Я не философ, но мое математическое образование подсказывает мне, что СУЩНОСТЬ является атрибутом абстрактного понятия НЕЧТО, которое само может проявиться лишь при ВЗАИМОДЕЙСТВИИ одного нечто с другим. Когда мы доходим до таких базовых понятий, то выясняется, что человеческий язык ограничен, а философия имеет сходство с религией, ведь у человечества нет ответа на вопрос - зачем и кто создал этот мир? Причина простая - люди живут в столь малой части Вселенной, что саму Вселенную даже представить не могут, так как для создания хотя бы приблизительного образа Вселенной у них нет материала. Люди В 20 веке наконец поняли, что в своей ойкумене - Вселенная может представляться людям частями - то есть в виде НЕЧТО, которые могут быть не только известной, но и неизвестной природы, так что единственное, что о них можно сказать: - «НЕЧТО - это ТО, что может существовать» и, раз мозг человека способен разграничивать одно НЕЧТО от другого, то «НЕЧТО обладает целостностью». (Видимо, Вселенная сама является системой, ведь пока все ее части, доступные человеку, были системами.)
определение понятие значение информация система структура принцип слово знак |
1.2. Новая экономическаая антропология, в рамках которой работаю я, может сказать, что для человека, как для любой живой системы, важно знать - какую опасность представляет это «нечто» (бежать ли как можно дальше), или оно имеет ресурс (тогда надо приближаться). Но живое не может каждый раз выяснять опасность путем личного взаимодействия с «нечто», поэтому использует память, как запас знаний о свойствах других «нечто», или изучает путем воздействия на него другим «нечто». А понять - почему эти взаимодействия «нечто» с другими «нечто» - именно такие, а не другие - можно из знания внутренней субстанции «нечто» - не просто наполнения, но и его структуры.
1.3. Однако СУЩНОСТЬ - это не субстанция в смысле - наполнение «нечто», хотя люди чаще всего путают сущность именно с субстанцией. СУТЬ это лишь то, что люди смогли узнать про ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ каждого «нечто», хотя принципиально ни ПРИЧИНЫ, ни ЦЕЛИ существования Вселенной человечеству узнать не дано. Но людям как живой материи просто ради выживания - нужно знать свойства всех окружающих его «нечто», для чего у него выработалось сознание, способное изучать воздействие между разными «нечто» и запоминает результаты. Само «нечто» возникает лишь в момент, когда сознание человека узнает о его свойствах - то есть, о результатах взаимодействия этого «нечто» с другими «нечто», в первую очередь с самим человеком.
1.4. Если результат взаимодействия значим, то зафиксированный в памяти многих наблюдателей получает обобщение на уровне единицы человечества (ведь важно выживание не одной особи, а именно единицы вида людей - т.е. племени, государства), где возникает система передачи опыта многих людей из поколения в поколение, которая на этапе государства превращается в науку. Люди не могут знать ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ любого «нечто» в нашем мире, но ради выживания информация о степени его опасности должна быть в мозгу каждого человека, где она находится и проявляется в виде некой единицы памяти - ОПРЕДЕЛЕНИЯ самого «нечто», представляющего собой перечень известных свойств, который индивидуализируют «нечто» и конкретизируя его в виде феномена, явления, вещи, предмета, понятия. Через описание-определение человек получает инструкцию о том, как вести себя по отношению в этому «нечто». При этом сознание может из известных человеку свойств создать и воображаемое определение-описание, то есть такое «нечто», которое сейчас не существует в сегодняшней ойкумене людей. Если свойства этого воображаемого «нечто» не противоречат законам Природы (включая неизвестные), то это «нечто» есть ПРЕДВИДЕНИЕ, так как оно в силу закона вероятности имеет возможность где-то возникнуть, а потому - когда-нибудь и появиться в ойкумене людей как черный лебедь.
НЕОКОНОМИКА или новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово сущность, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение сущности является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин сущность поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста сущность с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение сущности. Сохраняю ортодоксальное описание сущности не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие сущность, оставаясь допущением, уже своим употреблением попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. Однако НЕОКОНОМИКА как новая экономическая теория нуждается в собственном однозначном термине СУЩНОСТЬ, что и заставляет меня произвести критику текста сущность в википедии.
