06.06.2021. НЕОКОНОМИКА или новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово множество, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение множества является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин множество поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста множество в словаре из Википедии, как отражающего самое распространенное в мире значение слова множество. Сохраняю ортодоксальное описание множества не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие множества, оставаясь допущением, уже своим употреблением теория множества попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. В ортодоксии термин множества использовался для обоснования теории предельной полезности, то НЕОКОНОМИКА (как называется новая экономическая теория) считает теорию принятия решений исключительно психологической, что и заставляет меня произвести критику текста множество в википедии.
единица человечества общество социальная группа племя род семья союз племен |
|
Множетво в математике
Мно́жество — одно из ключевых понятий математики; это математический объект, представляющий собой набор, совокупность каких-либо объектов, отличающуюся от кортежей тем свойством, что смысл этой совокупности не изменяется от перестановки объектов или добавления одних и тех же. Сами объекты называются элементами этого множества[1]. |
Изображение множества многоугольников в виде Круга Эйлера (диаграмма Эйлера).
Изучением общих свойств множеств занимаются теория множеств, а также смежные разделы математики и математической логики. Примеры: множество жителей заданного города, множество непрерывных функций, множество решений заданного уравнения. Множество может быть пустым и непустым, упорядоченным и неупорядоченным, конечным и бесконечным, бесконечное множество может быть счётным или несчётным. Более того, как в наивной, так и в аксиоматической теориях множеств любой объект обычно считается множеством. Понятие множества позволяет практически всем разделам математики использовать общую идеологию и терминологию. История понятия множествоОсновная статья: История теории множеств Основы теории конечных и бесконечных множеств были заложены Бернардом Больцано, который сформулировал некоторые из её принципов[2][3][4]. С 1872 года по 1897 год (главным образом в 1872—1884 годы) Георг Кантор опубликовал ряд работ, в которых были систематически изложены основные разделы теории множеств, включая теорию точечных множеств и теорию трансфинитных чисел (кардинальных и порядковых)[5]. В этих работах он не только ввёл основные понятия теории множеств, но и обогатил математику рассуждениями нового типа, которые применил для доказательства теорем теории множеств, в частности впервые к бесконечным множествам. Поэтому общепризнано, что теорию множеств создал Георг Кантор. В частности, он определил множество как «единое имя для совокупности всех объектов, обладающих данным свойством», и назвал это объекты элементами множества. Множество всех объектов, обладающих свойством A(x) (то есть утверждением, истинность которого зависит от значения переменной x), он обозначил {x | A(x)}, а само свойство A(x) назвал характеристическим свойством множества X. Несмотря на доброкачественность этого определения, концепция Кантора привела к парадоксам — в частности, к парадоксу Рассела. Так как теория множеств фактически используется как основание и язык всех современных математических теорий, в 1908 году теория множеств была аксиоматизирована независимо Бертраном Расселом и Эрнстом Цермело. В дальнейшем некоторые исследователи[кто?] пересматривали и изменяли обе системы, но в основном сохранили их характер. Они известны как теория типов Рассела и теория множеств Цермело. Впоследствии теорию множеств Кантора стала называться наивной теорией множеств, а теория (в частности, Рассела и Цермело), перепостроенная после Кантора, — аксиоматической теорией множеств. В практике, сложившейся с середины XX века, множество определяется как модель, удовлетворяющая аксиомам ZFC (аксиомы Цермело — Френкеля с аксиомой выбора). Однако при таком подходе в некоторых математических теориях возникают совокупности объектов, которые не являются множествами. Такие совокупности называются классами (различных порядков). |
|
МНОЖЕСТВО в политической философии
Статья МНОЖЕСТВО в Википедии есть ПЕРЕПЕЧАТКА материала из Википедии — свободной энциклопедии, куда читатель может перейти по клику на кнопку заголовка:
