20.06.2021. НЕОКОНОМИКА или новая российская экономическая теория использует те же слова, включая и слово активность, которые используют марксизм и ЭКОНОМИКС, как в англосаксонских странах называется неоклассическая экономическая теория. При этом любое определение активности является маленькой гипотезой, доказательством которой является эмпирическая практика многих людей. В разных теориях термин активность поднимает свой ряд ассоциаций, который я пытаюсь зафиксировать путем перепечатки текста активность в словаре с сайта ВикипедиЯ, как отражающего самое распространенное в мире значение слова активность. Сохраняю ортодоксальное описание активности не только потому, что НЕОКОНОМИКА строится как научно-исследовательская программа, сколько потому, что понятие активность, оставаясь допущением, благодаря уже своему употреблению попадает в твердое ядро фактически в качестве аксиомы. В ортодоксии феномен активности использовался для обоснования теории предельной полезности, то НЕОКОНОМИКА (как называется новая экономическая теория) считает теорию принятия решений исключительно психологической, что и заставляет меня произвести критику текста активность в википедии.
единица человечества общество социальная группа племя род семья союз племен |
Активность как состояние
1.2. Поясняю читателю свою задачу: - Я пытаюсь создать СЛОВАРЬ НЕОКОНОМИКИ, в котором каждый термин имел бы однозначное значение, но с активностью возникает проблема, так как в русском языке слово активность имеет, по крайне мере, два значения:
- 1.3. Первое значение: - активность есть СОСТОЯНИЕ субъекта, когда он находится во взаимодействии с объектом (если более точно, то активность есть состояние субъекта в тот период существования самого субъекта, когда он не просто воздействует на некий объект, а имеет место доминирующее воздействие, результат которого доступен дл наблюдения органам чувств человека или приборам;
- 1.4. Второе значение слова активность: - это отождествление слова «активность» со специализированными словам - интенсивность, энергичность, темп, скорость и т.п., в результате которого понятие «сила воздействия» подменяется тавтологией «активность действия».
1.5. Хорошо, что довольно просто обосновать рекомендацию - не использовать в научных текстах слово активность во втором значении, так как словосочетание «активность действия образует тавтологию, ведь активность и есть состояние субъекта, когда тот действует.
|
Состояние активности
2.1. Примитивное представление о дуализме состояния живого существа позволяло распространять понятие активности и на неодушевленные предметы. Так стали возможными выражения - «активное солнце» или «активная химическая реакция», которые содержат мало информации, так как являются лишь украшениями речи, притом что есть вполне специализированные синонимы - интенсивность, энергичность и т.п., которые указывают на конкретные природные силы, кроме того что их можно измерить при помощи каких-то физических единиц.
2.2. Очевидно, что НЕОКОНОМИКА (новая экономическая теория) и, особенно, экономическая антропология в своих глоссариях могут содержать термин активность, и в данной статье я лишь объясню, почему терминология неокономики, если и может содержать слово активность, то только в первом значении - активность как состояние субъекта, которое человек-наблюдатель оценивает как «активное» по сравнению с неким предыдущим «неактивным».
2.3. Переход некой сущности в «активное состояние» происходит благодаря действию объективных сил Природы, но для того, чтобы это состояние было названо «активным» - критично его обнаружение и оценка со стороны наблюдателя. В окружающей среде явления доминирующего воздействия субъекта на объект имеют место в неисчислимом количестве, но они становятся бытовым понятием под названием - состояние активности, лишь при условии его видимости человеком. Сам предмет не может оценить - активен он или нет, и характеристика - активный в отношении сущности - важна лишь для самого человека-наблюдателя, и тем людям, которым он сообщает про активность, как обстоятельство, представляющее опасность для их жизни.
2.4. Далее будут несколько выдержек из словарей, и первой - будет цитата из статьи Активный из Викисловаря, ведь определение активности относит нас к прилагательному «активное».
АктивныйЗначение слова активный
|
Синонимы активности | Антонимы | Гиперонимы | Гипонимы |
|
|
Родственные словаБлижайшее родство
Этимология слова активныйПроисходит от activus «действующий», далее из actus «действие» из agere «приводить в движение, гнать» (восходит к праиндоевр. *ag- «гнать, двигать») |
Фразеологизмы и устойчивые сочетанияактивная конструкция активное избирательное право активные шахматы активный залог активный ил активный оборот активный падеж активный словарь биологически активная добавка | Перевод слова активныйСписок переводов
|
Активность в словареЗначение слова активность
|
Синонимы слова активность | Антонимы | Гиперонимы | Гипонимы |
|
|
|
|
Родственные словаБлижайшее родство
ЭтимологияПроисходит от прил. активный, далее из лат. activus «действующий», далее из actus «действие» из agere «приводить в движение, гнать» (восходит к праиндоевр. *ag- «гнать, двигать»). Фразеологизмы и устойчивые сочетания
|
Что значит активность
|
3.2. Как я уже сказал, бытовое слово активность обозначает одно из двух состояний сущности, когда наблюдатель может видеть результат воздействия этой сущности на другие. Но чаще - воздействие есть, а результат не видим, поэтому термин активность как субъективная характеристика малопригоден для научных текстов, но часто употребляется в силу сложившейся традиции. Кроме того без понятия активности, трудно понять понятие пассивность. Ведь понятие активности (1) основано на признании факта, что сущность может находиться и в состоянии неактивности - в смысле (2) «без воздействия» на другие сущности, причем вариантом последнего состояния может быть (3) ситуация, когда сущность сама является объектом воздействия со стороны другого субъекта, для которой и применима характеристика словом пассивность.