Перепечатанные здесь текст про essence - это материал из англоязычной WikipediA — свободной энциклопедии. Для других целей см. раздел сущность (устранение неоднозначности).
В философии essence (суть или сущность) - это свойство или совокупность свойств, которые делают essence (сущность) или субстанцию тем, чем она является в своей основе, и которыми она обладает по необходимости, и без которых она теряет свою идентичность. essence (сущность) противопоставляется случайности: свойству, которое суть (сущность) или субстанция имеет случайно (вероятностно), без которого субстанция все еще может сохранять свою идентичность. Это понятие сущности строго восходит к Аристотелю (хотя оно также может быть найдено у Платона) [1], который использовал греческое выражение ti ên einai (τ τ τνν ενναι, [2] буквально означающее "то, что должно было быть" и соответствующее схоластическому термину quiddity) или иногда более короткая фраза ti esti (τ τ τσστι, [3] буквально означающая "то, что есть" и соответствующая схоластическому термину haecceity) для той же самой идеи. Эта фраза представляла такие трудности для ее латинских переводчиков, что они придумали слово essentia (англ. "essence") для обозначения всего выражения. Для Аристотеля и его схоластических последователей понятие сущности тесно связано с понятием определение (ρρισμ HOR horismos ).[4] В истории западной мысли, essence-сущность-суть часто служит средством для доктрин, которые стремятся выделиться из общей массы различных форм бытия, а также различных удостоверений условия для объектов и свойств; в этом логический смысл, концепция дает мощный теоретический и здравом смысле основой всей семье логические теории, основанные на "возможные миры" аналогии, созданной Лейбницем и развита в интенсиональной логики от Карнапа до Крипке, которая позже была оспорена "extensionalist" таких философов, как Куайн. |
Содержание
|
Онтологический статусВ своих диалогах Платон предполагает, что конкретные существа приобретают свою сущность через их отношения к "формам" — абстрактным универсалиям, логически или онтологически отдельным от объектов чувственного восприятия. Эти формы часто выдвигаются в качестве моделей или парадигм, "копиями" которых являются чувственные вещи. При использовании в этом смысле словоформа Essence часто пишется с большой буквы.[5] Чувственные тела находятся в постоянном движении и несовершенны, а потому, по мнению Платона, менее реальны, чем формы вечные, неизменные и завершенные. Типичные примеры форм, приводимые Платоном, - это величие, малость, равенство, единство, доброта, красота и справедливость. Аристотель переносит формы Платона к ядру индивидуальной thing (вещи), которая называется ousia ("бытиё" - "быть, Я есмь") или субстанцией. Сущность - это ti вещи, "что это такое" (to ti en einai). Сущность соответствует определению ousia; сущность - это реальный и физический аспект бытия (Аристотель, метафизика, I). Согласно номиналистам (Розелину Компьенскому, Вильгельму Оккамскому, Бернару Шартрскому), универсалии - это не конкретные сущности, а лишь звуки голоса; существуют только индивиды: "nam cum habeat eorum sententia nihil esse praeter individuum..." (Roscelin, De gener. et spec., 524). Универсалии - это слова, которыми можно назвать несколько индивидов; например, слово "homo". Поэтому универсалия сводится к излучению звука (Roscelin, De generibus et speciebus). Джон Локк различал "реальные сущности" и "номинальные сущности". Реальные сущности - это то, что делает вещь вещью, тогда как номинальные сущности - это наше представление о том, что делает вещь вещью.[6] По мнению Эдмунда Гуссерля, сущность идеальна. Однако идеал означает, что сущность есть интенциональный объект сознания. Сущность интерпретируется как смысл (Э. Гуссерль, идеи, относящиеся к чистой феноменологии и к феноменологической философии, параграфы 3 и 4). ЭкзистенциализмОсновная статья: смысл (экзистенциальный) Экзистенциализм был основан на одобрении Жан-Полем Сартром высказывания Мартина Хайдеггера о том, что для человека "существование предшествует сущности" ("existence precedes essence"). "В той мере, в какой "essence" ("сущность") является краеугольным камнем всей метафизической философии и рационализма, высказывание Сартра было отрицанием предшествовавшей ему философской системы (и, в частности, системы Гуссерля, Гегеля и Хайдеггера). Вместо того чтобы "is-ness" ("есть-ность") порождала "действительность", он утверждал, что существование и действительность приходят первыми, а сущность выводится потом. Для Киргегарда именно индивидуальная личность является высшей моральной сущностью, и личностные, субъективные аспекты человеческой жизни являются наиболее важными; кроме того, для Киргегарда все это имело религиозное значение.