множество в википедииУ термина множество существуют и другие значения, см. Множество (значения). Множество это — понятие в политической философии [1], в настоящее время связываемое прежде всего с работами Антонио Негри и Майкла Хардта, а также Паоло Вирно[2]:409. Множество — это политический субъект, группа людей, которых нельзя отнести к какой-либо категории, за исключением факта их совместного существования. Множество возникает в глобальном масштабе в связи с распадом старых принципов идентичности национального государства. Множество есть совокупность неоднородных сингулярностей, которые действуют не через национальные государственные институты, а через стихийные разнообразные процессы сетевой власти[2]:409. |
* | Содержание 1 История понятия множество 2 Множество в современной философии
3 Влияние 4 См. также 5 Примечания 6 Литература 7 Ссылки |
История понятия множествоСлово множество упоминается еще у Аристотеля, однако в смысле, близком к современному, понятие множества разработано Спинозой, у которого его заимствовал Антонио Негри[3]. Спиноза в «Богословско-политическом трактате» (1677) определяет множество как многообразие сингулярностей и наделяет его материалистическим и имманентным измерением, то есть по сути делает множество имманентным самому себе, что подразумевает невозможность определять его существование каким-либо внешним источником власти. Спинозовский концепт множества был направлен против протестантских теорий государства и демократии того времени, прежде всего против гоббсовской концепции народа и суверена. Множество как совокупность сингулярностей находится в центре публичного измерения общих дел и, образуя разнообразные связи и отношения, является основой для гражданских свобод. Томас Гоббс же, напротив, рассматривает множество как главную угрозу для государственного суверенитета и, соответственно, для существования народа и государства[1]. Множество в современной философииАнтонио Негри впервые обратился к понятию множества в своей книге о Спинозе (1981), однако широкую известность концепт множества приобрел в 2000-е годы, с выходом книг «Империя» и «Множество» (в соавторстве с Майклом Хардтом), а также работы Паоло Вирно «Грамматика множества». Негри и Хардт, пытаясь уйти от дихотомии общество—индивид и от понятий «народ» и «массы»[4]:XV—XVI, предложили понятие множества. Множество, народ и массаПонятие множества как политического субъекта противостоит понятию народа (в гоббсовской традиции)[5]. В отличие от народа, понимаемого как нечто цельное и обладающее определенной идентичностью и единством, множество многолико и обладает бесчисленным количеством различий. Множество состоит из разных культур, рас, этносов, сексуальных ориентаций, различных форм труда, разных ценностей, мировоззрений, устремлений и образов жизни[6]. Множество также не есть масса, поскольку масса есть нечто неразличимое, однородное и единообразное, а в множестве различия сохраняются. Именно наличие радикальных различий, которые нельзя свести к какой-либо идентичности есть фундаментальное свойство множества[4]:XVII. Множество есть активный социальный и политический субъект, чья деятельность основана не на идентичности или единстве, а на наличии общего. Множество обладает имманентной демократичностью, которая должна стать радикальным выражением свободы и равенства без всяких ограничений[4]:XXI Множество и империяВозникновение множества как явления тесно связано с реалиями современного мира, устройство которого трактуется как «Империя» (в противоположность империализму) и представляет собой глобальный порядок сложной сетевой иерархии. Данный порядок в виде «универсальной республики» (Империи) обладает имперским суверенитетом, который выражается в принципиальной открытости своего пространства[7]:739. Такое свойство подразумевает бесконечный процесс включения в себя новых элементов и их трансформации с утратой имманентных им свойств. В Империи отсутствует единый властный центр, однако вся её сеть по сути пронизана властью. В таких условиях стирается граница между политикой и экономикой (автономного политического поля больше не существует), сетевая структура по сути становится структурой «общества контроля» (в терминологии Фуко), а сама Империя становится высшей формой биовласти, то есть типа власти, который пронизывает всю социальную жизнь[7]:742. Империя не есть положительная реальность, она глубоко негативна, поскольку основана на насилии, поэтому возвышение империи есть одновременно её падение. Империя имманентна самой себе, и не существует ничего вне её границ. Империя доминирует над национальными государствами и использует их в качестве инструментов для управления транснациональными потоками капитала, товаров и рабочей силы, которые определяют её гегемонию, однако именно внутри неё появляется политический субъект, который ей противостоит — множество[2]:420. Множество имманентно Империи, а Империя имманентна множеству и основана на том же принципе имманентности и различия, что означает неспособность Империи по своей природе помешать автономному и самодостаточному