3.3. Если проанализировать определение активности, то от альтернативных состояний его отличает присутствие таких атрибутов, как - взаимодействие (связь) и воздействие (влияние), причем обязательно доминирующих и видимых наблюдателю, о которых не мешает получить представление прежде, чем говорить о понимании понятия активность.
Рис.1. В науке принято связь (множество всех взаимодействий) представлять как пару взаимных влияния двух сущностей, которые есть взаимные действия по одной природной силе - первого предмета на второй и обратное воздействие второго на первый, что графически можно изобразить в виде пары взаимных векторов.
3.4. Если исходить из современных представлений о Природе, то все сущности, даже воображаемые человеком, между собой имеют связь, хотя бы в силу принадлежности их к одной Вселенной. В науке связь представляют как пучок взаимодействий по каждой из сил Природы, даже по тем, которые сегодня не известны человечеству. Если же рассматривать взаимодействие по одной природной силе (связь же - это все взаимодействия по всем силам), то его можно представить в виде двух взаимных воздействий (влияний). (При этом мы должны понимать, что людям не дано знать число взаимодействий между даже двумя сущностями, так как не дано знать число сил Природы, по которым эти взаимодействия и возникают. Кроме того, связь и взаимодействие - есть одно движение материи между сущностями, поэтому «разрывание» этого одно движения на два противоположно направленных воздействий (влияний) - человек представляет лишь в силу способности к абстрагированию.)
Рис.2. Как правило - в науке производят суммирование двух взаимных влияний, и именно результат суммирование влияний называют словом - воздействие.
Активность в психологии
4.1. Слово активность получило широкое распространение благодаря формированию такой науки как психология, и комплекса связанных с ней социальных наук, в которых феномен активность человека стал одним из основных предметов изучения (правда, без четкого понимания самого понятия активность). Если в точных науках активность понимается как обозначение активного состояния сущности, когда результат сил её воздействия становятся видимыми для наблюдателя (и на самом субъекте воздействия), то в психологии активность индивида или активность личности понимается как свойство, присущее модели человека имманентно, где под человеком понимается представитель биологического вида Homo sapiens sapiens. Активность в социальных науках - это переход индивида в состояние ориентировочно-исследовательский деятельности из предыдущего состояния «бездействия».
Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создаётся жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, заключающейся в обследовании (исследовании) окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи (см. Психика, Развитие психики). |
Активность личности
Белан Е. А. - Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1148-1151. - В статье представлена систематизация основных подходов к исследованию активности личности в отечественной психологии. Показано, что категория активности в сочетании с категорией целенаправленной деятельности выступает как базовая родовая характеристика личности как субъекта жизнедеятельности. Belan E. A. - General characteristic of the phenomenon of activity in domestic psychology // Izv. Penz. gos. peda-gog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1148-1151. - In article ordering of the basic approaches to research of activity of the person in domestic psychology is presented. It is shown, that the category of activity in a combination to a category of purposeful practical activity acts as the base patrimonial characteristic of the person as subject of ability to live. Keywords: the person, the subject, activity, practical activities. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА АКТИВНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Современные психологические исследования постулируют значимость личностной организации жизнедеятельности и особую роль качественных параметров этой организации, в условиях постоянно изменяющихся условий окружающего мира. Проблемы полноценного функционирования и развития личности в современных условиях концентрируются в проблемное поле, которое можно обозначить как психология активности личности в целостном понимании её в качестве субъекта жизнедеятельности. В истории развития знания о проявлениях человеческой активности выделяется философская концепция активизма, согласно которой активность человека (в частности духовная активность) есть сущность реальности. Днная концепция основывается на представлении о том, что сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира [21]. А. И. Крупнов считает, что «активность человека можно определить как особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате, устойчивости и объеме взаимодействия, исходящего из внутренней его инициативы» [14, с. 26]. Понимание активности как деятельного состояния живых существ обосновывает активность в качестве главного условия их существования в мире, обеспечивающее функционирование и развитие живых существ, представляющих собой деятельные системы. Активное существо содержит в себе источник движения [17], следовательно, выступает причиной самого себя и своего воспроизводства