[7] Сущность в метафизике"Сущность" в метафизике часто синонимична душе, и некоторые экзистенциалисты утверждают, что индивидуумы обретают свои души и духи после того, как они существуют, что они развивают свои души и духи в течение своей жизни. Для Киргегарда же акцент делался на сущности как "природе". "Для него не существует такой вещи, как "человеческая природа", которая определяет, как человек будет себя вести или каким он будет. Во-первых, он или она существует, а затем приходит собственность. Jean-Paul Sartre более материалистический и скептический экзистенциализм развивал этот экзистенциалистский принцип, категорически отрицая любую метафизическую сущность, любую душу, и утверждая вместо этого, что существует просто существование с атрибутами в качестве сущности. Таким образом, в экзистенциалистском дискурсе сущность может относиться к физическому аспекту или свойству продолжающегося бытия человека (характер или внутренне обусловленные цели), или к бесконечному входящему в человека (которое может быть утрачено, атрофировано или развиться в равную часть с конечным), в зависимости от типа экзистенциалистского дискурса. Эссенциализм марксизмаКарл Маркс был последователем мысли Гегеля, и он тоже разработал философию в ответ на своего учителя. В своих ранних работах Маркс использовал телеологию аристотелевского стиля и вывел концепцию сущностной природы человечества. Экономические и философские труды Маркса 1844 года описывают теорию отчуждения, основанную на том, что человеческое существование полностью отличается от человеческой сущности. Маркс говорил, что человеческая природа социальна и что человечество обладает особой сущностью свободной деятельности и сознательного мышления. Некоторые ученые, такие как Philip Kain, утверждали, что Маркс отказался от идеи человеческой сущности, но многие другие ученые указывают на то, что Маркс продолжал обсуждать эти идеи, несмотря на упадок таких терминов, как сущность и отчуждение в его более поздних работах. Сущность в буддизмеВ рамках Школы Madhyamaka school of MahayanaBuddhism, Candrakirti отождествляет себя как:
Buddhapālita добавляет, комментируя Nagārjuna's Mūlamadhyamakakārikā,
Для буддистов Madhyamaka "Shunyata" ("пустота") (также известная как Anatta или Anatman) - это сильное утверждение, что все явления лишены какой-либо сущности, и что анти-эссенциализм лежит в основе буддийской практики, и именно врожденная вера в сущность считается болезненным затемнением, которое служит корнем всех страданий. Однако Madhyamaka также отвергает догматы идеализма, материализма или нигилизма; вместо этого, идеи истины или существования, наряду с любыми утверждениями, которые зависят от них, ограничены их функцией в контексте и конвенциях, которые их утверждают, возможно, несколько сродни релятивизму или прагматизму . Для Madhyamaka парадоксы замещения, такие как Корабль Тесея, объясняются утверждением, что Корабль Тесея остается таким (в рамках утверждающих его условностей) до тех пор, пока он не перестанет функционировать как Ship of Theseus (Корабль Тесея). В Nagarjuna's Mulamadhyamakakarika глава XV исследует саму сущность. Сущность в индуизмеВ понимании любой индивидуальной личности проводится различие между Swadharma (essence - сущностью) и Swabhava (ментальными привычками и обусловленностями личности эго). Swabhava - это природа человека, которая является результатом его samskara (впечатлений, созданных в уме в результате взаимодействия с внешним миром). Эти samskaras создают привычки и ментальные модели, и они становятся нашей природой. В то время как существует другой вид svabhava, который является чистым внутренним качеством - smarana - мы здесь фокусируемся только на svabhava, которая была создана благодаря samskaras (потому что, чтобы открыть чистую, внутреннюю svabhava и smarana, нужно осознать свои samskaras и взять их под контроль). Dharma происходит от корня dhr "to hold" ("держать") - это то, что удерживает сущность вместе. То есть, Dharma - это то, что дает целостность сущности и содержит основное качество и идентичность (сущность), форму и функцию этой сущности. Dharma также определяется как праведность и долг. Исполнять свою дхарму - значит быть праведным, исполнять свою дхарму - значит исполнять свой долг (выражать свою сущность).[9] |
См. также
|
|