множеству стать политическим субъектом[8]. Свойства множестваПредпосылками для появления множества являются изменение в сущности традиционного труда. Труд становится нематериальным в смысле конечного продукта, который носит в большей степени интеллектуальный, эмоциональный или коммуникативный характер, как и процессы производства, которые также превращаются интеллектуальный, эмоциональный или коммуникативный процессы[2]:305. Интеллектуальный труд в совокупности с децентрацией производства и появлением высокоскоростных интернет-коммуникаций обеспечивают организационные предпосылки для появления множества[2]:305. Множество основано на общности, а первичным условием общности является язык[8]. Язык есть не просто форма выражения, а опыт, форма бытия общности. Язык обеспечивает производство потребностей (аффектов, мыслей, желаний и действий) и само существование множества. С появлением множества высвобождается позитивная человеческая энергия, которая в трактовке Негри соответствует древнеримскому понятию «posse» (власть как действие), а также ряду терминов философов эпохи Возрождения (эксперимент у Бэкона, любовь у Кампанеллы, «potentia» у Спинозы)[9]:375. Posse — это способности ума и тела, а в современном мире это деятельность множества во имя свободы через изменение имперской конститутивной власти. При этом противопоставляется друг другу два типа власти: конститутивная (институциональная) и конституирующая — реализация спинозовской «мощи» («potentia»)[2]:105. Конституирующая власть и есть власть множества. Речь идет не об участии множества в борьбе за власть, а о борьбе за инновационные формы жизни, за разнообразие опыта[8]. Множество подразумевает отказ от подчинения; Негри использует термин «исход» в смысле пассивного сопротивления. Политическая деятельность множества в перспективе способна изменить традиционные механизмы власти и контроля и привести к обществу настоящей демократии и свободы. Развитие понятия множество у Паоло ВирноПаоло Вирно в работе «Грамматика множества» (2001) развивает понятие множества. Вирно реконструирует его генеалогию, отмечая конкуренцию в XVII веке «народа» («populus») Гоббса и «множества» («multitude») Спинозы. Существовавшие в дальнейшем в политической мысли оппозиции публичное/частное, индивидуальное/коллективное были следами дебатов XVII века. Современное проявление множества как формы жизни выражается в «отсутствии корней», мобильности, неопределенности, тревоги и поиска безопасности. При этом Вирно переосмысляет хайдеггеровские понятия страха и тревоги применительно к современности: эти аффекты становятся постоянными атрибутами социальной жизни[10]:161—163. Вирно использует понятие «общего интеллекта» («General Intellect» у Маркса) для анализа рациональности множества. Общий интеллект создает особый вид негосударственного публичного пространства и есть по сути есть «живой труд», который включает интеллект, язык и коммуникацию. Важность данных элементов в современной жизни приводит к созданию нового типа труда: Вирно вводит понятие виртуозности [11], что означает, в том числе, смешение границ между такими явлениями, как производство, творчество и политика. Выработка новых моделей коммуникации осуществляется множеством с помощью феномена обычной «болтовни», а адаптация к изменениям условия труда происходит через «любопытство» (оба термина заимствуются у Хайдеггера)[10]:170. Влияние С 2000 года во Франции выходит альтерглобалистский журнал левой критики «Multitudes». Его основатель экономист Ян Мулье-Бутан развивает концепт множества Антонио Негри в рамках теории когнитивного капитализма (экономики знания). В 2012 году вышла книга «Экономика множества» Николаса Колэна и Анри Вердье, рассматривающая проблемы интеллектуального труда и современной электронной экономики сквозь призму концепции множества[12]. См. также
Примечания
Литература Хардт М., Негри A. Империя / Пер. с англ., под ред. Г. В. Каменской, М. С. Фетисова. — М.: Праксис, 2004. — 440 с. ISBN 5-901574-40-0 Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Культурная Революция, 2006. — 559 с. ISBN 5-902764-09-2 Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / пер. с ит. А. Петровой под ред. А. Пензина. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 176 с. ISBN 978-5-91103-143-5 Ссылки Пензин А. Паоло Вирно: «Грамматика множества» как антропология капитала Пензин А. «Революционное чудовище»: понятие множества в философии Антонио Негри Проект Множество Статья Антонио Негри "Who's afraid of the Multitude? Between the Individual and the State," Montag, Warren. Who's afraid of the Multitude? Between the Individual and the State // The South Atlantic Quarterly, Fall 2005, 104(4). — P. 655—673. Категория: Понятия политической философии |