в мире. Активность, будучи важнейшим качеством личности, позволяет человеку осуществлять способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами. В таком ракурсе понимание активности совпадает с кантовской формулировкой активности как «причинности причины». Именно внутренняя локализация источника движения обусловливает понимание активности как причинности. Причиной движения и активности как его модификации, служит некоторая неоднородность материи [13]. Отсутствие полной качественной тождественности даже самых элементарных частей материи порождает многообразие в организации активности, множественность путей развития систем. Являясь нелинейными, активные живые системы обладают большим разнообразием в поведении. Как указывает Р. Р. Мухин, для них характерны наличие обратных связей, пороговость, режимы насыщения. Кроме того, данные системы обладают двумя или более качественно различающимися решениями [15]. Такой аспект понимания активности находится в соответствии с концепцией «свободной причинности» Г. Ф. Гегеля. Активность, философски понимаемая как всеобщее свойство и атрибут материи, выражается в способности системы изменять другие объекты, развивать определённые внутренние состояния, актуализирующие природу объекта под влиянием внешних воздействий, в способности к самодвижению [13]. С. Д. Смирнов отмечает, что сложились две традиции использования термина «активность»: 1) данный термин обозначает составляющую любого процесса взаимодействия или действия, детерминируемую внутренней природой объекта; 2) процесс, характер которого определяется, прежде всего, внутренней детерминацией объекта, его самообусловленностью к общим параметрам активности учёный относит: инициирование действия субъектом; направленность на изменение внешней действительности; отставленность во времени и пространстве акта деятельности от окончательного результата, с одной стороны, и от инициировавших его событий - с другой, а также наличие между ними многих опосредствующих действий [20]. В психологической литературе неоднократно ставится вопрос о соотношении понятий «активность» и «деятельность». Так, В. И. Слободчиков указывает, что «до сих пор недостаточно определен понятийный статус целого ряда терминов, близких к понятию «деятельность», - например, «жизнедеятельность», «поведение», «работа», «труд», «занятие», «практика», «дело» и др. Все эти слова широко используются при характеристике человеческой реальности, но само слово «деятельность» фактически оказывается лишь общим именем разнородных форм человеческой активности» [19, с. 42]. Сам автор полагает категорию деятельности, наряду с категориями общности и сознания, предельной, не выводимой из других категорий, «всеобщим способом бытия человека, способом его жизнедеятельности, задающим и весь универсум собственно человеческих характеристик этого бытия (в том числе - и его собственно психологических характеристик) [19, с. 45]. A. А. Волочков проводит детальный анализ соотношения указанных понятий. Им выделено две основные линии - А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Леонтьевская традиция рассматривает активность как внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности, рубинштейновская - как характеристику взаимодействия систем или явлений, раскрывающую их способность к саморазвитию [10, с. 31]. А. А. Волочков отмечает, что большинство исследователей рассматривает данные категории как взаимосвязанные, в то же время наблюдается и стремление к дифференциации [10, с. 31]. B. А. Петровский приводит три варианта соотношения понятий активности и деятельности:
Согласно Л. Я. Дорфману, активность есть основной способ взаимодействия интегральной индивидуальности с миром и во всех своих проявлениях - жизнедеятельность [12]. При этом в действительности «человеку присущи формы активности, обусловленные и внешними, и внутренними источниками одновременно» [12, с. 328]. А. А. Волочков рассматривает активность «как всеобщий способ, форму и меру взаимодействия, обеспечивающая единство, развитие и взаимопереходы материального и идеального» [10, с. 25]. Активность человека, по мнению автора, «представляет единый поток взаимодействий, обеспечивающий целостность и постоянное развитие его как субъекта бытия» [10, с. 6]. Полагая категорию активности в качестве обозначения универсальности взаимодействия на всех уровнях развития, А. А. Волочков определяет активность в психологическом контексте как «универсальный способ, форму и меру природно-социальных взаимодействий, в ходе которой человек развивается и проявляется преимущественно как их субъект (прежде всего в плане преобладания внутренней детерминации над внешней)» [10, с. 25]. Л. Ф. Алексеева определяет личность как «основное свойство и в то же время постоянное состояние живого организма, в том числе и человека, обеспечивающее жизнедеятельность организма, психики и сознания путем непрерывного изменения внутренних и внешних функций индивида в соответствии с ситуативной и личностной диспозициями» [1]. А. Г. Асмолов выделяет три подхода, основывающихся на принципе активности. Первый изучает зависимость познания мира человеком от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Второй подход выражается в понимании психических процессов как продуктивных, порождающих психический образ. В третьем подходе на