а исторические племена существовали, когда еще не была владения землей. Если предки людей знали о существовании источника соли, то они просто отправляли туда группу добытчиков. Впрочем, пример с солью - это история из другой эпохи, так как люди не могли при миграция перетаскивать большие запасы соли, например, на год.
20.6. Между членами племени товарный обмен так же не мог существовать, так как была распределительная система потребления благ из «общего котла», чем руководил лично вождь. Именно появление принципа распределения я считаю и главным условием и главным достижением в социализации предков людей, в результате чего для них важными стали знания и опыт, которые в те времена могли сохраняться лишь в головах стариков, поэтому стариков почитали и оберегали наравне с детьми, так как эти две части сообщества - обеспечивали воспроизводство племени в будущее - не просто телесное, но и культурное, от чего зависело выживание племени в форс-мажорных ситуациях.
20.7. Появление товарного обмена связано с появлением понимания, что земля и всё, что на ней есть - может принадлежать какому-то племени. Всё это появляется, когда заработал фактор ограниченности земли, в результате чего оказались, что вся земля в некотором регионе уже поделена между племенами и почковаться племенам уже некуда. Тогда начинаются ВОЙНЫ МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ, а для обороны от набегов формируются союзы племен, причем никак не по родственному принципу, а лишь по принципу территориального соседства. Появляются границы, разделяющие регион на территориальные участки СОЮЗОВ, переход которых воспринимается как объявление войны. О том, что национальные чувства возникают никак не от чувства родства, как думают националисты, а лишь от территориальной близости - читайте в статье - Войны между племенами.