первый план выносится самодвижение деятельности, базирующегося на принципе неадаптивной природы человеческой деятельности [5, с. 131-134]. А. Г. Асмолов обосновывает неодеятельностный подход, для которого категория целенаправленной деятельности должна пониматься «как универсальная форма существования жизни, порождающая в биогенезе образ мира как пространство биологических смыслов; в социогенезе - образ мира как пространство значений (интерсубъективное измерение реальности); в персоногенезе человека - образ мира как пространство личностных смыслов (интра-субъективное измерение реальности)», необходимо также выделение коммуникативного дискурса категории деятельности, «интерпретируемой как основа существования биологических, социологических и психологических систем, а тем самым стимулирование диалога с научными школами в других науках, рассматривающими категорию целенаправленной деятельности как объяснительный принцип анализа различных реальностей - природы, общества, культуры, истории, экономики и т. д.» [3, с. 4]. В этом ракурсе, отмечает А. Г. Асмолов, категория деятельности выполняет две функции:
А. И. Крупнов полагает, что сущность активности личности объясняется «внутренним ее движением и самоопределением, исходя из внешних обстоятельств и внутренних возможностей, которыми она обладает» [14 с. 27]. Он называет следующие основные положения психологической проблематики изучения активности:
А. В. Брушлинский, анализируя категорию деятельности, приводит особенности деятельности, выделенные С. Л. Рубинштейном:
Таким образом, адекватное исследование деятельности, подводит итог А. В. Брушлинский, должна обязательно включать изучение субъекта и взаимодействие субъекта с объектом [7, с. 155]. А. А. Волочков перечисляет ряд существенных признаков активности.
А. В. и В. А. Петровские определяют деятельность как целокупное самоценное действие. При этом, «источником деятельности являются мотивы субъекта, ее целью - образ возможного (в качестве прообраза того, что свершится), ее средствами - отдельные действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом - переживание отношений, складывающихся у субъекта с миром» [16, с. 6]. Разрабатывая категориальную схему психологии, А. В. Петровский и В. А. Петровский формируют кластер активности, которая определяется по кантовски - как причинность причины. Данный кластер объединяет категории метаболизма, рефлекса, действия, деятельности и свободы [16, с. 10]. На уровне деятельности «обеспечивается само существование деятельной способности субъекта, что и составляет конечный ориентир активности - ее целевую причинность» [16, с. 11]. На высшем уровне активности все четыре причины (по Аристотелю) выступают согласованно и системно, что, по мнению авторов, означает свободу реализации активности [16, с. 12]. Рассмотрение категории активности невозможно вне диалектического метода, что справедливо замечает и Ю. Р. Вагин [8]. В качестве диалектической противоположности активности он указывает диаметрально противоположную «новую активность», которая «не есть деятельность и не есть пассивность». В этой «новой активности» - «контрактивности» проявляются в измененном виде все характеристики изначальной активности, поэтому, по мнению Ю. Р. Вагина, игнорируя «диалектическую тенденцию любой активности переходить в свою противоположность» и «искусственно развивая и стимулируя какой-либо вид активности, мы рискуем в соответствии с диалектическими законами получить активность прямо противоположную той, развивать и стимулировать которую мы решили» [8]. Более традиционной противоположностью активности выступает пассивность. Б. А. Вяткин понимает активность как меру взаимодействия субъекта с окружающей средой, показатель практического самоосуществления личности в реальной жизни. Он считает, что «...активность не является абсолютной и исходной характеристикой психического, а приобретает свой реальный смысл лишь в сопоставлении со своей противоположностью - пассивностью» [11]. Однако это качество не является полным отсутствием активности. С. А. Васюра считает, что системный анализ активности должен включать в себя и рассмотрение ее противоположности - пассивности. При этом пассивность есть не отсутствие, а очень низкий уровень активности [9]. Автор предлагает определять границу между активностью и пассивностью на основании учета внешне наблюдаемой активности [9]. А. И. Крупнов характеризует пассивность как «слабую интенсивность в проявлении того или иного свойства или протекания любого взаимодействия», «навязанное поведение или состояние, вызванное извне другими объектами», когда инициатива взаимодействия исходит извне [14, с. 11]. Диалектику развертывания активности личности можно понимать и как диалектику саморазвития. По мнению ряда авторов, именно в способности к саморазвитию проявляется активность человека как личности, включая диалектику саморазвития, диалектику порождения противоречия, его разрешение через порождение нового противоречия, но на более высоком уровне; творческие моменты в жизнедеятельности [2; 4; 6]. Таким образом, в отечественной психологии категория активности в сочетании с категорией целенаправленной деятельности выступает как базовая родовая характеристика личности как субъекта жизнедеятельности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|